Роман башня веселуха краткое содержание. Смоленская крепостная стена

Смоленская крепостная стена, которую еще называют Смоленским кремлем, - грандиозное оборонительное сооружение средневековой Руси. Даже то обстоятельство, что до нас дошла примерно половина от построенного укрепления, только прибавляет памятнику дух истории и древности.

Современная Смоленская стена разорвана на несколько кусков - их общая длина не превышает трех километров. Из 38 башен уцелели 17. К сожалению, потери такого масштаба вполне закономерны, поскольку ни одна война не обошла Смоленск стороной.

Четыре башни взорвали польские феодалы, восемь (по другим сведениям, девять) разрушили наполеоновские солдаты, еще четыре - немцы. А еще ходит шутка, что еще «пять башен сами смоляне нечаянно разобрали на хознужды». Целые участки стены сносили, чтобы дать дорогу новым улицам. Прекратились разрушения только в 1970-х годах, когда исторический центр Смоленска больше не требовал перепланировки.

2.

Башня Веселуха.

3.

По ошибке многие называют Веселухой башню Орёл, однако издревле так называлась совсем другая башня крепостной стены – Лучинская. Предание гласит, что строителям никак не удавалось возвести Восточный участок Смоленской крепостной стены: то грунт просядет, то сваи разойдутся, а то и готовая кладка внезапно даст трещину. Тогда жители обратились к ведунье, и та посоветовала замуровать в башню самую красивую девушку города. Так и сделали.

4.

Первая красавица Смоленска – дочь одного из помещиков была заживо замурована в Лучинской башне, возвышавшейся над городом. Легенды гласят, что долгое время обреченная на смерть дева не плакала о своей участи, а…смеялась. Возможно у нее помутился разум от заточения. В память об этой истории жители стали называть Лучинскую башню Веселухой. Говорят, призрак бедной девушки до сих пор бродит по башне.

Призрак башни Орел.

История про призрака, обитающего в крепости, всплыла ещё раз в середине XVIII века. На этот раз очевидцы уверяли, что видели громко хохочущую белую фигуру на башне Орёл. В то время в течение 15 лет люди боялись подходить к этой башне.

А история такова. Прибывший из Польши) граф Змеявский построил неподалеку от башни Орел маленький кирпичный заводик. Поначалу по Смоленску пошла молва о каких-то неблаговидных делах графа, но ему быстро удалось завести знакомства с влиятельными горожанами, и слухи эти угасли. Спустя пятнадцать лет в Троицком монастыре скончался гото-вившийся к пострижению в монахи бывший камердинер Змеявского. Перед смертью он написал покаянную записку, из которой стало известно, что под именем графа Змеявского скрывался аферист, бежавший с каторги.

Он, вместе с шайкой каторжников и беглых солдат, устроил во рву близ башни Орел подземную мастерскую для изготовления фальшивой монеты иностранного образца. Фальшивые деньги обменивались на настоящие в Польше. А для «прикрытия» подземной мастерской над ней был построен кирпичный заводик. Помимо этой маскировки, Змеявский и его подручные в районе башни время от времени устраивали ночные «игрища» нечистой силы: это отпугивало излишне любопытных.

7.

Вскоре поднятый ночью по тревоге батальон местного гарнизона оцепил башню Орел. Через обнаруженный лаз солдаты с факелами спустились в подземелье. Там на месте преступления были арестованы двадцать фальшивомонетчиков, включая самозванного графа. Тут же нашли мешки с золотыми и серебряными монетами, предназначавшимися для переплавки, большое количество фальшивых денег. Змеявского и его шайку отправили на каторгу, кирпичный заводик разрушили, ход в подземелье завалили.

Легенды уточнены на официальном сайте Смоленской крепостной стены .

И огромное спасибо информационному центру культуры и туризма «Смоленский терем» . Про них расскажу отдельно, ибо как оказалось, далеко не все знают, что такое ТИЦ, и с чем их едят.

Фото 1,5,6,8 - andrey_valuev ,
Фото 2,3,4,7 - chellove4ishe
Заглавное -

Генеральные партнеры: Автоконцерн Ford и телеком-оператор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 38

Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века.

Реферат по литературе

ученицы 9 класса А

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Грищенко Галина

Владимировна.

Смоленск

2013 г.

I . Введение . Судьба романа «Башня Веселуха», в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов. 3

II . Основная часть . Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»:

весь Смоленск; 7

и капитана Кайсанова; 8

и их причины; 9

    Чем интересен роман краеведам. 10

III . Заключение . «Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске. 11

IV . Используемая литература. 12

V . Приложение. 13

Лишь только поравнялся кум с этой башней,

Как вдруг выскочили оттуда, целыми толпам

рогатые и косматые лешие….или домовые,

прах их знает! И начали бегать по городской

стене: иные играли на волынках и балалайках,

а другие пустились взапуски плясать

ваньку- горюна.

Ф. Эттингер «Башня- Веселуха»

Введение.

Судьба романа, в течение 150 лет «скрывавшегося»

от внимания смоленских краеведов

В Смоленске есть множество мест, окутанных тайнами и жутковатыми историями. Башня Веселуха, Реадовский овраг, костел...

О нашем городе во все времена ходило немало легенд. И не все о воинском героизме и святых местах. Есть среди них истории довольно туманные.

Например, всем известная башня Веселуха. О ней до сих пор слагают различные легенды.

