Налог на имущество организаций авансовые платежи. Налог на имущество юридических лиц: ставка и база платежа

Комментарии

Льготу применяют предприятия, занимающиеся изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан

К протезно-ортопедическим изделиям относятся технические средства реабилитации, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности (протезы верхних и нижних конечностей, молочной железы, ортезы, ортопедические аппараты верхних и нижних конечностей, реклинаторы, корсеты, обтураторы, бандажи, туторы и другие ортопедические корригирующие устройства, ортопедическая обувь и вкладные ортопедические корригирующие приспособления (стельки, полустельки))

Полный перечень протезно-ортопедической продукции приведен в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП)

Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации являются формами адвокатских образований (ст. 20 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ). Все имущество, учитываемое на их балансе, освобождено от обложения налогом на имущество. При этом назначение и характер использования такого имущества роли не играют

Адвокатские палаты льготой воспользоваться не смогут. Они относятся к некоммерческим организациям, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (п. 10 ст. 29 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ)

Льготируется все имущество, имеющееся у центров. Статус государственного научного центра присваивают предприятиям, учреждениям науки, а также высшим учебным заведениям. При этом вуз должен иметь уникальное опытно-экспериментальное оборудование, высококвалифицированных специалистов, международное признание своих научных исследований. Статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ. Такие правила установлены в пунктах 1 и 2 Порядка, утвержденного Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939

К религиозным организациям относятся зарегистрированные в качестве юридического лица добровольные объединения:

  • граждан России;
  • иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России

При этом целью их образования должно быть совместное исповедание и распространение веры (ст. 6 Закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ)

Для подтверждения использования ряда основных средств в религиозной деятельности можно руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251

Общественными организациями инвалидов являются:

  • организации, созданные инвалидами;
  • организации, созданные лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов;
  • союзы (ассоциации) указанных организаций

Ограничение по количеству инвалидов и их законных представителей (80%) должно соблюдаться всегда. Иначе общественное объединение потеряет право на льготу. Такие правила установлены в статье 33 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ

Такие предприятия могут использовать льготу по налогу на имущество, если:

  • среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов;
  • доля оплаты труда инвалидов-сотрудников составляет не менее 25 процентов в общем фонде оплаты труда

Данная льгота не действует в отношении:

  • основных средств, используемых для производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых;
  • основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров, приведенных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. № 90;
  • имущества организаций, занимающихся реализацией брокерских и иных посреднических услуг

Имущество учреждений, единственными собственниками которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 381 НК РФ)

Такие учреждения могут применять льготу только в отношении основных средств, используемых:

  • в образовательных целях;
  • в культурных целях;
  • в лечебно-оздоровительных целях;
  • в физкультурно-спортивных целях;
  • в научных целях;
  • в информационных целях;
  • в иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям

Имущество освобождается от уплаты налога на 10 лет при соблюдении следующих условий:

  • имущество приобретено (создано) для ведения деятельности в ОЭЗ;
  • имущество располагается на территории ОЭЗ;
  • имущество используется в рамках соглашения ОЭЗ

Об этом сказано в пункте 17 статьи 381 Налогового кодекса РФ

Срок применения льготы (10 лет) рассчитывайте с месяца, следующего за месяцем постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). По истечении 10-летнего срока такое имущество подлежит налогообложению исходя из его остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ)

Льгота предоставляется на три года со дня постановки на учет такого имущества

Льгота распространяется:

  • на многоквартирные дома, отнесенные к классу энергетической эффективности А, В, В+, В++ (письмо ФНС России от 25 марта 2015 г. № БС-4-11/4821);
  • на объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, которые поименованы в постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308. Льгота действует, если объект поставлен на учет в период с 1 января 2012 года по 29 июня 2015 года включительно, а трехлетний срок со дня постановки их на учет не истек (письмо Минфина России от 18 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/9212).

На объекты недвижимого имущества (кроме многоквартирных домов) льгота не распространяется (письмо Минфина России от 20 марта 2015 г. № 03-03-06/15239)

Энергетическая эффективность определяется в соответствии:

  • с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600;
  • с Правилами, утвержденными приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. № 357, и принципами, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 (п. 4 ст. 10 Закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ)

* Льгота распространяется только на те объекты, которые включены в состав основных средств начиная с 1 января 2012 года (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-05-05-01/06).

Объекты с высокой энергетической эффективностью, которые впервые появились в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600, можно амортизировать с повышенным коэффициентом 2 начиная с июля 2015 года.

