Использование предметов-заместителей в игровой. Консультация «Игрушки-заместители в детской игре

Мини-исследование на тему:

«Предметы – заместители в детской игре».

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…”

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.

Сарафанникова Анна, 3 года 3 месяца.

В период наблюдений Аня играла в магазин, кормила кукол обедом.

Играя в магазин, Аня была продавцом и продавала куклам разные продукты питания. В качестве денег девочка использовала бумажные карточки, в качестве продуктов фигурировали предметы-заместители такие как: яблоко-красный мяч, хлеб – деревянный кубик, сыр – баночка из-под крема и т. д.

Когда девочка играла в магазин, я спрашивала ее, что она продает, и показывала на разные предметы, которыми она пользовалась. Аня четко называла предметы,взяв деревянный кубик она называла его хлебом. Играя, девочка комментировала свои действия, проявляла фантазию и воображение.

Когда Аня кормила кукол обедом, то и в этой игре у нее присутствовали такие предметы-заместители: карандаш –ложка, яичко-шарик, тарелочка –ладошки и т. Д.

Во время игры Аня варила суп и делала салат. Она сама накрыла стол, и позвала девочек на обед. Потом она угощала своим обедом девочек, используя в качестве тарелки- ладошки, в качестве ложки- карандаш. Угощала их яичком -шариком, пирогами- пазлы, супом – скомканные салфетки.

Аня играла свободно замещая один предмет другим, она отражала в игре то, что видела вокруг себя.

Подоляко Денис , 2 года 11 месяцев.

В отличие от Ани Денис не всегда в своих играх пользуется предметами- заместителями. Ему нужна моя помощь, он не комментирует свои действия.

Когда Денис играл с машинами, я спрашивала его, что он везет и показывала на разные предметы, которыми он пользовался. Сначала мне приходилось помогать ему. Мы брали кубики и предполагали что это кирпичики. Затем мы везли машинку на коврик и стоили мост, сооружая горку из кубиков. В игре мы использовали такие предметы-заместители: песок – детали от конструктора, кубики-кирпичи, блоки-книги. Каждое действие мы проговаривали, говорили что мы сделаем сначала, а что потом, что везем, что будем строить. Наши игры сопровождали соответствующими стихами А. Барто. По ходу игры я предоставляла ребенку возможность действовать самому.

Денис сначала копировал мои действия, а потом самостоятельно начал пользоваться предметами-заместителями. Он сам построил гараж для своей машины, катал игрушки, возил их в магазин.

Мальчику очень понравилась такая игра-замена. Он хорошо играет в такую игру и подключает в свои игры детей из группы.

Таким образом, использование в игре предметов-заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Все приведенные мной примеры показывают, что дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь. Все это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .

Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .

Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .

Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.

«В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы заместители?»

Наблюдая, как ваш малыш укрывает куклу одеялом, вы, наверное, думаете, что дальше ребенок будет играть продолжительнее, интереснее, а у вас появится больше свободного времени. Хочу вас огорчить, но это действие с куклой не перерастет в настоящую игру без вашей помощи. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В игре ребенок не просто воспроизводит свой жизненный опыт, он его воссоздает особыми средствами, знаками. Чтобы ребенок не просто совершал действия с образными предметами, а научился представлять, что он капитан корабля, плывущего в шторм или пилот, необходимо развитие знаковой функции мышления. Как достичь этого? Когда и как необходимо начать играть с малышом, чтобы интерес к игре не пропал? Давайте попробуем разобраться.

Предпосылкой освоения знаковой функции служит сначала овладение предметными действиями, и затем отделение действия от предмета. Нам ведь в будущем предстоит плыть без настоящего корабля, как вы понимаете. Поэтому кроме игрушек, наполнивших детскую, изображающих реальные предметы, должны появиться предметы, которые можно использовать в качестве заместителей.

Если сейчас ваш малыш уже умеет кормить куклу ложечкой, поить мишку чаем, то можно сделать второй важный шаг и приступить к использованию предметов заместителей. К использованию предметов заместителей ребенок способен в возрасте 1 года 3-4 месяцев. Предметы заместители не должны нести определенного значения. Это могут быть палочки, детали конструктора, шарики, бумажки, камешки и т.п. Если малышу предложить карандаш вместо ложки, то он ответит, что «им нельзя кушать, надо рисовать». Начните обучать ребенка с таких хорошо известных и понятных игровых действий, как съедание яблока, банана, булочки. Поднося ко рту, шарик показывайте и многократно называйте выполняемое действие: «Смотри, какое вкусное у меня яблоко. Я его сейчас буду есть. Ам, ам. Все съела яблоко». А теперь предложите яблоко ребенку: «Угощайся, очень вкусное яблоко». Подносим шарик к губам ребенка, но не позволяем брать его в рот». Затем предлагаем угостить малыша яблоком мишку. Когда ребенок кормит яблоком мишку, не забывайте комментировать его действия. Первые недели, используя заместители обязательно развернуто комментируйте свои действия и действия ребенка, уже скоро он начнет обходиться без этого. Когда малыш освоил эти простые действия, переходите к использованию заместителей для обозначения предметов игрового обихода: ложки, тарелки, утюга и т.п. Возьмите палочку вместо ложки или расчески, кирпичик конструктора вместо мыла, фантазируйте! Например, начните кормить мишку кашей и замечаете, что нет очень важного предмета, нет ложки. Покажите и прокомментируйте использование заместителя:«Это у нас каша, каша горячая, горячо кушать. Надо ложечку. Где у нас ложечка? Вот ложечка...» Берете палочку и кормите мишку. Затем предлагаете малышу покормить куклу, мишку, проговаривая выполняемые им действия. «У Димочки ложечка,он мишку кормит кашей. Вкусная каша. Как он аккуратно кормит мишутку ложечкой!» Похвалите малыша. Использовав палочку или другой предмет в качестве ложки важно использовать ее для обозначения разных вещей: градусника, расчески, отвертки и, наоборот, в качестве расчески, ложки, тарелки в следующий раз используйте уже другой предмет заместитель.

Когда малыш хорошо освоит действия с предметами заместителями можно переходить к освоению следующего этапа игры, когда мы будем учить малыша действовать с воображаемыми предметами.

Таким образом, использование в игре предметов-заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Дети активно пользуются предметами заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь.

или О роли предметов-заместителей в детской игре

Можно ли съесть кашу, если под рукой нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он относится к реальной ситуации, а не к игровой.
Участники игры с большим аппетитом (или с ярко выраженным отвращением) поедают несуществующую кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».
Это самое «понарошку» - основа воображения и творческих способностей человека, умения самостоятельно ставить вопросы и находить на них нестандартные ответы.
В ситуации, когда ребенок кормит куклу из игрушечной тарелочки, уже присутствует доля воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но маленькие предметы - копии жизненных реалий помогают ребенку воссоздавать действие. Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет искать им замену среди попавшихся ему под руку предметов: роль тарелочки может выполнить листик, роль ложечки - палочка. Листик и палочку психологи называют предметами-заместителями. Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности («творческости»).
Ведь если ребенок вместо кукольной посуды использует листик и палочку, ему потребуется гораздо больше напрягать свою фантазию и воображение. Он должен будет мысленно наделить случайные предметы неспецифическими для них функциями.
Поэтому, когда говорят о создании среды, способствующей творческому развитию ребенка, обычно отмечают: в такой среде должно быть много предметов и материалов с «размытыми» функциями, легко поддающихся изменению, трансформирующихся, неспецифических - различного вида конструкторы, природные материалы, пластилин, проволока и т.п.
Этот принцип довольно последовательно реализуют вальдорфские педагоги: вальдорфская среда изобилует шишками, камешками и коряжками, кусочками шерсти и клубками ниток. (Правда, конструкторы вальдорфцы не жалуют: считают, что они сделаны из ненатуральных материалов и способствуют технократизации детского внутреннего мира.) Вальдорфские куклы не имеют лиц именно на том основании, что «готовое» кукольное лицо несет на себе печать «готовой» эмоции, и это мешает детям фантазировать по поводу кукольных настроений. Позиция не бесспорная, но аргументированная и имеющая право на существование.

Означает ли признание роли заместителей в развитии ребенка, что следует по возможности сократить «игрушечные» фонды детей? Нет, конечно. Игрушка играет не только развивающую, но и социализирующую роль. Ее функции не ограничиваются ролями в игре. Она может быть престижным предметом обладания, утешителем, собеседником. И она, конечно же, дает уроки манипуляции с предметами. Но игра не сводится к игрушке, может развиваться помимо игрушки и даже без нее, сами игрушки подвергая трансформации и лишая их изначальных функций.

О том, как можно подтолкнуть детей к использованию предметов-заместителей, рассказывает
Наталья ИГУМЕНОВА , педагог детского сада № 306 г. Красноярска.

Дети средней группы обучаются дежурить - накрывать на стол. В силу своей новизны и социальной ответственности дежурство привлекательно для малышей. Эту ситуацию можно использовать для развития игровой деятельности детей и для обучения их пользоваться предметами-заместителями.
Начало было положено экскурсией в подготовительную группу. Четырехлетки наблюдали, как старшие дети накрывали на стол. Ребята из подготовительной группы были очень ответственны: ведь учиться их опыту пришли малыши! Они показали все необходимые во время дежурства действия, рассказали о «принципах» сервировки.
Дети средней группы каждый день видели, как няня накрывает на стол, но не придавали этому значения: ведь перед ними не стояла задача научиться накрывать на стол. Наблюдая за действиями старших детей, малыши быстро их усвоили и стали использовать в своей предметной деятельности.
Через некоторое время воспитательница обратилась к детям с просьбой: «К нам в гости пришел Мишка и просит научить его накрывать на стол». Дети с гордостью взяли на себя роль «учителя» и «поделились» с Мишкой своим опытом. Сначала они просто копировали действия старших детей. Но потом в их деятельности стали появляться новые детали сервировки (например, столы были украшены вазочками с цветами), новые сюжетные действия.
С этого времени игра в чаепитие заняла прочное место среди любимых детьми игровых сюжетов. Дети накрывали на стол, расставляли приборы в определенном порядке, договаривались, спорили, решали какие-то вопросы. Все свои действия они выполняли для того, чтобы напоить чаем кукол-дочек.
Но однажды воспитательница собрала детей и сказала: «Кукла Таня пригласила в гости друзей, хочет их угостить. Но… где же посуда? Исчезла куда-то. Может, разбилась? Как же играть? Что делать?» Действительно - что делать? Дети растерялись. Одно дело - пригласить кукольных гостей к столу, сервированному кукольной посудой. Другое дело - пытаться напоить друзей чаем, если отсутствуют привычные игрушки. Тут воспитательница тоже глубоко задумалась: «Кажется, у меня где-то была волшебная коробочка. В ней лежат разные предметы. По желанию тех, кто берет их в руки, они могут становиться самыми неожиданными вещами». Коробочка была извлечена на свет, и в ней действительно обнаружились разные предметы: кусочки ткани, детали от конструктора, зеркальце, губная гармошка и другие.
Оставалось решить, можно ли использовать все это богатство вместо кукольной посуды и каким образом. Дети быстро включились в обсуждение ситуации. Решения, которые они предлагали, были самыми неожиданными. Губная гармошка, например, была призвана изображать нож. В конце концов на стол «накрыли» и даже умудрились «выпить чаю» с гостями куклы Тани.
Но некоторые проблемы так и остались нерешенными. Среди сокровищ волшебной коробочки не нашлось ничего достойного изображать чайник. Поэтому чайник решили представлять понарошку.
После этого случая воспитатель время от времени включался в игру, «разрушая» ее привычный ход и побуждая детей использовать в игре предметы-заместители.
Возможность использовать предметы-заместители значительно расширила игровые возможности детей. Дети стали использовать принцип заместителей при разыгрывании сказочных сюжетов в настольном театре. Можно ли инсценировать сказку (к примеру, «Колобок»), если отсутствуют необходимые куклы? Оказывается, можно. В роли куклы-Колобка выступит яблоко, в роли медведя - большая коричневая коробка из-под обуви, поставленная на торец, и т.д.
В результате «упражнений» с предметами-заместителями в игре детей появилось более динамичное развертывание сюжета, возникновение развернутого ролевого диалога с воображаемым предметом или с партнером, «выстраивание» сложных отношений между предметами-заместителями.
Когда ребенок использует предметы-заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся не только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Ирина ТОКМАКОВА

Ложка - это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка.
У кошки шесть котят.

Тряпка - это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка.
Оделся - и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово «Плим».
Я повторяю снова:
«Плим, плим, плим!»

Вот прыгает и скачет -
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(Из зарубежного фольклора)

Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает развивающая среда, которая способна стать мощным стимулом его развития.

Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, образовательной программы , ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее.

Согласно закону «Об образовании», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п.4, мы обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64- Дошкольное образование, п.1: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

B 2013 году принят ФГОС, в котором указываются требования к предметно- пространственной среде, где о дним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности среды и игровых материалов, в частности наличие предметов - заместителей.

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие предметы замещают необходимые для игры настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки- заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы - заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.

Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел, из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.


Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.