Египетские легенды и мифы. Древнеегипетские мифы

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство - одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину окружали высокие горы, а за ними лежали бескрайние, мертвые пустыни. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет.

Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,

Никому не дано повелевать твоим сердцем.

Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области - номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене - богине неба Мутиих сыну - богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта - создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.

Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имен.

Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. «Хепри» - означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ Хепри - жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе, то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра - зрелый муж - символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит «совершенный» - солнце вечернее.

Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.

Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на небе солнце.

Небесная река - не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.

Еще одно воплощение неба в египетской мифологии - богиня Нут. В «Текстах пирамид» - магических надписях на стенах гробниц фараонов - о Нут говорится так: «Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног.

Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми - Осирис, Сет, Исидаи Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов.

Очень почитаем был бог Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.

Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Бог мертвых Анубис изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт - покровительница женщин и детей, помогающая при родах - в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек - с головой крокодила и т. д.

Культ животных - самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.

Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.

Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире.

Египтяне верили, что загробная жизнь - это прямое продолжение и подобие жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес».

В отличие от многих народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а по- родственному заботились о них.

Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.

По представлениям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Все эти проявления человеческой сущности могли иметь достаточно самостоятельные функции. Так, в одном из памятников древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.

Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит - «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку.

Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» - небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - «Вот мы!», - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».

Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание - предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. «Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество», - говорится в одном из древнеегипетских текстов.

В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян - «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял рыдать»; и о религиозных предписаниях - «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня»; и о правилах общежития - «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: «Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной».

Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов - их живыми воплощениями.

Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной - засевал первую борозду, осенью - сжинал первый сноп.

После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. «Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».

Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы - пирамиды. «Глаз не в состоянии охватить их, мысль отказывается воспринять», - писал французский египтолог Э.Ф. Жомар Магические тексты на стенах гробниц фараонов - основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Столица Египта Каир – крупнейший город Африки, который поглотил несколько городов разных эпох – древние Иуну (Гелиополь) и Вавилон Египетский, средневековый Фостат. Это самый большой город африканского континента, город «тысячи минаретов», «ворота Востока». Он вплотную

Из книги 100 великих династий автора Жадько Елена Григорьевна

XX ДИНАСТИЯ ЕГИПТА Рамзес II и другие.XX династия замечательна своими военными достижениями и памятниками архитектуры Построенные фараоном Сети храм в Карнаке и Рамзесом II - храм в Абу-Симбеле до сих пор являются непревзойденными по красоте и величию.Первым

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Исторические источники, что сообщают нам о Втором переходном периоде в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Нового царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Позднего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Литература по истории, культуре Древнего Египта, что была использована при написании книги "Повелители Чёрной страны " 1.Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. М.: 1959.2.Ардзинба В. Хеттское царство // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М.:

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Из книги автора

Мифология Древнего Рима Основатели Рима Рея

Искусство древнего Египта Рельеф из гробницы Никаухора. Около 2480–2320 до н. э.Обнаруженная в гробнице недалеко от пирамиды Сенусерта I статуя скорее всего изображает именно этого фараона. На его голове - корона Нижнего Египта, представляющая собой «ступку» со «стрелой»

Египетские мифы играли важную роль в жизни населения страны пирамид. Население страны искренне верило, что от героев легенд зависят их судьбы. Египетская мифология берет свое начало задолго до появления развитой цивилизации. Первые упоминания о легендах и богах датируются периодом в 5 тысяч лет до нашей эры.

Египетские мифы имеют черты, отличающие их от мифов других народов. Прежде всего это культ мертвых и потустороннего мира, а также обожествление животных. С течением времени мифология Египта изменялась в зависимости от желаний правящей династии. Фараон возводил в культ то божество, которое являлось покровителем его рода.

Исследование египетской мифологии

Изучение египетской мифологии затруднено тем, что источники, способные помочь в освещении этого вопроса, отличаются неполными данными и несистематичностью изложения. Периодически обнаруживаются новые документы и артефакты, и тексты легенд реконструируются на их основе. В основном древние египетские мифы изучаются по записям на стенах гробниц и храмов, по гимнам и молитвам.

