Иван Ургант: женщина должна быть смешливой. От кого? От чего? О планах на Новый год

Наверняка ты слышал историю о том, как американский спортсмен Гас Кенуорти привез из Сочи бездомных щенков. Может ли это стать традицией: кого спорт-смены привезут со следующей Олимпиады в Пхенчхане?
Очевидно, что у кого-то его поступок вызовет дикое желание перевезти собачек из корейской деревни, поскольку к ним в Корее отношение несколько другое, чем во всем остальном мире. Вообще, инициатива замечательная! В нашей стране, например, поддержка бездомных домашних животных может даже стать предвыборной кампанией для некоторых кандидатов в Госдуму. Я сам в Пхенчхане никогда не был, но, знаешь, сердобольный человек всегда найдет кого привезти. Может, кто-то жену привезет себе.

Появился новый тип мужчин. Спорносексуал — субъект, помешанный на спортивном теле и реакции на него окружающих(подчеркивает свою неотразимость одеждой, делает эротичные фитселфи). Кого из известных россиян можно назвать спорносексуалом, и приживется ли этот типаж в нашей стране?
Появился такой тип не только мужчин, но и женщин. И что удивительно при этом: национальная валюта опускается, а вместе с ней линия белья и брюк. Все ниже и ниже. Не знаю, что быстрее про-изойдет: обвалится рубль или трусы на очередном человеке, который себя фотографирует. Мы ходим, как пел Высоцкий, «по-над пропастью, по самому по краю». Мне кажется, в нашей стране много людей, которые находятся в хорошей физической форме. И они все как на подбор. Взять хотя бы группу« Чай вдвоем». Ребята никогда не имели ни грамма лишнего жира. Они яркий пример того, как мышцы рук помогают петь. Кровообращение хорошо воздействует на мышцы, которые отвечают за голос.

Кто больше проигрывает от запрета на кружевное белье: женщины или мужчины? Как и почему этот вопрос вообще мог возникнуть и приобрести масштаб всероссийской проблемы?
Проиграют те, кто любит кружевное белье. А его с превеликой радостью надевают женщины и снимают мужчины. Есть и мужчины, которые его любят, но против них законы были приняты чуть раньше. Я не знаю, вступил ли этот запрет в силу, но на всякий случай свое кружевное белье не выкидываю. У нас в стране очень часто проблемы, которые не стоят выеденного яйца, имеют обыкновение приобретать всероссийский масштаб, оттеняя те вещи, которые требуют немедленного решения. Но так уж мы устроены.

Существует интернет-мем — обнимающий дерево певец и актер Джаред Лето. Известно, что от деревьев можно набраться сил. Джаред — яблоня по гороскопу друидов. Но обнимает все время хвойные и выглядит довольно энергичным. Значит ли это — о ужас! — что гороскоп друидов нагло врет? Твое дерево — клен, а к каким деревьям тянет?
Ты вот рассказываешь про деревья, а я вспоминаю, что и меня Джаред Лето обнимал. И я тоже не хвойное. И я его обнимал. Он был несколько раз у меня на программе« Вечерний Ургант». Не могу понять, тянет ли меня к деревьям и, главное, — к каким. Но могу сказать одно: иногда я иду по улице, вижу свет в окнах на первом этаже, и у меня нет-нет да возникает желание постучать в стекло, приглашая всех на прогулку, как в строчках песни(«Старый клен стучит в стекло, приглашая нас с друзьями на прогулку». — Прим. ред.). Видимо, поэтому я клен.

Алексей Ольховой

Закончился сериал« Как я встретил вашу маму». Все ждали ее появления, а оказалось, она…
Не рассказывай! Стой! Молчи! Я еще не смотрел этот сериал, а ты сейчас можешь лишить меня счастливых 20 лет жизни. Остановись!

А вдруг не захочешь смотреть? Концовка-то грустная.
Может, это и неплохо. Когда-то« Друзья» тоже закончились лирично: все ушли из квартиры и оставили ключи на столике. И вот тут-то мне стало понятно, что седьмой герой — это и есть та самая квартира.

Почему так популярен сейчас хештег aftersex?
Ума не приложу! Как говорил герой одного фильма: «Я кушать не могу, думаю все время об этом». До сих пор не понимаю смысла хештегов и как это все происходит. Но все же две вещи, которые меня волнуют больше всего: что произойдет с бюджетом Российской Федерации в 2015 году и хештег aftersex.

Когда-нибудь использовал его?
Периодически ставлю, но, как мне потом говорят люди, которые разбираются, я ставлю хештеги совершенно не в том месте и не по тому поводу.

В этом году на экран вышли сразу два фильма про Ива Сен-Лорана. Один — с актером Пьером Нинэ, второй — с Гаспаром Ульелем, который был у тебя в гостях в «Вечернем Урганте». Чем ты объяснишь такой интерес к личности дизайнера именно в этом году?
Понятия не имею, но в моей жизни был один случай. Мы с женой гуляли по Парижу и вдруг увидели очередь, заинтересовались. Оказалось, в здании, около которого толпились люди, проходила выставка фотографий Эди Слимана(Фотограф и креативный директор Дома Saint Laurent Paris. — Прим. ред.). Но выяснилось, что стоят не на выставку, а в сам дом, потому что два дня в году есть возможность совершенно бесплатно зайти и пройти с экскурсией по тем комнатам, где творил мастер. Так я тоже совершенно случайно стал ближе к Иву Сену.

Понравилось что-то?
Очень интересная планировка.

Как относишься к вещам этого бренда?
Иногда я с удовольствием покупаю — когда разбиваю очередную глиняную свинью, в которую складываю свои сбережения.


Алексей Ольховой

С октября мы вроде бы окончательно живем по зимнему времени. Почему нельзя решить вопрос с переходами и антипереходами раз и навсегда, как с кружевными трусами?
Вот это вообще свойственно нашему государству. Мы почему-то не можем решать раз и навсегда. И готовы, даже спустя 30, 80 лет, возвращаться к тем или иным вопросам. С зимним временем, думаю, это не финальное решение.

На разработку растворяющейся втулки от туалетной бумаги Zewa была потрачена колоссальная сумма. Какова, на твой взгляд, ценность данной инновации? Может ли она, например, снизить число разводов?
В нашей стране я рекордсмен по желанию растворить втулку от туалетной бумаги или по крайней мере спустить ее в канализацию. Многократно сталкивался с этой проблемой, и наконец-то мои молитвы услышаны. Следующий этап — изобретение втулки, которую можно будет заваривать в чай.

Coca-Cola в этом году персонализировала этикетки на бутылках. Какая надпись, по-твоему, заставила бы смести продукт с прилавков?
В нашей стране надо просто ввести санкции против продажи этого напитка, тогда через секунду его не останется.

Себестоимость автомобиля« Лада Гранта» — 55 тысяч рублей. Как можно ездить на машине, которая стоит чуть дороже iPhone 6?
Мне сложно рассуждать о российском автопроме. Честно скажу, давно не садился за руль отечественной машины. Но в свое время, как очень многие, учился водить именно на наших. И очень рад этому обстоятельству. Как никто другой, понимаю разницу между усилием, которое прилагаешь, когда поворачиваешь руль ВАЗ 2106 и 2108. Это принципиально разные усилия. Думаю, что наш автопром ждет какой-то взлет.

Нас очень впечатлила реклама пива« Сибирская корона» с Дэвидом Духовны. Он там балетмейстер, космонавт, Овечкин, Кутиков, Сергей Бодров, географ, глобус пропивший, полярник, пиарщик из «Духlеssа». Кого из тех, кем мы гордимся, не хватает в этом видеоряде и мог бы сыграть Дэвид.
Вопрос, конечно, сложный. Я не всех угадал в этом ролике — не так внимательно смотрел, как ты. Но скажу, что говорит Дэвид с очень милым акцентом. Есть такая замечательная русская актриса Ингеборга Дапкунайте, которая тоже говорит с легким акцентом. Вот бы он ее еще сыграл!

Капкейки, митболы, смузи — еда года. Чем капкейки отличаются от кексов, митболы — от тефтелей, а смузи — от бабушкиного компота?
Вот тут я убежден, что читательницы журнала засмеялись, потому что все прекрасно понимают разницу между смузи и бабушкиным компотом. Совершенно разные вещи! Бабушка, в какой бы энергичной фазе своей жизни она ни была, так перемолоть фрукты и овощи не сможет, даже если сильно замечтается о чем-либо. А вот митболы и фрикадельки — это одно и то же. А разница между капкейками и кексами в том, что если в слове« кекс» заменить одну букву, то получится слово« секс». А если заменить буквы в другом слове, то получится фамилия руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова.

