Как научиться искусству общения. Как научиться ораторскому искусству самостоятельно без помощи каких-либо тренингов

Ни у кого из нас не возникает особого конфликта в голове, когда мы находимся в зале с фламандскими живописцами или с древнегреческими скульптурами. Но дело обстоит иначе, стоит нам увидеть Джеффа Кунса или Луиз Буржуа. Развивает ли такое искусство нашу фантазию? Как стоит его понимать? И зачем во всем этом разбираться? На все это отвечает кандидат искусствоведения Михаил Тренихин.

Возможно ли привить себе правильный вкус к искусству?

«Обычно делают прививку от чего-то вредного и ненужного. Исключением является прививка, дающаяся на уроках литературы в школе, которая на долгие годы отбивает любовь ко многим произведениям классики. Однако если вы это поймёте, у вас обязательно хватит сил полюбить как большую литературу, так и изобразительное искусство. Лучше это делать под руководством какого-нибудь специалиста. А самое правильное – набираться впечатлениями, путешествуя. Это хороший опыт. И если ездить, (как по России, так и за границу) очень полезно посещать музеи, смотреть ключевые памятники архитектуры. «Наглядывание» живьём даёт правильное восприятие. И читать с мыслью в духе «я это видел» гораздо приятнее! Это, кстати сказать, искусствоведческий метод: если вы перебирали много подлинников картин одного достойного художника, а потом вам попалась фальшивка, вы не всегда поймёте, что вас смутило, но разницу почувствуете. Это как, простите, силиконовая грудь, вроде красиво, но при ближайшем знакомстве понимаешь, что здесь что-то не так».

Как научиться понимать современное искусство, а не плеваться при виде его?

«Современное искусство – это очень сложно! И разбираться в нём сложнее. Оно ещё не проверено временем, но если мы возьмём за ориентир всё, что делается в наши дни, многое - это сиюминутный выплеск энергии, есть интересные идеи, но часто отсутствует такой важный момент, как эстетическое начало и просто художественное мастерство. Но есть и иное. Например, мой опыт был неожиданным. В институте часто говорят о том, что настоящее высокое искусство – это архитектура и живопись. И есть искусство прикладное, как будто второстепенное. Отчасти это так. Но когда меня пригласили работать в галерее Императорского фарфорового завода (кстати, старейшая российская мануфактура и третья в Европе), я понял, что заблуждался. Смотря на произведения наших художников, на реплики произведений из Эрмитажа, я начал избавляться от привитого снобизма.


Что стоит посетить?

Если говорить о том, куда пойти, то для Москвы я бы рекомендовал корпус Европы и Америки с искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Это условно «более лёгкое» искусство, нежели, например, русская иконопись, где надо знать громадный пласт церковной культуры, каноны и многое другое. Хотя тут тоже не всё так просто. Процитирую французского художника и скульптора, лидера течения фовистов Анри Матисса: «Последние десять лет моей жизни я искал то, что русские художники открыли ещё в XIV веке. Иконы - интереснейший образец живописи! Как бы наивные, но в то же время - это гениальная простота и невероятная ясность. Русские даже не подозревают, какими сокровищами они владеют» (Газета «Утро России», 1911 год).


Собрание живописи импрессионизма и постимпрессионизма в России – это наследие наших купцов Щукина и Морозова, которые в начале XX века почувствовали в этом искусстве настоящее и скупали его у художников, когда в Европе все это считали дурным вкусом. И в России появилось прекрасное собрание. Часть осталась в Пушкинском музее, часть попала в Питер, в Эрмитаж. Сегодня такие имена, как Моне, Ренуар, Сезанн, Гоген, Пикассо слышали даже люди очень далёкие от искусства. А вот при их жизни понять, что это модно и ценно, и что это высокое искусство – нужен был талант! Нам бы сейчас такое чутьё, и инвестиции были бы куда лучше, чем в нефть, газ, золото и драгоценные камни.

