Николай густавович легат рассказ о русской школе. Кавалер вне конкуренции

СПб.: художественная автолитография «Прогресс» инженера Н.А. Соколова, 1903. 95 л. портр. Портреты выполнены братьями Н. и С. Легат в технике хромолитографии. Издательские литографированные обложки сохранены. В полукожаной папке. 31х23,5 см. Первое и единственное прижизненное издание произведения братьев Н. и С. Легат, людей широких художественных интересов, танцовщиков, балетмейстеров, педагогов, которые создали обширную галерею рисунков, портретов, дружеских шаржей, посвященных своим коллегам по труппе.

Братья Легаты, танцовщики и балетмейстеры Николай и Сергей, вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. Вся труппа Мариинского театра попала «на карандаш» – Энрико Чекетти, Агриппина Ваганова, Мариус Петипа, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Матильда Ксешинская и множество других, а также автошаржи. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

Николай Легат. Автошарж.


Николай Легат родился 15 (27) декабря 1869 года. Его дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна, урожденная Гранкен, и отец, Густав Иванович, – выпускники Петербургского театрального училища, они занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец – как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.Когда Николаю исполнилось восемь лет, он уже начал осваивать азы балетной техники под руководством отца, в то время преподавателя классического танца в Московском театральном училище (эти домашние уроки продолжались у Легата до двадцати лет). В возрасте одиннадцати лет Николай Легат поступил в Петербургское хореографическое училище. Некоторое время спустя он стал любимым учеником Христиана Иогансона. Именно под его руководством Легат осознал, в чем состоит его призвание и чем является для него классический танец. Младший брат Николая, Сергей, тоже впоследствии занимался в классе Иогансона. Их называли «братья-неразлучники» – разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаваньем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры – вся труппа попала «на карандаш».

Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно, симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой. Дебют Николая Легата в сольной партии Гения леса в па-д-аксьон балета Льва Иванова «Очарованный лес» состоялся на сцене Мариинского театра в 1887 году. Предвыпускной ученик блеснул в сложных силовых поддержках, что объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 году он был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем. Легат был невысок, коренаст, мускулист, и при этом балетные критики отмечали его изящество и техничность. Он был далек от идеала ведущего классического танцовщика, но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Легат получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера Павла Гердта и виртуозного солиста Энрико Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому артисту. В первых своих партиях он должен был именно блистать техникой, не обременяя себя актерским мастерством. Первую роль, в которой оно потребовалось, Легат получил только два года спустя – это был Оливье в балете «Калькабрино». Редкие выступления в образах романтических героев удачными не были – сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея. Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера – Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон Кихота».

Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ. Мариус Петипа понемногу вводил Легата в сферу своей балетмейстерской деятельности, обратив внимание на первые попытки – в частности, для 25-летнего бенефиса Марии Петипа, гражданской жены Сергея Легата, Николай Легат сочинил и исполнек с Ольгой Преображенской «Вальс-каприз» Антона Рубинштейна, а для Матильды Кшесинской поставил па-де-де.

Одним из его первых хореографических опытов стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент. Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол» в оформлении Льва Бакста, который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года. В 1905 году произошло трагическое событие – Сергей Легат покончил с собой.

Во время событий 1905 года была составлена петиция балетных актеров, под которой оба брата поставили свои подписи. Трагедия 9 января, расстрел мирной демонстрации взбудоражила артистов труппы. Однако Николай и Сергей Легаты в числе других членов балетной труппы вынуждены были снять свои подписи. Считается, что именно это событие спровоцировало вспышку душевной болезни у Сергея Легата, в результате которой он и совершил роковой шаг. Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого. Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми – сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты – в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман». Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров – Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера. Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее, контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться. Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов. По его инициативе был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам. В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки. Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925–1926 годах преподавал в дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу. Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем. Николай Легат скончался в Лондоне 24 января 1937 года.

Легат, Сергей Густавович , артист, педагог. Сын Г. И. Легата, брат Н. Г. Легата. По окончании Петерб. театр. училища (педагоги П. А. Гердт, Х. П. Иогансон, Л. И. Иванов) в 1894-1905 в Мариинском театре. Исполнял партии в балетах, пост. М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Др. партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»). Л. был партнёром мн. известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совм. с братом Н. Г. Легатом пост. в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра. Совм. с Н. Г. Легатом создал альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903).

Сергей Легат был партнёром многих известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совместно с братом Н. Г. Легатом поставил в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра. Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны…" Сергей Легат был красавец мужчина в полном смысле слова, первоклассный танцовщик и артист, незаурядный скрипач и очень талантливый художник-акварелист, выставлявший свои жанры с успехом на весенних выставках и оставивший по себе широкую память изданием совместно с братом альбома «Русский балет в карикатурах». Это был живой, интересный собеседник, жизнерадостный, но безвольный человек.

Отдельное спасибо братьям-художникам за портрет Малечки Кшесинской. Николай Легат её не пощадил, хотя был одним из самых любимых ее партнеров (из интервью Кшесинской «Петербургскому листку» в 1911 году: «Последние 9 – 10 лет я занимаюсь с Николаем Легатом и под его наблюдением прохожу все балеты» ). Вот и Теляковский тоже не сдержался: «необыкновенная, технически сильная, нравственно нахальная, циничная, наглая балерина, живущая одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающая, а, напротив, вплетающая и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Не сдержалась однажды и императрица Александра Федоровна, супруга Николая Второго. Кшесинской по случаю бенефиса положено было преподнести подарок. До революции артисткам по такому случаю, как известно, было принято дарить драгоценности. По заказу императрицы (женщины с неплохим чувством юмора) для Кшесинской была изготовлена очень дорогая брошь в виде змеи, которая кусает себя за свой собственный хвост. С современным пиаром и желтой прессой сейчас Матильде Феликсовне просто цены бы не было. Но не думаю, что она пошла бы в депутаты Госдумы. Танец был ее главной страстью, из-за которой многие балерины были на долгие годы лишены возможности реализовать свои мечты на сцене Мариинского театра. Так, Лиза в «Тщетной предосторожности» долго считалась монополией Кшесинской. Павлова танцевала ее только за границей. Преображенская получила ее на исходе второго (!) десятилетия своей службы. Поэтому, не преминул пройтись Теляковский:

«В балете состоялось первое освобождение от крепостной зависимости – была поставлена «Тщетная предосторожность» с балериной О.О.Преображенской».

Правда, постановка балета стоила Преображенской немало нервов: во время ее соло по приказу Кшесинской открыли клетки с курами, которые располагались на сцене, и те разбежались, мешая балерине танцевать. Преображенскую спасли только техника и характер. Желание «выглядеть» иногда доходило до абсурда.

«У госпожи Кшесинской, помимо сильного таланта, есть достоинство, которое хочется отметить: она умеет отлично одеваться, оригинально со вкусом. Ее костюмы напоминают костюмы парижских артисток. Например, первый туалет последнего действия! Может быть, платье несколько и модернизировано, и дочери фараонов не мечтали о таком блеске во вкусе Редферна или Пакэн, но красиво и стильно».

«Напрасно госпожа Кшесинская, играя во втором действии нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного колье. Просящая милостыню - и вдруг в бриллиантах! Несуразно».

В мемуарах "Партер и карцер. Воспоминания офицера и театрала" Дениса Лешкова я наткнулся на следующее описание одного из знакомых автора:

Сергей Легат был красавец мужчина в полном смысле слова, первоклассный танцовщик и артист, незаурядный скрипач и очень талантливый художник-акварелист, выставлявший свои жанры с успехом на весенних выставках и оставивший по себе широкую память изданием совместно с братом альбома «Русский балет в карикатурах». Это был живой, интересный собеседник, жизнерадостный, но безвольный человек.

Для начала автопортрет самих шутников - Сергей и Николай Легаты.

А теперь отдельно персоналии героев шаржей:

ЛЕГАТ Николай Густавович

15(27). 12.1869, Москва - 24.1.1937, Лондон

Артист, педагог, балетмейстер. Был ведущим классическим танцовщиком. Танцевал с А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, О. И. Преображенской. Обладал безукоризненной техникой, хорошими сценическими данными, актёрским дарованием.
Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен, Базиль; Арлекин («Арлекинада»), Лука («Волшебная флейта»), Франц; Гренгуар («Эсмеральда»).
Гастролировал (с 1907) в Париже, Берлине, Лейпциге, Вене, Праге, Варшаве. С 1902 помощник балетмейстера, с 1905 2-й балетмейстер, с 1910 главный балетмейстер Мариинского театра. Постановки: «Фея кукол» (1903, совм. с С. Г. Легатом), «Кот в сапогах» А. Н. Михайлова (1906), «Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана (1907); возобновил балеты, поставленные М. И. Петипа: «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Е. Дриго (1909), «Синяя Борода» П. П. Шенка (1910). В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева (1925-26). Открыл школу в Лондоне (1923), которую с 1926 возглавила его жена - Н. А. Николаева-Легат.

ЛЕГАТ Сергей Густавович

15(27).9.1875, Москва - 19.10(1.11). 1905, Петербург

Артист, педагог. Исполнял партии в балетах, поставленных М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Другие партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»).
Сергей Легат был партнёром многих известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совместно с братом Н. Г. Легатом поставил в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра.

ПЕТИПА Мариус Иванович

27.2 (11.3).1818, Марсель, - 1(14).7.1910, Гурзуф

Русский артист, балетмейстер. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д"Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и др.
С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Всего поставил свыше 60 балетов.

ПЕТИПА Мария Мариусовна

17(29).10.1857, Петербург, - 1930, Париж

Русская артистка. Дочь Мариуса Ивановича Петипа. Была ведущей характерной танцовщицей петербургской сцены: венгерка ("Лебединое озеро", "Коппелия"), испанка ("Раймонда"), итальянка ("Наяда и рыбак" Пуньи) и др. Среди партий: Катти и Низия ("Маркитантка" и "Царь Кандавл" Пуньи). Окончив сценическую деятельность в 1907, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах.

КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна

19(31).8.1872, Лигово, близ Петербурга, - 6.12.1971, Париж

Русская артистка, педагог. В балетах, поставленных М. И. Петипа, исполнила партии: Мариетта-Драгиниацца, Млада ("Калькобрино", "Млада" Минкуса), Колос ("Времена года"), Одетта - Одиллия. Её крупнейшие роли - Аврора (1893) и Эсмеральда (1899), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Аспиччия ("Дочь фараона"), Никия; Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера).
Кшесинская обладала яркой артистической индивидуальностью. Её танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью, виртуозной "колоратурностью" и в то же время классической законченностью. В начале 1900-х гг. танцевала в балетах, поставленных М. М. Фокиным: "Евника" Щербачёва (Евника), "Шопениана", "Эрос" на музыку Чайковского.
Гастролировала в Вене (1903), Париже (1908, 1909), Варшаве (1909), в 1911-1912 в антрепризе Дягилева. В 1920 уехала во Францию. В 1929 открыла студию в Париже.

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)

31.1 (12.2).1881, Петербург, - 23.1.1931, Гаага

Русская артистка. С 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914).
С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во многих странах. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а также концертные номера.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна

14(26).6.1879, Петербург, - 5.11.1951, Ленинград

Артистка, педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1934). В 1897 окончила училище и была принята в кордебалет Мариинского театра, выступала в партиях корифеек и солисток. Критика называла Ваганову "царицей вариаций", признавая её непревзойдённой в вариациях в "Коппелии", в партиях Царицы вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот") и др. Среди главных партий: Наила ("Ручей" Делиба), Одетта - Одиллия; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Жизель.
В 1916 оставила сцену. Педагогическая система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленинградском хореографическом училище (в 1957 училищу присвоено имя Вагановой; она преподавала в училище с 1921, с 1946 - профессор), дала новое развитие исполнительским принципам. Методика Вагановой изложена в её книге "Основы классического танца" (1934).

КАРСАВИНА Тамара Платоновна

25.2 (9.3). 1885, Петербург, - 25.4.1978, Лондон

Русская артистка. Дебютировала в партии Жемчужины ("Жавотта" Сен-Санса). Среди первых партий: Изумруд ("Синяя борода"), цветочница Пикилия ("Дон Кихот"), подруга Сванильды ("Коппелия"), Испанка ("Фея кукол"), вариации, па-де-де, па-де-труа ("Жизель", "Баядерка" и "Лебединое озеро"). Затем стала выступать в основных партиях классического репертуара: Жизель, Одетта - Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Пахита, Лиза и др. Постоянная партнёрша М. М. Фокина...
Для Карсавиной Фокин поставил балеты: "Исламей" на муз. Балакирева, "Прелюды" на муз. Листа и "Сон" на муз. Глинки. Карсавина была первой танцовщицей труппы С. П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. Исполняла партии в балетах Фокина - Жар-птица и Балерина ("Жар-птица" и "Петрушка"), Зобеида ("Шехеразада"), нимфа Эхо ("Нарцисс" Черепнина), Тамара ("Тамара" на муз. Балакирева), Синий бог ("Синий бог" Ана), Шемаханская царица ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"); в постановке Л. Ф. Мясина - Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песня Соловья" Стравинского), Пимпинелла ("Пульчинелла").
С 1918 жила за границей. В 1930 выступала в труппе "Балле Рамбер". В 1931 оставила сцену. Преподавала, консультировала балетмейстеров, возобновлявших балеты Фокина. В 1930-55 вице-президент английской Королевской академии танца.

ФОКИН Михаил Михайлович

23.4(5.5).1880, Петербург, - 22.8.1942, Нью-Йорк

Русский артист, балетмейстер, педагог. Фокин был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классическом репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и др. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др.
Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театрального училища: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском театре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908).
В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с композиторами И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным, Р. Штраусом, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета.
В 1909-12 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петербургском театральном училище. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В. Лопухов и др. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934-35 работал в парижской Опере, в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников - Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис).

ЛЕНЬЯНИ (Legnani) Пьерина

Итальянская артистка. С 1892 ведущая солистка "Ла Скала". В 1893-1901 прима-балерина Мариинского театра (Петербург), где выступала в партии Сандрильоны ("Золушка" Шелля, балетм. М. И. Петипа, Э. Чеккетти, Л. И. Иванов). Была первой исполнительницей партии Одетты - Одиллии (1895, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). Исполняла ведущие роли в балетах Петипа: "Талисман" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова, "Синяя борода" Шенка, "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Прелестная жемчужина" Дриго, "Камарго" Минкуса и др. Среди др. ролей: Раймонда, Медора, Сванильда. В партиях Эммы ("Гарлемский тюльпан" Шелля, балетм. Петипа, Л. И. Иванов) и Одетты - Одиллии впервые в России выполнила 32 fouette.
Леньяни - одна из последних представительниц виртуозного стиля, характерного для итальянской школы 2-й пол. 19 в. Её танец отличался необычайно высокой техникой в ущерб актёрским задачам и одухотворённости создаваемых ею образов. Вернувшись на родину, оставила сценическую деятельность.

ИВАНОВ Лев Иванович

18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург

Артист, балетмейстер. В 1882 назначен режиссёром петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер театра. В 1887 поставил в традициях романтического балета «Очарованный лес» Р. Е. Дриго и (совм. с Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты «Севильская красавица» (1888), «Шалость амура» (1890, перешёл затем на сцену Мариинского театра) и «Праздник лодочников» А. А. Фридмана (1891).
В 1890 поставил «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 поставил «Щелкунчик», где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Задуманную Ивановым постановку «Египетских ночей» А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал Иванова "Душой русского балета".

ШИРЯЕВ Александр Викторович

29.8(10.9).1867, Петербург, - 25.4.1941, Ленинград

Артист, педагог, балетмейстер. Заслуженный артист Республики (1921). В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского театра. С 1885, по окончании балетного отделения Петербургского театрального училища (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин), в труппе Мариинского театра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатическую технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса.
Актёрское дарование Ширяева проявилось в ролях "злодеев" и комедийных: фея Карабос, Абдерахман; Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада") и др.
С 1896 Ширяев фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Поставил балет "На перепутье" Армсгеймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы русских танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Главная заслуга Ширяева в истории русского балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ширяев был уволен из театра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского театра. Вернулся в театр только после Октябрьской революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленинградском хореографическом училище (имя Ширяева присвоено учебному театру этого училища).

ОБУХОВ Михаил Константинович

1879 - 3(?).9.1914

Русский артист, педагог. С 1898, по окончании Петербургского театрального училища (ученик Э. Чеккетти), в Мариинском театре. Танцовщик академического стиля, Обухов обладал виртуозной техникой. Среди партий: Зигфрид, Франц, Колен; Мутча ("Конёк-Горбунок"). С 1900 преподавал в Петербургском театральном училище. Среди его учеников: В. Ф. Нижинский, Г. А. Розай, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, П. Н. Владимиров.

ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико

21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан

Итальянский артист, балетмейстер, педагог. В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре "Аркадия", где были показаны балеты Чеккетти: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти).
Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского театра. Чеккетти был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889).
В 1892-1902 преподавал в Петербургском театральном училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классического танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр).
Из-за конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл свою школу. В 1911-21 главный педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимические роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др.
Чеккетти был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Чеккетти состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева) и в 1926 в Милане.

