Социальная группа понятие и основные виды. Социальные группы и общности

Исходной «клеточкой» социальной струк­туры является социальная группа.

Это - совокупность людей, кото­рые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются чле­нами данной группы с точки зрения других.

Характерными чертами социальной группы являются:

1) способ взаимодействия между членами;

2) осознание членства, принадлежности к данной группе;

3) осознание единства членов группы.

В социологии различают первичные и вторичные группы.

Первичные - такие группы, которые характеризуются тесными, непо­средственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство).

Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обу­словлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять опре­деленные функции.

Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают:

- условные группы, в которых объединены условно, в инте­ресах научного анализа, люди, реально не взаимодействующие между собой, но представляющие определенную общность, обладающую сходством каких-либо признаков (половых, возрастных и т.п.). На­пример, женщины Беларуси, белорусские студенты;

- лабораторные группы , в которых люди, не знающие друг друга и не взаимодейст­вующие между собой, объединяются исследователем для проведения эксперимента;

- реальные группы, в которых люди объединены реаль­ными отношениями и взаимодействиями (школьный класс, футболь­ная команда);

- квазигруппы, которые образуются из случайно оказав­шихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория, толпа, социальные круги).

Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие .

Малая группа - это относительно неболь­шое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на:

- формальные, в ко­торых четко определены позиции и роли их членов, руководствую­щихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (армей­ский взвод);

- неформальные - складывающиеся стихийно, характери­зующихся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных от­ношений (группа друзей, компания сверстников).

- референтные группы, в которые индивиды не вклю­чены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нор­мы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем пове­дении - подражание подростков поведению группы рокеров, богемы и т.п.

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в обществен­ную деятельность и соответствующую систему общественных отно­шений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города,).

3. Типология, признаки и виды социальных общностей.

Наряду с социальными группами в обществе существует дифференциация людей по определенным социальным общностям. В зависимости от того, по каким признакам объединяются люди и их группы в социальные общности, последние подразделяются на раз­личные виды. Основными видами социальных общностей являются:

1) семейные;

2) профессиональные;

3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, пред­приниматели и т.п.);

4) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.);

5) территориальные (горожане, сельчане, псковичане);

6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, му­сульмане);

7) культурные и субкультурные (поклонники классической му­зыки, поп-музыки);

8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.).

9) демографические (половозрастные)

любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. Внешние отличительные признаки С.Г.: 1) статика существования С.Г. проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) С.Г. характеризуется определенным набором социальных норм, институционализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) С.Г. имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками. Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой С.Г.: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения С.Г. имеет давнюю традицию. Еще Гоббс попытался дать определение С.Г. как "...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом", и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории С.Г. является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение С.Г. внес Куля, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория С.Г. получила в работах Э. Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия С.Г. с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом. Наибольшее развитие теория С.Г. получила в рамках психологии, где акцентировались именно интрогрупповые характеристики, через призму которых далее проецировался внешний мир. Именно в таком контексте получили жизнь три общепсихологических подхода к изучению группы в целом и межгруппового взаимодействия: 1) мотивационный (Фрейд, Берковитц, Адорно), где постулатом являлся момент образования группы на основе общей выгоды и целей с позиций аутгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности; 2) ситуационный (А. Тэджфел, М. Шириф), где единственным основанием для образования группы являются цели: "...индивиды, стремящиеся к цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой, они развивают социальную иерархию и специфические нормы; 3) когнитивный (Фергюссон, Келли, Горовитц и др.), когда формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. В социологических теориях вопрос изучения С.Г. имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие С.Г. имеет свою специфику в интерпретации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально-экономич., проф. группы, национальные, возрастные и др. группы населения. Члены этих групп могут быть разъединены в пространстве (а иногда и во времени), они не составляют обычно локализованного социального единства (рабочие, инженерно-технич. работники, лица в возрасте от 9 до 24 лет и т.д.). К другого рода группам относятся все те совокупности людей, в к-рых существует система социальных связей и отношений членов совокупности, характеризующая ее внутр. структуру. Отличит. чертой такой С. г. служит наличие той или иной программы, плана ее деятельности, в к-рую включен каждый участник группы. Структура группы характеризуется двумя ее уровнями: функциональными зависимостями между членами группы (напр., по разделению труда) и межличностными зависимостями (напр., отношениями симпатии или вражды). Выделяется обычно еще одно различие структур группы: структура, фиксируемая в официальных положениях (напр., иерархия власти в группе, определенная инструкциями о тех или иных постах), и структура, реально складывающаяся в отношениях людей в зависимости от их личных качеств. а не официально занимаемого положения. Первый тип структуры обычно наз. формальной структурой группы, второй – неформальной. Различаются след. виды групп: малая группа (отношения членов группы предполагают установившуюся между ними систему личных отношений); группа-организация (отношения членов группы не предполагают установившейся между ними системы личных отношений, но гл. обр. базируются на безличной системе функциональных зависимостей); случайная группа (два-три разговорившихся прохожих); толпа (отношения людей в этой группе не подчинены ни функционально-определенному плану, ни сознательно принятому разделению функций, а складываются стихийно); группа-коллектив (отношения членов группы базируются на сознат. усвоении каждым членом группы общих целей деятельности группы в качестве целей своей собств. деятельности). Большое значение для понимания и науч. анализа поведения людей в группах имеет учет субъективных представлений членов групп о своей собств. группе. Эти представления фиксируются в социологии и социальной психологии в понятии референтной группы, т.е. группы, на к-рую сам человек ориентирует свое поведение. Бурж. социология, нередко замыкаясь в сфере социально-психологич. и психологич. закономерностей функционирования С. г., отрывает их от широких социально-экономич. процессов, происходящих в обществе, изображает в виде самодовлеющих, автогенных социальных единиц. Марксистская социология, анализируя группы как самостоят. образования, в то же время выдвигает требование исследования групп и их жизнедеятельности в связи с факторами и процессами, составляющими фон и окружение их деятельности. Внутр. закономерности С. г. тесно связаны с функционированием широких социальных систем, механизмы деятельности С. г. отражают закономерности жизнедеятельности общества. Понятие и концепция С. г. впервые стали разрабатываться в работах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). С. г. понималась как объединение людей на основе добровольного принятия трудовых и воспитат. функций и противопоставлялась в такой форме бурж. индивидуализму и принудит. регламентациям бурж. орг-ций. В работах Маркса и Энгельса в понятие С. г. было вложено историко-материалистич. содержание; важный вклад в разработку проблемы С. г. внес Ленин: гл. механизм образования и функционирования С. г. марксизм видит в материальных интересах людей, в их отношении к собственности, в месте, к-рое они занимают в системе обществ. отношений. Важнейшей С. г. являются обществ. классы. В позитивистской социологии 19 в. понятие группы противопоставлялось понятию социально-экономич. класса. Для воззрений Спенсера, Лебона на С. г. был характерен механицизм: понимание группы как суммы "социальных атомов". Дюркгейм развил учение о "коллективном сознании" как основе существования всех социальных объединений, в т.ч. и С. г. В работах Ч. Кули, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. анализируются – чаще всего на материалах социально-психологич. исследований – внутр. структура малой группы, формы отношений между лидерами и подчиненными, стимулы повышения эффективности деятельности коллективов и т.д. В марксистской социологии исследование С. г. ведется как в теоретическом, так и в конкретном планах – работы по социальной структуре, классам, слоям, национальным и др. группам социалистич. общества, вопросы структуры и форм жизнедеятельности различного рода С. г. – трудовых, политических, религиозных. Лит.: Семенов В., Проблема классов и классовой борьбы в совр. бурж. социологии, М., 1959; Новиков Н. В., Критика совр. бурж. "науки о социальном поведении", М., 1966; Социология в СССР, т. 1–2, М., 1966; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., Новосибирск, 1967, гл. 8; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Морено Дж. Л., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Sоrоkin P., Society, culture and personality, N. Y.–L., 1947; Lewin K., Field theory in social science, ; Homans G. C., The human group, L., ; Parsons T., The social system, Glencoe (Ill.), ; Group dynamics, research and theory, ed. D. Cartwright, A. Zander, ?. ?., 1953; Knowles M. S., Knowles H., Introduction to group dynamics, N. Y., . См. также лит. при ст. Классы, Социальная стратификация. Н. Новиков. Москва.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

    Формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

    Малыми, средними и большими.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

    Первичными и вторичными.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

    Реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

    Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

    Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

    Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

    Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

Человек - часть общества. Поэтому на протяжении своей жизни он контактирует или бывает участником многих групп. Но несмотря на их огромное количество, социологии выделяют несколько основных видов социальных групп, о которых будет рассказано в данной статье.

Определение социальной группы

Прежде всего нужно иметь четкое представление о значении этого термина. Социальная группа - совокупность людей, которые обладают одним или несколькими объединяющими признаками, которые имеют социальную значимость. Еще одним фактором объединения становится участие в какой-либо деятельности. Нужно понимать, что общество рассматривается не как неделимое целое, а как объединение социальных групп, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Любой человек является членом хотя бы нескольких из них: семья, рабочий коллектив и т. п.

Причинами создания таких групп может быть схожесть интересов или преследуемых целей, а также понимание того, что при создании подобной группы можно достигнуть большего результата за меньшее количество времени, чем поодиночке.

Одно из важных понятий при рассмотрении основных видов социальных групп - референтная группа. Это действительно существующее или воображаемое объединение людей, которое является идеалом для человека. Впервые использовал этот термин американский социолог Хаймен. Референтная группа является столь важной, так как она оказывает влияние на индивида:

  1. Нормативное. Референтная группа является примером норм поведения индивида, социальных установок и ценностей.
  2. Сравнительное. Помогает человеку определять, какое место он занимает в обществе, производить оценку собственной и чужой деятельности.

Социальные группы и квазигруппы

Квазигруппы - это случайно возникшие и недолго по времени существующие общности. Другое название - массовые общности. Соответственно, можно обозначить несколько различий:

  • В социальных группах есть регулярное взаимодействие, которое приводит к их устойчивости.
  • Высокий процент сплоченности людей.
  • Участники группы имеют хотя бы один общий признак.
  • Малые социальные группы могут являться структурной единицей более широких групп.

Виды социальных групп в обществе

Человек как существо социальное взаимодействует с большим количеством социальных групп. Причем совершенно разнообразных по составу, организованности и преследуемым целям. Поэтому появилась необходимость выделить, какие виды социальных групп относятся к основным:

  • Первичные и вторичные - выделение зависит от того, как человек взаимодействует с участниками группы в эмоциональном плане.
  • Формальные и неформальные - выделение зависит от того, каким образом происходит организация группы и как регулируются взаимоотношения.
  • Ингруппа и аутгруппа - определение которых зависит от степени принадлежности к ним человека.
  • Малые и большие - выделение в зависимости от количества участников.
  • Реальные и номинальные - выделение зависит от признаков, которые являются значимыми в социальном аспекте.

Подробно все эти виды социальных групп людей будут рассматриваться отдельно.

Первичная и вторичная группы

Первичная группа - та, в которой общение между людьми носит высокий эмоциональный характер. Обычно в ней состоит небольшое количество участников. Она является звеном, которое связывает индивида непосредственно с обществом. Например, семья, друзья.


Вторичная группа - та, в которой гораздо больше участников по сравнению с предыдущей, и где взаимодействия между людьми нужны для достижения определенной поставленной задачи. Отношения здесь, как правило, носят безличный характер, так как основной упор идет на умение выполнять необходимые действия, а не особенности характера и эмоциональные связи. Например, политическая партия, рабочий коллектив.

Формальная и неформальная группы

Формальная группа - та, у которой есть определенный статус, закрепленный юридически. Отношения между людьми регулируются определенной системой норм и правил. Здесь есть четко фиксированная цель и присутствует иерархическая структура. Любые действия производятся в соответствии с установленным порядком. Например, научное сообщество, спортивная группа.


Неформальная группа, как правило, возникает спонтанно. Причиной может быть общность интересов или взглядов. По сравнению с формальной группой в ней нет официальных правил и юридического статуса в обществе. Также не выделяется формальный лидер среди участников. Например, дружеская компания, любители классической музыки.

Ингруппа и аутгруппа

Ингруппа - к этой группе человек чувствует прямую принадлежность и воспринимает ее как свою. Например, "моя семья", "мои друзья".


Аутгруппа - группа, к которой человек не имеет отношения, соответственно, идет идентификация как «чужой», «другой». У абсолютно каждого человека есть своя система оценивания аутгрупп: начиная от нейтрального отношения, заканчивая агрессивно-враждебным. Большинство социологов предпочитают использовать систему оценивания - шкалу социальной дистанции, созданной американским социологом Эмори Богардусом. Примеры: "чужая семья", "не мои друзья".

Малая и большая группы

Малая группа - небольшая группа людей, объединение которой происходит для достижения какого-либо результата. Например, студенческая группа, школьный класс.


Основополагающими данной группы являются формы «диада» и «триада». Их можно назвать кирпичами данной группы. Диада - объединение, в котором участвуют 2 человека, а триада состоит из трех человек. Последняя считается более стабильной, чем диада.

Черты, свойственные малой группе:

  1. Небольшое количество участников (до 30 человек) и их постоянный состав.
  2. Близкие отношения между людьми.
  3. Схожие представления о ценностях, нормах и образцах поведения в обществе.
  4. Идентифицируют группу как «моя».
  5. Контроль не регулируется административными правилами.

Большая группа - та, в которой состоит большое количество участников. Цель объединения и взаимодействия людей, как правило, четко фиксированная и ясная каждому члену группы. Она не ограничена количеством людей, входящим в нее. Также здесь не происходит постоянного личного контакта и взаимовлияния между индивидами. Например, крестьянское сословие, рабочий класс.

Реальные и номинальные

Реальные группы - это группы, которые выделяются по каким-либо социально важным критериям. Например:

  • возраст;
  • доход;
  • национальность;
  • семейное положение;
  • профессия;
  • место жительства.

Номинальные группы выделяются по одному общему признаку для проведения различных социологических исследований либо статистического учета определенной категории населения. Например, узнать число матерей, воспитывающих детей в одиночку.

Опираясь на данные примеры видов социальных групп, можно наглядно проследить, что абсолютно каждый человек имеет связь с ними либо взаимодействует в них.

Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями; отличается дифференцированностью внутригрупповых функций, ролей, иерархией межличностных отношений и определенной мерой внутригрупповой сплоченности. Общие интересы социальной группы конкретизируются системой групповых целей, формируется групповой образ жизнедеятельности членов группы, возникает специализация групповой деятельности с соответствующей структурой совместно разделенного труда, которая и определяет численность группы. По численному составу социальная группа подразделяются на , средние и .

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология общества. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы , обладая некоторыми признаками больших, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу .

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда — совокупность различных малых групп. Они — один из основных факторов формирования поведения человека — как социально-адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований (девиантного).

В западной социальной психологии группы делятся на социетальные, социальные и первичные:

  • к социетальным группам относятся глобальные макросоциальные общности с собственным самосознанием;
  • к социальным группам относятся основные страты (слои) данного общества, а также территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и тому подобные общности;
  • к первичным группам относятся малые группы (микрогруппы, которые отличаются непосредственными контактами ее членов, — семья, трудовые, спортивные и игровые коллективы, группы по интересам и др.).

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Здесь взаимодействие членов стихийно и определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия. Личность входит в различные формальные и неформальные группы — рабочий коллектив, общественную организацию, круг друзей и т. п.

Группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, — референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная группа. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позиции своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительные группы оказывают мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы, уже с рождения ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальной группе реализуются различные способности индивида. Здесь он узнает себе цену, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности, в которых человек деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает происходить по эталонам эрзацкультуры.

Социальную группу могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально-ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.), и антисоциальной — преступные группы.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определен порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Рис. 1. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенную позицию по отношению к другим членам группы (рис. 1). Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социально-психологическая организация социальной группы.

Возникновение социальной группы (группообразование ) связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ее ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов группового поведения — явления социально-психологические.

К механизмам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы.

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные , формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация (директор завода — начальники цехов, участков — бригадиры — рабочие) и неформальная, которая определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Каждый член группы занимает в ней определенное положение — имеет определенный групповой статус , определяемый его социальной ролью.

Социальная роль — общественно-санкционированные способы реализации социальной функции (роль учителя, врача, следователя и т. п.).

Различают три типа социальных ролей:

  1. институциональные — закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата парламента, директора предприятия);
  2. конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери и т. п.);
  3. межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или неавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг . Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли в значительной мере определяют стиль поведения личности.

Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:

  • полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
  • подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность );
  • терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация );
  • подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция ).

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности , то есть то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные , оценочные , санкционирующие и стабилизирующие . Регулятивные нормы — стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются также по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом . Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации (см. «Социальная общность «) ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияет ее величина и композиция, то есть своеобразие ее индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными ; с разнородным составом — гетерогенными .

Рис. 2. Типы групп с различной коммуникационной организацией.

По разновидности способов групповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. (рис. 2).

Группы с централизованными каналами коммуникации отличаются тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Тем не менее при ее цепном варианте общение крайних ее членов ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером . Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но лидер не всегда — официальный руководитель. Лидер — человек, проявляющий необходимые качества в определенных ситуациях. В разных ситуациях могут выдвигаться различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть таковым и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров : лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат работы, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения (подробнее см. «Руководитель социальной группы «.)

Основные особенности коллектива

  1. ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью;
  2. товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон жизнедеятельности коллектива;
  3. каждый член коллектива видит перспективы его движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии;
  4. положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и Превращается в традиции;
  5. личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальные группы в своем развитии проходит несколько стадий :

  • на первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность;
  • на второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями; требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив;
  • на высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования, осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Личность неизменно включена в систему социально-психологических связей (рис. 3).

Рис. 3. Личность в системе социально-психологических связей.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений . При этом возникает феномен межгруппового восприятия , межгрупповых взаимооценок . Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма , а если достоинства чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации .

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание . Однако групповое сознание социально неразвитых групп отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия . Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого из нас есть собственный «здравый смысл», своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами. Им непременно нужен указатель азимута их пути. Животные, благодаря инстинктам, не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому многие люди превыше всего ценят «правильные» маяки, «верные» учения.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.