Из статьи 13 конституции рф 5 запрещается. Раздел первый

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что Россия не является суверенным государством.

Статья 15 пункт 4 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Разъяснение.

Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими принципами и нормами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН - является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами, цитирую: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Статья 13 пункт 2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Разъяснение.

Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию. В то же время Статья 13 пункт 1 гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это означает, что в России идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.

Статья 29 пункт 5 Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Разъяснение.

Надо понимать, что цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды. Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В статье 79 мы видим, что Российская Федерация может передавать часть своих полномочий (например, полицейских или военных) международным органам, а нарушены ли за счёт этого чьи-либо права или нет, уже будут решать международные органы (см. ст.15 п.4 – о приоритете международных договоров над российскими законами).

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статья 75 (пункты 1 и 2) гласит, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль», а «денежная эмиссия осуществляется исключительно.

Разъяснение

Центральным банком Российской Федерации», «которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Получается, что российское государство не может контролировать выпуск денег. Данную функцию взял на себя Центральный банк Российской Федерации, который действует независимо от государства. Кому подчиняется Центральный банк? Как известно, Россия является членом Международного Валютного Фонда, и поэтому МВФ – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк. Но об этом подробнее в следующей статье.

Вывод: В конституции РФ мы видим ряд статей, которые свидетельствуют об отсутствии идеологического (Статья 13 пункт 2, Статья 29 пункт 5), юридического (Статья 15 пункт 4, Статья 79) и частично экономического (Статья 75 пункты 1 и 2) суверенитета. Но все выше представленные статьи конституции Российской Федерацией являются всего лишь прелюдией к анализу федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России)», который значительно лишает Россию экономического суверенитета.

Последняя редакция Статьи 13 Конституции РФ гласит:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Комментарий к Ст. 13 КРФ

1. Статья 13 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принципы идеологического, политического общественно-организационного многообразия (плюрализма) (ч. 1-4), а также пределы их осуществления (ч. 2 и 5), в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера, распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это ст. 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, ст. 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, ст. 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений России. Еще недавно советские конституции, законы и тем более партийно-государственная практика никакого плюрализма в области идеологии и политики не допускали. Конституция СССР 1977 г. прямо закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее сталинской. Преамбула Конституции 1977 г. излагала многие положения этой идеологии, прославляла руководящую роль Компартии Советского Союза, утверждала, что высшей целью Советского государства является построение "бесклассового коммунистического общества" и что народ якобы принял эту Конституцию, "руководствуясь идеями научного коммунизма". Статья 6 данной Конституции констатировала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является "вооруженная марксистско-ленинским учением" КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народного образования служит, в частности, "коммунистическому воспитанию... молодежи" (ст. 25), что СССР проводит "ленинскую" политику мира (ст. 28), что гражданам гарантируются различные права и свободы только "в соответствии с целями коммунистического строительства" и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978 г.

Идеологические преследования официально неодобряемых направлений и их представителей в науке (философов-идеалистов, обществоведов-немарксистов, генетики, кибернетики и др.), в искусстве (в художественной литературе, музыке, живописи и др.), в религиозной жизни в той или иной степени осуществлялись постоянно, временами достигая большого размаха и жестких репрессивных мер.

При этом монопольно господствующая идеология представляла собой принцип идеологического многообразия, давно и прочно вошедший в повседневную жизнь демократических стран и народов как нечто антинародное, рассчитанное на обман масс и манипулирование ими, а не как естественное отражение объективно существующего в обществе многообразия интересов, взглядов, позиций.

Установление идеологического однообразия, т.е. исключительного господства одной идеологии, встречается нередко, хотя сами идеологии могут различаться между собой довольно существенно. Итальянский фашизм, германский национал-социализм, в ряде стран исламский фундаментализм и др., как и сталинщина, непримиримые к другим идеологиям, несовместимы с идеями правового демократического общества и государства.

2. Часть 2 ст. 13 устанавливает правило, органически связанное с содержанием ч. 1. Признание идеологического многообразия означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. И часть 1 и часть 2 содержательно связаны со ст. 14, 28-30, 44 и др.

При этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного, демократического внесения изменений в Конституцию (ст. 134-137).

Правило ч. 2 ст. 13 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, консерватизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.). Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в ч. 5 этой статьи и в ряде других статей Конституции. Это, например, запрещение захватывать власть или присваивать властные полномочия (ч. 4 ст. 3), нарушать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 17-63 и др.), возбуждать социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропагандировать социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство (ч. 1 ст. 29) и т.п.

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Согласно ч. 2 ст. 29 никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

В целесообразности и справедливости недопущения господства одной, в особенности экстремистской, идеологии убеждает опыт тех стран, где такое господство имело или имеет место. Оно связано с нарушением и даже подавлением справедливых интересов социальных групп, прав и свобод личности, теоретически беспомощно и резко снижает эффективность общественной и государственной системы, в рамках которой это происходило или происходит.

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена важным практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное, политическое и конституционно-правовое значение. В России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие различных направлений в практической политической деятельности - в агитации "за" или "против" определенных течений, программ, законопроектов и т.п., "за" или "против" определенных партий, кандидатов на выборах, "за" то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является демократическая многопартийность, приходящая на смену противоправной однопартийной системе.

Но во время подготовки и принятия Конституции (1990-1993 гг.) и в первые годы ее действия представления о должном конституционном статусе различных общественных объединений, включая политические партии, в РФ еще только формировались. Вопрос о коммунистической партии, ее роли и месте в новой жизни постепенно практически решался, но в текст Конституции вошли только общие упоминания о многопартийности, о равноправии и свободе деятельности общественных объединений (ч. 4 ст. 13), а также о праве каждого на объединение (ст. 30, в которой прямо названо только право на создание профсоюзов, а политические партии не упомянуты); в Конституции упомянуты кроме общественных объединений и религиозные объединения (ст. 14), но нет речи о статусе политических партий. По-видимому, общие конституционные положения об общественных объединениях относятся также и к политическим партиям.

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Это позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма и многопартийности в политической жизни России.

Политические партии и объединения, выражающие волю своих членов (если в этих партиях существует индивидуальное членство) и сторонников, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия действует согласно тем положениям своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, их лидеров и деятелей существует, но под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен прежде всего проводить в жизнь их избранник.

Относящиеся к политическим партиям положения Конституции РФ более кратки, нежели аналогичные положения конституций ряда других демократических стран. Например, статья 21 Основного закона ФРГ содержит такие положения: партии содействуют формированию политической воли народа; они могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, устранить его или поставить под угрозу его существование, противоконституционны. Вопрос об их противоконституционности решает в ФРГ Федеральный Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.

Конституция РФ приравнивает в ст. 5 открытые цели и скрытые фактические действия общественных объединений и их сторонников, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Об этих запрещенных Конституцией целях и действиях говорится и в ст. 19 (ч. 2), 29 (ч. 2) и др. Все это, очевидно, относится и к политическим партиям.

Статья 13 юридически исключает возможность создания вновь однопартийной системы, подчиняющей своему господству иные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности, как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом путем создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и объединений, как было в ряде "социалистических" стран (ГДР, Болгария, Польша и др.). Попытка создать такую систему была предпринята в СССР, когда в 1990 г. Съезд народных депутатов заменил текст ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС другим, начинавшимся словами "коммунистическая партия и другие политические партии..." и сохранявшим ее главную роль среди "других" партий. Но это вскоре отпало.

