Феодор стратилат в чем помогает. Великомученик Феодор Стратилат — житие

Великомученик Феодор Стратилат — это один из святых признанных всеми христианскими церквями. Он с давних пор почитается на Руси, о чем свидетельствуют древние храмы, во имя этого святого. К ним относится и церковь Феодора Стратилата на ручью. Она считается одним из самых красивых образцов средневековой новгородской архитектуры и послужила источником вдохновения для многих русских зодчих на протяжение почти 7 веков.

Так кем же был Феодор Стратилат? Узнать подробности его жития поможет эта статья.

Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.

Согласно традиции православной церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаит. Он был храбрым, красивым юношей, исповедовавшим христианство. В довольно молодом возрасте он поступил на службу в римскую армию. В правление императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне увидели, что те, кто уверовали в Спасителя, с радостью принимают мученическую смерть за веру. Тогда язычники стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением у народа. С этой целью были убиты и несколько других важных сановников из окружения Ликиния.

Житие

Феодор Стратилат стал почитаем среди сограждан после того, как убил змея, жившего севернее его родного города Евхаита. По преданию, это кровожадное чудовище пряталось в провале на незасеянном поле. Раз в день оно выбиралось на поверхность, нападало на скот и людей, а насытившись, возвращалось в свое логово.

Феодор решил избавить жителей Евхаита от этой напасти. По дороге к убежищу зверя он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудила пожилая христианка Евсевия, в хижине которой находились мощи Феодора Тирона, и дала совет, как победить чудовище. Будущий великомученик помолился и попросил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на коня и, доскакав до поля, вызвал змея на бой. После того как чудище выползло из своего логова, конь Феодора вскочил на его спину и всадник с Божьей помощью смог поразить зверя копьем.

Когда жители Евхаита увидели тело поверженного змея, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие решились отвергнуть языческих богов.

Проповедничество

После спасения Евхаита от чудовища Феодор был назначен стратилатом (военачальником) в город Гераклею. Там он начал открыто проповедовать христианство и преуспел в этом вопросе. Вскоре императору Лицинию было доложено, что большая часть жителей Гераклеи и ее окрестностей обращена в новую веру. Тот послал к стратилату сановников, которые должны были привести Феодора в Рим. Однако будущий великомученик сам пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою преданность Риму и императору, а также послужить примером для народа.

После того как письмо было отослано, Федор стал денно и нощно молиться, пока однажды он был освещен неземным светом и услышал голос с небес, который произнес: «Дерзай! С тобою я!».

Гибель

Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных изваяний языческих богов. Феодор Стратилат (фото с его изображением см. ниже) попросил у Лициния разрешения разместить идолов в своем доме, якобы для того чтобы он всю ночь имел возможность воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил изваяния и раздал фрагменты золотых и серебряных статуй нищим.

Утром центурион Максентий заметил бедняка. Тот нес в руках голову золотой статуи Венеры. Тогда Максентий велел его схватить и узнал от нищего, что голову ему отдал Феодор Стратилат. Об этой неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максентий незамедлительно доложил императору. Вызванный на допрос великомученик признался в своей вере во Христа и стал доказывать Лицинию, что тот заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спросил императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог ничего возразить на доводы своего стратилата, повелел подвергнуть Федора пыткам. Его высекли, жгли огнем, заточили в темницу, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли.

Решив, что Федор умер, Лициний велел оставит его на кресте, но ночью ангел Господен освободил его и излечил раны. Увидев это чудо, жители Гераклеи уверовали во Христа и решили проявить неповиновение, требуя прекратить преследование своего стратилата.

Великомученик не позволил им пролить кровь. Он выпустил из тюрем узников, которым повелел жить по заветам Господа, и исцелил пришедших к нему больных. Затем, отдав последние распоряжения, сам пошел на добровольную казнь. 319 года по приказу Лициния ему усекли голову, а тело доставили и похоронили в родном городе Федора — Евхаите, в имении родителей великомученика.

Чудеса

После смерти и погребения святой стал помогать христианам и наказывать их врагов в разных уголках земли.

Так, согласно патриарху Антиохийскому и Иоанну Дамаскину, жившим в 7-8 веках, при захвате Сирии сарацинами храм Феодора, расположенный недалеко от Дамаска, был подвергнут осквернению. Его разорили и стали использовать, как жилище. Однажды один из сарацинов выстрелил из лука в изображение Стратилата. Испущенная им стрела попала в плечо святого и по стене потекла кровь. Сарацины и их семьи, жившие в здании, все же не покинули храм. Однако спустя некоторое время все они умерли. Причины болезни, поразившей неверных, остались невыясненными, при этом все, кто жил по соседству болезнь обошла стороной.

Еще одно чудо произошло в ходе последнего сражения войны 970-971 годов между русскими и византийцами. Согласно «Повести временных лет» святой Феодор Стратилат помог грекам сдержать войско Святослава Игоревича при существенном численном перевесе руссов.

Память

День Федора Стратилата отмечается Православной церковью по юлианскому календарю 8 февраля и 8 июня, а Католической — 7 февраля. С 2010 года с благословления Патриарха Кирилла великомученик является небесным покровителем Федеральной Службы Судебных Приставов РФ.

Феодор Тирон

Существует множество икон, на которых изображено два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка прозванный Тироном. По преданию, оба воина родились в одной и той же римской провинции. был ратником мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиниться своему центуриону Вринку и не принял участие в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученика не были повреждены огнем, и их похоронила в своем доме христианка Евсевия.

Житие обоих святых тесно переплетается друг с другом, а их часто изображают вместе. Это связано с тем, что во период существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в военной мощи государства. Обоих Феодоров также связывали с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змеем.

Храм Феодора Стратилата на Ручью

В честь этого святого были освящены церкви в разных уголках планеты. Среди них особое место занимает храм на Ручью, который находится в Великом Новгороде. Он был заложен в 1360 году на пожертвование новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Натальи.

Церковь святого Феодора Стратилата — это классический памятник средневекового новгородского зодчества. Ее здание представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку в виде куба, у которой фасад, особенно апсиды и барабаны украшены разнообразными декоративными элементами. С западной стороны к храму примыкают колокольня и пристройка, возведенные в 17 веке. Адрес сооружения: ул. Федоровский ручей, д. 19-а.

Храм интересен и тем, что на его стенах можно прочесть средневековые «граффити» в том числе шуточного содержания, оставленные новгородцами около 700 лет назад. Сегодня церковь функционирует, как музей и ее посещение включено во многие экскурсионные программы.

Церковь Феодора Стратилата есть и в столице. Храм, посвященный этому святому, находится недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке и он был построен в 1806 году.

Челтер-Коба

В Крыму и по сей день действует монастырь Феодора Стратилата, считающийся одним из древнейших на полуострове. Он был основан иконопочитателями в 8-9 веке, и просуществовал до 1475 года, пока не было захвачено Османской империей. В монастыре проживало 15-20 человек. Всего сохранилось 22 пещеры разного назначения, в том числе используемых в качестве келий. Есть и большой трапезный зал.

Возрождение обители, которая принадлежит РЦП, началось в 2000 году.

Теперь вы знаете подробности жития одного из самых известных великомучеников, почитаемых православной и католическими церквями. Вам также известно, где находится известный храм Феодора Стратилата в Великом Новгороде, поэтому, оказавшись в этом городе, вы сможете полюбоваться этим великолепным произведением средневекового русского зодчества.

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

Жизнеописание

Научный подход к житию

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Федора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Первый список на славянском языке - это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. ????????) XVI века, в переводе Арсения Грека.

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль).

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.


Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

События жития святого

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

Сирии Дамаска Анастасий Синаит Иоанн Дамаскин Святослав Игоревич

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны Годуновой

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, - Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

8. Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты
9. Серапис - египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение
10. Аполлон - греко-римский бог солнца и умственного просвещения
11. Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии
12. Ликиний в переводе с латинского, значит - веятель; Феодоръ - с греческого Божий дар
13. Нотарий - скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты
14. Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою
15. Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонный Руси, ныне западная Украина
16. Святой Феодор был усечен мечем в 319 году

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.