Определить время глагола в английском языке онлайн. Времена в английском языке: подробное объяснение

Русскоговорящему человеку очень часто приходят на помощь "вспомогательные слова ", указывающее на время в английском языке. Дело в том, что система времен в английском и русском языках разительно отличаются: в русском языке существует три времени (прошедшее, настоящее, будущее), а в английском – 4 группы активных времен, каждая из которых состоит из прошедшего, настоящего, будущего времени. Благо отличительной чертой каждого времени, являются определенные слова, которые и помогают понять какое это время.

Ниже приведена таблица со "вспомогательными словами", указывающими на время в английском языке:

INDEFINITE

CONTINUOUS

PERFECT

PERFECT CONTINUOUS

P

A

S

T

yesterday

X days ago

last week

in xxxx year

и другие слова, указывающие на то, что действие выполнено какое-то время назад

at x o’clock yesterday

from x to x yesterday

for x hours last week

the whole day

all day long yesterday

when he came

и другие слова, указывающие на то, что действие выполнялось какое-то время в прошлом

by x o’clock yesterday

before we came

by the end of last week

и другие слова, указывающие на то, что действие было совершенно к определенному моменту в прошлом

FOR …WHEN

все слова характерные для CONTINUOUS и PERFECT

т.е. действие продолжалось выполняться какое-то время к определенному моменту в прошлом времени

P

R

E

S

E

N

T

usually/generally

sometimes

т.е. слова, дающие понять, что действие рутинно. Не уделяется внимание точному времени выполнения и длительности самого действия.

Заменяет будущее время, если идет речь о расписании, графике

at the moment

at present

Заменяет будущее время, когда действие заранее запланированно

recently

this week

и другие слова, показывающие связь между выполненным действием к настоящему моменту

FOR…SINCE/WHEN

т.е. действие выполняется какое-то время и до сих пор не закончилось

F

U

T

U

R

E

tomorrow

next year

in x days

in xxxx year

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться

at x o’clock tomorrow

from x to x tomorrow

for x hours next week

the whole day

all day long tomorrow

when he cames

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться какое-то время в будущем

by x o’clock tomorrow

before we come

by the end of next week

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполнено к определенному моменту в будущем

FOR …WHEN

т.е. действие будет выполняться какое-то время к какому-то моменту времени в будущем

Вот наглядные примеры:

Группа «Indefinite »:

Past: I cooked dinner* yesterday (2 hours ago, last Friday) – Я вчера готовила ужин.

Present: I always (very often) cook dinner – Я всегда готовлю ужин.

Future: I will cook dinner tomorrow (next Monday) – Я приготовлю завтра ужин.

Группа «Continuous » (говорящий, хочет подчеркнуть длительность действия):

Past: I was cooking dinner for two hours last Sunday (from 3:00 p.m. to 5:00 p.m.). – Я готовила ужин два часа в прошлое воскресенье.

Present: I am cooking dinner right now (at the moment) – Я готовлю ужин прямо сейчас.

Future: I will be cooking tomorrow for all day (at 5 o’clock tomorrow) – Завтра весь день я буду готовить ужин.

Группа «Perfect »:

Past: I had cooked dinner by 10 o’clock yesterday – Я приготовила вчера ужин к 10 часам.

Present: I have cooked dinner today – Я сегодня приготовила ужин.

Future: I will have cooked dinner by 10 o’clock tomorrow – Я приготовлю ужин завтра к 10 часам.

Группа «Perfect continuous »:

Past: I had been cooking dinner for all day, when he came – Я готовила ужин целый день, когда он ко мне пришел.

Present: I have been cooking dinner all day, that’s why I am tired – Я готовлю ужин целый день, поэтому я устала.

Future: I will have been cooking for hours, when you will go to work – Я ужу буду часами готовить, когда ты пойдешь на работу.

* В современном английском языке (особенно в американском варианте) слово «dinner» все чаще употребляется для обозначения ужина, а для обеда используют слово «lunch»

На самом деле, статья планируется даже немного шире: я расскажу, как точно узнать видовременную форму и залог глагола в предложении.

Любая форма глагола в английском языке описывается 3-4 словами, которые выражают время , вид и залог . Например:

Present Simple Active
Past Perfect Continuous Passive

Чтобы правильно определить форму глагола, воспользуйтесь схемой, приведенной выше. Кроме того, рекомендуется прочитать статьи: и .

В школе обычно рассказывают о 12 / 16 / 26 (нужное подчеркнуть) «временах английского языка»… Однако, на самом деле, это видовременные формы глагола. А времён в английском языке три . Как и у нас: Прошедшее (Past), Настоящее (Present) и Будущее (Future).

* Строго говоря, в английском языке два грамматических времени, но сегодняшняя статья не об этом. Если вам интересно это обсудить, пишите комментарии или загляните на .

  • Показатели времени Past : глаголы did, was, were, had или любой глагол во второй форме (V2, Ved).
  • Показатели времени Present : глаголы do, does, am, is, are, have, has или любой глагол в первой форме (V1, Vs).
  • Показатели времени Future : will.

** would, could, might относят к особой группе: .

Шаг 2: определяем вид

Тут уже немного сложнее. Условные обозначения: V1 — первая форма глагола, V2 — вторая форма глагола, V3 — третья форма глагола, Ving — глагол с окончанием -ing.

  • Simple: в предложении имеется только V1, V2 или will + V1.
  • Continuous: соответствует структуре to be + Ving.
  • Perfect: соответствует структуре to have + V3.
  • Perfect Continuous: соответствует структуре: to have + been + Ving

Вышеуказанные формы характерны для активного залога. Переходим к шагу 3, чтобы выявить страдательный залог.

Шаг 3: определяем залог

Структуры для активного залога написаны выше. Формула страдательного залога: to be + V3. Можно постараться определить залог и без формул. В случае страдательного залога над объектом производится действие, а не сам объект его производит.

  • Simple Passive: am/is/are/was/were/will be + V3
  • Continuous Passive: being + V3.
  • Perfect Passive: have/has/had/will have + been + V3.
  • Perfect Continuous Passive: не используется.

Практикуемся и разбираемся на примерах

1) I don’t eat much ice cream. Present Simple Active , т.к. содержит do + V1.
2) I was sleeping in the tent yesterday at 12 o’clock. Past Continuous Active , т.к. содержит was + Ving.
3) The shop was being visited yesterday at 12 o’clock. Past Continuous Passive , т.к. содержит was + being + V3.
4) What have you been doing? Present Perfect Continuous Active , т.к. содержит have + been + Ving.
5) The missing kids have been found. Present Perfect Passive , т.к. содержит have + been + V3.
6) They will be swimming tomorrow at 7 o’clock. Future Continuous Active , т.к. содержит will + be + Ving.

Я постарался охватить все сложные случаи. Обратите особенное внимание на примеры 4 и 5. Если что-то не вписывается в рамки этой статьи, и вы все равно не можете определить время глагола в английском языке, то либо вы что-то поняли неправильно, либо вам попалась : инфинитив, причастие или герундий.

Подразделяются на 4 группы: простые (Simple/Indefinite), продолженные (Continuous/Progressive), совершенные (Perfect) и продолженные совершенные (Perfect Continuous) времена. Что же поможет нам выбрать правильный вариант?

Слова-маркеры времени в английском языке помогают правильно определить видовременную форму, потому их рекомендуется выучить наизусть. Звёздочкой* помечены неоднозначные показатели времени, которые могут встречаться в разных случаях.

Таблица слов-спутников для всех времен английского языка

Употребляется при описании действий в настоящем, происходящих регулярно, с повторением, а не только в момент речи. Используется при описании режима, расписания, привычек и т.д.

Usually – обычно
I usually wake up at 7 o’clock. Обычно я просыпаюсь в 7 часов.
Аlways – всегда
Alice always gets good marks at school. Элис всегда получает хорошие оценки в школе.
Often – часто
Terry often drinks tea in the morning. Терри часто пьет чай с утра.
Every day / morning / week – каждый день/каждое утро/каждую неделю
Every week Rob goes to the gym. Каждую неделю Роб ходит в спортзал.
Sometimes / from time to time / occasionally – иногда
Sometimes I visit my Granny in the suberbs of Moscow. Иногда я навещаю бабушку в пригороде Москвы.
At the weekend / on weekends / on Saturdays / on Friday – На выходных / по субботам / в пятницу
We have a party on Fridays. По пятницам у нас вечеринка.
Seldom / rarely – редко
We rarely go to the swimming pool. Мы редко ходим в бассейн.
Never* / hardly ever – никогда / почти никогда
Ann never watches horror films. Энн никогда не смотрит фильмы ужасов.

2. Слова-спутники Past Simple

Употребляется при описании действий, которые произошли в прошлом.

Yesterday – вчера
Yesterday we were at home. Вчера мы были дома.
A week / a year ago – неделю/год назад
Alex moved to the USA a week ago. Алекс переехал в США неделю назад.
Last month / year – в прошлом месяце/году
Last month Fred sold his car. В прошлом месяце Фред продал свою машину.
When* – когда
I was in the kitchen, when you came. Я был на кухне, когда ты пришел.

3. Слова-спутники Future Simple

Употребляется при описании действий, которые произойдут в неопределенном будущем.

Tomorrow – завтра
Tomorrow Jared will go to London. Завтра Джаред уедет в Лондон.
Next month / year – в следующем месяце/году
Jack will finish school next year. Джек закончит школу в следующем году.
In … days / years – через … дней/лет
Ronald will arrive in 2 days. Рональд прибудет через 2 дня.

4. Слова-спутники Present Continuous

Употребляется при описании действий, происходящий в данный момент, в момент речи.

Now – сейчас
Mary is playing the guitar now. Сейчас Мэри играет на гитаре.
At the moment – в данный момент
The refrigerator isn’t working at the moment. В данный момент холодильник не работает.
Still* – все еще
John is still washing the dishes. Джон все еще моет посуду.

5. Слова-спутники Past Continuous

Употребляется при описании действий, происходивших в какой-то момент или период в прошлом.

From … till …* – с … до …
Helen was watching a movie at the cinema yesterday from 5 till 7. Хелен вчера смотрела фильм в кино с 5 до 7.
– весь день
He was working hard all day long. Он усердно работал весь день.

6. Слова-спутники Future Continuous

Используется при описании действий, которые будут происходить в конкретный момент или период в будущем.

from … till …* – с … до …
Tony will be working in the office tomorrow from 9 to 11 o’clock. Тони будет работать в офисе завтра c 9 до 11 часов.
All day long* / for the whole day* – весь день
He will be writing an article all night long. Он будет писать статью всю ночь.

7. Слова-спутники Present Perfect

Употребляется при описании действий, завершившихся к моменту речи или к настоящему в целом.

Just – только что
Harry has just made a cake. Гарри только что сделал торт.
Already – уже
I have already done my homework. Я уже сделал свое домашнее задание.
Yet – все еще
Liza hasn’t chosen the flowers yet. Лайза все еще не выбрала цветы.
Since – с
I haven’t played football since finishing the university. Я не играл в футбол с окончания университета.
Recently – недавно
Sally has recently been at the theatre. Салли недавно была в театре.
Never* / ever* – никогда / когда-нибудь
I have never been to London. Я никогда не был в Лондоне.

8. Слова-спутники Past Perfect

Используется при описании действия, которое завершилось к некоторому моменту прошлого.

Before* / after* – до / после
I had brushed my teeth before I went to bed. Я почистил зубы перед тем, как лечь спать.
By* – к
Ann had spoken with her boss by 12 o’clock yesterday. Вчера к 12 часам Энн поговорила со своим начальником.

9. Слова-спутники Future Perfect

Используется для описания действий, которые будут длиться до конкретного момента или периода в будущем.

By* – к
I will have been finished my project by the end of the month. Я закончу свой проект к концу месяца.
Before* – до
Chris will have found a job before Christmas. Крис найдет работу до Рождества.

10. Слова-маркеры времён Perfect Continuous

Как можно догадаться из названия, времена группы Perfect Continuous представляют собой смесь Perfect и Continuous. Следовательно, их функция – длительное действие, которое привело к результату в прошедшем / настоящем / будущем.

for* – в течение
I had been reading for 5 hours. Я читал уже 5 часов.
I have been reading for 5 hours. Я читаю уже 5 часов.
I will have been reading for 5 hours. Я буду читать уже 5 часов.

WARNING: слова-маркеры — это не панацея! Как мы видим, некоторые из них встречаются сразу в нескольких временах. Часто это можно объяснить вот так: возьмём фразу «from … till …» и увидим, что она является признаком длительности действия, а длительность может быть в прошедшем, настоящем и будущим временах. Тем не менее, наличие слова-спутника является очень хорошим признаком правильной видовременной формы.

Грамматическая система любого языка, на первый взгляд кажется необъятным океаном новых терминов и непонятных правил. По мере же ее освоения, выясняется, что это скорее бассейн с несколькими дорожками, и вся задача изучающего состоит в том, чтобы перемещаться в соответствующие моменты на нужные дорожки, то есть речевые конструкции. Сегодня мы на одной из главнейших грамматических дорожек и цель нашего заплыва – освоить времена глаголов в английском языке. Тема относительно русского языка очень сложная, так что будьте готовы к основательному разбору и чуткому вниманию порой едва заметных отличий.

Всего в английских предложениях могут использоваться 12 разных глагольных форм. Не стоит пугаться этой цифры, ведь на самом деле времен, конечно, три: настоящее, будущее и прошедшее. Но, каждое из них будет иметь по четыре формы, употребление которых зависит от указанного в предложении промежутка времени.

Все дело в том, что этот язык очень скрупулезно разграничивает временные моменты совершения действий. Если русской грамматике безразлично сейчас я пишу книгу , или пишу ее каждый день , то английских глаголов среагирует на это совсем по-другому, отнеся данные предложения к двум разным категориям. Рассмотрим, как строятся времена английского глагола относительно правил каждой из четырех грамматических категорий.

Категория Simple

Это группа простых времен. К ней относятся действия, которые совершаются/совершались/будут совершаться часто, регулярно, обыкновенно, а также однократные поступки и события.

Настоящее время в этой категории образуется от инфинитива глагола без частицы to. При этом если подлежащее стоит в 3 лице (he /she /it ) то к сказуемому прибавляется окончание s . Вопросительная и отрицательная формы строятся при помощи вспомогательного do (в 3 лице does ). Для будущего времени также характерен глагол в инфинитиве, только перед ним добавляют вспомогательное слово will . С его же помощью образуют вопросы и отрицания. В прошедшем используется вторая форма глагола с окончанием –ed (если глагол правильный), для вопросов и отрицаний добавляют did .

Время Утверждение Вопрос Отрицание
Present She sings well. Does she sing well? She doesn’t sing well.
Past She sang well. Did she sing well? She didn’t sing well.
Future She will sing well. Will she sing well? She will not (won’t ) sing well.

Грамматическое замечание: при построении вопросов и отрицаний происходит изменение не основного сказуемого, а глагола-помощника do или will ! В 1 лице (I , we ) будущего времени может употребляться гл. shall .

Категория Continuous

Продолженные времена. Группа отмечает длительность происходящего процесса, совершение действий в конкретный момент времени. Акцент выставлен не на факт выполнения чего-то, а на время, в которое эти действия выполняются/выполнялись/будут выполняться.

Другие темы английского: Три формы глагола go - значения, синонимы, примеры предложений

Для продолженного настоящего времени в английском языке характерно использование конструкции to be + причастие I . Создание вопросительных и отрицательных предложений не требует вспомогательного do , поскольку для этого используется сказуемое to be . Этот же закон справедлив и для прошедшего времени, соответственно to be стоит в прошедшей форме. Для выражения будущего времени по-прежнему используется глагол will .

Время Утверждение Вопрос Отрицание
Present They are watching cartoons now . Are they watching cartoons now ? They aren’t watching cartoons now .
Past They were watching cartoons at that moment . Were they watching cartoons at that moment ? They weren’t watching cartoons at that moment .
Future They will be watching cartoons at this time tomorrow . Will they be watching cartoons at this time tomorrow ? They won’t be watching cartoons at this time tomorrow .

Категория Perfect

Мы уже отмечали, что времена глаголов порой в английском языке имеют едва заметные отличия. В большей степени это утверждение подходит как раз двум последним грамматическим группам.

В предложениях с Perfect (совершенное время ) на английском выражают завершенные действия, результат которых непосредственно связан с данным моментом времени. В таких выражениях не может быть использовано простое прошедшее время, поскольку контекст предполагает подчеркивание временного промежутка. Данное действие либо завершили только что, либо к наступлению определенного момента. Также поступок мог быть совершен давно, или вовсе никогда не совершен, и именно это имеет/имело/будет иметь значение в настоящем времени.

Конструкция этих времен английского глагола всегда будет содержать глагол have и причастие II .

Время Утверждение Вопрос Отрицание
Present We have already done our task. Have you already done your task? We haven’t done our task yet .
Past We had done our task by 7 o’clock . Had you done your task by 7 o’clock ? We hadn’t done our task by 7 o’clock .
Future We will have done our task by 9 o’clock. Will you have done your task by 9 o’clock ? We won’t have done our task by 9 o’clock .

Грамматическое замечание: в 3 лице форма вспомогательного глагола has/hasn’t. He has done the task .

Категория Perfect Continuous

Времена совершенно-продолженные. Самая трудно воспринимаемая категория, особенно для только начинающих изучать английский язык. Основное ее назначение подчеркнуть, что действие/событие все еще будет продолжаться, когда наступит указанный момент времени, или уже начнется/совершится еще одно действие. Иными словами, действие находится в процессе уже какое-то время, и все еще будет продолжаться. На словах звучит довольно сумбурно, но приведенный ниже пример даст более понятное разъяснение.

Временам этой группы соответствует конструкция have been + причастие I .

Время Утверждение Вопрос Отрицание
Present I have been living in this flat for 7 years . Have you been living in this flat for 7 years ? I haven’t been living in this flat for 7 years .
Past I had been living in this flat for 7 years . Had you been living in this flat for 7 years when you decided to renovate it ? I hadn’t been living in this flat for 7 years when I decided to renovate it .
Future I will have been living in this flat for 7 years next April . Will you have been living in this flat for 7 years next April ? I will haven’t been living in this flat for 7 years next April .

Другие темы английского: Сколько времен в английском языке, рассматриваем временные группы

Стоит отметить, что глаголы с будущим временем в такой конструкции встречаются крайне редко.

Просто Perfect часто путают с его продолженным братом – Perfect Continuous, но они имеют разные значения. Для того, чтобы научиться их различать посмотрите на следующую картинку.

В первом случае девочка рисовала уже 2 часа, и, когда папа пришел, она все еще продолжала рисовать . А во второй ситуации мальчик уже полностью закончил свой рисунок, когда папа пришел.

Времена глаголов в английском языке – сводная таблица

Представим общие правила на времена различных глаголов английского языка в виде таблицы и приведем наиболее характерные для каждой категории обстоятельства времени.

Simple
Настоящее Прошедшее Будущее
+ Инфинитив без to (3 л.+s)

— don’t/doesn’t

Обстоятельства: ever, generally, always, as a rule, every day, sometimes.

+ Вторая форма глагола

Обстоятельства: ago, last week, yesterday, in those times, in that day.

+ Will/Shall + Инфинитив без to

— will/shall not

(won’t; shan’t)

Обстоятельства: tomorrow, next week, in the near future .

Continuous
Настоящее Прошедшее Будущее
+ to be + причастие I

Обстоятельства: now, constantly, next, still, soon .

+ to be + причастие I

Обстоятельства: at that moment, at 4 o’clock, all the time, constantly .

will be + причастие I

Обстоятельства: in this time next week.

Perfect
Настоящее Прошедшее Будущее
+ have + причастие II

— haven’t/hasn’t

Обстоятельства: ever, just, never, before, yet, for a long time

+ Had + причастие II

Обстоятельства: by, before, scarcely..when, hardly…when .

+ Will have + причастие II

— will not (won’t)

Обстоятельства: by, until, before .

Perfect Continuous
Настоящее Прошедшее Будущее
+ Have been + причастие I

— haven’t/hasn’t

Had been + причастие I + Will have been + причастие I
Обстоятельства как у времен Perfect.

Просмотры: 1 261

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск