Почему ребёнку нужна игра? Компьютерные игры: почему ребенку полезно в них играть.

«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менжерицкая

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки - летать? Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра? Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи. · «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин); · «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев); · «Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте»» Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, а также формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности, воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности - верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам - настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач. Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! » Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем ребенку нужна игра?

«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В.Менжерицкая

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки - летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра?

Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.

· «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин);

· «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев);

· «Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте»»

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, а также формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности, воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности - верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам - настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! »

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.

Все вокруг только и делают, что кричат о вреде компьютерных игр. Видите ли, плохо они воздействуют на неокрепшее сознание детей и подростков. Сразу находится масса ужасающих примеров, когда заигравшиеся в стрелялки подростки убивали своих одноклассников или членов семьи. Но стоп, это ведь совсем запущенные случаи. Ключевое слово во всех этих трагедиях – «заигравшийся». Если же вы контролируете время игры и не даете ребенку переигрывать, можете быть уверены, что с ним такого никогда не произойдет. Более того, игры помогут ему стать смышленее, собраннее, увереннее в себе и … Давайте-ка по порядку.

Все хорошо в меру. Это золотое правило работает и с видеоиграми. В разумных дозах даже агрессивная игра-стрелялка приносит пользу. Разумная доза – это максимум 1,5 часа игры в день, в идеале – от 40 минут до часа. Ваша главная задача - следить не за тем, какие игры выбирает ребенок, а за временем и не давать ему переигрывать. Все многочисленные исследования сходятся в одном: игра до 1,5 часов в день полезна, а более 3-х – однозначно вредна. Плюс превращается в минус, чем дольше ребенок играет. Это очень-очень важно, поэтому под описанием каждого полезного свойства видеоигр вы найдете предупреждение о том, что будет, если ребенок систематически переигрывает. Если же режим соблюдается, компьютерные игры станут отличным упражнением для мозга и стимулом развития важных человеческих качеств. Итак, поехали!

1. Видеоигры – отличная тренировка многозадачности

Современные популярные видеоигры – чрезвычайно детализированный мир. Каждую минуту перед игроком возникают все новые и новые проблемы и задачи совершенно разного масштаба. Ребенку приходится одновременно делать сразу несколько дел: определять приоритетную задачу, постоянно переключаться между ней и менее значимыми проблемами локального характера, при возникновении новых быстро оценивать степень их важности и то, какое время потребуется для их решения и, конечно, их решать. И все это, как правило, надо делать очень и очень быстро!

Если переиграть: все просто – многозадачность превращается в рассеянность и неспособность структурировать деятельность.

2. Видеоигры делают ребенка целеустремленным

По статистике, 80% игрового времени геймер терпит поражение. Завершение задания, переход на следующий уровень, получение артефакта или победа над противником - все это составляет лишь 20 % времени. Казалось бы, если радостных моментов так мало, почему дети продолжают играть в видеоигры? Ответ прост – у них есть цель. Это навязанная игрой цель, от которой нельзя отказаться, ведь единственная возможная форма отказа – перестать играть. Это заставляет игроков быть целеустремленными. Более того, игры учат детей оптимистично смотреть на поставленную цель, верить в успех и не сдаваться. Геймеры всегда уверены в том, что победа возможна, и надо скорее браться за дело.

Если переиграть: виртуальные цели становятся для ребенка важнее реальных. Развивается пассивность, так как игрок привыкает, что цели всегда ставит кто-то другой.

3. Видеоигры учат общаться

Самые популярные игры – это онлайн-игры. В них ребенок играет не один, а со множеством геймеров, и естественно между ними происходит общение. Ребенок постоянно учиться налаживать взаимоотношения, избегать конфликтов и справляться с ними. В 2009 году в результате одного масштабного исследования было установлено, что дети, которые проводят за видеоиграми около часа в день, лучше адаптированы социально, чем те, кто не играет вообще. Эти дети сами отмечали, что всем довольны и думали, что умеют ладить со сверстниками.

Если переиграть: Согласно тому же исследованию, те, кто играл дольше 3х часов в день, демонстрировали прямо противоположные результаты и имели проблемы в живом общении со сверстниками.

4. Видеоигры улучшают концентрацию и внимание

Вам может показаться, что игра – это способ отдохнуть. Ребенок приходит после школы и таким образом расслабляется. Ничего подобного, он просто меняет тип нагрузки, ведь любая игра требует от геймера концентрации и сосредоточения. Уже много раз было доказано, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше и быстрее запоминают информацию и лучше концентрируются. Типичный взрослый человек может концентрировать внимание на 3-4 объектах одновременно, геймер – на 6-7 объектах. Что это дает на практике? Например, меньшую вероятность ошибок по невнимательности при решении школьных задач.

Если переиграть: Нервы ребенка расшатаны, он переутомлен и теряет самоконтроль. Это выражается в раздражительности, криках, гримасничанье, неусидчивости и т.п.

5. Видеоигры воспитывают экспериментаторов

В большинстве популярных компьютерных игр нет правил. Есть цель и задачи, но как ребенку их выполнять, нигде не написано. А значит, ему приходится постигать все опытным путем. Это развивает исследовательские способности, умение сравнивать свои действия и их последствия и на основе этого анализа самостоятельно открывать нормы. Именно этого детям не дает школа, где на все случаи жизни есть четкие правила.

Если переиграть: игровые нормы далеки от «нормальных». Слишком долго действуя в рамках игры, ребенок начинает переносить игровые нормы в жизнь, и у него формируются ложные представления о реальности.

6. Видеоигры развивают чувство ответственности и учат доверять

Онлайн-игры – это полноценные сообщества по интересам. По сути такая игра заключается в постоянном взаимодействии между игроками. Со временем вы заметите, что у ребенка появились онлайн-друзья, точнее онлайн-команда единомышленников. И их так же, как и реальных друзей, нельзя подводить, иначе тебе же будет хуже. Осознание того, что в игре все друг от друга зависят, приходит быстро. Ребенок начинает учиться доверять и полагаться на других, брать на себя ответственность и справляться с тем, за что взялся.

Если переиграть: Чувство ответственности по отношению к интернет-друзьям приобретает нездоровый масштаб. Ребенок боится покинуть игру и тем самым подвести товарищей или стать им ненужным.

3014 2

Елена Золотова
Консультация для родителей «Почему дети играют? Зачем нужна игра?»

Почему играют дети ? Зачем нужна игра ?.

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)

«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании , танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают : без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

Игра – школа общения .

Главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра - школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры –действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей» .

Учите детей играть ! Как часто родители слышат от ребёнка : «Поиграй со мной , ну пожалуйста!» . И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также , внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить» , «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?» . Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит он принял роль.

Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.

Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые . Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.

Тревожные звоночки от прогресса - дети разучиваются играть. Нет, в компьютерные игры могут, телевизор смотреть тоже могут. Этому не трудно научиться, наблюдая за родителями.

Вы же с ними еще и ранним развитием занимаетесь, что бы ничего не упустить. Может, и не нужна эта игра вовсе?

Только играя, ребенок

  • Умнеет. Развивается логика. Только пирамидку сложить чего стоит! Ребенок учится обобщать, планировать, контролировать, развивает внимание, память и воображение.
  • Взрослеет. В игре ребенок лечит, учит, строит. Делает то, что пока ему недоступно в реальной жизни. И очень хочет стать взрослым.
  • Добреет. С партнером можно научиться становиться на позицию другого человека, преодолеть свой эгоцентризм. Взаимодействие в игре подталкивает к развитию взаимопомощи, терпения и честности.
  • Играя, ребенок учится подчиняться правилам, а также эти правила создавать, развивается воля маленького человечка. Кроме того, социальная зрелость, отточенная в развлекательной форме, облегчает путь к школьным успехам. Получить нужный опыт дошкольник может через сюжетно-ролевую игру.

В год и два, пять и три игры разные нужны

В возрасте около 1 года малыш любит повторять движения: размахивать погремушкой, толкать один и тот же предмет, стучать одной штукой о другую, хлопать по чему-либо. Это уже первые шаги к игре. Ценны только те игрушки, которые продемонстрировал взрослый и показал. Что с ними делать. А еще их надо часто менять. Самое важное в игре до года то, что ребенок старается поймать оценку своиз действий от взрослого. Следит, обратите ли вы внимание, обрадуетесь ли, одобрите ли его действия.

Подводные камни. Нечнем играть - ребенок сосет палец, или раскачивается - задерживается развитие.

Предметов слишком много. Ребенок просто перебирает предметы, не успевая поиграть конкретно с какой-то игрушкой.

С 1 года до 3-х лет.

Малыш использует предметы по их назначению. Теперь их набор становится разнообразнее: пирамидки, рамки, вкладыши, матрешки, машинки, кубики, музыкальные инструменты, посуда - все принесет пользу.

Ближе к трем годам ребенок начинает интересоваться мультфильмами, а значит, после просмотра любимого мультфильма, его можно посадить поиграть в игры с персонажами из этого мультика. В этот возрастной период отлично подойдут игры со свинкой Пеппой , которые будут одновременно веселыми и развивающими.

А вот дети до 2 лет познают мир только с вашей помощью. Ведь ребенок осваивает действия только наблюдая за вами. Сначала малыш понимает зачем нужен предмет. Понял, ждет похвалы. Потом оттачивает навык. После переносит действия на другой предмет. Например сначала расчесывает себя. Потом мама, потом куклу, медведя.

Если расческой становиться предмет заместитель - это уже скачок в интеллектуальном развитии. Позже появиться цепочка действий. Куклу кормят, купают, укладывают спать. Самосвал загружают, выгружают, ставят в гараж. Логическая цепочка действий в игре появляется у детей близких к двум годам. Все вышеназванное считаются предметно-орудийным. Высший класс такой игры начать разговор с игрушкой и отвечать от ее имени.

Подводные камни. Ребенок балуется - т.е. у игры нет даже намека на сюжет. У ребенка не возникает желания получить от взрослых оценку своих действий.

От 3 до 7 лет.

Царство сюжетно-ролевой игры. Особого расцвета она достигает в 5-7 лет.

Особенно интересно становится играть в «дочки-матери», «папу и маму». Благо пример в этом случае всегда рядом. Если ваша девочка хочет попробовать себя в роли мамы, вы можете не только купить ей куклу, но и дать поиграть в уход за малышами . Такие игры будут гораздо более интерактивными и интересными, чем обыкновенные куклы.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел, чем занимаются люди разных профессий. Это материал для смены роли, а следовательно, для развития.

Подводные камни. Ребенок играет один в компании детей, продолжает играть без сюжета и роли, остается в позе наблюдателя, проигрываются исключительно сюжеты из фильмов и мультфильмов.

Зная о «подводных камнях» родитель сможет провести своего ребенка мимо них. А еще мамы и папы смогут обучить своих деток любым навыкам, научат соблюдать правила, даже подкорректируют характер. Такое не серьезное на первый взгляд занятие, как игра с детьми, поможет вам завоевать реальный авторитет. Самое главное, вы сможете получить от этого массу удовольствия.