Неналоговые доходы федерального бюджета формируются. Финансовое право

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней, бюджетной системы РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки.

В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Анализ показывает, что удельный вес неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ составил в 1998 г. - 9,7%, а в 1999 г. - 7%, при этом в доходах федерального бюджета они занимали большую долю, чем в доходах субъектов РФ. В бюджетах субъектов РФ неналоговые поступления за этот же период составили соответственно 5,7 и 5,4%. В 2002 г. доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,91%, в 2003 г. - 6,03%.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных пла- тежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений,чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

В соответствии с БК РФ к неналоговым доходом бюджетов относятся: -

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (более подробно их состав будет рассмотрен в 8.2); -

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; -

средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, втом числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; -

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредиток; -

иные неналоговые доходы.

Развернутый перечень неналоговых доходов бюджетов определяется бюджетной классификацией РФ. Однако следует отметить, что в законодательных актах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в классификации доходов бюджетов РФ финансовая помощь отнесена не к группе «неналоговые доходы», а к «безвозмездным перечислениям», которые в свою очередь выделяются в отдельную группу доходов. В БК РФ и финансовая помощь и безвозмездные перечисления отнесены к неналоговым доходам.

Состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности. Рассмотрим состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета (табл. 8.1.1).

Анализ показателей, приведенных в табл. 8.1.1, свидетельствует о том, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета снизились с 0,8% в 1999 г. до 6% в 2003 г. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюдже-

Таблица 8.1.1

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета в 1999-2002 гт. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Утвер Утвер Утвер Удель Утвер Удель ждено, ждено, ждено, ный вес ждено, ный вес млн млн млн руб. по ви млн руб. по ви руб. руб. дам, % дам, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций, из них: 24731,6 26833,0 50472,5 48,4/100 83158,8 57,1/100 1.1. Дивиденды по акциям,принадлежащим государству 5061,6 2000,0 7555,0 14,97* 10500,0 12,63 1.2. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 5967,8 5611,7 8393,4 16,63 7300,0 8,78 1.3. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат 1140,0 1880,2 2779,4 5,51 28871,1 34,72 1.4. Платежи от государственных предприятий 9318,3 9469,7 13972,4 27,68 15402,3 18,52 1.5. Плата за пользование водными и биологическими ресурсами - 5786,7 7000,0 13,87 7800,0 9,38 1.6. Перечисление прибыли Центробанка РФ 592,6 - 4000,0 7,93 9000,0 10,82 1.7. Доходы от использования лесного фонда - - 1950,0 3,86 - 1.8. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности 2651,3 2084,7 4822,3 9,55 4285,4 5,15 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 34387,2 31498,8 47911,9 45,94 55932,7 38,4 3. Прочие неналоговые доходы 4670,6 5929,5 5899,8 5,66 6630,3 4,5 Всего неналоговых доходов 63789,4 64261,3 104284,2 100 145721,8 100 Удельный вес неналоговых 5,78 5,38 5,0 6,03 доходов в общем объеме доходов федерального бюджета (%) Источник: Федеральный закон от 19 июня 2001 г. № 80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год», Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. JN® 150- ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. JV® 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. JVs 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

а произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, воз- ос с 15,01% в 1999 г. до 57,1% в 2003 г. При этом в 2003 г. произошло существенное снижение удельного веса следующих неналоговых рходов: от внешнеэкономической деятельности (с 74,08 до 38%), от дачи в аренду государственного имущества (с 32,6 до 8,78%), от дивидендов по акциям, принадлежащих государству (с 17,66 до 12,63%). В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2000 г., отдельными строками выделяются пла- 1-ежи от государственных предприятий и плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2003 г. их удельный вес составил 18,52 и 9,38%.

В соответствии со ст. 51 БК РФ доходы от внешнеэкономической деятельности и часть прибыли Банка России (по установленным нормативам) зачисляются исключительно в доходы федерального бюджета. В доходы от внешнеэкономической деятельности включаются: оплата процентов по предоставленным Российской Федерацией кредитам правительствам иностранных государств, поступления от централизованного экспорта, таможенные сборы и др.