Люди прозвали её так, потому что с неё открывается захватывающая панорама - вид, «веселящий душу». Другое название башни - Лучинская - связано с её расположением: она стоит на высоком холме, напротив крутого изгиба Днепра, а в местном говоре «веселуха» означает «радуга», то есть дугообразный изгиб.

Есть и другая версия происхождения названия, более мрачная. Говорят, во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась... С тех пор башню зовут Веселухой.

В XVIII веке некий поляк, граф Змеявский, занимался в башне фальшивомонетчеством, а чтобы скрыть всё от посторонних глаз, отпугивал местных жителей дымом и подставными ведьмами. Суеверный народ боялся происходящего и обходил башню стороной. Легенды и тайны смоленской крепостной стены во все времена интересовали людей. История с фальшивомонетчиками, как предполагают краеведы, вдохновила Алексея Толстого - говорят, он прочитал ее, а после написал фантастический рассказ «Граф Калиостро». Кто не читал, наверняка знаком с сюжетом известного фильма Марка Захарова «Формула любви».

Загадочным событиям, происходящим в столь таинственной башне, посвящен также роман Фёдора Эттингера «Башня Веселуха или Смоленск и жители его шестьдесят лет назад», произведение было напечатано в 1845 году в петербургской типографии.

В течение 150 лет об этом произведении, также как и о его авторе, не было ничего известно. Впервые загадочный псевдоним Смоленский старожил Ф.Ф.Э. был обнаружен В.Е. Захаровым, кандидатом филологических наук, доцентом, краеведом, в старых словарях псевдонимов. Учёного заинтересовало имя писателя, тем более, что его роман назывался «Башня Веселуха». В это время в библиотеках Смоленска об этом произведении не было ничего известно И только в 1983 году в главном книгохранилище нашей страны – библиотеке им. Ленина в Москве В.Е. Захаров получил на руки довольно ветхий, с оборванной обложкой, пожелтевший экземпляр загадочного романа.

Первые страницы его подтвердили, что литературовед не обманулся в своих ожиданиях: книга содержала интереснейшую информацию о Смоленске 18 столетия. В этом смысле роман Старожила сегодня даже интереснее, чем для его современников. Так благодаря современному краеведу роман «Башня Веселуха » был опубликован на родине его автора, сначала в журнале «Край Смоленский» , а затем и отдельным изданием в 1992 году.

Впервые с романом «Башня Веселуха» я познакомилась на уроках Литературы Смоленщины. Это произведение меня заинтересовало своей загадочностью, глубиной содержания, сюжетом, историзмом. Не меньшую интригу вызвал и его автор. Произведение «Башня веселуха »актуально и достойно внимания прежде всего потому, что оно подробно описывает Смоленск и его жителей в 18 веке, позволяет совершить заочную экскурсию по древним улицам и площадям, узнать об исторических событиях, происходивших в нашем родном городе.

В ходе работы над темой реферата « Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века»

была поставлена следующая цель :

Знакомясь с текстом романа «Башня Веселуха», рассматривая его в русле развития прозы начала 19 века, объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия, изучить судьбу романа, в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов, сделать его анализ.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

Рассказать о таинственных происшествиях в романе, взбудораживших весь Смоленск, об истории любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова;

Сделать сопоставительный анализ романа «Башня Веселуха» и повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, объяснить их причины;

Определить, чем интересен роман «Башня Веселуха» краеведам.

Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»

В произведении «Башня Веселуха» автор рассказывает интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века : подробно описывает все улицы и закоулки города, повествует о жизни и быте смолян того времени.

Роман можно назвать автобиографичным – значительную его часть занимает описание семьи Федора Андреевича Эттингера. Наверное, автор посчитал, что его «Башня Веселуха» имеет через чур личный характер и поэтому скрылся под псевдонимом «Смоленский Старожил Ф.Ф.Э.».

Кто же такой Ф.Ф.Э.? Почему человек, столь хорошо знавший Смоленск и его обитателей, 150 лет был не известен на Смоленщине и не счел возмож­ным обнародовать свое имя, а укрылся от нашего любопытства под интригующим псевдонимом «Смоленский старожил Ф. Ф. Э.» ?

Прежде всего,обращает на себя внимание хорошо ощутимая связь таинственного Ф.Ф.Э. со Смоленском и его обитателями. Только местному жителю или, по крайней мере, здешнему уроженцу мо­гут быть так хорошо известны исторические, топографические, бы­товые подробности и приметы города, которыми буквально перенасыщена книга Старожила. Есть и прямое призвание автора по этому поводу: «Взра­стившему и взлелеявшему меня моему городу Смоленску и праху почтенных родителей моих, там покоящихся», - гласит посвящение романа.

Однако человека с инициалами Ф.Ф.Э. до начала расследований В.Е. Захарова не встре­чалось в работах по истории и культуре нашего края.

В 1839 году журнал «Современник» писал, что произведение «Башня Веселуха» «доставлено из Смоленска неизвестною особою и что автору шестьдесят лет и что это первый опыт его таланта». Раскрытие инициалов пи­сателя оказалось делом совсем несложным. Для подобных нужд энтузиастами отечественной словесности давным - давно были составлены прекрасные справочники. Пользуясь материалами справочников, криптоним «Смоленского Старожила» был расшифрован как «Фёдор Андреевич Эттингер». А еще около тридцати лет спустя знаменитый библиограф Г.Н. Геннади (вышедший, кстати гово­ря, из сычевских дворян Смоленской губернии) в своем «Списке рус­ских анонимных книг» сделал маленькое, но очень существенное уточнение: «Фон Эттингер», чем окончательно прояс­нил формальное значение загадки Ф.Ф.Э.

