Самый большой боевой самолет. Самые большие грузовые самолеты в мире

Вконтакте

Однокласники

Авиации, как и многим сферам инженерной мысли, гигантизм не чужд.

Сегодня мы подобрали ряд самых крупных и впечатляющих самолетов, когда-либо поднимавшихся в воздух. Рассматривались не только сухие габариты, но и значение для мировой авиации, а также оригинальность конструкции и назначения.


Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами.

Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов.

Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Характеристики и размеры:

Длина: 33 м
Размах крыла: 63 м
Экипаж: 20 чел.
Количество пассажиров: 60-70 чел.
Макс. скорость в полете: 275 км/ч
Дальность полета: 1000 км
Макс. взлетная масса: 53 т


Hughes H-4

Hercules«Геркулес» до сих пор сохраняет громкие статусы самого крупного гидросамолета в истории и обладателя самого большого размаха крыла (98 метров), хотя создан был еще под руководством американского магната Говарда Хьюза во времена Второй мировой войны.

Портит картину несколько обстоятельств: предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику, «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре, причем деревянном.

Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов – относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит. В 1947 году деревянный «Геркулес» все же взлетел, однако от дальнейшего развития проекта отказались.

Характеристики и размеры:

Длина: 66,45 м
Размах крыла: 97,54 м
Экипаж: 3 чел.
Количество пассажиров: 750 чел. (предполагалось для металлической версии)
Макс. скорость в полете: 565 км/ч
Дальность полета: 5634 км
Макс. взлетная масса: 180 т


Ан-22 «Антей»

Первый советский широкофюзеляжный самолет, однако до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Первый полет – 1965 год, используется и сейчас в России и в Украине.

Характеристики и размеры:

Длина: 57,31 м
Размах крыла: 64,40 м
Экипаж: 5-7 чел.
Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников
Макс. скорость в полете: 650 км/ч
Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 225 т


Boeing B-52 Stratofortress

Легендарная «Стратосферная крепость» впервые поднялась в небо в 1952 году и до сих пор служит нуждам ВВС США. Один из крупнейших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, B-52 предназначался для доставки термоядерных бомб в любую точку СССР, однако со временем претерпел несколько модификаций и стал многофункциональным.

После начала эксплуатации использовался почти во всех военных кампаниях США, часто был задействован в проведении ядерных испытаний. Помимо бомб, обладает ракетным вооружением с лазерным наведением. Наиболее распространенная модификация – B-52H.

Характеристики и размеры (модель B-52H):

Длина: 48,5 м
Размах крыла: 56,4 м
Экипаж: 5 чел.
Количество пассажиров: только экипаж
Макс. скорость в полете: 1047 км/ч
Дальность полета: 16232 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 220 т


Lockheed

Гордость американских ВВС, разработан аэрокосмической компанией Lockheed. Совершив первый полет в 1968 году, стратегический военно-транспортный самолет C-5 в различных модификациях дожил до наших дней и в данное время продолжает эксплуатироваться американскими вооруженными силами.

Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, в Югославии, в обеих войнах в Ираке, а также в Афганистане. До 1982 года был крупнейшим грузовым самолетом в серийном производстве. Назначение – транспортировка военной техники и личного состава в любую точку земного шара.

На данный момент на вооружении ВВС США находится уже 19 самолетов новейшей высокотехнологичной модификации C-5M Super Galaxy (начало эксплуатации – февраль 2014 года). До 2018 года планируется довести их число до 52.

Характеристики и размеры (модель C-5M Super Galaxy):

Длина: 75,53 м
Размах крыла: 67,91 м
Экипаж: 7 чел.
Количество пассажиров: нет данных
Макс. скорость в полете: 922 км/ч
Дальность полета: 11711 км
Макс. взлетная масса: 381 т


Ан-124 «Руслан»

Самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире на данный момент. Предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Разработан в ОКБ Антонова, первый полет совершил в 1982 году. Сейчас используется как в России, так и на Украине, причем и в гражданских целях – например, для перевозок нестандартных и крупногабаритных грузов. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.

Характеристики и размеры:

Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Экипаж: 8 чел.
Количество пассажиров: 28 чел.
Макс. скорость в полете: 865 км/ч
Дальность полета: 16500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 392 т


Airbus A-380-800

Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Размах крыла – почти 80 метров, вместимость до 853 пассажиров. Разработан европейским концерном Airbus S.A.S., первый полет совершил в 2007 году, активно используется авиакомпаниями. В конструкции широко задействованы композитные материалы, чтобы снизить массу самолета. Своим появлением на рынке составил достойную конкуренцию устаревающему Боингу 747.

Характеристики и размеры:

Длина: 73,1 м
Размах крыла: 79,75 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1020 км/ч
Дальность полета: 15200 км
Макс. взлетная масса: 575 т


Boeing 747

Этот самолет хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Со времен своего первого полета в 1969 году, 747-ой оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером в течение целых 37 лет – вплоть до пришествия Airbus A380. Используется авиакомпаниями по всему миру. Легендарность этого самолета доказывается, впрочем, не только долгой и успешной «жизнью» его модификаций. В 1991 году Боинг 747 поставил мировой рекорд по перевозке пассажиров: в ходе боевой операции «Соломон» по вывозу эфиопских евреев в Израиль на борту 747-ого удалось уместиться и достичь точки назначения сразу 1112 пассажирам. Помимо прочего, этот самолет также использовался для перевозки космических кораблей программы «Спейс-Шаттл» от места производства к космодрому. Модификация 747-8I является самым длинным в мире пассажирским самолетом.

Характеристики и размеры (модель 747-8I):

Длина: 76,4 м
Размах крыла: 68,5 м
Экипаж: 2 чел.
Макс. скорость в полете: 1102 км/ч
Дальность полета: 14100 км
Макс. взлетная масса: 448 т


Airbus A300-600ST

Beluga«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.

Характеристики и размеры:

Длина: 56,15 м
Размах крыла: 44,84 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1000 км/ч
Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)
Макс. взлетная масса: 155 т


Ан-225 «Мрия» (Мечта)

Этот гигант нуждается в представлении еще меньше, чем Боинг 747. Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим (размах крыла – почти 88,5 метров, общая длина – 84 метра, или 25 этажей жилого дома) и тяжелым (способен подняться в воздух с общей массой до 640 тонн) самолетом из когда-либо созданных человеком.

Свой первый полёт Ан-225 совершил в декабре 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили, совместив возможности нескольких украинских предприятий, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях.

Характеристики и размеры:

Длина: 84 м
Размах крыла: 88,4 м
Экипаж: 6 чел.
Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз
Макс. скорость в полете: 850 км/ч
Дальность полета: 15400 км
Макс. взлетная масса: 640 т

Самый большой самолет в мире это Ан-225. Построили самолет в Украине и используют его для грузоперевозки огромной массы. Также Ан-225 называют военно-транспортным самолетом. Высота этого самолета равна 24.1 метра, длина также потрясающая - 73 метра. Размах крыльев равен 88.4 метров. Вес самолета 250 тысяч кг., а взлететь он может с общим весом в 600 000 кг. Построили его еще в далеком 1988 году. Самолет оснащен шестью двигателями. Во всем мире есть только один Ан-225, который принадлежит авиалинии Антонова. Ведется постройка и второго Ан-225, но он закончен не полностью.

Hughes H-4 Hercules или как его ещё называют - НК-1 ель Goose, является вторым по величине самолетом. Этот деревянный самолет построили еще в 1947 году, проект разработан фирмой Hughes Aircraft, из Америки. По своей задумке, самолет был предназначен для перевозки 750 солдат, плюс их снаряжение. По сей день, размах крыльев самолета самый большой в мире - 98 метров. Длина самолета 66.45 метров, высота - 24 метра, максимальная взлетная масса равна 180 000 кг. Максимальная скорость самолета равна 351 мили в час, а расстояние, которое мог преодолеть самолет, составляет 5634 километра. На его изготовление было выделено порядка 13 миллионов долларов. В наше время, самолет расположен в экспонатном музее, в штате Орегон, который находится на северо-западе США.

Airbus A380 - пассажирский самолет, способный перевозить до 525 человек. Создала его компания "Airbus S.A.S", высота этого самолета равна 24 метрам, длина - 73 метра, размах крыльев - 79.75 метра. Максимальная дальность полета без дозаправки составляет 15 400 км. Максимальная взлетная масса равна 560 000 кг, а масса самого самолета составляет 280 000кг. Этот самолет на сегодняшний день является самым большим пассажирским авиалайнером в мире. Он является также и самым экономным по сжиганию топлива, на 1 пассажира - 3 литра топлива на 100 километров. На всю разработку программы по строительству А380 пошло около 12 миллиардов евро.

Ан-124 или Руслан, является одним из крупнейших грузоподъемных самолетов мира. Его основной и первоначальной целью при создании было: транспортировка пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, перевозка десантников, тяжелой боевой техники. Ан-124 в 1987 годах использовался при военных операциях в Афганистане, всего было задействовано 56 самолетов. Об этом самолете также был снят фильм под названием "Руслан, который объединил мир". Ан-124 в нынешнее время состоит на вооружении ВВС в России, используется также для военных перевозок НАТО в районах Средней Азии, Афганистане, Персидском заливе. Длина самолета равна 69.1 метра, размах крыльев - 73,3 метра, высота - 21.1 метра, масса - 173 000 кг.

Продолжаем рассматривать самые большие самолеты в мире. Пятый в списку идет самолет под названием - Lockheed C-5 Galaxy. Он является одним из американских военно-транспортных самолетов большой грузоподъемности. До 1982 года - крупнейший серийный грузовой самолет в мире. Способен перевозить на своем борту до 270 солдат, 118 300 кг дополнительного веса. Максимальная взлетная масса - 348 300 кг, максимальная скорость - 920 км/ч, дальность полета - 5 600 км, максимальная набранная высота - 10 100 метров.

Boeing 777-300ER - крупный пассажирский самолет, который может лететь без дозаправки рекордное расстояние в 21 601 км. Используется для авиалиний большой протяженности. Разработали его в 1990 году, пробный вылет - 1994 год, начали эксплуатировать в 1995 году. Может вместить от 305 до 550 пассажиров. Он также является самым большим в мире двухмоторным реактивным пассажирским самолетом. Двигатели, которые на нем установлены, также являются рекордсменами, они самые крупные и мощные в истории авиации.

Airbus A340 - четырехмоторный пассажирский самолет разработанный компанией "Airbus S.A.S". На сегодня было заказано около 389 таких самолетов. Программу разработки начали еще в 1987 году. А340 - новый четырехмоторный самолет, который предназначен для межконтинентальных перелетов. Раньше все самолеты ниже класса А340 имели два мотора, и были вынуждены находится на минимальном расстоянии от аварийного аэродрома в случаи поломки. Им приходилось тратить больше горючего, и это было неудобно. В 1991 году была замечена значительная ошибка, крыло А330 и А340 ничем не отличалось, и в этом была проблема, так как на А330 использовалось всего два двигателя, в то время как на А340 - четыре. Длина самолета 75.3 метра, высота - 17.3 метра, размах крыльев - 63.5 метра, максимальный полет с пассажирами без дозаправки равен 14 600 км.

Боинг 747 на момент своего создания был самым большим, тяжелым и вместительным пассажирским самолетом в мире, держал рекорд он на протяжении 37 лет, пока не появился А380. Самолет имеет две палубы, где рассаживаются пассажиры - верхнюю и нижнюю. Верхняя намного меньше нижней. Рекорд, установленный одним из Боингов, есть перелет из Лондона в Сидней, который составляет 18 000 километров и занял 20 часов и 9 минут с момента взлета и посадки. Также Boeing 747 является одним из самых распространенных самолетов в мире. С момента создания самолета и к сентябрю 2010 года было заказано 1527 штук. Длина его составляет 70.6 метров, размах крыльев - 64.4 метра, максимальный взлетный вес - 412 770 кг, высота - 19.4 метра.

Является девятым по величине из всех самолетов мира. Boeing 777-200ER - есть ни чем иным как модификацией Боинга 777. По сравнению с Боингом 777 в Боинге 777 класса 200ER увеличили взлетный вес и запас топлива. Он предназначен для международных перевозок, является рекордсменом аварийного полета на одном двигателе - 177 минут, с 255 пассажирами на борту. Первою покупку сделала компания British Airways 1997 года. По данным на сентября 2010 года, было продано 415 таких самолетов.

Замыкает список самых больших самолетов в мире - Airbus A330-300. Он был разработан, чтобы заменить самолет А300. Данный самолет может перевозить до 295 пассажиров. Максимальное расстояние полета 10 800 км. Также самолет может использоваться как грузоперевозчик, объем его равен объему Боинга 747. Самолет имеет два двигателя, поэтому он вынужден летать недалеко от аварийных аэродромов, тратя при этом много горючего.

Топ-10 очень больших самолетов Видео

Пока ещё не очень продолжительная история авиации изобилует эпизодами, когда в разных странах, в разное время и по разным причинам в военную моду входила гигантомания, приводившая к постройке огромных летающих машин. В этом материале представлены 10 таких самолётов, построенных за последние три четверти века.