С 2000 г. в России начались попытки властей обосновать сокращение "чрезмерного" количества политических партий в целях повышения эффективности и управляемости в работе органов власти и ее вертикали, а в 2001 г. был принят и новый ФЗ "О политических партиях". Этот закон установил ряд новых требований к партиям: численность - не менее 10 тыс. (а ныне - уже 50 тыс.) членов; наличие региональных отделений более чем в половине общего числа субъектов РФ; нахождение всех органов и структурных подразделений партий на территории России; недопущение создания партий региональных, местных или мелких, а также основанных на общности профессиональных, социальных, религиозных, этнокультурных и иных интересов, женских партий, а также партий, не имеющих индивидуального членства (как в ряде крупных партий в США, Великобритании и др.) и т.д.; передача государству права собственности на имущество партий, не принявших участия в очередной избирательной кампании или получивших слишком мало голосов избирателей и т.п., с ограничением массового доступа к информации о деятельности партий; предоставление сведений о происхождении, составе, использовании партиями их финансовых средств и т.д. Партии с 2003 г. стали единственным в РФ видом общественного объединения, имеющим право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах власти. Под влиянием подобных идей и официальных предложений ускорился процесс укрупнения ряда партий, самороспуска небольших партий и т.п.

Игнорирование мнения беспартийных граждан (их собраний, коллективных объединений), их права выдвигать кандидатов, очевидно, не согласуется ни со всеобщим равноправием граждан, ни с их всеобщим и равным избирательным правом, ни с правом каждого на добровольное объединение (ч. 2 ст. 30), ни с федеративной структурой России и т.д.

Это в значительной мере отличается от опыта тех правовых демократических государств, в которых существуют весьма влиятельные и небольшие партии без индивидуального членства (ведь влияние партии зависит от числа голосующих за нее избирателей, а не от числа и не от наличия их членов), нет ограничений на создание небольших партий разного профиля и т.п. Британский закон 2001 г. о выборах и партиях допускает и самовыдвижение одного избирателя, требуя, чтобы он зарегистрировался в качестве партии и соблюдал установленные для партий обязанности (например, публикация отчетов об источниках и расходовании финансовых средств на расходы по своей избирательной кампании). В контексте сказанного следует отметить важное практическое значение для развития многопартийности в России предложения Президента РФ, высказанного в его Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., о том, что поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии.

Политическая система, существующая во многих странах и характеризующаяся преобладанием двух-трех больших партий, наряду с которыми, как правило, есть и небольшие партии, - это результат длительного и сложного исторического процесса формирования современного общества, в котором преобладает средний класс, а цивилизованное большинство отвергает любые политические, классовые, этнические, религиозные, имперские и другие экстремизмы и антагонизмы, предпочитая компромиссное и постепенное (эволюционное) решение актуальных проблем. Искусственное ускорение государством этих процессов вряд ли может быть эффективным.

4. Часть 4 ст. 13 устанавливает равноправие общественных объединений перед законом, конкретизируемое, в частности, в ст. 30, особо включающей в право каждого на их создание право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений и добровольность вступления в какое-либо общественное объединение или пребывания в нем. По-видимому, все это относится также и к политическим партиям, профсоюзам и т.д.

В соответствии с Конституцией 1993 г. положение общественных объединений в России было определено ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1930). Конституционное равноправие общественных объединений, относящееся и к политическим партиям, выражалось в равенстве общих требований закона к уставам этих объединений и их отдельным организационно-правовым формам (их задачам, структуре, территориальной сфере их деятельности, их составу, порядку образования и полномочиям руководящих органов, источникам денежных средств и иного имущества, порядку их создания, регистрации, реорганизации, а также приостановления их деятельности и ликвидации). Равноправие общественных объединений было распространено на их права и обязанности в двух основных направлениях деятельности - общественно-политическом (участие политических объединений в выборах государственных органов, а всех объединений - в принятии государственных решений в законном объеме и порядке, представительство интересов членов, сторонников и др.) и хозяйственном (учреждение средств массовой информации, издательская деятельность, создание в уставных целях предприятий, приобретение на праве собственности различного имущества, денежных средств, получаемых от членов и сторонников объединения, от его хозяйственной деятельности, и др.). Был предусмотрен и контроль за соблюдением законов, не допускающий, например, превращения благотворительных, спортивных, ветеранских, религиозных и тому подобных общественных объединений в предприятия по импорту спиртных напитков и товаров широкого спроса, по торговле ими и т.д. в противоречии с законом и уставными целями этих объединений.

Подобные проблемы решаются также конституциями, законами и практикой других демократических стран.