В состав прочих неналоговых доходов федерального бюджета входят, в частности, доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащен- >;ого урана.

Такие виды неналоговых доходов, как административные платежи и штрафные санкции, могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных ч. 1 НК РФ за налоговые правонарушения и нарушения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, также подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В случае если указанные взыскания невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной системы -ф в п орядке, определяемом федеральным законом о бюджете на Очередной финансовый год1.

В соответствии со ст. 43 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том Числе средства, получаемые в процессе приватизации государствен-

Дополнительно см.: ст. 46 БК РФ и гл. 16 и 18 ч. 1 НК РФ.

Я-116 ного и муниципального имущества, включаются в состав неналоговых доходов бюджетов, в то время как в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 5 августа 2000 г. и от 8 августа 2001 г.) указанные поступления являются источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Рассмотрим структуру и динамику неналоговых доходов на уровне бюджета субъекта РФ (табл. 8.1.2).

Таблица 8.1.2

Структура и динамика неналоговых доходов бюджета субъекта РФ - і . Санкт-Петербурга за 1999-2003 гг. 2000 г. 2001 г 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Уточненный бюджет, млн руб Утвержденный бюджет, млн руб. Утвер

млнруб Удельный вес но видам, % Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес по видам, % 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности и муниципальной собственности, или от деятельности, из них: 4134,5 4003,5 4876,4 90,1/100 7190,4 93,5/100 1.1. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 10,0 14,8 10,0 0,2 10,0 Од- 1.2. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2295,2 2942,7 3822,5 78,4 5217,5 72,5 1.3. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета 136,3 111,8 121,1 2,5 13,1 0,2 1.4. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат 1280,0 69,1 82,5 V7 155,8 2,2 1.5. Платежи от государственных и муниципальных организаций 405,7 786,8 773,4 15,9 1732,5 24,1 1.6. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включая доходы от продажи 73 76,5 66,9 13 61,5 0,9 2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов 39,8 45,0 56,0 1,0 48,8 0,6 3. Административные платежи и сборы 348,5 333,8 335,4 6,2 286,1 3,7 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Уточненный бюджет, млн руб. Утвержденный бюджет, млн руб. Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес по видам, % Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес но видам, % 4. Штрафные санкции. Возмещение ущерба 98,2 117,6 120,4 2,2 115,8 5. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 230,0 - - 6. Прочие неналоговые доходы 176,7 13,3 24.9 0,5 52,6 0,7 Всего неналоговых доходов Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета субъекта РФ (°/о) 5027,7

10,2 100 Источник: Закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 1998 г. № 260-58 «О бюджете Санкт-Петербурга на 1999 год», Закон Санкт-Петербурга от 29 декабря 1999 г. № 267-33 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год», Закон Санкт-Петербурга от21 декабря 2000 г. № 668-75 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2001 год», Закон Санкт-Петербурга от 13 декабря 2001 г. № 818-109 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год», Закон Санкт- Петербурга от 18 ноября 2002 г. № 535-56 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».

Анализ данных показывает, что удельный вес неналоговых бюджетов Санкт-Петербурга снизился с 11,9% в 1999 г. до 10,2% в 2003 г. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. За рассматриваемый период наблюдается явная тенденция к их увеличению (с 70,8% в 1999 г. до 93,5% в 2003 г.). Удельный вес второй по значимости статьи - административные платежи и сборы, и третьей - штрафные санкции и возмещение ущерба, постепенно снижается.

Значительная часть административных платежей и сборов в бюджете Санкт-Петербурга складывается из сборов, взимаемых Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (за исключением штрафов). Неналоговые доходы в виде штрафных санкций и возмещения ущерба включают: -

санкции за нарушение порядка применения цен; -

административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения; -

суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

Одним из источников неналоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга являются штрафы за нарушение применения контрольно-кассовых машин, взимаемые на основании Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Штрафы взыскиваются с предприятий, организаций, учреждений, финансовых лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Штрафы налагаются на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законом, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, наюридическихлиц - от 300 до 400 МРОТ45. Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом: 20% - в федеральный бюджет; 80% - в местный бюджет.

