История флота России. Как, кем и когда создавался военно-морской флот россии

31 декабря 1900 года издатель Суворин сам в своей газете "Новое время" описал грядущий ХХ век: "Резко снизится, и вовсе исчезнет, не позднее 1997 года, преступность; полёт из пушки на Луну станет такой же обыденностью, как и поездка в городском омнибусе; "разве поднял бы Каин руку на брата, имей он уютный дом с тёплым ватерклозетом и возможность соприкоснуться с фонографическим чудом".

Но Суворин вступает в заочную полемику с французским художником и фантастом Робида, который видел ХХ век как столетие войн, нужды, бедствий и лишений.

О том, как видели в 1900 году грядущий ХХ век, рассказывалось в книге "Былой Петербург. Век Модерна" (изд-во "Пушкинский фонд", 2001).

"Наступление XX века заставляло многих размышлять о будущем. Писатели-фантасты строили мрачные прогнозы. Один из них, основательно забытый теперь француз Альбер Робида опубликовал в конце века романы с собственными иллюстрациями: «Двадцатое столетие», «Электрическая жизнь», «Войны в XX веке», которые были переведены на русский язык и изданы в виде одной книги в Петербурге, в типографии братьев Пантелеевых, в 1894 году. В пародийном ключе Робида предрекал многие грядущие великие открытия и зловещие катаклизмы. Он довольно точно угадал дату русской революции и Второй мировой войны (которую у него начинают китайцы), предсказал формы правления такого рода, когда государство получает «право располагать по усмотрению жизнью граждан и устилать землю их трупами», предсказал перенаселение и загрязнённость земного шара, грандиозные электрические катастрофы, когда «свободный ток» вырывается из резервуара и над Европой бушуют мощные электрические бури - нечто, напоминающее Чернобыль.

Другой провидец, писатель Джек Лондон, в своём романе «Железная пята» изобразил чудовищную диктатуру технократической олигархии в США XX века, диктатуру, залившую страну кровью, превратившую большую часть рабочих и фермеров в бесправных рабов. В США этого, к счастью, не произошло, но мы-то знаем о господстве «железной пяты» не понаслышке.

В газетах писали о неимоверном росте городов, предстоящем в недалеком будущем, о том, что в европейских столицах, в Лондоне например, настолько увеличится количество экипажей и лошадей, что города будут завалены навозом.

Многие прогнозы кажутся теперь наивными и смешными, многие, увы, сбылись. В декабре 1900 года владелец петербургской газеты «Новое время» Алексей Суворин поместил в ней собственную статью с язвительными рассуждениями о новом и старом, о декадентстве: «Есть ли разница между новым веком и старым? Одиннадцатилетняя девочка, заспорив с гувернанткой, сказала ей: "Вы меня не понимаете, потому что вы 19-го века, а я 20-го". Дед сказал ей, что она не имеет понятия ни о 19-м, ни о 20-м. "Сто лет разницы",- быстро сказала она ему и убежала.

Человеку свойственно надеяться, и ожиданием перемен к лучшему проникнута статья «Нового времени» под названием «1900 год», помещённая в газете 31 декабря 1900 года:

«Подобно путнику, тяжело взбиравшемуся на крутую и высокую гору, и мы с опозданием на 13 дней поднялись сегодня на вершину XIX века, чтобы сказать ему "прости". Автор считает XIX век веком войн - их было 80 за столетье, которое началось во вторник - день Марса. Грустно читать эти строки сегодня - с высоты всезнанья людей конца XX века, переживших чудовищные войны.

"Отрывок предновогодней статьи в петербургской газете "Новое время" под редакцией А.Суворина.

Лучшие умы Европы строят оптимистические прогнозы о благотворности прогресса и умягчении нравов человечества. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что человечество в ХХ столетии полностью откажется от войн и междоусобных притязаний, силами науки будут побеждены изнурительные болезни, а может быть и сама смерть, права человека и гражданина Российской Империи будут гарантированы мудрым Монархом, из лексикона наших внуков исчезнут отвратительные слова "голод", "проституция", "революция", "насилие".

Резко снизится, и вовсе исчезнет, не позднее 1997 года, преступность в любом своём уродливом лике, на карте мира больше не останется "белых пятен" и неразвитых областей.

Станут возможны все причуды великого мечтателя Жюля Верна - полёт из пушки на Луну станет такой же обыденностью, как и поездка в городском омнибусе. Судите сами, дорогие читатели, разве поднял бы Каин руку на брата, имей он уютный дом с тёплым ватерклозетом и возможность соприкоснуться с фонографическим чудом.

Наши пращуры могут лишь завидовать нам из гробовой сени - они были несчастны, потому что алкали, но не вкусили сладости нового века - века без войн и скорбей, нашим внукам мы с гордостью скажем, сидя перед электрическим камином в 1950 году - "Мы жили у истока великой эпохи благоденствия!"

Французский писатель-скептик Альбер Робида, опубликовал на свои средства в Парижском издательстве "Сосьете" наделавшую шума в кругах "belles lettres", трилогию с собственными иллюстрациями "Двадцатое столетие", "Электрическая жизнь" "Войны в XX веке".С последним произведением парижского паникёра читатель имел удовольствие познакомиться в приложении к "Ниве", за январь 1899 года.

В каждом из трёх романов мсье Робина рисует пастозными красками картину грядущих ужасов, один мазок нелепее другого, на радость разрушительным болтунам-дэкадентам. Вот, изволите видеть:

Война в которой принимает участие все цивилизованные государства,

Тесные чадные города, где люди сплюснуты, наподобие паюсной икры в бочке, где даже метры жилищной площади не принадлежат вам,

Чудовищные спруты- государства, где царствует право тайных канцелярий располагать по усмотрению жизнью граждан и устилать землю их трупами,

Лондон 1965 года, где число экипажей и лошадей достигло такого количества, что население задыхается от миазмов навоза,

Грядущее падение нравов, когда девичья честь считается психической болезнью,

Разнузданный кинизм и повальная продажность всех слоёв населения,

Вакханалия пошлости и своекорыстия,

Материнство и девство, выставленные на торги,

Невиданные прежде болезни,

Эрозии почв, пересыхание морей,

Суррогаты музыки и литературы для одномерных заплывших душевным жиром душ,

И отравляющие газы - что и вовсе невозможно - ведь любой газ, распылённый над армией или гражданским населением, немедленно улетучится в воздух.

Но мы надеемся, что в ХХ веке даже огнестрельное оружие станет служить лишь охотникам да коллекционерам. Посмеемся же над траурной фантазией и скажем:

"Месье Робина, оставьте свои страшные святочные сказки старым нянькам. Грядёт Великий Двадцатый Век и новое вино не наливают в старые мехи. Пусть смертоносные выстрелы века XIX навсегда канут в Лету под жизнерадостные пиршественные клики и бескровную канонаду корковых пробок из бутылок игристых вин!"

Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений, и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он, император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему: «прав был или нет» великий император в своем решении. По мне, совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран. Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо. Самым главным аргументом в подтверждение вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I


Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности, первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Азовские походы 1695 и 1696 годов - военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте (стесненный их полчищами), а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот - один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый. Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся победы над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены» .

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей, 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска при поддержке кораблей флотилии заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна» — прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.


ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

Сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

Защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

Создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

Обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

Обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны
Военно-Морской Флот сегодня является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.


