Датчик направления ветра своими руками. Как сделать анемометр на базе Arduino

Мой новый анемометр. Анемометр получился не маленький, генератор дисковый, диаметр винта 0.5 м. Анемометр горизонтального типа с шестилопастным винтом. В статье подробное описание с фото и видео

Новая статья по теме + фото и видео - Анемометр андроид + микрофон

Наконец дело дошло и до анемометра. Имея опыт изготовления уже трех ветрогенераторов я так и не знаю точно на каком ветре и сколько дают мои ветряки. Сейчас всего один ветрогенератор в строю, мой самый удачный, хотя и собранный весь " на коленке". Я примерно и представляю силу ветра и могу отличить ветер в 5 м/с от 10 м/с, но все-же хочется более точно знать скорость ветра чтобы определять мощность ветрогенератора.

Несколько дней время от времени думал из чего-же сделать анемометр, но из хлама, имеющегося дома пока ничего толкового не вырисовывалось. Нашел два маленьких моторчика от DVD плеера, но они что-то уж больно крошечные и лопасти к тонкому валу трудно придумать.

Попался мне на глаза автомобильный вентилятор, такие в грузовых авто ставят обычно. Вот его та я и замучил. Разобрал и достал моторчик. С винта сломал лопасти и осталось только основание - центральная часть, которая на вал надевается. Далее думал какие лопасти к нему приделать, пробовал и донышки пластиковых бутылок и банки консервные, но все это мне не нравилось.

Потом отыскал кусок ПВХ трубы диаметром 5см, и длинной50 см. Из нее сделал 4 лопасти, просто порезал трубу вдоль на две половинки, и половинки, каждую на две части, получилось 4 лопасти. В основании, которое осталось от родного винта просверлил 4 отверстия для крепления лопастей, так-же и в лопастях сделал 4 отверстия. Все это дело скрутил на болтики и получился четырех лопастной винт - савониус (первая "серьезная" вертикалка).

Ну а далее нашел провода нужной длинны, сростил метром 5 антенного кабеля и метров 8 обычного. провода сразу подсоединил чтобы замерять параметры с учетом длинны провода, так-как данные могут различаться если делать замеры на метровом проводе, или на 13 м.

Потом нашел кусок металлической трубки длинной около 80-90 см, ее изогнул буквой Z и примотал моторчик. Этой трубкой анемометр будет крепиться к мачте. Тут ничего сложного, можно использовать любой подручный материал.

Ну а далее, как собрал полностью анемометр, я его чтобы откалибровать установил на свой мотоцикл. Ниже на фото можно видеть как это сделано, все примитивно и просто. На зеркало приматах изолентой мыльтиметр, в общем кое-как все закрепил чтобы освободить руки для управления мотоциклом.

Этот осенний денек очень удачный из-за практически полного отсутствия ветра, что кстати и послужило быстрой сборки анемометра, не пропадать-же такому дню. На асфальт выезжать не хотелось, так-как с непонятной штуковиной спереди мотоцикла я бы привлекал к себе внимание, поэтому решил проехаться по полям вдоль лесопосадок.

Катался туда сюда и в разных направлениях и записывал в телефон показания мультиметра при разных скоростях движения. Стартовал анемометр со скорости 7 км/ч, и я постепенно откатал туда сюда на разных скоростях начиная с 10 км/ч и максимальная 40км/ч, можно было и больше, но грунтовые дороги очень не ровные и сильно не разгонишься.

>

После покатушек нарисовались вот такие данные. Мультиметр показал при 10км/с =0.06V , при 20км/ч=0.12V, при 30=0.20V, при 40км/ч=0.30V.

Потом с помощью калькулятора я высчитал показания для промежуточных значений скорости ветра.

Вольты-скорость ветра м/с.

Данные выше 11 м/с вычислил нарисовав на листке бумаги график роста напряжения в зависимости от скорости ветра, который плавно продолжил до 15 м/с. Этим-же днем, а точнее уже вечером установил анемометр на мачту к ветрогенератору. Опустил ветряк и примотал ниже анемометр. Трубу временно притянул на проволоку и обмотал дополнительно изолентой, получилось вроде крепко. Ну а далее поднял все это дело на место и теперь рядом с ветрогенератором на мачте теперь стоит анемометр, который стартует при 3м/с и исправно показывает скорость ветра.

>

>

Ниже на фото уже поднятый ветрогенератор с закрепленным анемометром. Более подробно я не стал фотографировать, так-как там ничего сложного нет, и повторять нечего. Анемометр собрать можно из чего угодно, из практически любого моторчика. Калибровать конечно удобнее на автомобиле. Там и комфортное, и удобнее, и спидометр точнее. Но я вот решил на мотоцикле, и тоже вроде получилось неплохо, надеюсь если спидометр и врет, то не намного.

>

Пока все, эта первая версия этого анемометра, и я думаю не последняя. А пока дождусь ветра и узнаю что дает мой ветрогенератор. Ну и дополню эту статью этими данными. А может что-нибудь придется переделывать....

Дополнение

Появился ветер и я испытал анемометр. Первые наблюдения за силой ветра и показанием амперметра генератора наглядно показали какой не постоянный ветер. Сдесь внизу, так-как мачта немвысокая, он состоит в основном из коротких порывов, длительность которых не привышает двух трех секунд, и за несколько секунд ветер может меняться в больших пределах.

Не нагруженый ничем винт анемометра резко реагирует на каждый порыв и изменение скорости ветра. А нагруженый винт этого ветрогенератора все-таки запаздывает в реакциях, и из-за этого не синхронные данные в показаниях. Сегодня ветер 3-7 м/с, анемометр правда ловил пару порывов до 10м/с, но они длились менее секунды и ветрогенератор просто не упевал на них реагировать.

Спустя некоторое время наблюдений нарисовались некоторые средние значения силы тока от ветрогенератора при определенном ветре. Стартует винт с 3,5-4 м/с, зарядка 0.5А на 4м/с, 1А на 5м/с, 2,5А на 6м/с, 4А на 7м/с, 5А на 8м/с . Эти данные усредненные, так-как амперметр аналоговый стот, и я могу ошибаться до 0.5А в показаниях силы тока от ветрогенератора.

Собираясь осенью и или зимой на работу не всегда в темное время суток понятно, какая погода за окном, в частности какой ветер. Я думаю при сильном ветре полезно одеть детей потеплее, да и самому не плошать. При ненастье также любопытно знать скорость бушующего за окном ветра. Вспоминая поговорку «готовь сани летом», решил летом построить своими руками анемометр. Опыт создания самодельных анемометров (измерителей скорости ветра) был, но конструкции создавались давно на старой электронной базе в 80 х годах прошлого века и время их не пощадило. Утилизируя очередной видеомагнитофон, решил оставить от него след на Земле. Во всех видеомагнитофонах есть блок вращающихся головок. Это прецизионный узел высокой точности и надежности — сердце каждого видеомагнитофона. Узел сделан из нержавеющего металла с осью вращающейся головки на герметичных подшипниках.

Как сделать анемометр своими руками

Части видеоголовки

Узел вращения блока готлвлк становится теперь сердцем анемометра. После удаления лишних деталей (вращающего трансформатора, магнитной головки и деталей двигателя) остался металлический каркас вращающейся головки с осью, неподвижная часть с блоком подшипников и шайба крепления двигателя. Узел довольно массивный, поэтому будущий анемометр будет предназначен больше для измерения скорости ветра от среднего до сильного. В принципе эти измерения и необходимы.

1. Доработаем головку вращения . Просверлим сверлом по металлу в боковой поверхности

вращающейся части 3 отверстия диаметром 4мм для крепления чашек. При сверлении ориентируемся на три отверстия в головке для крепления внутренних узлов.

2. Вставим в отверстия винты М4 длиной 10мм, для лучшего контакта с чашками из велосипедной камеры вырежем ножницами резиновые шайбы для предотвращения вращения чашек анемометра.

Сверлим отверстия Резиновый шайбы Винт с резиновой шайбой

3. В качестве чашек применены пластмассовые кружки, специально купленые в магазине за 7 рублей. Каждая кружка доработана:

— ручка срезана;

— на боковой поверхности в районе бывшей ручки просверлено отверстие диаметром 4мм.

4. Прикручиваем чашки к узлу вращения, используя шайбу и гайку. Прикручиваем аккуратно, не повредив стакан. Обратите внимание, чтобы выступающие части резиновой шайбы не касались при сборе неподвижного узла. Собираем конструкцию и проверяем легкость вращения.

Чашка прикручена Чашки прикреплены

Узел вращения собран. Теперь необходимо подумать об установке датчика вращения и о креплении узла. В качестве датчика оптимально применить геркон, срабатывающий от магнита, закрепленного на вращающемся узле. Частоту импульсов вращения можно преобразовать в оценку скорости ветра при помощи аналоговых или цифровых схем. Но можно пойти более простым путём – использовать велокомпьютер.

Установим в анемометр датчик велокомпьютера

1. Приклеим магнит

на вращающейся части узла. Во время крепления можно заодно провести работу по балансировке узла вращения. Магнит применен от комплекта велокомпьютера, единственно он вынут из пластмассового контейнера с помощью которого он крепится на спицах велосипеда. Балансировка необходима для устранения биений при вращении анемометра и как следствие раскачивания шеста и появления посторонних звуков в узлах крепления.

2. Просверлим в неподвижной части

Отверстие 7мм

узла отверстие диаметром 7мм и закрепим клеем герконовый датчик велокомпьютера в пластмассовом корпусе. При вклеивании датчика я собрал узел, положил на магнит кусочек картона толщиной 1мм, вставил датчик смазанный клеем в нужном месте в отверстие до касания с картоном и дополнительно промазал клееем. Такой способ установки датчика позволяет сохранить минимальный зазор между магнитом и датчиком и обеспечить надежное его срабатывание.

3. Проверяем работу узла на отсутствия касаний и по надежности срабатывания датчика (проверяем тестером).

Узел крепления

Узел крепления выполнен из уголка купленного в строительном магазине. Уголок двумя длинными винтами прикреплен к неподвижной части. Особенности крепления зависят от конкретного конструктивного исполнения головки видеомагнитофона.

Подключаем кабель

Кабель датчика удлинен на 7 метров с применением кабеля для построения компьютерной сети. Для удобства подключения на кабель и в разрывы сигнального кабеля велокомпьютера установлены разъемы от вентиляторов и блока питания компьютера. Сам велокомпьютер выполнен в настольном варианте, при помощи медной проволоки прикручен к магнитной системе двигателя видеоголовки. Получилась устойчивая конструкция.

Однажды столкнулся с вопросом, как можно определить, есть ли ветер в том месте, где он живет. Такой вопрос возник из-за того, что он хотел поставить ветряк для генерации электричества. С помощью этого хитроумного приспособления можно сделать замеры, как часто бывает ветер, с какой средней скоростью он дует и так далее. В качество основы для сбора и обработки информации лежит плата Arduino .

Материалы и инструменты для изготовления анемометра:
- кусок квадратной трубы;
- болгарка;
- сварка;
- подшипник;
- развертка;
- гвозди;
- краска;
- светодиодиодно-фототранзисторный датчик (можно вытащить из принтера);
- схема Arduino;
- минимальный набор инструмента.

Процесс изготовления:

Шаг первый. Изготавливаем датчик анемометра
Для изготовления датчика нужно взять кусок квадратной трубы и затем в ней вырезать окошко, через него потом будет происходить установка начинки. Внутри этой трубы нужно приварить металлическую пластину, она будет выступать в качестве держателя подшипника. Потом приваривается еще одна пластина для фиксирования нижнего подшипника.


Далее заготовка зажимается в тиски и диаметром сверла на 0.5 мм меньше, чем диаметр подшипника в нижней крышке и середине сверлится отверстие. Оба они нужны для подшипников. Чтобы подшипники встали на места с натяжкой, размер отверстий подгоняется разверткой. После того как подшипники были установлены, в них был вставлен гвоздь 100-ка. В середине окошка на него надевается пластмассовая шайба с четырьмя прорезями. Снизу гвоздя была нарезана резьба и затем на эту ось была накручена крыльчатка.

Шаг второй. Процесс изготовления крыльчатки
Чтобы изготовить крыльчатку нужно взять гайку и приварить к ней электродом на 2мм три гвоздя. Концы гвоздей обрезаются, и на них нарезается резьба. Затем на концы надеваются половинки от мячика.

В качестве держателя к корпусу был приварен шестигранный пруток из нержавеющей стали. А чтобы корпус не ржавел, он был покрыт белой эмалью.




Чтобы датчик мог считывать информацию, нужна шайба с прорезями. Автор достал ее из старой шариковой компьютерной мышки. Когда прорезь проходит перед светодиодно-фототранзисторным датчиком, он посылает сигнал электронике .

Что касается лопастей крыльчатки, то они сперва были изготовлены из теннисных мячиков. При таком размере лопастей крыльчатка заводится при ветре от 5 м/с. Чтобы сделать крыльчатку чувствительнее, были приобретены мячики диметром 55 мм, в таком случае крыльчатка начинает крутится уже при м/с. При этом измерение ведется до 22 м/с.

Шаг третий. Электронная часть
В качестве электронной схемы автор сперва использовал самодельную ЛУТ схему с добавлением зеленой макси из Китая. Но система не могла показывать скорость ветра в метрах/секунду. Она лишь отображала количество оборотов.







На данный момент идет сборка схемы на Arduino. Принцип работы анемометра автора точно такой, как и компьютерной мышки. Нужно теперь лишь соединить две схемы.

Было решено передать импульсы с фототранзистора на Arduino, при этом схема стала воспринимать такие сигналы как нажатия на кнопку. Чтобы получить скорость ветра, нужно просто посчитать, сколько идет нажатий на кнопку в течение определенного времени, скажем, в секунду. Однако не все так просто, чтобы перевести частоту вращения крыльчатки в скорость движения ветра м/с, требуется специальная формула. Ей автор с удовольствием делится.

Анемометром называют устройство, использующиеся в метеорологии для показания скорости и направления ветровых волн. Составляющие компоненты: чашечная верхушка, крепко прицепленная к оси прибора, соединяется с механизмом измерения. Когда воздушный поток проходит сквозь приспособление, чашечки или лопасти активизируются и начинают вращаться вокруг осевого столба.

Конструируют метеорологический инструмент, учитывая, для какого конкретного действия он будет предназначен. Анемометр измеряет количество оборотных действий чашечек или лопастей вокруг осевого центра в определенное время, что обычно равняется расстоянию, после этого считается скорость ветровых потоков в средней величине.

В другом случае лопасти или чашечки присоединяются к индукционному тахометру, заряженному электричеством. Здесь скорость ветровых потоков показывается сразу: не нужно дополнительно просчитывать другие величины и наблюдать за меняющейся скоростью.

Вышеописанный прибор можно с легкостью сконструировать в домашних условиях. Статья ниже расскажет читателю, как сделать автоматический Arduino анемометр в домашних условиях.

Шаг 1: Инструмент и периферия для изготовления анемометра на базе Arduino

В таблице ниже перечислены все необходимые компоненты для конструирования и их особенности.

Компонент Особенности
Модуль МПЗ Во всех инструкциях указано, что общая поддержка модуля равняется 25 тысячам фрагментов фраз, звуковых сигналов и мелодичных тонов. Загруженное аудио делится ровно на 255 музыкальных композиций. Встроено 30 уровней для регулирования громкости, а эквалайзер включает в себя 6 режимов обработки.
«Ручной» анемометр Инструмент представляет собой сенсорный датчик, который используется для слежения и оповещения, для человека, занимающегося различными видами спорта, где учитывается дуновение ветра.

Внутрь встроен контроллер, работа которого заключается в отсеивании помех. Следовательно, исходящий сигнал будет надежным и увеличенным по громкости. Через секунду с момента появления ветра датчик запиликает, и на сенсоре высветится показатель.

Корпус сооружения полностью спрятан от попадания влаги. Разъем, куда присоединен шнур питания, также обмотан водонепроницаемым материалом. Само устройство сконструировано с использованием прочного металла. Поэтому такой сенсор не боится плохих погодных условий под открытым небом.

Микропроцессор Ардуино Составляющие компоненты микропроцессора: аппаратная и программная группа. Программируемый код записан на знаменитом языке программирования С++, который был гораздо упрощен до Wiring. В микропроцессор встроена бесплатная среда, в которой любой пользователь может дать жизнь своей программе с помощью кода. Ардуино-среду разработки поддерживают все операционные системы: Виндовс, Мак ОС и Линукс.

Ардуино-платформа «разговаривает» с компьютером с помощью юсб-кабеля. Чтобы микропроцессор работал в автономном режиме, придется приобрести блок питания до 12 В. Однако питание для Ардуино-платформы, кроме юсб адаптера, может осуществляться с помощью батареи. Определение источника производится автоматическим образом.

Норма для питания платы варьируется между 6 и 20 В. Следует учитывать, что если напряжение в электрической сети меньше 7 В, работа микропроцессора становится неустойчива: возникает перегрев, после чего на плате появляются повреждения. Поэтому не стоит верить указанной в инструкции норме питания и выбрать диапазон, начиная с 7 В.

Встроенная в микропроцессор флеш-память равна 32 кБ. Однако 2 кБ потребуется для работы бутлоадера, с помощью которого осуществляется прошивка Ардуино с использованием компьютера и юсб-кабеля. Предназначение флеш памяти в таком случае – сохранение программ и надлежащих статических ресурсов.

В Ардуино платформу также включена СРАМ-память, в которой числится 2 кБ. Предназначение данного вида памяти микропроцессора – сохранение временных сведений в качестве переменных, использующихся в программных кодах. Данную закономерность можно сравнить с оперативной памятью любого компьютерного устройства. Когда платформа отключается от источника питания, оперативная память очищается.

Динамик с мощностью до 3-х Вт Можно купить в любом компьютерном магазине.
Карта с памятью не меньше 32 Гб Аналогично предыдущему пункту.
Резистор на 220 Ом в количестве 2 штуки Такие резисторы отличаются постоянной мощностью в 0,5 ВТ и точностью до 5 процентов. Работа осуществляется под напряжением не более 350 В.
Батарея «Крона» Батарейка «Крона» сделана на алкалайновой основе и отлично работает на 9 В. Инструмент предназначен для управления электронной самодельной аппаратурой, к которой подключаются периферийные устройства наподобие сенсорных или дисплейных датчиков. Выпускает заряженное «чудо» компания из Германии – Ansmann.
Кабель питания для подзарядки батареи Кабель предназначен для того, чтобы заряжать стандартные батарейки «Крона» на 9 В. С одной стороны торчит штекер с плюсовым центром, с другой – разъем для применения батареи.
Провода для соединения схемы «папа-папа» Данные провода отлично соединяют периферийные устройства между собой.
Бредбоард Бредбоард – специальная дощечка, которая создана для прототипирования. Такое устройство не заставит юного электронщика делать множественные спайки, которые обычно требуются для конструирования электронных устройств.
Клеммник в количестве 3 штуки Клеммник – небольшая коробочка для присоединения пары контактов. Расстояние между разъемами контактов равняется 2х3 мм. Оборудование легко установить на макетной плате: все соединительные провода плотно фиксируются и крепко сжимаются.

Шаг 2: Схема подключения

После того, как все компоненты куплены или собраны, переходим к схеме подключения ардуино анемометра:

  1. Соединяем все вышеперечисленные компоненты выше между собой, используя при этом соединительные провода и клеммники. Питание пока не включаем.
  2. Записываем на флешку 7 поочередных мелодий, придумываем соответствующие названия.
  3. Флешку подключаем к МП3-модулю.
  4. Подаем в устройство питание.
  5. В разделе ниже приведен код программы, которую нужно перенести на Ардуино микропроцессор.
  6. Испытываем прибор в действии.

Шаг 3: Программирование Arduino для считывания данных с анемометра

Алгоритм кода для осуществления работы анемометра:

#include mp3TF mp3tf = mp3TF (); unsigned int speed; unsigned char prev_speed; unsigned int speed_change_counter = 0; boolean speed_changed = false; void setup() { mp3tf.init(&Serial); Serial.begin(9600); } unsigned int measureSpeed() { return analogRead(A0); } void saySpeed() { unsigned char pseudospeed = speed/40; if(pseudospeed == 0) mp3tf.stop(); else if(pseudospeed > 6) mp3tf.play(7); else mp3tf.play(pseudospeed); } void loop() { speed = measureSpeed(); if (abs(speed-prev_speed) > 40 && speed/40 != prev_speed/40) { speed_change_counter = 0; speed_changed = true; prev_speed = speed; } else { if(speed_changed) { if(++speed_change_counter == 10) { speed_changed = false; saySpeed(); } } } delay(100); }

Шаг 4: Дополнительные примеры

Еще один вариант реализации этого устройства продемонстрировали коллеги из компании ForceTronics. Они сделали видео о том как происходил процесс создания анемометра:

Скетч для микроконтроллера от этой компании ниже:

//*****************Arduino anemometer sketch****************************** const byte interruptPin = 3; //anemomter input to digital pin volatile unsigned long sTime = 0; //stores start time for wind speed calculation unsigned long dataTimer = 0; //used to track how often to communicate data volatile float pulseTime = 0; //stores time between one anemomter relay closing and the next volatile float culPulseTime = 0; //stores cumulative pulsetimes for averaging volatile bool start = true; //tracks when a new anemometer measurement starts volatile unsigned int avgWindCount = 0; //stores anemometer relay counts for doing average wind speed float aSetting = 60.0; //wind speed setting to signal alarm void setup() { pinMode(13, OUTPUT); //setup LED pin to signal high wind alarm condition pinMode(interruptPin, INPUT_PULLUP); //set interrupt pin to input pullup attachInterrupt(interruptPin, anemometerISR, RISING); //setup interrupt on anemometer input pin, interrupt will occur whenever falling edge is detected dataTimer = millis(); //reset loop timer } void loop() { unsigned long rTime = millis(); if((rTime - sTime) > 2500) pulseTime = 0; //if the wind speed has dropped below 1MPH than set it to zero if((rTime - dataTimer) > 1800){ //See if it is time to transmit detachInterrupt(interruptPin); //shut off wind speed measurement interrupt until done communication float aWSpeed = getAvgWindSpeed(culPulseTime,avgWindCount); //calculate average wind speed if(aWSpeed >= aSetting) digitalWrite(13, HIGH); // high speed wind detected so turn the LED on else digitalWrite(13, LOW); //no alarm so ensure LED is off culPulseTime = 0; //reset cumulative pulse counter avgWindCount = 0; //reset average wind count float aFreq = 0; //set to zero initially if(pulseTime > 0.0) aFreq = getAnemometerFreq(pulseTime); //calculate frequency in Hz of anemometer, only if pulsetime is non-zero float wSpeedMPH = getWindMPH(aFreq); //calculate wind speed in MPH, note that the 2.5 comes from anemometer data sheet Serial.begin(57600); //start serial monitor to communicate wind data Serial.println(); Serial.println("..................................."); Serial.print("Anemometer speed in Hz "); Serial.println(aFreq); Serial.print("Current wind speed is "); Serial.println(wSpeedMPH); Serial.print("Current average wind speed is "); Serial.println(aWSpeed); Serial.end(); //serial uses interrupts so we want to turn it off before we turn the wind measurement interrupts back on start = true; //reset start variable in case we missed wind data while communicating current data out attachInterrupt(digitalPinToInterrupt(interruptPin), anemometerISR, RISING); //turn interrupt back on dataTimer = millis(); //reset loop timer } } //using time between anemometer pulses calculate frequency of anemometer float getAnemometerFreq(float pTime) { return (1/pTime); } //Use anemometer frequency to calculate wind speed in MPH, note 2.5 comes from anemometer data sheet float getWindMPH(float freq) { return (freq*2.5); } //uses wind MPH value to calculate KPH float getWindKPH(float wMPH) { return (wMPH*1.61); } //Calculates average wind speed over given time period float getAvgWindSpeed(float cPulse,int per) { if(per) return getWindMPH(getAnemometerFreq((float)(cPulse/per))); else return 0; //average wind speed is zero and we can"t divide by zero } //This is the interrupt service routine (ISR) for the anemometer input pin //it is called whenever a falling edge is detected void anemometerISR() { unsigned long cTime = millis(); //get current time if(!start) { //This is not the first pulse and we are not at 0 MPH so calculate time between pulses // test = cTime - sTime; pulseTime = (float)(cTime - sTime)/1000; culPulseTime += pulseTime; //add up pulse time measurements for averaging avgWindCount++; //anemomter went around so record for calculating average wind speed } sTime = cTime; //store current time for next pulse time calculation start = false; //we have our starting point for a wind speed measurement }

На этом пока всё. Желаем вам хороших проектов! Любые пожелания и комментарии вы можете оставить в нашей группе ВКонтакте.

Анемометр – прибор, предназначенный для измерения скорости воздушного (газового) потока. Ниже приводится авторизованный сокращенный пересказ статьи о том, как можно сделать самодельный анемометр из электрического моторчика. Оригинал статьи размещен на этом сайте. .

