Всё самое интересное в одном журнале. Самые загадочные авиакатастрофы и исчезновения в истории авиации

В авиации, к сожалению, далеко не все зависит от опыта экипажа и исправности лайнера. Очень часто так называемый «человеческий фактор» выступает в роли вершителя судеб. Но нередко, когда определить реальную причину авиакатастрофы не представляется возможным, все просто списывают на этот «человеческий фактор».

Расследования авиакатастроф в дореформенную пору были государственной тайной, которая строго охранялась. Для публики их результаты оставались тайной за семью печатями. Сегодня положение довольно значительно изменилось. В России создано Общество расследователей авиапроисшествий (ОРАП). Ежегодно его члены проводят конференции, на которых открыто обсуждается самая мелкая деталь трагических событий, анализируется каждая, даже незначительная манипуляция летчиков, работа всех систем самолета за секунды до роковой встречи с землей.

Но меньше ли от этого стало катастроф? Стало ли легче расследовать сами катастрофы?

Несмотря на самые изощренные методы исследователей и на накопленный опыт, не меньше остается загадок и тайн, на которые не нашли ответов, несмотря на все усилия. Тому есть очень много примеров.

Так, например, версия гибели самолета Як-40 в 1997 году в Азербайджане – поражение кислородных баллонов огнестрельным оружием. Удалось даже задержать солдата, который стрелял из автомата в это время и в этом месте.

Как было установлено официальным расследованием, в обоих баллонах самолета обнаружили круглые отверстия диаметром 8 мм. Ко всему прочему с помощью экспертизы было обнаружено омеднение в баллонах и на самих отверстиях, что подтверждает пулевое поражение в связи с тем, что пуля как раз имеет медную оболочку. Судебная экспертиза также подтвердила «пулевую» версию. На первый взгляд вывод очевиден – виновником катастрофы и гибели людей является солдат, который стрелял в неположенном месте и угодил в кислородные емкости самолета. Но при исследовании отверстия на электронном микроскопе выяснилось, что «пуля» не только входила, но и выходила через него, что уже само по себе маловероятно. К тому же не обнаружили и выходного отверстия, якобы по той причине, что при падении бак был разрушен с той стороны, где должно быть выходное отверстие. Саму пулю также не нашли.

Эту тайну до сих пор не разгадали, но одно можно сказать с уверенностью – солдат не виноват. И это далеко не единственный случай.

Так, в том же 1997 году, американский «Боинг-747» должен был лететь из Одессы в греческие Салоники, но у него обнаружили неисправность. Поэтому был вызван Як-42 из Львова. Именно он и отправился ночью по маршруту, ставшему для него и пассажиров последним. Его вел опытнейший летчик Стародубцев, к тому же на борту был очень опытный пилот-инструктор.

До Салоников долетели благополучно. Установлено, что самолет на высоте 250 метров пересек посадочную полосу. И тут произошло что-то совершенно непонятное — самолет внезапно начал удаляться от аэропорта. Экипажу дали указание выходить правым разворотом на радиомаяк аэропорта, набрав высоту до 1800 метров. Экипаж на запросы с земли отвечал, что самолет выполняет маневр и находится там, где ему указывали диспетчеры, чтобы сделать заход на второй круг. Однако в действительности это было абсолютно не так – на самом деле он летел прочь от аэродрома, навстречу своей гибели. Трагедия произошла на расстоянии 70 километров над горами. Погибли все члены экипажа и пассажиры. В расследовании этой авиакатастрофы приняли участие не только россияне, но и специалисты из Греции и Украины. «Черные ящики» были расшифрованы и в России, и в Германии. Но, несмотря на это, до сих пор не удалось дать ясного ответа на вопрос о том, почему самолет совершил этот маневр.

До сих пор также не разгадана тайна иркутской трагедии. Военно-транспортный самолет Ан-124 шестого декабря 1997 года при выполнении взлета упал на жилой квартал. В течение нескольких секунд после отрыва самолета от полосы произошло выключение третьего и первого двигателей, после чего отказал и второй двигатель. Экипаж предпринял попытку удержать самолет на одном оставшемся двигателе, однако она не увенчалась успехом. Катастрофа унесла жизни 72 человек – пятнадцати членов экипажа, восьми пассажиров и десятков людей из двух разрушенных домов. В этой ужасной трагедии есть неразгаданные тайны, сложные и противоречивые загадки. Попытки выяснить причину отказа двигателей не имели успеха. Оба бортовых самописца были сильно повреждены. Причины их выключения как экспериментальным путем, так и при помощи средств объективного контроля окончательно установить не удалось.

Почему двигатели отказывают? Причиной отказа техники самолетов очень часто называют необъяснимые науке феномены, аномальные явления. Странные природные явления нередко провоцируют авиакатастрофы, а иногда самолеты даже бесследно исчезают. Нельзя сказать однозначно – есть доля правды в таких предположениях или же это все неправда. Конечно, большинство аварий происходит как раз из-за недоработок конструкции, ненадежной системы безопасности и других нюансов, которые сначала кажутся не столь важными, но в итоге стоят жизни сотням людей. Однако нельзя исключить и некий мистицизм, и сверхъестественный фактор, на котором многие продолжают настаивать. Мы пока не может доказать или опровергнуть причастность тех или иных сверхъестественных сил к гибели летательных аппаратов. Если такие причины как погодные условия, военные действия, ошибки пилотов или диспетчеров вполне понятны и объяснимы, то неожиданный выход из строя бортового компьютера является, пожалуй, самым страшным. По утверждениям скептиков, всем явлениям можно найти научное обоснование. Только, по-видимому, ученые еще не в силах это сделать.

No related links found



Несмотря на то, что современная авиация развивается весьма большими темпами, создать совершенные летательные аппараты на данный момент не удаётся, ввиду чего и происходят авиа аварии и авиакатастрофы. Конечно, часть авиакатастроф находит своё разумное объяснение, например, из-за отказа двигателя, потери управления, разгерметизации, военных конфликтов, ошибок пилотов и т.п., однако существуют и такие авиакатастрофы, объяснить которые не могут даже дотошные эксперты и участники расследования.

Авиа аварии современности

Наиболее известной историей с авиа аварией, пусть даже и не подтверждённой на сегодняшний день является так называемый рейс MH370, который при загадочных обстоятельствах исчез с радаров авиадиспетчеров всех стран в ночь на 8 марта 2014 года и поиски пропавшего авиалайнера продолжаются и по сегодняшний день. Загадочным в этой истории является то, что вокруг авиакатастрофы с участием малазийского самолёта уже прошло довольно много времени, однако до сих пор ни возможных его следов, ни обломков найти не удалось. Поисковая операция авиарейса MH370 принадлежавшего «Malaysia Airlines » уже продолжается более полугода и стала самой продолжительной и затратной за всю историю авиации, однако до сих пор никаких результатов в этом добиться не удалось.

По предварительной информации, самолёт мог быть угнан, однако факты показывают на то, что в любом разе он был бы засечён радиолокационными станциями других стран, однако это не подтвердилось. Уже неоднократно демонстрировались снимки со спутников, указывающих на возможное место падения авиалайнера, его обломки, следы масляных пятен от топлива и т.д., однако ни одна из версий не была подтверждена окончательно.

Ещё одной загадочной авиакатастрофой дополняющей список самых загадочных авиа аварий современности является происшествие с пассажирским самолетом, принадлежащим авиакомпании «Air France ». В 2009 году авиарейс 447 потерпел крушение в Атлантическом океане при не менее загадочных обстоятельствах – за время до авиакатастрофы, а как позже стало известно оно составило около 10 минут, пилоты не сообщали ни о каких чрезвычайных ситуациях на своём борту, хотя авиалайнер уже стремительно терял свою высоту приближаясь к поверхности океана. В загадочной авиа аварии погибло 228 человек, однако причину дол настоящего времени так и не установили, хотя официально считается, что всему виной стала ошибка пилота отключившего режим автоматического пилотирования.

По ряду неофициальных версий, причиной авиа аварии французского пассажирского лайнера стал сбой в бортовом компьютере, в результате чего пилоты потеряли связь и управление воздушным судном.

Авиа аварии. Загадки минувших лет

Одной из наиболее загадочных авиа аварий за всю историю авиации стала авиакатастрофа, по крайней мере, так утверждает официальная версия произведённого расследования, произошедшая в 1947 году. Пассажирский самолет, следовавший по маршруту из Сантьяго в Буэнос-Айрес буквально за несколько минут до приземления исчез в горном массиве, однако его обломки были найдены лишь спустя 50 лет. Что конкретно произошло с самолётом остаётся неизвестным, однако из официальных документов стало известно, что пилот воздушного судна за несколько секунд до авиа аварии успел передать в прямом эфире сообщение на азбуке Морзе – «STENDEC». Загадка переданного сообщения не разгадана до настоящего момент, однако существует предположение, что либо пилот ошибся в наборе слова, либо при ударе самолёта передатчик мог сработать самостоятельно.

Не менее загадочной является авиакатастрофа 1999 года, когда пассажирский авиалайнер египетской авиакомпании «EgyptAir» при, до настоящего момента не выясненных обстоятельствах, упал в Атлантический океан. На борту воздушного судна находилось 217 человека, все из которых погибли. Казалось бы, это можно связать с различными причинами, начиная от ошибки пилотов и оканчивая технической неисправностью, однако в этой авиа аварии имеется одна существенная деталь – при расшифровке бортовых самописцев из кабины пилотов, было установлено, что буквально за несколько мгновений до произошедшей катастрофы второй пилот сказал командиру воздушного судна о том, что он остановил двигатели и надеется на Бога.

Приведенные самые загадочные за всю историю авиации авиакатастрофы являются лишь очередным напоминанием тому, что авиаконструкторам в ближайшем будущем необходимо позаботиться о том, чтобы сделать воздушные суда максимально безопасными для перемещений, и стоит отметить, что уже сейчас эти работы ведутся, что наверняка обезопасит всех пассажиров при авиаперелётах уже в ближайшем будущем, позволив сократить количество авиа аварий и катастроф.

Тревожные сообщения о пропавших с радара самолетах, как правило, предвещают дальнейшие поиски обломков и подтверждение факта авиакатастрофы. Но бывает и так, что лайнеры исчезают бесследно, а пассажиры спустя 2 месяца поисков оказываются живы.

Утром у греческого острова Карпатос потерпел крушение самолет авиакомпании , направлявшийся из Парижа в Каир. На данный момент уже обнаружены обломки лайнера, но первые сообщения, предвещавшие беду, как это часто бывает, начинались со слов "исчез с радаров". Самолет, не вышедший на связь или исчезнувший с радаров, – тревожный знак, в большинстве случаев предвещающий дальнейшие поисковые операции и подтверждение информации о крушении. Но не всегда все идет по описанному выше сценарию. Не так уж редки случаи, когда исчезнувший самолет так и не удается обнаружить, а полное отсутствие следов катастрофы способно разубедить в том, что она действительно произошла. Бывает, что не вышедшее на связь воздушное судно найти все-таки находят, но причины крушения остаются загадкой.

Один из последних примеров загадочного исчезновения – случай с малайзийским "боингом". 8 марта 2014 года самолет Malaysia Airlines, направлявшийся в Пекин, исчез с радаров через 40 минут после вылета из Куала-Лумпура. Через несколько часов неудачных попыток связаться с "боингом" в управлении воздушного движения Куала-Лумпура объявили код "бедствие". Первая спасательная операция велась в Южно-Китайском море, затем переместилась в Малаккский пролив и в Индийский океан, но не увенчалась успехом и была завершена в апреле того же года. В августе поисковая операция была возобновлена, но обнаружить следы крушения опять не удалось. В 2015-2016 годах у берегов Реюньона были обнаружены фрагменты самолета. Тем не менее место крушения так и не было установлено, так же как и его причины.

17 июня 2014 года с радаров пропал еще один самолет Малайзийских авиалиний. Обломки самолета достаточно быстро обнаружили недалеко от российско-украинской границы, а вот расследование причин заняло некоторое время, и итоговый отчет был опубликован лишь в октябре 2015 года. Но споры о том, кто виноват в трагедии, не прекратились и после публикации результатов расследования.

Тем не менее на фоне более ранних происшествий инцидент со сбитым на Востоке Украины "боингом", не выглядит таким уж загадочным.

Истории известны случаи, когда воздушные суда просто бесследно исчезали. Так, например, случилось 5 декабря 1945 года, когда в районе Бермудского треугольника исчезли сразу пять американских военных самолетов. Они, как и сидевшие за штурвалом пилоты, так и не были обнаружены.

Трагическая романтика

Пассажирские самолеты загадочные трагедии не обходили стороной. Когда 8 ноября 1957 году лайнер компании PanAm с интригующим названием "Романтика в небесах" отправился из аэропорта Калифорнии в рейc под, казалось бы, счастливым номером 7, никто не предполагал, что в аэропорту гавайского Гонолулу он так и не приземлится. В последний раз самолет вышел на связь, преодолев половину пути.

После того как связь с лайнером была потеряна, на поиски направили специальный самолет. Несколько дней поисков в районе предполагаемого крушения не дали никаких результатов. И тела нескольких пассажиров обнаружили лишь 14 ноября. Токсикологическая экспертиза показала высокий уровень содержания моноксида углерода, это дало основания полагать, что причиной гибели пассажиров стало отравление угарным газом, а причина крушения так и не была установлена.

Годы падений

Череда событий, произошедших за 10 лет до крушения роскошного лайнера PanAm, ознаменовала крайне неудачный период в истории авиакомпании British South American Airways (BSAA), созданной бывшими военными пилотами. В конце 1940-х самолеты BSAA пропадали чуть ли не каждый год. Так, в 1948 году, совершая перелет из Лиссабона на Бермудские острова, над Атлантикой исчез лайнер Star Tiger. Самолет сел на дозаправку в Санта-Марии на Азорских островах, а позже, несмотря на сильный ветер и дождь, продолжил свой путь на Бермуды. После 13 часов полета связь со Star Tiger была потеряна. Останки самолета так и не были найдены, а его исчезновение пополнило копилку легенд о мистических случаях в районе Бермудского треугольника.

Год спустя другой самолет BSAA Star Ariel вылетел с Бермудских островов по направлению к Кингстону (Ямайка). Погодные условия характеризовали как отличные, но спустя час полета Star Ariel отправил свое последнее сообщение и больше не выходил на связь. Вскоре начавшиеся поиски оказались безуспешными, несмотря на то что зона предполагаемого падения несколько раз расширялась. Спустя 6 дней после исчезновения лайнер перестали искать, так и не обнаружив ничего, что могло бы свидетельствовать о крушении.


Но самый незаурядный инцидент произошел с самолетом BSAA в августе 1947 года. Тогда самолет Star Dust, совершавший перелет из Буэнос-Айреса в столицу Чили, как и в двух других случаях, просто бесследно исчез. Поиски также не увенчались успехом, а широкий диапазон версий исчезновения включал в себя происки конкурентов или иностранных спецслужб и даже похищение инопланетянами. Никто не ожидал, что по прошествии 50 лет два аргентинских альпиниста обнаружат части авиационного мотора на горе Тупунгато в 80 км от Сантьяго. В 2000 году аргентинской армией были найдены другие обломки самолетов и останки нескольких пассажиров.

После возобновившегося расследования было установлено, что, вероятнее всего, причиной крушения стала ошибка пилотов, которая привела к столкновению с горой. В результате самолет врезался в стену из снега и льда, которая, обрушившись на лайнер, скрыла его на ближайшие полвека.

Уроки выживания в Андах

История с самолетом, погребенным под лавиной снега, повторилась уже в 1972 году. Тогда лайнер Fairchild FH-227D уругвайских ВВС, перевозивший команду по регби Old Cristians, также направлялся в Сантьяго. На пути к пункту назначения самолет, несмотря на неблагоприятные погодные условия, получил разрешение на снижение. Позже решение авиадиспетчера назовут фатальной ошибкой. При снижении самолет зацепил хвостом вершину пика и упал у подножия Анд. Власти Аргентины, Уругвая и Чили незамедлительно начали поиски пропавшего самолета. Но так как цвет фюзеляжа сливался со снежным покровом, найти лайнер так и не удалось. По истечении недели поиски прекратились, а в самолете тем временем оставались выжившие пассажиры.


За 2 следующих месяца непогибшие пассажиры пережили холод, отсутствие еды и сошедшую на место падения лайнера лавину. 3 раза выжившие отправлялись в поход, чтобы позвать на помощь. Третья попытка оказалась успешной, и 16 пассажиров были спасены, а катастрофа FH-227D вошла в историю как "чудо в Андах".

Катастрофа или атака коллекционеров

В конце 70-х годов мир потрясла не менее удивительная история, к сожалению не имевшая столь счастливого конца. 30 января 1979 года Boeing 707-323C авиакомпании Varig Brazilian отправился из Токио в грузовой рейс и меньше чем через час пропал. Командир вышел на связь через 22 минуты после вылета из аэропорта Нарита и сообщил, что полет проходит нормально. К следующему сеансу экипаж не вышел на связь. Предприняв несколько неудачных попыток связаться с лайнером, авиадиспетчер подал сигнал тревоги.

Поиски продолжались 8 дней, но, как и в случае с Star Tiger, не было обнаружено никаких следов крушения – ни обломков, ни хотя бы масляных пятен. Примечательно, что на самолете перевозились картины бразильско-японского художника Манабу Мабе стоимостью $1,2 млн. Это и полное отсутствие информации о случившемся позже породили версию о том, что самолет атаковали коллекционеры, охотившиеся за работами Манабу Мабе. Впрочем, тот факт, что более чем за 30 лет картины так и не всплыли в чьих-либо коллекциях, заставляет всерьез усомниться в этой версии. Другие предположения выглядели еще менее реалистичными. Например, выдвигалось предположение, что самолет, случайно или по принуждению оказавшись над советской территорией, был сбит. Иная версия также предполагала участие в инциденте СССР и гласила, что самолет опять же был сбит советскими войсками, так как перевозил части МиГ-25, который перегнал в Японию советский летчик-перебежчик Виктор Беленко, или коды советской системы "свой-чужой". Тот факт, что МиГ был возвращен в СССР еще в 1976 году, очевидно, поклонников последней версии не сильно беспокоил.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Загадочное исчезновение рейса 370 Malaysia Airlines, произошедшее 8 марта 2014 года - далеко не единственная воздушная трагедия, которая вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Истории авиации известны случаи, когда самолёты также не подавали сигнала бедствия, а после исчезновения не оставляли никаких следов и обломков. Вот лишь некоторые из самых громких и таинственных авиакатастроф, в которых также не обошлось без мистики…

Амелия Эрхарт (1937)

Загадка последнего полёта Амелии Эрхарт, первой женщины-пилота, остается до сих пор неразгаданной. В 1937 году при попытке совершить кругосветный перелёт на двухмоторном самолёте Локхид Модель 10 Электра Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан пропали без вести в центральной части Тихого океана.

По одной из версий, у самолёта просто закончилось топливо, по другой - Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы.

Самолёт «Сессна» (1972)

16 октября 1972 года член конгресса США от демократической партии Томас Хейл Боггс и политик Ник Бегич поднялись на борт двухмоторной «Сессны», которая направлялась в столицу Аляски - город Джуно.


Однако самолёту так и не было суждено доставить пассажиров до место назначения - он бесследно исчез. Даже 39-дневные поиски, которые были названы «самыми масштабными в истории Аляски», т.к. в них было задействовано 70 самолётов, не дали никаких результатов.

Выдвигались разные предположения о причине крушения самолёта. Поговаривали, что самолёт был сбит сербами из-за хорватских корней Бегича. Другая версия указывала на политическое прошлое Боггса, входившего в состав Комиссии Уоррена.

Рейс 800 TWA (1996)

Самолёт Boeing 747, направляющийся из Нью-Йорка в Рим, взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан. Все 230 пассажиров, находившихся на борту, погибли. Эксперты из Национального совета по безопасности на транспорте установили, что вероятной причиной крушения самолёта был взрыв топливного бака, произошедший из-за несправной электропроводки.


Однако сторонники теории заговора уверены, что причиной взрыва стала заложенная на борт самолёта бомба или столкновение с ракетой Военно-морских сил США.

В ходе проведённого прошлым летом брифинга Национальный совет по безопасности подтвердил, что ни свидетельские показания, ни найденные обломки, ни записи с бортовых самописцев не подтверждают предположение о столкновении самолёта с ракетой.

Рейс EgyptAir 990 (1999)

Самолёт Boeing 767, выполнявший регулярные рейсы между Лос-Анджелесом и Каиром, разбился и упал в Атлантический океан почти сразу после взлёта. Катастрофа унесла жизни 200 человек. После 2-летнего расследования было установлено, что крушение самолёта было вызвано неправильными действиями командира экипажа.


Все собранные Национальным советом доказательства, включающие траекторию полёта самолёта и данные с бортовых самописцев, указывали на то, что командир и старший помощник в последние минуты своей жизни пытались взять управление самолётом в свои руки. Старший офицер неоднократно повторял: «Я полагаюсь на Бога». Такая версия не устроила египетскую сторону, и она выдвинула свою - причина катастрофы состояла в неисправности системы управления самолётом.

Air France рейс 447 (2009)

Этот смертельный воздушный инцидент произошёл в 2009 году с участием Airbus А 330, выполнявшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Самолёт с 228 пассажирами на борту упал в воды Атлантического океана.

Как и в случае с пропавшим малазийским самолётом, пилоты Air France не подали сигнала бедствия. Полномасштабная поисково-спасательная операция в течение пяти дней не давала никаких результатов. Затем были найдены некоторые фрагменты хвостовой части самолёта.


Поиски самолёта, упавшего на дно океана, затянулись на два года. А через ещё год в результате расследования было установлено, что кристаллы льда заблокировали датчики воздушной скорости самолёта - именно это и привело к трагедии.

Пропавший малайзийский «Боинг» (2014)

Версия о террористическом акте по-прежнему остается возможной в истории с пропавшим самолетом «Малайзийских авиалиний». Согласно одной из гипотез, пассажиры на борту злосчастного «Боинга» могли серьезно пострадать или погибнуть из-за больших перегрузок, однако те, кто находился в кабине пилотов могли выжить и посадить авиалайнер, чтобы, возможно, потом поднять его в воздух ради какой-то цели… О том, как выстраивается эта версия, рассказал член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО.

- Самолет взлетел... Буквально через 40 минут перестал работать ACARS, экипаж попрощался с диспетчером и больше на связь не выходил, - напоминает Сергей Мельниченко. - Через три минуты после последней связи по радио был отключен приемоответчик. После этого самолет развернулся влево и проследовал фактически в обратном направлении, пересек Малайзию, вошел в Малаккский пролив. Дальше военные сообщили, что самолет начал набирать эшелон 450-й - это высота 15 км.


И я еще в самом начале задумался: если следователи получили информацию, что кто-то пытался сделать самолет невидимым для радиолокаторов и для диспетчеров, то, наверное, нужно было запросить всех провайдеров радиотелефонной связи, потому что регион Китая Малайзии известен тем, что там люди, наверное, только спят без смартфонов, телефонов, айпэдов и т.д. Этой информации не было в течение восьми дней. 18 марта такая информация появилась. Действительно, все провайдеры были запрошены и результат таков: у пассажиров не было даже попыток включить телефон. Не говоря уже о передаче смс или попытках позвонить.

Чтобы было понятно: «Боинг»-777 допущен к полетам на максимальной высоте в 43100 футов (13,1 км). Он же набрал 13,7 тысяч км. Американцы несколько дней тому назад имитировали полет «Боинга»-777 на высоте 45 тысяч футов, и пришли к заключению, что полет на автопилоте невозможен. Автопилот сразу возвращает самолет на безопасные высоты, поэтому пилотирование на 45 тысячах футов осуществлялось человеком. Американский пилот, который работал на тренажере, сказал, что самолет стал абсолютно неустойчивым на такой высоте. Воздух разрежен и самолет близок к сваливанию.

Возникает вопрос: почему это делалось? Я боюсь предположить… Я очень не люблю спекулировать, когда возможное действие или бездействие связаны с жизнью и здоровьем людей, но здесь невольно приходится предположить, что в результате злого умысла кто-то поднял самолет на такую высоту, которая находится вне эксплуатационных параметров, с целью разгерметизировать салон, в котором находились пассажиры.


На высоте 15 км, 15 тысяч метров или около 45 тысяч футов при разгерметизации человек без кислорода и без экстренного снижения, которое должен по всем правилам предпринять экипаж, может прожить от 9 до 15 секунд: кровь, как образно говорят, закипает. То есть в течение того времени, когда самолет следовал на таком предельно высоком эшелоне, здоровью пассажиров мог быть нанесен либо слишком серьезный, ибо непоправимый урон. После этого самолет очень резко с большой вертикальной скоростью снизился до эшелона полета 230 (это 23 тысячи футов).

То, с какой скоростью снижался этот самолет, подсказывает, что нагрузки на людей были очень серьезными. Если кто-то был жив, то это могло стать просто нагрузкой, которую человек не выдержал. Далее малайские военные говорят, что самолет набрал эшелон 295-й и куда-то пропал из поля зрения военных локаторов. Ситуация очень серьезная. Это говорит о преступных замыслах человека или людей, которые это выполняли.

Это может говорить о том, что за продумыванием такого вот кощунственного плана вряд ли стоял один человек. И вряд ли один человек мог спонтанно выполнить такие действия. Требовалась очень серьезная предварительная подготовка. Нужно было определить, в какой точке отключить все, нужно было определить порядок действий с набором исключительно высокого эшелона и с резким снижением.


Если судно угоняли, то угоняли с какой-то последующей целью. То, что сегодня уже 26 государств участвуют в поисках, говорит об озабоченности судьбой самолета. Если авиалайнер где-то удалось посадить уже с неживыми людьми, то существует опасность, что он когда-нибудь где-нибудь взлетит, а что у него будет на борту, никому из нас неизвестно. То, что молчат все террористические организации, тоже заставляет задуматься. Может, их план еще не доведен до конца? У меня есть такая озабоченность.

-- Когда начались перепады с высотой, сами пилоты могли выжить и вести самолет, верно?

- Пилоты или пилот или человек, который находился в кабине. Этот человек мог надеть кислородную маску и мог, если он знает как отключать все те системы, о которых мы говорили, сделать так, чтобы в аварийном режиме не выпали кислородные маски. А он сам мог выполнять свои функции.

Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.

Самая ужасная авиакатастрофа

Столкновение двух “Боингов” 747

Человечеству неизвестно более страшной авиакатастрофы, чем та, которая произошла 27 марта 1977 года на острове Тенериф, относящемуся к Канарской группе. В этот день в аэропорте Лос-Родео произошло столкновение двух “Боингов”-747, один из которых принадлежал компании «КЛМ», другой – “Пан Американ”. Эта страшная трагедия унесла 583 жизни. Причинами, которые привели к этой беде, является роковое и парадоксальное стечение обстоятельств.


Лос-Родеосский аэропорт этим злополучным воскресеньем был серьезно перегружен. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, к тому же радиосвязь страдала от серьезных помех. Из-за этого командир “Боинга” «КЛМ» неправильно истолковал команду прервать полет, что стало роковой причиной столкновения двух маневрировавших самолетов.


Лишь немногим пассажирам удалось спастись через пробоины, образовавшиеся в самолете “Пан Американ”. У другого “Боинга» отпали крылья и хвост, что привело к падению в ста пятидесяти метрах от места аварии, после чего его тянуло еще триста метров. Обе летающие машины загорелись.


На борту “Боинга” «КЛМ» находилось 248 пассажиров, ни один из которых не выжил. Самолет “Пан Американ” стал местом гибели 335 человек, среди которых весь экипаж, а также знаменитая модель и актриса Ив Мейер.

Страшнейшая из техногенных катастроф

Шестого июля 1988 г. в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных истории нефтедобычи. Она произошла на нефтяной платформе «Ріper Alpha», которую построили в 1976 году. Число жертв составило 167 человек, компания понесла убыток около трех с половиной миллиардов долларов.


Самое обидное, что количество жертв могло бы быть намного меньше, если бы не обычная человеческая глупость. Произошла большая утечка газа, за нею последовал взрыв. Но вместо того чтобы сразу после начала аварии остановить подачу нефти, обслуживающий персонал ждал команды руководства.


Отсчет шел на минуты, и вскоре вся платформа корпорации «Occidental Petroleum» была охвачена огнем, загорелись даже жилые помещения. Те, кто мог бы выжить после взрывной волны, сгорели заживо. Выжили только успевшие прыгнуть в воду.

Самая ужасная авария на воде

Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.


Вильгельм Густлофф

Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.


Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.


Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.

Крушение “Вильгельма Густлоффа” (видео)

Наибольшая трагедия экологического характера


Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.


Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.


Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Куда исчезло Аральское море: странные символы на высохшем дне (ВИДЕО)

Ядерная катастрофа


Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.


Чернобыль 1986

Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…


Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.


Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.

Авария на ЧАЭС 1986: Чернобыль, Припять – ликвидация (ВИДЕО)

Катастрофа над Черным морем: Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение


Крушение Ту-154 Министерства обороны РФ

Не так давно произошла катастрофа самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию. Она унесла жизни 64 талантливых артистов ансамбля имени Александрова, девяти известных ведущих телеканалов, главы благотворительной организации – знаменитой Доктора Лизы, восьми военных, двоих госслужащих, всех членов экипажа. Всего в этой страшной авиакатастрофе погибло 92 человека.


Этим трагическим утром в декабре 2016 года самолет дозаправился в Адлере, но неожиданно разбился сразу после взлета. Расследование велось долго, ведь необходимо было знать, какова причина катастрофы Ту-154.


Комиссия, расследовавшая причины аварии, среди обстоятельств, приведших к катастрофе, назвала перегрузку самолета, усталость экипажа и низкий профессиональный уровень подготовки и организации полета.

Результаты расследования катастрофы Ту-154 Министерства обороны России (ВИДЕО)

Подводная лодка «Курск»


Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.


12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.


За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.


Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Подлодка Курск: что случилось на самом деле? (ВИДЕО)

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.


В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.


В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Пароход Адмирал Нахимов: крушение корабля – Русский Титаник (ВИДЕО)

Нефтяная платформа, взорвавшаяся в Мексиканском заливе


Самые страшные экологические катастрофы мира в 2010 году пополнились еще одной, случившейся в Мексиканском заливе в восьмидесяти км от Луизианы. Эта одна из самых опасных для экологии аварий техногенного характера. Случилась она 20 апреля на нефтеплатформе «Deepwater Horizon».


В результате разрыва труб в Мексиканский залив вылилось порядка пяти млн., баррелей нефти.


В заливе образовалось пятно размером 75000 кв. км, что составило пять процентов всей его площади. Катастрофа лишила жизни 11 человек, 17 получили увечья.

Катастрофа в Мексиканском заливе (ВИДЕО)

Крушение «Concordia»


Четырнадцатого января 2012 г. список страшнейших происшествий в мире пополнился еще одним. Возле итальянской Тосканы круизный лайнер «Коста Конкордия» напоролся на выступ скалы, в результате чего у него образовалась пробоина размером в семьдесят метров. В это время большинство пассажиров находились в ресторане.


Правый бок лайнера начал погружение в воду, затем его выбросило на отмель через 1 км от места крушения. На корабле находилось более 4000 людей, которых эвакуировали всю ночь, но спасти удалось не всех: 32 человека все же погибли и сто пострадали.

Costa Concordia – крушение глазами очевидцев (ВИДЕО)

Извержение Кракатау в 1883 году

Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.


Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.


Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.


Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.

Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.

Самое мощное Извержение Вулкана Кракатау (ВИДЕО)

Землетрясение в Спитаке в 1988


Седьмого декабря 1988 года список «Лучшие катастрофы в мире» пополнился еще одной, произошедшей в армянском Спитаке. В этот трагичный день подземные толчки буквально за полминуты «стерли» с лица земли этот город, до неузнаваемости разрушили Ленинакан, Степанаван и Кировакан. Всего пострадали двадцать один город и триста пятьдесят сел.


В самом Спитаке землетрясение имело силу в десять баллов, на Ленинакан обрушилось девятибальная, а на Кировакан – восьмибальная, практически всю остальную часть Армении – шестибальная стихия. Сейсмологи подсчитали, что во время этого землетрясения высвободилась энергия, соответствующая силе десяти взорвавшихся атомных бомб. Волну, которую вызвала эта трагедия, зафиксировали научные лаборатории практически всего мира.


Эта природная катастрофа 25000 человек лишила жизни, 140000 – здоровья, а 514000 – крыши над головой. Сорок процентов промышленности республики вышло из строя, разрушены школы, больницы, театры, музеи, дома культуры, автомобильные и железные дороги.


На помощь были призваны военные, медики, общественные деятели всей страны и зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Активно собиралась гуманитарная помощь по всему миру. По всей пострадавшей от трагедии территории были развернуты палатки, полевые кухни и медпункты.


Самое печальное и поучительное в этой ситуации то, что масштабы и жертвы этой страшной беды могли бы быть во много раз меньше, если бы сейсмическая активность данного региона была принята во внимание и все строения были возведены с учетом этих особенностей. Неподготовленность спасательных служб также внесли свою лепту.

Трагические дни: землетрясение в Спитаке (ВИДЕО)

Цунами в 2004 году Индийский океан – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка


В декабре 2004 года на побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии и других стран обрушилось разрушительное цунами страшной силы, вызванное подводным землетрясением. Огромные волны опустошило эту местность и принесли смерть 200000 человек. Самое обидное, что большинство погибших дети, так как в этом регионе высокая пропорция детей на количество населения, к тому же дети физически слабее и меньше, чем взрослый человек, способны сопротивляться воде.


Наибольшие потери понесла провинция Ачех в Индонезии. Там разрушены практически все постройки, погибли 168000 людей.


В географическом плане это землетрясение было просто огромным. Сдвинулось до 1200 километров породы. Сдвиг происходил двухфазно с интервалом две-три минуты.


Количество жертв оказалось так велико, потому что по всему побережью Индийского океана не было общей системы оповещения.


Нет ничего страшнее бедствий и трагедий, которые лишают людей жизни, крова, здоровья, разрушают промышленность и все, над чем человек трудился долгие годы. Но часто выясняется, количество жертв и разрушений в таких ситуациях могло быть намного меньшим, если бы все относились добросовестно к своим профессиональным обязанностям, в некоторых случаях необходимо было заранее предусмотреть план эвакуации и систему оповещения местных жителей. Будем надеяться, что в будущем человечество найдет способ, как избежать таких страшных трагедий или уменьшить урон от них.

Цунами в Индонезии 2004 год (ВИДЕО)