Наиболее значимые памятники, отражающие воззрения древних египтян:

  • «Тексты пирамид» - письмена, вырезанные на стенах внутри пирамид. Они содержат заупокойные царские ритуалы. Письмена датируются XXVI-XXIII веками до нашей эры и относятся к V и VI династиям фараонов.
  • «Тексты саркофагов» - письмена на саркофагах. Они датируются XXI -XVIII веками до нашей эры.
  • «Книга мертвых» - сборник молитв и религиозных текстов, помещаемый в гроб каждого египтянина. Она датируется периодом с XVI века до нашей эры по окончании истории Египта.

Египет, мифология, боги - загадочные понятия, исследованием которых занимается множество ученых.

Боги Древнего Египта

Амон - бог, особо почитаемый в городе Фивы. На древних изображениях он представлен в образе человека. Его голову венчают два длинных пера. Можно встретить его изображение с головой барана, священного животного. В XVIII веке он стал верховным богом. Амон покровительствовал царской власти и помогал одерживать победы в войнах.

Анубис - бог загробного мира в III тыс. до н. э. Затем его стали почитать как владыку мертвых. Он изображался в образе человека с головой черного шакала. Анубису особо поклонялись в городе Кинополь.

Апис - священное животное, бык. Считалось, что он является земным олицетворением Бык содержался всю свою жизнь при храме в городе Мемфис, а после смерти погребался там же.

Атон - бог, культ которого появился во время правления Эхнатона. Он представлялся в образе солнца. Считалось, что он олицетворяет дух умершего фараона, отца Эхнатона.

Атум - бог, особо чтимый в городе Гелиополе. Он олицетворял вечное единство всего сущего. Считалось, что он является создателем мира. Во время правления V династии он стал символизировать бога Солнца.

Ба - божество, олицетворяющее человеческие чувства и эмоции. Оно имело изменчивый характер. Человек в мифологии тесто связан с этим божеством. Характер Ба мог меняться в зависимости от состояния физического тела человека. После его смерти оно оставалось около сердца умершего, а затем впадало в летаргический сон. Это божество можно сравнить с современным понятием «душа».

Геб - бог-покровитель земли. Также считалось, что он оберегает умерших. Мифы про египетских богов гласят, что он - отец Сета, Осириса, Нефтиды и Исиды. На рисунках он изображался как старец с бородой.

Ка символизирует образ человека. Это некий дух, сопровождающий его во время жизни и смерти. Считалось, что он проникает во все, связанное с человеком, во все предметы и существа. Мифология изображала его как поднятые вверх руки, согнутые в локтях.

Мин - бог, особо чтимый в городе Коптос. Он покровительствовал скотоводству и обеспечивал богатый урожай. Также Мин помогал караванам в пути.

Монту - бог, изображаемый с головой сокола. Он особо почитался в городах Фивы и Гермонт. Монту способствовал победам фараона в войнах.

Осирис - бог и владыка загробного мира. Центр его культа находился в городе Абидос.

Птах - бог, который дал имена всему сущему и сотворил остальных богов. Особо почитался в городе Мемфис.

Ра - верховный бог солнца. Считалось, что он является отцом всех фараонов. Его культ находился в городе Гелиополь.

Себек - бог-хозяин вод и источник плодородия. Он изображался с головой крокодила. Особо его почитали в Фаюмском оазисе.

Сет - бог-покровитель бури и пустыни, защитник бога Ра. Также считалось, что он является олицетворением зла.

Тот - бог луны и мудрости. На рисунках его изображали с головой ибиса. Считалось, что он изобрел письменность и календарь. Его особо почитали в городе Гермополь.

Хапи - бог, изображаемый в виде полного человека с сосудом в руках, из которого льется вода. Он олицетворял разлив Нила.

Хнум - бог-хранитель Нила. Также считалось, что он создал человечество из глины. Его изображали с головой барана. Особо почитался в городе Эсне.

Хонсу - бог, изображаемый с головой сокола или в виде человека с лунным серпом на голове. Он почитался как целитель.

Хор - бог царственности. Считалось, что правящий фараон является его земным воплощением.

Шу - бог воздуха. Также его почитали, как покровителя полуденного солнца. Он был братом и мужем богини Тефнут.

Ях - бог-покровитель луны. Особо почитался в городе Гермополь.

Богини Древнего Египта

Исида - богиня и супруга Осириса. Она представляла собой идеал женственности. Исида покровительствовала материнству и детям. Ее культ был широко распространен и за пределами Египта.

Богини Древнего Египта представляет Бастет - покровительница веселья и любви. Она изображалась с головой кошки. Бастет особо почиталась в городе Бубастисе.

Маат - богиня, символизирующая истину и справедливость. Ее изображали с пером, воткнутым в длинные волосы.

Мут - богиня и царица неба. Ее изображали с двумя коронами и грифом на голове. Мут, как и некоторые другие богини Древнего Египта, покровительствовала материнству. Ей поклонялись фараоны, ведь считалось, что она дает право на управление Египтом.

Нейт - богиня, создавшая мир. В городе Санс также считали, что она помогает в войне и охоте.

Нефтида, или Небетхет, - богиня смерти. Считалось, что она является автором многих скорбных гимнов и молитв. Несмотря на это, ее также почитали как богиню сексуальности. На рисунках она изображена как женщина с необычной конструкцией на голове, состоящей из дома, который венчает строительная корзина. Этот символ входит в иероглифы Древнего Египта.

Нехбет - богиня, помогающая при родах. Она изображалась как женщина с белой короной и коршуном на голове. Можно встретить рисунки, на которых она представлена в облике коршуна. Нехбет особо почиталась в городе Нехен, столице Верхнего Египта.

Нут или Ну - богиня неба. Она родила Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. На рисунках можно встретить два ее изображения: небесная корова и женщина, касающаяся земли кончиками рук и ног.

Сохмет - богиня и жена Птаха. Она считалась помощницей в войнах и олицетворяла жар солнца. Ее культ находился в городе Мемфис.

Таурт - богиня, помогающая при родах и олицетворяющая женскую плодовитость. На рисунках ее изображали в виде самки гиппопотама, стоящей на задних лапах. Ее изображения можно было встретить на амулетах, потому что она помогала отгонять злые духи.

Тефнут - богиня-покровительница жары и влаги. Ее рисовали с головой львицы. Ее культ находился в городе Тефнут.

Уаджит - богиня, изображаемая в виде кобры. Ее почитали в городе Пе-Деп. Уаджит была олицетворением мощи фараона.

Хатхор - богиня музыки и любви. На рисунках она предстает с рогами коровы на голове. Ее культ находился в городе Дендера.

Мифы Древнего Египта

Мифология Египта начала формироваться в VI-IV тыс. до н. э. В разных областях страны складывался свой пантеон богов и создавался культ своего божества. Земное пребывание богов воплощалось в животных, растениях, небесных светилах, природных явлениях.

Египетские мифы гласят, что мир был бездонным водным пространством, которое носило имя Нун. Из хаоса появились божества и создали небо и землю, растения и животных, людей. Солнцем стал бог Ра, который появился из цветка лотоса. Если он гневался, то на земле наступала жара и засуха. Люди верили, что первые боги стали фараонами.

Но египетский миф о сотворении мира не является единым рассказом. Одни и те же события могут описываться по-разному, а божества представляться в разных обличьях.

Миф о сотворении мира

В Египте было три основных религиозных центра - Мемфис, Гелиополис и Гермополис. В каждом из них существовала своя версия происхождения мира.

В Гелиополисе особо почитался миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Они верили, что бог Атум появился из водного пространства и силой своей воли заставил вырасти из вод священный камень, имя которому Бенбен. Взойдя на его вершину, бог Атум породил бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые потом произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти божества являются основой творения. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.

В Гермополисе считалось, что основателями мира стала восьмерка богов - оглоада. В нее входили четыре женских и четыре мужских божества. Наунет и Нун символизировали воду, Хаунет и Ху - пространство, Каунет и Кук - тьму, Амаунет и Амона - воздух. Восемь божеств стали родителями бога солнца, который подарил миру свет.

Легенда Мемфиса похожа на Гермополисную, но с одним отличием - бог Птах появился до бога солнца. Последний был создан сердцем и языком Птаха.

Осирис в мифологии Древнего Египта

Герои египетских мифов в основном были богами, самый известный из них - Осирис. Он покровительствовал земледелию и виноделию.

Согласно легендам, он был правителем Египта. Во время его царствования страна процветала. У Осириса был младший брат, Сет, который захотел получить власть. Он задумал это осуществить через убийство.

Исида, сестра и жена Осириса, долгое время разыскивает тело супруга. Затем у нее рождается сын, которого она называет Гором. Возмужав, он одерживает победу над Сетом и оживляет Осириса. Но последний не хочет жить среди людей, он становится владыкой загробного мира.

Считалось, что если погребальный ритуал для умершего человека будет соблюден по всем правилам, то он сможет обрести вечную жизнь, подобно Осирису.

Нил в мифологии Древнего Египта

Мифология Египта не может существовать без легенд о реке Нил, сыгравшей большую роль в появлении древнейшей цивилизации.

Считалось, что этот священный водоем связывал мир людей, Небо и подземный мир. Река, протекающая по земле, олицетворяла бога Хапи. Когда последний пребывал в хорошем настроении, то выводил реку из берегов и насыщал почву влагой, что давало возможность выращивать овощи.

В Ниле жили различные духи, которые являлись людям в образе животных: лягушек, скорпионов, крокодилов, змей.

Мифы о боге Ра

Многие египетские мифы рассказывают о боге Ра. Некоторые из них говорят, что люди возникли из слез этого бога. Его глаза были могущественным символом в искусстве Египта. Можно встретить их изображения на саркофагах, одеждах, амулетах. Глаза бога Ра жили отдельно от его тела. Правый глаз был способен рассеять противников, а левый - исцелить от болезней.

Мифы про египетских богов рассказывают невероятные истории, в которых глаз Осириса выступает отдельным героем или предметом.

Например, в одной легенде Ра создал вселенную, не похожую на наш мир, и поселил там богов и людей. Спустя некоторое время жители вселенной решили устроить про него заговор. Но Ра узнал об этом и решил наказать виновников. Собрав всех богов, он молвил им: «О боги! Я создал людей из моего глаза, а они замышляют против меня недоброе!» После этих слов Ра кинул людям свой глаз, который принял образ Она расправилась с людьми, но интересен не этот момент, а то, как Ра мог кинуть свой глаз.

В другом мифе Ра отдает свой глаз богине Басти, чтобы он помог ей в борьбе со злым змеем. Существует легенда, в которой глаз Ра отождествляется с Она обиделась на бога и ушла в пустыню в одиночестве. Есть сотни подобных мифов, в которых глаз Ра является отдельным предметом, что кажется чудным современным человеку.

Легенды и мифы о египетских пирамидах

Вопрос о том, Древнего Египта, мучает исследователей и историков до сих пор. Выдвигались различные версии, но как обстояло дело на самом деле, не знает никто.

Существует множество мифов о появлении пирамид и их предназначении. Одна легенда гласит, что пирамиды были построены для хранения сокровищ. Но если это так, то современному человеку уже не удастся подтвердить ее истинность. Ведь сокровища могли быть украдены еще в древности.

Возвести подобные строения сложно даже с помощью современной техники. Как же это удалось древним египтянам? Пирамиды построены из обработанных блоков, уложенных аккуратно друг на друга. Их стороны ориентированы по звездам. Поэтому выдвигаются даже версии об инопланетном происхождении пирамид.

Также существуют мифы, что пирамиды строили атланты перед Великим потопом, чтобы сохранить знания о своей цивилизации. Но доказать это пока никому не удалось.

Совершенно ясно, что в те времена люди не могли создать подобные строения. Эту тайну будут пытаться разгадать еще долгое время. Неизвестно, удастся ли сделать это.

Иероглифы и мифология

Иероглифы Древнего Египта крепко связаны с религией и мифологией. Люди обращались к божествам на особом языке. Который отражен в первых иероглифах. Они имели вид существ и предметов.

Согласно легенде, бог Тот в виде иероглифов изобразил основы мироздания и знания. Это считается возникновением египетской письменности.

Жрецы для изображения божественных истин рисовали фигуры животных и растений. В их понимании знания, которые давал Бог, должны выражаться в простой форме. Например, понятие времени можно охарактеризовать, как нечто поспешное, объединяющее начало с концом. Оно учит осмотрительности, создает события, а в итоге разрушает их. Иероглифы Древнего Египта изображали это понятие в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту - один образ для изображения сложного знания.

Египетская мифология - кладезь информации для современных исследователей. Старана пирамид представляет собой таинственный мир, полный загадок и тайн. Мировоззрению современного человека взгляды древних порой кажутся невообразимыми. До сих пор ученые до конца не знают, что же скрывают иероглифы и чудные изображения на папирусах.

Значение мифологии

Мифология играет огромную роль в изучении Древнего мира. Религиозные верования, которые лежат в основе египетских мифов, позволяют ученым изучать эволюцию развития мира. На примере культуры Древнего Востока становится очевидным отличие египетской мифологии от верований других народов.

Египтяне уделяли огромное значение не столько миру живых, сколько загробной жизни . При детальном изучении религии складывается впечатление, что жители Египта считали земную жизнь неким промежуточным звеном между важнейшими этапами своего существования.

Важнейшими чертами египетских верований были:

  • обожествление усопших;
  • наделение животных сверхъестественными силами;
  • почитание культа мертвых и потустороннего мира.

Основным источником данных является информация, оставленная древними жителями в местах захоронений, саркофагах и гробницах. Письмена позволяют систематизировать данные и сформировать общую картину мифологии Древнего Египта.

Боги

Описание жизни богов и их деяний позволяет сформировать примерный набросок мировоззрения древних египтян. Ключевое значение в религии отводилось не конкретным событиям, а идеям и учениям.

  • Амон . Божество, наиболее уважаемое на территории Фив. Часто его изображают в виде человека с бычьей головой. Если же голова на изображении человеческая, то ее непременно венчают два пера, символизирующие рога священного быка. В XVIII веке Амон был введен в ранг верховных богов. Под его властью было царское правительство, а также победы в сражениях.
  • Анубис . Покровитель царства мертвых. Владыку загробного мира изображали в виде человека с черной шакальей головой.
  • Апис . Божество, воплощенное в теле священного тельца. Быкоподобный бог служил символом плодородия.
  • Атон . Во времена правления царя Эхнатона божеством, олицетворявшим отца правителя, считался бог Атон. В знак почтения к данному божеству египтяне поклонялись фигуре в виде солнца.
  • Атум . До начала правления V династии божество олицетворяло единение всего живого. Позже Атуму приписывалось сотворение мира. Его также считали олицетворением бога Солнца.
  • Ба . Божеству приписывалась власть над эмоциями. Бог представал в виде своеобразного "2 духа», характер которого мог изменяться в зависимости от того, в каком состоянии находится его физическое тело. Понятие бога Ба схоже с современной интерпретацией души человека.
  • Геб . Покровитель земли, а также защитник усопших. В древних письменах Геб представал в виде старика с длинной бородой.
  • Ка . Своеобразное воплощение души человека. По поверьям, Ка каждого человека следует за ним всю жизнь, вселяясь во все предметы и существа, с которыми человек контактирует. Изображалось божество в виде простертых вверх ладоней.
  • Мин . Владыка животноводства, а также покровитель кочевников.
  • Монту . Изображался в виде человека с птичьей головой. Он помогал воинам в битвах.
  • Осирис . Покровитель потустороннего мира - загробного царства.
  • Птах . Божество, которому приписывали создание остальных героев мифологии.
  • Ра . Божество верховного порядка. По преданиям, являлся отцом всех остальных богов.
  • Себек . Представитель покровителей плодородных земель и владыка вод. Изображался в виде крокодила.
  • Сет . Воплощение вселенского зла, покровитель бурь и непогоды. В мифологии Сету приписывали защиту бога солнца.
  • Тот . Божество, стихией которого была мудрость, а символом - луна. Изображался Тот в виде человека с головой ибиса. Считалось, что письменные навыки и летоисчисление - заслуга Тота.
  • Хапи . Божество, которому отводилась роль хранителя реки Нил, а точнее, ее разлива. Изображение Хапи демонстрировало тучного персонажа с кувшином воды.
  • Хнум . Создание человечества считалось его рук делом. Согласно мифам, люди вышли из глины, которую лепил Хнум. Также богу отводилась роль защитника Нила. Изображался Хнум в виде человека-барана.
  • Хонсу . Божество, изображение которого состояло из человеческого облика, головы сокола и лунного серпа, увенчавшего голову. Хонсу покровительствовал над целителями.
  • Хор . Заступник правящего фараона, находящегося под опекой этого божества.
  • Шу . Владыка воздушных масс и защитник дневного света.
  • Ях . Выступал в роли покровителя луны.

Богини

Богини древнеегипетской мифологии выступали не только в роли покровительниц тех или иных явлений, но и часто были спутницами богов-мужчин.

  • Исида , покровительница матерей и детей, воплощение женственности и материнства. Исида представала в роли возлюбленной Осириса.
  • Бастет - покровительница нежных чувств, влюбленности и веселья. Ее облик изображался в виде женского силуэта, увенчанного кошачьей головой.
  • Маат стояла на страже справедливости и правды. Изображалась в образе женщины, в чьи волосы было воткнуто длинное перо.
  • Мут - богиня, под чьей властью находились небесные просторы. Также по совместительству с некоторыми богинями покровительствовала материнству. Фараоны считали, что она дарует правителям власть, поэтому поклонялись Мут.
  • Нейт считалась одной из создательниц мира, а также покровительствовала охотникам и воинам.
  • Нефтида (Небетхет)- богиня, которой приписывали власть над смертью. Также образ Небетхет олицетворял женскую красоту и сексуальность. В иероглифах Древнего Египта было обнаружено изображение этого божества в виде женщины, на голове которой находится дом.
  • Нехбет - защитница рожениц. Образ коршуна тесно связан с Нехбет, поскольку изображалась эта богиня либо в виде женщины с птицей на голове, либо в облике пернатого хищника.
  • Нут - мать некоторых из богов, а также покровительница небесных стихий. Образ Нут представлялся в виде коровы, которая парит, либо летящей женщины, прикасающейся кончиками пальцев к земле.
  • Сохмет - супруга Птаха и покровительница солнечного жара. Помогала воинам в битвах.
  • Таурт - защищала обратившихся к ней за помощью от злых духов, а также олицетворяла женскую плодовитость.
  • Тефнут - женщина со львиной головой олицетворяла природные явления: жару и влагу.
  • Уаджит - женщина, силой которой наделся правящий фараон. Изображение Уаджит демонстрировало кобру.
  • Хатхор - богиня музыкальности, мелодии, а также любви. Женщина, представленная на настенных рисунках, обладала коровьими рогами.

Мифы

Самым интересным мифом Древнего Египта считается сотворение мира и всего живого. Согласно мифологии, боги создали все сущее из бездонного водного простора, который заполнял пространство. Подробности поверий варьируются в зависимости от религиозного центра, которых в Древнем Египте насчитывалось три:

  • Мемфис;
  • Гермополис;
  • Гелиополис.

Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Поэтому сотворение мира приписывалось Атуму. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху - Шу, а также богиню, под властью которой находится влага - Тефнут. Два божества соединились , и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба - Нут. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи.

Последователи религии, распространенной в Гермополисе, считали, что авторами всего сущего стали четыре женских божества и четыре мужских, которые в совокупности предстали в "оглоаде" - восьмерке божеств. Владыки, соединяясь попарно , сотворили пространство, воду, воздух и тьму. Родителями Солнца стали все восемь персонажей.

Мифология Мемфиса в точности копирует поверья Гермополиса. Единственное отличие состоит в том, что Птах появился раньше покровителя Солнца, который был рожден из сердца и языка создателя мира.

Роль Осириса в мифологии

Самый известный из героев древнеегипетских мифов - Осирис . В разные периоды под влиянием правящих династий роль этого бога изменялась. В один период египтяне приписывали ему царствование над загробным миром, в иных интерпретациях Осирис покровительствовал земледельцам и виноделам.

Согласно поверьям, Осирис правил в Египте и, будучи фараоном, стал жертвой зависти своего младшего брата Сета. Желая заполучить трон, Сет совершил убийство брата.

Супруга Осириса не смогла отыскать тело мужа. Вскоре у нее родился ребенок - Гор. Повзрослев, сын Исиды одолел Сета, после чего воскресил Осириса . Тем не менее оживший бог не смог ужиться среди людей и богов, отправившись в загробный мир и став его владыкой.

Египтяне верили, что от качества проведения погребальной мессы зависит загробная жизнь человека. Если обряд проведен по всем правилам, то душа сможет продолжить свое существование, подобно богу Осирису.

Значение Нила в религии египтян

Древний Египет не смог бы существовать без могущественной реки, которая протекала по его территории. Нил давал жизнь, возможность пахать земли и даровал влагу всему живому. Неудивительно, что ему уделялось особое значение в мифологии.

Согласно мифам, Нил олицетворял своими водами божество по имени Хапи. Именно этот бог управлял рекой, а будучи в хорошем расположении духа, наводнял водоем настолько, что волны захлестывали берега. Благодаря таким «выходкам» небожителя египтяне имели возможность выращивать урожай, за что благодарили Хапи.

Живность, которая обитала в водах Нила, также олицетворяла некие божественные силы. Власть приписывалась всем: лягушкам, крокодилам и рыбе.

Бог Ра

Особое значение в мифологии Древнего Египта было отведено богу Ра. Некоторые из поверий гласят, что люди на земле возникли из слез, которые пролили божественные глаза Ра.

Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. К примеру, в одном из сказаний бог Ра пытался сотворить мир, который напоминает нашу землю. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.

Видео

Это видео познакомит вас с увлекательной мифологией и богами древнего Египта.

Мифология Древнего Египта играет важную роль в изучении истории этой страны, ведь именно там находится отражение мировосприятие людей и их понимание жизненного цикла.

Мифы Древнего Египта

Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом - Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.

Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.

Рис. 1. Осирис.

Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Для реализации мечты он убивает своего брата, а его тело разрубает на 14 разных кусков и разбрасывает по пустыне. Жена Осириса, Исида, долгое время собирала останки мужа и, собрав их воедино, создала первую в Египте мумию. У Исиды и Осириса был сын - Гор. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Египтяне считали, что если провести погребальный ритуал по всем правилам, то человека можно оживить также как и бога.

Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.

Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке - Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой. В реке жили и различные духи, которые являлись людям в образе скорпионов, лягушек, крокодилов или змей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.

Рис. 2. Египетские иероглифы.

Мифы о пирамидах

Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным - просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.

Что мы узнали?

Египетская мифология - уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 301.


молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" (см. рис. 1) - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта (см. рис.2) , сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и др. Значительный

материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1-2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и др.

Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их , ) днём выходят на солнечный свет, взлетают на к богам, странствуют по подземному царству (). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка , ; русское слово " ", однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным вместе с другими богами вершит загробный (ему специально посвящена 125-я глава "Книги мёртвых"). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт ( с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару . Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т.н. "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125-й главе "Книги мёртвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист",- утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой Е. м. является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились (, , , ) и (, ), баран ( и ), змея, крокодил (), кошка (), (воплощение многих богов: , Сехмет, и др.), шакал ( ), сокол (Гор ), ибис (; прилёт ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, изображалась в виде женщины с кошачьей головой, - в виде человека с головой ибиса и т.д. (см. рис.4)



Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы - в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался "тельцом". На палетке царя Нармера (Менеса?) (ок. 3000 до н.э.) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Нижнего Египта). Во время праздника "Хеб-сед" (тридцатилетнего юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - считался огромный змей, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия , богиня - хранительница кладбищ , и - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня - покровительница Нижнего Египта, охранительница и фараона, и др.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, центра почитания , он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога - покровителя умерших Анубиса - вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога - хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых , восприняв эпитет "первый на Западе" (т. е. "первый из мертвых"). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с отождествляются , , Гор, с - , Гор, и т.д. (см. рис. 6)


Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой , первозданную пучину вод - . Из хаоса вышли боги, создавшие землю, людей, животных и . Первым богом было , выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса , а оттуда появилось ( - ), , "осветившее землю, пребывавшую во мраке". В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей "великий Гоготун". Существовал миф, согласно которому было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. (О , "золотом теленке, рожденном небом", говорится в "Текстах пирамид". ). Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает , вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и следующим утром вновь рождает его. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в "Сказке о двух братьях" неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог , отождествленный с солнцем - , появившийся из хаоса - Нуна ("создавший сам себя"), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов, пару и (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба , у которых родились и , и Сет . Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду , почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящемся к Древнему царству, демиургом выступает местный бог . В отличие от Атума, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце - "седалище мысли") и назвал их своим языком ( творил "языком и сердцем", т. е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и , людей, животных, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе наделен всеми атрибутами царя. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16-14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с фиванский бог , которого называют царем всех богов: "Отец отцов и всех богов, поднявший и утвердивший землю. Вышли люди из его , стали боги из его уст. Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов", - говорится в "Большом гимне Амону". С отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утверждённую богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате - поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.)? В нём говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса и землю, для дыхания - , для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слёз или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. отражают две группы представлений: о смене времён года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока - дочери . (иногда называемая также ), поссорившись с , царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, посылает за ней в Нубию и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть к отцу, завлекая её пением и танцами . В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты . Вернувшись, вступает в брак со своим братом , что предвещает рождение природой новых богатых плодов. возвращения любимой дочери отмечался и в исторический период. В египетских календарях он назывался "днём виноградной и полноты Нила". Население Египта встречало богиню песнями и плясками. "Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином. Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется. Идёт к своему дому. О как сладостно, когда она приходит!",- говорится в гимне.
В наиболее знойное время года , считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию . Когда состарился ("его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури"), люди перестали почитать бога-царя и даже "замыслили против него злые дела". Тогда собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь , называемую в мифе Сехмет или . Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени даёт власть над его носителем). Исцелить может только , "великая чарами", "госпожа волхований", которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от назвать ей своё тайное имя. выполняет условие, и исцеляет его.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов является в них владыка подземного мира огромный змей . Миф повествует, что днём плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. Однако , желая воспрепятствовать плаванию и погубить его, выпивает воду Нила. Между и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остаётся за : Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. же продолжает свой , чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Pa- в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову


Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном , сам почитался как солнечное божество, воплощённое в образе сокола (см. рис. 12). В этом мифе Гор выступает не только как сын , но и как сам , сливаясь с ним в одно синкретическое божество -Гарахути (Гарахути означает "Гор обоих горизонтов"). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью , плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов Гор - сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). В период складывания древнеегипетского государства победа Гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог - покровитель царской .
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с . Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в "Книге мёртвых" назван зерном, в "Текстах пирамид" - богом виноградной ), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространённом сказании, описывающем его и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса (в то же время являющаяся его женой) и долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. зачинает от мёртвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако , не желая оставаться на земле, становится царём загробного мира и верховным судьёй над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что , оплакивающая Осириса, после "ночи слёз" наполняет реку своими слезами.) Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как "служители Гора" (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и преемнике его , а умершие отождествляются с . Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил . Начиная с эпохи Среднего царства с отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя " ". Такая "демократизация" представлений об Осирисе после падения Древнего царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3-го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.
Связанные с мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца "хойяк" - начале первого месяца весны "тиби" совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нём. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла , а другая - зиму. Победу всегда одерживало (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего. Победа, естественно, остаётся за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора - сына Исиды, а умерший царь изображался , сидящим на троне.


Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелёными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из неё всходами, которые поливает жрец
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю); срезал первый сноп на празднике жатвы за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница (миф о и змее, версии мифа, по которым Осириса оживила сама , и др.), она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую великую богиню-мать, а её культ распространился далеко за пределы Египта (см. рис. 16 ). Р. И. Рубинштейн

Рис.17 Статуэтка бога Тота в образе павиана. 1 тыс. до н.э.

Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Государственным богом Куша был , его оракулы избирали царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш ещё в эпоху Древнего царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём считалась покровительницей царской (с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества ( (в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с ). Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который вершит над умершими.

Э. Е. Кормышева (Миньковская)

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т.н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог , и от этого брака рождается трое близнецов - детей солнца, основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога - быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут ) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца, и над мёртвыми.

Лит.: Коростовцев M. A., Религия древнего Египта, М., 1976, Матье М. Э., Древнеегипетские мифы. [Исследование и переводы текстов с коммент.], М., 1956; Францов Г. П., Научный атеизм, Избр. труды, М., 1972; Bonnet H., Reallexikon der дgyptischen Rehgionsgeschichte, B., 1952; Kees H., Der Gцtterglaube im Alten Agypten, 2 Aufl., B., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter, B., 1956; Erman A., Die Religion der Agypter, B., 1934; Cerny J., Ancient Egyptian religion, L., ; Vandier J., La religion йgyptienne, P., 1949; Drioton E., La religion йgyptienne, в сб.: Histoire des religions, t. 3, pt. l, P, 1955; Morenz S., Дgyptische Religion, Stuttg., ; Breasted J. H., Development of religion and thought in ancient Egypt, N. Y., 1912.