Манифест коммунистической партии 1848 читать. Равнение на «Манифест Коммунистической партии»! переводы на русский язык

В феврале 1848 года вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». Это была первая программа и одновременно боевое воззвание международной организации, основанной на принципах научного коммунизма. Как писал В.И. Ленин, эта небольшая книжечка стоит целых томов: «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

Бродил призрак по Европе

ДАВАЙТЕ снова прочитаем написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом поэтические, проникновенные, исполненные достоинства и убеждённости набатные строки «Манифеста»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Да,в 1848 году в Европе было совсем немного, лишь несколько сот человек, поднявшихся до осознания исторической роли пролетариата. Им приходилось работать в подполье, собираться украдкой, небольшими группами. Да, лишь немного голосов в 1848 году откликнулось на призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но, как написал в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» в 1890 году Ф. Энгельс, «в настоящее время он («Манифест». - А.П.), несомненно, является самым распространённым, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Прошло сто лет. В 90-е годы прошлого века мне попадалось много статей, брошюр, книг, которые представляли коммунизм как некую историческую случайность, амок (приступ безумия), который, слава богу, закончился.

Прошло ещё двадцать пять лет. Оказалось: коммунизм-то жив! Это даже не призрак, а влиятельная идеология и политическое движение.

За 167 лет, прошедших после издания «Манифеста», прибавилось изрядно людей, объединившихся в «священной травле» коммунистического движения. Вслед за папой (тогда это был Пий IX), царём (Николай I) на этом поприще проявили себя Бисмарк, автор «исключительного закона» против социалистов, и Гитлер, самый агрессивный ненавистник гуманистической идеологии коммунизма и кровожадный теоретик и практик антикоммунизма, либерал Черчилль и фашист Муссолини. Затем эту «священную миссию» с удовольствием приняли американские президенты - от Трумэна и до Обамы.

Ну а в России заработал себе известность на полях войны с коммунистической идеей правнук Николая I Николай II. Через сто лет, в 90-е годы XX века, тут проявили себя перевёртыш Ельцин и наследовавшая ему целая свора декоммунизаторов, десталинизаторов и пр.

С надеждой на рабочий класс

А теперь проследим судьбу изложенных в «Манифесте» социальных идей и прогнозов.

«История всех до сих пор существующих обществ была история борьбы классов», - писали Маркс и Энгельс. Собственно, классовую борьбу открыли не они. Ещё Платон отмечал, что в любом государстве «всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно - государство бедных, другое - богатых». А ряд французских историков периода Реставрации (1815 - 1830) считали борьбу классов ключом к пониманию всей истории Франции.

Открытие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит прежде всего в обосновании всемирно-исторической роли рабочего класса. В «Манифесте» показана история развития и борьбы пролетариата с момента формирования буржуазного общества. Подчёркиваю: не только развития, но и борьбы. Ведь многие мыслители и писатели XIX - начала XX века показывали рабочий класс страдающим и угнетённым, но почти никто - борющимся. В действительности пролетариат проходит различные ступени развития. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

Одной из первых организованных форм борьбы рабочих против эксплуатации было движение луддитов в Англии. Луддиты разрушали машины и фабричные корпуса, считая, что именно техника является причиной их бедствий, в том числе безработицы и голода. Впрочем, часть луддитов считали, что, разрушая машины, они наносили удар по собственности капиталистов, и потому надеялись заставить фабрикантов пойти на уступки.

Рабочие создавали тайные организации и выдвигали вожаков из своих рядов. Один из таких вождей сопротивления английских рабочих, Меджерсон, показан в книге советских писателей Р. Штильмарка и

В. Василевского «Наследник из Калькутты». Вот как он характеризовал себя:

«Мне пятьдесят лет, и двадцать из них я отдал борьбе за правду. Меня ещё помнят в Ланкашире. Там бедняки оказали мне честь: я был избран в первый стачечный комитет ещё четырнадцать лет назад. За это меня приговорили к смерти, но рабочие напали на полицейский возок и вырвали нас, пятерых осуждённых, из рук палачей. Потом я перебрался в Спитфилд, близ Лондона. Почти десять лет мы боролись там за наши права… В нас стреляли солдаты - мы не сдавались. Многих схватили и повесили…»

Английский парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Какие же эти либералы всё-таки гуманисты!

Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками. Но борьба рабочего класса продолжалась. Во Франции и Германии она приняла форму вооружённых восстаний. Лионское восстание 1831 года. Затем Лионское восстание 1834 года, когда рабочие впервые выдвинули не только экономические - повышение заработной платы, - но и политические требования. Впервые в истории они выступили под красным знаменем. И, наконец, июньское восстание рабочих в Париже в 1848 году, через четыре месяца после опубликования «Манифеста». Эти восстания показали, что пролетариат в Европе заявил о себе как о самостоятельной политической силе.

Рабочий класс, утверждали Маркс и Энгельс, способен не только на самостоятельную борьбу за свои интересы в рамках буржуазного общества. Он должен стать «могильщиком» этого общества. Историческая задача пролетариата: замена путём революции капиталистического строя социалистическим. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, - писали авторы «Манифеста Коммунистической партии», - только пролетариат представляет собой действительно революционный класс... У пролетария нет собственности: его отношение к жене и детям не имеет уже ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стёрли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - всё это для него не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Собственность - отмычка всех проблем

А теперь перейдём к главному. Как относились к собственности, семье, отечеству рабочий класс и его передовые представители - коммунисты тогда, в момент написания «Манифеста»? Как решаем эти вопросы мы, коммунисты XXI века?

Начнём с отношений собственности. Читаем в «Манифесте»: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Авторы первой коммунистической программы предлагают конкретные меры для этого. Они подчёркивают: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

Примечательно, что когда Маркс и Энгельс намечают десять конкретных мер, которые пролетариат передовых стран примет после своего прихода к власти, то семь из них касаются отношений собственности:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

Кому-то странным покажется пункт 3: отмена права наследования. Но ведь его ещё в XVII веке проповедовал в теории «трудовой собственности» родоначальник либерализма Джон Локк. Провозглашая собственность неприкосновенной и священной, он уверял, что буржуа имеет право только на ту собственность, которую он сам создал трудом своих рук и головы. Маркс и Энгельс действительно опирались на всё богатство предшествующей социальной мысли человечества.

Предлагаемые Марксом и Энгельсом меры, способствующие коренной смене отношений собственности, нашли продолжение и развитие в работе В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», а затем были во многом повторены в Антикризисной программе КПРФ.

Наше дело правое, победа будет за нами

Возвышенно-поэтическими строками начинался «Манифест Коммунистической партии».

По справедливому замечанию Ф. Меринга, «силой и образностью языка Маркс мог поспорить с лучшими мастерами германской литературы». С не меньшей силой он заканчивается:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И тут я слышу голос читателя: и где эта ваша коммунистическая революция? Отвечаю: та, о которой писали Маркс и Энгельс в «Манифесте» в 1848 году, началась через 70 лет. В 1917 году в России. И господствующие классы всех буржуазных стран действительно содрогнулись перед ней, не говоря уж о правящих классах буржуазно-помещичьей Российской империи.

Почему победила Великая Октябрьская социалистическая революция? Её успех определялся прежде всего тем, что в России созрели для неё предпосылки: до крайности обострились экономические, классовые и политические противоречия. К ним есть смысл добавить предпосылки психологические. В условиях мировой войны, когда на фронте миллионы солдат были убиты и искалечены, десятки миллионов трудящихся страдали от голода и лишений в тылу, когда нищета народных масс приняла ужасающие размеры, у рабочих и крестьян возникло ощущение, что им нечего терять, кроме своих цепей. Оно удесятерило силы народа и помогло ему победить в 1917 году.

Через 73 года в России победила контрреволюция. Надолго ли?

В результате буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма страна оказалась в руках частных лиц - во-первых, олигархов-магнатов, чьи имена на слуху, во-вторых, собственников помельче, типа владельцев предприятия «Дмитровский трикотаж», где я работаю.

Рабочий класс Советского Союза вновь превратился в эксплуатируемый капиталистами пролетариат буржуазной России. Не важно, что у рабочего могут быть в собственности квартира, дача, машина. Для того, чтобы иметь средства к существованию и выплачивать, допустим, налог на недвижимость, он вынужден продавать свою рабочую силу. На производстве каждый из нас попадает в мелочную и зачастую унизительную зависимость от хозяина и его представителей - директора и пр. Рабочие на моём предприятии так и говорят: «Мы - рабы». Растёт эксплуатация рабочих из-за того, что сокращается персонал, а обязанности уволенных распределяются между оставшимися. Увеличение интенсивности труда не ведёт ни к какому повышению зарплаты. Всё это служит одному-единственному: наживе богатеев, тех 10% населения, которые владеют 80% национального богатства.

Программа для современного пролетариата

Такое ощущение, что «Манифест Коммунистической партии» написан Марксом и Энгельсом о современной России. Вот читайте:

«Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

В наше время на рабочего «набрасывается» тот же домовладелец (оплата услуг ЖКХ, капремонта и пр.). А вместе с ним торговые сети, банки и, увы, медицинские учреждения, которые тоже стали частью буржуазной системы, и т.д. и т.п. У нас, рабочих, отняли общенародную собственность, отняли социальные гарантии, отняли то уважение, которым пользовался трудящийся человек в советское время. У меня, как и у окружающих людей, возникает ощущение, что нам действительно нечего терять, что страна, и мы вместе с ней, идёт в тупик.

Неправда, что пролетариат абсолютно пассивен. Очаги сопротивления появляются всё чаще, о них постоянно пишет «Правда».

Вспомним слова «Манифеста»:

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа…»

У нас недавно поднялись рабочие одной отрасли - водители-дальнобойщики. Против одного буржуа - Ротенберга. И вскоре этот протест вышел уже за рамки борьбы с одним капиталистом.

«Манифест» был восторженно принят немногочисленным тогда авангардом научного социализма. Более того, с разгромом восстания парижских рабочих в 1848 году он отошёл на второй план.

После реакции, вызванной поражением европейской революции 1848 года, в 1860-е годы начался подъём рабочего движения, завершившийся созданием в 1864 году I Интернационала. Потом разгром героической Парижской Коммуны в 1871 году и снова наступление реакции. Роспуск I Интерна-ционала в 1876 году.

Подъём рабочего движения и создание массовых социал-демократических партий в европейских странах в последней трети XIX века. Создание II Интернационала (1889 год). Накануне Первой мировой войны Интернационал превратился во внушительную силу. И - крах II Интернационала из-за измены его руководства (1914 год).

Социалистическая революция в России в 1917 году, построение социализма в СССР, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, развитие международного коммунистического движения - и катастрофа 1990-х годов.

Что же мы видим? Вслед за поражениями, иногда очень серьёзными, катастрофическими, идёт неизбежный подъём влияния идей «Манифеста», подъём рабочего движения.

Каковы сейчас задачи коммунистов по претворению в жизнь идей «Манифеста Коммунистической партии»?

Я думаю, мы должны для начала добиться выполнения требований дальнобойщиков. Необходимо возглавить борьбу пролетариата и, как сказано в «Манифесте», «покончить со своей собственной буржуазией».

Пусть господствующие классы содрогаются перед грядущей коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. И я на меньшее не согласен.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

"Манифест Коммунистической партии" - знаменитый труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В нем авторы обозначили основные цели и задачи коммунистических организаций, которые в 1848 году, когда была написана эта работа, только зарождались. Для марксистов это важное и основополагающее сочинение.

Значение трактата

"Манифест Коммунистический партии" важен в том плане, что в этом труде авторы утверждают, что вся история человечества до этого момента была направлена на борьбу между различными классами. По мнению Маркса и Энгельса, в обозримом будущем неизбежна гибель капитализма от рук пролетариата. В результате будет построено коммунистическое общество с отсутствием классов, а вся собственность будет общественной.

Карл Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" излагает собственное видение неизбежности смены способов производства и законов общественного развития. Особое место в этом трактате занимает подробный обзор всевозможных немарксистских теорий социализма, а также учений, которые авторы называют псевдосоциалистическими. Например, они жестко критикуют общую частную собственность, когда принцип частной собственности неразумно распространяется на каждого.

К тому же Маркс в этой работе именно коммунистов называет наиболее решительной частью пролетариата, которая повсеместно поддерживает революционное движение, направленное на свержение нынешнего политического и общественного строя. Также он отмечает, что те добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями разных стран.

Первые слова "Манифеста Коммунистической партии" стали крылатыми.

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Впервые он был издан в Лондоне в 1848 году, после этого неоднократно переиздавался, при этом никакие изменения в него не вносились. В 1872 году в предисловии к очередному изданию "Манифеста Коммунистической партии" отмечает, что трактат стал историческим документом, менять который никто уже не вправе.

История создания

Данный труд был написан Марксом и Энгельсом по поручению пропагандистского общества "Союз справедливых", которое было организовано в Англии немецкими эмигрантами. Когда в него вступили авторы манифеста, организация была переименована в "Союз коммунистов".

В 1847 году состоялся первый конгресс Союза, на котором Энгельсу и было поручено составить текст программного документа для организации. Интересно, что изначально этот труд назывался "Проект коммунистического символа веры".

На втором конгрессе составляется текст коммунистического манифеста. Он становится программой международной организации революционного пролетариата. Работу над "Манифестом Коммунистической партии" Маркс завершает в начале 1848 года, когда находится в Бельгии.

Впервые он был издан анонимно в Лондоне. Труд вышел на немецком языке. Это была брошюра в зеленой обложке, включающая 23 страницы.

В марте ее текст перепечатала немецкая эмигрантская газета, а на следующий день Маркс был выдворен полицейскими из Бельгии.

Интересно, что в предисловии отмечалось, что манифест необходимо издавать на разных языках. Так что вскоре появляются переводы на датском, польском, шведском и английском. Именно в предисловии английского издания, выпущенного журналисткой и социалисткой Хелен Макфарлейн, которая публиковалась под псевдонимом Говард Мортон, впервые были названы имена авторов манифеста. Ранее они оставались неизвестными.

Популярность

Когда в 1848 году по всему континенту начались революции, этот труд стал чрезвычайно популярным. Однако в действительности с ним имели возможность ознакомиться немногие, поэтому значительного влияния на ход событий он не оказал. В числе исключений можно назвать только немецкий город Кельн, в котором большим тиражом выходила местная газета, всячески прославляющая коммунистический манифест Карла Маркса.

Массовый интерес к трактату возник только в 1870-х годах, когда начали свою деятельность Первый интернационал и Парижская коммуна. Также "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса фигурировал в процессе против социал-демократической партии Германии. Сторона обвинения зачитывала отрывки из него.

После этого по немецким законам стала возможной его официальная публикация. В 1872 году Маркс и Энгельс оперативно подготовили новое издание на немецком языке. В ближайшие годы вышло девять редакций на шести языках. В 1872 году суфражистка Виктория Вудхулл впервые выпустила манифест в Америке.

Распространение трактата

Появляющиеся в разных странах социал-демократические партии стали активно распространять манифест. Интересно, что Энгельс в предисловии к английскому изданию в 1888 году писал, что их труд отразил историю современного движения рабочих, став одним из самых распространенных произведений социалистической литературы в современном мире. Эту программу признавали рабочие от Калифорнии до Сибири.

На русский язык трактат был впервые переведен анархистом Михаилом Бакуниным, который был соратником авторов по первому Интернационалу. В 1869 году русский вариант трактата напечатали в типографии журнала "Колокол".

В 1882 году там же появилось второе издание в переводе Георгия Плеханова. В нем уже присутствовало специальное предисловие, в котором Маркс и Энгельс пытались ответить на вопрос, способно ли русское общество перейти к коммунистической форме всеобщего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят все страны Западной Европы.

Первое издание манифеста на украинском языке подготовила писательница Леся Украинка.

Тиражи

Безусловно, со временем тиражи манифеста стали просто огромными, особенно в СССР. Но об общем количестве выпущенных экземпляров ничего не известно. Можно утверждать, что только в Советском Союзе к 1973 году вышло 447 изданий этого труда совокупным тиражом почти 24 миллиона экземпляров.

Примечательно, что в XXI веке к труду Маркса и Энгельса снова появился интерес. Например, в 2012 году британское издание сопровождалось предисловием историка, марксиста по убеждениям Эрика Хобсбаума. А в 2010 году иллюстрированное издание этого трактата вышло в Канаде в издательстве, специализирующемся на публикации радикальных исторических текстов в форме манги или комиксов.

Коммунистический манифест состоит из четырех глав. Первая называется "Буржуа и пролетарии", а вторая - "Пролетарии и коммунисты".

Третья глава - "Социалистическая и коммунистическая литература" - разделена на несколько частей. Это "Реакционный социализм", "Консервативный или буржуазный социализм", "Критически-утопический социализм и коммунизм".

Заключительная глава этого труда называется "Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям".

Отказ от капитализма

Отказ от капиталистического общества - одна из главных целей этого трактата. Программа перехода к коммунистической общественной формации приводится во второй главе. Авторы предполагают, что все произойдет насильственным путем, ключевым станет установление диктатуры пролетариата.

Сама программа перехода содержит десять пунктов, или этапов. Это экспроприация земельной собственности, введение высокого прогрессивного налога, конфискация имущества мятежников и эмигрантов, отмена наследственных прав, бесплатное воспитание детей, сращивание промышленности и земледелия, рост количества государственных предприятий, введение обязательного труда для всех, централизация кредита в государственных банках.

Маркс и Энгельс в своем трактате предполагали, что, ликвидировав капитализм, диктатура пролетариата себя исчерпает, уступив место некой "ассоциации индивидов". Однако про нее авторы ничего не пишут.

Манифест Коммунистической партии

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Карл Маркс Фридрих Энгельс Манифест Коммунистической партии
Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

I. Буржуа и пролетарии

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне, тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии, затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада.

Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили

К 168-й годовщине со дня издания

«Манифест Коммунистической партии» - первый и величайший программный документ научного коммунизма. Написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Впоследствии «Манифест» издавался и в других странах. «Манифест» получил широкое распространение в коммунистическом и рабочем движении. Ф.Энгельс в 1890 г. писал, что «история «Манифеста» до известной степени отражает историю современного рабочего движения с 1848 года » (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.22, с.62 ).

«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников коммунизма до революции 1848 г. В нём впервые марксизм был изложен в стройном и систематизированном виде.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма » - такими словами начинается «Манифест». «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В «Манифесте» Маркс с гениальным мастерством рисует картину зарождения, развития и неизбежной гибели капитализма и даёт развёрнутое обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата .

Маркс пишет, что классовая борьба - движущая сила исторического развития в классовых антагонистических обществах .

«История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов» (впоследствии Энгельс уточнит: за исключением первобытного общества) «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов ».

Из недр погибшего феодального общества, пишет Маркс, вышло современное буржуазное общество. Но оно не уничтожило классовых противоречий. «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество всё более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат ».

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, проникновение на индийский и китайский рынки, колонизация Америки - всё это дало толчок развитию торговли, мореплавания, промышленности. На место цехового ремесла пришла мануфактура, на место мануфактуры - пар и машина, которые произвели революцию в промышленности, создали крупную индустрию и всемирный рынок. Наряду с развитием промышленности и торговли развивались новые революционные элементы в недрах феодализма - класс буржуазии, который увеличивал свои капиталы и оттеснял на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Но буржуазия не только завоевала себе экономическое господство, создав крупную промышленность и всемирный рынок, но и добилась политического господства в современном государстве. Маркс пишет: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ».

Маркс обнажает сущность современного представительного государства как органа диктатуры буржуазии , защищающего интересы класса эксплуататоров и направленного на подавление сопротивления угнетённых классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль», - продолжает Маркс. Буржуазия разрушила все феодальные, патриархальные отношения между людьми и не оставила между ними ничего другого, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана» . Врача, юриста, священника, поэта, человека науки - всех она превратила в своих платных наёмных работников. Семейные отношения буржуазия свела к чисто денежным отношениям. Путём эксплуатации всемирного рынка она сделала производство и потребление всех стран космополитическим. «Словом, - пишет Маркс, - она сделала себе мир по своему образу и подобию ».

Менее чем за сто лет своего классового господства буржуазия создала гигантские производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения - всё это как бы по волшебству создала буржуазия.

«Итак, - пишет Маркс, - мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии» (Ленин впоследствии покажет, как капитализм перерастает в монополистический капитализм, империализм ).

Маркс на основе открытого им объективного закона развития человеческого общества - закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил - показывает гибель феодального общества и рождение нового, буржуазного способа производства.

Но, продолжает Маркс, подобное же движение совершается и на наших глазах. Буржуазное общество более не может уже обеспечить дальнейшее поступательное развитие созданных им производительных сил. Это противоречие между буржуазными производственными отношениями и возросшими производительными силами выражается в сокрушительных экономических кризисах, сотрясающих мировую экономику капитализма .

