Раскраска икон вырезанных из дерева. Резные иконы из дерева

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

3. клей ПВА,

4. кисточка,

5. шпатель,

6. платок или любая ткань.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали - чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно : отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа - салфетками.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную - обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла - очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Продолжение следует…

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками

Иконы – это изображения святых и апостолов. Издревле их писали специально обученные люди, которые могли строго следовать каноническим предписаниям. Поэтому древние иконы похожи друг на друга по образам.

Но при этом иконописец все же мог внести свою лепту в общий образ. Для этого он пытался воссоздать образ разными техниками. Делались старые иконы на дереве. Материал брали тот, который был распространен в регионе, где писалась икона. Обычно это была липа, но могли использовать сосну или ель. Сами иконописцы редко делали доску для иконы. Они доверяли это дело деревщикам, которые могли выбрать самый крепкий слой древесины, и правильно соединить доски для большой иконы . Впоследствии именно по местам скрепления сегодня можно определить, из какого региона прибыла та или иная икона. Иконы из дерева покрывали грунтом, затем несколько раз мазали горячим клеем. С течением веков технология производства досок совершенствовалась – выполняли чеканку на гербах, чтобы сделать образ более рельефным, золотили изображения. Но самой главной все же оставалась работа иконописца. Рисунок на иконе делали несколько раз, с использованием разных материалов.

Вначале рисовали общий вид иконы, а потом все детали прорисовывались более подробно. После этого золотили необходимые элементы – это могли быть поля, свет, складки одежды. Затем писались одежды, пейзажи, строения. И только в конце писали лик святого. Такая кропотливая работа по созданию икон требовала качественных материалов. Но даже самые натуральные материалы имеют свойство терять свой первоначальный вид со временем. Для того, чтобы обновить икону , наносили новую живопись, а иногда и полностью переписывали икону. Сегодня в такой кропотливой работе нет необходимости – современные материалы позволяют создать не менее качественные варианты икон, и некоторые из них даже могут быть сделаны «под старину». Такие иконы выглядят красиво и качественно.

Чтобы создать икону сегодня, уже не нужно долго выбирать породу дерева, шлифовать доски и искать профессионального мастера по росписи икон. Гораздо быстрее их можно сделать на заказ, если будут устраивать покупателя. Предметы старины пользуются большим спросом у ценителей искусства, но не каждый может позволить себе купить настоящую реликвию. Тогда на помощь приходят мастерские, в которых можно заказать любую икону, которая будет стилизована под старину. Для производства таких икон все также нужно дерево – например, липа. Хотя можно выбрать и другие варианты, которые предложат в мастерских. От качества дерева будет зависеть общий вид иконы, и то, насколько долго она будет храниться. Иконы могут украшаться дополнительными элементами – например, драгоценными камнями, резьбой. Еще можно, чтобы лики и одежда святого были расписаны вручную – это придаст иконе более древний вид.

Как изготавливают старинные иконы на дереве?

Несмотря на то, что сегодня технологии создания икон стали проще, время на подготовку изображений уход довольно много. Но покупатель этого не замечает. Для начала доску, на которой будет икона, готовят вручную, и выдерживают четыре года. Мастера, которые пишут икону, работают по авторской технологии. Это позволяет получить более детальную прорисовку образа. Для рисования используют масляные краски, как и в древности. Чтобы работа отталкивала влагу, базовые слои красок наносят на икону с помощью техники. Большое значение имеет то, в каких условиях в дальнейшем будет храниться икона. Чтобы рисунок не выгорал, также используются специальные технологии.

Для чего нужны деревянные иконы?

Иконы из дерева современного производства – это хороший подарок для тех, кто исповедует христианство. Существует много видов икон, и для каждого человека можно подобрать именно ту, которая подойдет ему, и поможет ему в сложных жизненных ситуациях. Старые иконы из дерева – тот предмет, который не оставит равнодушным никого. Старые вещи притягательны, в них есть свой особый шарм, и к тому же такие иконы смотрятся дорого и красиво. Сегодня не составит проблем сделать икону с любым изображением, так что человеку можно подарить уникальный предмет, которого не будет ни у кого. Иконы, созданные сегодня, ни в чем не уступают по качеству древним росписям, и будут служить долго.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.