ИОГАНСОН Христиан Петрович

8(20).5.1817, Стокгольм, - 12(25).12.1903, Петербург

Артист и педагог. По национальности швед. Хореографическое образование получил в Театральном училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классический танцовщик и великолепный партнёр, Иогансон отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок.
С конца 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар - "Эсмеральда", художник Сальватор Роза - "Катарина, дочь разбойника"). Иогансон многое перенял из опыта русских исполнителей и стал подлинно русским "художником". Был замечательным педагогом классического танца. Преподавал в Петербургском театральном училище с 1860 (официально с 1869). Среди учеников - П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

ДРИГО (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич)

30.6.1846, Падуя, - 1.10.1930, там же

Композитор и дирижёр. По национальности итальянец. С 1878 дирижёр Итальянской оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского театра. В России жил свыше 40 лет.
Участвовал в первых постановках в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа, "Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898, балетм. Петипа).
После смерти Чайковского Дриго редактировал музыку "Лебединого озера" (совм. с М. И. Чайковским), инструментовал для петербургских постановок (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Дриго в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба.
Музыка лучших балетов Дриго изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет "Арлекинада" (1900, Эрмитажный театр, затем Мариинский театр, балетм. Петипа), ставящийся во многих странах мира. Ему принадлежит музыка балетов "Очарованный лес" (1887, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов), "Талисман" (1889, там же, балетм. Петипа), "Волшебная флейта" (1893, там же, балетм. Иванов), "Пробуждение Флоры" (1894, там же, балетм. Петипа), "Прелестная жемчужина" (1896, Большой театр, Москва, балетм. Петипа), "Роман розы и бабочки" ("Роман бутона розы", 1919, Мариинский театр, балетм. А. И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов.
В 1920 Дриго возвратился в Италию.

Ну и куда менее великие, но тоже попавшие на карикатуры исполнители.

Ана Роже
Ana Roje

Хорватская балерина.
В возрасте 14 лет стала первой солисткой Национального балета в Сплите, Югославия.
Позже поступила в балетную труппу Загреба, а затем в Белградский балет, где стала прима-балериной. В 1933 году она отправилась в Лондон, где училась в Школе Легата. Опыт в качестве студентки, а затем и помощницы Легата оказало большое влияние на ее жизнь.
С 1933 до самой смерти Легата в 1937 году, она была его первым и единственным помощником.

Татаринова

И еще двое великих, хотя и не из этого сборника:

Федор Шаляпин

Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны…"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Основатель династии Легатов - Густав Иванович Легат - был технически очень сильным танцовщиком, прославившимся ярким исполнением характерных классических танцев. Всю свою жизнь он отдал балету, 12 лет выступал в Петербургской балетной труппе, и еще 6 лет в Большом театре в Москве, а затем стал известным балетмейстером и педагогом, и мать, Мария Семеновна, - выпускники Петербургского театрального училища; занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец - как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету. С 8-летнего возраста Легат занимался танцем с отцом, в то время преподавателем классического танца в Московском театральном училище.

«Два брата, Николай и Сергей Легаты, были первыми танцовщиками, -- вспоминает Тамара Карсавина, -- талантливые актеры, они прекрасно рисовали и выпустили свой альбом карикатур. Особенно язвительный был карандаш у Николая, и некоторые его неопубликованные карикатуры были крайне злыми, но он, как говорится, не любил «сор из избы выносить», за что его и уважали многие артисты. В перерывах между репетициями мы всегда усаживались в каком-нибудь дальнем уголке. Я очень подружилась с обоими братьями. Николай пользовался каждой свободной минутой, чтобы порисовать, а Сергей -- чтобы рассказать один из своих бесчисленных анекдотов». Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002. с.206.

Их называли «братья-неразлучники» -- разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаваньем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры -- вся труппа попала «на карандаш». Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым -- особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой -- это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

1. Сергей Легат

Сергей Легат много сотрудничал со старшим братом, Николаем. В 1903 году они вместе поставили балет "Фея кукол” Байера, в том же году создали альбом "Русский балет в карикатурах”, представляющий собой серию рисованных карикатур на деятелей петербургского балета: Э. Чекетти, А.Я. Ваганову, М.К. Обухова, М.М. Петипа, А.В. Ширяева, Т. Карсавину, М.М. Фокина, М.Ф. Кшесинскую и многих других, включая самих себя.

О Сергее Легате говорили как об удивительном человеке, о его щедрой душе. Мера его таланта была неисчерпаема -- как и старший брат, Сергей был прекрасным музыкантом, художником и танцовщиком.

Окончив школу, через два года он уже был переведен из кордебалета в корифеи, а в возрасте двадцати трех лет репетировал в балетной труппе. Он работал в Мариинском театре почти одиннадцать лет, исполняя различные партии в постановках Мариуса Петипа.

Блистательные образы, созданные на сцене Сергеем Легатом -- Ацис («Ацис и Галатея»), Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен («Раймонда»), Люсьен («Пламя Парижа») и многие другие вызывали гораздо менее сдержанные отзывы в прессе, чем многие выступления его старшего брата.

2. Николай Легат

Николай Густавович Легат - значительная фигура в истории русского балета. Деятельность его многогранна: артист, педагог, балетмейстер, "главнокомандующий Петербургского балета", который всю свою долгую жизнь в балете неизменно отстаивал принцип верности классическим традициям, после ухода Мариуса Петипа став ревностным стражем балетных принципов старо петербургской школы. Его деятельность в сфере балета настолько значительна, что ее можно рассматривать в масштабах целого столетия - она повлияла на судьбу не только современного Легату балетного театра, но и на русский балет в целом. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002. с.203.

По окончании училища в 1888 году Николай был зачислен в труппу Мариинского театра и предстал перед искушенной петербургской публикой. Зрители увидели на сцене невысокого, коренастого танцовщика с большой головой и несколько грубоватыми чертами лица. Первый спектакль с его участием -- «Приказ короля» -- был показан 4 ноября 1888 года. Молодой артист подает надежды -- таков был вердикт балетной критики, которая отметила его изящество и неплохие задатки классической школы. Первые выступления Легата, проходящие под руководством Мариуса Петипа, носили чисто танцевальный характер с минимумом драматичности. Аполлон из балета «Весталка», Голубая птица из «Спящей красавицы», Зефир («Талисман»), Гений леса («Очарованный лес»), Феникс («Капризы бабочки) и некоторые другие малозначительные партии Легат исполнял с высокой степенью техничности. Через два года после вступления на сцену Николай Легат получил свою первую серьезную роль -- партию Оливье в балете «Калькабрино». В течение последующих сезонов ему доставались различные партии, рассчитанные прежде всего на его блестящие способности партнера, на технику, но никак не на драматический талант. Редкие выступления в образах романтических героев принимались в балетной среде более чем сдержанно. И это было неудивительно, потому что сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея.

Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера -- Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон-Кихота». Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром балетного мастерства Николая Легата стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ. Партия Гренгуара стала вершиной исполнительского мастерства Николая Легата, которое было оценено по достоинству. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002.

Николай Легат преподавал в Петербургском театральном училище, проповедуя сугубо индивидуальный подход к каждому ученику. Преподавательская деятельность Николая Легата - одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона.

«Легат был незаурядно талантливым человеком, стоявшим намного выше окружавших его людей. Он обладал особым талантом проникновения в образ», - так отзывался о Николае Легате Федор Лопухов, один из его учеников. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

Николай Легат, занимаясь с учениками не забывал о своих упражнениях, он уединялся для того чтобы попрактиковаться и когда ему не удавалась позаниматься достаточно, расстраивался. Тамара Красавина в своем "Семейном альбоме" пишет: "Его уроки были прежде всего практическими. Не знаю, подвела меня здесь память или мое воспоминание в общем правильно, но из его уроков помню прежде всего enchainements, с многочисленными глубокими glissades и chasses, заканчивающиеся в pose fondue. В целом режим занятий был довольно сумбурным." Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.12

Одним из его первых хореографических опытов Николая Легата стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент.

Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол», который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года.

Хореография была полна наивности, напоминающей о радостях детства, и в то же время остроумна. Основной номер, pas de trois Феи кукол с двумя Пьеро, содержал много смелых технических новинок, подчеркиваемых притворной неловкостью и чудесным бурлеском братьев Легат. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.13

В1905 году произошло трагическое событие -- Сергей Легат покончил с собой.

Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого.

Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми -- сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты -- в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман».

Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров -- Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера.

Не отличаясь ни особой виртуозностью, ни блеском исполнения, Легат, однако, обладал природной грацией, естественностью, четкостью выполнения движений и классической простотой. Ярый противник танца, ради танца, он включился в борьбу с итальянцами за главенство русской школы балете. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство М.: "Просвещение". 1977г., с.207.

Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, в рамках которой приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого. Его первые постановки нельзя отнести к числу успешных, потому что в них он не проявил своей индивидуальности, а всего лишь повторил Мариуса Петипа.

Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее, контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться.

Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов.

3.Педагогическая деятельность Николая Легата

Преподавательская деятельность Николая Легата -- одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона. Основным принципом его работы был индивидуальный подход к каждому танцовщику.

Н.Г. Легат - преемник иоганистических традиций, он обладал тонким педагогическим даром и сумел внедрить в учеников свои знания, передавать их дальше. Построение урока у Легата отличалось глубоким знанием. Легат менял свой урок ежедневно в связи с текущим заданием. Урок был задуман по определенному плану с начала до конца - как отражение продуманных уроков Чекетти. То, что делалось "у палки", подготовляло к тому, что будет делаться в адажио, а аллегро разрешало все это напряжение. Поэтому урок протекал легко, одно движение вызывало другое, и ученик не ощущал, что работает с большим мускульным напряжением, вкладывает много энергии. Никаких особых приемов для изучения туров, прыжков, заносок у Легата не было. Он постепенно подводил к движению.

Педагогическая практика Легата опиралась на русскую школу классического танца. Но он не оставил после себя зафиксированную на бумаге методику. Ф.В. Лопухов заметил: "Если бы Легат вел записи своих уроков, если бы он сумел рассказать, как подходить к ученикам, почему он требует от одного то, а от другого это, мы обладали бы сегодня неоценимым пособием для преподавания классического танца и воспитания талантливых артистов балета." Вестник МГУКИ 2010г. №6, с. 153.

«Он умел понять и видеть, что у занимающегося в его классе есть и что ему надо дать для совершенства. Чего другие достигали как педагоги в год, он делал в месяц. Он умел одним жестом показать, что нужно делать. Он как будто совсем не думал о том, что развивает мышцы, но от его замечаний, если им усердно следовали, развивалась именно та мышца, которая нужна данному актеру», - вспоминал Федор Лопухов. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

«Когда Легат приходил на урок, он сразу располагал учеников к занятиям всем своим существом, улыбкой, шуткой. Легат не усугублял напряжения, не подчеркивал трудностей, а, наоборот, создавал настроение легкости», - делился своими воспоминаниями Борис Шавров. Борис Шавров "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

В основе работы Легата лежала тонкая работа с методиками русских, французских, и итальянских мастеров. Все комбинации стоились очень просто. Небольшим было и количество па. сложность заключалось в том, что все прыжки и вращения выполнялись "в обе стороны". Сначала комплекс движений выполнялся с правой ноги, а затем с левой. Продуманность работы в классе сказывалась на танце учеников: формировала аккуратность позиций, строгость поз, чистоту связующих па.

У Легата учились Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Седова, Фокин, Нижинский и другие мастера русской сцены.

Николай совместно с братом часто экспериментировали с поддержками, так "подопытным кроликом" стала балерина Лидия Нестеровская. Тамара Карсавина вспоминает: "Один из таких экспериментов чуть было не привел к катастрофе. Я видела, как они упражняются с "летящей балериной". Легаты, без сомнения ободренные успехом их первой попытки, начали расходиться на более дальнее расстояние. В конце концов они не рассчитали, и балерина растянулась на полу. К счастью, исход не был роковым, но в результате этого несчастного случая Нестеровская потерпела серьезные внутренние травмы. Без сомнения, Легаты расширили масштаб работы и трио." Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. с 12.

По его инициативе был впервые создан "класс поддержки" в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам. В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки.

Анализ и систематизация приемов дуэтного танца оказались важны в пору отрицания старых форм. Нововведенная дисциплина помогала отбирать, формировать и закреплять эти приемы. В.М. Красовская "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г. с. 240.

Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925--1926 годах преподавал в Дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу.

Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем.

Заключение

легат хореография балетный танец

Историческая роль блюстителей наследия заключалась в том, что они сохраняли основу основ - классический танец для тех, кто найдет ему применение в русле творческих идей завтрашнего дня. В.М. Красовская "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г. с. 240.

Именно потому Легат принес особую пользу как учитель нескольких поколений танцовщиц и танцовщиков. Именно в его классе сохранилось то, что отрицала тогдашняя сценическая практика.

Его деятельность - важное звено в цепи предшественников русской школы классического танца настоящего времени. В педагогике Легата превалировал не стихийный талант "ваятеля" балетных артистов, но труд педагога, осмысливающего накопленное коллегами, учителями, а также свой личный опыт танцовщика.

Сила Легата как педагога была том, что он понимал важность овладения азбукой искусства. Поэтому его поиски были направлены на выработку техники танца, а также приемов самого обучения. Вестник МГУКИ 2010г. №6, с. 153.

Балетную династию Легатов в XX веке продолжила Татьяна Николаевна Легат, внучка Николая Легата. Заслуженная артистка РСФСР, она более тридцати лет выступала в Ленинградском Кировском театре, была первой исполнительницей многих балетных партий. В 1979-1985 годах она была педагогом-репетитором театра имени Кирова, а в 1985-1990 годах - театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где проявила себя как талантливый балетмейстер. С 1992 года работает за рубежом, в Лондоне, Бостоне.

Список используемой литературы

1. Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002.

2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство М.: "Просвещение". 1977г.

3. Борис Шавров "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

4. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987.

5. Вестник МГУКИ 2010г. №6

6. Красовская В.М. "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г.

7. Кшесинская М., Воспоминания.-М:.1992 г.

8. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

9. "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

10. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

11. Театральный Ленинград, 1960 №5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Успех первого "русского сезона" группы артистов балета императорских театров Петербурга и Москвы в мае 1909 г. Балетные постановки Фокина в Мариинском театре. Создание им абсолютно нового вида спектакля, новые подходы к постановке классического танца.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2016

    Танцевальные движения в классическом танце. Творческая биография Леонида Михайловича Лавровского. Специфические особенности стиля советских балетмейстеров. Хронология получения призов, наград и сталинских премий за постановку балетных спектаклей.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    История русского изобразительного искусства. Передача изысканных жестов и поз натурщиков. Творчество братьев Никитиных, Ф. Черкасова, М. Захарова. Вклад в развитие портретной живописи художников-передвижников Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Ге.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    История возникновения классического танца. Методы преподавания, структура занятий. Выработка осанки и устойчивости. Проверка музыкальности, ритмичности, координации движений. Правила выполнения preparation у станка. Анализ исполнения и исправление ошибок.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2015

    Зарождение и расцвет искусства хореографии. Создание академии танца во Франции. Становление танцевальной культуры в России. Балетное искусство как самостоятельная отрасль. Техника классического танца, его влияние на развитие детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Краткий очерк жизни и творческий путь А.Я. Вагановой как первого профессора в сфере хореографии. "Основы классического танца" как итог педагогической ее деятельности. Открытие Академии Русского балета, создание системы обучения и ее современность.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2015

    Русский танец как историческое явление. Национальные истоки танцев славян. Влияние прикладных искусств на возникновение и развитие славянской хореографии. Богатство форм русской хореографии. Специфические особенности русского народного танца Сибири.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Анализ творческого наследия Николая Павловича Акимова как художника, мастера театрально-декорационного искусства, в частности театральных афиш. Его деятельность в качестве режиссера и постановщика спектаклей. Принципы деятельности Акимова-плакатиста.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    История всемирной классической хореографии. Открытие Королевской Академии танца и создание балетных реформ. Развитие балетной школы России начиная с Юрия Григоровича до сегодняшних дней. Мариус Иванович Петипа: его постановки в тандеме с Чайковским.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Жизнь и творчество Виктора и Аполлинария Васнецовых. Влияние художника Николая Александровича Чернышева. Организационная деятельность братьев Васнецовых в Вятке. Участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.

легат николай густавович

(15.12.1869, Москва 24.1.1937, Лондон) танцовщик, педагог, балетмейстер. Из потомственной театральной семьи.

Дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна (урожд. Гранкен), и отец, Густав Иванович выпускники Петербургского театрального училища; занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец как первый танцовщик и балетмейстер.

Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.

С 8-летнего возраста Л. занимался танцем с отцом, в то время преподавателем классического танца в Московском театральном училище (домашние уроки продолжались у Л. до 20 лет). В Петербургском театральном училище обучался в 1880-88 (педагоги Н.Волков, П.Гердт, М.Петипа). Проявлял живой интерес к спорту занимался подъемом тяжестей, акробатикой, греблей, плаванием, борьбой. Играл в ансамбле балалаечников и хорошо рисовал. Дебют в сольной партии Гения леса в pas daction с выпускницей А.Виноградовой («Очарованный лес», хореография Л.Иванова) состоялся на сцене Мариинского театра в 1887.

Предвыпускной ученик демонстрировал уверенность в сложных силовых поддержках, что несомненно объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем.

Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Л. был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Л.

получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера П.Гердта и виртуозного солиста Э.Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому Л. Первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13,2.1891); партнерша К.Брианца.Л. заменил Чекетти (станцевавшего только премьерный спектакль), исполнив партию Голубой птицы («Спящая красавица» П.Чайковского), Гердта в ролях принца Шарман («Золушка», с П.Леньяни), Альберта («Жизель» А,Адана), Дезире («Спящая красавица»). Позднее репертуар танцовщика пополнили многие ведущие партии. В них он оставался элегантным партнером балерин.

Танец его был правилен и закончен, но ошеломляющей виртуозностью не отличался. Особенности его таланта проявились в ролях лирико-комедийных, требовавших жанровых красок и выразительной актерской игры. То были пастух Илас («Жертвы Амуру»), Лука («Волшебная флейта» Р.Дриго), Колен («Тщетная предосторожность» П.Гертеля), Франц («Коппелия» Л.Делиба) роли традиционных балетных пейзан. Здесь он был естественен, изобретателен, органичен. Удался ему и Базиль, исполненный в том же ключе (премьера «Дон Кихота» балетм. А.Горского, 20.1.1902). Комические краски были Л. особенно близки. Его Арлекин («Арлекинада» Дриго в постановке Петипа) восхищал лукавым лиризмом, музыкальностью, экспрессией.

Вершиной актерской карьеры Л. стала роль Гренгуара в «Эсмеральде» Ц.Пуни. Первое выступление (4.1.1904) ничем не предвещало того успеха, который выпал исполнителю три года спустя. Понадобился не только сценический, но, главное, жизненный опыт (утрата покончившего с собой горячо любимого брата Сергея), чтобы произошла эта метаморфоза из безучастного в остро чувствующего чужое горе человека. Поэт-неудачник в исполнении Л. представал как трагикомическая и вместе с тем трогательная фигура. Он проникался смятением Эсмеральды, узнавшей в женихе знатной дамы своего возлюбленного, и искренне и заботливо утешал ее. Пронзительностью обостренной эмоции, столь контрастной с внешней несуразностью, его Гренгуар предвещал фокинского Петрушку.

Живой ум, музыкальность, интерес к творчеству в любых проявлениях позволяли Л. пробовать себя в разных качествах. Первый балетмейстерский опыт состоялся вскоре после окончания училища по просьбе московской родственницы танцовщицы В.Мосоловой было поставлено pas de deux. Для 25-летнего бенефиса М.М.Петипа, гражданской жены брата, был сочинен и исполнен с О.Преображенской Valse caprice А.Рубинштейна, а для М.Кшесинской поставлено pas de deux (4.2.1901). На премьере комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Александрийском театре танец эльфов с выпускницей Т.Карсавиной также принадлежал Л. (2.11.1901), Смерть балетмейстера Л.Иванова, преклонный возраст самого Петипа заставляли думать о помощнике. Выбор пал на Л., официальное назначение было объявлено 1.9.1902. Дебют в новом качестве премьера балета «Фея кукол» Й.Байера с оформлением Л.Бакста, поставленного совместно с братом Сергеем, состоялся 16.2.1903 в Мариинском театре. Сюжет балета не был нов: обитатели кукольной лавки оживали ночью, разворачивалось празднество во главе с феей кукол. Классический танец был окрашен привычной кукольной пластикой деревянной механичностью движений. Маловыразительный музыкальный материал дополнялся вставной музыкой Чайковского, Дриго, Рубинштейна, А.Лядова. Постановщики изобретательно варьировали характеристические особенности танцевальной лексики, вплетая то национальные мотивы, то любые иные. Ансамбль исполнителей был блестящим: А.Павлова (испанка), В.Трефилова (японка), А.Ваганова (китаянка), О.Преображенская (кукла Бебе) и др. Каждый отделывал свою роль с присущим ему талантом и мастерством. Но даже это не могло возместить отсутствия драматургии: одноактный балет по сути представлял собой разросшийся дивертисмент. Центром балета было pas de trois Феи кукол и двух Пьеро (М.Кшесинская, С.Легат, М.Фокин).

Неразлучные братья свято верили в могущество формул классического танца, но воспринимали эти формулы как нечто застывшее, не подвластное переменам, навстречу которым уже шел балетный театр. Пути ортодоксально мыслившего Л. и его более чутких к новому коллег разошлись. Однако ориентация Л. пришлась по вкусу дирекции, и приказ от 25.11.1905 возвестил о назначении его вторым балетмейстером. При отсутствии первого Л. по сути становился хозяином труппы. Приходилось ставить и в операх. Танцы в «Нероне» Рубинштейна напоминали то приемы Петипа, то почерк Иванова. Для себя с Преображенской Л. сочинил классическое pas de deux. Все выглядело старомодным и недостаточно самостоятельным. Вторичным оказался и новый двухактный балет Л. «Кот в сапогах» (10.12.1906: муз, А.Михайлова, оформ.П.Ламбина). Сам балетмейстер исполнял маркиза Карабаса, Трефилова принцессу Клементину. Не порадовал и «Аленький цветочек» Ф.Гартмана (16.12.1907). И здесь дивертисментное начало безраздельно торжествовало, сводя спектакль к бесконечной череде танцевальных номеров. Ни музыка, ни хореография не содержали значительных идей, способных объединить эту россыпь в единое целое. Талантливое оформление К.Коровина этнографической достоверностью и единством стилевого решения лишь подчеркивало безжизненность разрозненных хореографических воплощений. Постановка Л. обнажила противостояние охранительных тенденций животворным поискам нового. Обе тенденции причудливо переплелись при возобновлении «Талисмана» РДриго (29.

1.1909) балета, поставленного Петипа в 1889. Л. помнил хореографию мэтра и охотно цитировал ее. Но он не мог избежать и влияния фокинских новаций. Эклектика неоспоримо убеждала в отсутствии собственной творческой позиции. Спектакль стал по сути «могильным камнем» на его карьере балетмейстера. Премьеру единственный раз станцевала в качестве прощального спектакля Преображенская. Затем спектакль перешел к Кшесинской. И хотя дирекция недвусмысленно выказывала предпочтение Л., сдерживая постановочную деятельность Фокина в Мариинском театре, новое, пусть и с трудом, но проникало на казенную сцену.

9.2.1914 состоялся 25-летний юбилей творчества Л. Юбиляр был удостоен почетного звания заслуженного артиста императорских театров. Тем не менее контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться. Его пригласили ставить в Народном доме. Еще раньше наметилось сотрудничество с молодым композитором Б.Асафьевым, на музыку которого Л. поставил несколько номеров. Теперь же он поставил на его музыку балет «Белая лилия» старомодную историю любви Золотой бабочки (Преображенская), Мотылька (Л.), Лилии (любительница Н.Николаева, вторая жена Л.) и Ириса (А.Бекефи). Остальные роли и функции кордебалета исполняли учащиесялюбители частной балетной школы В.Москалевой, в которой преподавали Преображенская и Л. Премьера (11.12.1915) включала еще один одноактный балет в постановке Л. «Роза Маргитты» на музыку И.Армсгеймера. Завершал спектакль дивертисмент. Работа с любителями не дала интересного результата и в следующей постановке «Волшебный сон принца» на музыку Н.Соколова.

Цирковые полеты на тросах не могли возместить недостаток профессиональных танцев. Частную труппу создать Л. не удалось.

Тогда Л. всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность.

Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Л. работал в училище, позднее дополнились уроками Х.Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в Театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре, сменив Е.Соколову (с 1904). В числе учеников Л. были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Ю.Седова, В.Нижинский, Ф.Лопухов. По инициативе Л. был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам (1909). Отстаивая ценности академического танца, Л. противостоял разрушительному пафосу новаторов. Вклад его в сохранение завоеваний классического танца для XX в. чрезвычайно велик. Заслугой Л. является также участие в процессе осмысления приемов классического танца, что вело в дальнейшем к созданию методики преподавания классического танца и поддержки. Педагогическое мастерство Л. включало индивидуальный подход к каждому ученику, умение точно подсказать, как преодолеть недостатки и выгодно оттенить достоинства.

После революции в начале 1920-х Л. пригласили преподавать в Московское театральное училище, но там он не прижился. Возращение в родной город ознаменовалось его скандальной статьей в журнале «Жизнь искусства» (1922, № 25, 27 июня), в которой деятельность петроградской балетной школы подвергалась резкой критике.

Недовольство во многом было оправдано. Но Л. не замечал и того, что в тяжелейших условиях послереволюционного существования школа не только выжила, пополняла оскудевшую труппу, но и начинала перестраивать свою работу. Делали это педагоги, многие из которых были учениками Л., такие как Ваганова.Л. продолжал преподавать в Школе русского балета А.Волынского, давал частные уроки, гастролировал с концертными выступлениями по стране. В августе 1922 его избрали членом высшего хореографического совета бывшего Мариинского театра, призванного руководить труппой. Несмотря на это, осенью того же года он покинул Россию, обосновавшись в Англии. В 1930 открыл в Лондоне студию.

За рубежом с творчеством Л. были знакомы со времен его гастролей в 1907-с Трефиловой на сцене Трокадеро и Комической оперы в Париже, в 1908 с Кшесинской на сцене «Grand-Орбга». Гастроли Л. с Кшесинской в Варшаве в феврале 1909 также прошли чрезвычайно удачно успех обоих в «Тщетной предосторожности» был выдающимся. В апреле того же года группа артистов Мариинского балета (около 30 чел.) во главе с Л.

отправилась в турне по городам Европы (Берлин, Лейпциг, Вена, Прага), В репертуаре, основу которого составили балеты классического наследия, блистали Павлова, Л.Егорова, Э.Вилль. В концертном отделении часть номеров была поставлена Л.; публика встретила их с энтузиазмом. Всего месяц отделял эти гастроли от дягилевских парижских сезонов. Предшествовавший им успех русских исполнителей неизбежно подогревал интерес к русскому балету вообще, обнаруживал значительность накопленных этим балетом богатств.

Л., олицетворявший старые традиции в русском балете, к тому же пользовавшийся благосклонностью дирекции императорских театров, был чужд Дягилеву. Пути этих людей пересеклись лишь однажды и то ненадолго, Прославленный Э.Чекетти покинул в 1925 дягилевскую антрепризу. Труппа, состоявшая в тот период в значительной мере из недостаточно опытных танцовщиков, крайне нуждалась в опытном педагоге. Дягилев вынужден был пригласить Л. Однако тому не хватало гибкости в работе с мало подготовленными артистами, к тому же Л. был сторонником французской школы и скептически относился к итальянской, к которой приучал труппу Чекетти. По мнению Дягилева, успехи занимавшихся в классе Л. были невелики. Это стало поводом для отставки Л., проработавшего у Дягилева всего около года.

Заключительный период своей жизни Л. посвятил лондонской школе. Она многое значила не только для становления нарождавшегося заново английского балета; школа Л. стала мировым центром сохранения и передачи академических традиций. Сюда охотно приезжали совершенствоваться артисты балета из разных стран, приобщаясь к вечным ценностям классического танца. В школе Л. занимались такие выдающиеся исполнители как В.Немчинова, А.Данилово, Л.Лопухова, А.Маркова, М.Фонтейн, Н, де Валуа, А.Долин, С.Лифарь, А.Картер, А.Эглевский, М.Ширер. Школа Л. превратилась также в первый интернациональный центр по пропаганде и распространению методических знаний о русской школе классического танца. После смерти мужа школу возглавила вдова Н Николаева-Легат. Затем руководство школы, существующей по настоящее время, перешло к Е.Бартелл.

Совместно с братом Сергеем осуществил серию карикатур («Русский балет в карикатурах». СПб., 1903). Автор книги «Story of the Russian School» (London, 1932).