Каспийский флот в Сирии

В 90-е гг. XIX в. Российская империя начала строительство океанского броненосного флота. Главными противниками военное руководство страны всё ещё считало Англию и Германию, но уже начинало внимательно присматриваться к стремительному росту японского флота. В этот период прогресс морской техники и оружия был впечатляющим - росла огневая мощь артиллерии, постоянно совершенствовалось бронирование и, соответственно, росло водоизмещение и размеры эскадренных броненосцев. В этих условиях необходимо было решить, какие корабли нужны Российскому императорскому флоту для защиты интересов страны, чем они будут вооружены и как защищены.

БРОНЕНОСЦЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

После постройки ряда «малостоящих» броненосцев в Морском министерстве решили построить действительно мощный броненосный корабль. Проектирование началось в январе 1888 г. За его основу был взят проект «Императора Александра II», но позднее конструкторы, создавая корабль, стали ориентироваться на германский броненосец «Вёрт». Проектирование было завершено в апреле 1889 г., но управляющий Морского министерства И.А. Шестаков продолжал вносить в проект изменения. Теперь идеалом считался английский «Трафальгар». В июле 1889 г. на «Галерном островке» началась его постройка. Официальная закладка состоялась 19 мая 1890 г. Новый корабль назвали «Наварин».

Спуск на воду состоялся 8 октября 1891 г. Но и во время строительства «правка» проекта продолжалась. В итоге, на нём установили четыре 35-калиберных 305-мм орудия, которые хорошо зарекомендовали себя на черноморских броненосцах. Было решено отказаться от фок-мачты. Конструкторы разместили на «На-варине» аж четыре дымовых трубы. Достройка затянулась на четыре года из-за задержки с поставками вооружения, брони, корабельных систем и механизмов. Зимой работам мешали сильные морозы. Лишь в октябре 1893 г. его перевели для окончания работ в Кронштадт. 10 ноября 1895 г. хоть и без башен главного калибра «Наварин» вышел в море на испытания. Они сопровождались доделками, устранением брака и установкой вооружения. В строй пятый балтийский броненосец вошёл в июне 1896 г. Его отправили в Средиземное море, а потом и на Дальний Восток. 16 марта 1898 г. он прибыл в Порт-Артур и стал флагманским кораблём Тихоокеанской эскадры.


Эскадренный броненосец «Наварин» в «викторианской» окраске. Четыре дымовых трубы и отсутствие фок-мачты придавали кораблю довольно необычный вид


Эскадренный броненосец «Сисой Великий» в белой «средиземноморской» окраске. Эти два корабля стали основой для дальнейших работ по проектированию российских броненосцев

За основу при проектировании шестого балтийского броненосца также первоначально был взят «Император Александр II», но его размеры быстро выросли. При проектировании вновь «оглядывались» на «Трафальгар». В результате, был спроектирован броненосец нового поколения. Эти работы начались в 1890 г., и продолжались до января 1891 г. Строительство началось в июле 1891 г. в эллинге Нового Адмиралтейства. Официальная закладка состоялась 7 мая 1892 г. в присутствии императора Александра III. Корабль назвали «Сисой Великий». Но переделки и улучшения проекта продолжались. Это отражалось на темпах постройки, которая вызывала множество трудностей. Зато он первым из русских броненосцев получил 40-калиберное 305-мм орудие. 20 мая 1894 г. его спустили на воду в присутствии Александра III. Достройка «Сисоя Великого» затянулась ещё на два года, лишь в октябре 1896 г. он начал официальные испытания. Не завершив их, в ноябре 1896 г. броненосец был отправлен в Средиземное море. Международное положение требовало присутствия значительных сил русского флота.

Первое плавание «Сисоя» выявило многочисленные недоделки и брак. 15 марта 1897 г. у острова Крит состоялись учебные артиллерийские стрельбы, и при выстреле из левого кормового 305-мм орудия в башне произошёл взрыв. Крышу башни силой взрыва отбросило на носовой мостик. Погибло 16 человек, 6 были смертельно ранены, 9 получили ранения. Ремонт, исправление повреждений и устранение недоработок проводилось в Тулоне. Работы продлились до декабря 1897 г. После этого «Сисой Великий» был спешно направлен на Дальний Восток, где обострилась обстановка. 16 марта 1898 г. он прибыл в Порт-Артур вместе с «Наварином».

Присутствие двух новейших русских броненосцев позволило без боя защитить интересы нашей страны на Тихом океане. Благодаря «дипломатии броненосцев», Российская империя получила право на аренду крепости Порт-Артур. Оба броненосца принимали активное участие в подавлении боксёрского восстания в Китае в 1900 г. Они находились на рейде крепости Таку, а их десантные роты воевали на берегу. Военное командование решило отремонтировать и модернизировать броненосцы. На Дальнем Востоке у русского флота было несколько баз, но ни одна из них не могла обеспечить полноценный ремонт и модернизацию кораблей.

Тогда в Петербурге решили проводить работы на Балтике. 12 декабря 1901 г. «Наварин» и «Сисой Великий», вместе с «Императором Николаем I», крейсерами «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Корнилов» покинули Порт-Артур. Эти корабли-ветераны составляли основу Тихоокеанской эскадры, их экипажи были самыми опытными. Боевой потенциал эскадры пришлось восстанавливать практически с нуля.Это значительно ослабило наши морские силы на Дальнем Востоке.


«Севастополь», «Полтава» и «Петропавловск» в Восточном бассейне Порт-Артура, 1902 г. Эти три однотипных броненосца составили ядро Тихоокеанской эскадры

ГЛАВНЫЙ КАЛИБР РУССКИХ БРОНЕНОСЦЕВ

В октябре 1891 г. на Обуховском заводе началось проектирование новой 40-калиберной 305-мм пушки. Это было орудие нового поколения оно создавалось под заряды бездымного пороха, не имело цапф и на нём впервые применялся поршневый затвор. Они обеспечивали высокую начальную скорость снаряда, большую дальность стрельбы и лучшую бро-непробиваемость. У них была более высокая скорострельность. Длина ствола 12,2 м, вес орудия с затвором 42,8 т. Первое орудие данного типа прошло испытания в марта 1895 г. Серийное строительство вёл Обуховский завод. С 1895 по 1906 г. именно эти орудия стали основным оружием русских эскадренных броненосцев их устанавливали на кораблях типа «Полтава» и «Бородино», «Ретвиза-не», «Цесаревиче», черноморских броненосцах. Это орудие делало их одними из сильнейших кораблей в мире. На «Наварине» четыре 305-мм орудия дополняли 8х152-мм, 4х75-мм и 14х37-мм орудий. На «Сисое Великом» разместили 6х152-мм, 4х75-мм, 12х47-мм и 14х37-мм орудий. На броненосцах типа «Полтава» конструкторы для среднего калибра (8х152-мм) впервые предусмотрели двухорудийные башни, их дополняли 4х152-мм, 12х47-мм и 28х37-мм орудия. «Ретвизан», помимо 4х305-мм, получил 12х152-мм, 20х75-мм, 24х47-мм и 6х37-мм орудий. На «Цесаревиче» средний калибр (12х152-мм) разместили в башнях, его дополняли 20х75-мм, 20х47-мм и 8х37-мм пушек. На броненосцах типа «Бородино» средний калибр (12х152-мм) также поместили в башнях. Вооружение также дополняли 20х75-мм 20х47-мм, 2х37-мм орудия и 8 пулемётов.

Тем не менее в 1891-1892 гг. началась разработка новой 45-калиберной 254-мм пушки. Её задумали как единую для кораблей, береговых батарей и сухопутных войск. Эта унификация привела к многочисленным недостаткам нового орудия. Длина пушки 11.4 м, поршневой замок весил 400 кг. Вес орудия с замком колебался от22.5 т до 27,6 т. Строительство орудий вёл Обуховский завод. Несмотря на недостатки, его решили устанавливать на броненосцах типа «Пересвет» и броненосцах береговой обороны. Это решение ослабило русский флот. Вновь начался разброд в артсистемах броненосцев, это усложняло обеспечение флота боеприпасами.

СЕРИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ПЕТЕРБУРГСКИХ ВЕРФЯХ

В 1890 г. была принята новая судостроительная программа. В качестве прототипа для новых броненосных кораблей конструкторы использовали проект «Императора Николая I». Но руководство вновь внесло в проект значительные изменения, в них учтывались последние достижения технического прогресса. Корабль вырос в размерах, впервые орудия главного и среднего калибра размещались в башнях. Ряд идей был заимствован из конструкции «Сисоя Великого» (бронирование и т.д.). Было решено заложить серию из трёх кораблей осенью 1891 г. начались работы по их строительству на двух петербургских заводах. Официальная закладка состоялась 7 мая 1892 г. на «Новом Адмиралтействе» заложили «Полтаву», на «Галерном островке» броненосцы «Петропавловск» и «Севастополь». Спуск на воду «Полтавы» состоялся 25 октября 1894 г., через три дня спустили «Петропавловск». «Севастополь» сошёл на воду 20 мая 1895 г. Достройка кораблей затянулась на несколько лет из-за разных причин. Первым на испытания вышел «Петропавловск» (октябрь 1897 г.), Вторым (сентябрь 1898 г.) «Полтава», третьим в октябре 1898 г. «Севастополь». В это время вновь резко обострилась ситуация на Дальнем Востоке и флотское руководство старалось как можно скорее отправить броненосцы на Тихий океан. Первым в Порт-Артур пришёл «Петропавловск» (март 1900 г.). За ним последовали «Полтава» и «Севастополь» (март 1901 г.). Именно эти броненосцы составили основу Тихоокеанской эскадры.


«Пересвет» в Тулоне, ноябрь 1901 г. Броненосцы этого проекта были неудачным компромиссом: от эскадренных броненосцев они отличались слабым вооружением и бронированием, а для крейсеров они имели слишком малую скорость


В 1894 г. руководство Морского министерства решило построить серию «облегчённых броненосцев». Их вооружение и бронирование было решено ослабить, но за счёт этого увеличить скорость и дальность плавания, улучшить мореходность. Планировалось, что они будут действовать как на вражеских коммуникациях, так и вместе с эскадрой. В документах их часто называли «броненосцами-крейсерами». Было решено построить два броненосца один на Балтийском заводе («Пересвет») и один на «Новом Адмиралтействе» («Ослябя»). Их строительство началось осенью 1895 г. Несколько раз обсуждался вопрос о замене 254-мм на 305-мм орудия, но в этом случае срывались сроки готовности кораблей. Официальная закладка броненосцев состоялась 9 ноября 1895 г. 7 мая 1898 г. спустили на воду«Пересвет», а 27 октября «Ослябю». Началась достройка, оснащение и вооружение кораблей, но сроки работ всё равно были сорваны. «Пересвет» вышел на испытания в октябре 1899 г. В то же время военное руководство решило строить третий корабль этого типа «Победа». Рассматривался вопрос даже о четвёртом броненосце, но решение принято не было. Строительство «Победы» началось в мае 1898 г. на Балтийском заводе. Её официальная закладка состоялась 9 февраля 1899 г. 17 мая 1900 г. корабль спустили на воду, а уже в октябре 1901 г. «Победа» вышла на испытания. «Ослябя» достраивался дольше всех и поступил на испытания лишь в 1902 г., но и потом на нём продолжались различные исправления и доделки. Остальные броненосцы уже пришли на Дальний Восток, а «Ослябя» ещё не покидал «Марки-зовой лужи». «Пересвет» прибыл в Порт-Артур в апреле 1902 г. «Победа» приняла участие в торжествах по случаю коронации английского короля Эдуарда VII в мае 1902 г. В июле 1902 г. она участвовала в параде на рейде Ревеля в честь визита германской эскадры. Пришла на Тихий океан она только в июне 1903 г. А «Ослябя»всё ещё находился на Балтике. Лишь в июле 1903 г. он ушёл на Дальний восток вместе с крейсером «Баян». Но в Гибралтаре броненосец задел подводную скалу и повредил корпус. Его поставили в док в Специи для ремонта. После исправления повреждений многострадальный корабль вошёл в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, который не спеша следовал на Дальний Восток.


305-мм и 152-мм орудия на броненосцах типа «Бородино» были размещены в двухорудийных башнях

Недостатки «броненосцев-крейсеров» вызвали много нареканий. Они были устранены на третьей серии балтийских броненосцев. Она стала самой большой за всю историю Российского императорского флота - планировалось построить пять кораблей. За основу был взят проект «Цесаревича». Его переработал инженер-кораблестроитель Д.В. Скворцов. Строить серию планировалось на трёх петербургских заводах. В мае 1899 г. на «Новом Адмиралтействе» начались работы по строительству первого корабля серии. Его официальная закладка состоялась 11 мая 1900 г. в присутствии императора Николая II. Корабль назвали «Бородино». 26 августа 1901 г. головной корабль сошёл на воду. В октябре 1899 г. на «Галерном островке» взялись за второй корабль, который получил имя «Орёл». Он был спущен на воду 6 июля 1902 г. Строительство броненосцев шло ритмично, все возникавшие вопросы решались достаточно оперативно. Началась достройка кораблей - наиболее сложный этап для отечественных заводов. Он растянулся на несколько лет и к началу 1904 г. эти работы всё ещё продолжались. Лишь начало войны с Японией ускорили достройку. На Балтийском заводе, как наиболее крупном и современном российском предприятии, было решено строить три корабля серии. Первым из них стал «Император Александр III», официальная закладка которого состоялась 11 мая 1900 г. 21 июля 1901 г. он был спущен на воду в присутствии императора Николая II. В октябре 1903 г. броненосец вышел на испытания в Финский залив. Сборку второго корабля начали сразу после спуска предыдущего. Такая организация работ позволила сократить стапельный период до 14 месяцев. Официальная закладка «Князя Суворова» прошла 26 августа 1901 г., а уже 12 сентября 1902 г. он был спущен на воду. По темпам достройки он обогнал и «Бородино», и «Орёл». После спуска второго корабля незамедлительно начались работы по строительству третьего - «Славы». Официально он был заложен 19 октября 1902 г., а его спуск на воду состоялся 16 августа 1903 г. Но после начала войны постройку заморозили, и он вошёл в строй лишь в 1905 г. Строительство серии броненосцев типа «Бородино» показало, что отечественные судостроительные заводы в состоянии самостоятельно строить эскадренные броненосцы, но время уже было упущено.


Эскадренный броненосец «Бородино» после вступления в строй. Броненосцы этого проекта составили основу второй Тихоокеанской эскадры


Эскадренный броненосец «Император Александр III» - единственный корабль типа «Бородино», который прошёл полную программу испытаний

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

Убедившись, что отечественные верфи не всегда могут качественно и в оговоренные контрактами сроки построить такие огромные и сложные боевые корабли как эскадренные броненосцы, военное руководство решило часть заказов разместить за рубежом. Военное руководство считало, что это позволит выполнить программу точно в срок и добиться превосходства над японским флотом. Тем временем военное руководство страны приняло программу «для нужд Дальнего Востока». За короткий срок планировалось построить большое количество броненосцев, крейсеров и миноносцев. Заграничные заводы должны были помочь Российской империи сохранить паритет. К сожалению, эти ожидания оправдались лишь в одном случае из двух.Одним из первых заказов стал заказ, размещённый на американской верфи Чарльза Генри Крампа в Филадельфии. Заокеанский промышленник получил контракт на строительство крейсера и эскадренного броненосца общей стоимостью 6,5 млн долл. Проект броненосца «Ретвизан» был разработан на основе чертежей «Пересвета» и «Князя Потёмкина-Таврического». Работы по строительству корабля начались осенью 1898 г. Официальная закладка прошла 17 июля 1899 г. Передовые американские технологии значительно сокращали темпы строительства. Уже 10 октября 1899 г. «Ретвизан» спустили на воду. На испытания броненосец вышел в августе 1901 г. 30 апреля 1902 г. он покинул Америку и пересёк Атлантический океан. На Балтике он успел принять участие в параде на рейде Ревеля в честь визита германской эскадры. В Порт-Артур новейший броненосец прибыл в апреле 1903 г. «Ретвизан» считался лучшим броненосцем Тихоокеанской эскадры.

Второй заказ на строительство эскадренного броненосца получила французская верфь «Форж и Шантье» в Тулоне. Сумма контракта на его строительство превышала 30 млн франков. За основу проекта был взят французский броненосец «Жорегибери», который конструктор Антуан-Жан Амбаль Лагань «подогнал» под требования заказчика. Официальная закладка «Цесаревича» состоялась 26 июля 1899 г. Сначала строительство шло достаточно быстрыми темпами, но часто работы прерывались из-за неотложных дел на других заказах. Корпус спустили на воду 10 февраля 1901 г. А вот при достройке возникли многочисленные проблемы и она, как и на российских верфях, растянулась на несколько лет. Лишь в ноябре 1903 г.«Цесаревич» прибыл в Порт-Артур. Этот опыт показал, что заказ боевых кораблей на иностранных верфях не всегда оправдан, и отечественные заводы могли бы справиться с их постройкой гораздо быстрее.



«Ретвизан» - сильнейший броненосец первой Тихоокеанской эскадры. Филадельфия, 1901 г.

БРОНЕНОСЦЫ В ОГНЕ «МАЛЕНЬКОЙ ПОБЕДОНОСНОЙ ВОЙНЫ»

В конце 1903 начале 1904 г. русское военное руководство, которое неверно оценивало сложившуюся ситуацию на Дальнем Востоке, не предпринимало экстренных мер для спешного усиления эскадры Тихого океана. Оно рассчитывало, что наши морские силы достаточны для обеспечения господства на море и Япония не рискнёт пойти на конфликт. Но переговоры по спорным вопросам были прерваны, и японское руководство собралась решить их с помощью силы. В это время в пути на Дальний Восток находился отряд под командованием контр-адмирала А.А. Вирениуса. В его состав входили броненосец «Ослябя», 3 крейсера, 7 эсминцев и 4 миноносца. С их прибытием в Порт-Артур наши силы получили бы законченный вид: 8 броненосцев, 11 крейсеров 1-го ранга, 7 крейсеров 2-го ранга, 7 канлодок, 2 минных заградителя, 2 минных крейсера, 29 эсминцев, 14 миноносцев. Они базировались в Порт-Артуре и Владивостоке. Но с началом боевых действий в Петербурге приняли решение вернуть корабли отряда Вирениуса на Балтику, а не предпринимать попыток прорыва в Порт-Артур или Владивосток. Японцы, в свою очередь, смогли успешно перевести из Средиземного моря на Дальний Восток два новейших броненосных крейсера, которые значительно усилили их флот. В январе-марте русским руководством не предпринималось никаких реальных мер для ускорения работ по достройке броненосцев типа «Бородино». Всё изменилось лишь после гибели «Петропавловска». Но время было упущено.



«Цесаревич» - флагманский корабль первой Тихоокеанской эскадры

Война со Страной восходящего солнца началась в ночь на 27 января 1904 г., когда несколько отрядов японских миноносцев атаковали русские корабли, которые стояли на внешнем рейде Порт-Артура. Их торпеды попали в сильнейшие корабли эскадры броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич». Они получили серьёзные повреждения, но не погибли, благодаря героическим действиям спасательных партий. Утро 27 января они встретили на прибрежных отмелях у прохода в крепость. В таком виде повреждённые броненосцы приняли участие в первом бое с японским флотом, который подошёл к Порт-Артуру. Нашей ослабленной эскадре помогали огнём береговые батареи крепости, и перестрелка закончилась вничью. В ходе боя незначительные повреждения получили «Петропавловск», «Победа» и «Полтава». После окончания боя эскадра собралась на внутреннем рейде крепости и начала «зализывать раны», лишь «Ретвизан» остался на отмели. Необходимо было срочно устранить повреждения броненосцев, но в Порт-Артуре не было большого дока, его только начинали строить. Русские инженеры нашли выход для ремонта кораблей применяли кессоны. Японцы не сидели сложа руки и в ночь на 11 февраля решили уничтожить «Ретвизан». Для этого они применили брандеры. Но наши моряки отразили их нападение и утопили пять пароходов. Броненосец не получил повреждений, его начали спешно разгружать чтобы снять с мели. Это удалось осуществить лишь 24 февраля в день прибытия в крепость вице-адмирала С.О.Макарова, которого назначили новым командующим эскадрой.


Буксировка одного из кессонов «Цесаревича», Восточный бассейн Порт-Артура, февраль 1904 г. Кессон -деревянный прямоугольник, который позволял частично осушить подводную часть корпуса корабля и провести ремонт. Эта «артурская импровизация» во время войны позволила отремонтировать «Цесаревич», «Ретвизан», «Победу» и «Севастополь»


Пулемёты Максима с «Цесаревича» свозят на береговые укрепления, май 1905 г.

При Макарове эскадра начала активные действия за 35 дней его командования эскадра выходила в море шесть раз, корабли совершали эволюции и манёвры, была начата разведка побережья. В походах эскадры Макаров поднимает свой флаг на «Петропавловске». Ускорилось исправление повреждённых кораблей, начались работы на «Ретвизане» и «Цесаревиче». 8 и 9 марта японский флот попытался обстреливать Порт-Артур, но ему помешал перекидной огонь «Победы» и «Ретвизана». 13 марта во время манёвров «Пересвет» ударил носом в корму «Севастополя» и погнул ему лопасть правого гребного винта, который пришлось чинить с помощью водолазного колокола. 31 марта на внешнем рейде Порт-Артура на японских минах взрывается флагманский броненосец «Петропавловск». На нём погибли: командующий эскадрой, 30 офицеров корабля и штаба, 652 нижних чина и художник-баталист В.В.Верещагин. Это была настоящая катастрофа, она деморализовала русских моряков. Ситуацию усугубил подрыв на мине «Победы», которая приняла 550 т воды, но благополучно вернулась в крепость. Её начали ремонтировать, для этого вновь был применён кессон. Одновременно продолжались работы на «Цесаревиче» и «Ретвизане», исправлялись повреждения «Севастополя». После гибели Макарова эскадра опять перестала выходить в море и стала на бочки в Порт-Артуре.

Японцы воспользовались затишьем и высадили свои войска у Бицзыво. Тем самым они отрезали Порт-Артур от Маньчжурии и блокировали её. Вскоре японские части начали подготовку к штурму. В отражении атак принимали активное участие десантные роты моряков. С кораблей эскадры спешно свозили все пулемёты и десантные пушки. Броненосцы распрощались с частью своей артиллерии, которые начали устанавливать на артурских позициях. К 1 июня корабли эскадры лишились: 19х152-мм, 23х75-мм, 7х47-мм, 46х37-мм, всех пулемётов и 8 прожекторов. Потом наместник приказал готовить эскадру к прорыву во Владивосток, и эти орудия начали спешно возвращать на корабли эскадры. К 9 июня все ремонтные работы на «Победе», «Цесаревиче» и «Ретвизане» были завершены. Корабли приняли на борт уголь, боеприпасы, воду и продовольствие. Утром 10 июня эскадра в полном составе начала покидать крепость. Но из-за траления её выход задержался. В море её встретил японский флот и командующий эскадрой контр-адмирал В.К. Витгефт отказался от боя. Он принял решение отказаться от прорыва и вернуться в Порт-Артур. Так была упущена реальная возможность уйти во Владивосток и начать активные действия. На обратном пути «Севастополь» подорвался на мине, но смог вернуться в крепость.


«Цесаревич» в Циндао, август 1904 г. Хорошо видны повреждения дымовых труб. На первом плане средняя 152-мм башня


Повреждённый «Севастополь», декабрь 1904 г.

Пока с помощью кессона исправляли повреждения «Севастополя», корабли эскадры начали привлекаться к поддержке русских войск. Несколько раз в море выходили «Полтава» и «Ретвизан». Японцы подвезли осадные орудия и с 25 июля начали ежедневные обстрелы Порт-Артура. Было несколько попаданий в «Цесаревич» и «Ретвизан». Контр-адмирала В.К. Витгефта ранило осколком снаряда. 25 июля работы на «Севастополе» закончились, и эскадра вновь стала готовиться к прорыву. Рано утром 28 июля корабли покинули Порт-Артур. В 12.15 началось генеральное сражение, которое получило название бой в Жёлтом море. Несколько часов противники обстреливали друг друга, были попадания, но ни один корабль не затонул. Исход сражения решили два попадания. В 17.20 японский снаряд попал в нижнюю часть фок-мачты «Цесаревича» и осыпал осколками мостик броненосца. Вит-гефт был убит, и эскадра лишилась командования. В 18.05 снаряд попал в нижний мостик, его осколки попали в боевую рубку. Броненосец лишился управления, вышел из строя, описал две циркуляции и прорезал строй русской эскадры. Наши корабли лишились командования, нарушили строй и сбились в кучу. Японцы накрыли их огнём. Ситуацию спас командир броненосца «Ретвизан» капитан 1 ранга Э.Н. Щенснович, который направил свой корабль в сторону японцев. Противник сосредоточил огонь на нём, остальные корабли эскадры получили передышку, перестроились и повернули в Порт-Артур. В этом сражении наиболее пострадали «Ретвизан», «Севастополь» и «Полтава». Повреждённый «Цесаревич» и ещё ряд кораблей ушли в нейтральные порты, где их интернировали и разоружили.

Вернувшиеся в крепость, броненосцы приступили к исправлению повреждений. К началу сентября они были устранены, но на совещании флагманов решили не предпринимать новых попыток прорыва, а усилить орудиями и моряками оборону крепости. 10 августа «Севастополь» выходил в бухту Тахэ для обстрела японских позиций. На обратном пути он вновь подорвался на мине, но смог своим ходом вернуться в Порт-Артур. Это был последний выход броненосца артурской эскадры в море. 19 сентября японцы провели первый обстрел крепости из 280-мм осадных мортир. Каждое такое орудие весило 23 т, оно стреляло снарядом в 200 кг на 7 км. Эти обстрелы стали ежедневными и именно они уничтожили русскую эскадру. Первой жертвой «малышек из Осаки» стала «Полтава». Её расстреляли 22 ноября. После сильного пожара корабль сел на грунт в Западном бассейне крепости. 23 ноября погиб «Ретвизан», 24 ноября - «Победа» и «Пересвет». Лишь «Севастополь» уцелел и вечером 25 ноября вышел из крепости в бухту Белый Волк. Он продолжал обстрелы японских позиций. Его несколько ночей подряд атаковали японские эсминцы, миноносцы и минные катера, но безрезультатно. Броненосец защищали противоторпедные сети и боны. Лишь 3 декабря им удалось повредить броненосец торпедами. Его пришлось посадить кормой на грунт, но он продолжал вести огонь. Последнюю стрельбу главным калибром он провёл 19 декабря. 20 декабря «Севастополь» был затоплен на внешнем рейде Порт-Артура. Крепость была сдана японцам.


Флагман второй Тихоокеанской эскадры - эскадренный броненосец «Князь Суворов» под флагом контр-адмирала З.П. Рожественского

К этому времени на пути в Порт-Артур находилась вторая Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского. Основу её боевой мощи составляли четыре новейших эскадренных броненосца типа «Бородино». Ради их спешной достройки и скорейшего ввода в строй пришлось заморозить работы на пятом корабле серии. К середине лета 1904 г. все работы на них, в целом, были завершены. Отставала лишь готовность «Орла», который 8 мая лёг на грунт в Кронштадте. Броненосцы начали проходить испытания и совершать первые походы по «Маркизовой луже». Из-за спешки военного времени программа испытаний новейших броненосцев была сокращена. Их экипажи прошли лишь краткий курс боевой подготовки и начали готовиться к походу. 1 августа командующий эскадрой поднял свой флаг на флагманском броненосце «Князь Суворов». В неё вошли 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 8 эсминцев и транспорты. 26 сентября на рейде Ревеля состоялся императорский смотр. 2 октября эскадра начала беспримерный поход на Дальний Восток. Им предстояло пройти 18000 миль, преодолеть три океана и шесть морей без российских баз и угольных станций по пути следования. Боевое крещение броненосцы типа «Бородино» приняли в т.н. Гулльском инциденте. Русские корабли в ночь на 9 октября в Северном море обстреляли английских рыбаков, которых приняли за японские миноносцы. Один траулер был потоплен, пять повреждено. Пять броненосцев пошли вокруг Африки, остальные прошли Суэцким каналом. 16 декабря эскадра собралась на Мадагаскаре. За время стоянки в Нусибе к ней присоединился ряд боевых кораблей. Но моральный дух моряков эскадры был подорван новостями о гибели эскадры, сдаче Порт-Артура и «кровавом воскресенье». 3 марта эскадра покинула остров и направилась к берегам Индокитая. Здесь 24 апреля к ней присоединились корабли отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова. Теперь это была значительная сила: 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 9 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, 9 эсминцев и большое количество транспортов. Но корабли были перегружены и сильно изношены тяжелейшим переходом. На 224-й день похода вторая эскадра Тихого океана вошла в Корейский пролив.