Какую тайну ты бы доверил популярному приложению Secret?
А-а-а! Это анонимные секреты. Есть у меня что поведать. Что-нибудь доброе, веселое про коллег. Не стал бы я рассказывать, что они спят друг с другом, пьяные вываливаются из окон отелей на кинофестивалях и воруют деньги из бюджета. Об этом и так все знают.

Логотип метро Москвы от Артемия Лебедева стоит 1 руб. Достойная цена за работу?
Кто как оценивает. Мне логотип понравился. Хороший, яркий, красивый. И что-то смутно напоминающий. Можно в очередной раз убедиться в многогранности таланта Артемия и пожелать ему новых творческих успехов.

Фото первого ведущего программы« Смак» Андрея Макаревича в студии заменили на портрет Пушкина. Затем музыканта вернули, а ты в «Твиттере» написал, что изображение музыканта тайно снял« впечатлительный рядовой сотрудник программы».
У тебя даже тембр голоса поменялся, когда ты этот вопрос задавала. Мимика на вопросе про Макаревича отличается от той, которая была на вопросе про капкейки…

Не так жизнерадостно? Кто еще может украсить интерьер в «Смаке» или« Вечернем Урганте»?
У нас в «Вечернем Урганте» украшение — люди живые, а в «Смаке» на заляпанных
маслом стенах могут появиться портреты любых выдающихся граждан России.

Курс доллара и цена на нефть стремительно приближаются друг к другу. Что будет, когда они встретятся? Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

16 апреля Ивану Урганту исполняется 40 лет. Журнал «Телепрограмма» решил поздравить любимого телеведущего.

Фото: Первый канал

— Сорок лет, такой возраст…

— Предынфарктный? Возможно. Нельзя об этом не думать. Не нужно врать друг другу.

Нужно заботиться о себе, о своем организме. 40 лет — равно колоноскопия. Чтобы на пыльных тропинках далеких планет остались и ваши следы.

— Вы же знаете, что по примете 40 лет не отмечают?

— А я не знаю, как все это сложится. Несмотря на то что осталось совсем немного времени, «я еще ничего не решил», как говорил герой в фильме « ». А .

— Наше ТВ становится все более политизированным.

— Да ладно! Не перегибайте палку!

— «Вечерний Ургант» как юмористическая программа не уступит место очередному ток-шоу?

— Слушайте, у нас не юмористическая программа. Мы веселые аналитики. За счет чего и держимся. Конечно, честно сказать, даже сам иногда смотрю, когда программа в эфире, думаю: зачем, как бы сейчас хорошо встало какое-нибудь политическое ток-шоу, вроде программы «Время покажет»… Я хочу засыпать на ночь в хорошем, нормальном состоянии, хочу засыпать в тонусе. А не после этих шуточек, когда ты как идиот с улыбочкой лежишь на подушке. Не хочу такого, хочу тонуса, хочу судорогу.


Иван приобщается к современной музыке, изучая вкусы своих дочерей. Фото: Личный архив

— Я знаю, что сейчас снимается ваш проект с Владимиром Познером о Скандинавии.

— Да, он еще продолжает сниматься. Конечно, это проект Владимира Познера… Владимир Познер — главный герой, назовем его Муми-тролль, а я там маленький такой Снусмумрик.

— Снусмумрик тоже был главным героем.

— Убираю. Тогда я Малышка Мю, мой самый любимый персонаж у Туве Янссон.

— Пока растут дочки, вы, видимо, большой знаток современной детской литературы?

— В жизнь мою пришли свиньи. Я понимаю, что мои родственники в Израиле сейчас забудут мое имя, но это так. Младшая дочь увлечена историями про свинку Пеппу. Потому что там есть и папа Свин, и мама Свин, конечно, Пеппа и ее младший брат Джордж, мой любимчик. Джордж — единственный вменяемый человек во всей этой компании, у него нормальное имя и все шансы вырасти во что-то приличное. В общем, мы сейчас активно следим за этими приключениями.

Если хочешь погрузиться в детство — включи диафильмы!

— То есть вы наизусть знаете все книги?

— Там мало литературы. Достаточно выучить, как они внешне выглядят, потому что они яркие персонажи, и знать их по именам. В мирное, безмятежное, довоенное детство старшей из двух младших моих дочерей сейчас ворвался Гарри Поттер. Влетел, как ракета из обращения президента к Федеральному собранию. Так же ярко, неожиданно и цветно. Она читает быстро, проглатывает эти книги. И мне приходится вспоминать. Я, к своему стыду, «Гарри Поттера» не читал. Я начал читать, но был уже не в том возрасте, как мне казалось. Хотя я смотрел все фильмы, и мне они очень нравятся.

— Многие родители любят брать мультфильмы, которые им нравились в детстве, показывать детям, говорить: смотри, какие мультфильмы были правильные.

— Нет. Просто посмотри, где жил я, и посмотри, где живешь ты. И оцени это. Как минимум соберись. Когда-то я сидел и смотрел на натянутой простынке диафильмы… Кстати, дочь у меня диафильмы тоже смотрела. Поверьте мне, хочешь погрузиться в собственное детство — включи диафильмы. Это что-то магическое. Когда в темной комнате на стене появляется фотография или рисунок, под которым что-то написано, это очень интересно. Они, по-моему, чуть ли не до сих пор производятся. Только аппаратики для просмотра поинтереснее стали.

— Сейчас все обсуждают . Вообще надо снимать продолжения?

— Если есть возможность, конечно, надо. Как без «Простоквашино»-то? Сколько мы можем ждать. Посмотрите, как интересно. Там сразу все выяснилось. Там младшая дочка появилась. Ее отчество не совпадает с именем отца. Мать и усом не ведет. Дядя Федор не растет, а дочка появляется. То есть старший ребенок затормозился в развитии. Я хочу видеть еще больше! Хочу армейских друзей отца, например. Мы же выросли на этом мультике, мы хотим еще чего-то оттуда. Я хочу знать, кот Матроскин — оскопленный или нет, меня это волнует. Потому что я провел все детство с оскопленными котами, и у меня с ними язык налажен. С дикими — нет. И я хочу это знать.

— Как ваши дети реагируют на ваши шутки?

— Я бы сказал, они реагируют с интересом. Кстати, если честно, не уверен, что для разных возрастов существуют разные шутки. Как будто вы исключаете, что молодой человек в 15 лет может не смеяться, когда читает «Мастера и Маргариту». Мне кажется, вполне себе может. Ровно так же, как и человек, которому 60, может также смеяться над теми же шутками.

— Дети же понимают, что у них известный папа. Как они с этим живут?

— Я прижигаю это все сразу каленым железом, говорю: не смей! У меня все дети записаны не под моей фамилией. Ну старшей, как говорится, жизнь помогла, а младшие у меня одна — Мартиросян, вторая — Цекало.

— Какую музыку слушают ваши дети? И нравится ли вам эта музыка?

— Мы часто расходимся и спорим. Они слушают, конечно, гораздо больше музыки, чем я. Хотя был период в жизни, когда я слушал гораздо больше. Но дети сейчас вовсю… Бывает очень много хорошей музыки, мы слушаем вместе.

— Получается слушать вместе?

— Да, получается. Садимся и часов шесть слушаем Рахманинова. Потом я встаю, отвязываю их, и они идут, куда они хотят.

— Вы строгий папа?

— Ну как вам сказать… Я добрый папа, но я нервный. Бывает, я могу что-нибудь такое резкое сказать и, конечно, очень себя потом за это виню. Я хочу, чтобы я у детей был таким же, как в рассказе Виктора Голявкина — «Мой добрый папа». Все должны прочитать этот прекрасный рассказ.

— Удается проблемы оставить на работе, не нести домой?

— Так что нести-то? Одну камеру принес, вторую принес. Куда их, солить? Дети разобрали их на части, на Митинском радиорынке стоит младшая дочка, продает линзы. Ну что еще с Первого канала вынесешь? Первый канал тем и славился, что всегда на картоне при помощи бечевки и ниток делал потрясающие вещи.

— Иван, с наступающим днем рождения вас! От всех читателей «Телепрограммы»!

Ты тоже ему ни капельки не завидуешь?

Ты когда-нибудь считал, сколько стоит одна шутка от Ивана Урганта?
Четыре часа шуток, пять – их стоимость мне проще считать, чем одной. Хотя некоторые подходят и говорят: «Иван, мы знаем, вы ведете мероприятия. Нет ли сейчас возможности за три доллара услышать две шутки?» Я никогда не соглашаюсь на это. Если только старенькую. Дело в том, что у меня иногда бывает сейл, когда я устаревшие, известные, уже пошученные отдаю задешево.

Ты, наверное, как полагается, очень мрачный человек в жизни?
Я не могу причислить себя к тем людям, про которых говорят: «Ну конечно, знаем! Так-то он веселый, а на самом деле...» У меня очень веселая семья, очень веселые близкие, даже чересчур веселые, друзья тоже. Мы все очень любим пошутить да посмеяться.

Ну, тебе и годочков-то еще пока… Поговорим лет через двадцать. Ты такой всеобщий любимец, а есть что-то, в чем тебе не позавидуешь? Кроме того, что ты карлик – просто выезжаешь за счет каблуков.
Ты забыл про мой цвет кожи. Я карлик-негр. В других странах люди хотя бы с половиной этих качеств занимают высокие государственные должности, но мне тяжело. Уходит колоссальное количество времени на камуфляж.

Вань, а у тебя есть комплексы? Так, по-честному, по-мужски?
Есть, конечно. И речь идет, как я понимаю, не о комплексах упражнений йоги, которые я делаю каждое утро. Комплексы – это такие страхи, уже зачерствевшие. Я боюсь, что вдруг раз! – и все закончится. У тебя нет такого? Ты не боишься, что у меня все закончится? Страх, что пропадет то прекрасное ощущение, то дело, которое у тебя получается, и это доставляет удовольствие некоторым людям помимо тебя. Самое страшное – что люди потеряют от этого радость. Есть еще более страшный вариант, когда все потеряют, а у тебя, наоборот, она усилится. Во всяком случае, есть примеры, когда человек, упиваясь и наслаждаясь собственным творчеством, не доставляет никому удовольствия, кроме самого себя. Этого я, конечно, опасаюсь. А еще комплексы, касающиеся… я ведь так есть люблю! А потом думаешь – вот вый­дешь ты на пляж, а все скажут: «У-у-у, да ну его». «Отойди отсюда», – скажут. И в такие моменты я сразу начинаю искать телефон, чтобы записаться в фитнес-клуб. И даже минут десять этих поисков как-то успокаивают.

В «Прожекторперисхилтон», самой смешной передаче нашего телевидения, бывает, что и несмешные шутки порой проскакивают. А вы над ними долго сме­етесь, хотя явно понимаете, что не смешно. Не стыдно в эти моменты?
Я никогда не смеюсь, когда мне не смешно. А остальные – идиоты. Что я могу с ними сделать?

А за деньги?
За деньги – с удовольствием. Это меняет все в корне. Меняет приоритеты, юмористические в том числе. Выходят совершенно другие вещи на первый план. Такие, как доб­лесть, честь, совесть. Но внутри программы «Прожекторперисхилтон», несмотря на то что мы получаем деньги за эту программу, мы честны. В жизни бывают моменты, когда ты смеешься из уважения...

На похоронах обычно...
Вспомни себя на приеме у Шкулева. Сколько раз мы слышали твой заливистый хохот из кабинета!

Я и жонглирую в эти моменты!
Но когда никакого уважения к людям не испытываешь, как в ситуации с ведущими «Прожекторперисхилтон», тут, если смешно, смеемся, если нет – то нет.

А кто для тебя идеал в жанре юмора?
Ну, таких людей много. Я не могу назвать идеал, но у меня есть пример. Пример моего папы. Есть пример моего дедушки. Есть ныне живущие замечательные люди, такие как Александр Анатольевич Ширвиндт. Я обожаю людей, которые умеют шутить с серьезным лицом. Из классиков – Вуди Аллен. Гоголь. Безусловно, Жванецкий. Довлатов – трижды безусловно. Это мой кумир. Я довлатоман.

Может, ты сам испытываешь тягу к писательству?
Надо писать тогда, когда ты не можешь не писать. Вот я совершенно спокойно могу не писать, если мы говорим о попытке претендовать на литературу. Писать песенки и шутки – немножко другое. Я слишком люблю литературу. Надо иметь талант или быть абсолютно уверенным, что он у тебя есть. Вот именно поэтому я и не пишу. По этой же причине я не преподаю, хотя поступают предложения проводить мастер-классы. Я отвечаю жестким, категорическим: «Перезвоните мне в четверг, может быть, если будет время, сейчас, к сожалению, не могу говорить, заправляю машину».

Когда ты в последний раз был в метро?
Если от меня не пахнет метрополитеном, это не значит, что я там не был очень давно. Год назад организаторы по ошибке пригласили меня в другой зал, а мероприятие начиналось через полчаса совершенно в другом месте. И я рванул. Мы все недолюбливаем метро из-за некоторых сопутствующих моментов, связанных с запахами, со спящими людьми. Хотя кто не спал? Я спал, причем не внутри метро, а снаружи, потому что метро еще не открылось. И спал на теплых дверях... Вот я сел в последний вагон и углубился в несуществующую книгу. Главное – заставить самого себя поверить, что она есть. Я вспомнил фильм «Люди Икс» и человека, который мог принимать форму окружающих предметов, и старался максимально раствориться. Связано это не с тем, что «ах, лишь бы меня не узнали, ведь еду здесь я, с небосвода упавшая звезда», а с тем, что обычно узнавание сопровождается моментальным переходом на «ты». А я не люб­лю, когда незнакомый человек мне говорит «ты». А если в руке недопитая бутылка пивка и еще крик: «Санек, посмотри сюда!..» Но я сам находился в подобной ситуации, когда был на Олимпиаде и увидел своего кумира, игрока Dream team 1992 года Клайда Дрекслера. И я ничего не мог с собой сделать. Я заплетающимся языком выговорил его имя, что не так просто оказалось, и сказал: «Мистер Дрекслер, здравствуйте!» И он протянул мне свою большую смуглую ладонь, и мне было так приятно!

А как ты откосил от армии?
Выяснилось, что я по состоянию здоровья не очень прохожу. И дело не в том, что я карлик. Я очень хотел служить! Еще мне не исполнилось восемнадцати, а я каждое утро просыпался и спрашивал: «Мама, когда же мне исполнится восемнадцать? Мамочка, скорей бы мне служить, скорей бы в армию! Собери мне вещи». Мама говорит: «Тебе просто в армию или в нашу конкретно, российскую?» – «Именно в нашу. Я хочу какой-нибудь дедовщины! Мам, ударь меня чем-нибудь!» Но судьба отвела меня от этого. Это было такое опустошение внутреннее… Я прихожу на первый медосмотр, и мне говорят: «А вам не надо служить, через месяц приходите и забирайте военный билет». И у меня даже ружье деревянное в руке опустилось, буденовку снял и лошадку уронил, на которой приехал и которую собирался тоже взять с собой служить, потому что хотел служить в конных войсках. И я говорю: «Нет?» – «Нет. Протез надевайте и идите».


Ты такой небритый все время! Почему? Ты хочешь выглядеть взрослее?
Я очень не люблю бриться. Я раньше выбривал себе эспаньолки разные, лет в восемнадцать-девятнадцать, у меня были длинные бакенбарды такие – в общем, я всячески напоминал Росомаху из «Люди Икс». Образ моего бритого лица я называю «поповский сынок» почему-то. Поэтому я такую легкую небритость сохраняю. Мне нравятся несколько вещей, которые не могу себе часто позволить, а именно: не брить бороду и бриться наголо. Я давно этого не делал, но раньше в каждый Новый год, первого января, я сбривал волосы на голове. Это фантастическое ощущение!

Самое экстравагантное проявление женского обожания, которое ты испытывал?
Меня удивила моя жена, которая подарила мне на день рождения барабанную установку. Просто я был единственным человеком, который знал, что мне очень нужна барабанная установка. И это меня повергло в какое-то исступление. Когда через день рождения жена подарила мне бас-гитару, это тоже удивило. Но барабанная установка… Я не думал, что есть на свете человек, который подарит мне на день рождения барабанную установку, и, более того, этот человек окажется женщиной.

Ты был самым смешным мальчиком в классе?

Я был из тех мальчиков, которым казалось, что они очень смешные. Однажды я что-то такое брякнул на уроке биологии, и учительница разбила об мою спину и голову портрет какого-то очень известного биолога в стекле. То ли Вавилов, то ли кто-то. Это произвело впечатление! Это было не столько больно, сколько необычно как-то. Пожалуй, так близко к биологии я не подходил ни до, ни после.

А можно ли научиться шутить?
Я считаю, что ставить себе такую задачу и откликаться на объявления «Курсы юмора и шутки в 204-й комнате, спросите Александра Цекало» не нужно. Нужно читать, смотреть кино, узнавать... И это работает. Тренировать память.

Ты бы согласился выступать на съезде «Единой России»?
Странно выступать на съезде «Единой России», не являясь ее членом. Дело в том, что я человек далекий от политики. Вступая в любую партию, ты должен испытывать непреодолимое желание это сделать и не мыслить существования без этой партии. Как с писательством. В ином случае это называется конъюнктура. Заведомая ложь самому себе и окружающим. Или у этих поступков есть иные причины.

А есть такие мероприятия, которые ты из принципа не согласился бы вести?
Конечно. Например, праздничный концерт, посвященный дню рождения Гитлера.

Так это не ты был, что ли? Цекало, наверное...
Праздничные концерты и народные гулянья по этому поводу, которые стали уже доброй традицией в некоторых регионах нашей страны. Мне кажется, список этих мероприятий понятен интеллигентным, здравомыслящим людям. И перечислять эти акции – воровать время у ваших читателей, которые могли бы уже несколько минут наслаждаться фотографиями обнаженной Анны Старшенбаум.

Ты стал отцом. Ощущение отцовства совпало с твоими ожиданиями?
Я давно хотел стать отцом. Это очень значимое событие, и степень его значимости мне предстоит еще оценить.

Тебе тридцать один сейчас. Что ты понял к этому возрасту, чего не понимал в двадцать один?
За эти годы произошел селекционный отбор в плане знакомств и друзей, этот круг определился, в него добавляются люди. Прошел период, когда я был самым младшим в компании. Пришел период, когда я могу сказать, что некоторым моим друзьям исполнится пятьдесят лет, и это кажется мне сногсшибательно и дико. Стало меньше свободного времени. И еще одно печальное открытие, с которым ты сталкиваешься: скорость жизни стремительно увеличивается. Страшно это понимать. И все говорит о том, что нужно находить время, чтобы играть на ударной установке, которую мне подарила жена!

Хит-лист героя
Любимый писатель: Сергей Довлатов
Любимый фильм: «Трудности перевода»
Любимая группа: Coldplay
Любимая еда: бесплатная
Любимый инструмент: гитара
Любимый город: Санкт-Петербург
Любимый актер: Филип Сеймур Хоффман

Интервью: Александр МАЛЕНКОВ
Фото: Юрий КОЛЬЦОВ
Июнь 2009

В редакции он появился совсем не в том телевизионном образе весельчака и балагура, который в любое время суток, в любой ситуации и любой компании способен парой ироничных шуток мгновенно поднять настроение всем присутствующим. И это понятно: наша съемка пришлась на еще доснежное зимнее утро, хмурое и не особенно бодрое. Любимец страны, самый востребованный ведущий развлекательных телепрограмм, праздников и корпоративов, лучезарный и искрометный герой экрана, открытый и трогательный Ваня Ургант вышел из машины скорее суровым, под стать погоде, громовержцем двухметрового роста.

В нем нет ни пресловутой звездности, ни нарочитого желания «зажечь», обаять и рассмешить. Он вежлив, корректен и очень внимателен к словам - тем, что произносят его собеседники, и еще более - к тем, что каждый раз, отвечая, тщательно выбирает он сам. Шутки в сторону - на самом деле Иван Ургант в жизни способен разговаривать прямо, просто, серьезно. Почти не смущаясь - разве совсем чуть-чуть - собственной искренности, в разговоре непрерывно размышляя, проверяя и слушая себя. Может быть, в этом внимании, в этом внутреннем слухе и есть залог настоящего остроумия, такого желанного для всех и такого редкого дара острого слова?

«ПОШЛОСТЬ - ЭТО ПОПЫТКА ВЫДАТЬ ЧТО-ТО НЕНАСТОЯЩЕЕ ЗА НАСТОЯЩЕЕ. ДЛЯ МЕНЯ ОНА СТОИТ РЯДОМ СО СЛОВОМ «НЕПРАВДА».

Psychologies: Вы работаете в рискованном жанре, где грань между остроумием и пошлостью очень тонка. Что такое, по-вашему, пошлость и как вам удается ее избегать?

Сложно сказать... Эти критерии где-то внутри. Мне кажется, одно из проявлений пошлости - слишком серьезно об этом говорить. Скажем, бранное слово в общественном месте и в присутствии детей - это не пошлость, а просто грубость и невоспитанность. По-моему, пошлость в другом - в попытке выдать что-то ненастоящее за настоящее. В моем внутреннем словаре это слово стоит рядом со словом «неправда». Когда люди говорят неправду, особенно когда высокие, пронзительные мысли и чувства подменяются, вот это и есть, на мой взгляд, пошлость. Я не люблю и когда зашкаливает искренность. Это тоже может быть проявлением пошлости. Есть люди, которые разрывают грудную клетку, достают сердце и протягивают его зрителям, - и понимаешь, что ничего выше этого быть не может. А другой делает все то же, но, кроме ощущения невероятной бессмысленности и неискренности, это ничего не вызывает.

Иными словами, важна мера?

И. У.: Важно прислушиваться к себе, быть с собой в гармонии или хотя бы в согласии. Но я не могу сказать, что доверяю себе во всем. Я скорее человек сомневающийся, недоверчивый, ругающий себя.

Ваша дорога к успеху гладкой не была. Как вы справляетесь с ситуациями сложными, неприятными?

И. У.: Конечно, были моменты, когда мне требовалась поддержка... (Подбирает слова.) Когда измотанная юношеская душа страдала, например, от неразделенной любви или… от неразделенной еды, зарплаты! По-моему, лучший выход - отвлекаться от такого в каком-то деле. А самое плохое - когда замыкаешься в себе. Мир сужается до размеров той беды или проблемы, которая ввергает тебя в уныние, в замкнутое пространство собственных переживаний. И тут главное - напомнить себе, что выход рядом. Надо постараться. Стоит только сделать некоторое усилие над собой, и все будет совсем по-другому. Хотя в такой ситуации часто про это забываешь. Или сам себя не слышишь.

Вам не приходила мысль искать какие-то ответы в психотерапии?

И. У.: В нашей нелегкой действительности психотерапевтами являются наши близкие. А подчас и неблизкие люди. Такой степени доверия между людьми я не встречал ни в Западной Европе, ни в Северной Америке. Мы способны изливать душу постороннему человеку даже вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Чаще всего такое происходит - как это было и в моей жизни - не от желания, чтобы тебя услышали, а чтобы просто выговориться. И действительно становится легче. К сожалению, не всегда рядом находятся люди, которые могут дать хороший совет. Отсюда колоссальное количество изданий с фотографиями женщин и мужчин, которые с радостью протянут руку... где уже лежит хрустальный шар, людям, которые нуждаются в том, чтобы перед кем-то выговориться. Лично я не пойду к какой-нибудь святой целительнице Аксинье. Вероятно, оттого, что в Бога верю… Лучше как-нибудь своими силами. Надо стараться.

И. У.: Достаточно рано. Мама воспитывала меня самостоятельным ребенком. Я уже с шести лет ходил один - сначала в детский сад, потом в школу. Меня оставляли сидеть с младшими сестрами, но я не воспринимал это как повинность. Мама много времени уделяла нашему воспитанию и не перекладывала все бремя ответственности на мои хрупкие плечи.

«МАКСИМАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ БЫВАЕТ ЛИШЬ У БЕЗУМЦЕВ. МНЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОГО-ТО. И ЧТОБЫ ЭТОТ КТО-ТО ЗАВИСЕЛ ОТ МЕНЯ».

За что вы сегодня ей благодарны больше всего?

И. У.: За терпение. Я бы вот себя давно убил, а мама выдержала это непростое испытание - видеть рядом с собой громкого, злобного и наглого усатого мальчика в течение долгого времени. У меня терпения гораздо меньше. Я это точно знаю: мама сохранила уникальный документ - дневник, который она вела, пока я был маленький - с полугода лет до пяти. Такой краткий дневник, который поместился в две тетрадки. Когда мне исполнилось лет 18, мама мне их показала. Читать это было очень трогательно. Это та самая пронзительная трогательность, которой не коснулась никакая пошлость. Потому что мама писала в дневнике только то, что она чувствовала. А потом... Важно - это когда тебе предоставляют возможность принимать решения. Когда чувствуешь себя человеком, от которого что-то зависит. Я ощутил это очень рано, лет с восьми-девяти. Правда, не всегда мне хотелось такой свободы. Скорее хотелось быть ребенком, который просто окружен заботой и лишен необходимости самостоятельно что-то решать. Я много таких детей видел вокруг себя. А мне такую возможность мама не давала. Она настаивала, чтобы какие-то проблемы, неловкие ситуации, в какие попадают обычно все дети, я преодолевал сам. В чем-то она помогала, что-то советовала, но никогда не настаивала и не заставляла.

Сегодня вы тоже родитель. Чего вы больше всего желаете для своей дочери?

И. У.: Я не буду здесь оригинален. Чтобы моя дочь как можно скорее стала самостоятельным человеком и чтобы ей в жизни как можно меньше требовалась помощь окружающих. Чтобы у нее были силы ни от кого не зависеть. От родителей в том числе. Чтобы она была добрым человеком. И умным человеком.

Зависимость от чего-то для вас вообще неприемлема?

