Где все пути и все распутья. Анализ стихотворения Блока «Русь

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…

Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Анализ стихотворения «Русь» Блока

Революция 1905 г. оказала большое влияние на А. Блока. Она раскрыла всю несостоятельность его революционных идеалов. Одновременно кровавые события показали поэту настоящую картину действительности. С этого времени он начинает постепенно отходить от символизма. Вместо туманных и неясных образов в его творчестве появляются темы, имеющие непосредственное отношение к реальной жизни. Одной из них становится тема Родины. Образ многострадальной России очень увлек Блока. Он видел в нем возможный выход из тяжелой ситуации. Тема национального единства выглядела спасением для общества, которое раздирали противоречия. В 1906 г. поэт написал стихотворение «Русь», которое проникнуто огромной любовью к своей стране.

Образ Женщины, который Блок воспевал в прошлом, трансформируется в образ Вечной России, олицетворяющий одновременно Мать, Жену и Подругу. Поэт подчеркивает ее божественное происхождение и таинственный облик: «твоей одежды не коснусь». Патриотическая тема в России всегда была тесно связана с православием. Однако Блок вообще не использует религиозную символику. Перед нами восстает дохристианская языческая Русь с ее древними преданиями и верованиями («ведуны с ворожеями», «ведьмы… с чертями»). Поэт описывает необъятность своей страны, ее многонациональность. Особое значение для него имеет богатая русская история, уходящая корнями в глубокую древность.

Лирический герой в стихотворении пребывает в состоянии «дремоты». Блок имеет в виду, что Россия до сих пор не вышла из вечного сна. В русской душе заложены огромные внутренние силы, которые ждут своего пробуждения. Несмотря на все свое величие, страна по-прежнему нищая и убогая. Появляется печальный мотив, связанный с образом одинокого ночного певца на кладбище. Автор замечает, что его песни выражают обобщенное чувство любви к Родине, не привязанное к чему-то конкретному. В этом можно увидеть намек поэта на различные политические течения, каждое из которых предлагало свой единственно верный путь для России. Они способны только «запятнать первоначальную чистоту» своей Родины. Блок считает, что смог сохранить «живую душу», которая испытывает искренние переживания за судьбу страны. Последнее четверостишие практически полностью повторяет первое. Автор замыкает композицию, изобразив цельный облик Вечной России.

Стихотворение «Русь» — яркий пример патриотической темы в творчестве Блока.

Каким пред­став­ля­ет в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Блока «Русь» образ Родины?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Русь

Ты и во сне необычайна. Твоей

одежды не коснусь. Дремлю - и за

дремотой тайна, И в тайне - ты

почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками И дебрями

окружена, С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы Из края в

край, из дола в дол Ведут ночные

хороводы Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями Чаруют

злаки на полях, И ведьмы тешатся с

чертями В дорожных снеговых

Где буйно заметает вьюга До крыши

Утлое жилье, И девушка на злого

друга Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья Живой клюкой

измождены, И вихрь, свистящий в голых

прутьях, Поет преданья старины...

Так - я узнал в моей дремоте Страны

родимой нищету, И в лоскутах ее

лохмотий Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную Я до

погоста протоптал, И там, на

кладбище ночуя, Подолгу песни

распевал.

И сам не понял, не измерил, Кому я

песни посвятил, 

В какого бога страстно верил, Какую

девушку любил.

Живую душу укачала, Русь, на

своих просторах, ты, И вот - она

не запятнала Первоначальной

Дремлю - и за дремотой тайна, И в

тайне почивает Русь, Она и в снах

необычайна. Ее одежды не коснусь.

A. А. Блок, 1906

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной изобразительности, ос­но­ван­ное на прин­ци­пе пе­ре­но­са свойств одних пред­ме­тов или яв­ле­ний на дру­гие («Где все пути и все рас­пу­тья / Живой клю­кой измождены »)?

Пояснение.

Данное сред­ство на­зы­ва­ет­ся метафорой. Метафора — это пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова, ос­но­ван­ное на упо­треб­ле­нии од­но­го пред­ме­та или яв­ле­ния дру­го­му по сход­ству или контрасту; скры­тое сравнение, по­стро­ен­ное на сход­стве или кон­тра­сте явлений, в ко­то­ром слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Где все пути и все рас­пу­тья / (как будто) Живой клю­кой измождены

Ответ: метафора.

Ответ: Метафора

Укажите на­зва­ние по­э­ти­че­ско­го течения, одним из ли­де­ров ко­то­ро­го яв­лял­ся А.А. Блок и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Русь».

Пояснение.

А. А. Блок яв­лял­ся ли­де­ром те­че­ния «Символизм». Символизм — литературно-художественное на­прав­ле­ние конца 19 - на­ча­ла 20 веков. Сим­во­лизм стре­мил­ся через сим­во­лы в ощу­ти­мой форме во­пло­тить идею един­ства мира, вы­ра­жен­ную в со­от­вет­ствии его самых раз­лич­ных частей, поз­во­ля­ю­щую краски, звуки, за­па­хи пред­ста­вить одно через другое.

Ответ: символизм.

Ответ: Символизм

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на пре­об­ла­да­нии сход­ных глас­ных зву­ков в по­э­ти­че­ской стро­ке («Из края в край, из дола в дол»).

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся ассонанс. Дадим определение.

Ассонанс - мно­го­крат­ное по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже - в прозе) од­но­род­ных глас­ных звуков. Ино­гда ас­со­нан­сом на­зы­ва­ют не­точ­ную рифму, в ко­то­рой сов­па­да­ют глас­ные звуки, а со­глас­ные - не сов­па­да­ют (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Уси­ли­ва­ет вы­ра­зи­тель­ность речи.

Ответ: ассонанс.

Ответ: Ассонанс

Назовите прием оду­хо­тво­ре­ния яв­ле­ний природы, при­шед­ший из фольк­лор­ной тра­ди­ции («И вихрь, сви­стя­щий в голых прутьях,/ поет пре­да­нье старины»).

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение - изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Ответ: олицетворение.

Ответ: Олицетворение

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока «Русь».

Пояснение.

Стихотворение А.А. Блока «Русь» на­пи­са­но ямбом. Ямб - дву­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся ударением, па­да­ю­щим на вто­рой слог.

ТроПУ пеЧАЛЬнуЮ, НОЧнуЮ

Ответ: ямб.

Ответ: Ямб

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема Рос­сии и в чем они со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Блока?

Пояснение.

Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.

Лирический герой стихотворения Блока «Русь» влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная, его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты.

Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.

Не могут представить себя вне Родины Н. Рубцов и С. Есенин. Для Рубцова Родина - это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи» («Тихая моя Родина»). Для Есенина Родина - это «хаты - в ризах образа», околицы, деревенская церковь («Гой ты, Русь моя родная...»). Очень похожие картины.

Россия для Блока, Лермонтова, Есенина, Рубцова - это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться, без которой немыслима жизнь.

Пояснение.

Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Александра Блока. Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны - «твоей одежды не коснусь». Она разная, его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. Вот она, главная загадка России, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

Читать стих «Русь» Блока Александра Александровича нужно с пониманием того, что после революции 1905 года тема Родины становится ключевой в творчестве поэта. В этот период времени на русского поэта огромное влияние оказывало творчество Н. Гоголя, поэтому в текст стихотворения Блока «Русь» так тонко вплетены образы из фольклора и старинных славянских преданий. Название стихотворения относит читателя к глубокой древности, к тому времени, когда «разноликие народы» водили хороводы в ночи.

Сюжет произведения достаточно прост: лирический герой, находясь в состоянии сна, переносится в те далекие времена, когда Русь была «необычайной», когда существовали ведуны, ведьмы, черти, когда вихри пели «преданья». Для поэта эта Русь – загадка, прекрасная незнакомка, окутанная туманом магической тайны, которую так трудно разгадать. На уроках литературы в 11 классе учителя рассказывают о том, что Блок – поэт – символист, и именно поэтому его стихотворения полны скрытых символов, которые отражают личные переживания и эмоции поэта. При всей сказочности и необычайности, блоковская Русь и убогая, и нищая. Поэт видит все недостатки своей Родины и глубоко переживает. Он понимает, что рядом со сказкой, красотой, очарованием древности живут убогость, печаль, страдания. Все говорит о том, что поэт влюблен в Русь, он точно знает, что, несмотря на все ее недоставки, на ее бесконечную древность, настоящие русичи не потеряли своей душевной чистоты, как не потеряла «первоначальной чистоты» и Русь, которая прошла через многое. Блок гордится именно этим, в этом он видит разгадку тайны, которую хранит загадочная славянская душа.

Прочитав стихотворение полностью, понимаешь, что Блок – удивительный поэт. Он, как никто другой, умел рассказать не только о красоте Руси, но и о той щемящей тоске, которая живет в сердце каждого по-настоящему русского человека. Ритмика стихотворения проста, учить его легко. С текстом стихотворения можно познакомиться на нашем сайте в режиме онлайн, а можно скачать его для дальнейшей работы на уроках.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…

Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...

Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание.
Одним из наиболее известных произведений Блока, посвященных родине, является стихотворение «Русь».
Это раннее произведение, посвященное данной теме, поэтому оно отражает настроения и представления о Руси, которые были характерны для Блока в тот период творчества.
Блок этого периода - это Блок «Незнакомки». Облик Прекрасной Дамы, которой были посвящены более ранние сборники Блока, серьезно видоизменился. Светлый недостижимый идеал сделался более реальным. Он словно из потусторонней действительности перешел в наш мир. Раньше Блок воспевал свою мечту. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального - низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала. Однако тема родины в стихотворе-
нии «Русь» раскрывается несколько своеобразным способом, что также говорит о его отношении к данной теме. Блок сознательно дистанцирует родную страну (вернее будет сказать, свое представление о ней) от пошлой действительности, относя в далекое, полумифическое прошлое. В его воображении она стоит гораздо ближе к идеалу, чем страна современная - с миром богатых и бедных, бездуховностью и нищетой. Она таинственная и святая. Это неразгаданная тайна. Блок словно пытается приблизиться к ней, всмотреться в ее душу.
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
И в тайне - ты почиешь, Русь.
В этом образе очень много от Прекрасной Дамы, которую ранее воспевал Блок и которая восходит к идее Вечной Женственности В. С. Соловьева. Для Блока Русь является воплощением этой вечной женственности - не случайно в облике родной страны как бы сливаются образы Прекрасной Дамы и Матери. Подобно непостижимым глубинам Вечно Женственного начала, суть Руси непостижима, она мистична по своей природе. Это страна «с мутным взором колдуна», где «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях», где «ведьмы тешатся с чертями ь дорожных снеговых столбах». Это Русь сказочная, Русь древних преданий. Не случайно описание страны начинается так же, как это делается в сказках:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена...
Здесь «вихрь, свистящий в голых прутьях, поет преданья старины...».
Это страна пилигримов и странников, которые хотят обрести некую важную, сакральную истину, понять то, что не дано понять никому. Оттого здесь «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Но именно поэтому жизнь, быт здесь не устроены, везде видна нищета. Но это нищета пилигрима, идущего к святым местам. Пилигрим живет мечтой, религиозным чувством, своим идеалом, видением. Оттого его жизнь (воспринятая с точки зрения сугубо материальной) - «дремота».
Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Николай Бердяев назвал русских апокалиптиками, потому что вся их душевная устремленность, весь внутренний строй направлены на поиск и обретение окончательной, «главной» истины. Эта устремленность к абсолютному знанию и неумение довольствоваться меньшим, нежелание идти на компромиссы, приводят к тому, что вся жизнь страны и людей, ее составляющих, как бы обращена в будущее, нацелена в «золотой век», когда эта вожделенная истина будет обретена. Однако если есть «окончательная истина», то после ее обретения движение вперед прекращается. Течение истории останавливается. «Апокалиптич- ность» русской души состоит именно в этом, и Блок в данном аспекте, безусловно поэт очень русский.
Но для апокалиптика все истины, кроме одной, главной, не представляют никакой ценности. Если это женский идеал, то это доведенная до своей высшей точки идея Вечной Женственности, если это идея справедливости, то это Мировое Братство - не меньше. Промежуточная истина не важна, ведь это лишь часть дороги, «распутье», на пути к истине окончательной.
Оттого русский человек мало умеет радоваться настоящему, не ценит быстротечного и прекрасного времени. Оттого в России не прижились идеи Возрождения, а Пушкин, в котором они воплотились с наибольшей силой, - был лишь исключением. Жизнь вне «окончательной истины» для апокалиптика - тюрьма, вечное томление. Оттого так сильны у русских писателей и поэтов (и особенно у Блока) мотивы смерти, узничества, бегства, дороги, настойчивого поиска истины, неудовлетворенности бытием. В стихотворении «Русь» это также воплотилось в полной мере:
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
Однако это не песни радости, избытка сил. Это, скорее, песня-стон, песня-плач о бренности и несовершенстве мира. Это песня не воспевающая что-либо, но оплакивающая все бытие в полном объеме. Оттого-то и проявляется в ней неясность идей, некая размытость, нечеткость мысли: ведь оплакивается сразу весь мир.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Мировоззрение русского человека (в определении Н. Бердяева) здесь совпадает с мироощущением Блока, который, по отзывам современников, был буквально пропитан эсхатологическими настроениями (т. е. ожиданием конца мира).
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Итак, Русь у Блока выступает как средоточие мировоззрения, глубоко религиозного и апокалиптичного по своей сути. Это неразгаданная тайна, некий идеал, воплощение Вечной Женственности.
Творчество Блока явилось одним из самых заметных явлений русской литературы XX века и оказало огромное влияние на литературу последующих лет.