Могут ли католические священники иметь семью. Иностранная пресса о россии и не только

Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:

Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.

В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).

Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.

Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда - это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.

Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.

Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию ("суспенсии"), следствием которого является запрет в служении. Наказание является "автоматическим", то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.

Фундаменталисты (христиане, толкующие Библию буквально) и даже некоторые католики удивляются, узнав, что безбрачие не является правилом для всех католических священников. В восточных обрядах Католической Церкви женатые мужчины могут быть рукоположены. Это правило существовало с самого начала. Но после рукоположения неженатый священник не может жениться, а женатый священник, овдовев, не может вступить в брак во второй раз.

В восточных обрядах заключение брака возможно только для священников. Все монахи этих обрядов принимают обет безбрачия, и епископы восточного обряда не женаты.

На Западе, конечно, было другое правило. В первые века нашей эры священники и епископы могли жениться (практика на Западе и Востоке была одинаковой), но скоро безбрачие стало предпочтительным, а с течением времени обязательным.

В начале средних веков правило безбрачия прочно занял свое место в латинском, или западном, обряде. Заметьте, что это было дисциплинарное правило, а не доктрина. Установление правила не подразумевало изменения доктрины.

В последние годы появилось несколько женатых священников латинского обряда, некоторые из которых были обращены из лютеранства и были женатыми лютеранскими служителями, а другие обращены из епископальной церкви. Конечно, они являются исключением из правила.

Фундаменталисты не одобряют то, что они называют “обязательным безбрачием”, потому что Церковь будто бы навязала правило против воли будущих священников. У них есть несколько аргументов против безбрачия. Прежде всего, они говорят, что безбрачие неестественно. Они заявляют, что Бог заповедал всем мужчинам жениться, сказав: “Плодитесь и размножайтесь” (Быт 1:28).

БРАК НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

Это не верно. “Плодитесь и размножайтесь” - общая заповедь для всего человечества, она не связывает каждого человека. Если бы это было не так, то каждый неженатый мужчина (или женщина) брачного возраста находились бы в состоянии греха, из-за того, что остались одинокими.

Сам Христос был бы нарушителем этой заповеди. Если исключить Иисуса из-за Его Божественности, все еще остается Иоанн Креститель и большинство апостолов, “грешивших” безбрачием.

Вспомним, что сам апостол Павел, любимый апостол фундаменталистов, был одинок: “Безбрачным же и вдовым говорю: хорошо им оставаться, как я, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак” (1Кор 7:8-9).

Фундаменталисты замечают, что “оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть” (Быт 2:24). “Это означает, что мужчина должен вступить в брак”, - говорят они.

Но Христос вознес хвалу тем, кто оставит не только родителей, но и пожертвует возможностью иметь жену и детей: “И всякий, кто оставит домы, ли братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мат 19:29).

“Может быть”, - говорят оппоненты католической позиции, “но Павел настаивал на том, что епископ должен быть мужем одной жены” (1Тим 3:2), “и это означает, что, по крайней мере, епископы должны жениться”. Но они ошибаются.

ДОЛЖЕН ЛИ ЕПИСКОП ЖЕНИТЬСЯ?

Смысл указания апостола Павла не в том, что человек должен жениться для того, чтобы стать епископом, а в том, что епископ не должен вступать в брак больше одного раза. К тому же, если епископ должен жениться, то Павел сам нарушил свое же правило. Правило, запрещающее мужчине иметь больше одной жены, а значит, запрещающее ему жениться после вдовства, не приказывает ему иметь, по крайней мере, одну жену. Мужчина, который вообще не женится, не нарушает это правило.

В ранние годы Церкви, из-за немногочисленности неженатых мужчин, подходящих для рукоположения, уже женатые мужчины избирались для священства и епископства.

Когда число подходящих неженатых мужчин увеличилось, на Западе стали принимать для рукоположения только их, в соответствии с пожеланием апостола Павла: “А я хочу, чтобы все люди были, как и я” (1Кор 7:7). Восток же сохранил прежний обычай.

МНЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

Продолжая доказывать неправоту католиков, некоторые люди цитируют замечание апостола Павла о том, что епископ должен быть “хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, если же кто не знает, как управить собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией (1Тим 3:4-5)?”.

Они говорят, что епископ должен быть женат. Если бы это было правильным толкованием, то логика заявления апостола Павла подразумевала бы, что епископ также обязан иметь детей, и все дети должны уважать его безоговорочно. Будет ли в таком случае женатый мужчина без детей подходить для епископства? Очевидно, нет. Будет ли женатый мужчина, имеющий детей, которого они не уважают полностью, подходящим? Опять нет.

И как измерить уважение детей, как определить “полное” ли оно? Кто это определит? Нет, все, что этот отрывок означает, это то, что женатый мужчина, если его будут избирать епископом, должен хорошо управлять своим домом.

КАТОЛИКАМ ЗАПРЕЩЕНО ВСТУПАТЬ В БРАК?

“Но мы знаем, что запрещение вступать в брак - это признак отступнической церкви (1Тим 4:3)”, - говорят фундаменталисты. “Католическая Церковь запрещает некоторым людям, священникам и монашествующим, вступать в брак. Значит, это не та Церковь, которую основал Христос”.

На самом деле Католическая Церковь никому не запрещает вступать в брак. Большинство католиков вступают в брак с полным благословением Церкви. Те мужчины, которые становятся священниками, становятся ими добровольно и добровольно жертвуют возможностью жениться.

О чем же в действительности говорится в Библии в 1Тим 4:3? Фраза о “запрещающих вступать в брак” относится к людям, объявляющим все браки злом. Некоторые из еретиков придерживались этого мнения, как, например, средневековые альбигойцы (катары), которыми восхищаются, хотя и мало зная о них, анти-католические писатели из-за того, что альбигойцы настаивали на использовании своего собственного перевода Библии.

Брак не является злом в глазах Церкви (вспомним, что именно Католическая Церковь заявляет, что Христос возвысил брак до таинства), и никому из католиков не запрещено вступать в брак. Действительно, католические священники на Западе не могут вступать в брак, но никто не обязан становиться священником.

Брак не запрещен им как людям, но запрещен как священникам. Мужчина-католик свободен выбрать безбрачное священство, жизнь в браке или даже жизнь в одиночестве (что тоже является безбрачием). Безбрачие не навязывается никому.

Несколько дней назад группа из 26 женщин, влюбленных в католических священников, направила письмо папе Франциску, прося разрешить "эту столь крепкую и красивую связь". В беседе с журналистами на борту самолета папа коснулся темы целибата.

"Папа Франциск оставил "дверь открытой" для брака священников", - утверждает в заголовке испанская El Pais . Журналист Пабло Ордас замечает, что папа не стал уходить от ответа. "В католической церкви уже есть женатые священники. Грекокатолики, католики-копты, священники восточного обряда. Потому что дебаты идут не о догме, а о правиле жизни, которое я очень ценю, которое для церкви является большим подарком. Но, поскольку это не догма веры, дверь всегда открыта", - сказал Франциск.

Автор комментирует: "Вот одна из примет новаторства Франциска - его готовность дискутировать о том, о чем можно дискутировать, причем он не перестает выражать свое мнение". На взгляд журналиста, появилась надежда, что католические священники смогут жениться и обзаводиться детьми, не отказываясь от сана.

Бергольо также дал четкий ответ на вопрос о священниках, виновных в растлении малолетних.

"На данный момент под следствием находятся три епископа: один уже признан виновным, рассматривается вопрос о том, как его наказать. Привилегий не существует. Священник, который такое совершает, предает тело Господне, так как растлевает людей вместо того, чтобы вести их к святости", - сказал он.

Отвечая на другие вопросы, папа признал, что экономические скандалы вокруг церкви будут всегда, но заверил, что его реформа курии призвана с ними покончить.

Франциск высказался об экономике: "Мы живем при сложной экономической системе, которая ставит в центр всего деньги, а не человека. Подлинная экономическая система должна ставить в центр мужчину и женщину. Эта экономическая система ставит в центр деньги, а людей выбрасывает на помойку. Сейчас на помойку выбрасывают молодежь, это очень серьезный проступок. В Италии молодежная безработица - больше 40%".

"Мириться с необходимостью" - так озаглавлен комментарий к высказываниям папы, тоже опубликованный в El Pais . "Иоанн Павел II хотел возвести в догму запрет на рукоположение женщин в священники и резко сопротивлялся созданию возможностей для женитьбы священников, хотя еще в его времена были десятки тысяч приходов, где не было пастыря", - напоминает обозреватель Хуан Г.Бедоя. Когда кардинал Буэно Монреаль, уходя на покой, предостерег папу, что церковь остается без священников, Иоанн Павел раздраженно оборвал его и велел удалиться.

Кардинал Ратцингер, будущий преемник Иоанна Павла II, предостерег, что запрет на рукоположение женщин стал бы варварством, а также открыл возможности для "допуска к сану священства женатых мужчин, согласно объективным критериям, одобренным Св. Престолом", как сказано в послании Anglicanorum Coetibus. На данный момент в Испании, с одобрения епископов, служат уже около ста священников, состоящих в церковном браке. "Епископы поставили их во главе многочисленных приходов, доселе не имевших пастыря. Как говорится, прелаты смирились с необходимостью", - пишет автор.

Все это означает, что в высказываниях папы Франциска нет ничего экстраординарного: их можно было предвидеть еще несколько лет назад, заключает обозреватель. По его мнению, рано или поздно католическая церковь примет подход, практикуемый в православной церкви: завершив обучение, семинаристы смогут выбирать, будут ли они соблюдать безбрачие.

Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:

Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.

В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).

Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.

Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда - это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.

Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.

Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию ("суспенсии"), следствием которого является запрет в служении. Наказание является "автоматическим", то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.