Где находится животворящий крест Господень? Великая святыня крест-мощевик с частицей ризы господней.

Храм Сергия в Крапивниках - один из самых древних в Белом городе. Известен с 1591 года, в 1625 году началось строительство каменной церкви, которое через 50 лет было закончено. В 16-18 веке храм был родовым князей Ухтомских, а в конце 19 века был передан во владение Константинопольского патриаршего подворья. Почти сразу после Октябрьской революции храм оказался в опале: уже в 1920 году сломана колокольня, через два года изымаются церковные ценности, окончательно был закрыт в 1938 году. В 1960 году здание было передано заводу металлических изделий.

Новая история во всех смыслах началась в 1991 году - в храме были возобновлены богослужения, в том же году ему была передана святыня - Кийский крест. Это точная копия Креста Христова, всего же было изготовлено несколько подобных крестов, которые заказал патриарх Никон для установления в российских монастырях. Но почему крест назван Кийским? Дело в том, что иеромонах Никон, будущий патриарх, еще в 1639 году, возвращаясь из Соловецкого монастыря, потерпел кораблекрушение. Спасся он как раз в бухте Кий-острова. По поморскому обычаю Никон установил поклонный крест и дал обет воздвигнуть на острове монастырь.

Намного позже патриарх выполнил свой обет - в 1656 году он добивается у царя Алексея Михайловича разрешение построить монастырь во имя Воздвижения Креста Господня. Специально для обители был заказан большой крест из кипариса. Он стал еще и важным символом - новый монастырь строился как альтернатива Соловецкому монастырю, бывшему в то время оплотом старообрядчества. Примечательно, что молодой монастырь сразу же стал ставропигиальным, то есть патриаршим, а руководили им архимандриты, что было большой редкостью в то время.


Кийский крест находился в монастыре до самого его закрытия - в 1923 году. В 1930 году крест, как не удивительно, добрался до Соловков, а именно был помещен в антирелигиозный музей в Соловецком лагере. Затем его отправили в запасники Исторического музея в Москве, где его и обнаружили в плачевном состоянии. Если изначально в кресте находилось до 300 частиц мощей святых, то сейчас насчитывается около 100. Но он по-прежнему красив и величественен. Его высота составляет более 3 метров.

Другие святыни храма Сергия Радонежского в Крапивниках - один из четырех чудотворных списков иконы Феодоровской Божией Матери, пред которым молятся о помощи при родах и семейном благополучии. И чтимая икона преподобного Сергия 18 века с частицей мощей святого.

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Таинственное явление

История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и всё, к чему прикасается рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново - вторая родин» этого великого символа веры. А всё началось в далёком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако в конце мая 23 года именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света возник крест с распятым на нём Спасителем. И рядом - Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест (в Годеново, повторяем, попал он позднее).

Николаевский погост

Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвелась достаточно быстро и была названа Никольской - в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг - близ церкви появился посёлок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест - в Годеново его переместили уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь на 3 престола - главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек.

Сказания о Кресте

В 1933 году был перенесён в Годеново Животворящий Крест. Когда открыт был Златоустовский храм, мы уже писали. Теперь повествование коснётся перемещения реликвии. В том что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берёг его для всех нуждающихся. Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придёт к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

После этого действительно произошла целая череда знамений - от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков - свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест, когда открыт был для поклонения, показал всем свою чудотворную силу.

Поклонение народное

11 июня каждый год отмечается День Поклонения святыне. Со всей России-матушки, из Украины и Белоруссии, и даже дальнего зарубежья устремляются сюда люди.

Заранее направляются паломники в монастырь, чтобы увидеть в Годеново Животворящий Крест. Как доехать к пункту назначения быстрее - зависит от маршрута и вида транспорта. Если вы отправляетесь из Москвы, до Годенова будет около 200 км. Вначале следует прибыть в городок Петровск (это в 180 км от столицы), а дальше - к самому храму - ещё 15 км. Общественным транспортом - железной дорогой, автобусами - выбирайте такой маршрут: Москва-Петровск. Там нужно пересесть на местный уже автобус/маршрутное такси и ехать в сторону посёлка Приозёрный до самого Годенова. Добираетесь личным транспортом - следите за указателями. В Петровске сориентируйтесь на направление к Златоустовскому храму и далее по указателям езжайте в Годеново. Заблудиться тут просто невозможно. Да и любой местный житель вам с удовольствием укажет путь, ведь это - во славу Господа!

Но вернёмся к истории о том, как реликвия была перенесена в село Годеново. Животворящий Крест пришедшие к власти большевики хотели вынести из Никольского храма наружу, дабы уничтожить «рассадник мракобесия и религиозного дурмана». Однако распятие неожиданно стало буквально неподъёмным, хотя раньше не раз выносилось за пределы церкви. Тогда, не поняв Божьего промысла, большевики решили его распилить в помещении, несмотря на то что оскверняли своими действиями священное место. Но как раньше дерево не бралось огнём, так и сейчас против него оказались бессильны и топоры, и пилы. Создавалось впечатление, что сделан крест из самого прочного камня. Тогда церковь просто заперли, оставив реликвию под стражей из нескольких солдат. Но прихожане храма, переживая за святыню, сумели их подкупить. Тогда и был переправлен Животворящий Крест в Годеново. Чудеса воли Господней проявились и в том, что вынести его смогли всего несколько верующих - под покровом ночи, тайно, и спрятали в храме Иоанна Златоуста.

Второе явление

Прошло немало времени, прежде чем в Годеново Животворящий Крест Господень вновь был открыт для поклонения. О полуразрушенном храме и святыне заботились сёстры из Никольского монастыря близ Переславля. Глубоко символично, что в стенах церкви в честь Николая Чудотворца в 15-м веке распятие стало символом веры, а в конце 20-го оно вновь возвратилось к людям в обители Николая Угодника.

С 1997 года, когда отреставрировали и восстановили церковь в Годеново, Животворящий Крест Господень занял в нём своё почётное место. Но даже тогда трудно было представить, что святыня, находящаяся в глухой провинциальной глубинке, приобретёт в новом времени столь громкую известность и получит статус всероссийской. А приезжающие паломники со слезами благодарности и душевным трепетом повествуют о видимых чудесах, произошедших с ними, или о тех, очевидцами которых они стали.

Рассказы из первых уст

Очень интересно и поучительно послушать тех, кто видел в Годеново Животворящий Крест. Отзывы молившихся перед ним наполнены искренним трепетом и восторгом. Так, из года в год приезжает на поклонение седоватый мужчина. Передвигается он, слегка прихрамывая. Оказывается, в своё время он служил в Афганистане, был тяжело ранен. Жизнь врачи ему спасли, но вот движение возвратить не смогли. беспомощность и полная зависимость от других - таков был приговор. Через отчаяние, мысли о самоубийстве, алкоголь прошёл тогда этот ещё молодой парень, прежде чем обратился мыслями к Богу.

Однажды приснился ему который указал дорогу и сказал, что спасение его - годеновский Крест Господень. Несчастный инвалид обратился к родственникам, с трудом убедил их свозить его к святыне. И чудо действительно произошло. Службу парень отсидел в коляске. А после молебна при помощи родных встал на ноги. И начал потихоньку возвращаться в строй. Теперь он каждый год приезжает в места, где обрёл веру в Господа, здоровье и себя.

Мать и дети

Ещё одна трогательная история, произошедшая уже в наши дни. Она наглядно показывает, какие творит Животворящий Крест в Годеново чудеса. К сожалению, женский алкоголизм - явление опасное и, увы, распространённое, излечивается очень трудно. А страдают не только сами жертвы явления, но и окружающие. Мать 4 детей, опустившуюся до того, что младших она отправляла на улицу попрошайничать, лишили родительских прав. Детей расселили по приютам, а женщину социально-медицинские службы отправили на принудительное лечение. Ей здорово повезло, что среди лечащего персонала оказалась паломница в Годеново. Рассказы о чудесах Господних вдохновили несчастную больную. Приложив максимум усилий, молясь Богу, она сумела преодолеть пагубную зависимость. А при первом же удобном случае отправилась на богомолье. Ведь женщина очень хотела вернуть детей, а помочь ей могло только чудо. Во время молитв ей также явился Чудотворец, который пояснил, как поступать, чтобы семья воссоединилась. Вскоре после паломничества, благодаря помощи Божьей - и только ей! - мать и дети обрели друг друга.

Праздники в честь Креста Животворящего

В течение года несколько раз отмечаются события, в которых участвует православная святыня. Во-первых, торжественные молебны служатся на Крестопоклонной неделе, третьей в период Великого поста. Во-вторых, собственно в День явления распятия - 11 июня, а также 14 августа и 27 сентября.

Расписание работы храма

  • Для своих паломников храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00.
  • К открытым стопам Животворящего Креста Господня можно приложиться в такие дни как пятница, суббота и воскресенье.
  • По средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям в 9 часов утра здесь совершается литургия, а вечерняя служба начинается в 17:00.
  • В 8 часов утра в дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам.

История обретения

Чудесны и непредсказуемы пути Промысла Божия, являющего святыни, запечатленные именем Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Его таинственному деянию можно отнести незамысловатую и тем удивительную историю второго рождения» креста-мощевика.

Не сохранилось ни одного прямого исторического свидетельства, рассказывающего о его происхождении и судьбе. Быть может, в анналах истории Владимирской земли есть его отголоски. Самым значительным и определяющим остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне Церкви Христовой. Эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. Многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во Владимирской области. Вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя - частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо Богу.

В 2006 году крест-мощевик был найден. Долгие годы он хранился у православных священнослужителей – в большой священнической семье протопресвитера Димитрия Нецветаева. Сам отец Димитрий нес многолетнее священническое служение на различных православных приходах не только в России. В начале 80-х - конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском. Большая священническая семья, в которой кроме благочестивого родителя семеро сыновей получили дар благодати священства, неожиданно для себя узнала, что стала хранительницей креста-мощевика. Священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня не должна находиться, словно под спудом, но быть прославлена. Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протопресв. Димитрия Нецветаева. Было решено, что Крест с частицами Ризы Господней и мощей святых, безусловно, должен посетить Русскую Голгофу Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и быть прославлен на Архангельской земле ставшей живым антиминсом Русской Православной Церкви и Отечества.В январе 2007 года для мощевика, по благословению Преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского в городе Северодвинске руками корабелов предприятия Звёздочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик.

9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был доставлен на Соловки и освящен. А в 18.00 его торжественно встретили в Свято-Ильинском кафедральном соборе. После крест – мощевик побывал во многих православных епархиях России, Украины и Приднестровья. В 2011 году святыня передана в Петрозаводскую и Карельскую епархию, и по благословению архиепископа Мануила совершает путешествия в различные епархии, для того чтобы многие верующие могли поклониться ей.

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни Господа Иисуса Христа), изречённое пророком Давидом: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(Псал. 21, 19).

В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.

Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.

Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца IV века, помещенной в Картлис цховрэба (Жизнь Картли) в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон Господень у того воина, которому он достался по жребию.

Когда Елиоз вернулся в Мцхету, сестра его, именем Сидония, уже просвященная светом Христовой истины, имея великую любовь ко Спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу Господу. Все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. Так её и похоронили. Впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов Грузии Светицховели. С тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон Христов. О том есть множество исторических свидетельств.

Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

О судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, но ее история полностью еще не раскрыта.

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.

Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.

Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова** матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое» . После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). В дарственной записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий» . 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.


** Протоиерей Константин Плясунов . В 1932 году отца Плясунова приговорили к 15-летней ссылке по статье «Контрреволюционная деятельность». Его жена Мария Александровна добровольно последовала за ним в изгнание. После освобождения отец Константин снова стал приходским священником. Служил в разных городах. Последние годы – в Оренбургской области. С 1949 по 1958 год был настоятелем Никольского собора в Оренбурге. Его очень любили прихожане за искренность и доброту. Работал над книгой - толкование на Четвероевангелие. Но не закончил её - помешала внезапная болезнь. В 1956 году Плясунов попал в автомобильную аварию (ездил он с водителем). Стала болеть голова. Через 2 года скончался в институте им. Бурденко в Москве. Тело его самолётом перевезли в Оренбург. В последний путь настоятеля провожали несколько тысяч человек.

Незаурядной личностью была и супруга настоятеля Мария Александровна , дожившая до 97 лет. Она была дочерью священника, который тоже подвергся репрессиям. Вела переписку с писателями и поэтами. Уже после смерти мужа в Никольском соборе она познакомилась с монахиней Серафимой. Та передала ей на хранение уникальный крест-мощевик, великую православную святыню, которая некогда принадлежала дому Романовых.