1. Junkers Ju 390

Эта машина была построена в Германии на базе четырёхмоторного Junkers Ju 290 в 1943 году и предназначалась для использования в качестве тяжёлого транспортного, морского патрульного самолёта, а также стратегического бомбардировщика. В планах у немцев была постройка 26 подобных самолётов, с помощью которых в теории можно было бомбить даже территорию США, но в реальности они смогли построить лишь две машины. Размах крыльев самолёта составлял 50,3 метра, а его длина – 34,2 метра, дальность полёта – до 9700 километров.

2. Антонов Ан -225 «Мрия »

Самолёт Ан-225 «Мрия» был разработан конструкторским бюро Антонова в 1980-х годах. Он является самым длинным (84 метра) и тяжёлым (максимальная взлётная масса 640 тонн) самолётом из когда-либо построенных. «Мрия» изначально создавалась для транспортировки многоразового космического корабля «Буран», а также различных крупногабаритных компонентов ракеты-носителя от места производства к месту запуска, и была произведена в единственном экземпляре (второй экземпляр в готовности примерно на 70% с советских времен находится на заводе «Антонов»). После завершения программы «Энергия - Буран», Ан-225 на протяжении восьми лет находился на консервации. В начале 2000-х годов самолёт восстановили силами украинских компаний, и в настоящее время он выполняет коммерческие грузовые перевозки.


3. Messerschmitt Me 323 «Gigant»


Германский Messerschmitt Me 323 был крупнейшим серийным сухопутным самолётом Второй мировой войны. Всего их было построено чуть более 200 штук. Он был сконструирован и построен в рамках подготовки к планируемому вторжению в Великобританию. Исходно его создавали как тяжёлый планер Me 321, но в 1941 году было принято решение строить вариант этого планера с мотором. Обладая грузоподъёмностью до 23 тонн, этот самолёт с тканевой и фанерной обшивкой использовался немцами в основном для снабжения войск в Северной Африке, хотя встречался и на Восточном фронте.


4. Blohm & Voss BV 238


Эта немецкая летающая лодка с размахом крыльев в 60,17 метра совершила первый полёт в марте 1944 года и была построена в единственном экземпляре. Blohm & Voss BV 238 был крупнейшим из построенных к тому моменту самолётов, и, по иронии судьбы, стал крупнейшим самолётом, уничтоженным во время Второй мировой войны. Самолёт базировался на озере Шальзее на севере Германии и в сентябре 1944 года был потоплен в результате атаки группы американских истребителей P-51 Mustang. По другой версии, его уничтожили британские Hawker Typhoon в мае 1945 года.

5. Martin JRM Mars


Большой транспортный гидросамолёт Martin JRM Mars был в ограниченном количестве (1 опытный образец и 6 серийных) построен для ВМС США во время Второй мировой войны. Он создавался как «летающий дредноут» - дальний патрульный самолёт. После войны четыре уцелевших «Марса», списанных в 1959 году на металлолом, были выкуплены канадскими лесопромышленниками и переоборудованы в летающие танкеры для тушения лесных пожаров. После 2012 года в строю ещё остаётся один Martin JRM Mars.

6. Convair B-36 Peacemaker


Прототип ХВ-36 (справа) рядом с B-29 Superfortress

B-36 Peacemaker («Миротворец») – американский межконтинентальный бомбардировщик, крупнейший по размаху крыла (70,1 метра) боевой самолёт за всю историю авиации. Первый полёт осуществил в августе 1946 года. Всего было построено 384 самолёта.

7. Convair XC-99


ХС-99 – американский прототип тяжёлого грузового самолёта, построенный с применением деталей бомбардировщика B-36. Построенный в единственном экземпляре, первый полёт он совершил 24 ноября 1947 года, а в 1949-м поступил на вооружение ВВС США. В ходе Корейской войны ХС-99 совершал межконтинентальные рейсы в интересах армии США. Последний полёт выполнил 19 марта 1957 года.

8. Boeing B-52 Stratofortress


Межконтинентальный стратегический бомбардировщик В-52 совершил свой первый полёт в апреле 1952 года и пришёл на смену Convair B-36. Являясь одним из основных средств доставки американского ядерного оружия, В-52 участвовал в нескольких военных конфликтах, в ходе которых с его борта применялось только обычное вооружение. ВВС США планируют использовать В-52 как минимум до 2040-х годов. Размах крыла самолёта составляет 56,39 метра.