Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста «Букашки-таракашки.

Светлана Сульманова

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

«Букашки-таракашки»

Добрый день, коллеги!

Предлагаю вашему вниманию подборку подвижных игр, которые я использовала во время творческого проекта "О многих шестиногих".

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности», - Макаренко А. С.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

На сегодняшний день ФГОС ДОУ выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей.

Представленная подборка русских народных подвижных игр, авторских разработок, физминуток о насекомых будет интересна для работы воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ и учащимся педучилищ.

Игра-приветствие

«Здравствуйте»

Ход игры:

Воспитатель или музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте букашки!

Дети отвечают: Жу-жу-жу.

Воспитатель: Что у вас в кармашках?

Дети: Не ска-жу.

Воспитатель: Играть со мной хотите?

Дети: Жу-жу-жу

Воспитатель: Ну, тогда летите!

Дети: Жу-жу-жу.

Подвижная игра для детей младшего возраста

«Найди свой домик»

Ход игры:

Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике». Домики – это обручи соответствующего цвета. Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.

Подвижная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Паук и мухи»

Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигнал. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.

Подвижная игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Волшебные превращения»

Ход игры:

Ведущий: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать». Вас я превращу волшебной палочкой в насекомых.

Звучит волшебная музыка. Ведущий называет различных насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).

Игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Гусеница»

Ход игры:

Ведущий предлагает детям превратиться в гусеницу и совершить прогулку по полянке. Дети становятся друг за другом, держась за пояс впереди стоящего. Звучит весёлая музыка. «Гусеница» гуляет

Подвижная игра для детей старшего дошкольного возраста

«Гусеницы наперегонки»

Ход игры:

Дети двух команд выстраиваются в колонны. Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад. Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.

Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Кузнечики и бабочки»

Ход игры:

Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в жуков. Звучит музыка «Бабочки» Ф. Куперен – на полянку вылетают девочки, когда звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики.

Русская народная игра-драматизация

для старшего дошкольного возраста

«Паучок»

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Игра-путешествие для старшего дошкольного возраста

«Мы идем гулять на луг»

Ход игры:

Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, сочная трава!

Здравствуй, матушка – земля!

Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»

- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;

- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;

- «по кочкам» - ходьба на пятках;

- «легкий бег»;

- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Кузнечики - поз музыку С. Прокофьева «Шествие кузнечиков» дети маршируют

Бабочки – под музыку Ф. Куперена «Бабочки» дети летают

Шмель – под музыку Н. А. Римского – Корсакова «жужжат» и летают.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

В центре игровой площадки – круг, в круге кол, на колу круг - это муха. Дети поочерёдно кеглей пытаются сбить «муху».

Русская народная хороводная игра для старшего дошкольного возраста

«Водят пчёлы хоровод»

Ход игры:

Дети водят хоровод и поют:

Водят пчёлы хоровод

В барабан ударил кот

Стали мыши танцевать

Тра-ля-ля

Так что стала танцевать

Вся земля

Дети исполняют танцевальную импровизацию под любую народную плясовую мелодию.

Русская народная игра для детей младшего возраста

«Комарик»

Ход игры:

Дети-комарики бегут под звуки бубна. С окончанием звучания останавливаются.

Воспитатель: Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек

Свесил ножки под листочек

Спрятался!

На первые строчки дети приседают. На последнюю строчку- прячутся за платочки.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлы яровые

Крылья золотые

Что же вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие

Летите за леса зелёные

На кругленький лужок

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Этюды на выразительную пластику «Бабочки в саду».

Этюд «Бабочки летают».

Звучит легкая, вальсообразная музыка, дети – бабочки, расправив руки – крылья, летят стайкой.

Этюд «Бабочки присели на цветок».

Дети присаживаются на корточки, выпрямляют спины и машут руками – крыльями.

Этюд «Бабочки качаются на цветке».

Дети встают на одно колено и плавно покачивают обеими руками вправо и влево.

Подвижная музыкальная игра для детей среднего возраста

«Цветы и пчёлы»

Ход игры:

Дети, изображающие цветы – становятся в рассыпную по залу (или поляне)

Присаживаются на корточки «засыпают». Пчелки «сидят в ульях» до сигнала ведущего.

Ведущая говорит: «утро начинается – цветочки распускаются….»

Дети – «цветы» под музыку импровизированно танцуют, показывая, как цветочек растет и распускает лепесточки.

Ведущая, когда все цветы распустились объявляет:

«Пчелки тоже просыпаются, и к цветочкам отправляются»

Подвижная игра

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Ход игры:

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т. п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Физкультминутка «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут ладошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Конспект занятия по лепке на тему «Гусеница»

Программное содержание: Учить детей отщипывать пластилин и раскатывать между ладонями круговыми движениями шарики. надавливать указательным пальцем на пластилиновом шаре, прикрепляя к основе. Располагать шарики друг за другом. Формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.

Материалы: Пластилин, картон-подставка, дощечка для моделирования, тряпочки.

Прием лепки: Раскатывание между ладонями, надавливание шариков пальцем сверху.

Предварительная работа: Знакомились с игрушечной гусеницей. Рассматривали ее и картины с рисунком гусеницы.

Ход занятия: Сейчас поиграем в игру:, Бабочки-гусеницы" По команде, Бабочки" дети имитируют полет бабочки-легко передвигаются по команде махая-крыльями. По команде "Гусеница"-изображают волнистыми движениями рук ползущих гусениц или "едят" яблоки, как это любят гусеницы.

Воспитатель: Наступила весна. Посмотрите, ребята, вот к нам в гости пришла гусеница, рассмотрим ее. Гусеница состоит из кружочков. Большой круг это голова, на голове есть глазки. А туловище состоит из маленьких кружочков. Дети, а какого цвета у нас гусеница?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: А теперь садимся с вами за стол и вылепим гусеницу. Раскатайте один шарик это будет голова нашей гусеницы. Вы берете пластилиновые шарики и рядом с головой прикрепляете один за другим, соединяя их друг с другом, надавливая указательным пальчиком.

Гусеница благодарит детей: Спасибо Вам, ребята. Теперь у меня появилось много друзей, благодаря вам.

Фото отчет:

После всей деятельности воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Гусеница»

Гусеница, гусеница,

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т. к. гусеница заползла на травинку с земли)

Бабочкина дочка,

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

Кушает листочки:

И по другой стороне обратно.

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам! » одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.

Ам! Ам! Ам! Поела –

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

Спать захотела.

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

Проснулась –

Постепенно расправляем ладони…

Бабочкой обернулась!

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

Полетела, полетела, полетела!

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Подвижная игра «Гусеница»

Эта игра позволяет деткам побегать, порезвиться и повеселиться. Она доставит им радость!
Водящий становиться первым, а играющие детки выстраиваются за ним, взяв друг друга ручками за пояс. Получается – Гусеница. Эта живая Гусеница начинает двигаться, обходя препятствия (стульчик, пенек, камушек…). Затем темп движения можно ускорить, а количество препятствий – увеличить. Играя в «Гусеницу» с малышами 2+, лучше чтобы они брались за ручки, им так будет легче.

Простая веселая игра без проигравших и победителей. Дети образуют цепочку, выстроившись друг за дружкой, глядя один одному в затылок. Пнрвый -"ГОЛОВА" гусеницы. Включите музыку и гусеница начинает двигаться."ГОЛОВА", двигаясь вперед делает всевозможные танцевальные движения, а туловище (игроки в цепочке) повторяет все за головой. Когда "ГОЛОВЕ" надоест быть заводилой (или определите время 2-3мин), она поворачиватся к своему соседу,гладит его по голове и уходит в конец цепочки, выполняя роль хвоста. А новая голова начинает роль ведущего. Правила можно сменить на свое усмотрение.

Правила игры

  1. Игроки становятся в цепочку друг за дружкой, образуя гусеницу.
  2. Игрок во главе гусеницы начинает движение вперед под музыку с различными танцевальными движениями.
  3. Остальные игроки стараются в точности повторить все движения этого игрока.
  4. Когда "голова" устает, он поворачивается к игроку сзади, гладит его по голове и становится в хвост гусеницы.
  5. Поглаженный игрок становится ведущим и вся игра повторяется с новой головой и новыми движениями.
  6. Игра продолжается пока звучит музыка.

Примечания игры

У игры нет проигравших или выигравших.

Характеристика игры

  • Возраст: От 11 лет
  • Развивает: Внимательность, Координация, Раскрепощенность
  • Количество игроков: Пять и более
  • Подвижность: Подвижная
  • Место игры: Неважно
  • Необходимы вещи: Музыка

Эта игра особенно интересна, когда гости уже не совсем трезвые. Для проведения этой игры нужно заранее приготовить кусок ватмана, на который фломастером нанесена шкала по вертикали. На шкале, по возрастающей линии снизу вверх указаны градусы – 40, 30, 20, 10. Задача участников - нагнуться и протянув руку к «спиртометру» между ног, отметить градусы на шкале фломастером. Расстояние между градусами на шкале нужно сделать не слишком близким, чтобы участники тянулись рукой как можно выше. Ведь каждому хочется показать, что он трезвее остальных.

Гарем

С помощью резинок для волос можно провести конкурс "Гарем". В нем главные роли принадлежат мужчинам. Каждый из мужчин получает резинки определенного цвета (одному – красные, другому – зеленые и так далее). За несколько минут каждый из участников должен «окольцевать» как можно большее количество женщин. Кольцо – резинку надевают дамам на запястье. Потом количество резинок подсчитывается и определяется самый проворный участник.

Прищепки

Гости должны разбиться по парам. В каждой из пар – женщина и мужчина. На заднюю часть одежды партнерши прикрепляются прищепки. Задача партнера – зубами с завязанными глазами переместить прищепки с задней части одежды на одежду на груди партнерши. Побеждает та пара, которая выполнила задание первой.

Вагончики - подвижная игра для взрослых

Составь число - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Эта игра проводится во время танцев. Перед началом каждого танца ведущий называет любое число от 35 до 55, и играющие должны собраться в пары таким образом, чтобы сумма чисел на листках их календаря равнялась этому числу.
Допустим, назвали число 37. Значит пару составляют играющие, у которых листки календаря с числами 30 плюс 7, или 18 плюс 19, или 25 плюс 12 и т. д. Во всех случаях побеждает тот, кто выполнит задание раньше других.

Стометровка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: по 2 участника от каждой команды
Дополнительно: 2 рулона туалетной бумаги
Ведущий выдаёт по рулону туалетной бумаги игрокам (желательно с названием 100 метров, чтоб к названию конкурса подходило). Первые участники разматывают её по лужайке, полю или залу, а вторые сматывают и сдают опять готовые рулоны ведущему.
Потом эти рулоны можно ещё использовать для конкурса "мумия", т.е. обмотать кого-то этой бумагой.

Передавай шапку - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 шапки
Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Не зевай ка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали - быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.