С этого же месяца прекращается применение повышенного коэффициента амортизации в отношении объектов, которые:

  • включены в перечни, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308 и от 29 июля 2013 г. № 637, но которые не вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600;
  • приняты к учету в июле 2015 года и позже.

Если же эти объекты были поставлены на учет в период с 1 января 2012 года до 30 июня 2015 года (включительно), а трехлетний срок со дня постановки их на учет не истек, льгота по пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ сохраняется.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные ) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

ЭТО ВАЖНО

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт

СргСт = (ОС 1 + ОС 2 + ОС 3 + ОС 4 + … + ОС 12 + ОС 13) / (12 + 1), (1)

где ОС 1 , ОС 2 , ОС 3 , …, ОС 12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества :

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб .).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт ):

СрСт = (ОС 1 + ОС 2) / (К + 1), (2)

где ОС 1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС 2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

  • за первый квартал:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

  • за первое полугодие:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

  • за девять месяцев:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций , необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды :

  • за первый квартал:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

  • за первое полугодие:

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб .

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 - 1017,5 - 935 - 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества , признаваемого объектом налогообложения :

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий :

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@ «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно . В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К ) рассчитывается следующим образом:

К = К 1 / К 2 , (3)

где К 1 — количество полных месяцев владения объектом;

К 2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения , должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014-2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/8853@ «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, можно получить на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru ). Для целей налогообложения желательна официальная информация о кадастровой стоимости имущества или справка по состоянию на 1-е число налогового периода.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы . Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

НА ЗАМЕТКУ

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016-2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям :

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 % .

Сумма налога на имущество за 2015 г . составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб .

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

  • за первый квартал:
  • за первое полугодие:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб .

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб . (600 000 руб. - 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации , налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации , осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества .

ЭТО ВАЖНО

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук


Вернуться назад на

Налоговая база сегодня терпит ряд изменений и реформ. Касается это многих, уже ставших привычными, налогов, не исключением стал и налог на недвижимость, от которого теперь существует полноценное ответвление – выплаты за имущество. Являясь крайне похожими, все же такие виды ответственности с 2016 года – не одно и то же. Именно поэтому становится ясно, почему налог не вступил еще в силу, но уже породил столько слухов и мнений.

Особенно интересует вопрос судьбы организаций, которые не являются физическими лицами. Ведь многие считают, что такой налог будет требовать выплат за любое имущество, будь это площадь под офис или транспорт в собственности фирмы. Рассмотрим последние новости и попытаемся разобраться, сколько средств придется тратить организациям и придется ли вообще?

Какие объекты облагаются налогом

Конечно, самый главный вопрос, который возникает в связи с изменениями 2016 года: какое конкретно имущество организаций будет облагаться таким видом налоговой ответственности? Налог требуется выплачивать за движимое и недвижимое имущество.

Например, объектами выплат становятся:

1. Имущество, которое передали во временное пользование (сюда же относят такой пункт, как «доверительное управление организаций»).
2. Имущество, внесенное в совместную деятельность.
3. То, которое организация получила по концессионному соглашению.

Кроме того, стоит понимать, что сюда же относится то имущество организаций, которое входит в состав основных средств. Другими словами, вложения, в том числе материальные, например, в активы, подготовленные для сдачи в аренду, всегда облагаются таким налогом. Не лишним будет сразу уточнить, что можно отнести к недвижимости организаций, за которое с 2016 года обязательно придется выплачивать налог.

Сюда относят:

Участки земли;
недра с полезными ископаемыми;
любые здания на этом участке, в том числе, и недостроенные;
различные объекты вроде морского и воздушного транспорта, которые прошли государственную регистрацию.

В этом плане понять, что такое движимое имущество очень просто – к этой категории относятся объекты, которые не попали в недвижимость. То есть это и транспорт, и ценные бумаги, и средства в различной валюте. На первый взгляд, кажется, что список огромен, и размер налога тоже будет таким же, но новый налог предполагает и перечень вещей, за которые платить не нужно.

Объекты, не облагаемые налогом

Итак, для организаций есть и хорошие новости. Например, начиная с 2016 года, они могут не уплачивать налог за участки, которые относятся к природопользованию. Конечно же, еще одна отдельная категория – земли и объекты, которые любым образом касаются военных действий, нужд гражданской обороны, правопорядка страны и так далее. Другой огромный пласт – участки, которые имеют культурную и историческую ценность для России.

Космические объекты, ледоколы, большие морские суда также налогом не облагаются. Некоторые виды имущества организаций, если они включены в первую или вторую амортизационную группы, не нужно оплачивать, но только в том случае, если они вовремя поставлены на государственный учет. Этот момент крайне важен, ведь становление на учет вовремя (и тут имеется в виду не время подачи документов, а период их рассмотрения) может помочь избежать многих выплат, в том числе штрафных санкций, которые также ужесточились, начиная с 2016 года.

Размер выплат и налоговая база

Налог на имущество организаций, начиная с 2016 года, не является фиксированным. Он рассчитывается по специальным ставкам, которые разделяют на категории в зависимости от объекта налогообложения. Однако тарифы не могут быть выше, чем максимальная ставка по закону, а именно 2,2%. Во многих регионах ставки могут отличаться, ведь региональные власти имеют право вносить поправки.

Налоговая база с 2016 года определяется:

Как общая стоимость имущества в среднем за год;
если речь идет о недвижимости, как кадастровая общая стоимость за год.

Другими словами, для движимого и недвижимого имущества применяются свои отдельные методы расчета. Если речь идет о последнем, то сумма определяется в зависимости от места нахождения объектов. С движимым имуществом все несколько сложнее. Тут учитывается, есть ли у организации обособленные подразделения. Если да, то тогда база зависит от того, в чьем балансе находится имущество. Без отдельного баланса расчет идет также по месту нахождения, а если обособленная организация все-таки имеет активы с отдельным балансом, то расчет идет по месту нахождения активов.

Например, по кадастровой стоимости оцениваются офисы, административные объекты (торговые и деловые центры). Даже нежилые помещения, которые по бумагам в будущем предназначены под офисы, также входят сюда. Жилые дома и помещения, которые не оцениваются, как основные активы, тоже входят в список.

С 2016 года юридические лица на УСН должны платить налог на имущество организаций при определенных условиях.

Налог на имущество юридических лиц в 2016 году установлен НК РФ и статьей 346.11 НК РФ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как узнать попадет ли ваше имущество под налог на имущество юридических лиц в 2016 году
  • Как рассчитать авансовые платежи и налог на имущество организаций 2016
  • Куда сдавать декларацию по налогу на имущество юридических лиц на УСН в 2016 году

Для каких компаний на УСН вводится оплата налога на имущество организаций в 2016 году

Если у вас на балансе в 2016 году числятся объекты недвижимого имущества, перечисленные в статье 378.2 НК РФ, вам надо платить налог на имущество юридических лиц в 2016 году. Но только в том случае, если эта недвижимость попадет в региональные списки объектов, налог по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.

Отметим, если на балансе вашей компании есть, например, земельные участки, то по таким объектам и дальше платить налог на имущество не придется. Поскольку участки не признаются объектами налогообложения согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость*

№ пп Вид объекта недвижимости
1 Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них
2 Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
3 Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства
4 Жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (введен Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

* Перечень установлен пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ.

Если и вы оказались среди таких компаний, посмотрите, есть ли в вашем р твующий закон. Который устанавливает правила расчета налога на имущество по кадастровой стоимости. Дело в том, что налог на имущество является региональным и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 372 НК РФ). Поэтому если в вашем регионе нет такого закона, то и платить налог на имущество с кадастровой стоимости вы не должны.

Но даже если закон о налоге на имущество в вашем субъекте введен, власти РФ должны были до 1 января 2016 года (то есть очередного налогового периода) определить списки имущества налоговая база по которому, считается исходя из кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Если ваша недвижимость попадет в эти региональные списки, оплата налога на имущество за 2016 год и вас коснется. Если же объект в таких списках вы не нашли, платить ничего не нужно.

Обратите внимание, региональным законодательством могут быть предусмотрены налоговые льготы, поэтому внимательно изучите закон о налоге на имущество вашего субъекта РФ.

Как рассчитать налог на имущество юридических лиц в 2016 году

Налоговая база. Для расчета налоговой базы вам нужно знать, какая у вашей недвижимости кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости содержит государственный кадастр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ). Узнать информацию по вашему объекту можно на сайте Росреестра.

Расчет налога. Зная кадастровую стоимость имущества, ставку налога в вашем регионе и площадь вашей собственности, можно рассчитатьавансовые платежи и налог на имущество к уплате. Конкретные ставки налога на имущество организаций устанавливаются законом субъекта РФ (ст. 372 НК РФ). Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

Пример. Расчет налога на имущество организаций при УСН в 2016 году

ООО «Сибирь» применяет УСН. И имеет на балансе помещение площадью 100 кв. м в бизнес- центре. Здание включено в региональный Перечень объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Общая площадь здания составляет 8000 кв. м. Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года - 500 000 000 руб. Ставка налога на 2016 - 1,2%. Льгот по уплате налога на имущества у фирмы нет.

Налоговая база (доля помещения во всем здании) - 6 250 000 руб. (100 кв. м: 8000 кв. м x 500 000 000 руб.).

Бухгалтер рассчитал авансовые платежи по налогу на имущество за I квартал, полугодие и 9 месяцев:

  • 18 750 руб. (6 250 000 руб. x 1,2% : 4) - сумма авансового платежа за каждый квартал 2015 года.

Налог к уплате за 2016 год:

  • 18 750 руб. - итоговая сумма налога за год, за минусом авансовых платежей.

Как перечислять авансовые платежи и налог на имущество юридических лиц 2016

В каком порядке, и в какие сроки перечислять авансовые платежи и налог на имущество прописано в законе вашего субъекта РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ). При этом субъекты могут вообще не обязывать организации уплачивать авансовые платежи (п. 2 ст. 383 НК РФ). Тогда рассчитаться по налогу на имущество нужно один раз по окончании года. Перечислить налог на имущество юридических лиц 2016 и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

Налог на имущество организаций 2016, декларация

Все организации, которые платят налог на имущество юридических лиц в 2016 году, должны сдавать и налоговую декларацию. То есть, если у вас на балансе есть недвижимость, о которой мы рассказали выше, по этим объектам в 2016 году нужно будет платить налог на имущество и представлять декларацию за год и налоговый расчет авансового платежа за квартал в ИФНС по месту нахождения объекта (ст. 386 НК РФ, письмо ФНС России от 29.04.2014 № БС-4-11/8482).

Кроме декларации, нужно подавать еще и налоговый расчет по авансовому платежу. Делать это придется ежеквартально не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего налогового периода - I квартал, полугодие, 9 месяцев. Форма расчета утверждена приложением № 4 вышеуказанного приказа.

Обратите внимание, если в вашем субъекте РФ не установлена обязанность перечислять авансовые платежи, сдавать по ним расчет так же не нужно. Читайте внимательно региональный закон о налоге ни имущество.

По материалам: http://taxpravo.ru/

С 2016 года произошло всего два изменения по налогу на имущество организаций.

Изменили отчетные периоды для «кадастрового» налога на имущество

С 1 января 2016 года для недвижимости, по которой налог считается исходя из кадастровой стоимости, установлены следующие отчетные периоды: I квартал, II квартал, III квартал (п. 2 ст. 379 НК РФ). Налоговый период - по-прежнему календарный год.

Что в итоге поменялось?

Эта поправка устранила проблемы, возникавшие в 2015 году при расчете авансовых платежей по налогу в ситуации, когда недвижимость выбывала из собственности организации до октября. Организациям приходилось сначала уплачивать авансовый платеж за все отчетные периоды, а затем требовать возврата излишне уплаченной суммы (Письмо ФНС от 05.10.2015 № БС-4-11/17326@). Теперь же, благодаря «сокращенным» отчетным периодам, после выбытия объекта по нему уже не придется платить авансовый платеж.

Также помните, что субъекты РФ могут в принципе не устанавливать отчетные периоды. Поэтому, прежде чем уплачивать авансовые платежи и сдавать Расчет по налогу на имущество по итогам I квартала, проверьте ваш региональный закон.

Посмотреть сроки уплаты авансовых платежей и сдачи авансовых расчетов по всем регионам можно в нашем .

Ставка налога на имущество на 2016 год

Выросла максимальная ставка налога на имущество по недвижимости, налог по которой считается с кадастровой стоимости. Она стала составлять 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). Хотя субъект РФ может и не повышать ставку налога в своем регионе до максимального размера. К примеру, в Москве ставка налога на имущество на 2016 год составляет 1,3% (пп. 3 п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

Также увеличилась максимальная ставка для железнодорожных путей общего пользования, линий электропередачи, магистральных трубопроводов до 1,3% (п. 3 ст. 380 НК РФ).

Налог на имущество по остальным основным средствам

Для основных средств, база по которым считается исходя из остаточной бухгалтерской стоимости, в 2016 году ничего не поменялось. Отчетные периоды остались прежние: I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Ставка налога по таким основным средствам не может превышать 2,2%. Конкретный размер ставки устанавливается субъектом РФ.