Тем основам конституционного строя России, которые установлены в ст. 13 Конституции, соответствует и статья 30 о праве каждого на объединение и о свободе деятельности добровольных общественных объединений (в том числе политических партий).

Закон 1995 г. "Об общественных объединениях" определил общие начала статуса всех видов общественных объединений, кроме профсоюзов, коммерческих, религиозных, благотворительных и других объединений, предусмотрев принятие отдельных законов о них и определив общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности их интересов для осуществления их общих законных целей, указанных в его Уставе.

5. Часть 5 ст. 13 запрещает создание и деятельность тех общественных объединений, которые имеют противоречащие Конституции цели или совершают такие действия. Она перечисляет ряд таких целей или действий, служащих основанием для запрета; к ним относятся также пропаганда и агитация, которые не допускаются и статьей 29 (ч. 2). Это прежде всего насильственное изменение основ конституционного строя. Названное в качестве одного из оснований для такого запрета создание вооруженных формирований может означать и подготовку для таких насильственных действий. Речь идет о том, что, не имея возможности добиться желаемых изменений конституционными способами, некоторые из таких антиобщественных объединений могли бы обратиться к насилию и пытаться совершить государственный переворот в той или иной форме. Печальный опыт этого рода есть у России, как и у других стран. В числе других оснований для запрета создания или деятельности общественного объединения названы их цели или действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, на подрыв его безопасности.

Объем таких конституционных ограничений и запрещений соответствует практике правовых демократических государств. Согласно ст. 18 Конституции Италии 1947 г., граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в организации в целях, не запрещенных отдельным лицам уголовным законом. Запрещены тайные общества и такие объединения, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. Статья XII переходных и заключительных положений этой Конституции запретила восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.

Существует и международно-правовой опыт запрещения подобной деятельности. Например, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22).

В мировой практике такие запрещения и ограничения права на объединение сопровождаются разрешением непреступным элементам распущенных антидемократических партий создавать организации, способствующие переходу этих элементов на демократические позиции и включению их в демократический процесс. Такую роль в ФРГ после запрета гитлеровской (национал-социалистической немецкой рабочей) партии играла национал-демократическая партия.

В "постсоциалистических" странах судьба коммунистических партий сложилась по-разному. В Чехословакии и Албании компартии были запрещены, а их активным членам не разрешено занимать должности на государственной службе. В нескольких странах (Польша, Болгария, Венгрия, Литва) вместо коммунистических партий возникли новые партии меньшинства, как правило отказавшиеся от прежнего названия, перешедшие фактически на позиции правого социал-демократизма и играющие более или менее заметную роль в политической жизни своих стран.

Несколько таких партий и групп есть и в России. Они сложились после распада КПСС и серии президентских указов о приостановлении деятельности Компартии РСФСР от 23 августа 1991 г., об имуществе КПСС и Компартии РСФСР от 25 августа 1995 г., а также об их деятельности от 6 ноября 1991 г. Этими указами Президент РФ приостановил деятельность КПСС и КП РСФСР, распустил их руководящие органы, объявил государственной собственностью все имущество, находившееся фактически во владении, пользовании и распоряжении их органов и организаций, распустил их первичные организации.

Проверка конституционности названных указов совместно с проверкой конституционности КПСС и КП РСФСР была проведена Конституционным Судом в 1992 г. Постановлением от 30 ноября 1992 г. N 9-П (Ведомости РФ. 1992. N 11. ст. 400). Конституционный Суд признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур и производственных первичных организаций и передачу государству государственного имущества, находившегося в руках этих партий. Одновременно Суд признал неконституционным роспуск их территориальных первичных организаций, поскольку они сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные структуры, при условии что в случае их организационного оформления в качестве политической партии наряду с другими партиями будут соблюдены требования Конституции и законов РФ. Суд также признал не соответствующей Конституции передачу государству той части имущества КПСС и КП РСФСР. Таким образом была создана конституционная возможность для организационного оформления и легальной общественно-политической деятельности сохранившей свое название и в основе идеологию сравнительно крупной Компартии РФ. Есть и небольшие партии непримиримого сталинского направления, но из 9 млн. бывших членов КПСС во всех этих партиях в РФ теперь состоит не более нескольких процентов этого числа.

Весьма активную роль в парламентской и правительственной деятельности играют "Единая Россия", "Свободная Россия", Либерально-демократическая партия, КПРФ и другие. Наряду с ними действует ряд оппозиционных партий и групп демократического характера (социал-демократические партии, "Союз правых сил", "Яблоко" и др.). Появились и другие небольшие партии и группы различной ориентации. Их названия не всегда соответствуют фактическому содержанию их деятельности, а их цели и действия - Конституции РФ.

Процесс формирования демократической многопартийной системы в Российской Федерации продолжается. При этом обоснованные ограничения прав граждан на объединение, свободное образование и свободную деятельность партий и общественных объединений (например, ст. 55), установленные международным правом, Конституцией и иными законами России, практически соблюдаются далеко не во всех предусмотренных ими случаях. Изучение и разрешение этой проблемы остаются важной задачей науки, общества и государства.

  • Вверх

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Что такое идеология? Принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае идеология - это духовное выражение интересов классов, партий, групп людей.

Исторически идеология возникла в результате кризисов и разложения традиционного общества в Европе в ХУ1-ХУШ вв. Структурообразующим элементом такого общества являлась религия. Однако реформаторское движение, которое поразило Европу на заре Нового времени, привело к тому, что авторитет католической церкви был подорван. Церковь раскололась. Возникла реальная опасность гибели европейской цивилизации, традиционно сложившегося общества.

Именно в это время появилась потребность в силе, которая могла бы преодолеть религиозное разъединение. Этой силой стало государство. Но государству потребовалась новая идеология, новая система взглядов и идей, так как политическая власть обязательно нуждается в моральном, мировоззренческом обосновании. Государственная власть не может функционировать, опираясь только на принуждение. Той силой, которая стала средством объединения людей в новых условиях и явилась идеология, но уже идеология государственная.

Однако сам термин "идеология" появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе "Элементы идеологии", написанной в 1801 году, как обоснование науки о законах правильного мышления. В то время во Франции к идеологам причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

Для целей изучения курса государственного (конституционного) права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями.

Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.

Необходима ли идеология в обществе? В связи с постановкой этого вопроса, возникает встречный вопрос: "Нужна ли нам единственная идеология в государстве?". Ответ на этот вопрос дает, как мы уже говорили, статья 13 Конституции Российской Федераций. В данном случае надо принимать во внимание следующее: отказ от той "единственной" идеологии, которая господствовала в нашем обществе в годы Советской власти, привел к тому, что в настоящее время в обществе появилось большое количество разнообразных научных, псевдонаучных и прямо антинаучных представлений по вопросам о полезности идеологии в обществе.

Согласно одной точки зрения, никакая идеология нам не нужна, поскольку она всегда искажает действительность, навязывает людям определенные взгляды. Авторы этой точки зрения считают, что идеология - это средство давления и обмана, своеобразная форма принуждения.

Другие авторы считают, что идеология идеологии - рознь. Та или иная система взглядов, идеалов, ценностных ориентиров людей не только необходима, неизбежна, но, в зависимости от ее содержания, полезна или вредна. Идеология может быть реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей. Только идеология как мера цели способна определить, что плохо, а что хорошо для достижения цели.

Следует признать достоинство второй точки зрения. Действительно, не иметь представления того, к чему стремится общество, целей, которых хотим достичь, все равно, что начинать строить дом, заранее не имея представления, что мы хотим построить.

Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.

Таким может быть определение понятия идеологии и ее сущности.

Как мы уже говорили, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность из пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций РФ закреплено следующее положение: "...запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:

во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, т.е. это свобода политических мнений;

во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;

в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекта, иные документе, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, т.е. свобода политических действий;

в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательная авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;

в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;

в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Названные государственно-правовые формы реализации идеологического многообразия в наибольшей степени могут быть реализованы в ходе той или иной избирательной кампании.

Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе.

Это означает:

ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;

граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;

3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, т.е. внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (ч. 2 ст. 13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации - фиктивна, так как отсутствие идеологии - это тоже идеология. История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что "...мысли

господствующего класса являются господствующими в обществе мысля-

Применительно к современности, отказ от российской государственной идеологии есть, по сути, отказ от российской государственности. Следует помнить, что в основе государственной идеологии государства российского всегда лежало само Государство как священное и неделимое наследие предков, величие и непререкаемость которого выше каждого, выше царей и владык!

72 А как формировалась государственная идеология России? В данном случае мы должны исходить из того, что Россия - не нация, а целый мир. Екатерина II говорила, что Россия это не страна, а Вселенная! Когда сложилась Российская империи, основой государственности стал не национализм титульной нации, а державный патриотизм. Поэтому если говорить о государственной идеологии, то главной ее составляющей была "семья народов". Россия всегда воспринималась как многонациональная целостность. Воины Александра Невского шли в бой с лозунгом - "За Русь Святую!"; 1812 год - "За Веру, Царя и Отечество". В 1840 году граф Уваров (министр просвещения) провозгласил новую объединяющую идею: "Православие, Самодержавие, Народность". Это разве не государственная идеология? Не следует отвергать и те призывы времен Отечественной войны 1941-1945 г. г.: "За Родину! За Сталина!". Опять же речь идет не о личности, а об Отечестве, сконцентрированном в этой личности в трагических обстоятельствах жизни Государства.

У современных теоретиков и "патриотов" нет государственной идеологии, нет государственной политики, есть конъюнктурная идеология. Суть новой идеологии в попытке изменить духовно-нравственное ядро нашего народа, в особенности - молодежь. Для достижения этой цели необходимо на первых порах унизить и растоптать национальную культуру, то есть, полностью сломать иерархию традиционных ценностей, подменить духовные ценности на ценности вещей, а затем внести в сознание граждан систему чужой культуры. Нашему народу прививается сознание собственной деловой ущербности и национальной неполноценности. Обратите внимание, насколько оправданным для России является пророчество апостола Павла: "Знай же, - пророчествует апостол Павел, - что наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны... Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут... от истины отвратят слух и отвратятся к басням".

Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука - основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в. ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений. Однако наука об обществе должна учитывать мировоззренческие, идеологические взгляды людей, изучать их, способствовать их прогрессивному формированию и развитию. В этих условиях каждое идеологическое направление обязано провозгласить свои принципы, отстаивать их. Это, прежде всего, следует отнести к формированию политической идеологии, составной частью которой является отно-

шение к государству и праву и соотношению между ними.

Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, т. е. правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.

73 В этом плане определенный интерес представляет высказывание одного из лидеров партии "Единая Россия" Б. Грызлова: "Центризм, которым руководствуется Единая Россия, - это не идеология (И.Б.) в привычном смысле слова. Центризм - это прагматизм..., а прагматизм - это стремление поставить задачу и найти для нее (И.Б.) эффективное решение. И у нас есть стратегия развития России. Стратегия, которая определяется курсом Президента Российской Федерации. Именно это противопоставление идеологии и стратегии было одним из лейтмотивов партии на выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. - См. Комсомольская правда. 25 сентября 2003 г. Стр.12. "Партийность Президента".

Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов этого класса, социальной группы.

Отсутствие официально провозглашенной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственные органы действуют независимо от каких бы то ни было идеологических принципов, находясь вне идеологических противостояний в обществе. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологически выверенные основные направления внутренней и внешней политики в жизнь, а ведь именно Президент Российской Федерации определяет эти направления (ч. 3 ст.80 Конституции РФ), и заставляют социальные группы, политические партии вести активную работу за выдвижение своих сторонников в те или иные государственные органы.

Одной из гарантий принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации принцип политического многообразия, многопартийность. Этому вопросу будет посвящен седьмой параграф настоящего учебного пособия.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Эта конституционная норма закрепляет один из основополагающих принципов демократического общества - идеологическое и политическое многообразие.

Часть 1. Духовная свобода людей является одним из механизмов саморегуляции и саморазвития общества.

Под идеологией обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов на социальную действительность, взаимоотношения личности, общества и государства, на перспективы общественного развития.

Конституционное признание идеологического многообразия означает право граждан и их объединений свободно иметь собственную систему взглядов, придерживаться различных идеологических концепций, разрабатывать политические теории и делать их общественным достоянием, не опасаясь преследования со стороны государства.

Часть 2. Из конституционного признания идеологического многообразия логично вытекает запрет на государственную идеологию. Установление государственной монополии на идеологию характерно для тоталитарных политических режимов.

Часть 3.Организационным воплощением идеологического многообразия является многопартийность.

Государство не может определять количество политических партий, их идеологическую направленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций. Согласно Федеральному закону "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. с изменениями и дополнениями. (Приложение 1) деятельность политических партий не должна противоречить требованиям законности, а их цели - основам конституционного строя, правам человека, национальной безопасности России.

Новым условием регистрации политической партии является:

Наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации;

Не менее 10 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов.

Закон запрещает создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, Вооруженных Силах России, правоохранительных и иных государственных органах и негосударственных организациях. Исключение составляют представительные (законодательные) органы государственной власти. Так, в Государственной Думе действуют депутатские фракции КПРФ, "Единство", ОВР, "Яблоко", СПС, ЛДПР.

Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории России политических партий иностранных государств и структурных подразделений этих партий не допускается.

Органы государственной власти, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность политических партий, равно как и политические партии в деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, органов местного самоуправления.

Часть 4. Государство лояльно относится ко всем общественным объединениям, действующим в рамках закона. Порядок формирования и правовой статус общественных объединений закреплен Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. с изменениями и дополнениям от 7 мая 1997, 19 июля 1998 г., 12 марта, 21 марта и 25 июля 2002 г. (Приложение 1)

Равенство общественных объединений проявляется в равных требованиях к процедуре их формирования, порядку государственной регистрации, равных возможностях участия в общественной жизни, в праве учреждать средства массовой информации, распоряжаться своей собственностью, равных основаниях и порядке прекращения их деятельности, равном праве на судебную защиту.

Часть 5. Свобода общественных объединений в цивилизованном обществе не абсолютна и имеет пределы.Конституцияопределяет основания, по которым запрещается создание и деятельность общественных объединений.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена согласно Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. (Приложение 1).

Экстремистской признается:

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

Подрыв безопасности России; захват и присвоение властных полномочий;

Создание незаконных вооруженных формирований;

Осуществление террористической деятельности;

Возбуждение расовой, национальной, религиозной или социальной розни, связанной с насилием, призывами к насилию;

Унижение национального достоинства;

Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

Это также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Финансирование или содействие любыми другими способами экстремистской деятельности.

Вопрос о приостановлении и прекращении деятельности общественного объединения решает суд.

Запрещается создание общественных объединений в Вооруженных Силах.

1. В статье 13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной идеологии. Конституция устанавливает, что в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя.

2. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя РФ;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

3. Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз и запрещается частью 2 данной статьи. Это означает, что ни Конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

4. Продолжение идеологического многообразия — многопартийность, которая также закрепляется в этой статье. В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интерес основных социальных групп населения. Исходя из этого конституционного принципа государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных программах целей и задач. Подробно вопрос о политических партиях урегулирован Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».

5. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Конституция устанавливает, что все общественные объединения равны перед законом независимо от организационно-правовых форм (пункт 4 статьи 13). Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Равенство общественных объединений означает равенство их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

6. Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые из них могут действовать в антигосударственных целях. Согласно части 5 статьи 13 запрету подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя;

— нарушение целостности РФ;

— подрыв безопасности государства;

— создание вооруженных формирований;

— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (часть 2 статьи 22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (часть 2 статьи 11). То есть круг причин, по которым создание и деятельность общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов.

7. Порядок запрещения деятельности общественных объединений по мотивам, указанным в пункте 6 комментария, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».