Огромное количество забытых имён, чьи картины иногда находятся на чердаках и в семьях наследников, которые не знают, что с этим наследием делать. Тем, кто всерьёз заинтересуется этой темой, рекомендую почитать солидное издание Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были. Из истории художественной жизни 1920-х-1930-х годов». Мы сегодня это наследие приоткрываем, по-новому оцениваем, понимаем, что это именно то, с чем стоит работать. Кстати, не только с искусствоведческой точки зрения, но уже и коммерческой. И интерес растёт. Ведь и «Парижская школа» была не слишком известна, а как пошли выставки, какой бум! А предшествуют всему кропотливые копания исследователей среди пыльных мастерских (в лучшем случае), запасниках музеев, поиски на аукционах. И вот вы получаете продукт и концепцию, встроенную в мировую историю искусства.


Ещё интересный момент: сегодня искусством называют и такое действо, как, например, прибивание себя за причинное место к Красной площади. «Он же художник!» - говорят. А я задаюсь вопросом: «Где здесь искусство?!». С другой стороны, если человек решил так приобщиться к великому, к сердцу Родины, зачем ему мешать? У нас демократия? Так надо было человеку помочь, пусть сидит на морозе голой задницей, прибитый к брусчатке. Только надо было шатром накрыть и включить погромче музыку.

А в принципе, я всегда вспоминаю слова моего Учителя, академика Игоря Светлова: «От жизни аплодисментов не ждите. Подзаряжайтесь от общения с друзьями и близкими, от творчества». Вот я и подзаряжался всегда. А если что-то полюбишь, то и начнёшь разбираться, научишься, прочувствуешь. Как и во всём, наверное».

Чтобы научиться хорошо говорить – нужно, прежде всего, говорить!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я задам вам другой:

А что нужно делать, чтобы научиться бегать?

У меня есть только один ответ:

Чтобы научиться бегать нужно бегать!

  • А чтобы научиться бегать быстрее – нужно бегать быстрее!

А чтобы научиться хорошо говорить – Нужно говорить!

Что же нужно иметь оратору, чтобы хорошо выступить перед людьми? Допустим:

  1. Текст. Желательно живой и интересный.
  2. Умение этот текст рассказать. Ярко и эмоционально.
  3. Уверенность в себе.

У вас это есть? Вы этим обладаете?

Если да – поздравляю! Но, извините, эта статья не для вас.
Если нет? – Читайте дальше!

Можно научиться хорошо выступать? Можно!

В моей практике все те, кто учился ораторскому искусству, стали обладать этими качествами через несколько занятий. И даже – самые застенчивые. Те, которых приходилось “выводить на сцену за руку”, после обучения стали хорошими ораторами.

И знаете главный секрет обучения?

Как научиться хорошо говорить?

Знаете! Потому что вы ответили на главный вопрос: «Как научиться быстро бегать?»

Как научиться говорить перед людьми?

Говорить перед людьми! И чем чаще – тем лучше

Конечно же, поначалу может получаться плохо. Не стоит сразу браться за большие выступления. И нет смысла ставить себе целью “длинные забеги”.

  • Первый в мире марафонец, как известно, добегался…

Но есть смысл стараться чуть больше, чем вы уже умеете.

Маленькое предостережение. Не нужно себя напрягать через нежелание. Результат будет тот, к которому вы стремитесь – нежелание.

Давайте разберёмся с тем, что у вас уже есть. С тем, что вы уже умеете. А вы, наверняка, умеете:

  • говорить (родители научили)
  • что-то говорить (иначе бы вы не говорили вовсе)
  • держаться перед людьми (кому-то вы это рассказывали)

Ура! Поздравляю! Этого уже достаточно.

Можете возразить, что все вышеперечисленное вы делаете плохо .
Хорошо! Ключевое слово: «делаете ».

Если вы что-то умеете “делать плохо”, значит, это вы умеете делать!

С этого можно начинать. Хуже, чем вы уже говорите, у вас не получится.

Это ваше естественное положение, честное по отношению к себе и окружающим.

Говорите так, как вы уже умеете, но главное – говорите. Используйте любую возможность, любых людей – и говорите.

Если вы нацепили себе умную маску и мудро молчите, создавая вид компетентного человека – то вы себя развиваете, как слушателя . А в плане ораторства топчетесь на месте, успешно обманывая себя, что так лучше.

В вашем окружении, наверняка, есть люди, умеющие и любящие говорить. Как они такими стали?

В любой компании людей наступает момент, когда неловкое молчание необходимо нарушить разговором. И этот кто-то, кто начинает говорить, в последствии становится хорошим рассказчиком. И каждый раз, год за годом этот человек, всё больше и больше практикуясь, развивается в умении говорить перед людьми.

А вам это доступно?
Да! Используйте любую ситуацию и говорите. С родственниками, друзьями, любимыми и на работе. Чтобы научиться говорить – нужно говорить! И не важничайте. Говорите, как умеете, а не «как по-круче».

Что делать, чтобы научиться хорошо выступать?


Не все умеют хорошо выступать. Но ведь этому можно научиться!

Задам риторический вопрос: «Что нужно делать, чтобы научиться плавать?»

Есть люди, которые научились плавать.

  • И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.

Так как же учатся плавать?

  • Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.

Учиться выступать – подобно обучению плаванию

Чтобы научиться плавать – нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить – выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.


Чтобы научиться хорошо говорить – нужно говорить!
  • Это не наш метод!

На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.

  • Кому небольшая глубина – по пояс, кому – по колено.

Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно – просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.

  • Когда же человек посчитает, что уже поплыл? – Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…

Чтобы улучшить навык – добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.

Так же и с публичными выступлениями.

Сначала нужна «небольшая глубина» – несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми – первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в единую речь .

  • Лучшим “бассейном” является тренинг.

Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже – перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.

  • Волнение уменьшается, а уверенность увеличивается.

Обучаться лучше вместе!

Спустя время, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, жесты, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.

Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась “на воде мелкого бассейна” – можно выплывать на “большую глубину”. Но и там сначала “не заплывать за буйки”.

Итак, обучение публичным выступлениям – подобно обучению плаванию.

Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.

Не все люди умеют обучать. И найти такого тренера очень полезно! Впрочем, самому обучиться тоже можно!

Банальным, наверное, будет писать, что лучше всего обучаться на “живых” тренингах. Так и быстрее и качественнее. Но, если нет такой возможности – записывайтесь на онлайн-обучение . Можно ко мне. Не скажу, что по Скайпу можно обучиться всему ораторскому искусству . Но вот отработать отдельные навыки или проконсультироваться по некоторым вопросам – всегда возможно.

Каждому человеку хотя бы иногда приходится сталкиваться с необходимостью выступать перед публикой. Это может быть во время какого-то производственного совещания или семинара, на каком-либо торжественном или праздничном мероприятии, перед аудиторией во время лекции и так далее.

Можно ли научиться ораторскому искусству?

Для многих людей такого рода ситуации сопряжены со значительным стрессом, обусловленным страхом публичных выступлений и неуверенностью в собственных силах. Такие люди стараются всячески избежать выступлений перед публикой, теряя при этом множество благоприятных шансов и возможностей. А если уж отвертеться от выступления никак не получается, неумелый оратор очень сильно переживает по этому поводу, запинается, теряется во время выступления, путается в словах и в конечном итоге расстраивается по поводу своей неудачной речи.

К счастью, решение проблемы существует – ораторскому искусству, как и любому другому мастерству, можно научиться! И сейчас разработаны различные методики, существуют специальные школы, проводится множество мастер-классов и лекций по ораторскому мастерству.

Полезный навык во все времена

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Наша цель – предоставить возможность каждому освоить уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики и публичного выступления.

Как развить свои способности?

Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike), и означает дословно «ораторское искусство». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Риторика древних

Пристальнее всего ораторское искусство изучалось в Древней Греции. Ни египтяне, ни аккадцы не придавали риторике такого глобального значения, как жители Эллады. Для постановки правильного дыхания и голоса известный оратор Демосфен даже набирал полный рот камней и декламировал речи на берегу океана, стараясь перекрикнуть шум прибоя. Основным принципом науки риторики считалось построение убедительной, эффективной речи. Выдающийся ученый Аристотель даже создал работу, посвященную искусство красноречия, которая не потеряла актуальность и в наши дни, и назвал ее соответствующим образом - «Риторика».

Достижения античной риторики в свое время были унаследованы маститыми теоретиками средневековья. При демонстрации своего красноречия перед широкой публикой известные риторы, такие как Фома Аквинский, Пьер Абеляр, и Мартин Лютер, используя приемы «нахождения», «расположения» и «запоминания», за считанные минуты завоевывали сердца соотечественников.

А на Руси издавна риторика (или благоязычие, доброречие) издавна считалась не только искусством публичного выступления, но и искусством приведения человека к добру посредством речи.

Грамотную речь издавна было принято считать залогом успеха. В соответствии с данным утверждением, адепты риторики в свое время учились моделировать тембр голоса сообразно языковой ситуации, произносить фразы с правильной интонацией, а также улучшать культуру речи в целом. В арсенале ритора также находились невербальные средства общения, которые подчас оказывались гораздо эффективнее вербальных. Как говорил Аристотель: « красноречие есть работница убеждения«. Действительно, навык убеждать клиентов и партнеров порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.

Талант нужно развивать!

Следует помнить о том, что ораторское искусство - это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать.

Обучаясь ораторскому мастерству, люди стремятся достичь как определенных целей, так и в целом повысить качество общения: избавиться от робости и зажатости в манере говорить, получить навыки произнесения речи перед аудиторией, обрести свой «настоящий» голос. Ведь многие и не подозревают, что не используют весь свой потенциал и буквально говорят не своим голосом.

Некоторые «зажимы» в теле неочевидны для окружающих, но колоссально влияют и на манеру говорить, на правильность интонации, характер жестикуляции и т.д. Сплошь и рядом можно увидеть общающихся людей, у которых жесты не соответствуют интонации, а интонация – смыслу. Такие «зажимы» в состоянии разглядеть и исправить только профессиональный педагог.

В процессе овладения ораторским мастерством человек заново открывает самого себя: он обретает новую степень свободы, развивает способность управлять психоэмоциональным состоянием, обретает уверенность в своих силах, расширяет свои внутренние возможности, которые до занятий казались более скромными.

  • Овладение ораторским искусством — прямой путь к всестороннему развитию личности (выступать всегда, когда можно обратить на себя внимание).
  • Все мысли облачить в действенную словесную форму (пополнять словарный запас, освежать правила грамматики).
  • Отдавать предпочтение коротким предложениям.
  • Придумайте для вашей речи заголовок или тезис, выражающий то, что вы хотите сказать. Его не нужно произносить.
  • Предпочитать простые слова, не обедняя при этом свой язык.
  • Используйте больше глаголов и меньше прилагательных. Их использовать для подчеркивания особых свойств.
  • Не подражайте чужому стилю.
  • Не начинайте с «сотворения мира». Будьте осторожны в отклонениях от темы и при изложении деталей.
  • Стремитесь к краткости.
  • Молчите, когда у вас нет хороших мыслей. Многословие не скроет отсутствие здравого смысла.
  • Речь должна быть разбита на части.
  • Успех речи зависит от вступления, оно должно заинтересовать слушателя.
  • Хорошая речь содержит много интересных примеров.
  • Кратко обрисовать истоки побуждаемой проблемы и в каком состоянии она сейчас находится, ваше предложение.
  • Необходимо подтверждение того, о чем говорите.
  • Обратить особое внимание на заключение.
  • Произносить речь следует в размеренном темпе.
  • Говорить надо громко, но не переходить на крик.
  • Особое значение имеют паузы для выделения абзацев.
  • Не стойте неподвижно, жестикулируйте.
  • То же самое относится к живой мимике.
  • Следует также модулировать голос, придать ему оживленность.
  • Важная основа ораторского искусства — тренировка дыхания.
  • Внешний вид подразумевает аккуратность.

Надеюсь, из этой статьи вы поняли, что ораторскому искусству научиться можно! Теперь дело за главным — систематическими тренировками!

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова Юрий Окунев.