Если вы собираетесь в своем хозяйстве использовать ветровой генератор, вам потребуются для первоначальной оценки узнать ветровую обстановку на месте, где предполагается установка ветряка. Это даст вам исходную, базовую оценку, какой мощности ветряк и генератор вы можете построить. Коммерческие анемометры достаточно дороги, поэтому можно сделать анемометр самостоятельно. В качестве лопастей анемометра прекрасно подходят половинки пластиковых пасхальных яиц.

Еще нам потребуется небольшой бесщеточный электродвигатель на постоянных магнитах. Основной критерий выбора — минимальное сопротивление подшипников на валу двигателя. Так как ветер может быть весьма слабый и из-за трения он не сможет провернуть вал двигателя. В данном случае я использовал двигатель от неисправного старого жесткого диска. (Такие диски можно очень дешево купить на интернет аукционах, развалах местного радиорынка или магазинах и мастерских, занимающихся ремонтом и продажей компьютеров. сайт ). Впрочем, конструкция анемометра понятна из фотографий.

Такой двигатель представляет собой 12 катушек, расположенных на статоре и ротор, на котором находится постоянный магнит. Для управления таким двигателем используются специальные контроллеры и драйверы. Но если начать вращать ротор, то на катушках начнут наводиться электрический ток. Причем частота этого тока будет, естественно, напрямую связана с частотой вращения ротора. А она, в свою очередь, зависит от скорости ветра. Именно эти факты мы и будем использовать при построении самодельного анемометра.

Основная трудность при строительстве — это сделать исключительно сбалансированный ротор анемометра. Сам двигатель установлен на массивном основании, а на его ротор насажен диск из толстого пластика. Из пластиковых яиц мы вырезаем 3 совершенно одинаковых полусферы. С помощью стальных стержней или шпилек мы закрепляем полусферы на диске, тщательно разметив его на сектора по 120 градусов. Тщательная балансировка выполняется в помещении, где нет никакого движения ветра при горизонтальном положении оси анемометра. Подгонка веса производится при помощи надфилей. Ротор должен останавливаться в любом положении, а не в одном и том же.

Поскольку мы используем совершенно случайный электродвигатель и самодельный ветряк, мы совершенно не знаем, как он будет взаимодействовать с ветром. Нам придется калибровать наш анемометр самостоятельно. И для этого нам потребуется сделать простейший частотомер. Он будет преобразовывать частоту на его входе в напряжение или ток. Схемы таких частотомеров можно найти в журналах для радиолюбителей. Самый простейший такой преобразователь — это обычный интегратор (НЧ-фильтр), состоящий из диода и конденсатора. На выходе мы используем стрелочный миллиамперметр. (Примерные схемы простого частотомера см на оригинале статьи) .

Если вы используете какой либо усилитель в схеме частотомера, и питаете его от батарейки, вы должны понимать, что снижение ее напряжение могут оказывать влияние на показания прибора.

Калибровать самодельный анемометр лучше всего с помощью автомобиля. Правда потребуется какая то мачта, что бы анемометр не попадал в зону возмущенного воздуха, создаваемую автомобилем. Иначе его показания будут сильно искажены. Да и сам спидометр автомобиля проверяют с помощью GPS-навигатора, показывающего истинную скорость автомобиля.

Для калибровки выбирают безветренный день. Тогда калибровку можно произвести быстро. Если же дует какой либо ветер, то придется довольно долго ездить туда и обратно по дороге, что бы скорость ветра сначала прибавлялась в скорости движения, а затем вычиталась. И придется вычислять какие то средние значения. Да еще и ветер при этом не должен меняться. Это сложно и муторно. Поэтому лучше дождаться штиля и при движении по прямой дороге быстро откалибровать анемометр. Учтите, что спидометр нам будет показывать км/час, а скорость ветра нас интересует в м/сек. И соотношение между ними — 3,6. Т.е. показания спидометра надо делить на 3,6. Если автомобиль едет со скоростью 40 км/час, то значит скорость ветра, обдувающего анемометр равна 11,12 м/сек. При калибровке удобно использовать диктофон. Вы просто надиктовываете показания спидометра и прибора, а дома, в спокойной обстановке сможете сделать новую шкалу для своего анемометра.

Теперь, располагая анемометром, мы сможем собрать весьма достоверную информацию о ветровой обстановке в зоне будущей работы ветряка. И это позволит нам сделать правильный выбор и в плане конструкции и типа ветряка, а также мощности генератора.

(пересказ Константина Тимошенко).