Маркс пишет о буржуазном обществе:

«Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений; буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существования буржуазные отношения собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

Оружие, которым буржуазия ниспровергала феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

В этих словах Маркса сформулировано основное положение научного коммунизма о неизбежной гибели капитализма и всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии .

В этих условиях рабочему не остаётся ничего, кроме как подниматься на борьбу против буржуазии . Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, рабочие одной фабрики против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных отношений, но и против орудий труда, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить отношения средневекового рабочего.

На этой ступени борьбы рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную массу. Но с развитием промышленности пролетариат возрастает численно, и растёт его сила. Столкновения между рабочими и капиталистами всё более принимают характер столкновения между двумя классами. Происходит организация и сплочение рабочих. Местные очаги борьбы постепенно сливаются в одну, национальную, классовую борьбу .

«…Всякая классовая борьба есть борьба политическая ».

Маркс пишет, что пролетариат является единственно до конца революционным классом . «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить всё, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата .

В дальнейшем Ленин, основываясь на данном положении Маркса, обоснует своё гениальное учение о союзе пролетариата и крестьянства . Ленин покажет, что мелкобуржуазные слои населения необходимо вовлечь в строительство социализма под руководством пролетариата на основе социалистической кооперации мелкого производства.

В современных условиях союзником пролетариата выступает не только трудящееся крестьянство, но и трудовая интеллигенция - врачи, учителя, среди которых велика доля женского труда .

Классовая борьба пролетариата, пишет Маркс, в конце концов доходит вплоть «до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ».

Маркс резюмирует: всемирно-историческая миссия пролетариата заключается в том, что он - могильщик буржуазии. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны .

В «Манифесте» Маркс формулирует основы марксистского учения о пролетарской партии и диктатуре пролетариата .

Маркс пишет, что коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочего класса всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Маркс определяет ближайшие задачи коммунистов: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти ».

Коммунисты ставят перед собой цель уничтожить буржуазную частную собственность, покоящуюся на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности ».

Буржуазия обвинила коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность, упразднить свободу и личность, уничтожить семью, отменить отечество.

Маркс отвечает им:

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых ее членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить ВАШУ собственность. Да, мы действительно хотим это сделать ».

Упразднить личность и свободу? Но буржуазия понимает под свободой свободу эксплуатации чужого труда, под личностью - личность самого буржуа .

Уничтожить семью? Но разве буржуазный брак не является общностью жён? «Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга ».

Отменить отечество? Маркс пишет:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса» (в английском издании 1888 г. вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано: «подняться до положения ведущего класса нации », К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.4, с.444 ), конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия».

В дальнейшем Ленин предостерегал коммунистов от одностороннего понимания положения Маркса о том, что рабочие не имеют отечества. Ленин писал :

«В «Коммунистическом манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано ещё, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чём же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом движении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его брошюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г. ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александр III против Германии прямо признавал «защиту отечества».

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму» (В.И.Ленин, Соч., 4 изд., т.35, с.200-201 ).

Маркс оставляет возражения буржуазии против коммунистов и продолжает: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии ».

По существу в этих словах Маркс формулирует положение о диктатуре пролетариата . Он пишет:

«Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил ».

В будущем же коммунистическом обществе вместе с исчезновением классовых различий и сосредоточением всего производства в руках общества исчезнет и политическая власть. Государство - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ».

«Манифест» заканчивается боевым призывом к пролетариям всех стран объединяться в борьбе за свершение коммунистической революции:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Создание этой первой в истории программы международного коммунистического движения явилось величайшим творением Маркса и Энгельса. «Манифест» на столетия стал программным знаменем борющегося пролетариата. «Манифест» при его чтении производит неизгладимое впечатление. Невероятно ярко и доступно Маркс изложил основные свои выводы и идеи, к которым он пришёл до революции 1848 г. Изложенные в «Манифесте» программные положения коммунизма, несмотря на то, что со времени его издания прошло более полутораста лет, сегодня так же живы и востребованы, являются руководящим документом для всех коммунистов. «Манифест» - настольная книга каждого борца, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса .

Григорий Павельев