Как стать раскрепощенным в любой компании, избавиться от комплексов, научиться говорить ярко, живо, увлекательно на любую тему? Можно ли научиться убеждать и заинтересовывать? Для этого требуется совсем немного – трудолюбие и желание освоить уроки ораторского искусства для начинающих.

Начинать изучение секретов публичных выступлений лучше в команде под руководством опытного репетитора. Сейчас в каждом городе есть курсы и тренинги. Чем удобны курсы?

  • Во-первых, вам со стороны подскажут все ошибки и укажут на слабые места;
  • Во-вторых, у вас будет отличная возможность наработать практику выступлений;
  • В-третьих, комплексы легче преодолевать, когда вы видите, что и у других не все так безупречно.

Тренер поможет вам обрести красивый и уверенный голос, научит актерским приемам и выразительным жестам, подскажет, как быстро преодолеть страх. Может быть, таким непревзойденным и красноречивым оратором, как , вы и не станете, но говорить точно научитесь.

Хорошо, а если курсов ораторского мастерства поблизости от вашего дома нет, а может и есть, но расписание занятий не соответствует вашему рабочему графику? Навыки ораторского искусства можно наработать самостоятельно в домашних условиях.

Надеюсь, у вас найдется диктофон (а лучше видеокамера) и большое зеркало? Прекрасно, можно приступать. Попросите кого-нибудь из знакомых и друзей стать вашими слушателями и ассистентами. Следите за обновлениями блога, в статьях из этой серии вы найдете множество упражнений для оттачивания мастерства.

Три кита и песня

Хорошую речь можно сравнить с хорошим хитовым шлягером. Что нужно, чтобы вновь вышедшая песня пользовалась популярностью и успехом? Требуется сочетание трех вещей: приятной мелодии, удачного текста и умелого исполнителя. Правильно?

Успешное ораторское выступление также базируется на трех составляющих, то бишь стоит на трех китах:

  1. Голос оратора;
  2. Грамотный текст;
  3. Взаимодействие с залом (контакт).

Уберите из песни мелодию или слова, и песни не будет. Так же и с выступлением. Техничное владение оратором голосовыми данными, умение представить факты и услышать ответную реакцию зала обуславливают успех.

Голосовые данные

Предлагаю провести небольшой опыт. В компании друзей начните рассказывать какой-нибудь анекдот или историю из жизни, а сами потихоньку включите диктофон. Придя домой, прослушайте запись. Нравится ли вам звучание собственного голоса?

Наверно, многие из вас найдут свой голос слишком тихим, невнятным или крикливым, резким, скрипучим. В общем, приятного мало. Наше внутреннее восприятие резко отличается от того, как нас воспринимают окружающие. Задача обучения – научиться слышать себя со стороны, развить резонансное чутье.

Голос умелого оратора звучит объемно, округло и плавно, бархатистый тембр завораживает слух, увлекает внимание, магически притягивает слушателя. Обладателям приятного и звучного голоса прощается многое, даже картавость и небольшие огрехи в тексте не так бросаются в глаза.

Можно ли развить?

Каждый человек от рождения обладает определенным набором фонетических данных. Этот набор уникален. Мы не можем изменить длину голосовых связок или окружность легких. Зато мы можем научиться управлять речевым аппаратом, настраивать свой голосовой инструмент нужным образом.

  1. Обучения правильному дыханию (диафрагмальному);
  2. Раскрепощения фонетических мышц путем их расслабления;
  3. Выработки ощущения резонанса.

Четыре упражнения для развития голоса

Предлагаю проделать несложные упражнения для речевого аппарата, которые помогут вам улучшить голос:

  • Резонансная настройка . Встаньте прямо, расслабьте мышцы лица. Сделайте вдох и на выдохе тяните звук «Иииии». Внимание на макушке головы. Отдохнули. Теперь тянем звук «Ээээ», внимание на горло, стараемся ощутить вибрации голосовых связок. Далее тянем звуки «Ааааа» и «Оооо», контролируем ощущения в области грудной клетки. Завершает упражнение звук «Уууу» (низ живота). Все звуки различны по высоте, самый высокий звук «И», самый низкий «У». Данное задание помогает улучшить тембр, придает голосу красоту. Рекомендуется три подхода.
  • Рычание льва . Проговорите тихонько звук «Ррр», при этом язык должен быть расслаблен и чуть приподнят к небу. Порычите немного, как рычит собака. Затем громко произнесите несколько слов с буквой «Р», акцентируя внимание на данном звуке. Вырабатывает силу голоса.
  • Кью Икс . Вытяните губы в трубочку, произнесите звук «Кью», затем растяните широкую улыбку, скажите «Икс». Чередуйте движения, сделав не менее 15 повторовю. Упражнение снимает зажимы артикуляционного аппарата, освобождает звучание.
  • Баскетболист . Представьте себе баскетбольный мяч (можно и настоящий мяч взять, если хотите) и начните его отбивать об пол, считая от 10 до 1 по нисходящей. Каждый счет – это один выдох. Затем подбрасываем мяч вверх, считаем от 1 до 10. Упражнение тренирует ощущение тональности звучания. Бросаем вверх – голос высокий, отбиваем от пола – низкий.

Теперь возьмите любую книгу громко зачитайте несколько строк. Ощущаете, как изменился голос? Тем, кто заинтересовался методикой развития голоса, рекомендую обратить внимание на видеокурс Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» . Здесь найдете множество профессиональных упражнений для тренировки голоса и дикции.

Всем остальным предлагаю посмотреть это видео:

Текст речи – визитная карточка оратора

Да-да, самые знаменитые ораторы – это, как правило интеллектуалы во всех смыслах этого слова. Оратор должен обладать богатым словарным запасом. Оратор обязан уметь выстраивать логические цепочки, умело использовать сравнения и метафоры в своем выступлении.

На первый план выступает грамотность составления текста речи. Не буду долго задерживаться на этом моменте. Про построение публичного выступления я уже писал .

Основные требования к тексту речи:

  • Материал для речи должен быть тщательно подобран и логически увязан;
  • Речь должна иметь привлекательное и лаконичное название;
  • Выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию;
  • Текст речи должен быть разбит на логические части для лучшего восприятия;
  • В процессе выступления должна учитываться эргономическая составляющая – внимание слушателей. Оратор постоянно переключает внимание зала с помощью специальных .

Важность детальной работы над текстом хорошо иллюстрирует это видео. Смотрим?

Взаимодействие

Хороший оратор – это не только интеллектуал и логик, но еще и выдающийся артист, чуткий слушатель и умелый лидер. Тема выступления может нравится, а может и не нравиться залу. Конкретному оратору как личности слушатели могут симпатизировать, а могут изначально отнестись предвзято.

Мастерство оратора заключается в умении направить восприятие зала в нужное русло, которое будет выгодно самому выступающему. Оратор-профессионал обставит все таким образом, что его противники к концу речи станут сторонниками и единомышленниками.

Выступающий должен уметь:

  • Проявлять неподдельный интерес к своей аудитории, вести диалог и быть вежливым;
  • Показать слушателям, что он «сделан из того же теста», что и они. Избегать раздражающих публику факторов: неряшливости в одежде, надменности позы, суетливости.
  • Корректно отвечать на вопросы зала;
  • Быть дальновидным, уметь просчитывать реакцию публики на то или иное высказывание;
  • Управлять ходом дискуссии, возникающей по ходу выступления.

Предлагаю посмотреть еще одно видео – небольшой ролик от Владимира Соловьева, этого мастера человеческих интриг и талантливого телеведущего. Знаток публичных выступлений поведает нам об искусстве входить в контакт со слушателем.

Послесловие

Где бы вы ни изучали основы ораторского мастерства – на онлайн курсах, в ораторском клубе или самостоятельно по учебнику дома – вам придется работать над своим голосом, лидерскими качествами и содержательностью речи. Владение этими навыками позволит вам стать интересными собеседниками, сделает вас уверенными в себе и раскрепощенными на публике.

Все необходимые упражнения вы сможете найти в книге тренера публичных выступлений Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Теоретический материал изложен интересно и увлекательно, задания просты и доступны даже детям.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.