В 2.45 14 мая 1905 г. японский вспомогательный крейсер обнаружил в Корейском проливе русскую эскадру и сразу донёс об этом командованию. С этого момента сражение стало неизбежным. Оно началось в 13.49 выстрелом с «Князя Суворова». Началась ожесточённая перестрелка, обе стороны сосредоточили свой огонь на флагманских кораблях. Японцы при накрытии выходили из строя, а русские корабли не маневрировали. Уже через 10 минут после начала канонады «Ослябя» получил значительные повреждения. В носовой части образовались крупные пробоины, возник сильный крен на левый борт, начались пожары. В 14.40 корабль вышел из строя. В 14.50 «Ослябя» перевернулся на левый борт и затонул. Часть его экипажа была спасена миноносцами. В это же время из строя вышел броненосец «Князь Суворов». На нём был перебит рулевой привод, он имел крен на левый борт, на надстройке бушевали многочисленные пожары. Но он продолжал вести огонь по противнику. В 15.20 его атаковали японские эсминцы, но они были отогнаны. Далее эскадру курсом NO23 вёл «Император Александр III». Японцы сосредоточили на нём всю мощь своего огня, и в 15.30 горящий броненосец вышел из строя с креном на левый борт. Вскоре он погасил пожары и вернулся в колонну, которую возглавил «Бородино» Теперь он испытал на себе всю мощь японского огня, но вскоре бой прервался из-за тумана. В 16.45 «Князь Суворов» вновь атаковали эсминцы противника, одна торпеда попала в левый борт. В 17.30 к горящему броненосцу подошёл эскадренный миноносец «Буйный» Ему удалось, несмотря на сильное волнение, снять раненого командующего и ещё 22 человека. На огромном пылающем броненосце ещё оставались моряки, но они решили выполнить свой долг до конца.


Эскадренный броненосец «Ослябя» и броненосцы типа «Бородино». Снимок сделан на стоянке во время перехода на Дальний Восток

В 18.20 бой возобновился. Японцы сосредоточили свой огонь на «Бородино». В 18.30 из колонны вышел «Император Александр III», который через 20 минут перевернулся и затонул. На воде в месте гибели броненосца осталось несколько десятков моряков. Их попытался спасти крейсер «Изумруд», но его отогнал огнём противник. Из экипажа «Императора Александра III» не спаслось ни одного человека. Он стал братской могилой для 29 офицеров и 838 нижних чинов. Русскую эскадру по-прежнему вёл «Бородино». На нём бушевало несколько пожаров, он лишился грот-мачты. В 19.12 одним из последних залпов броненосца «Фудзи» он был накрыт и получил роковое попадание. 305-мм снаряд попал в район первой башни среднего калибра. Попадание вызвало детонацию боеприпасов и броненосец моментально затонул. Из его экипажа спасся лишь 1 человек. На «Бородино» погибли 34 офицера и 831 нижний чин. В это время японские миноносцы атаковали «Князя Суворова». Пылающий флагман отстреливался из последнего 75-мм орудия,но в него попали несколько торпед. Так погиб флагман второй эскадры Тихого океана. Из оставшихся на нём моряков никто не спасся. Погибло 38 офицеров и 887 нижних чинов.


Эскадренные броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий» во время императорского смотра на рейде Ревеля, октябрь 1904 г. Корабли-ветераны также вошли в состав Второй Тихоокеанской эскадры

В дневном бою русская эскадра потерпела поражение были потоплены броненосцы «Ослябя», «Император Александр III», «Бородино», «Князь Суворов» и вспомогательный крейсер, многие корабли получили значительные повреждения. Японцы не потеряли ни одного корабля. Теперь русской эскадре предстояло выдержать атаки многочисленных эсминцев и миноносцев. Эскадра продолжала идти курсом NO23, её вёл «Император Николай I». Отставшие и повреждённые корабли первыми становились жертвами минных атак. Одной из них стал «Наварин». В дневном бою он получил несколько попаданий: броненосец сел носом и имел крен на левый борт, была сбита одна из труб, резко снизилась скорость. Около 22.00 в корму «Нава-рина» попала торпеда. Крен резко вырос, скорость упала до 4 узлов. Около 2 часов ночи в броненосец попало ещё несколько торпед, он перевернулся и затонул. На воде осталось много моряков, но из-за темноты их никто не спасал. Погибло 27 офицеров и 673 нижних чина. Спаслось лишь 3 моряка. «Сисой Великий» ещё днём получил значительные повреждения на нём возник большой пожар, имелся существенный крен на левый борт, ход снизился до 12 узлов. Он отстал от эскадры и самостоятельно отражал атаки миноносцев. Около 23.15 в корму попала торпеда. Корабль перестал управляться, появился сильный крен на правый борт. Моряки завели под пробоину пластырь, но вода продолжала прибывать. Командир направил броненосец к острову Цусима. Здесь его нагнали японские корабли и на «Сисое Великом» подняли сигнал о сдаче. Японцы побывали на корабле, но он уже кренился. Около 10 утра броненосец перевернулся и затонул.

Около 10 часов утра 15 мая остатки русской эскадры оказались окружены основными силами японского флота. В 10.15 они открыли огонь по русским кораблям. В этих условиях контр-адмирал Н.И. Небогатов отдал приказ о спуске Андреевских флагов. Японцам сдались броненосцы «Орёл», «Император Николай I» и два броненосца береговой обороны. В плен попало 2396 человек. Именно этот эпизод стал символом разгрома русского флота при Цусиме.

Флот во время правления Александра I: Вторая Архипелагская экспедиция, русско-шведская война; флот во время начала царствования Николая I; Крымская война; российский флот после Крымской войны

ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I: ВТОРАЯ АРХИПЕЛАГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА

Александр I

Вступив на престол в 1801 году, император Александр I осуществил ряд преобразований в системе государственного управления, создав взамен коллегий министерства. Так в 1802 году было учреждено Министерство морских сил. Коллегия адмиралтейства оставалась в прежнем виде, но подчинялась уже министру. Им стал, проявивший себя в войне с Турцией, образованный и способный адмирал Н. С. Мордвинов.

Однако через три месяца Мордвинова заменили контр-адмиралом П.В.Чичаговым. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» - эти слова из знаменитой басни И.А. Крылова были адресованы именно Чичагову.

Так высказывался о Чичагове другой современник - знаменитый мореплаватель и адмирал Головнин:
«Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал, что кладет основной камень величию русского флота. Испортив всё, что оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением казны, удалился, поселив презрение к флоту оной и чувство глубокого огорчения в моряках».

Тем не менее, военный флот в начале XIX века продолжал оставаться важным инструментом внешней политики Российской империи и был представлен Черноморским и Балтийским флотами, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилиями.

Во время начавшейся в 1804 году войне с Персией (война была выиграна Россией в 1813 году) Каспийская флотилия, основанная еще при Петре I, впервые проявила себя, активно помогая сухопутным русским войскам в борьбе с персами: подвозила припасы, подкрепления, продовольствие; сковывала действия персидских кораблей; участвовала в бомбардировки крепостей. Также корабли флотилии в начале XIX века транспортировали русские экспедиции в Среднюю Азию, защищали торговлю в Каспийском бассейне.

В 1805 году Россия присоединилась к антифранцузской коалиции и, опасаясь союза Турции с Францией, а также появления французского флота в Адриатическом море, решила отправить к Ионическим островам военную эскадру. Выйдя из Кронштадта и прибыв на Корфу и объединившись с уже находящейся там российской эскадрой, объединённая российская эскадра стала насчитывать 10 линейных кораблей, 4 фрегатов, 6 корветов, 7 бригов, 2 шебек, шхуны и 12 канонерских лодок.

21 февраля 1806 года российская эскадра при поддержке местного населения без боя заняла области Бока-ди-Каттаро (Которскую бухту): территорию, которые после Аустерлицкого сражения перешли от Австрии к Франции. Это событие многое значило для Наполеона, Франция лишилась наиболее благоприятного морского пути для пополнения продовольствия и боеприпасов.
Также в 1806 году российской эскадре удалось занять ряд Далматинских островов.

В декабре 1806 года Турция объявила России войну. Выступившая в этой войне в качестве союзника России Англия направила эскадру своего флота в Эгейское море, однако отказалась действовать совместно с русским флотом.

10 марта 1807 года Сенявин занял остров Тенедос, после чего последовали победоносные сражения: Дарданелльское и Афонское. Попытавшись высадить на Тенедос десант, турки потерпели в битве у пролива Дарданеллы поражение и отступили, потеряв 3 корабля. Однако победа была не окончательной: русский флот продолжал блокировать Дарданеллы до сражения у Афонского мыса, произошедшего месяц спустя.

В результате Афонского сражения Османская империя более чем на десятилетие потеряла боеспособный флот и 12 августа согласилась подписать перемирие.

25 июня 1807 года был заключён Тильзитский мир, по которому Россия обязалась уступить Франции Ионические острова. Российская эскадра был вынужден заключить формальное перемирие с турками и уходить из Архипелага, предоставив англичанам продолжать войну. Оставляя Тенедос, русские разрушили там все укрепления. К 14 августа русскими была оставлена область Бока-ди-Каттаро. Русская эскадра покинула регион Адриатического моря.

В начавшейся в 1808 году, в основном из-за политики государств - бывших союзников после заключения Тильзитского мира, войне России со Швецией Балтийский флот на протяжении всей войны (до 1809 года) поддерживал действия нашей сухопутной армии, осуществляя бомбардировки шведских укреплений и десантные операции. Война Россией была выиграна, и по её итогам в состав Российской империи вошла Финляндия на правах Великого княжества.

Однако, несмотря на военные, а также на исследовательские (карты Тихого и Ледовитого океанов запестрели русскими именами и названиями) успехи Российского флота, его состояние до конца правления Александра I все время ухудшалось. Связанно это было с безразличным отношением императора к судьбе флота. Так, при нем серьезно обсуждался вопрос о передаче всего российского флота Англии. К концу правления состояние флота было очень плачевно: большинство годных к военным действиям фрегатов были проданы за границу — в частности, в Испанию; большинство офицеров и команд впало в нужду (так, например, старших офицеров селили иногда по десять человек в одном помещении).

ФЛОТ ВО ВРЕМЯ НАЧАЛА ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I

Николай I

При воцарении Николая I в 1825 году годных к службе в Балтийском флоте было только 5 линейных кораблей (по штату в нем полагалось иметь 27 линейных кораблей и 26 фрегатов), а в Черноморском флоте — 10 из 15 кораблей. Штатная численность личного состава Балтийского и Черноморского флота должна была достигать 90 тыс. человек, но в действительности до штатного числа недоставало 20 тыс. человек. Имущество флота разворовывалось.

В портах торговля всеми принадлежностями флота велась совершенно открыто. Доставка краденого в лавки большими партиями осуществлялась не только ночью, но и днем. Так, например, флигель-адъютант Лазарев, производивший уже в 1826 году расследование по этому поводу, обнаружил в одном Кронштадте в 32 лавках казенных вещей на сумму 85 875 рублей.

Начало царствования императора Николая I ознаменовалось созданием в 1826 году комитета для образования флота. Название как нельзя более отражало положение дел - ведь флота, по сути, уже не было!

Император Николай I, в отличие от своего предшественника и старшего брата, видел в военно-морских силах солидный оплот государства и, кроме того, средство для поддержания своего, историческим путем сложившегося, необходимого влияния на Ближнем Востоке.

Современник Николая I вице-адмирал Меликов об императоре:
«Принимая во внимание, что от сего времени действия морских сил будут необходимы во всякой европейской войне, Его Императорское Величество с самых первых дней своего царствования изволил изъявить непременную волю на счет приведения флота в такое положение, чтобы оный был действительным оплотом государства и мог содействовать всяким предприятиям, к чести и безопасности империи относящимся. К осуществлению этой мысли со стороны государя императора было сделано все, что нужно. Для флота изданы были штаты в размерах, соответственных величию России, и морскому начальству преподаны были все средства к приведению наших морских сил в размеры, предписанные штатами. Бюджет Морского министерства был увеличен более чем вдвое; учебные заведения увеличены в количестве и поставлены на степень совершенства; для обеспечения наших адмиралтейств навсегда в лесном материале назначено было передать в морское ведомство все леса империи; наконец, все предположения морского начальства, которые могли привести к ближайшему исполнению воли Его Величества, всегда были принимаемы во внимание».

Успехи в деле Николая I по возрождению величия российского флота можно было наблюдать уже в 1827 году. Эскадра Балтийского флота посетила Англию, где произвела отличное впечатление. В том же году часть эскадры вошла в Средиземное море и совместно с британской и французской эскадрами выступила против турецкого флота. Решающее сражение произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте. Турецкий флот состоял из 82 судов, тогда как у союзников их было всего 28. Кроме того, турецкий флот занимал гораздо более выгодную позицию.

Однако союзные эскадры действовали слаженно и решительно, меткой стрельбой выводя из строя один турецкий корабль за другим. Турецкий флот был почти полностью истреблен: из 82 судов уцелело лишь 27.

Наварвинское сражение

В начавшейся в следующем году русско-турецкой войне проявил себя уже Черноморский флот. Он содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями.

Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

Война была закончена в сентябре 1829 года полной победой России. Турция потеряла черноморский берег от устья Кубани до мыса св. Николая. К России отходили острова в дельте Дуная. Она получила право прохода судов через Босфор и Дарданеллы. Южный рукав устья становился русской границей. Наконец, заключенный 14 сентября Адрианопольский мир принес свободу Греции, объявленной независимой (оставалось лишь обязательство ежегодного платежа султану в размере 1,5 миллиона пиастров). Греки теперь могли избрать себе государя из любой царствующей в Европе династии, кроме английской, французской и русской.

В начавшейся в 1826 году войне с Персией вновь проявила себя Каспийская флотилия, оказывая серьёзную помощь сухопутным войскам и одерживая победы на море. В феврале 1828 года был заключён мирный договор между Россией и Персией. По нему Россия сохранила права на земли до реки Астары, получила Эриванское и Нахичеваньское ханства. Персия должна была заплатить 20 миллионов рублей контрибуции, а также утратила право содержать флот на Каспии, что частично повторяло соглашение 1813 года.

Еще более укрепилось влияние Российской империи на Османскую после того, как в 1832 году действующий султан, потерпев поражения от своего вассала паши Египта, оставшись без денег и армии, был вынужден обратиться к Российской империи за помощью. Год спустя контр-адмирал Лазарев повел русскую эскадру в Константинополь. Ее прибытие и высаженный на Босфоре четырнадцатитысячный десант положили конец восстанию. Россия же, по заключенному тогда Уинкар-Искелессийскому трактату, получила в лице Турции союзника на случай боевых действий против третьей страны как на суше, так и на море. Турция обязывалась при этом не пропускать военных судов противника через Дарданеллы. Босфор же при всех условиях оставался открытым для русского флота.

Российский флот во время правления Николая I сильно окреп, количество линейных кораблей сильно возросло, порядок и дисциплина во флоте были вновь налажены.

Первый российский параходофрегат «Богатырь». Современная модель.

Стоит также отметить, что, помимо традиционных парусных линейных кораблей, для военного флота стали строить военные пароходы: в 1826 году был построен пароход «Ижора», вооружённый 8 пушками, а в 1836 году со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства был спущен на воду первый параходофрегат «Богатырь», вооружённый 28 пушками.

В итоге к началу Крымской войны в 1853 году Российская империя имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и другие малые суда. Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Хотя российский флот к тому времени и был одним из самых крупных в мире, однако в области пароходостроения Россия сильно отставала от передовых европейских стран.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившиеся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привёл к объявлению 4 октября 1853 Турцией войны России, затем, 15 марта 1854 года, к Турции присоединились Великобритания и Франция. 10 января 1855 года войну Российской империи объявило также Сардинское королевство (Пьемонт).

Россия не была организационно и технически готова к войне. Угрожающие масштабы приобрело техническое отставание российской армии и флота, связанное с коренным техническим перевооружением в середине XIX в. армий Великобритании и Франции, осуществивших Промышленную революцию. Союзники имели значительный перевес по всем типам кораблей, причём паровых линейных кораблей в российском флоте не было вообще. На тот момент английский флот по численности являлся первым в мире, французский был на втором, а русский на третьем месте.

Синопское сражение

Однако 18 ноября 1853 года российская парусная эскадра под командованием вице-адмирала Павла Нахимова разгромила турецкий флот в Синопском сражении. Успешный бой в этом сражении парусного фрегата «Флора» против трех турецких пароходофрегатов говорил о том, что значение парусного флота еще велико. Результат сражения явился основным фактором объявления Франции и Англии войны России. Это сражение также стало последним крупным сражением парусных кораблей.

В августе 1854 российские моряки защитили Петропавловск-Камчатскую крепость, отбив атаку англо-французской эскадры.

Оборона Петропавловской крепости

Основная база Черноморского флота — Севастополь от нападения с моря была защищена сильными береговыми укреплениями. До высадки неприятелей в Крыму укреплений для защиты Севастополя с суши не существовало.

Новые испытания выпали и на долю моряков-балтийцев: им пришлось отражать нападение англо-французского флота, бомбардировавшего укрепления Гангута, крепости Кронштадт, Свеаборг и Ревель, и стремившегося прорваться к столице Российской империи — Петербургу. Однако особенностью военно-морского театра на Балтике являлось то, что из-за мелководья Финского залива крупные вражеские корабли не могли подойти непосредственно к Санкт-Петербургу.

По получении известия о Синопском сражении английская и французская эскадры декабря 1853 года вошли в Чёрное море.

10 апреля 1854 года объединённая англо-французская эскадра обстреляла, в попытке заставить капитулировать, порт и город Одессу. В результате обстрела порт и находящиеся в нём коммерческие суда были сожжены, однако ответный огонь русских береговых батарей не допустил высадки десанта. После обстрела эскадра союзников ушла в море.


Джон Уилсон Кармайкл «Бомбардировка Севастополя»

12 сентября 1854 г. англо-французская армия численностью 62 тыс. человек при 134 орудиях высадилась в Крыму, вблизи Евпатории - Сак, и взяла направление на Севастополь.

Противник двинулся на Севастополь, обошел его с востока и занял удобные бухты (англичане - Балаклавскую, французы - Камышовую). 60-тысячная армия союзников начала осаду города.
Организаторами обороны Севастополя стали адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин.

Противник не решился немедленно штурмовать город и приступил к его осаде, в ходе которой шесть раз подвергал город многодневным бомбардировкам.

На протяжении всей 349-дневной осады особенно напряженная борьба шла за ключевую позицию обороны города - Малахов курган. Взятие его 27 августа французской армией предрешило оставление 28 августа 1855 г. русскими войсками Южной стороны Севастополя. Взорвав все укрепления, батареи и пороховые погреба, они организованно переправились через Севастопольскую бухту на Северную сторону. Севастопольская бухта, место дислокации российского флота, осталась под контролем России.

Хотя война была еще не проиграна и русским войскам удалось нанести ряд поражений турецкой армии и захватить Карс. Однако угроза присоединения к войне Австрии и Пруссии вынудила Россию принять навязанные союзниками условия мира.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский договор, по которому России запрещалось иметь на Черном море военно-морской флот, строить крепости и военно-морские базы.
В ходе войны участникам антироссийской коалиции не удалось добиться всех своих целей, но удалось предотвратить усиление России на Балканах и надолго лишить её Черноморского флота.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

После поражения, российский флот, состоявший в основном из парусных кораблей, начал массово пополняться паровыми военными кораблями первого поколения: броненосцами, мониторами и плавучими батареями. Эти корабли оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжны в открытом море, медлительны и не могли совершать дальние морские походы.

Уже в начале 1860-х годов в Великобритании была заказана первая российская броненосная плавучая батарея «Первенец», по образцу которой в середине 1860-х годов в России были построены броненосные батареи «Не тронь меня» и «Кремль».

Броненосец «Не тронь меня»

В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка «Опыт». В 1869 году был заложен первый броненосец, предназначенный для плавания в открытом море — «Пётр Великий».

Специалистами Морского министерства изучен был опыт постройки в США мониторов системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней. В связи с этим, в марте 1863 года разработана была так называемая «Мониторная кораблестроительная программа», предусматривавшая строительство 11 мониторов для защиты побережья Финского залива и действий в шхерах.
Во время гражданской войны в США Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.

Россия добилась отмены запрета держать военно-морской флот в Чёрном море по Лондонской конвенции 1871 года.

Таким образом началось возрождение Черноморского флота, который смог поучаствовать в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. (26 мая 1877 года минными катерами лейтенантов Шестакова и Дубасова на Дунае был потоплен турецкий монитор «Хивзи Рахман»), а к началу XX века состоял из 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсера, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др. судов.

Продолжалось строительство военных кораблей для Каспийской и Охотской флотилий.

К концу XIX века Балтийский флот имел в своём составе свыше 250 современных кораблей всех классов.

Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе

Также в 1860-х-1870-х годах была проведена реформа военно-морских сил, заключавшаяся как в полном техническом переоснащении флота, так и в изменении условий службы офицеров и нижних чинов.

Ко всему прочему, в России в конце XIX века начались испытания подводных лодок.

В итоге можно сказать, что в течение второй половины XIX в. Россия создала современный по тому времени броненосный флот, который в плане военной мощи вновь оказался на 3-ем месте в мире.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |