Есенин егэ литература. Подготовка к ЕГЭ по литературе

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины» Есенин: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Творческий путь Есенина продлился всего 10 лет.

Некоторое время Есенин был связан с течением имажинизм, которое провозглашало «победу образа над смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов»

1.Тема Родины

«Гой ты, Русь, моя родная…

«Топи да болота»

«Каждый труд благослови, удача»

«Край любимый! Сердцу снится…»

Поэма «Русь» (1914)

«Неуютная жидкая лунность»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Поэма «Русь советская» (1924)

(Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как её облик. Но остаются неизменными те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить».

2.Тема родной природы.

«Несказанное, синее, нежное…»

«Клён ты мой опавший…»

«Песнь о собаке»

«Корова»

Никто до Есенина не писал с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом о животных.

3.Философские мотивы лирики. Поэзия последних лет отмечена стремлением к гармони-ескому мироощущению. Приятие жизни, родственное пушкинскому, находит порой у Есенина почти декларативное выражение: «Приемлю всё. Как есть всё прнимаю…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Отговорила роща золотая…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

4.Любовная лирика. Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг». Любовь предстает в стихах Есенина как живая сила, освещающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни.

«Письмо к женщине»

Цикл «Персидские мотивы»: «Улеглась моя былая рана…»

«Ты сказала, что Саади…»

«Голубая да весёлая страна»

«Шагане ты моя, Шагане…» и др.

Цикл «Любовь хулигана» Спасение заблудшего человека возможно только через любовь:

«Заметался пожар голубой…»

«Ты такая ж простая, как все…»

«Пускай ты выпита другим…»

«Дорогая, сядем рядом…»

Мне грустно на тебя смотреть…»

«Ты прохладой меня не мучай…»

«Вечер чёрные брови насопил…»

Айседора Дункан – последняя любовь Есенина.

Поэма «Чёрный человек» (1925)

Поэма «Анна Снегина» (1925)

В поэме слились основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская».

Жанр – сам Есенин определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. События поэмы раскрываются через судьбу, сознание и чувства поэта и главной героини Считал лучшим произведением.

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая Тургеневым, развитая Чеховым, получила у Есенина свою интерпретацию: он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнёзда исчезли».

Главная тема – Октябрь и деревня.

Действие поэмы начинается со времени февральской революции и заканчивается рассказом о событиях гражданской войны.

Снегина – символ чистоты, как снег, символ утраченной навсегда юности.

Герои ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы.

1.Укажите название художественного приёма, к которому прибегает Есенин для создания образа живой природы:

Дымом половодье зализало ил,

Жёлтые поводья месяц уронил.

2.Какой приём используется в приведённом ниже фрагменте из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

3.К какому литературному течению одно время принадлежал Есенин и которое оказало влияние на его творчество?

4.Опрелите художественное средство выразительности, используемое Есениным:

А)Белая берёза Принакрылась снегом

Под моим окном Точно серебром

Б) «Рассвет рукой прохлады росно Сшибает яблоки зари»

В) «Синь то дремлет, то вздыхает»

Г) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»

Д) «Звонко чахнут тополя»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.ч

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

5.Как называется художественный приём, использованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает?

6.Как называется изобразительное средство, которое Есенин использует во второй строфе («воробышки игривые, как детки сиротливые»)?

7.Укажите термин, которым обозначается средство выразительности «А по двору метелица ковром шелковым стелется».

8.Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака»)?

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

9.Как называется повтор согласных звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2 строфе и неприятие грубости и жестокости в 3 строфе?

10. Назовите поэтический приём, дважды использованный в 4 строфе, который передаёт напряжённость, драматизм ситуации.

11.Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.

12Как называется художественный приём, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?

13.Какой приём иносказательной выразительности использован в двух последних строках стихотворения?

14. В каком году написана «Анна Снегина»?

15. С каким произведением русской классики первой половины XIX века роднит «Анну Снегину» отсутствие экспозиции, открытый финал, наличие ретроспективных описаний, использование формы писем, тема дворянских гнезд, описание первой любви героев, дистанция между автором и героем?

16. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение С.А.Есенина «Анна Снегина».

17. Кто был прототипом Анны Снегиной?

18. Любовный сюжет в «Анне Снегиной» раскрывается импрессионистично, как череда фрагментов, цепь впечатлений, ощущений. Как называется такой тип композиции?

19. Что ответил лирический герой «Анны Снегиной» на вопрос: «Скажи, кто такой Ленин?»

20. Узнайте героя по портрету.

Мужик – что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовнёй наградил.

Носил он две белых медали

С японской войны на груди.

21. Кто расстрелял Прона Оглобина?

Узнай, что в двадцатом годе

Расстрелян Оглобин Прон.

22. Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в «Анне Снегиной», создающий настроение, являющийся эмоциональным фоном произведения:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

23. Откуда на имя Сергея пришло письмо, начинающееся словами:

Вы живы?.. Я очень рада…

Я тоже, как вы, жива

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова

Теперь я от вас далеко…

Письмо матери

24.Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчёркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

25.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Впишите соответствующие номера в порядке возрастания.

1)ирония 2)эпитет 3)повтор 4)риторический вопрос

5)сравнение

26.Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди , как восемь лет назад.

Не б уди того, что отмечталось…

27.Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке: «Ты одна мне несказанный свет»?

28.Каким размером написано стихотворение «Письмо матери»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного содержания

С1.В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о родине?

С2.Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера стихотворений с указанием их авторов и обоснуйте свой выбор)

С3.Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С4.Каково ведущее настроение стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С5.Какую тему, отражённую «Поёт зима – аукает…» и в лирике С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 19 века (на примере творчества нескольких поэтов)?

С6.Почему Есенин определил жанр стихотворения «Песнь о собаке» как «песнь»?

С7.Как различные поэтические приёмы помогают автору выразить пафос стихотворения

С8.Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношений человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Задания с развёрнутым ответом (сочинения)

1.Как раскрывается тема любви в лирике Есенина?

2.С помощью каких художественных средств Есенин раскрывает перед нами мир природы?

3.Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина?

4.Как раскрывается тема «малой родины» в творчестве Есенина?

5.Согласны ли вы с у4тверждением, что лирика Есенина носит «исповедальный характер»?

6.Как биография Есенина отразилась в его творчестве?


Сергей Есенин (1895-1925)
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестья­нина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин око­ло шести лет воспитывался в доме деда и бабки по матери, о которых он с любовью вспоминает в своих стихах и автобиографии. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Учился Есенин в сельской начальной школе, затем в за­крытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас-Клепиках. Весной 1912 г. Есенин при­езжает в Москву. Его отец в то время работал приказчи­ком в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин со­гласился взять сына приказчика в контору при лавке, но вскоре, поссорившись с хозяином, юноша уходит не только из лавки, но и от отца. В поисках своего пути в литерату­ре Есенин входит в московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Посещающие кружок рабочие ти­пографии Сытина помогают ему устроиться подчитчиком в корректорской. В 1913-1914 гг. Есенин посещает лекции в народном университете Шанявского, много читает (Белин­ского, Некрасова, Гоголя, Кольцова). За участие в стачечном движении типографских рабочих он попадает под надзор полиции. Осенью 1914 г. Есенин становится секретарем ре­дакции журнала «Друг народа», подготовленного суриковским кружком. Написана для журнала антивоенная поэма «Галки». Поэма была конфискована полицией еще в набо­ре. В первом и единственном номере «Друга народа» Есе­нин поместил стихотворение «Узоры». Еще ранее, в 1914 г., в детских журналах «Доброе утро» и «Мирок» появились его первые стихи.
Начинающий поэт стремится в Петербург, в «большую литературу». Приехав в столицу, прямо с вокзала он отправ­ляется со своими стихами на квартиру к Блоку. Блок вы­слушал Есенина, отобрал несколько стихотворений для печа­ти и познакомил его с С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Есенин сблизился с кружком С. Городецкого, часто бывал в «Привале комедиантов», был благосклонно принят в сало­нах 3. Гиппиус и графини Клейнмихель, а также в подвалах артистов и библиоманов, в кабаках и фешенебельных ресто­ранах, за кулисами театров. В 1915 г. в журнале «Северные записки» было опубликовано первое по-настоящему «есенин­ское» стихотворение - «Русь» (1914), в котором наиболее полно отразилось художественное кредо молодого поэта.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Уже в следующем, 1916 г. выходит в свет его первая книга стихов «Радуница».
Особенность таланта Есенина состояла не в каком-либо особом своеобразии темы и «народности» стиля, а в новиз­не мироощущения. Как поэт он вступил в непосредственные отношения с действительностью, вернул первоначальному ощущению бытия простоту и силу, утраченные поэзией декаданса, отгородившейся от мира мистическими, религи­озными, эстетическими теориями. Следует отметить, что мо­лодому Есенину не были чужды религиозные и этические концепции XX века, но воздействие их сдерживалось «кре­стьянской» природой, той народной традиционной русской культурой, которую Есенин усвоил еще с «молоком матери». Самобытное дарование Есенина будет не раз подвергаться искушению модных теорий и философий, однако он всегда будет возвращаться к своим природным корням.
Источником лиризма поэзии Есенина является прежде всего родная природа - в ней основа всего мироощущения, всего бытия поэта:
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
У Есенина почти нет завершенных пейзажей, картин природы, ему не присуща статическая определенность форм, очертаний, цвета. Он больше сосредоточен на процессе изменения форм и красок, на самой жизни природы, посто­янном обновлении ее облика.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Столь же подвижна природа в песенных зачинах («За­шумели над затоном тростники...»), в заимствованных из народной поэзии образах («А по двору метелица ковром шелковым стелется»). Лес, озеро, береза, роса, месяц, заря, начало дня и наступление вечера каждый раз видятся по-новому, выглядят по-иному. Образ природы в поэзии Есе­нина всегда художественно индивидуален благодаря его чувственной конкретности и удивительной точности в пе­редаче запаха, звука, цвета.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес...
Сохнет стаявшая глина,

На сугорьях гниль опенок.
С наступлением весны «пахнет вербой и смолою», в летний вечер «вишнями и мхом», свой запах есть у дере­венского престольного праздника: «Пахнет яблоком и ме­дом По церквам твой кроткий Спас». Звуки природы вос­принимаются тонким слухом и поэтической душой. Сердце поэта как бы вмещает то великое единство природы, которое называется жизнью. Именно такое впечатление создалось у М. Горького, впервые услышавшего «Песнь о собаке»: «Пос­ле этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «пе­чали полей», любви ко всему живому в мире и милосер­дия, которое - более всего иного - заслужено человеком». И действительно, обилие олицетворений, образная вырази­тельность стиха в поэзии Есенина основаны прежде всего на глубокой гуманности его отношения к миру.
Словно белою косынкой
Подвизалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки.
В лирике Есенина обрели новую жизнь традиции русской классической поэзии XIX в., в первую очередь А. А. Фета.
Природа не является единственным предметом внимания в поэзии Есенина: он пишет о любви, о войне, о людях Рос­сии, использует исторические и фольклорные сюжеты, но она сопутствует всем событиям, героям, настроениям, духом род­ной природы постоянно исполнено лирическое «Я» Есенина, всегда пронизанное светом искренности: «Есенинское «Я» - совершенно особое, большое, глубокое, озаренное до последней капли, обнаженное с небывалой жесткостью к самому себе».
Тема родины, России, органично вошла в поэзию Есенина. В 1914 г., когда появились первые стихи Есенина о родине, эта тема волновала многих в связи с начавшейся войной, однако голос Есенина в общем хоре отличался неповтори­мостью и своеобразием. Его патриотическое чувство в ран­ний период было во многом стихийным, в какой-то мере оно оставалось таким на протяжении всей его жизни. Попытки поэта выйти из области чувства в сферу идейно-философ­скую рождали образ противоречивый, смутный.
Молодому Есенину Русь рисовалась богомольной, срод­ни «христовой невесте» Городецкого. Часто повторяющееся определение «кроткая» напоминает распространенное мне­ние о духовном смирении мира патриархальной деревни, взыскующей Бога. Покорно пахари уходят на войну, сми­ренно мать молится о сыне: «Родина, черная монашка, чита­ет псалмы по сынам». Есенину были с детства знакомы хри­стианские обряды и обычаи, семейная и календарная об­рядность русской деревенской жизни. Он свободно владел книжно-церковной образностью и архаическим велеречием. Есенин не подражал «народному православию» - это было собственное мироощущение поэта, воспитанного в традици­ях народной культуры, поэтому мы часто находим у него мотивы и сравнения, восходящие к православной образнос­ти: «хаты - в ризах образа», «рощи - в венчиках икон­ных», поля, как святцы; ивы - кроткие монашки и т. п.
Наряду со стихами, овеянными религиозными настрое­ниями, он пишет и такие произведения, как «Устал я жить в родном краю...», «За темной прядью перелесиц...», «Я снова здесь, в семье родной...», отражающие внутренний разлад, борьбу противоречивых чувств в душе поэта:
О, сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Характерно, что и в буйстве своем, и в тоске («Но и я кого-нибудь зарежу под осенний свист»; «Уйду бродягой и вором»; «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь») Есенин по-русски народен. «Со времени Коль­цова, - напишет позднее о творчестве Сергея Есенина другой поэт, его современник, Борис Пастернак, земля Рус­ская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».
Душевный конфликт в лирике Есенина - не только от­ражение интимных переживаний, но и отголосок того круп­ного исторического конфликта, который окрасил все сферы русской жизни предреволюционных лет. Социально-исто­рическая основа лирики Есенина обусловлена глобальным кризисом в Российской империи 1905 - 1917 гг., неизбежно­стью разрушения старого мира и появления нового.
Есенин принял революцию 1917 г.: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Не случайно в этот период он сотрудничает в изданиях, представляющих интересы партии эсеров. Там печатаются его поэмы «Преображение», «Окто­их», «Инония». Он искренне отрекается от «кротости» и «смирения» и прочих ценностей христианства и пытается обрести новую веру, поскольку, и в этом парадокс, не верить Есенин не может. Более того, свой новый символ веры в 1918 г. он формулирует при помощи именно христианских тек­стов и образов:
Слава в вышних богу
И на земле мир!
Месяц с синим рогом
Тучи проводил.
Кто-то вывел гуся
Из яйца звезды,
Светлого Исуса
Проклевать следы.
Кто-то с новой верой,
Без креста и мук,
Натянул на небе
Радугу, как лук.
Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
(«Инония»)
Предельная искренность была присуща Есенину на про­тяжении всей его жизни. И тогда, когда он, «последний поэт деревни», возглавил в 1918 г. в Москве группу имажинистов, и тогда, когда, «прослыв хулиганом и скандалистом», влю­бился в сорокалетнюю американскую танцовщицу-босоножку А. Дункан (ставшую впоследствии женой Есенина) и вместе с ней уехал путешествовать по странам Западной Европы и Америки (1922-1923). Он был искренним, ког­да, вернувшись в Советскую Россию, почувствовал себя «еще более влюбленным в коммунистическое строительство». В нем противоборствовали, а подчас и органично сосуще­ствовали две разнонаправленные силы. Одна влекла к тому, что строилось, преображалось, утверждало жизнь, - Есенин верил, что это преображение таится именно в советском строе: «через каменное и стальное вижу мощь я родной страны». Светлое, жизнеутверждающее начало, имеющее также два лика - героический и лирический, воплощено в таких его произведениях, как «Анна Снегина», «Персидские мотивы», «Поэма о двадцати шести», «Русь советская», написанных примерно в одно время - в первой половине 1920-х гг. Вто­рая сила, в конечном итоге приведшая Есенина к трагичес­кому саморазрушению и появлению «Черного человека» (1925), была сродни бунтарской стихии самосожжения, сти­хии анархической; она владела душой поэта, когда он писал своего «Пугачева» (1921), «Исповедь хулигана» (19211), «Москву кабацкую» (1924). После смерти Есенина Алексей Толстой написал несколько строк, которые свидетельствуют о том, что в последние месяцы жизни разлад в душе Есени­на достиг трагической вершины: «Умер великий нацио­нальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».

Известный в стране поэт, баснописец, литературный деятель, мой земляк Сергей Михалков в своем выступлении на торжестве, посвященном 110-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина, рассуждает над вопросом, что “к чуду поэзии нельзя привыкнуть”.

Проблема эта литературоведческая. Еще со времен Леонардо да Винчи и Гомера поэты и живописцы спорили, что чудеснее: поэзия или живопись. Каждый из полемистов приводил свои доводы, но главным в дискуссии стал неоспоримый тезис: поэзия обладает более широкими возможностями. Движение, ритм, действие,

развивающееся во времени, – вот что делает поэзию настоящего мастера истинным Чудом!

Сергей Михалков эту литературоведческую проблему, которая, несомненно, является вечной, рассматривает с позиций социальных. На его взгляд, поэзия Сергея Есенина не только часть души русского народа, но она и есть та книга, та живописная словесная картина, по которой мир, вчитываясь в стихи рязанского поэта, представлял и представляет нас, русских людей, как могучую и великую нацию. А разве это не чудо, что по четырем книгам одного человека можно составить мнение о целом народе!

Я разделяю точку зрения Сергея Михалкова.

Да, поэзия С. А. Есенина – это чудо.

В чем же таится ее секрет, ее колдовская сила? На мой взгляд, чудо – в простоте. Читая “Радуницу” и другие страницы книг Есенина, я вижу, как пленительна смена времен года, как прекрасны поля и леса, через которые, меняя и смешивая краски, как бы проходит “колышущаяся нива золотая”. Ясно представляю себе тоскующий тополь и слышу, как “плачет где-то иволга.”.

Настоящим открытием стали для меня слова киноактера Сергея Безрукова, признавшегося на страницах одной из газет, что, сыграв роль Сергея Есенина, он, Безруков, сам изменился. Пережив чужую трагедию, пропустив через себя каждую есенинскую строчку, он не может уже играть олигархов и бандитов. Разве это не чудо!?


Другие работы по этой теме:

  1. “Вся моя автобиография – в сти­хах”, – писал Есенин. Чем крупнее ху­дожник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее со­временникам полностью оценить его...
  2. Дата рождения: 3 октября 1895 года Дата смерти: 28 декабря 1925 года Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт,...
  3. Знаменитый русский поэт проявил себя в своём творчестве, как прекрасного и утончённого лирика, способного разворошить в душе каждого читателя прекрасные чувства. Его лирика чудесна, красива...
  4. С. Н. Сергеев-Ценский С семи лет он писал стихи, рисовал, лепил из глины. А в одиннадцать лет отважился написать повесть. Показал ее отцу. Отец, не...
  5. Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди­ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою “малую” родину –...

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) - поэт.

Родился Есенин в крес­тьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, со­ставлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), кото­рый он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, при­рода средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классичес­кая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есе­нин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 -1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэти­ческом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции . Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начи­нают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжаете Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница» , в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910- 1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа По­садница», «Ус», «Исус-младенец», «Голубень» и др.). Осно­вой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира леса­ми и болотами.

Герой лирики Есенина молится «дымящей земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной боль­шой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве ».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая «праздники побед­ные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила» (1916) поэт зовет Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере», которой теперь при­вержен он сам. В стихотворении «Тучи с ожереба...» (1916) поэт как будто предсказывает революцию - «преображе­ние» России «через муки и крест» и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий мета­морфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечива­ет природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916), «Запели тесаные дроги» (1916). Но уже отчетливей просту­пают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапи­ва» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то «нежный отрок», «сми­ренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем» и т.д. («Наша вера не погасла» (1915), «Разбой­ник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творче­стве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоцен­ки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иордан­ская голубица» (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник «Голубень », вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт вы­пускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 году вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, при­несшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ . Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэ­зии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян про­никнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебристая дорога...», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...» и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому ми­роощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («», «Отговорила роща золотая.. .», «Мы теперь уходим понемного... » и др.).

«Не жалею, не зову, не плачу... » (1922) - одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну­то лиризмом, предельной душевной открытостью, изоби­лует «земными» образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно­временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») - образ мифологический, символичес­кий - образ розового коня. Розовый конь - символ вос­хода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и недели­ма; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Со­рокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итого­вым произведением, в котором личная судьба поэта осмыс­лена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

2. Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы» (1924-1925).
«Попытка обрести согласие с самим собой и с миром нашла творческое выражение в „Персидских мотивах“. Стихи цикла написаны с осени 1924 по август 1925 года. Сам романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. В 1924 году он написал стихотворение „На Кавказе“, в котором любовный сюжет увязан с душевным кризисом поэта:
Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
„Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной“.
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
Есенин сам создавал „Персидские мотивы“, „тоску леча“ и „душой своей опальной“, сам пытался „забыть ненужную тоску“ „прекраснейшей поэмой“. Его стихи о любви к персиянке органично входят в контекст русской классической литературы и продолжают ее традиции. Стихи писались на Кавказе, однако выбор поэта пал на страну Саади - на Персию, чему был ряд причин. Но прежде всего на темы, сюжеты, тональность, а главное, на сам образ любви „Персидских мотивов“ повлияли персидские лирики. Любимая в персидской поэзии превосходит своей красотой саму природу, она исключительна, а лирический герой подмечает в любовном страдании нюансы, невидимые другим.
В этом цикле Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия , он творил образ ласкового и шафранного рая. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с голубой страной, т. е. страной-идеалом, мужицкой мечтой. После революции голубой цвет почти исчез из его лирики. Если в 1916 году Россия ассоциировалась с образами вроде: „Голубеет небесный песок“, „В голубой купается пыли“, в 1924 году Россию поэт рисовал иными красками: „Закат обрызгал серые поля“, „Принакрытые сереньким ситцем. Этих северных бедных небес“. Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой . (