Потешки и прибаутки чем отличаются. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества

ПОТЕШКИ

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

ПРИБАУТКИ

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОТЕШКИ

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.

Об умелом использовании потешек для педагогических целей оставила свидетельство в своих записях виднейшая сибирская собирательница М.В. Красноженова. Она написала, что А.Н. Широкова пестует свою дочь, приучая знать названия частей лица и головы:

Нос лепешкой! Нос лепешкой!/Щечки - булочки у нас.

Ай, люленьки, люли, /Щечки-булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,/А глазки - коринки... и т. д.

Привнесение новой информации в сознание ребенка подобным методом всегда оказывается плодотворным, ибо окрашивается эстетическим чувством ребенка.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

ПРИБАУТКИ

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром - общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир "жизни-игры", внешние впечатления его предельно ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу "колыбельного" периода (2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре и игрой. Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было таким образом предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в "разомкнутый" и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

  • Потешка — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» — положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

    Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька.
    Пройди, Катя, горенкой,
    Топни, Катя, ноженькой.

    А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:

    Тра-та-та, тра-та-то,
    Пожалуйте, решето:
    Мучки просейте,
    Пироги затейте
    С гречневой кашей,
    Пироги для Маши!

    А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Кстати сказать, в глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово-заклинание может повлиять на природу, заставить расти волосы…

    Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что такое хорошо» и «что такое плохо»: «Маму, дочка, слушайся», «Мал, мал, не хорош! Ты водички не принес».

    Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка — это веселая народная школа для самых маленьких.

    Народные потешки

    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки!
    — Что ели?
    — Кашку!
    — Что пили?
    — Бражку.
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Шу, полетели!
    На головку сели!
    Сели, посидели,
    Прочь улетели!

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    Иван, Иван, вырывай бурьян,
    Чтоб росла морковка,
    Большая, как мутовка,
    Чтоб росла репка,
    Сладкая да крепкая,
    Чтобы вырос огурец,
    Длинноусый молодец.

    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    «Мал, мал, не хорош!
    Ты водички не принес.
    Кыш, пошел!»

    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая —
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ.
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает,
    Забодает, забодает!

    Лепим, лепим пирожки,
    Замесили из муки,
    Сели мы на лавочку,
    Угостили бабушку,
    Побежали в огород,
    Там собрался весь народ,
    Вот котёнку пирожок,
    Вот утёнку пирожок,
    И Серёжке на зубок.

    Аристархов Сережа

    Мышка наша маленька,
    Маленька, удаленька.
    Она в поле побежала,
    Колосков насобирала.
    Не страшна теперь зима, —
    Будут полны закрома.

    Безуглый Женя

    Мышки, мышки побежали,
    Сорок кошек напугали,
    Кошки заревели
    И мышат всех съели.

    Сорокина Ася

    Собачка, собачка,
    Ты беги, беги.
    Маленького мальчика
    Ты учи, учи.
    Бегать, прыгать и скакать,
    Будет мальчик повторять.

    Жигунов Алёша

    Стало солнце подниматься,
    Стал и Ваня просыпаться,
    А потом и умываться.
    И быстрей пошёл гулять,
    И снежком в ребят бросать
    Ай-яй-яй
    Ты быстрей вставай.

    Лавров Матвей

    Ходила Маша в лесок,
    Не теряла носок.
    Ходила Маша на речку,
    Видела овечку.
    Любит Маша ходить
    И собачку гулять водить.

    Фрейшист Наташа

    Бежали мы по дорожке,
    А навстречу красные сапожки,
    Сапожки, сапожки!
    Обуйте наши ножки,
    Чтобы ножки не устали,
    Чтобы ножки не хромали.

    Середкин Олег

    Скачет зайчик по дорожке,
    Скок, скок.
    Правой ножкой, левой ножкой,
    Скок, скок.
    Прыгай, прыгай, вместе ножки,
    Скок, скок.
    И похлопаем в ладошки,
    Скок, скок.

    Лобова Наташа

    Повар, повар, поварёнок!
    Молодёнок, удалёнок!
    Повар скалкою стучал,
    Повар миской громыхал,
    Ложки, вилки разбирал
    Да кастрюли наполнял.
    Повар ноченьку не спал —
    Званный ужин накрывал,
    Всех гостей он созывал,
    Вкусным блюдом угощал.
    Гости ели, пили,
    Повара хвалили,
    Котлы опустошили,
    Домой укатили.
    А повару оставили
    Лишь посуду разбирать-
    Ложись, бедняжка-кулинар,
    Не кушавши в кровать!

    Печинина Вика

    Ванечка, Ванюша,
    Кашку всю ты скушай.
    Стукни ложкой,
    Топни ножкой.
    Хлопни ты в ладоши,
    И погладь ты кошку.

    Гудзюк Аня

    Аня бежит по дорожке,
    Где же Сашины ножки?
    Мы за ручки Сашеньку возьмём,
    И за Анечкой пойдем.
    Топ, топ, топоты,
    Это Сашины следы.

    Филинкова Аня

    Утром солнышко проснулось.
    Деткам в окна улыбнулось.
    Ты, Юрасенька, вставай,
    И кроватку заправляй.

    Филинков Юра

    Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
    Вас положим на подушки.
    Полежите, полежите,
    Отдохните и поспите.

    Киреев Петя

    Бегемотик к нам идёт,
    Он подарки нам несёт,
    А когда он их раздаст,
    То тогда пойдем мы в пляс.

    Малые жанры фольклора - это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

    Подробнее о каждом из них.

    Пестушки

    Пестушка - происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

    Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

    Большие ноги

    Шли по дороге:

    Топ, Топ, Топ,

    Топ, Топ, Топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке:

    Топ, Топ, Топ,

    Топ, Топ, Топ.

    Потешка

    Следующим жанром является потешка .

    Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой - физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

    «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

    А что ели? Кашку!

    А что пили? Бражку!

    Кашка масленька!

    Бражка сладенька!

    (Бабушка добренька!)

    Попили, поели, ш-у-у-у...

    Шуууу!!! (Домой) Полетели!

    На головку сели! ("Ладушки" запели)

    Сорока!

    Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

    Сорока-ворона,

    Деткам отдала.

    (загибают пальчики)

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    Зачем дров не пилил?

    Зачем воду не носил?

    Прибаутка

    Прибаутка (от слова баять - то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

    Например

    Сова, совинька, сова,

    Большая голова,

    На колу сидела,

    В стороны глядела,

    Головой вертела.

    Пословицы

    Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

    Хлеб-всему голова.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Семеро одного не ждут.

    Сытый голодному не товарищ.

    Игры

    Для игр были специальные песни.

    Игры могли быть:

    Целовальные

    Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

    Обрядовые

    Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

    Сезонные

    Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

    Пример целовальной игры:

    Селезень

    Селезень утку загонял,

    Молодой серу загонял,

    Пойди, Утица, домой,

    Пойди, Серая, домой,

    У тя семеро детей,

    А восьмой Селезень,

    А девятая сама,

    Поцелуй разок меня!

    Заклички

    Следующий вид малого жанра фольклора - это заклички . Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!

    Прилетите к нам,

    Принесите нам лето теплое,

    Унесите от нас зиму холодную.

    Нам холодная зима наскучила,

    Руки, ноги отморозила.

    Считалки

    В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки - это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

    Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

    Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

    Аты-баты, сколько стоит?

    Аты-баты, три рубля

    Аты-баты, он какой?

    Аты-баты, золотой.

    Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

    Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

    Аты-баты, сколько стоит?

    Аты-баты, три рубля.

    Аты-баты, кто выходит?

    Аты-баты, это я!

    Скороговорки

    Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Загадки

    Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

    «Висит груша - нельзя скушать».

    Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

    Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка.

    Департамент города Москвы

    ГОУ Педагогический колледж №5

    Реферат по предмету детская литература

    «Потешки»

    Выполнила студентка 1 курса экстерната: Картавцева Н.Л.

    группа: 1«а»

    Преподаватель: Щепоткина С.В.

    Москва, 2009

    Введение 4

    Определение потешки 5

    История потешки 6

    Значение потешки 7

    Список литературы 14

    Введение

    Существует давняя традиция - сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

    Определение потешки

    ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоц. состояние. Наиболее. популярные сюжеты потешки "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!" ); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

    История потешки

    Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает свое творчество найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Художественное народное искусство создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство называют фольклором. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.

    Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

    Значение потешки

    Поэзия пестования, согласно - объединяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, докучные сказки. Эта группа многообразна по поэтике, по характеру исполнения, по своему бытовому назначению. Именно эти жанры отражают взгляды народа на воспитание, в них озабоченность физическим, психическим и нравственным здоровьем ребенка. Совокупность и взаимосвязь их дают то, что следует называть "народной педагогикой", вернее педагогикой раннего детства, так как использование этих жанров особенно важно в первые годы жизни ребенка, отсюда и второе название раздела - "материнская поэзия". Ценность фольклорных произведений этой группы обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют ребенка вслушиваться в звучащую речь. Это особенно важно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слово. В процессе вслушивания возникают слуховые ориентировочные реакции (слуховая аутостимуляция), позволяющие установить двусторонний контакт с ребенком на звукопой основе. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, отличает от шумов и музыкальных звуков. Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммировано в самом тексте малых фольклорных форм:
    Люли-люли-люлюшки,
    Прилетали гулюшки
    Прямо к Маше в люлюшку
    Да спотешали любушку.
    Повторяющиеся звукосочетания рассчитаны и на развивающуюся подражательную способность ребенка.
    Потешки, частушки, прибаутки содержат разнообразный звуковой материал для овладения первыми звуковыми навыками. Поэзия пестования готовит ребенка к игре, раскрывает эстетическую суть игры на уровне слова, открывает разнообразный окружающий мир.
    II. Бытовой фольклор объединяет жанры, отразившие различные стороны детского быта. Это круг произведений "сельскохозяйственной детской словесности", прикрепленный к разным моментам участия детей в заботах повседневной жизни взрослых:
    Ти-та-та, ти-та-та. Пожалуйте решета. Мучки насейте, Пирожки затейте.
    Эта песня-перегудка сопровождала процесс замеса теста. При возвращении из леса с удачной добычей приговаривали так:
    Уж ты, гриб Грибовой, Доведи меня домой.Либо сам, либо сын, Либо пасыночек.

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
    Вот проснулся петушок,
    Встала курочка.
    Подымайся, мой дружок,
    Встань, мой Юрочка. или:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Ванечка - хороший!
    Ванечка - пригожий!
    Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
    Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись.
    На деточка пойдет,
    Через киску упадет! или:
    Встань, малыш, еще разок,
    Сделай маленький шажок,
    Топ,топ!
    -
    Ходит мальчик наш с трудом,
    Первый раз обходит дом,
    Топ, топ!
    Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
    Травка - муравка, сосна поднялась,
    Птица - синица за зерна взялась,
    Зайка - за капустку, мышка - за корку,
    Детки - за молоко.
    или:
    Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
    При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:
    Вот и люди спят,
    Вот и звери спят.
    Птицы спят на веточках,
    Лисы спят на горочках,
    Зайцы спят на травушке,
    Утки на муравушке,
    Детки все по люлечкам...
    Спят - поспят, всему миру спят велят.
    Во время одевания на прогулку:
    Вот они, сапожки:
    Этот с левой ножки,
    Этот с правой ножки,
    Если дождичек пойдет,
    Наденем калошики;
    Этот - с правой ножки,
    Этот - с левой ножки.
    Вот так хорошо!
    Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
    Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
    Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
    В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:
    Солнышко, солнышко,
    Загляни в окошечко.
    Ждут тебя детки,
    Ждут малолетки.
    Дождик, дождик,
    Полно лить,
    Малых детушек мочить.
    В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Что так рано встаешь,
    Деткам спать не даешь?
    Наши уточки с утра:
    Кря,кря, кря.
    Наши гуси у пруда:
    Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
    Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
    На дубочке,
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые.
    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
    Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с
    радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
    Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
    В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
    Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
    В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
    Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
    Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
    Валенки - валенки,
    Невелички маленьки.
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.
    Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу
    При укладывании спать:
    Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
    Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.
    Баю-бай, баю-бай,
    Ты, собаченька, не лай.
    Белолапа, не скули,
    Нашу Таню не буди.
    Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.

    Список литературы

      Арзамасцева И.Н., С.А. Николаева Детская литература

      Зубарева Е.Е. Сигов В.К. Скрипкина В.А. Детская литература учебник

      Кравцов Н.И. Славянский фолклор

    Ма́лые жа́нры фолькло́ра - это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

    Виды малых жанров фольклора

    Колыбельная песня

    Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Пестушка

    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперёк толстонюшки

    А в ручки хватюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!

    Потешка

    Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

    Примеры

    Прибаутка

    Прибаутка (от баять , то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история , которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

    Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

    Пословицы и поговорки

    Поучают чему-то.

    • Дорога ложка к обеду.
    • Волка бояться - в лес не ходить.
    • Рыбак рыбака видит издалека.
    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    • У страха глаза велики.
    • Глаза боятся, а руки делают.
    • Под лежачий камень вода не течёт.
    • Не надобен клад, коли в семье лад.
    • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    • Старый друг лучше новых двух.
    • Друзья познаются в беде.
    • Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил.
    • Мягко стелет, да жёстко спать.
    • Родина - мать, умей за неё постоять.
    • Семеро одного не ждут.
    • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
    • Пчела мала, но и та работает.
    • Хлеб всему голова.
    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • Волка ноги кормят.
    • Дело мастера боится.

    Игры

    Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

    • целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
    • обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
    • сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

    Пример целовальной игры:

    Селезень

    Селезень утку загонял,
    Молодой серу загонял,
    Пойди, Утица, домой,
    Пойди, Серая, домой,
    Утя семеро детей,
    А восьмой Селезень,
    А девятая сама,
    Поцелуй разок меня!

    В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

    Заклички

    Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную.
    Нам холодная зима надоскучила,
    Руки, ноги отморозила.

    Считалка

    Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля
    Аты-баты, он какой?
    Аты-баты, золотой.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, кто выходит?
    Аты-баты, это я!

    Скороговорка

    Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

    Ехал грека через реку.
    Видит грека: в реке рак,
    Сунул грека руку в реку -
    Рак за руку греку - цап!

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Загадка

    Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

    Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Он на сивой на телеге,
    На скрипучем на коне,
    Топорищем подпоясан,
    Ремень за пояс заткнут,
    Сапоги нараспашку,
    На босу ногу зипун.

    Общая история

    Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

    Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.