Таким образом, неналоговые доходы являются достаточно весомым источником доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

(?) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Перечислите виды неналоговых доходов. 2.

Какова доля неналоговых доходов в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, местных бюджетов? 3.

Назовите особенности структуры неналоговых доходов в бюджетах разных уровней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Понятие доходов бюджетов

2. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

неналоговый доход федеральный бюджет россия

Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.

Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом.

В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;

Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;

Пути совершенствования неналоговых доходов.

Предметом исследования являются неналоговые доходы.

Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.

Размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства.

Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

1. Значение неналоговых доходов в российской экономике

1.1 Понятие доходов бюджетов

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ:

* налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

* неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджета относятся:

федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ

Характеристика неналоговых доходов бюджетов разных уровней:

1. Неналоговые доходы федерального бюджета:

Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности РФ, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, - по нормативу 100 процентов;

Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

Лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, прочие лицензионные сборы - по нормативу 100 процентов;

Таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100 процентов;

Платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню - по нормативу 100 процентов;

Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 %;

Плата за пользование водными объектами, - по нормативу 100 процентов;

Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

Консульский сбор - по нормативу 100 процентов;

Патентные пошлины - по нормативу 100 процентов;

Платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, - по нормативу 100 процентов.

В доходах федерального бюджета, также учитываются прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; и доходы от внешнеэкономической деятельности.

2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта РФ после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах- по нормативу 100 процентов;

Части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации; (80 % прибыли в бюджет от унитарных предприятий в Псковской области);

Платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

Платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов.

3. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

Доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, - по нормативу 100 процентов;

Части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %.

Разграничение неналоговых доходов по уровню бюджетной системы регламентировано НК РФ. В перспективе неналоговые доходы, получаемые от доходов за использование имущества будут постепенно снижаться с учетом реализации законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества. А на муниципальном уровне и в соответствии с требованиями законов об организации местного самоуправления, данный закон предусматривает, что в муниципальной собственности может находится только имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения.

4. Доходы в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений

К доходам в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

Субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

Субвенций из местных бюджетов других уровней;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

Выделение финансовой помощи в виде дотаций осуществляется на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства на федеральном уровне или в рамках региональных законов о межбюджетных отношениях или о бюджетном процессе. Размер дотации определяется на финансовый год или плановый период с ежегодной коррекцией в зависимости от динамики доходов субъектов и в зависимости от характера изменения расходов.

Порядок предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности, устанавливается в нормативном акте о бюджете. Для оказания финансовой помощи в виде субсидий на федеральном и региональном уровне создается фонд субсидий, объем которых определяется возможностями бюджета и приоритетами бюджетной политики.

Распределение субсидий осуществляется, как правило, на инвестиционные проекты, предоставленные и защищенные соответствующими уровнями власти.

Безвозмездные перечисления в виде субвенций предоставляется нижестоящим бюджетам в виде субвенций из фонда компенсаций. Фонд компенсаций образуется в объемах, необходимых для финансирования передаваемых государственных полномочий. Органы субъектов и органы местного самоуправления осуществляют финансирование переданных государственных полномочий в объемах, предусмотренных в бюджете.

Субвенции из местных бюджетов другим бюджетам предоставляются бюджетам городских и сельских поселений в рамках переданных полномочий.

Безвозмездные и безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с законами о данных фондах и направляются на финансирование оказания подведомственных услуг.

Все безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований обязательно аккумулируются в бюджете.

1.3 Состав неналоговых доходов бюджета

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых вне­бюджетных фондопоступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

* средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

* средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

* плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

* часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

* другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

* средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

* средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

* доходы от реализации государственных запасов и резервов;

* доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

* иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций -- Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные став­ки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система.

Во всех странах большую часть доходов всех бюджетов составляют налоги.

В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.

Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:

государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%).

К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.

Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты 50 штатов - членов федерации;

3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).

Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.

Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.

К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.

В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.

Основную долю в структуре неналоговых доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов.

Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции - 15%, Германии порядка 31%, Англии - 34%. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. М.: «ИНФРА-М». 2004.- 400 с.

2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ

2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета

Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете отражены в таблице 1.

Таблица 1 Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.

Статьи дохода

ИТОГО ДОХОДОВ

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.

Таблица 2 Структура доходов консолидированного бюджета РФ, %

Статьи дохода

ИТОГО ДОХОДОВ

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

На рис. 1. представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде.

Рис. 1 Структура доходов консолидированного бюджета РФ.

Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период.

Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2005 году, до 60,9% в 2007 году.

Следует отметить рост в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2005 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2007 году о утвержденному бюджету.

Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2005 году, и 0,8% в 2007 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся в большей части на федеральный бюджет РФ.

2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:

1. Текущие доходы:

1.1. Налоговые поступления

§ подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

§ отчисления в государственные социальные фонды;

§ налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

§ налоги на собственность;

§ внутренние налоги на товары и услуги;

§ налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

§ прочие налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые поступления

доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

административные сборы и платежи, доходы от продаж;

поступления по штрафам и санкциям;

прочие неналоговые поступления.

3. Пути совершенствования неналоговых доходов

Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - N 3.

На мой взгляд, доходы, полученные от оказания платных услуг, должны в обязательном порядке реинвестироваться на улучшение материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Следовательно, в сметах, составляемых по каждому виду такой деятельности, целесообразно показывать в составе расходов суммы, предусмотренные бюджетными статьями.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

Политика государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Заключение

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Неналоговые доходы включают:

1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

5. Иные неналоговые доходы.

Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

Наблюдается постепенный рост неналоговых доходов Федерального бюджета РФ.

Так увеличение в 2006 году составило 39,8%, что произошло за счет значительного роста доходов от штрафных санкций, а также иных неналоговых доходов. В 2007 году планируется прирост неналоговых доходов в размере 5%.

Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.

На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности - порядка 4% от неналоговых доходов.

Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.

Список использованной литературы

Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации - 2006. - 486 с

Батяева А.Р. Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. - 2005. - N 1. - С. 15-19.

Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2006.

Бычков С.С. Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. 2006. -№5. - с.15

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2006 г.)

Гришанова О.А.. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит.-2004.-№8.

Гуляева И.В. Администрирование неналоговых доходов / И.В. Гуляева // Финансы. - 2004. - N 6. - С. 18-19.

Ермакова Е.А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета // Финансы и кредит. - 2006. - N 23. - С. 68-75

Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. -- Мн.: БГЭУ, 2001. -- 149 с.

Конституция РФ. от 12.12.1993 года

Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 279 с.

Парыгина В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 752 с.

Пауль А.Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - N 3. - С. 25-28.

Рудый К.В Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: Финансы. 2004. - 400 с.

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 26 июля, 1 декабря 2006 г.)

Яндиев М. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом// Российская газета. 11 мая 2005 г

Яндиев М.. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса // Российская газета.- 20 сентября 2005 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование доходного потенциала федерального бюджета за счёт налоговых доходов. Изучение общих понятий неналоговых поступлений. Состав и структура неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2009

    Сущность и содержание доходов бюджета. Стратегические направления развития менеджмента неналоговых доходов российского бюджета. Роль и особенности неналоговых доходов Российской Федерации. Состав, виды и характеристика неналоговых доходов бюджета.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Характеристика налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ. Снижение средней ставки единого социального налога. Порядок формирования доходов федерального бюджета, его влияние на доходную базу бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Рассмотрение понятия, состава, структуры и разновидностей неналоговых доходов; их роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации. Проведение анализа динамики доходов от использования имущества, дивидендов и доходов от продажи оборудования.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2013

    Организационно-правовые основы государственных доходов Российской Федерации. Характеристика налоговых и неналоговых доходов. Правовая база и анализ доходов Федерального бюджета РФ. Перспективы повышения государственных доходов в современной России.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2009

    Основные черты и структура федерального бюджета. Формирование доходов федерального бюджета за счёт налоговых и неналоговых источников. Экономическая сущность региональных и местных бюджетов. Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Понятие и классификация доходов бюджета РФ, их структура, функции и значение. Общая характеристика доходов федерального и местных бюджетов субъектов федерации. Аспекты формирования и зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней.

    реферат , добавлен 09.05.2012

    Характеристика состава доходов Федерального бюджета. Классификация российской налоговой системы. Состав неналоговых доходов. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Управление неналоговыми доходами.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов. Сокращение дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране. Состав, структура и особенности формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Система управления муниципальным образованием. Основные методы и возможности повышения доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов. Структура доходной части бюджета. Классификация налоговых и неналоговых доходов.


Новости

  • 26-07-2018
    Согласно определению, юридическим лицом является организация, имеющая обособленное имущество, которое может предъявлять в качестве залога или иных форм при ответе по принятым обязательствам.
  • 22-05-2015
    Бытует мнение, что после наступления пенсионного возраста получить кредит намного сложнее. На самом деле это не соответствует истине...
  • 22-05-2015
    Сегодня курсы валют и их колебания являются актуальной темой, которая интересует многих. Известно, что обменный курс доллара, евро и других денежных единиц меняется раз в час...
  • 21-05-2015
    Бесплатные юристы в Москве смогут проконсультировать вас по всем вопросам наследства...
  • 10-04-2015
    Для оформления наследства, в первую очередь, необходимо предъявить необходимые документы в уполномоченные органы.
  • 28-01-2015
    Далеко не всегда руководитель организации способен лично осуществить каждое юридически значимое действие – у него нередко нет времени...
  • 20-01-2015
    Юридическая деятельность неотделима от существования цивилизованного общества и испокон веков направлена на согласование интересов людей...
  • 17-12-2014
    Строительство – одна из сфер, где предоставлению профессиональных квалифицированных услуг предшествует вступление в ряды саморегулируемой организации.
  • 14-12-2014
    Владельцы собственного бизнеса должны понимать, насколько важным, ответственным, серьезным шагом является процесс регистрации товарного знака...
  • 21-11-2014
    Появление какой-либо правовой проблемы в нашей жизни в принципе неизбежно, но их решение должно осуществляться незамедлительно...

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов - это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Внимание, если Вы хотите получить услугу бесплатная юридическая консультация , то заполните форму связи с интересующим вопросом.

Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них также направляются доходы субъектов федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования мероприятий общегосударственной значимости.

К налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;
  • прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходов от внешнеэкономической деятельности;
  • доходов от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:

  • собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта федерации и местными бюджетами - законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ. остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов федерации;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов федерации в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

  • собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
  • государственная пошлина

Неналоговые доходы местных органов власти формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Наш проект поможет любому пользователю, который ищет юридические услуги в Москве.

Вопросы юристам:

Установка счетчика теплоэнергии управляющей компанией по закону. Вопрос от собственника

Размер алиментов после развода. У бывших супругов трое совместных детей...

Жилье ветерану: какие компенсации имеет право получать ветеран войны. Права ветеранов

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.

Неналоговые доходы включают доходы от:

Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),

Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,

Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).

Неналоговые доходы бюджета классифицируются:

По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);

По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.

Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.


Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.

Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.

Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).

Основы планирования поступления доходов в бюджет

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.

Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.

К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.

Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.

Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнес ены:

Налог на добавленную стоимость (НДС),который является одним из важных налогов формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы. В настоящее время все 100% налога засчитывается в федеральный бюджет.

Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, Законодательством РФ установлено, что из общей ставки налога по отдельным видам товаров 40-50% суммы акциза зачисляется в федеральный бюджет, 50-60% в бюджеты субъектов РФ;

Налог на прибыль (доход) организаций. Налоговая ставка налога на прибыль установлена НК РФ в размере 24% (по отдельным видам дохода 0-20%), из которой 6,5% засчитывается в федеральный бюджет и 17,5% - в бюджеты субъектов РФ.

Налог на доходы от капитала. Налоговая ставка на данный вид дохода, установлена НК РФ в размере от 9 до 15% в зависимости от вида дохода.

Подоходный налог с физических лиц, Налог распределяется следующим образом: 70% отчисляется в бюджеты субъектов РФ,20% -- в муниципальные бюджеты, 10% -- в поселковые. Налоговая ставка на подоходный налог физического лица, установлена НК РФ в размере 13% от общей суммы начислений.

Единый социальный налог 100% зачисляется в федеральный бюджет

Государственная пошлина, в соответствии с законодательством РФ, в зависимости от объекта услуг поступает в соответствующий бюджет

Таможенная пошлина и таможенные сборы, в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет

Налог на пользование недрами

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов- в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,

Лесной налог, водный налог. Согласно НК РФ в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет, или его часть может быть зачислена в территориальные бюджеты

Экономический налог,

Федеральные лицензионные сборы.

НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций и налог на доходы с физических лиц или подоходный налог являются регулирующими, т. е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства. Единый социальный налог в полном объеме своих отчислений формируют государственные внебюджетные фонды.

Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников

К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся:

Средства государственной собственности;

Средства, полученные от деятельности государства;

Средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной собственности являются:

Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и составляющее федеральную собственность (отрасли промышленности, предприятия, здания, драгоценности, изделия и т. д.);

Земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;

Имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

Имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников;

Имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

Имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Государство как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

а) Доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, подразделяются на следующие виды доходов:

1. Поступления от приватизации организаций (предприятий),

2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций по организациям (предприятиям),

3. Доходы от продажи квартир

4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования

5. Доходы от реализации государственных запасов,

6. Доходы от продаж земли и нематериальных активов

7. Поступления от капитальных трансфертов (передаточных платежей) из негосударственных источников

8. Доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности государства,

9. Доходы, полученные государством в бюджет от штрафных санкций, административных платежей, возмещений ущерба и т. д.,

б) Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от его деятельности подразделяются на следующие виды доходов:

1. Доход от имущества, находящегося в федеральной собственности,

2. Доходы, полученные государством от дивидендов по акциям, принадлежащим государству по данному виду имущества

3. Доход, полученный от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности,

4. Доходы, полученные от процентов по размещенным в кредитных организациях временно свободных средств бюджета,

5. Доходы, полученные государством от оказания услуг другим организациям,

6. Доходы, полученные государством от прибыли ЦБ РФ и перечисленные в госбюджет в соответствии с законодательством РФ,

7. Доходы, поступающие в федеральный бюджет за счет платежей от использования государством другого имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности этого имущества,

8. Доходы, поступающие в федеральный бюджет от прибыли унитарных предприятий, созданных РФ,

в) Доходы, поступающие в федеральный бюджет от других источников (деятельности):

1. За выдачу лицензий на право деятельности по различным источникам (лицензионный сбор)

2. За пользование лесным фондом (платы за древесину, отпускаемую на корню) или перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

4. Платы за консульские сборы (патентные пошлины, предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним)

г) Доходы, поступающие в федеральный бюджет от безвозмездных перечислений, подразделяются на следующие виды доходов:

В бюджет от государственных организаций;

Доходы, поступающие в бюджет от наднациональных организаций;

Доходы, поступающие от юридических и физических лиц в виде пожертвований.

Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные таблицы 1. (10)

Таблица 1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г., млн. руб.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы - 6%. В их числе: доходы от государственной собственности, продажи принадлежащего государству имущества, реализации государственных запасов, внешнеэкономической деятельности.

Поступления от целевых бюджетных фондов - 0,5% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.) и безвозмездные перечисления - 1%, как видим, занимают небольшое место в доходах федерального бюджета.

Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов и др. В 2009 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 90,1 млрд. руб. Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. В 2009 г. по этим источникам поступило 217,3 млрд. руб.