И. У.: Все мы в разной степени от чего-то зависим. Максимальная свобода - у безумцев. И не всем такая свобода нужна. Нет, мне хочется быть зависимым от кого-то. И чтобы этот кто-то зависел от меня.

Когда вы поняли, какую семью хотите создать для себя?

И. У.: В детстве у меня не было четкого ощущения семьи. Родители расстались, когда были слишком юны, а мне и год тогда едва исполнился. Поскольку лет до 13 я даже не представлял, как явился на свет, то мама и папа для меня воедино не связывались. Зато у меня были дедушка, бабушка, еще одна бабушка и прабабушка. Я мог поехать туда и сюда, в то время как мои приятели жили в своих квартирах с папой и мамой. И все. Мне это даже нравилось - быть в чем-то не таким, как все. Не вообще другим, а чуть-чуть. Наверное, желание выделяться стало для меня и двигателем в профессии, и в том, как моя жизнь устроена на данный момент.

«ЧУВСТВО ЮМОРА - ЭТО НЕ КОГДА ШУТИШЬ САМ, А КОГДА ТЫ СМЕЕШЬСЯ. И НАДО СТАРАТЬСЯ ЭТО В СЕБЕ КАК-ТО РАЗВИВАТЬ. ЭТО ПОМОГАЕТ!»

Но вы довольно рано захотели создать свою семью - традиционную, «как у всех»: один дом, муж, жена, ребенок…

И. У.: Знаете, я достаточно рано понял, что люблю детей. И что хочу иметь свой дом.

Каким вы его видите в будущем?

И. У.:

Я не люблю строить далекие планы. Мне странно представлять себя обвязанным пледом, сидящим у камина... не в состоянии двинуться. И внуков, которые играют моими ногами, отдельно стоящими рядом! Такого я себе не представляю. Но семья, дом - это, конечно, большой дом. Причем и в прямом смысле большой. Потому что я первую половину своей жизни прожил очень тесно. Единственное, что было большим в нашей квартире, - высота потолков. Да. Семья - это когда с детьми, с любящей и преданной женой. И с некоторым... разумным количеством аккуратных, чистоплотных, хорошо вымытых домашних животных ... которые точно знают, где находится их туалет. Очень важное условие! Это обязательно небольшое число преданных тебе друзей. И большое количество приятелей и знакомых. Которые приходят в гости и имеют возможность за большим круглым столом, обязательно под абажуром, в перерывах между вкусно приготовленными твоими руками блюдами обсуждать судьбы России…

Как точно вы это описываете!

И. У.: Как человек, который только вчера повесил абажур над круглым столом.

Остальное - талант, здоровье, молодость, успех, деньги - у вас уже есть. Вас это радует?

И. У.: Я боюсь частых размышлений о том, что у меня есть, а чего нет. Потому что многих вещей мне когда-то не хватало... Знаете, очень важно, чтобы все в жизни появлялось вовремя. То есть тогда, когда тебе нужно именно это. Мне грех жаловаться на то, что есть в моей жизни. Но я стараюсь не думать об этом часто. Вдруг раз - и все это окажется неправдой! Я хорошо помню, как мне не хватало денег, - очень острое ощущение.

Что бы вы стали делать, если бы завтра у вас их не стало?

И. У.: Я буду искать все возможные способы, чтобы они хоть в какой-то мере, но опять появлялись в моей семье. Это составляющая комфорта, благополучия. Деньги нужны, чтобы о них не думать. Потому что, пока денег не было, я все время о них думал. Ждал: когда же они у меня появятся? Не то чтобы мечты какие-то хотелось реализовать - все было на уровне потребностей. А сейчас я понимаю, что от моих заработков зависит благополучие моей семьи, моих детей, родственников… Тут не до фантазий в стиле «оказаться бы мне на острове да под пальмой»!

То есть все, что вы делаете за деньги, делаете с удовольствием?

И. У.: Да, только степень удовольствия разная. Но пока еще не было такого, чтобы я что-то делал за деньги с явным неудовольствием. За исключением работы грузчиком в 11-м классе. Сегодня я отказываюсь от массы предложений. Но в том, от чего не отказываюсь, я стараюсь участвовать не только как исполнитель, но и как соавтор. Стараюсь, чтобы мне самому просмотр готового продукта хоть пару раз доставил радость. Или по крайней мере не вызвал чувства отторжения и горечи во рту.

Известно, что юмор мы часто используем как защиту от разных жизненных сложностей...

И. У.: Именно! Более того, я настаиваю: юмор и легкость, ирония и смех - это самая лучшая защита и лекарство. Не от всего защитишься иронией, но... надо стараться! Это помогает. Я сочувствую тем, кто не любит смеяться, не любит, когда шутят. Чувство юмора - это ведь не когда шутишь сам, а когда ты смеешься. И это надо стараться в себе как-то развивать. Вот посидите раза четыре с каменным лицом на концертах Жванецкого. Глядишь, на пятый начнете улыбаться - хотя бы в знакомых местах!

И. У.: Конечно! Я бы сказал, человеку любой профессии, а публичной особенно, нужно подтверждение того, что он делает что-то правильное. По крайней мере идет в верном направлении. И делает то, что приносит радость и удовольствие не только ему, но и еще кому-то.

Вам этой душевной отдачи - чувства благодарности и любви в ответ на вашу работу - хватает?

И. У.: Знаете, несколько раз в жизни мне говорили слова, которых я, на мой взгляд, до сих пор не заслуживаю. И мне это было очень приятно. Говорили люди, которых я уважаю и профессионализм которых у меня не вызывает никаких сомнений. Мне кажется, в этих словах есть некий аванс, хотелось бы им соответствовать.

В этом месяце тема нашего «Досье» -

И. У.: Ничего не меняется, не должно меняться! Мужчина сегодня и женщина сегодня - те же, что и вчера. Нельзя отсутствие мужских качеств списывать, скажем, на невероятное развитие каких-то технологий или пластической хирургии. Настоящих мужчин всегда было немного, мне кажется.

Чего же им не хватает?

И. У.: Степени искренности, честности - вот чего не хватает. Многие мужчины в наше время стали не только выглядеть и одеваться как женщины, но и вести себя подчас не по-мужски. Знаете, чтобы проверить, насколько храбрые мужчины живут в стране, совершенно не обязательно ввязываться в третью мировую войну. Мужчине не обязательно разбивать о свою голову кирпич или чинить на кухне водопроводный кран. Но в том, как он относится к женщине, детям, к своей семье, родителям, - в этом и проявляется мужчина. Идеального героя создал режиссер Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит», а исполнил Алексей Баталов. В нашей стране это образ на все времена. Хотя, по-моему, таких людей не бывает. Интеллигентных мужчин, которые работают слесарями и следят за чистотой обуви. Готовы связать судьбу с женщиной с ребенком и при этом могут, если нужно, уйти в запой от чувств... перед этим пожарив шашлыки и защитив юного возлюбленного девушки от хулиганов. Таких нет! Но мне кажется, если каждый из нас будет хотя бы что-то одно из этого списка делать, то уже неплохо. (Вкрадчиво.) Например, уходить в запой.

Вы-то, похоже, ведете здоровый образ жизни...

И. У.: (С некоторой досадой.) Я не могу этого комментировать, потому что и пью, и курю, и ругаюсь матом. Но так незаметно, что у всех возникает ощущение, что я этого не делаю. Я считаю, что странно... и не стоит этого делать в раннем возрасте и в чрезмерных объемах. Но есть люди, которые так изысканно выпивают и так аппетитно курят, что немедленно хочется сделать то же самое! А виртуозное употребление матерных выражений порой окрашивает нашу жизнь в неповторимые тона. Теперь все это поместите в пространство накрытого круглого стола под абажуром - и вы поймете, о чем я говорю.

То есть вы стараетесь жить с аппетитом?

И. У.: Я пытаюсь в себе это культивировать - получать от жизни удовольствие. Не в излишествах дело. Можно получать удовольствие и в однокомнатной или коммунальной квартире. Выкурить на кухне сигарету без фильтра, запив ее дешевым красным вином, - но так, что и ты получишь удовольствие, и окружающие тебя... молдавские рабочие тоже!

Вы как-то сказали: надо стараться всегда быть готовым к тому, что подбросит тебе судьба. Чего бы вам хотелось, чтобы она еще подбросила?

И. У.: Зная, что службы, ответственные за то, что подбрасывает нам судьба, регулярно читают журнал Psychologies, я хотел бы обратиться к ним напрямую. Удивите меня! Я очень люблю приятные сюрпризы.

Личное дело

  • 1978 16 апреля родился в Ленинграде, в семье актера театра и кино Андрея Урганта и актрисы Театра комедии Валерии Киселевой. Родители вскоре расстались, Иван остался с матерью, позже у Валерии Ивановны в ее новом браке родились еще две дочери.
  • 1994 Поступает на актерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства; два года спустя женится на студентке Университета культуры Карине, их брак продлится полгода.
  • 1998 Дебют в кино - в картине «Жестокое время» Максима Пежемского.
  • 1999 Ведущий «Петербургского курьера» на Пятом канале и диджей на Superradio (Санкт-Петербург).
  • 2000 Выпустил альбом собственных песен (продюсер Максим Леонидов).
  • 2001-2002 Ведущий телепрограммы «Бодрое утро» на «MTV Россия», знакомится с журналисткой Татьяной Геворкян, их отношения продлятся около трех лет.
  • 2003 Ведущий шоу «Народный артист» на телеканале «Россия» (в паре с Феклой Толстой).
  • 2004 Ведущий телеигры «Пирамида» на канале «Россия».
  • 2005 «Большая премьера» на Первом канале, роль в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше».
  • 2006 Ведет «Смак» на Первом канале; начинает встречаться с Натальей Кикнадзе, бывшей одноклассницей.
  • 2007 Роль в картине «Он, она и я» Константина Худякова; соведущий в программах «Стенка на стенку» и «Цирк со звездами» на Первом канале; лауреат национальной телепремии ТЭФИ.
  • 2008 Соведущий в программах «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» на Первом канале; документальный фильм «Одноэтажная Америка» на Первом канале (соведущий в паре с Владимиром Познером); роль в фильме Ивана Дыховичного «Европа–Азия» (премьера - февраль 2010-го). 15 мая у Ивана и Натальи родилась дочь Нина.
  • 2009 Участие в съемках фильма «Одноэтажная Франция» (вместе с Владимиром Познером).
  • 2010 Репетирует роль Василькова в спектакле Романа Козака «Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина).

Чем отличается вечерний Иван УРГАНТ от утреннего или дневного? Да особенно ничем! Он идет по жизни легкой, стремительной походкой и всегда в тонусе. У него прекрасное чувство юмора и лукавая улыбка.

Фотография: Николай Зверков

Профессионал с большой буквы, примерный семьянин, человек с безупречной репутацией. И еще очень хороший собеседник!

В аня, ну что, у нашего журнала первый юбилей.

Да, десять лет.

И ты все эти годы с нами.

Да, Вадик, ты понимаешь... Слушай, вот я пытаюсь вспомнить, как это было, когда всё только началось. Ты пришел позже... Я помню, что-то вот такое глянцевое, такое хрустящее, такое приятное. И видишь, как-то всё потихонечку: одно, другое, третье - вот ты уже и возглавил ОК!.

И уже с тобой второе интервью делаю.

Уже второе интервью. Годы летят.

В прошлый раз мы встречались, когда ты только запускал свою программу «Вечерний Ургант», и прошло уже четыре с половиной года. У тебя тогда впервые появился свой рабочий кабинет.

Да, ты смотри, программа по-прежнему выходит в эфир!

Выходит в эфир, и она уже на таких прочных рельсах.

А вопрос ведь не в этом, рельсов в стране много. Вопрос - куда они ведут? Вот иногда мы начинаем задумываться: а куда мы вообще едем? Где вокзал? И конечно, в нашем бизнесе, в телевизионном, важно, кто стрелочник. Я в этой ситуации не стрелочник, я даже не машинист.

И кто же ты?

Ну я такая, наверное, проводница...

Не проводник, а именно проводница?

Ну что проводник? Я никогда не испытывал большого доверия к проводникам, они у меня вызывают какие-то вопросы. Мужчина, который стелет тебе постель, как-то сбивает с мысли, я бы так сказал. А женщина-проводница, она хорошая. Мы же люди, которые проехали по этой стране немало. И вообще, пожалуй, в нашей стране железная дорога остается важнейшим видом транспорта, несмотря на то, что уже изобретены летающие дроны.

Так, а почему ты себя проводницей-то ощущаешь?

Как-то вот чтобы поуютнее, понимаешь? Проводница... она чаек разнесет, «консерву» откроет, подскажет, у какой бабушки лучше купить пирожок. Но, если надо, она и стоп-кран сможет дернуть. Если надо, и в топку уголь бросит.

Скажи, а начальником поезда ты хочешь стать? Куда-то же надо расти.

Ну какая проводница этого не хочет... Понимаешь, за начальника поезда можно выйти замуж любой проводнице. Я вот, если честно, начальником всего поезда (смотря что ты, конечно, под поездом подразумеваешь) становиться не хочу. Я не очень люблю большие должности, звонкие.

Правда?

Честное слово.

Ну ты же никогда не занимал большой должности.

Я знаю одно: это большая ответственность, которую я не то чтобы искал.

Я такой человек, я хочу в какой-то степени иметь возможность оставаться безответственным. А чем больше от меня зависит людей... И так на нашей передаче от меня уже зависит приличное количество людей, а чем больше их от меня зависит, тем в большем стрессе я всё время нахожусь. Ответственность чувствую, не могу я просто так, понимаешь?

При этом ты хочешь быть безответственным. Когда ты можешь позволить себе эту самую безответственность?

Послушай, я могу прийти не вовремя, могу опоздать - ну это малюсенькие такие мелочи. В общем, я человек достаточно безответственный, но всё время думающий об ответственности. Вообще мысли о том, что ты хороший, они ведь не очень успокаивают, да?

А ты часто думаешь о том, какой ты хороший?

Бывает. Всё зависит от того, насколько близко к зеркалу я подхожу. «Мой хороший», - говорю я, глядя на себя в зеркало.

В зеркале ты себе чаще всего нравишься?

Если говорить про внешность - да. Редко можно встретить такого красавца, как я. А вот что касается творческих каких-то вещей, я, конечно, самоед. Самоед, рефлексирующий неврастеник. Переживаю, страдаю и сомневаюсь.

Недавно режиссер Александр Молочников предложил тебе сняться в своем дебютном фильме «Москва».

Пока я в кадр не вошел, это еще ничего не значит. Но если всё сложится, мы с тобой ведь оба будем там сниматься.

Да, я уже готовлюсь к своему актерскому дебюту. Кстати, что ты мне можешь посоветовать как профессионал?

Очень здорово, что именно за актерским советом ты пришел ко мне, потому что ты - журналист, чей вкрадчивый голос проникал в уши девяноста восьми процентов талантливых актеров в этой стране. Конечно, ты сделал несколько правильных вещей и не допустил ошибок: во-первых, ты не стал спрашивать совета у своего брата, во-вторых, ты не стал спрашивать у всех остальных, а в-третьих, ты спрашиваешь совета у меня. Так вот, Вадик, помни: нет ничего непоправимого, ты всегда можешь изъять все копии с помощью суда и сжечь их, если тебе не понравится. Если что, мы надавим административным ресурсом и закроем картину.

Прежде чем картину закрыть, ее надо как минимум снять. Все-таки какой совет ты можешь мне дать?

Никакого совета по поводу актерства. Стоит, наверное, прислушиваться к тому, что говорит тебе режиссер. По крайней мере, я всегда стараюсь это делать. Я не могу похвастаться такой широкой, большой актерской карьерой по некоторым причинам. Одна из которых: я и не искал особенно этой карьеры. Но тем не менее я жду, что найдется какой-то человек, который раскроет во мне этот закрытый, слипшийся бутон, и он распустится. Я верю, что в кино важно очень точное попадание человека в роль. Очень важно точное попадание в персонаж, в фильм, в канву, внутри которой он находится.

У тебя были такие попадания?

Мне кажется, люди, которые смотрят кино и видят меня на экране, всё равно помнят о том, кто я и где я.

А может, и не надо ничего менять?

Возможно, и не надо. У меня нет никакого страшного комплекса актера, потому что я, честно, к этой профессии отношусь очень скептически. Надо любить эту профессию, свято любить и посвящать этому жизнь, всего себя, невзирая на успехи или неудачи, невзирая на востребованность или невостребованность.

Постой, ну ты же все-таки профессиональный актер! Окончил театральную академию в Питере.

Я другое страшно люблю. Мне нравится, когда люди смеются в зале, мне нравится, когда смеются люди, с которыми я беседую, мне нравится создавать радостную, благоприятную атмосферу, чтобы люди вокруг больше улыбались.

Но бывают ситуации, когда, мягко говоря, не до шуток.

Бывают, конечно. Я часто замечал, что любимая профессия является выходом из самого тяжелого состояния. Если ты любишь это дело, то ты всё забываешь, как бы грустно тебе ни было. И в моей жизни были такие ситуации, и это не попытка доказать или опровергнуть фразу, что сцена лечит. Когда занимаешься делом, связанным с творчеством, ты не можешь стоять и думать о том, что всё плохо, не можешь думать: «Ну как же так, взяли и увезли машину на штрафстоянку, а я вам должен сейчас что-то рассказывать». Ты забываешь об этом в ту же секунду, как выходишь на сцену или на съемочную площадку.

Гораздо страшнее, когда не то что шутить не хочется, а когда смеяться не хочется.

Согласен.

Что должно произойти, чтобы совсем было не смешно? У меня нет ответа. Знаешь, например, однажды на поминках человек, сидевший рядом, спросил: «Ваня, ну серьезно, а чего ты такой грустный?!» Нас вообще, Вадик, окружает абсурд. Вот первый самый большой абсурд: у тебя голос тише, чем у меня, в двадцать раз.

Так…

А диктофон ты мне засовываешь в рот, а не себе. Вот это абсурд, понимаешь? Как это можно объяснить? Я уже его практически нёбом чувствую.

Люди, называющие себя психологами, объясняют смех на похоронах желанием защититься от происходящего. Да, может быть, если есть возможность защищаться, надо защищаться любыми возможными способами. У меня есть несколько товарищей, которые стали для меня примером неиссякаемого оптимизма. И мама у меня была такая. Мама прожила тяжелейшую жизнь, и я не мог объяснить себе, и до сих пор не могу объяснить этого, - я никогда не видел маму в плохом настроении. Я же сам балансирую между чудовищной апатией и унынием, в которые могу свалиться в одну секунду, накрутив себе в голове миллионы вариантов и схем, и единственный способ оттуда себя достать - попытка на всё смотреть более-менее несерьезно. Иногда это получается, иногда не получается. И я не тот человек, который скажет: «Вот пришло горе в твою семью - посмотри под другим углом на это! Не надо, не унывай! Всё хорошо!» Я совсем не такой.

Семья, я так понимаю, твой тыл, где ты можешь отпустить себя и расслабиться.

Моя семья... Не то чтобы я приходил домой, надевал валенки, забирался под печку и просил, чтобы мне туда сырники закатывали. Такого нет. Я могу тебе сказать, в жизни, в семье я практически ничем не отличаюсь от того человека, который находится на сцене или на телеэкране. Я не могу себе позволить многого в семье, я не могу сидеть, надувшись как мышь, обидевшись на всех.

А мне кажется, сегодня ты можешь себе позволить всё - и в жизни, и на экране.

Экран и так увеличивает, а если еще надуваться как мышь на крупу, то не каждая диагональ сможет вместить мое лицо. А что касается дома... Конечно, друзья, товарищи, семья, жена, дети, родители - ну для кого это не тыл? Ну, Вадик, не тебе же говорить о противоположном. Конечно, это есть, и это самое главное. Что может быть важнее семьи, детей? Не знаю. Сначала дети, семья, а уже потом идут золотые часы и внедорожники.

Ваня, ты, конечно, абсолютный трудоголик. Ты вообще успеваешь следить за тем, как растут дети, или всё только со слов твоей жены Наташи?

Конечно, бывает стыдно в тот момент, когда я прихожу домой поздно вечером и понимаю, что я, например, не видел одну из дочек последние два дня. Потому что она рано встает в школу - я еще сплю, а когда она возвращается - я на работе. Конечно, мне страшно не хватает этого общения и хочется себя изменить. Но есть какие-то вещи, которые я могу изменить, а есть вещи, которые я изменить не в силах. Безусловно, я слежу за развитием детей не только по рассказам моей жены. Как-то мы всё успеваем. Но я помню времена, когда работы не было, до сих пор помню это ощущение.

Представляю себе...

Я это очень хорошо помню... Грустно это было, Вадик, грустно.

Помню, когда в конце 80-х – начале 90-х у родителей работы не было, помню, как мы жили. С другой стороны, думаешь: ну что, мы тогда были менее счастливы? Нет. А у меня самого не было работы до приезда в Москву - здесь всё уже пошло по накатанной. Сегодня я уже научился отказываться, научился говорить нет.

Ты знаешь, самое важное - не научиться отказываться, а не переживать, если ты вдруг сидишь дома и понимаешь, что тебе никуда не надо бежать. Или, сидя в отпуске на каком-нибудь пляже, через четыре дня не думать: «Боже мой, я ничего не произвожу уже четыре дня!» Вот это самое главное. Я вообще очень люблю свою работу, ничего не могу с этим поделать. Надеюсь, что это видно.

Видно, Ваня, видно. Послушай, ты говоришь про пляж. А вокруг столько отдыхающих, которые наблюдают за тобой. Скажи, есть какой-то уголок на свете, где тебя не узнают?

Послушай, это вопрос телевидения и интернета, и я далек от того, чтобы прятаться под листом лопуха, только бы никто меня не увидел. Знаешь, я тешу себя той мыслью, что, когда я выхожу в узких плавочках на побережье, все оборачиваются не потому, что они видели меня по телевизору, а просто потому, что я идеально сложен. СложЁн или слОжен?

СложЁн и слОжен одновременно.

Да. Потом я вижу собственную тень и понимаю, что это не до конца так, что, наверное, тут где-то есть представители стран, которые входят в зону вещания Первого канала.

А тебе важно, чтобы были именно узкие плавки?

Как можно уже... Знаешь, я до сих пор вспоминаю - это был мой первый детский шок, - когда на побережье Финского залива, где мы любили отдыхать, появлялись мужчины с такими закатанными плавками в себя. Они очень искусно этим умением овладели. Если честно, я особо за пляжной модой не слежу, мне главное, чтобы не сваливалось. А потом, я очень люблю время года такое, когда солнечно и при этом свежо.

То есть не жарко.

То есть не жарко. Это старость, наверное, Вадик. Я думаю, я всю свою жару уже прошел. Я прошел все Израили, Америки, пустыни, пятидесятиградусную жару и всё-всё-всё. Мы вот лето с семьей провели в Юрмале - ни одного знакомого человека. Чудно, как будто на не-обитаемом острове.

Где же это вы такое место в Юрмале нашли, чтобы ни одного знакомого?​

Это я в сарай забился там и накрылся шифером. А вообще мы ездим и на Балтийское побережье, и на даче бываем, и в Италии - я люблю эту старушку Европу. Летом у нас есть традиция ездить в Стокгольм, стараемся выбираться на два-три дня.

Вдвоем с женой?

И с женой, и с детьми, и с друзьями. Я очень люблю Стокгольм. Казалось бы, вот что мне любить шведов-то? А я к ним как-то проникся. Они все очень приятные ребята. Я вообще людей люблю. Вот знаешь, Вадим, как-то к ним ко всем хорошо отношусь. Пока меня человек лыжной палкой не ударит, я к нему хорошо отношусь.

И часто тебя лыжной палкой ударяют?

Знаешь, бывает. Ну они же не со зла. И я зла ни на кого не держу.

Ты броней обзавелся со временем, или так было всегда?

Ну я где-то тихонечко переживаю, но не так, чтобы об этом со страниц глянца рассказывать. Поэтому я к людям очень положительно, позитивно отношусь. Не то чтобы я был такой замкнутый и находил свое пристанище в обществе домашних животных.

Мне кажется, рядом с тобой людям хочется быть позитивными.

Возможно. Был, правда, долгий период, который меня нервировал. Не раздражал, а именно нервировал. Когда мне незнакомые люди говорили «ты». И это было невероятно просто объяснить: мы, люди, которые появляются на телевидении постоянно, стали для них друзьями, знакомыми, ничего в этом страшного нет. А сейчас уже стали говорить «вы» - видимо, возраст уже пришел.

Говорят «Вы, Иван Андреевич»?

Некоторые - да. Иногда мне даже хочется им сказать: «Да вы что, ребята, это же я, Ванька!»

А ты себя Ванькой продолжаешь ощущать?

Конечно. Ну какой я Иван Андреевич? Посмотри ты на меня, Вадик.

И ты еще говоришь, старость пришла!

Судя по тому, что подросло уже несколько поколений, а я-то думал, что все вокруг мои ровесники...

Скажи, с отцом у вас близкие отношения?

С отцом у нас... Я бы так сказал: отношения доверительные. Самые близкие отношения у меня были с отцом, когда мне это было нужно больше всего. Ему тогда было столько лет, сколько мне сейчас, а мне было пятнадцать-шестнадцать. Это длилось буквально два года, и это была прямо сказка. Мы испытывали друг к другу невероятный интерес, я от него питался и набирался. А сейчас ноябрь - пожалуйста, шестьдесят лет исполняется Андрею Львовичу, и все говорят: «Да ладно, смотри-ка, шестьдесят лет, какой молодой папа!» И тогда говорили «Да ладно, смотри-ка, тридцать восемь лет, какой молодой папа!» Так что он всегда молодым папой будет. Он же меня родил, когда ему было одиннадцать с небольшим.

Ваня, я часто смотрю «Вечерний Ургант». Так приятно, что ты о нас с Игорем не забываешь. Однажды даже песню про нас в эфире спел.

Песню спел, да. Ты, Вадик, человек глубокой внутренней культуры. Ты понимаешь, что я этой песней не обидеть тебя хочу, это же самое важное. Ведь многие люди думают, что если я что-то про них говорю смешное, то я обязательно хочу их уколоть, поддеть, побольнее им сделать. Но это же совсем не так.

А с женитьбой Безрукова какая была чудесная история! Мне даже люди потом писали, что Ургант меня в эфире назвал «Вадик-Могила», мол, Серёжа со мной по-дружески поделился информацией о свадьбе, а я ее в журнале опубликовал.

Вадик, мне приятно, что ты следишь за тем, что делаю я, потому что я очень внимательно слежу за тем, что делаешь ты. Я вообще стараюсь следить за тем, что делают люди вокруг, - мы же с тобой во всём находим поводы. Ты ищешь поводы для своих интервью, а я для того, чтобы весело рассказывать о чем-то с экрана. И в связи с тем, что я нахожусь на большом расстоянии, ударить меня, по крайней мере в первую секунду, не представится возможным.

Ваня, а для чего ты придумал Гришу Урганта? В чем прикол?

Никакой это не прикол. Прикол - это что-то очень кратковременное. А проект «Гриша Ургант» - это то, что радует меня изнутри, мне нравится стоять на сцене, петь песни и обнаруживать, что эти песни интересны еще кому-то. Мне всегда нравились усы, папа когда-то носил усы, дед, а сейчас эта мода возвращается.

Я подумал, что будет странно, если я вдруг выйду на сцену с усами и начну на полном серьезе петь песни. Ну что это такое будет? И все скажут: «Ну зачем это?» Поэтому я решил выступать вот так, став Гришей Ургантом. А потом, у меня есть товарищ Гриша, первая песня была написана как раз у него на даче. У нас был такой творческий союз: я пел песню, а он владел дачей, на которой я пел эту песню.

Вот мы и решили придумать группу «Гриша Ургант». Так всё и завертелось.

Извини, а усы-то зачем тебе накладные?

Накладные? Вадим, а вот об этом я тебе не могу рассказать. Я тебе так скажу: есть крем один гормональный, быстродействующий. Но больше ничего рассказывать не буду.

Ты уже много лет ведешь программу «Смак». Сам-то готовить любишь?

Очень. С годами я стал понимать, что всё больше и больше времени и внимания уделяю еде. Я люблю еду, люблю готовить, люблю кухню, люблю кухонную утварь, люблю на кухне быть, люблю, когда люди сидят на кухне, люблю, когда люди сидят и едят вместе. Мы иногда на даче с друзьями собираемся - я очень люблю принимать гостей. Я люблю, когда моя жена готовит, я ей помогаю, иногда что-то готовлю сам, правда, гораздо реже. Мне очень нравится вот этот процесс: сесть, налить бокал вина, о чем-то говорить, когда не надо никуда уходить, когда тебя окружают любимые и любящие тебя люди. Это, как мне кажется, энергетически очень важный момент. Я не мистик, но я прекрасно понимаю, что степень теплоты разговора несоизмеримо выше, когда ты сидишь дома, чем когда ты сидишь в той же компании, но на столе на шесте танцует немолодая женщина.

Ты про еду так аппетитно говоришь. Я вот совершенно не гурман, но…

Вадим, у меня ощущение, что ты последний раз ел в 1992 году.

Я мало ем, это правда. Скажи, какие вещи ты смакуешь больше всего в жизни?

Все мы, мне кажется, одинаковые. Вот что вообще такое - «смаковать»? Смаковать - растягивать удовольствие. Когда ты читаешь какую-нибудь интересную книгу, уже на четвертой странице понимаешь, что она фантастическая, понимаешь, что таких еще страниц семьсот. И вот ты откладываешь чтение, чтобы потом найти место поуютнее и засесть с этой книгой. И такое бывает. Я люблю смаковать хорошие фильмы, люблю смаковать общение с людьми приятными. Я совершенно не одиночка по натуре.

А ты спорт любишь? Я, например, не могу представить тебя на футбольном поле.

Потому что я сейчас не в спортивных трусах, а на спине не написано «Кержаков»? Но представь, что это всё есть сейчас на мне, и вот я уже на футбольном поле. А если честно, в последний раз в футбол я играл в детстве, не очень его люблю, мне ближе скорее баскетбол. Я и смотреть баскетбол люблю, и читать про баскетбол люблю, и даже играть немного люблю.

Ваня, где бы ты ни находился, ты обязательно в центре внимания. Так было всегда?

Мне это всегда было приятно, со школы. Да и в детском саду мне это нравилось. В школе нравилось выкрикивать что-то смешное для одноклассников и оскорбительное для предмета, который мы в данный момент изучали. Меня часто выгоняли из класса за то, что я паясничал.

Природа у тебя такая?

Мне хотелось паясничать, поржать мне хотелось со всеми. Из-за этого много пробелов у меня в образовании, которые сейчас хотелось бы восполнить. Мне, например, хочется побольше разбираться в истории изобразительного искусства, истории мировой художественной культуры - мне вот сейчас это интересно, а тогда было наплевать. Недавно мы с Наташей были в Русском музее, где нам показали невероятного Малевича, Филонова, и это вызвало во мне эмоцию.

Конечно, я на все линейки хожу. На ее спектакли, которые ставят в школе. Недавно была такая история: им задали выучить стихотворение про осень. Я дал Нине прочитать текст песни Шевчука «Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами...». А у нее феноменальная память, она это стихотворение выучила в одну секунду. Ночью я проснулся в ужасе, подумал, зачем я ребенка в это втягиваю. Все в классе будут читать «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало...», а она у меня - Шевчука. С утра вскакиваю, а дочка уже ушла. Говорю Наташе, мол, что же делать, а она: «Ты не волнуйся, мы уже всё поменяли».

У Нины чей характер? Твой или Наташин?

Характер нашей дочки очень быстро меняется. Дети растут невероятно быстро - и внешне, и внутренне. Нине в мае будет только девять, а она уже такая, каким я был лет в одиннадцать-двенадцать. Что-то ей досталось от меня, что-то досталось от Наташи. Посмотрим, характер все-таки сформируется чуть позже. Но похохотать она любит, это важно. И поесть тоже любит, это тоже для меня важно.

Я Наташу не очень хорошо знаю, но мне кажется, она весьма серьезная девушка.

Ты так говоришь, наверное, оттого, что и правда плохо знаешь Наташу. Она про тебя тоже знаешь что рассказывает, и тоже не всё правда. Я могу сказать, что Наташа является абсолютным воплощением знаменитой фразы Жванецкого: «Из жен надо выбирать веселых, из веселых - умных, из умных - нежных, из нежных - верных. И терпеливых». Ну как можно сказать лучше? Вот всё это есть в Наташе.

И более веселого человека, чем Наташа, невозможно встретить. Я вообще не могу представить рядом с собой другую женщину.

Отлично! Нину, как я понимаю, вы назвали в честь твоей бабушки.

Это было очень смешно. Мне всегда нравилось это имя и сочетание - «Нина Ургант». Я не думал тем самым сделать бабушке приятно, назвав свою дочь в ее честь. Мы просто назвали дочь именем, которое нам нравилось, а бабушка во всех интервью начала рассказывать, что девочку назвали в честь нее и как она счастлива и горда. Мы с Наташей переглядывались и думали: ну с чего же она так решила? А потом прошло время, и я подумал: а почему, действительно, я не мог назвать дочку в честь бабушки Нины? Так всё и совпало. Просто бабушка это поняла чуть раньше, чем мы.

Ваня, скажи, почему говорят, что люди, которые часто шутят на публике, в обычной жизни очень угрюмые? В тебе вообще есть эта угрюмость?

Ну не мне же об этом судить. Может, у меня ощущение, что я такой веселый, фонтанирующий паяц, а на самом деле я закрывшийся моллюск в раковине. Не знаю. Конечно, иногда бывает желание посидеть в тишине, отдохнуть от звука собственного голоса. Правда, возникает такое желание.

Просто от большинства людей подобной профессии ждут того же, что видят на экране, на сцене. И когда в первую же секунду этого не происходит, тут же человека записывают в молчуны.

Ты, мне кажется, сполна оправдываешь надежды тех, кто от тебя ждет шуток.

Да, послушай, я вот сейчас даю тебе интервью и сдерживаю себя - ноги-то танцуют под столом! Ноги-то танцуют, душа рвется, понимаешь! И я думаю: скорее бы мы с тобой закончили, взялись бы с тобой за руки и побежали бы с тобой по Столешникову переулку, распевая песни. Хочешь?

Конечно, я давно жду этого момента.

Побежали, Вадик, побежали скорее! Бежим!