Так раскрытие псевдонима помогло узнать, что автор интересующей нас книги принадлежит к извест­ному в российской истории, старому дворянскому роду прибалтийс­кого происхождения.

Однако ни о каком Федоре Эттингере энциклопедии, биографические справочники и дворянские родословные книги не упоминают.

Выяснение личности «Смоленского Старожи­ла» оказалось очень непростой задачей. В ходе последующей кропотливой работы В.Е. Захарова следы пребывания Эттингеров в Смоленске вскоре были обнаружены!

Зимой 1787 года ИмператрицаЕкатерина II предприняла длительное путешествие по России. Побывала она тогда и в нашем городе. Оказывается, 12 января 1787 года при въезде Екатерины в город ее, среди прочих должностных лиц, встречал у Днепровских ворот во главе своих солдат и офицеров и некий генерал-майор фон Эттингер - оберкомендант смоленской крепости.

Тут внимательный читатель «Башни Веселухи» должен сразу насторожиться. Комендант фон Эттингер… генерал-майор... Как будто что-то знакомое. Не правда ли? Похоже, где-то мы уже встречали этого человека... Да ведь это же один из героев прочитанного нами романа, только фамилия обозначена там одной буквой! «Обер-комендант в Смоленске был тогда генерал-майор Андрей Иванович фон Э.», - говорится в книге Старожила. И то же самое екатерининс­кое время, 1780-е годы! Присматриваемся по внимательнее к этому персонажу и видим, что «почтенному и доброму генералу», а заодно и его семейству, в романе вообще отведено непо­мерно большое место. В ходе дальнейшего расследования В.Е. Захарова было выяснено, что роман «Башня Веселуха» явно строится на впечат­лениях детства 8- летнего мальчика и воспоминаниях 60- летнего человека, даровитого и благо­дарного сына смоленского коменданта.

Также удалось узнать, что Федор Андреевич родился в 1777 году в Санкт - Петербурге, а умер 3 апреля 1853 года. Помимо писательской деятельности он являлся переводчиком, автором статей и заметок исторического содержания. Был коллежский советником. В его переводе около 20 драматических произведений Августа фон Кацебу. Печатался в петербургских журналах «Современник», «Сын Отечества», в «Литературном прибавлении» к «Русскому инвалиду».

Итак, что же побудило Федора Эттингера укрыться под псевдонимом? Похоже, что главной причиной скромности нашего земляка был имен­но автобиографический, подчас даже чересчур личный характер его «Веселухи», узнаваемость в ней многих действующих лиц. Литературная маска смягчала чрезмерную откровен­ность и увеличивала дистанцию между автором и читателями.

Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие

весь Смоленск

В Смоленске происходят непонятные собы­тия, среди жителей все упорней ползут самые невероятные, «странные слухи». В центре пересудов и тревог - исстари имею­щая дурную славу, легендарная крепостная башня Веселуха. Время от времени, обычно ближе к полуночи и особо на свят­ках, является на городской стене близ Веселухи самая нату­ральная нечистая сила: косматые, рогатые, хвостатые чудови­ща, какие-то лешие с факелами, дудками и волынками и са­мым нахальным образом начинают кричать, визжать, крив­ляться и плясать «голубца и горюна-Ваньку». Удивительные происшествия, описанные в произведении, взбудоражили весь Смоленск: зловещая тайна башни Веселухи, похищение его героини Наденьки Кубышкиной, страшное кровавое убийство возле Молоховских ворот в глухом переулке, загадочная смерть городской гадалки Ивановны, последняя исповедь послушника Троицкого монастыря Иоанникия, преданный муж, подкинутый ребенок, найденный отец. Все герои рассказывают о происках нечистой силы возле башни Веселухи. А старый ветеран Лукьян Захарович Зырянов, дядя Кайсанова, повествует о подземных ходах, прорытых ещё поляками при штурме города, теперь там поселились всякие проходимцы, чтобы скрыть свои тайные занятия. И это так. Ловкий авантюрист граф Змеявский при помощи слуг чеканит в подземельи башни фальшивые монеты, а чтобы отвадить любопытных, устраивает по ночам страшные бесовские представления в масках и костюмах.

История любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова

Морозным ноябрьским вечером 1783 года, когда над Смо­ленском разносился колокольный звон и обыватели спешили ко всенощной, через Днепровские ворота в город въехал возок с молодым офицером, направленным из Витебска по делам очередного рекрутского набора. Это капитан Кайсанов. В бли­жайшей церкви--надворотней церкви Смоленской богоматери, куда он зашел помолиться, капитан знакомится с купеческим семейством Кубышкиных и получает от них приглашение на завтрашний обед. Переночевав у дяди на Козловской горе и представившись «почтенному и доброму генералу»,- комендан­ту гарнизона - молодой человек спешит к Кубышкиным. Разуме­ется, не столько за сытным купеческим угощением, (икра, ба­лык, кулебяка, настойка и даже «шимпанское»), сколько ради дочери их Наденьки, которую заприметил еще в церкви и кото­рая, по простодушному уверению автора, «была мила, прекрас­на и умна, как все героини прежних, нынешних и будущих ро­манов».

И в самом деле, было от чего потерять голову пылкому капитану! Выросшая у крестной матери в одном из лучших дво­рянских домов губернии, Наденька Кубышкина умеет играть на клавикордах, танцевать, знает по-французски, по-немецки и, к тому же, «большая мастерица вышивать в тамбур». Впрочем, по признанию матушки Аграфены Кузьминичны, есть все-таки у ее дочки один недостаток: уж больно много она читает - да не что-нибудь там, а все Державина, Фонвизина и любимую свою «Новую Элоизу». Однако капитана Кайсанова книжками не удивишь и не испугаешь: выпускник петербургского кадет­ского корпуса, т. е. лучшего учебного заведения XVIII века, он вполне в состоянии поддержать разговор о только что поступив­шем в город «Недоросле» или даже о качестве русского пере­вода Руссо. Так что молодые люди с первого взгляда поняли друг друга и с первых слов нашли общий язык.

Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

и их причины

Не исключено, что в «Башне Веселухе» сказалось обаяние от недавно вышедшей пушкинской «Капитанской дочки». У них есть целый ряд близких мотивов, ситуаций, сюжетных ходов: екатерининская провинциальная Россия, старая крепость с ко­мендантом и престарелыми инвалидами как время и место дей­ствия, прибытие молодого офицера (Петр Гринев - капитан Кайсанов), его любовь к миловидной и скромной девушке, сиротское ее по­ложение (Маша Миронова - Наденька Кубышкина), бесчест­ный соперник, который так или иначе связан с главным «злодеем» произведения, разлука влюбленных и финальное их со­единение. Можно прибавить к этому, что отец Кайсанова, под­полковник Оренбургского линейного полка, погиб десять лет назад в стычке с Пугачевым.

Разумеется, не может быть никакого сближения с «Капи­танской дочкой» как художественным произведением. Как пи­сателю, смо­лянину ближе давняя традиция сентиментально-мелодраматиче­ских повестей карамзинского времени с их прямолинейной схемой добра и зла, трогательными любовными историями, с наивными «говорящими» фамилиями героев: граф Змеявский, купцы Кубышкин и Наживкин, подьячий Цапкин, подторговы­вающий на выборах голосами бывший прокурор Хватайко, мел­копоместный шляхтич Пустопольский, «профессора картежного дела» Фирюлькин и Хлыстиков. Наверное, это и является причиной сходства этих двух литератуных произведений.

Чем интересен роман краеведам

Произведение содержит интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века. Достоверен роман «Башня Веселуха» в своих топографических описаниях и упоминаниях. Читатель может совершить экскурсию по стародавнему Смоленску: зайти в деревянную часовню над Днепровскими воротами и в скромный домик на Козловской горе, подняться по булыж­ной мостовой Большой улицы (нынешняя Большая Советская) и переправиться Троицким мостом через глубокий ров под Успенским собором (был засыпан в XIX веке). С особым чувст­вом выписана «старожилом» крепостная стена - в ту пору, когда еще были невредимы большинство ее зубцов и башен и в них размещались склады гарнизонного снаряжения - под охраной дослуживающих свой век солдат-ветеранов. Роман рас­сказывает нам, как одевались смоленские щеголихи, какие в ту пору разводили цветы, каково было годовое содержание комен­данта (750 руб.) и сколько стоил фунт хлеба и говядины (1 и 3 копейки).

Интерес наших краеведов вызовет, по-видимому, и описание тех забав, потех и зрелищ, которыми скрашивали свой быт смо­ляне екатерининского века,-оно содержит как уже известные (из дневниковых записей Никифора Мурзакевича), так и новые любопытные сведения по ранней истории театрального дела в Смоленске. На эту тему в романе довольно много «тарантят и щебечут» две купчихи: Аграфена Кузьминична и Лукерья Ти­хоновна. Еще в 1780 году, вспоминают они, при проезде через город Екатерины II на лужайке за Молоховскими воротами бы­ло возведено специальное зрелищное здание под пышным на­званием «Оперный дом». Его посещала в основном дворянская публика, играли тоже «благородные актеры», в том числе даже одна из дочерей генерал-губернатора князя Репнина. «А в прош­лом годе,- прибавила Аграфена Кузьминична,- когда стояли у нас полевые полки, был здесь и ТИЯТР. За городом, на По­кровской горе, смоленского полку полковник князь Долгоруков приказал сделать из хвороста шалаш, в котором представляли разные комедии. Все чиновники и дворяне с фамилиями ездили туда смотреть безденежно». Ставили на Покровской горе,- до­бавила Наденька,-комедии «Так и должно» и «Нарцисс». Ак­теров набирали из офицеров и унтер-офицеров, в том числе и на женские роли. Впрочем, был в самодеятельной труппе и один профессионал-некто Семичев, попавший в армию из придвор­ных артистов. Бывали в старом Смоленске и представители ма­рионеток - «выпускные куклы», как называет их Лукерья Ти­хоновна.

Конечно, роман нельзя рассматривать как абсолютно на­дежный источник. Однако совпадение многих подробностей с уже известными историческими фактами вызывает доверие и ко всему остальному - кроме, конечно, явно придуманных центральных героев и фабулы.

Заключение.

«Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске

«Интересный писатель и усердный переводчик, влюбленный в свой город «смоленский старожил» Федор Андреевич Эттингер и его своеобразный роман имеют право на наше внимание, на то, чтобы занять, наконец, свое место в истории и культуре нашего края, » - такие слова писал Владимир Ефимович Захаров, современный литературовед, кандидат филологических наук, доцент Смоленского университета в одной из своих статей, посвященных роману Федора Эттингера «Башня Веселуха». Я согласна с его мнением, ведь действительно это произведение о старом Смоленске имеет большое значение в краеведческой литературе.


Время меняет акцепты и угол зрения. Отходит на задний план надуманная наивная интрига, а на первый выступает краеведческая фактура книги, развлекательное приключенческое произведение, каким оно было в прошлом веке, начинает все более восприниматься как нравоописательное и историче­ское, становится ценным пособием для знакомства со Смоленском XVIII века, для изучения старинного русского быта, для пробуждения нашей исторической памяти.

Используемая литература

    Статьи Владимира Ефимовича Захарова:

    «Тайны башни Веселухи»;

    «Роман о старом Смоленске»;

    « Ф. А. Эттингер и его роман “Башня Веселуха”»

Приложение

Портрет Федора Андреевича Фон Эттингера

Владимир Ефимович Захаров (в центре) со своими студентами

Актеры спектакля «Башня Веселуха»

Смоленского Камерного театра.

2012 год

В Смоленске состоялась презентация однотомного сборника «Башня Веселуха» , недавно изданного и вышедшего в свет в серии «Библиотека журнала «Край Смоленский».

В книгу вошли три тесно связанные между собой произведения. Среди них роман «Башня Веселуха, или Смоленск и жители его двести тридцать лет назад», созданный в конце 30-х годов XIX века и опубликованный в 1845 году в журнале «Современник». Автор романа выступил под псевдонимом «Смоленский старожил Ф. ф. Э.». Смоленский историк литературы В.Е. Захаров в предисловии к книге пишет, что через год после выхода романа псевдоним был раскрыт как «Федор Андреевич Эттингер» в известном «Реестре русским книгам» М.Д. Ольхина (СПб., 1846).

Фон Эттингеров - российский дворянский род лифляндского происхождения - трудно причислить к знаменитым смоленским фамилиям. Однако в «Дневнике» священника Никифора Мурзакевича, почитаемом как едва ли не самый достоверный из дошедших до нас исторический источник, есть упоминание, что в конце 80-х годов XVIII столетия фон Эттингер был обер-комендантом Смоленска. Именно он встречал Екатерину II во время ее визита в город в 1787 году. Так что нельзя не согласиться с В.Е. Захаровым, который полагает, что один из персонажей романа - смоленский обер-комендант генерал-майор Андрей Иванович фон Э. - не кто иной, как отец автора романа Федора Андреевича Эттингера. А восьмилетний сын обер-коменданта по имени Фриц (или по-русски Федор), который также появляется на страницах произведения, - сам автор. Это придает повествованию оттенок особой доверительности, ведь, как известно, история, культура, вера воспринимаются совсем иначе, если срослись с историей личной, семейной.

Главное достоинство романа Эттингера собственно в том и состоит, что писателю удалось передать атмосферу, нравы и быт провинциального города екатерининской эпохи, причем не города вообще, а конкретно - Смоленска. В начале 1990-х годов основательно позабытый роман Эттингера был опубликован в только что тогда учрежденном журнале «Край Смоленский», а вскоре вышел отдельной книгой. Роман настолько понравился, что был включен в программу курса «Литература Смоленщины».

Кроме романа в сборник вошли две пьесы, написанные по его мотивам. Одна - комедия в шести действиях «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» - принадлежит перу Василия Ивановича Грачева - историка и краеведа, одного из основателей Смоленского городского исторического музея. Составителям книги удалось обнаружить рукопись пьесы в личном фонде Василия Грачева, хранящемся в Государственном архиве Смоленской области. Судя по резолюции цензора на титульном листе рукописи, написана пьеса в начале ХХ столетия, в 1904 году. Опубликована она не была, но в 1908 году ее поставили в Смоленске на сцене Народного дома. Играли пьесу в театре Народного дома или представление состоялось всего один раз, об этом история умалчивает, но афиша о том, что 18 декабря 1908 года драматической труппой Н.Н. Мерьянова будет разыграна комедия «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» сохранилась и воспроизведена в сборнике в предисловии к пьесе В.И. Грачева. Главный редактор журнала «Край Смоленский» Юрий Шорин в предисловии выражает надежду, что публикация пьесы привлечет к ней внимание театральных режиссеров Смоленска. «Авантюрная комедия, - пишет он, - яркая по языку, типажам героев, вечно актуальным жизненным сюжетам просто просится на современную смоленскую сцену!»

Вторая вошедшая в книгу пьеса - драма Ольги Сергеевой - является литературной основой выдержавшего уже две сценические версии спектакля Смоленского камерного театра , который также называется «Башня Веселуха» . Режиссер-постановщик спектакля - художественный руководитель театра заслуженный артист РФ Николай Парасич . Художник-постановщик Юрий Каштанов . О нем хотелось бы особо сказать. Знаток исторического военного костюма, Ю.Е. Каштанов известен в Смоленске не только как театральный художник и книжный иллюстратор, но и как постоянный участник реконструкций исторических сражений 1812 года, которые проводятся вблизи деревни Лубино в Краснинском районе Смоленской области. Рисунки и фрагменты сценографии Юрия Каштанова, а также фотографии эпизодов из спектакля использованы как иллюстрации к книге. Нелишне заметить, что мундиры, в которые одеты персонажи, изготовлены в строгом соответствии с военной атрибутикой времен правления императрицы Екатерины II.

Разыгранные актерами Смоленского камерного театра во время презентации книги «Башня Веселуха» сцены из одноименного спектакля послужили впечатляющим дополнением к разговору. Вел презентацию Юрий Шорин. Выступили драматург Ольга Сергеева, которая рассказала, как у нее возник замысел написать пьесу по увлекшему ее воображение историческому роману, представитель спонсора издания (Смоленского филиала ОАО «АтомЭнергоСбыт» ) Александр Школьников и другие. Учительница русского языка и литературы гимназии им. Н.М. Пржевальского Татьяна Шубнякова поделилась наблюдениями, как современные школьники воспринимают историческую литературу.

Разговор шел о том, как важно знать историю своего края, и сколько еще тайн хранит в себе детище великого зодчего Федора Коня - смоленская крепостная стена. Николай Парасич, выступавший последним, поскольку был занят в сценах из спектакля, сказал, что с большим любопытством прочитал пьесу В.И. Грачева ранее не известную ему Кто знает, возможно, в репертуаре Камерного театра суждено появиться третьему спектаклю о жителях Смоленска XVIII столетия?


Фото из архива Смоленского камерного театра

Фотогалерея

Краткая историческая справка:

Угловая шестнадцатигранная башня Смоленской крепостной стены. Другие названия - Лучинская и Криволучинская. Год постройки -1596-1602. Архитектор Федор Конь руководивший сооружением Смоленского кремля, в состав которого и входит башня Веселуха. Возможно, строительством этой башни руководил сам Федор Конь, на что указывают особенности оформления бойниц башни. Башня была окружена дополнительными укреплениями, а под фундаментом стены была сооружена галерея («слух», или тайник).Сильное выдвижение башни почти оторвавшейся от стены давала возможность держать под огнем почти всю территорию, прилегающую к углу крепости. Подземные ходы, прорытые от фундамента башни во все стороны, обеспечивали хорошую слышимость в темное время суток. Так же Федор Савельевич Конь создал перед крепостью целую систему дополнительных сооружений. Рвы, заполненные, где это было возможно водой, валы, равелины (фортификационное сооружение треугольной формы, располагавшееся перед куртиной впереди крепостного рва). В 1633 году башня сильно пострадала в ходе осады Смоленска русской армией во главе с М. Б. Шеиным. В 1706 году башню защитили земляной насыпью и вплоть до конца XVIII века здесь сохранялись остатки «батареи», оборонявшей восточную часть крепости. В 1780 году был проведён капитальный ремонт. А в конце XIX - начале XX вв. башня стала частью экскурсионного маршрута по городу. В 1941-1943 гг. лишилась крыши, что привело к быстрому ветшанию. В настоящее время отремонтирована и покрыта деревянной шатровой крышей.

Время посещения:

Основные мифологические факты:

Существует легенда о происхождении названия башни. Во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась… Ходят слухи о смоленских подземельях, и как раз одно из подземелий находится в Веселухе. По версиям историков, подземные галереи служили укрытием для разбойников, которые занимались изготовлением фальшивой иностранной валюты. Считается, что в башне можно встретиться с призраками.

Статус:

СМОЛЕНСКАЯ КРЕПОСТНАЯ СТЕНА. БАШНЯ «ВЕСЕЛУХА»

Смоленская крепость - оборонительное сооружение, опоясывающее когда-то весь город. Когда крепость возводилась, особым приказом было запрещено каменное строительство по всей Руси – весь камень везли в Смоленск. Башни крепости не похожи друг на друга, но все они делятся на круглые, квадратные и восьмигранные. Многие башни имеют свою историю или тайну

Смоленская стена строилась не в качестве кремля, а в качестве укрепления. Восточный фрагмент крепостной стены лучше всего сохранился.

*Башня «Веселуха» -* угловая шестнадцатигранная башня Смоленской крепостной стены. *Другие названия* - Лучинская и Криволучинская.

Место нахождения: на гребне холма, примерно в 100 метрах выше и восточнее дома № 3 по улице Тимирязева. У её подножия с запада располагается духовная семинария (комплекс помещений с Покровской церковью).

Соседние башни: южнее - Позднякова (№ 35), северо-западнее - бывшая Стефанская (№ 38).

*Историческая справка:*

Первоначальное, название башни – Лучинская, связано с расположением её на краю высокой луки. Первое, что удивляет на дне башни, – это абсолютная темнота на лестнице. Изнутри башня создаёт очень странное ощущение. Лучи солнца из бойниц наверху слабо освещают башенные стены, поэтому все вокруг становится ярко красного цвета. А в углах у самого основания – темнота. Не мудрено, что у пришедших сюда может возникнуть непреодолимое желание убежать. Сейчас в основании башни есть проход – днем в ней светло.

В названии "Лучинская" видна топографическая привязка башни к речной долине Днепра, на краю высокой луки. Это название башни было первичным. Возможно, от местоположения башни на излучине произошло и название " Веселуха ". По-смоленски " веселуха " означает - радуга, то есть дугообразный изгиб. Была окружена дополнительными укреплениями - городками.

Роман «Башня Веселуха» Эттингер Федор Андреевич (1845 г.)

"В башне был...деревянный пол, сделанный на винтах, посредством которых можно опускать и поднимать несколько досок, а у фундамента этой башни с загородной стороны, в десяти шагах от стены, находится засыпанная землей железная дверь, которая прикрывает глубокое отверстие, ведущее в подземный ход".

Стена в северной части образует с примыкающей гранью башни угол в 100 градусов. Угол между восточной стеной и башней равен 70 градусам. Внутренний угол между стенами составляет 100 градусов. Такое сильное выдвижение башни, почти оторвавшейся от стены, давало возможность держать под огнем почти всю территорию, прилегающую к углу крепости. Подземные ходы, прорытые от фундамента башни во все стороны, обеспечивали слышимость ночью. В XVII в., в период войны за Смоленск 1632-1634 гг. , во время осады М. Шейным города, пострадала от “Шейновских пушек”, и в 1870 г. “отделана на четырёхтысячную жертву господина Варшавского, строителя Московско-Брестской железной дороги, покупавшего щебень от стены”. (Восстановлена поляками по окончании русско-польской войны. Также была капитально отремонтирована в 1870 г.)

В конце XIX - начале XX вв. была включена в экскурсионный маршрут по городу для обозревания окрестностей ("в башню... по четвергам и воскресеньям допускаются посетители любоваться видами Смоленска, для чего наверху устроена беседка и к ней внутри башни устроена лестница с перилами; входная дверь железная, ключ... у сторожа"). В период 1941-43 гг. утратила покрывавшую её крышу, в связи с чем стала быстрее ветшать.

Состояние на сентябрь 2002 года: покрыта деревянной шатровой крышей. В настоящее время отремонтирована. У её подножия находится церковь в честь Покрова Божьей Матери (построена в 1789г.). Вход в башню - со стороны улицы Тимирязева, слева от первой внутренней арки. Подъём наверх возможен по внутренним лестницам на прясла стены по обеим её сторонам. Реставрирована ближайшая к башне часть сохранившегося участка прясла стены (со стороны улицы Соболева), - примерно половина. Другая часть этого же прясла находится в полуразрушенном состоянии. Прясло стены, ведущее к башне Позднякова, практически отремонтировано (кроме небольшого отрезка в 5 арок у Веселухи). Однако напрясельные столбы не восстановлены. В третьей и шестой внутренних арках находятся входы в подсобные помещения. В прясле стены между ней и башней Позднякова имеется форточка.

*Легенды и мифы.*

Есть несколько легенд связанных с названием этой башни.

Башня Веселуха. Расположена рядом с древним урочищем - Чёртовым рвом. Считается, что в башне можно встретиться с призраками.

Говорят во время строительства этой башни она все время давала трещину, чтобы строители с ней не делали ничего не получалось. Тогда обратились к ведунье, и она посоветовала замуровать в башню самую красивую девушку города. Девушку замуровали, трещина исчезла, а красавица, заживо замурованная в этой башне, почему-то не плакала, а наоборот смеялась.

Еще один вариант: Башню строили пленные европейцы, у которых в обычае была так называемая «строительная жертва». То есть в фундамент надо было кого-нибудь замуровать. Своих товарищей замуровывать было жалко, начали присматривать жертву со стороны. В это время молодая, красивая девушка шла за водой. Строители начали в нее кидаться комочками земли, плавно направляя ее отступление в сторону ямы под фундамент. Ничего не подозревающая девушка до последнего своего вздоха думала, что с ней играют и поэтому только весело смеялась. Ее и замуровали в фундамент, еще живую... Когда строителей спросили:

Веселуха.

Почему Веселуха?

Смеялась хорошо.

Очередная легенда, связанная с этой башней появилась в середине восемнадцатого века. Местные жители говорили, что видели на крыше белую хохочущую фигуру. Полиция засыпанная жалобами испуганных граждан устроила облаву и поймала, но не приведение, а обыкновенных людей из плоти и крови. Оказалось, что возле стены располагался маленький кирпичный заводик, который служил прикрытием фальшивомонетчикам. Чтобы отпугнуть любопытных жителей окрестных домов, они устраивали буквально целые игрища приведений, тем самым отпугивая местных жителей. Только как оказалось, напрасно они это делали, потому что таким образом привлекли внимание властей.

Энгельгардт связывал с нечистью Башню Смоленского кремля - БАШНЮ ВЕСЕЛУХА.

Исследователь-краевед Грачев - предположил, что на самом деле таинственные события происходили не в Веселухе, а рядом – в башне Орел.

Слухи о нечисти появились после романа Эттингера. Гораздо позже один из дореволюционных исследователей-краеведов Грачев предположил, что на самом деле таинственные события происходили не в Веселухе, а рядом – в башне Орел. В XVIII веке некий поляк, граф Змеявский, занимался в башне фальшивомонетчеством, а чтобы скрыть все от посторонних глаз, отпугивал местных дымом и подставными ведьмами. Суеверный народ боялся шабашей и обходил башню стороной. Позже эта легенда стала основой для произведения Алексея Толстого, а в наше время – одной из сюжетных линий в картине Марка Захарова «Формула Любви».

Башня ОРЁЛ была построена в 1602 г. и названа так потому, что с ней соседствовало зелёное укрепление с частоколом – городок.

Он назывался “Орловым укреплением”.

*Легенда, положенная в основу "Графа Калиостро" Алексея Толстого*

В середине XVIII в. прибывший из Польши граф Змеявский построил в Чертовом рву близ башни “Орел” небольшой кирпичный завод.

Граф завел в Смоленске знакомства, был принят во многих влиятельных семьях.

Правда, по городу пошли слухи о его неблаговидных делах. Рассказывали о связи графа с богатой помещицей Велеринской, муж которой Алексей Егорович внезапно исчез, после чего граф, ободрав любовницу выгнал ее на улицу. Несчастная его жертва якобы лишилась ума, бродила под именем “дурочки Ивановны”, кормясь именем Христовым.

Но, граф Змеявский был так мил в обществе, учтив, услужлив, что все сплетни быстро заглохли, тем более что граф прослыл уже своим человеком в доме самого губернатора.

Прошло 15 лет со времени появления в Смоленске графа Змеявского.

В 1782 г. в Троицком монастыре умер готовившийся к пострижению в монахи один из графских слуг - бывший когда-то камердинером загадочно пропавшего помещика Велеринского. Умер, оставив покаянную записку, из которой стало известно, что под именем графа Змеявского подвизается ловкий аферист.

Вместе с шайкой беглых солдат и каторжников мнимый граф оборудовал в Чертовом рву подземную мастерскую для фабрикации золотой и серебряной монеты иностранного образца.

Фальшивая монета, содержавшая большую долю лигатуры, тайно переправлялась в Польшу для обмена на настоящую полноценную монету, что приносило фальшивомонетчикам колоссальные барыши.

А в целях маскировки подземной мастерской над ней на поверхности земли и был построен кирпичный завод; дым от находившихся в подземелье плавильных печей выходил наружу через дымовые трубы печей, служивших для обжига кирпича, не вызывая ни в ком подозрений.

А чтобы отпугнуть любопытствующих, Змеявский и его шайка время от времени инсценировали на стене около башни “Орел” устрашающие ночные игрища “нечистой силы”.

Отсюда то и все легенды!...

Записка умершего в монастыре человека вынудила смоленское начальство к энергичным действиям.

Самозванный граф был арестован.

Поднятый ночью по тревоге батальон солдат местного гарнизона оцепил башню “Орел” с прилегающей к ней территорией.

Через обнаруженный в башне тщательно замаскированный лаз солдаты с факелами проникли в подземелье, где 20 фальшивомонетчиков были схвачены на месте преступления.

Башня «Веселуха» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Башня «Веселуха» - массивное фортификационное сооружение, одна из 18 сохранившихся до наших дней башен Смоленской крепостной стены. С юга она соседствует с Поздняковой башней, а с северо-запада - со Стефанской, ныне полностью разрушенной. От «Веселухи» до Никольских ворот, которые очерчивают главную магистраль древнего Смоленска, тянется самый длинный фрагмент оригинальной городской стены. С башней связано немало темных легенд, которые до сих пор заставляют посетителей видеть призраков прошлого в бойницах старинного сооружения.

Немного истории

Башня была построена предположительно на рубеже 16-17 веков, в одно время со стенами Смоленского кремля . Она пережила несколько крупных вооруженных конфликтов, в том числе осаду 1633 г. московским войском и бесчинства отступавшей армии Наполеона, которая взорвала соседнюю Стефанскую башню в ноябре 1812 г. «Веселуха» была полностью отремонтирована к началу 20 века, но после Великой Отечественной войны оказалась заброшена и лишена крыши. Последнюю ее масштабную реставрацию провели к 1150-летию города Смоленска.

В 1845 г. немецкий церковный писатель Фридрих Этингер создал роман «Башня „Веселуха“», повествующий о легендах Смоленской крепостной стены.

Что посмотреть

«Веселуха» стоит на гребне высокого холма, буквально нависая над крутой излучиной Днепра - отсюда второе название башни - Лучинская, или Криволучинская. Наверху обустроена небольшая смотровая площадка, с которой открывается впечатляющий вид на город и реку. Эта площадка существует с конца 19 века: именно тогда достопримечательность была включена в городской экскурсионный маршрут, и на ее верхний уровень даже посадили специального сторожа, который контролировал наплыв посетителей.

Автор сооружения - знаменитый Федор Савельевич Конь, древнерусский зодчий времен правления Бориса Годунова. Его произведения отличаются продуманностью конструкций и высоким мастерством, и «Веселуха» - не исключение: ее окружность состоит из 16 правильных граней, а узкие бойницы отличает необычное оформление. Под фундаментом башни находятся «слухи» - тайные подземные ходы, позволявшие горожанам выжить в случае длительной осады. Вокруг строения до сих пор виднеются остатки земляной насыпи, с помощью которой Смоленск оборонялся еще в 1706 г. Деревянная шатровая крыша «Веселухи» была надстроена уже в наше время и не совпадает с первоначальным ее видом.

Легенда гласит, что свое прозвище башня получила из-за страшной истории. При постройке одного из участков стены кладка беспричинно трескалась, и рабочие обратились к смоленской ведунье за помощью. Старуха предложила замуровать в основание сооружения первую красавицу города, уверяя, что лишь таким образом башня будет крепко стоять долгие годы. Выбранная в жертвы девушка - дочь богатого местного купца - по непонятной причине не опечалилась своей участи, а звонко смеялась, пока ее вмуровывали в стену, за что башню и прозвали «Веселухой».

Практическая информация

Адрес: Смоленск, ул. Тимирязева. Координаты: 54° 47′ 23.38″ N, 32° 3′ 55.58″ E.

Как добраться: с автовокзала Смоленска на маршрутках №№, 13, 14, 16, 22, 46 до остановки «Улица Мира», далее пешком до ул. Тимирязева.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток.