Русскоговорящему человеку очень часто приходят на помощь "вспомогательные слова ", указывающее на время в английском языке. Дело в том, что система времен в английском и русском языках разительно отличаются: в русском языке существует три времени (прошедшее, настоящее, будущее), а в английском – 4 группы активных времен, каждая из которых состоит из прошедшего, настоящего, будущего времени. Благо отличительной чертой каждого времени, являются определенные слова, которые и помогают понять какое это время.
Ниже приведена таблица со "вспомогательными словами", указывающими на время в английском языке:
INDEFINITE |
CONTINUOUS |
PERFECT |
PERFECT CONTINUOUS |
|
PAST |
yesterday X days ago last week in xxxx year и другие слова, указывающие на то, что действие выполнено какое-то время назад |
at
x o’clock yesterday from x to x yesterday for x hours last week the whole day all day long yesterday when he came и другие слова, указывающие на то, что действие выполнялось какое-то время в прошлом |
by x o’clock yesterday before we came by the end of last week и другие слова, указывающие на то, что действие было совершенно к определенному моменту в прошлом |
FOR …WHEN все слова характерные для CONTINUOUS и PERFECT т.е. действие продолжалось выполняться какое-то время к определенному моменту в прошлом времени |
PRESENT |
usually/generally sometimes т.е. слова, дающие понять, что действие рутинно. Не уделяется внимание точному времени выполнения и длительности самого действия. Заменяет будущее время, если идет речь о расписании, графике |
at the moment at present Заменяет будущее время, когда действие заранее запланированно |
recently this week и другие слова, показывающие связь между выполненным действием к настоящему моменту |
FOR…SINCE/WHEN т.е. действие выполняется какое-то время и до сих пор не закончилось |
FUTURE |
tomorrow next year in x days in xxxx year и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться |
at
x o’clock tomorrow from x to x tomorrow for x hours next week the whole day all day long tomorrow when he cames и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться какое-то время в будущем |
by x o’clock tomorrow before we come by the end of next week и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполнено к определенному моменту в будущем |
FOR …WHEN т.е. действие будет выполняться какое-то время к какому-то моменту времени в будущем |
Вот наглядные примеры:
Группа «Indefinite »:
Past: I cooked dinner* yesterday (2 hours ago, last Friday) – Я вчера готовила ужин.
Present: I always (very often) cook dinner – Я всегда готовлю ужин.
Future: I will cook dinner tomorrow (next Monday) – Я приготовлю завтра ужин.
Группа «Continuous » (говорящий, хочет подчеркнуть длительность действия):
Past: I was cooking dinner for two hours last Sunday (from 3:00 p.m. to 5:00 p.m.). – Я готовила ужин два часа в прошлое воскресенье.
Present: I am cooking dinner right now (at the moment) – Я готовлю ужин прямо сейчас.
Future: I will be cooking tomorrow for all day (at 5 o’clock tomorrow) – Завтра весь день я буду готовить ужин.
Группа «Perfect »:
Past: I had cooked dinner by 10 o’clock yesterday – Я приготовила вчера ужин к 10 часам.
Present: I have cooked dinner today – Я сегодня приготовила ужин.
Future: I will have cooked dinner by 10 o’clock tomorrow – Я приготовлю ужин завтра к 10 часам.
Группа «Perfect continuous »:
Past: I had been cooking dinner for all day, when he came – Я готовила ужин целый день, когда он ко мне пришел.
Present: I have been cooking dinner all day, that’s why I am tired – Я готовлю ужин целый день, поэтому я устала.
Future: I will have been cooking for hours, when you will go to work – Я ужу буду часами готовить, когда ты пойдешь на работу.
* В современном английском языке (особенно в американском варианте) слово «dinner» все чаще употребляется для обозначения ужина, а для обеда используют слово «lunch»
На самом деле, статья планируется даже немного шире: я расскажу, как точно узнать видовременную форму и залог глагола в предложении.
Любая форма глагола в английском языке описывается 3-4 словами, которые выражают время , вид и залог . Например:
Present
Simple
Active
Past
Perfect Continuous
Passive
Чтобы правильно определить форму глагола, воспользуйтесь схемой, приведенной выше. Кроме того, рекомендуется прочитать статьи: и .
В школе обычно рассказывают о 12 / 16 / 26 (нужное подчеркнуть) «временах английского языка»… Однако, на самом деле, это видовременные формы глагола. А времён в английском языке три . Как и у нас: Прошедшее (Past), Настоящее (Present) и Будущее (Future).
* Строго говоря, в английском языке два грамматических времени, но сегодняшняя статья не об этом. Если вам интересно это обсудить, пишите комментарии или загляните на .
- Показатели времени Past : глаголы did, was, were, had или любой глагол во второй форме (V2, Ved).
- Показатели времени Present : глаголы do, does, am, is, are, have, has или любой глагол в первой форме (V1, Vs).
- Показатели времени Future : will.
** would, could, might относят к особой группе: .
Шаг 2: определяем вид
Тут уже немного сложнее. Условные обозначения: V1 — первая форма глагола, V2 — вторая форма глагола, V3 — третья форма глагола, Ving — глагол с окончанием -ing.
- Simple: в предложении имеется только V1, V2 или will + V1.
- Continuous: соответствует структуре to be + Ving.
- Perfect: соответствует структуре to have + V3.
- Perfect Continuous: соответствует структуре: to have + been + Ving
Вышеуказанные формы характерны для активного залога. Переходим к шагу 3, чтобы выявить страдательный залог.
Шаг 3: определяем залог
Структуры для активного залога написаны выше. Формула страдательного залога: to be + V3. Можно постараться определить залог и без формул. В случае страдательного залога над объектом производится действие, а не сам объект его производит.
- Simple Passive: am/is/are/was/were/will be + V3
- Continuous Passive: being + V3.
- Perfect Passive: have/has/had/will have + been + V3.
- Perfect Continuous Passive: не используется.
Практикуемся и разбираемся на примерах
1) I don’t eat much ice cream.
— Present
Simple
Active
, т.к. содержит do + V1.
2) I was sleeping in the tent yesterday at 12 o’clock.
— Past
Continuous
Active
, т.к. содержит was + Ving.
3) The shop was being visited yesterday at 12 o’clock.
— Past
Continuous
Passive
, т.к. содержит was + being + V3.
4) What have you been doing?
— Present
Perfect Continuous
Active
, т.к. содержит have + been + Ving.
5) The missing kids have been found.
— Present
Perfect
Passive
, т.к. содержит have + been + V3.
6) They will be swimming tomorrow at 7 o’clock.
— Future
Continuous
Active
, т.к. содержит will + be + Ving.
Я постарался охватить все сложные случаи. Обратите особенное внимание на примеры 4 и 5. Если что-то не вписывается в рамки этой статьи, и вы все равно не можете определить время глагола в английском языке, то либо вы что-то поняли неправильно, либо вам попалась : инфинитив, причастие или герундий.
Подразделяются на 4 группы: простые (Simple/Indefinite), продолженные (Continuous/Progressive), совершенные (Perfect) и продолженные совершенные (Perfect Continuous) времена. Что же поможет нам выбрать правильный вариант?
Слова-маркеры времени в английском языке помогают правильно определить видовременную форму, потому их рекомендуется выучить наизусть. Звёздочкой* помечены неоднозначные показатели времени, которые могут встречаться в разных случаях.Таблица слов-спутников для всех времен английского языка
Употребляется при описании действий в настоящем, происходящих регулярно, с повторением, а не только в момент речи. Используется при описании режима, расписания, привычек и т.д.
Usually
– обычно
I usually wake up at 7 o’clock. Обычно я просыпаюсь в 7 часов.
Аlways
– всегда
Alice always gets good marks at school. Элис всегда получает хорошие оценки в школе.
Often
– часто
Terry often drinks tea in the morning. Терри часто пьет чай с утра.
Every day / morning / week
– каждый день/каждое утро/каждую неделю
Every week Rob goes to the gym. Каждую неделю Роб ходит в спортзал.
Sometimes / from time to time / occasionally
– иногда
Sometimes I visit my Granny in the suberbs of Moscow. Иногда я навещаю бабушку в пригороде Москвы.
At the weekend / on weekends / on Saturdays / on Friday
– На выходных / по субботам / в пятницу
We have a party on Fridays. По пятницам у нас вечеринка.
Seldom / rarely
– редко
We rarely go to the swimming pool. Мы редко ходим в бассейн.
Never* / hardly ever
– никогда / почти никогда
Ann never watches horror films. Энн никогда не смотрит фильмы ужасов.
2. Слова-спутники Past Simple
Употребляется при описании действий, которые произошли в прошлом.
Yesterday
– вчера
Yesterday we were at home. Вчера мы были дома.
A week / a year ago
– неделю/год назад
Alex moved to the USA a week ago. Алекс переехал в США неделю назад.
Last month / year
– в прошлом месяце/году
Last month Fred sold his car. В прошлом месяце Фред продал свою машину.
When*
– когда
I was in the kitchen, when you came. Я был на кухне, когда ты пришел.
3. Слова-спутники Future Simple
Употребляется при описании действий, которые произойдут в неопределенном будущем.
Tomorrow
– завтра
Tomorrow Jared will go to London. Завтра Джаред уедет в Лондон.
Next month / year
– в следующем месяце/году
Jack will finish school next year. Джек закончит школу в следующем году.
In … days / years
– через … дней/лет
Ronald will arrive in 2 days. Рональд прибудет через 2 дня.
4. Слова-спутники Present Continuous
Употребляется при описании действий, происходящий в данный момент, в момент речи.
Now
– сейчас
Mary is playing the guitar now. Сейчас Мэри играет на гитаре.
At the moment
– в данный момент
The refrigerator isn’t working at the moment. В данный момент холодильник не работает.
Still*
– все еще
John is still washing the dishes. Джон все еще моет посуду.
5. Слова-спутники Past Continuous
Употребляется при описании действий, происходивших в какой-то момент или период в прошлом.
From … till …*
– с … до …
Helen was watching a movie at the cinema yesterday from 5 till 7. Хелен вчера смотрела фильм в кино с 5 до 7.
– весь день
He was working hard all day long. Он усердно работал весь день.
6. Слова-спутники Future Continuous
Используется при описании действий, которые будут происходить в конкретный момент или период в будущем.
from … till …*
– с … до …
Tony will be working in the office tomorrow from 9 to 11 o’clock. Тони будет работать в офисе завтра c 9 до 11 часов.
All day long* / for the whole day*
– весь день
He will be writing an article all night long. Он будет писать статью всю ночь.
7. Слова-спутники Present Perfect
Употребляется при описании действий, завершившихся к моменту речи или к настоящему в целом.
Just
– только что
Harry has just made a cake. Гарри только что сделал торт.
Already
– уже
I have already done my homework. Я уже сделал свое домашнее задание.
Yet
– все еще
Liza hasn’t chosen the flowers yet. Лайза все еще не выбрала цветы.
Since
– с
I haven’t played football since finishing the university. Я не играл в футбол с окончания университета.
Recently
– недавно
Sally has recently been at the theatre. Салли недавно была в театре.
Never* / ever*
– никогда / когда-нибудь
I have never been to London. Я никогда не был в Лондоне.
8. Слова-спутники Past Perfect
Используется при описании действия, которое завершилось к некоторому моменту прошлого.
Before* / after*
– до / после
I had brushed my teeth before I went to bed. Я почистил зубы перед тем, как лечь спать.
By*
– к
Ann had spoken with her boss by 12 o’clock yesterday. Вчера к 12 часам Энн поговорила со своим начальником.
9. Слова-спутники Future Perfect
Используется для описания действий, которые будут длиться до конкретного момента или периода в будущем.
By*
– к
I will have been finished my project by the end of the month. Я закончу свой проект к концу месяца.
Before*
– до
Chris will have found a job before Christmas. Крис найдет работу до Рождества.
10. Слова-маркеры времён Perfect Continuous
Как можно догадаться из названия, времена группы Perfect Continuous представляют собой смесь Perfect и Continuous. Следовательно, их функция – длительное действие, которое привело к результату в прошедшем / настоящем / будущем.
for*
– в течение
I had been reading for 5 hours. Я читал уже 5 часов.
I have been reading for 5 hours. Я читаю уже 5 часов.
I will have been reading for 5 hours. Я буду читать уже 5 часов.
WARNING: слова-маркеры — это не панацея! Как мы видим, некоторые из них встречаются сразу в нескольких временах. Часто это можно объяснить вот так: возьмём фразу «from … till …» и увидим, что она является признаком длительности действия, а длительность может быть в прошедшем, настоящем и будущим временах. Тем не менее, наличие слова-спутника является очень хорошим признаком правильной видовременной формы.
Грамматическая система любого языка, на первый взгляд кажется необъятным океаном новых терминов и непонятных правил. По мере же ее освоения, выясняется, что это скорее бассейн с несколькими дорожками, и вся задача изучающего состоит в том, чтобы перемещаться в соответствующие моменты на нужные дорожки, то есть речевые конструкции. Сегодня мы на одной из главнейших грамматических дорожек и цель нашего заплыва – освоить времена глаголов в английском языке. Тема относительно русского языка очень сложная, так что будьте готовы к основательному разбору и чуткому вниманию порой едва заметных отличий.
Всего в английских предложениях могут использоваться 12 разных глагольных форм. Не стоит пугаться этой цифры, ведь на самом деле времен, конечно, три: настоящее, будущее и прошедшее. Но, каждое из них будет иметь по четыре формы, употребление которых зависит от указанного в предложении промежутка времени.
Все дело в том, что этот язык очень скрупулезно разграничивает временные моменты совершения действий. Если русской грамматике безразлично сейчас я пишу книгу , или пишу ее каждый день , то английских глаголов среагирует на это совсем по-другому, отнеся данные предложения к двум разным категориям. Рассмотрим, как строятся времена английского глагола относительно правил каждой из четырех грамматических категорий.
Категория Simple
Это группа простых времен. К ней относятся действия, которые совершаются/совершались/будут совершаться часто, регулярно, обыкновенно, а также однократные поступки и события.
Настоящее время в этой категории образуется от инфинитива глагола без частицы to. При этом если подлежащее стоит в 3 лице (he /she /it ) то к сказуемому прибавляется окончание – s . Вопросительная и отрицательная формы строятся при помощи вспомогательного do (в 3 лице does ). Для будущего времени также характерен глагол в инфинитиве, только перед ним добавляют вспомогательное слово will . С его же помощью образуют вопросы и отрицания. В прошедшем используется вторая форма глагола с окончанием –ed (если глагол правильный), для вопросов и отрицаний добавляют did .
Время | Утверждение | Вопрос | Отрицание |
Present | She sings well. | Does she sing well? | She doesn’t sing well. |
Past | She sang well. | Did she sing well? | She didn’t sing well. |
Future | She will sing well. | Will she sing well? | She will not (won’t ) sing well. |
Грамматическое замечание: при построении вопросов и отрицаний происходит изменение не основного сказуемого, а глагола-помощника do или will ! В 1 лице (I , we ) будущего времени может употребляться гл. shall .
Категория Continuous
Продолженные времена. Группа отмечает длительность происходящего процесса, совершение действий в конкретный момент времени. Акцент выставлен не на факт выполнения чего-то, а на время, в которое эти действия выполняются/выполнялись/будут выполняться.
Другие темы английского: Три формы глагола go - значения, синонимы, примеры предложений
Для продолженного настоящего времени в английском языке характерно использование конструкции to be + причастие I . Создание вопросительных и отрицательных предложений не требует вспомогательного do , поскольку для этого используется сказуемое to be . Этот же закон справедлив и для прошедшего времени, соответственно to be стоит в прошедшей форме. Для выражения будущего времени по-прежнему используется глагол will .
Время | Утверждение | Вопрос | Отрицание |
Present | They are watching cartoons now . | Are they watching cartoons now ? | They aren’t watching cartoons now . |
Past | They were watching cartoons at that moment . | Were they watching cartoons at that moment ? | They weren’t watching cartoons at that moment . |
Future | They will be watching cartoons at this time tomorrow . | Will they be watching cartoons at this time tomorrow ? | They won’t be watching cartoons at this time tomorrow . |
Категория Perfect
Мы уже отмечали, что времена глаголов порой в английском языке имеют едва заметные отличия. В большей степени это утверждение подходит как раз двум последним грамматическим группам.
В предложениях с Perfect (совершенное время ) на английском выражают завершенные действия, результат которых непосредственно связан с данным моментом времени. В таких выражениях не может быть использовано простое прошедшее время, поскольку контекст предполагает подчеркивание временного промежутка. Данное действие либо завершили только что, либо к наступлению определенного момента. Также поступок мог быть совершен давно, или вовсе никогда не совершен, и именно это имеет/имело/будет иметь значение в настоящем времени.
Конструкция этих времен английского глагола всегда будет содержать глагол have и причастие II .
Время | Утверждение | Вопрос | Отрицание |
Present | We have already done our task. | Have you already done your task? | We haven’t done our task yet . |
Past | We had done our task by 7 o’clock . | Had you done your task by 7 o’clock ? | We hadn’t done our task by 7 o’clock . |
Future | We will have done our task by 9 o’clock. | Will you have done your task by 9 o’clock ? | We won’t have done our task by 9 o’clock . |
Грамматическое замечание: в 3 лице форма вспомогательного глагола has/hasn’t. He has done the task .
Категория Perfect Continuous
Времена совершенно-продолженные. Самая трудно воспринимаемая категория, особенно для только начинающих изучать английский язык. Основное ее назначение подчеркнуть, что действие/событие все еще будет продолжаться, когда наступит указанный момент времени, или уже начнется/совершится еще одно действие. Иными словами, действие находится в процессе уже какое-то время, и все еще будет продолжаться. На словах звучит довольно сумбурно, но приведенный ниже пример даст более понятное разъяснение.
Временам этой группы соответствует конструкция have been + причастие I .
Время | Утверждение | Вопрос | Отрицание |
Present | I have been living in this flat for 7 years . | Have you been living in this flat for 7 years ? | I haven’t been living in this flat for 7 years . |
Past | I had been living in this flat for 7 years . | Had you been living in this flat for 7 years when you decided to renovate it ? | I hadn’t been living in this flat for 7 years when I decided to renovate it . |
Future | I will have been living in this flat for 7 years next April . | Will you have been living in this flat for 7 years next April ? | I will haven’t been living in this flat for 7 years next April . |
Другие темы английского: Сколько времен в английском языке, рассматриваем временные группы
Стоит отметить, что глаголы с будущим временем в такой конструкции встречаются крайне редко.
Просто Perfect часто путают с его продолженным братом – Perfect Continuous, но они имеют разные значения. Для того, чтобы научиться их различать посмотрите на следующую картинку.
В первом случае девочка рисовала уже 2 часа, и, когда папа пришел, она все еще продолжала рисовать . А во второй ситуации мальчик уже полностью закончил свой рисунок, когда папа пришел.
Времена глаголов в английском языке – сводная таблица
Представим общие правила на времена различных глаголов английского языка в виде таблицы и приведем наиболее характерные для каждой категории обстоятельства времени.
Simple | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
+ Инфинитив без to (3 л.+s)
— don’t/doesn’t Обстоятельства: ever, generally, always, as a rule, every day, sometimes. |
+ Вторая форма глагола
Обстоятельства: ago, last week, yesterday, in those times, in that day. |
+ Will/Shall + Инфинитив без to
— will/shall not (won’t; shan’t) Обстоятельства: tomorrow, next week, in the near future . |
Continuous | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
+ to be + причастие I
Обстоятельства: now, constantly, next, still, soon . |
+ to be + причастие I
Обстоятельства: at that moment, at 4 o’clock, all the time, constantly . |
will be + причастие I
Обстоятельства: in this time next week. |
Perfect | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
+ have + причастие II
— haven’t/hasn’t Обстоятельства: ever, just, never, before, yet, for a long time |
+ Had + причастие II
Обстоятельства: by, before, scarcely..when, hardly…when . |
+ Will have + причастие II
— will not (won’t) Обстоятельства: by, until, before . |
Perfect Continuous | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
+ Have been + причастие I
— haven’t/hasn’t |
Had been + причастие I | + Will have been + причастие I |
Обстоятельства как у времен Perfect. |
Просмотры: 1 261
Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.
Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.
Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.
В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).
Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.
Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"
В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.
С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.
Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).
Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?
Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.
Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.
Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:
- Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
- Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
- Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
- Вижу само действие → Употреби форму Progressive
- Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
- Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
- Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple
- Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).
Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.
Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.
А. В. Кравченко, Иркутск