Добыча гравия, песка и глины Разработка гравийных и песчаных карьеров, Московская область. Добыча песка открытым способом

А.А. МИРОНЕНКО

Карьеры - уникальные географические объекты. Это места добычи тех или иных полезных ископаемых открытым способом, они созданы искусственно и существуют лишь до тех пор, пока человек их поддерживает. Как правило, экологи рассматривают карьер лишь как отрицательное явление. При его создании нарушается почвенный покров, вырубаются деревья, нарушается режим подземных вод. Взрывы и шум техники распугивают зверей и птиц. Пыль оседает на листьях деревьев в окрестных лесах, что приводит к угнетению растительности.

Но заброшенные отвалы карьера, особенно известнякового, становятся домом для многих видов живых существ. В щелях между камнями гнездятся птицы, живут ящерицы. На известняке и песке процветают редкие виды растений. Они плохо переносят конкуренцию со стороны других растений в обычных условиях, но прекрасно растут там, где другие не могут существовать. Отвалы карьеров редко посещаются людьми, и если их не превращают в помойку, то они вполне могут стать убежищем для многих представителей флоры и фауны.

Но в первую очередь карьеры интересны как геологические объекты. С их помощью можно увидеть геологическое строение территории и ее древнейших обитателей. Естественные обнажения для этого подходят далеко не везде, да и глубина карьеров обычно больше, чем оврагов и обрывов рек, а значит, вскрыты более древние слои. По сути карьер - это окно в древний мир Земли, приоткрывшееся лишь на короткий срок.

Самые интересные карьеры в Московской области - известняковые и фосфоритовые. Они вскрывают отложения каменноугольного периода палеозойской эры и юрского периода мезозойской эры. Добыча известняка в Подмосковье ведется уже несколько веков. Это и есть тот камень, благодаря которому Москву стали называть Белокаменной. Сейчас известняк добывают в основном не для строительства и облицовки зданий, а в качестве сырья для производства цемента и на щебенку для дорог. Поэтому блоки известняка не выпиливают, как раньше, а взрывают и дробят.

Возраст отложений известняка - около 300 миллионов лет. Это каменноугольный период палеозойской эры. Иначе этот период называют «карбон». В это время на суше росли густые леса, климат был теплый и влажный; стволы упавших деревьев образовали огромные залежи угля. Так было на суше, например, в районе, где теперь Республика Коми и угольные шахты Воркуты. А на территории Московской области все было иначе - здесь находилось море, неглубокое, довольно теплое и насыщенное жизнью. Многочисленные окаменелости, которые можно найти в карьерах Подмосковья, позволяют нам представить себе экосистемы того времени. Здесь медленно росли коралловые рифы, ползали по дну морские ежи, колыхались в воде морские лилии, плавали рыбы и головоногие моллюски - наутилусы. На дне можно было увидеть брюхоногих моллюсков - гастропод, моллюсков-камнеточцев, зарывающихся в ил и мягкий камень дна, брахиопод (плеченогих), похожих на моллюсков раковинных животных, относящихся к совершенно другому типу - щупальцевым. Иногда попадались трилобиты; эти членистоногие, доминировавшие в морях ордовика и силура, в карбоне уже вымирали. Ни млекопитающих, ни динозавров на Земле в те времена еще не было.

Во время экскурсии в известняковый карьер можно без труда найти множество раковин брахиопод, иголок морских ежей и члеников морских лилий. Сохранность образцов очень разная. Обломки буквально валяются под ногами, а вот чтобы найти целый и крупный образец, нужно постараться. Сложнее найти целые раковины крупных гастропод - беллерофонов, головоногих моллюсков - наутилусов и роющих двустворок рода конокардиум. Самые редкие представители палеофауны Подмосковья - трилобиты, - видимо, дело не только в сохранности окаменелостей, но и в том, что в морях каменноугольного периода они были уже редки. Эти представители палеофауны, пожалуй, самое интересное, что можно обнаружить в карьерах нашего региона. За день на карьере можно собрать неплохую коллекцию окаменелостей.

К сожалению, в действующих сейчас известняковых карьерах практически невозможно найти окаменевшие кости рыб или древнейших рептилий - предков динозавров. По-крайней мере, нам они ни разу не попадались. Но раньше в карьере около Подольска неоднократно находили окаменевшие отпечатки рыб, теперь их можно увидеть в Палеонтологическом музее. Сейчас эти карьеры частично рекультивированы, частично заросли, и для геологических экскурсий не представляют никакого интереса.

Крупный, но разбитый аммонит,
юрский период

Фосфоритовые карьеры, расположенные в районе города Воскресенска, совершенно не похожи на белокаменные известняковые карьеры. Здесь доминирует черный цвет. Похожие на горы черного песка отвалы привлекают коллекционеров окаменелостей. Залежи фосфоритов образовывались в морях юрского периода мезозойской эры. Их фауна очень сильно отличается от фауны палеозойских морей. Здесь доминируют головоногие моллюски - аммониты и белемниты. Спирально закрученные раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром, могут стать украшением любой палеонтологической коллекции. Их диаметр может достигать двух метров, но в Московской области, как правило, встречаются экземпляры от 3 до 20 см. Однако красота их не зависит от размеров. На фосфоритовых карьерах можно найти огромное количество ростров белемнитов, в народе именуемых «чертовыми пальцами». Внешне белемниты были очень похожи на кальмаров, но у кальмара от раковины осталась только тоненькая пластинка на спинной стороне тела, а у белемнитов это была заостренная и довольно массивная внутренняя раковина. В юрских морях белемниты обитали в изобилии, и сейчас их ростры можно без труда найти на любом фосфоритовом карьере. Как правило, их длина около 5-10 см, но попадаются и гиганты в 20-25 см длиной.

Кроме головоногих моллюсков на карьерах юрского периода можно найти окаменевшие раковины двустворок, брахиопод, иглы морских ежей, но их количество по сравнению с аммонитами и белемнитами очень незначительно.

Юрский период - время расцвета динозавров на Земле. Гигантские рептилии царствовали не только на суше, но и в воздухе, и в морях. Впрочем, не все они были гигантскими. Например, среди летающих ящеров были как питающиеся рыбой гиганты с размахом крыльев в десяток метров, так и насекомоядные крошки размером с воробья.

Моря Московского региона были населены настоящими гигантами. Это ихтиозавры, морские хищники, внешне похожие на дельфинов. Они достигали 5-7 м в длину. Подобно современным кашалотам, охотящимся за кальмарами, ихтиозавры ловили белемнитов. Скелеты ихтиозавров неоднократно находили в карьерах Воскресенска. Так что во время экскурсии на карьер вполне реально найти окаменевшую кость древнего ящера. Вынутые ковшом роторного экскаватора, обломки костей динозавров иногда попадаются в отвалах карьеров. Как правило, это позвонки и фрагменты конечностей - ласт. Найти целый скелет, наверно, уже не удастся, добыча фосфоритов там приостановлена, и карьеры рекультивируются.

Краткая информация о самых интересных карьерах Московской области

Станция Гжель

В Гжельском карьере добывают глину для местного кирпичного и керамического завода. Именно из этой глины делается знаменитая гжельская керамика. Глина имеет красный и серо-зеленый цвет. Время образования этих залежей - каменноугольный период палеозойской эры. Судя по всему, они образовывались в эстуарии крупной реки, то есть в месте ее впадения в море. Но что странно - никаких окаменелостей, следов животных или растений в глине не обнаружено, хотя река должна выносить с суши какие-то ветки, листья, тела животных. Версию, что эти глины на самом деле образовывались на больших глубинах, опровергли явные отпечатки волн на поверхности слоев. Так что, видимо, это была заиленная дельта реки. Потом море прошло вглубь суши: более поздние, лежащие ближе к поверхности слои сложены уже не глиной, а известняком. В известняке во множестве встречаются отпечатки раковин двустворок и брахиопод, причем двустворок больше, что в общем не типично для карбоновых отложений Подмосковья.
А морские лилии и ежи в этом карьере очень редки. Зато здесь встречаются одиночные кораллы рода «гжелия», названные так в честь этой местности. Местами в известняке на карьере видны остатки карстовых воронок, образовавшихся в юрском периоде. Выше лежит слой юрских глин, в нем окаменелостей мало, изредка находят крошечные зубы рыб и небольшие куски окаменевшего дерева, замещенного минералом пиритом.

Карьер очень интересен тем, что на его склонах можно увидеть практически все возможные геологические процессы, связанные с обрывами и скалами - оползни, обвалы, размывы поверхности. Можно найти окаменелости и красивые многоцветные кремни. При посещении карьера надо помнить, что после дождя глина очень сильно размокает, и кажущаяся твердой поверхность запросто может провалиться и затянуть ботинок неосторожного исследователя. А отдает добычу и отмывается такая глина с большим трудом!

Между станциями «55 километр» и «Гжель» расположен так называемый стратотип гжельского яруса каменноугольного периода. Отложения, образовавшиеся в течение геологического периода, составляют систему. Системы делятся на ярусы, а стратотип - это классический разрез, по которому был описан данный ярус. Этот стратотип официально считается памятником природы, но, к сожалению, не охраняется и постепенно замусоривается.

Горки Ленинские (близ Домодедово)

Этот карьер хорош тем, что расположен очень близко от Москвы. В нем добывается известняк. Карьер очень красив, стенки состоят из нескольких уступов. В нем можно найти довольно много окаменелостей каменноугольного периода палеозойской эры. Самые интересные местные окаменелости - раковины брюхоногих моллюсков - беллерофонов. Названы они так в честь древнегреческого героя, носившего шлем по форме похожий на эту раковину. Здесь попадаются также брахиоподы, морские лилии и морские ежи, иногда наутилусы, хотя целых раковин этих моллюсков я не находил, только осколки. Довольно много колониальных кораллов. Причем некоторые колонии перевернуты, что свидетельствует о формировании этих отложений в зоне штормов и приливов. Старые отвалы медленно зарастают, и можно видеть, как природа постепенно затягивает эту рану поверхности земли, нанесенную человеком.

Коломна (Щуровский карьер)

Это самый интересный карьер Подмосковья. Но и добираться до него сложнее всего. Расположен он почти в 120 км от Москвы, от электрички надо ехать автобусом, а потом еще и идти пешком. Но карьер того стоит. Такого количества и разнообразия окаменелостей нет ни в одном другом месте. Здесь ближе к поверхности лежат юрские глины, окаменелостей в них немного, но иногда попадаются очень интересные аммониты и юрские двустворки. Аммониты хрупкие, глинистые, зато один раз удалось найти образец размером с хорошую тарелку.

Самое интересное в этом карьере - окаменелости каменноугольного периода. Огромное количество брахиопод, иногда совершенно целых, морские лилии с чашечками, наутилусы, камнеточцы и даже трилобиты встречаются в известняке. Некоторые слои известняка такие мягкие, что после дождей их можно крошить руками, высвобождая окаменелости. Карьер активно разрабатывается, и отвалы постоянно пополняются. Кроме того, на карьере можно наблюдать за рекультивацией отработанной части и увидеть растения, нетипичные для нашей местности, растущие на камнях и песке.

Главная опасность в этом карьере - взрывы, при помощи которых добывают известняк. Так что не стоит приближаться к подготовленным для подрыва участкам поверхности.

Воскресенск (Лопатинский фосфоритовый рудник)

Около города Воскресенска расположены карьеры Лопатинского фосфоритового рудника. На них велась добыча фосфоритов юрского периода мезозойской эры. Карьеров много, но в основном они заброшены и частично рекультивированы. Тем не менее это уникальные для нашего региона места. Здесь расположена единственная в Подмосковье антропогенная пустыня. Правда, благодаря рекультивационным мероприятиям она сокращается и зарастает.

Один из сохранившихся в относительно хорошем состоянии карьеров находится около деревни Елкино. В этом карьере можно собрать неплохую коллекцию юрской палеофауны. Спиральные раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром, ростры белемнитов, двустворки и даже кости ихтиозавров можно найти в отвалах. К сожалению, сама стенка карьера частично затоплена, частично осыпалась, так что для поисков фауны пригодны только отвалы.

Безопасность при посещении карьеров

Во время экскурсии в карьер ни на минуту нельзя забывать о мерах безопасности. Карьер, особенно активно разрабатываемый, - система весьма нестабильная. В нем довольно часто случаются обвалы, оползни, единичные падения обломков породы, представляющие опасность для посетителей карьера. Но если соблюдать основные правила и не совершать необдуманных поступков, то экскурсия по карьеру будет не опаснее обычной прогулки по городской улице.

Первая и основная заповедь исследователей карьера - не стой на краю . Очень часто камень, который с верхнего уступа карьера кажется прочным и надежным, на самом деле имеет толщину в пару сантиметров и висит над десятиметровой пропастью. Достаточно одного шага, чтобы стать частью грандиозного обвала. Нельзя не глядя бросать камни с края карьера , даже если думаешь, что внизу никого нет. За бортом карьера можно не заметить других исследователей, мирно ковыряющих известняк у основания стенки.

Соответственно, изучая известняк в коренном залегании в стенке карьера, не забывайте посматривать вверх - не бродят ли там другие любители геологии и не нависает ли там камень, которому надоели миллионы лет неподвижности.

Надо быть осторожным не только у стенки карьера, но и на отвалах . Камни там, как правило, лежат относительно недавно и не успевают слежаться в прочную конструкцию. Камни часто шатаются, проваливаются и крошатся. А падать среди острых обломков ох как неприятно.

Еще одна опасность, на этот раз исходящая от людей, - это взрывы. Известняковые карьеры часто разрабатываются с помощью взрывов. В Подмосковье взрывы регулярно гремят, например, в Щуровском и Домодедовском карьерах. По правилам, над карьером должны звучать сирены, предупреждающие об опасности за некоторое время до взрыва. Но в реальности все, как обычно, немного не так, как в инструкции. Мое первое знакомство со взрывным способом разработки известняка произошло в Щуровском карьере. На первую сирену, прозвучавшую на пределе слышимости, мы просто не обратили внимания. В карьере постоянно шумит техника, взвывают механизмы, гудит поезд, перевозящий руду. А сирена тихонько взвывает на пару секунд - куда тише, чем вся эта карьерная техника. Прошло около часа. И вдруг, одновременно с новым слабеньким звуком сирены, над карьером с грохотом поднялось облако желто-белой пыли. Земля дала нам хорошего пинка, а над головой засвистели осколки известняка. К счастью, гряда отвалов защитила нас от этих осколков. Но впечатление мы получили сильное.

Что же делать, если от предупреждающих сирен нет никакого толку, а сигнальные ракеты, если они, конечно, вообще еще применяются на карьерах, днем при ярком солнце вообще не видны? Надо просто внимательно смотреть и слушать. Первый и основной признак - уход карьерной техники и рабочих. Когда на карьере наступает тишина, а техника стремительно отступает, это повод задуматься. И отойти подальше от «минных полей». Именно «минные поля» - свидетельство того, что скоро на карьере будет взрыв. Для взрыва выравнивается довольно большая площадка. На ней в шахматном порядке бурятся скважины. Затем в них закладывается взрывчатка, техника удаляется на безопасное расстояние и производится подрыв. Если на «минном поле» бродят рабочие, стоит техника - опасаться нечего. А если нет - лучше отойти подальше.

Ну и кроме того, в карьерах вообще не стоит приближаться к технике, как работающей, так и брошенной. Во-первых, с проезжающего самосвала или разворачивающегося экскаватора запросто может свалиться прямо на макушку исследователю нехилый булыжник. Во-вторых, карьерным рабочим совершенно все равно, сколько килограммов камня, пусть даже в виде брахиопод и наутилоидей, вы вынесете с карьера. Карьер от этого не обеднеет, а с рабочих никто не спросит за пару рюкзаков камней. Но вот если им покажется, что вы хотите открутить пару килограммов цветного металла от стоящего в уголке карьера экскаватора, то разговор будет другой. С них за это очень даже спрашивают. Один раз мне пришлось пережить несколько неприятных минут, убегая от карьерного сторожа, который решил, что я покушаюсь на обломки роторного экскаватора. Меня интересовали лишь ростры белемнитов возле обломков техники, но спорить со сторожем я не стал. На его стороне была тяжелая металлическая палка и весьма большое количество принятого с утра 40-градусного напитка. Впрочем, отогнав нас метров на сто от техники, сторож потерял к нам всякий интерес.

Так что лучше зря рабочих не провоцировать. По моему опыту, в подмосковных карьерах очень спокойно относятся к посетителям. В Щуровском, Домодедовском известняковых карьерах, в Воскресенских фосфоритовых карьерах Лопатинского ГОКа и у станции Цемгигант рабочие вообще не обращают внимания на исследователей.
В Гжельском карьере с недавних пор стали интересоваться целью посещения, но препятствий экскурсантам не чинят. И только в карьере возле станции Пески необходимо сначала зарегистрироваться в управлении карьера, а после этого начинать экскурсию.

Обычно при поиске окаменелостей возникает вопрос: где лучше искать - в коренном залегании, то есть в стенке карьера, или в отвалах? Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Искать в отвалах безопаснее - сверху ничего не упадет, окаменелостей попадается больше и извлечь их из породы целыми значительно проще. Из стенки выбить образец труднее, зато есть небольшой шанс найти большой и хрупкий образец, который может быть очень интересен для коллекции, а в отвалах такие давно превратились в пыль.

Ну и само собой, экскурсию в карьер надо проводить летом или ранней осенью - в сентябре-октябре. Зимой, как и в дождливый сезон, там делать нечего. Несколько часов дождя - и по карьеру можно передвигаться только на бульдозере. Интересно ходить по карьеру после сильного, но непродолжительного летнего дождя, который смывает пыль и вымывает из песка и глины окаменелости, а под жарким солнцем все быстро высыхает.

Так что выбирайте солнечный день, не забывайте об осторожности. И удачи вам в знакомстве с необычными ландшафтами карьеров и с частичкой древнего мира, ненадолго появившейся на поверхности земли.

Открытым способом. В применительно к карьеру по используется термин "разрез".

Открытые горные работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные карьеры появились в связи со строительством в Древнем Египте пирамид; позднее в античном мире в карьерах в больших масштабах добывался мрамор . Расширение области применения открытого способа разработки при помощи карьеров сдерживалось вплоть до начала 20 века отсутствием производительных машин для выемки и перемещения больших объёмов вскрышных пород. В начале 80-х годов в мире посредством карьеров добывается 95% строительных горных пород , около 70% руд , 90% и 20% каменных углей. Масштабы добычи в карьерах достигают десятков млн. т в год (табл.).

Транспортные связи в карьерах обеспечиваются постоянными или скользящими съездами , а с поверхностью — траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается выработанное пространство . Посредством вскрышных работ покрывающие породы перемещаются в отвалы, иногда размещаемые в выработанном пространстве, добычные работы обеспечивают выемку и перемещение полезных ископаемых на промышленную площадку для первичной переработки или для отгрузки потребителю. Так формируются основные грузопотоки в карьерах, во многом определяющие его облик и технологические особенности.

При глубине карьера до 100 м с крепкими вмещающими породами в себестоимости 1 м 3 вскрыши до 25-30% занимают буровзрывные работы , 12-16%- , 35-40%-транспорт и 10-15% — отвалообразование; с увеличением глубины карьеров доля расходов на транспорт увеличивается до 60-70%. Современные карьеры — высокомеханизированные предприятия, оснащённые производительными машинами и механизмами для дробления , выемки, транспортирования и складирования горных пород. Применительно к крупным карьерам определяющим является мощное горное и транспортное оборудование. Для бурения взрывных скважин применяют тяжёлые буровые станки (шарошечные с удалением буровой мелочи сжатым воздухом) массой до 100-130 т, развивающие усилие на долото 60-70 тс (диаметр скважин до 300-450 мм), лёгкие буровые станки. Основной тип взрывчатых веществ — гранулированные аммиачно-селитренные гранулиты (бестротиловые простейшего состава), граммониты (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводнённых скважинах). Механическое рыхление осуществляется рыхлителями, мощность которых достигла 735 кВт, а масса 130 т. Электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м 3 при длине стрелы до 26 м — основное выемочно-погрузочное оборудование на добыче угля и руды. Одновременно широко распространяются гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м 3 . Совершенствуются одноковшовые погрузчики различных моделей с ковшами вместимостью 4-20 м 3 , массой от 25 до 180 т и приводом мощностью от 184 до 1040 кВт; основная часть моделей — с шарнирно-сочленёнными рамами, поворачивающимися на 35-45°. На вскрышных работах внедряются всё более мощные мехлопаты и драглайны (применяется вскрышная мехлопата массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 135 м 3 при мощности привода 22 тысяч кВт и драглайн массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 168 м 3 при длине стрелы 92 м).

Созданы автоматизированные системы перспективного, текущего и оперативного планирования горных работ в карьерах по всем технологическим процессам, включая рекультивацию земель, нарушенных открытыми горными работами. Для определения конечных границ и производительности карьеров применяют ЭВМ. В компьютерную систему закладываются данные условий залегания, информация о мощности вскрышных пород, другие геологических факторы, экономические показатели (плановая производительность карьера, капитальные вложения , стоимостные данные), требования по охране окружающей среды .

В связи с большим масштабом горных работ и глубиной карьеры изменяют циркуляцию масс воздуха (холодный воздух "стекает" в карьер), создают особый микроклимат (см. Проветривание карьеров).

В этой статье:

Песок – один из самых востребованных строительных материалов. Так как люди его используют в хозяйственной и строительной деятельности. Но, несмотря на то, что песок буквально лежит у нас под ногами, добыча этого полезного ископаемого в промышленных объемах – дело непростое, которое требует знаний технологии и огромных финансовых вложений. Поэтому далее мы рассмотрим, как организовать предприятие по добыче и производству песка?

Как оформить добычу песка?

Чтобы деятельность по добыче песка была легальной, необходимо оформить карьер и зарегистрировать предприятие.

Зарегистрировать предприятие лучше как ООО на упрощенной системе налогообложения. Далее нужно получить право на пользование карьером и оформить лицензию.

Такая лицензия действительна в течение 5 лет, но потом ее можно продлить.

В процессе легализации бизнеса могут понадобиться следующие коды ОКВЭД и нормативные документы:

  • 14.21 – «Разработка песчаных и гравийных карьеров»;
  • 14.22 – «Добыча каолина и глины».
  • ГОСТ 8736-93 – «Песок строительный. ТУ»;
  • ГОСТ 4417-75 – «Песок кварцевый для сварочных работ».

Технология добычи песка

Выбор технологии добычи песка зависит от происхождения строительного материала – карьерный, морской или речной. Добыча песка может выполняться следующими методами:

  • открытым ,
  • закрытым .

Добыча песка открытым способом

Добыча песка открытым способом является более распространенной. При этой технологии применяются скреперы, самосвалы, экскаваторы, подвесные канатные дороги и иное оборудование. Месторождения нерудных полезных ископаемых обычно скрыты под слоями почвы и глинистыми породами. Их называют вскрышами.

Перед тем как начать добычу песка, скреперы и бульдозеры осуществляют вскрышные работы. Это позволяет предотвратить попадание различных примесей в песок. Соотношение объема слоя породы к общему объему полезных ископаемых называют коэффициентом вскрыши. Следующая операция – прокладывание траншей для рабочих уступов и транспортных путей. Высота уступа определяется техническими характеристиками экскаватора.

Обычно для добычи песка используют одноковшовый или многоковшовый экскаватор. Объем ковша этой спецтехники варьируется от 0,25 до 15 м 3 .

Песок, который добывается этим методом, обычно желто-оранжевого цвета и не самый лучший по своим свойствам. Поэтому в дальнейшем производят его очистку, после которой материал можно использовать в приготовлении штукатурных и кладочных растворов, в производстве кирпича.

Технология добычи песка закрытым (гидромеханизированным) способом

Добыча песка со дна водоемов осуществляется гидромеханизированным способом. Для освоения подводных месторождений используют земснаряды или плавучие установки. Они выглядят как понтон, который фиксируется и перемещается с помощью якорей, тросов и свайных устройств. На этом оборудовании располагается землесос – мощнейший насос . На дно водоема опускается механический рыхлитель и землесос. Эти устройства работают совместно, и разрыхленный песок всасывается в трубу и далее в виде гидросмеси перемещается по плавучему пульпопроводу, который состоит из звеньев труб и поплавков.

В завершение пульпа (смесь песка и воды) помещается в гидроотвалы, откуда вода стекает обратно в водоем. Одновременно с этой операцией выполняется отмывка полезного ископаемого от глинистых и пылевидных примесей.

Бизнес-план по разработке карьера и добыче песка

Цель проекта – добыча разнозернистого кварцевого песка с месторождения (карьера) и его реализация на территории Российской Федерации.

Планируется, что разработка месторождений на предприятии будет осуществляться открытым способом. Благоприятные горно-геологические условия позволяют осуществлять вскрышные работы одновременно с добычей полезных ископаемых. Средняя высота уступов для месторождения кварцевого песка составляет 5 метров – 1 уступ, а предельный угол откоса – 35-40°.

На месторождениях кварцевого песка вода может быть подсечена на глубине около 8 метров. Дебит воды не существенный, при котором все работы можно осуществлять без откачки. Капитальные затраты на добычу песка

Затраты на покупку оборудования

1. Экскаватор «Hyundai R220LC-9S» (производство-Корея).

Технические характеристики:

  • мощность — 194 кВт/263 л.с.;
  • объем ковша – 1,43 м 3 ;
  • глубина копания – 6 440 мм.

Цена экскаватора составляет 5 744 681 рублей.

2. Погрузчик «SEM 639 B», 1,7 м 3 .

  • Объем ковша – 3,0 м 3 ;
  • Мощность двигателя — 162/220 кВт/л.с;

Цена погрузчика – 1 468 085 рублей.

3. Автомашина самосвал КрАЗ – 6510.

Технические характеристики:

  • Грузоподъемность – 18 000 кг;
  • Объем платформы – 12 м 3 .

Цена автомашины – 2 648 936 рублей.

4. Утепленный вагончик. Цена – 478 723 рублей.

5. Рации. Цена – 24 468 рублей.

6. Пожарный щит. Цена – 8 511 рублей.

7. Баки 200 литров под топливо. Цена – 28723 рублей;

8. Бак под масло 200 литров. Цена – 9 574 рублей;

9. Обогреватель на солярке. Цена – 4 255 рублей;

10. Газовая плита. Цена – 7 447 рублей;

11. Газовый баллон. Цена – 3 191 рублей;

12. Питьевые баки. Цена – 5 106 рублей;

13. Дизельный генератор для вагончика. Цена – 350 000 рублей;

14. Столы. Цена – 4 255 рублей;

15. Стулья. Цена – 2 128 рублей;

16. Холодильник. Цена – 5 318 рублей.

Итого капитальные затраты: – 10 799 401 рублей.

Затраты на аренду техники из Европы для перевозки грузов (в год):

  • Тягач «Volvo» (7 шт.). Цена – 24 592 340 рублей;
  • Самосвальный полуприцеп «Schwarzmuller» (7 шт.).

Технические характеристики:

  • Полезный груз – 33 тонны;
  • Собственный вес – 9,2 т.

Цена – 10 876 882 рублей;

Установка гидроузлов (7 шт.) – 1 000 851 рублей;

Таможенные операции – 2 861 150 рублей;

Затраты на доставку – 1 340 425 рублей.

Итого: 40 671 648 рублей.

Затраты на оплату заработной платы для производственного персонала на месторождении полезного ископаемого

Прораб (1 чел.) – заработная плата в месяц – 31 915 рублей; в год — 382 980 рублей.

Экскаваторщик (2 чел.) – заработная плата в месяц – 80 064 рублей; в год – 960 768 рублей;

Водитель погрузчика (1 чел.) – заработная плата в месяц – 30 532 рублей; в год – 366 384 рублей.

Водитель КрАЗа (1 чел.) – заработная плата в месяц – 42 553 рублей; в год – 510 636 рублей.

Учетчик (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Сторож (2 чел.) – заработная плата в месяц – 34 021 рублей; в год – 408 252 рублей.

Повар (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Итого фонд заработной платы за год составит – 3 127 404 рублей

Затраты на обустройство карьера

Огнетушитель (3 шт.) – 4 468 рублей;

Заправка газового баллона – 5 957 рублей;

Каски строительные (3 шт.) – 2 553 рублей;

Голицы (10 пар) – 1064 рублей;

Дождевики (3 шт.) – 2 872 рублей;

Лопаты строительные (5 шт.) – 1 277 рублей;

Фонарь на вагончик (1 шт.) – 2 128 рублей;

Спецодежда и обувь для 5 человек – 53 191 рублей;

Топор (2 шт.) – 1 702 рублей;

Молотки (3 шт.) – 702 рублей;

Кувалда (3 шт.) – 3 191 рублей;

Щипцы (3 шт.) – 638 рублей;

Отвертки (3 набора) – 2 128 рублей.

Ключи гаечные (3 набора) – 15 957 рублей;

Плоскогубцы (5 шт.) – 532 рублей;

Переноски (3 шт.) – 511 рублей;

Собака (2 шт.) – 6 383 рублей.

Итого: 105 254 рублей.

Расчет стоимости питания рабочих на карьере

Стоимость 1 обеда – 117 рублей;

Количество рабочих – 9 работников;

Стоимость обеда в месяц – 22 117 рублей;

Стоимость обеда в год – 265 404 рублей.

Прочие затраты

Затраты на кормление 2 собак за год составят 61 277 рублей.

Затраты на аренду (в год): дом в селе вблизи карьера – 76 595 рублей;

Ассенизаторская машина – 12 766 рублей;

Итого: 89 361 рублей.

Затраты на рекламу

  • Аренда билбордов (3 шт.) – 38 298 рублей;
  • Реклама в газете – 5 106 рублей;
  • Реклама на радио – 10 638 рублей;

Итого затраты в месяц – 54 042 рублей;

Итого в год – 108 084 рублей.

Косвенные расходы

  • Расход дизельного топлива на содержание парка спецтехники – 17 литров в год. Средняя стоимость дизельного топлива составляет 30 руб./литр;
  • Расход смазочных материалов на эксплуатацию вспомогательного оборудования – 3 тыс. литров в год. Цена смазочных материалов – 22 руб./литр;
  • Коэффициент использования техники – 0.2;

Итого расходы на ГСМ составят: (17 000 * 30 + 3000 * 22) * 0,2 = 115 200 рублей.

Затраты на отчисление налога на добычу песка

На период с 1.01 по 31.12.2013 года ставка на добычу песка составляет 5,5 %.

Итого затраты на оплату налога составят: 0, 055 * 77 750 000 = 4 276 250 рублей.

Итого расходы на добычу песка составляют: 48 819 882 рублей.

Выручка

Ежегодные объемы добычи кварцевого песка:

  • Песок мелкозернистый – 60 000 м 3 ;
  • Песок среднезернистый – 70 000 м 3 ;
  • Песок крупнозернистый (отсев) – 80 000 м 3 ;
  • Песок повышенной крупности – 45 000 м 3 .

Выручка за год составит:

  • От реализации песка мелкозернистого (Цена – 150 руб./м 3): 60 000 * 150 = 9 000 000 рублей.
  • От реализации среднезернистого песка (Цена – 300 руб./м 3): 70 000 * 300 = 21 000 000 рублей;
  • От реализации крупнозернистого песка (Цена – 400 руб./м 3): 80 000 * 400 = 32 000 000 рублей;
  • От реализации песка повышенной крупности (Цена – 350 руб./м 3): 45 000 * 350 = 15 750 000 рублей.

Создание искусственных островов или уничтожение естественных гор: люди постоянно изменяют облик планеты. И шахтеры превосходно справляются с этой задачей изменяя все большие пространства ландшафта. Некоторые котлованы изрытые дробилками в попытках извлечь руду, являются настоящим чудом технологии, а крупнейшие из них видны из космоса.

Часть этих удивительных примеров человеческой способности подчинять себе природу создана в форме открытых карьеров. Этот способ добычи используют когда ресурсы залегают слишком близко к поверхности, а состав почвы не позволяет использовать туннелирование. Стараниями шахтеров карьеры растут до момента исчерпания ресурсов. После того как карьеры истощаются они превращаются в свалки, или искусственные озера, но не смотря на это они продолжают поражать воображение своими масштабами. Мы предлагаем вам увидеть лучшие из самых огромных карьеров в мире.

Алмазная трубка «Мир»

Владелец: Алроса
Ресурсы: алмазы
Расположение: Россия, г. Мирный
Разработка начата в 1957

В настоящее время это вторая по величине техногенная воронка в мире. Этот алмазный рудник находится на территории России, в районе города Мирный. «Мир» настолько огромен что над ним запрещены полеты,поскольку горные выработки создают очень сильный нисходящий поток воздуха. Карьер, разработка которого началась в 1957 году, до своего закрытия в 2011 году добывал до 10 млн карат алмазов в год. «Мир» был печально известен своими ужасными условиями. Зимой температура в карьере опускается настолько, что замораживает машинное масло и резину,и приводит к постепенному осыпаю карьера. К моменту закрытия рудника время подъема автомобиля со дна карьера на поверхность достигло 2 часов.

Алмазная трубка «Дьявик»

Владелец: Rio Tinto (60%), Harry Winston Diamond Corporation (40%)
Ресурсы: алмазы
Расположение: Канада
Разработка начата в 2003

Алмазная трубка «Дьявик» расположена на территории Канады и не менее впечатляет чем «Мир» несмотря на то, что она существенно меньше своего российского аналога. «Дьявик» производит 8 млн карат алмазов в год, а разработку рудника начали в 2003 году. Наиболее примечателен он тем,что расположен на острове Лак Де Грас,что позволяет наблюдать удивительные метаморфозы: летом карьер окружен кристальной гладью воды, а зимой окутан ледяной пустыней. На «Дьявик» ведет зимник - сезонная дорога доступна только два месяца в году, она растягивается по поверхности замершего озера в 375 км севернее Йелоунайф. Все остальное время попасть в «Дьявик» можно только по воздуху.

Каньон Бингем

Владелец: Rio Tinto
Ресурсы: медь
Расположение: Юта, США
Разработка начата в 1904

Видимый из космоса и также известный как Кеннекотт, медный рудник Каньона Бингем самый глубокий разрез в мире. Первооткрывателями рудника были Мормоны - обнаруживающие его в середине 19 века, на тот момент месторождение достигало 1,2 км глубиной, 2,5 мили в ширину и занимало площадь более 7,7 км 2. Удивительно, но не смотря на то, что карьер разрабатывается с 1904 года, добычу на месторождении предполагают вести до 2030 года.

Калгори Супер Пит

Владелец: Kalgoorlie Consolidated Gold Mines
Ресурсы: Золото
Расположение: Калгори, Австралия
Разработка начата в 1989 году.

Золотая жила «Фемистон Опен Пит» является самой большой золотоносной жилой в мире, ее обычно называют «Супер Пит». Разрез продолговатой формы находиться на западе Австралии, длиной достигает 3.5 км, шириной - 1,5км и в глубину опускается более чем на 320 метров. «Супер Пит» производит более 850 тыс. унций золота в год.

Карьер Хал-Раст-Махонинг

Владелец: Hibbing Taconite
Ресурсы: Железная руда
Расположение: Миннесота, США
Разработка начата в 1893

Карьер Махонинг начали разрабатывать как подземную выработку, но железная руда оказались слишком близко к поверхности и разработку пришлось вести открытым способом. Сейчас карьер Махонинг достигает 8 км в длину, 3,2 км в ширину и 180 метров в глубину. В ходе разработки месторождения было принято решение объединить несколько более маленьких выработок в один большой карьер. Для такого «слияния» было необходимо перенести город Хиббинг, расположенный в непосредственной близости от карьеров. Перенос города занял 2 года и 16 млн долларов, за то время было перенесено почти 200 жилых домов и 20 офисных зданий. На пике производства,межу Первой и Второй мировой войной разрез добывал 14 часть всей железной руды производимой в США. Сегодня спустя почти 100 лет, компания Hibbing Taconite по прежнему использует Махонинг для добычи полезных ископаемых.

Токепала

Владелец: Southern Copper Corporation
Ресурсы: Медь
Расположение: Такна, Перу
Разработка начата в 1960

Анды являются домом сразу для нескольких самых огромных в мире шахт. Токепала достигает 700 метров в глубину, а диаметр поперечника достигает более 2,5 км. Взглянув на фотографию сделанную спутником НАСА можно увидеть гигантские горные отвалы, образовавшие искусственные горы вдоль северной части шахты.

Алмазная трубка «Екати»

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Северо-Запад Канада
Разработка начата в 1998

Екати расположена в 300 км от Йелоунайф, и была обнаружена во времена золотой лихорадки. После открытия проекта в 1985 году, земли начиная от Великих озер и до полярного круга перепродавались как геологические лотерейные билеты. Научное открытие доказавшее что кимберлитовые трубки - признак месторождения алмазов сделало Екати еще одним Джек потом в этой лотерее.

Карьер Кимберли

Владелец: Da Beers
Ресурсы: алмазы
Расположение: Кимберли, Южная Африка
Разработка начата в 1871

Название - Гигантская Дыра - вот что дает на самом деле дает разгуляться фантазии. Разрез глубиной 240 метров, является крупнейшей выработкой в мире на которой добыча велась ручным способом. Месторождение изначально принадлежало братьям Да Бир приведшим к борьбе за патентные лицензии с Хал-Раст-Махонинг.

После 16 лет раскопок в крайне жестких условиях маленькие карьеры расположенные в регионе пришли к решению о создании конгломерата, и объединению всех выработок в одной компании Da Beers Consolidated Mines Limited. Простоя в позаброшенном состоянии более 100 лет шахта была превращена в объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карьер Грасберг

Владелец: Freeport-McMoRan
Ресурсы: медь, золото
Расположение: Папуа, Индонезия
Разработка начата в 1990

Месторождение Грасберг крупнейший золотой прииск в мире и третий по величине медный рудник. Бурное прошлое Грасберг включает десятки экспедиций, нападение повстанцев и строительство на 55 миллионов долларов вышедшее за рамки бюджета.
В 30-х годах голландская научная экспедиция отправилась исследовать один из самых высоких пиков голландской Ост Индии. В отчет экспедиции было сообщалось о обнаружении запасов золота и меди, которые впоследствии стали Карьером Эртсберг. Из-за труднодоступности — месторождение располагается в горном массиве на высоте более 4100 метров над уровнем моря - затраты на строительство были определены в 175 миллионов долларов; проект предполагал строительство — 116 км дорог, взлетно-посадочной полосы, электростанции и порта. В 1977 году группа повстанцев напала на шахту и устроила диверсию заложив взрывчатку на железнодорожную ветку выработки.

Спустя 10 лет после нападения, компания Freeport пришла к выводу, что выработка истощенна, и начала исследовать окрестности месторождения в надежде попутные месторождения меньшего размера. Компания сорвала куш на месторождении Грасберг, расположенном в 3 км от Эртсберг с максимальными запасами меди — 40 млрд. долларов. На аэроснимки ниже вы можете увидеть как выглядит Грасберг сейчас. И хотя Эстберг стали разрабатывать в 30-х годах и инвестировали в него около 175 млн долларов — он слишком мал, для того что бы его было видно.

Чукикамата

Владелец: CODELCO
Ресурсы:: медь, золото
Расположение: Чили
Разработка начата в 1882

Если говорить о объемах, то вы не найдете выработку больше чем Чилийская Чукикамата. Перейдя в гос. собственность после Чилийской национализации 1970 года, выработка достигла 4,3 км длиной, 3 км шириной и почти 900 метров глубиной.

В течении краткого периода Чукикамата удерживала самый большой объем годового производства. До объединения с карьером «Эскондида» в 2002 году, на карьере работала самая большая плавильная печь и самый большой электролитический нефтеперерабатывающий завод в мире. Очевидно что территория в районе шахты использовалась на протяжении многих сотен веков, спустя 17 лет после начала работ в заваленной временной выработке был обнаружен «медный человек» датируемый 500 годом до нашей эры.

Эскондида

Владелец: Minera Escondida
Ресурсы: Медь
Расположение:пустыня Атакама, Чили
Разработка начата в 1990

«Эскондида» производит больше меди чем любой другой карьер в мире. За 2007 «Minera Escondida» произвела более 1,5 млн тонн меди на сумму более 20 млрд. долларов. Строительство карьера началось после того, как исследования показали высокую степень вероятности существования медного пояса в регионе, всего в 300 км от карьера Чукикамато.

Беркли Пит

Владелец: Atlantic Richfield компании
Ресурсы: медь, серебро, золото
Расположение: Монтана, США
Разработка начата в 1955

Разработку рудника прекратили 30 лет назад. С тех пор без водяных насосов позволяющих сохранить карьер открытым, 540 метровая яма наполнилась дождевой водой. Несмотря на то, что сверху вода кажется кристально чистой, на самом деле в ней варится настоящий суп из тяжелых металлов и опасных химических элементов - таких как мышьяк, серная кислота и кадмий На самом деле вода в карьере настолько насыщена минералами что «Montana Resources» добывает 180 тыс. тонн меди в месяц перекачивая воду в окрестные пруды.

Шахту открыли в 1955 году, производство находилось в районе 1 млрд. тонн ресурса и в последствии выросла настолько, что владелец месторождения «Anaconda» купил соседний город что бы продолжить экспансию.

Юба Голдфилдс

Владелец: Western Aggregate
Ресурсы: Агрегированые
Расположение: Калифорния, США.
Разработка начата в 1848

Юба Голдфридс располагается вдоль реки Юба в Калифорнии. Месторождение было оформлено во времена золотой лихорадки в 1848-55 годах. Находясь в русле реки прииск пребывал в зачаточном состоянии, но как только прошел слух о перспективности региона крупные горнодобывающие компании стали активно инвестировать проекты в регионе. Чтобы минимизировать производство компании начали открывать прииски с использованием давления водяных струй в предгорьях Сьерра-Невады. Вскоре в реку было сброшено так много отходов и мусора, что русло реки поднялось на 100 футов и в некоторых районах разрушило и затопило населенные пункты в районе реки.

В настоящее время район исчерпал свой золотой запас и хотя он все еще используется для добычи составляющих бетона, его планируют превратить в заповедник. Юба Голдфридс известны их необычным видом, при взгляде на аэрофотосъемку видно как горы, ручьи, и ямы созданные под влиянием многолетней горной добычи — подобно кишке, растянулись вдоль русла реки.

Алмазная трубка «Удачная»

Владелец: АЛРОСА
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Республика Саха, Россия
Разработка начата в 1988

Глубина «Удачной» достигает более 600 метров, хотя она и не так широка как «Мир». Обнаруженная чуть позже чем «Мир», «Удачная» настолько удалена от цивилизации, что в для проекта был построен собственный небольшой город для работников рудника названый в честь месторождения. С 2010 года «Алроса» изменила вид добычи на руднике на подземный, поскольку открытая выработка карьера стала более не рентабельной.

Олимпик Дам

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: медь, золото, серебро, уран
Расположение: Южная Австралия
Разработка начата в 1988.

Несмотря на то, что подземная шахта BHP Billiton запланировала расширение до размеров самого огромного в мире открытого карьера, она уже сейчас растянулась очень далеко от того, что некогда было станцией Роксби Даунс Шипс. Представьте себе, что это месторождение - тонны меди, урана, золота и серебра.

Олимпик дам обладает четвертым по величине запасом меди в мире и является крупнейшим в мире месторождением урана. Даже без расширения площади карьера Олимпик дам потребляет ежедневно 35 млн. литров воды.