Отчет о зарубежной стажировке магистранта. Научная стажировка магистрантов карагандинского экономического университета казпотребсоюза в сибупк

Целью научно-исследовательской практикиявляется систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования, экспериментирования, проектной и экспертной деятельности, развитие компетенций, полученных при изучении дисциплин учебного плана специализированной магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».

Задачами научно-исследовательской практикиявляются:

    приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;

    получение компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных;

    сбор, анализ и обобщение исследовательского материала, получаемого в ходе первичной и вторичной обработки в целях подготовки магистерской диссертации;

    написание научных текстов и их представление (апробация).

Во время научно-исследовательской практики студентдолжен:

Изучить:

    литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;

    методы исследования и проведения аналитических работ;

    информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

    требования к оформлению научно-технической документации.

Выполнить:

    анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследования;

    теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

    анализ достоверности полученных результатов;

    сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;

    анализ научной и практической значимости проводимых исследований.

Ожидаемые результатыот научно-исследовательской практики:

Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;

    умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

    формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;

    освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;

    умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;

    умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

    умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

    умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.

Место научно-исследовательской практики

в структуре ООП магистратуры

Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» становятся специалистами в сфере государственного и муниципального управления, которые должны обладать навыками управления в органах государственного и муниципального управления различных уровней, и, наконец, накопив достаточный практический опыт, имеют возможность стать руководителями различных структур в сфере государственного и муниципального управления.

При организации проведения научно-исследовательской практики магистрантов весьма важно учитывать характеристики будущей профессиональной деятельности магистров, содержащиеся в разделе IV ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление». В частности, область профессиональной деятельности магистров включает в себя:

    государственное управление;

    муниципальное управление и местное самоуправление;

    управление в государственных и муниципальных учреждениях;

    управление в социальной сфере;

    управление в некоммерческих организациях;

    управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Магистр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач и в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. В частности, в эти задачи входят:

Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации;

Подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.

Конкретизируя цели научно-исследовательской практики в соответствии с условиями конкретного университета, факультета, кафедры, профиля обучения, программа практики магистра может предусматривать:

    закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

    приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе;

    сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);

    сбор материала для написания выпускной работы магистра;

    приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя и т.п.

Таким образом, магистр государственного и муниципального управления готовится для эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, организаторской и аналитической деятельности в области государственного и муниципального управления.

Место и время проведения

научно-исследовательской практики

Практика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.

Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.

Формируемые компетенции

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);

Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);

    компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределёнными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);

    компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);

    компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);

компетенции самосовершенствования, включая:

    способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);

    умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);

    умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);

    умение выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);

    способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);

    способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);

Овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20);

Овладение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);

Овладение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).

    С тематикой магистерской диссертации, выбранной студентом и согласованной с научным руководителем, исходя из специфики образовательной программы подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление»;

    Индивидуальным заданием научного руководителя магистерской диссертации и руководителя практики, назначенного по месту ее прохождения.

3. Местом прохождения практики.

База практики

государственной власти

Участие в управлении социально-экономическим развитием и организационными изменениями, планировании, распоряжении и контроле общественных финансов, исполнении функций органов, подготовке нормативных правовых актов, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью

Органы местного самоуправления

База практики

Участие в управлении социально-экономическим развитием муници-пальных образований, муниципальным (городским) хозяйством, его отдельными Содержание деятельности

отраслями и организациями, состав-лении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг, подго-товка актов местного самоуправления и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью

Государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, негосу-дарственные некоммерческие организации

Участие в управлении учреждением, организацией, их подразделениями, выполнение индивидуальных управ-ленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирова-ние и аналитика, консалтинг

Виды работ и содержание отчетности магистрантов по научно-исследовательской практике

Вид работ по НИП

документации магистранта

1.Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам

Подробный План проводимого

исследования

1.Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

2. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

3. Методический аппарат научного исследования в магистерской диссертации

Вид работ по НИП

Глава 2. Структурированный анализ проблем по теме исследования, анализ законодательной базы в таблицах или схемах, анализ эксперименталь-

документации магистранта

ной, проектной, эмпирической информации.

Результаты в описательном и ил-люстративном оформлении с их интерпретацией

4.Характеристика научно-исследовательского проекта/самостоятельной методики исследования

Глава 3. Самостоятельный параграф - предложения автора по решению научной проблемы, совершенствованию управленческой практики

5. Информационно-аналитическая база научного исследования

1. Перечень литературных источников по теме магистерской диссертации (50 русскоязычных источников, 5 иностранных источников, в том числе самостоятельный перевод оригинальных источников – не менее 3).

6.Научная и публикационная активность студента

Характеристика научно-ис-следовательской работы и научной активности за 2 года обучения по МП ГМУ, включая таблицу о ре-зультативности конкретного личного участия по годам в научных мероприятиях университета и внешних организа-циях. Сведения о научных публикациях, в том числе: об индивидуальных научных работах, научных конкурсах, проектах, материалах научных конференций и статьях в аннотированных ВАК журналах

7. Составление отчетности, подготовка иллюстративного и презентационного материала

Отчет о НИП магистранта

По итогам научно-исследовательской практики студент предоставляет на кафедру:

    дневник научно-исследовательской практики магистранта;

    список литературы в рамках исследовательской программы;

    развернутый отчет о результатах научно-исследовательской практики, который состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части – отчет по аналитическому и проектному разделу практики в установленной форме; заключения (самостоятельной оценки работы), списка использованной литературы, приложений;

    текст подготовленной статьи (доклада) по материалам научно-исследовательской практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты результатов, полученных в ходе научно-исследовательской практики. Защита отчетов по научно-исследовательской практике осуществляется либо на конференции, посвященной итогам научно-исследовательской практики, либо на научно-исследовательском семинаре программы в дни, установленные руководителем магистерской программы.

По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Аттестация практики проводится с оценкой по пятибалльной шкале. Уровень оценки соответствует уровню выполненной работы и представленных материалов в части обработанной литературы, собранных и обработанных материалов, их соответствия тематике диссертации и специфики программы «Государственного и муниципального управления», наличия элементов научной новизны и практической значимости.

    Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется при полном выполнении требований по научно-исследовательской практике в срок, готовности для включения представленных материалов в магистерскую диссертацию, наличии подготовленной к публикации статьи, наличии результатов, обладающих признаками научной новизны.

    Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при наличии отдельных недоработок, неполноте представленных материалов.

    Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при некомплектном и некачественном представлении материалов, слабой готовности для включения в статью (диссертацию).

По результатам научно-исследовательской практики студенты представляют к публикации подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и интерактивные занятия.

Руководство и контроль прохождения практики

Общее руководство научно-исследовательской практикой осуществляет руководитель магистерской программы или, по согласованию с ним, один из преподавателей кафедры. Для прохождения практики для всех магистрантов определяются кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты реализуют проектный раздел научно-исследовательской практики.

Руководитель практики от кафедры:

    согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки магистров;

    устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;

    разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

    содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;

    принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

    несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

    осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;

    оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;

    оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Научный руководитель студента-магистранта:

    координирует постановку задач самостоятельной работы студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для выполнения исследовательской программы, оказывает соответствующую консультационную помощь;

    участвует в работе конференции по подведению итогов научно-исследовательской практики;

Студент-магистрант:

    проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы подразделения - места прохождения практики;

    получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;

Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

С 02 апреля 2018 года по 09 апреля 2018 года прошли научную стажировку в Сибирском университете потребительской кооперации пятьдесят один магистрант Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (Республика Казахстан).

Научная стажировка организована по программам:

  • Инновационные технологии в области учетно-аналитической деятельности;
  • Методология, организация и внедрение научных исследований в экономике и управлении;
  • Инновационные подходы к научной деятельности в сфере производства пищевых продуктов и информационных технологий;
  • Модернизация публичного права.

Программы включали лекции ведущих преподавателей университета, практические и выездные занятия, научные мероприятия. Стажировка прошла в течение недели, насыщенной интересными университетскими событиями, что позволило иностранным магистрантам поучаствовать в мероприятиях научно-практического форума «Междисциплинарная интеграция как двигатель научного прогресса».

Гости из Казахстана посетили Дискуссионную площадку «Наука побеждать: от идеи до реализации проекта», презентацию результатов научных исследований победителей конкурса студенческих грантов-2017 «Научный дебют», приняли участие в работе пленарного заседания и заседаниях секций Международной научно-практической конференции «Дни науки-2018».

На заседаниях секций конференции магистранты Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза поделились результатами своих исследований, подтвердили высокий уровень подготовки. Так, дипломы первой степени за доклады получили Мамалинова Назым Габдулмажитовна (секция «Научно-инновационные подходы в экономике и управлении предприятиями, отраслями, территориями») и Касымбекова Айнура Тилеугабыловна (секция «Роль гуманитарных и социальных наук в эпоху научно-технического прогресса»).

На церемонии вручения магистрантам сертификатов о прохождении научной стажировки проректор по учебной работе Е.И. Леоненко, начальник научного управления Е.Н. Лищук отметили, что сотрудничество университетов является взаимовыгодным, позволяет обмениваться лучшими практиками в области образовательной и научной деятельности, повышать качество подготовки студентов с учетом международных стандартов.

На итоговой встрече магистранты из Казахстана выразили благодарность Сибирскому университету потребительской кооперации за организацию зарубежной научной стажировки: ректору университета Владимиру Валентиновичу Степанову, деканам факультетов и их заместителям, преподавателям. Опыт, полученный во время стажировки, признан полезным как для дальнейшей исследовательской, так и для педагогической деятельности магистрантов.

Представители Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза и Сибирского университета потребительской кооперации подтвердили намерение продолжить сотрудничество по международным обменам, совместным образовательным и научным программам.


КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

«» 2018 г.
ОТЧЕТ ПО НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКЕ

МАГИСТРАНТА МАТАЕВОЙ Г.Г.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

6М070300 – «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Руководитель УПО ________ Л .М. Султанова
Научный руководитель ________ В.В. Яворский

Караганда 2018

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

о прохождении стажировки магистранта
Магистрант I курса Матаева Галина Геннадьевна

Специальность 6М070300 «Информационные системы»
Научный руководитель __________ Яворский В.В.

(фамилия, имя, отчество)

к.т.н., пофессор ИВС

(ученая степень, ученое звание, должность, кафедра)

Место прохождения стажировки Чешский Технический Университет в Праге, Чешская Республика я

(университет, страна)

Сроки стажировки с «02» апреля по «16» апреля 2018 г.
Количество дней: 10 дней

Цели стажировки
Была пройдена научно-практическая зарубежная стажировка на тему «Информационные системы» в г.Прага, Чешская Республика в период с 3 апреля по 16 апреля 2018 г. Принимающая сторона – Чешский технический университет.

Целью зарубежной стажировки является:

Консультации с профессорско-преподавательским составом университета по теме магистерского проекта «Оптимизация работы общественного транспорта посредством автоматизированной информационной системы»;

Работа в библиотеке, работа с библиотечным фондом университета по магистерской диссертации;

Знакомство с современными технологиями обучения, используемыми в Чешском техническом университете.

План научной стажировки

03.04.2018 Знакомство с факультетом , читальным залом и залом электронных ресурсов университета.

Введение
Главная задача международной стажировки по программе обучения магистратуры – обмен опытом и знаниями между учебными заведениями и студентами. Получение новых точек зрения на исследуемые научные задачи, поставленные в магистерском проекте, позволяет расширить область охвата исследуемой задачи.

Международная стажировка также позволяет сравнить дидактическую, организационную работу, ведущуюся в учебных заведениях, уровень технической оснащённости кафедр, а также уровень профессионализма преподавательского состава.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный , машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление , структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Чешский технический университет (České vysoké učení technické v Praze) входит в глобальный рейтинг лучших университетов мира, по данным QS World University Rankings и занимает лидирующие места по ряду специальностей в Чешской Республике в традиционном ежегодном рейтинге лучших университетов страны.

Это подтверждают и партнёры ČVUT, среди которых множество известных в научном сообществе институтов и лабораторий. Например, кафедра математики факультета ядерной физики и инженерии сотрудничает с Йельским университетом (Yale University a Reservoir Engineering Research Institute), а кафедра физической электроники – с Европейским космическим агентством ESA и Центром космических полётов им. Годдарда (лаборатория NASA).

Факультет информационных технологий Чешского технического университета (ФИТ ЧТУ ) был основан 1 июля 2009года и является восьмым факультетом ЧТУ . Его первым деканом стал профессор. Ing Pavel Tvrdík , CSc , в 2013 году был переизбран.

Предлагает обучение в различных областях информатики, от теоретической информатики к проектированию цифровых систем или сайтов и мультимедиа. Выпускники используются в основном как программисты, аналитики и архитекторы информационных систем, или постах нижнего и среднего звена в ИТ-компаниях и ИТ отделах. Также могут работать в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Факультет в свои первые дни (с 5. августа 2009 года) обосновался в здании общежития Масарика ЧТУ , который до тех пор сдавался в аренду CSA . С мая 2011 года факультет занимает новое здание ЧТУ совместно с Факультетом архитектуры. В этом здании факультет использует все четыре лекционных зала и 3. этаж здания, где находится деканат факультета вместе с несколькими компьютерными и семинарскими классами. Кафедры, начиная с июня 2011 года занимают 9.-14. этажи в соседнем здании А, которое с новым зданием связано проходом. Остальную часть здания А использует Факультет строительства . Факультет с момента своего создания использует также Ballingův зал и один компьютерный класс в Национальной технической библиотеке .

Специальности:


  • Безопасность и информационные технологии

  • Информатика

  • Informatics (информатика) на английском

  • Информационные системы и управление

  • Дизайн и программирование встраиваемых систем

  • Компьютерная безопасность

  • Компьютерная инженерия

  • Компьютерные системы и сети

  • Системное программирование

  • Теоретическая информатика

  • Сайт и мультимедиа

  • Инженерия программного обеспечения и сайтов

  • Инженер знаний

В первый день нас ознакомили с университетом. Рассказали историю университета. Познакомились с кафедрой и научным руководителем. Прослушали презентацию о Чешском техническом университет и о факультете «Факультет информационных технологий» ЧВУТ.

Рассказали, что основным достоянием университета является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сегодня в университете проводится обучение по 115 программам по 419 специальностям. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Рисунок 1.

03.04.2018 Экскурсия по университету ЧВУТ.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный, машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление, структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Рисунок 2.
04.04.2018 Лекционное занятие.Ассемблер.

Обсуждение с руководителем плана проведения практических научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Была произведена личная беседа с заместителем декана по внешним связям факультета «Факультет информационных технологий» Колаш Йозефом по плану проведения экспериментальных научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Был разработан план занятий , который включал в себя лекции и практические занятия по компьютерному моделированию и автоматизированному проектированию.

Начало изучения и сбора материалов по диссертационной работе. Исследования по тематике диссертационной работы.

В ходе прохождения научной стажировки мы изучали использование языка программирования Ассеммблер (от англ. Assembler - сборщик). Это компилятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Как и сам язык ассемблеры, как правило, специфичны для конкретной архитектуры, операционной системы и варианта синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и ОС.

05.04.2018 Лабораторное занятие.Ассемблер.

Язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Ассемблер позволяет писать короткие и быстрые программы. Однако этот процесс чрезвычайно трудоёмкий. Для написания максимально эффективной программы необходимо хорошее знание особенностей команд языка ассемблера, внимание и аккуратность. Поэтому реально на языке ассемблера пишутся в основном программы, которые должны обеспечить эффективную работу с аппаратной частью. Также на языке ассемблера пишутся критичные по времени выполнения или расходованию памяти участки программы. Впоследствии они оформляются в виде подпрограмм и совмещаются с кодом на языке высокого уровня.

Регистры -это специальные ячейки памяти, расположенные непосредственно в процессоре. Работа с регистрами выполняется намного быстрее, чем с ячейками оперативной памяти, поэтому регистры активно используются как в программах на языке ассемблера, так и компиляторами языков высокого уровня.

Регистры можно разделить на регистры общего назначения , указатель команд , регистр флагов и сегментные регистры .

Названия регистров происходят от их назначения:


  • EAX/AX/AH/AL (accumulator register ) – аккумулятор;

  • EBX/BX/BH/BL (base register ) –регистр базы;

  • ECX/CX/CH/CL (counter register ) – счётчик;

  • EDX/DX/DH/DL (data register ) – регистр данных;

  • ESI/SI (source index register ) – индекс источника;

  • EDI/DI (destination index register ) – индекс приёмника (получателя);

  • ESP/SP (stack pointer register ) – регистр указателя стека.
Флаги состояния (биты 0, 2, 4, 6, 7 и 11) отражают результат выполнения арифметических инструкций, таких как ADD , SUB , MUL , DIV .

  • Флаг переноса CF устанавливается при переносе из старшего значащего бита/заёме в старший значащий бит и показывает наличие переполнения в беззнаковой целочисленной арифметике. Также используется в длинной арифметике.

  • Флаг чётности PF устанавливается, если младший значащий байт результата содержит чётное число единичных битов. Изначально этот флаг был ориентирован на использование в коммуникационных программах: при передаче данных по линиям связи для контроля мог также передаваться бит чётности и инструкции для проверки флага чётности облегчали проверку целостности данных.

  • Вспомогательный флаг переноса AF устанавливается при переносе из бита 3-го результата/заёме в 3-ий бит результата. Этот флаг ориентирован на использование в двоично-десятичной (binary coded decimal, BCD) арифметике.

  • Флаг нуля ZF устанавливается, если результат равен нулю.

  • Флаг знака SF равен значению старшего значащего бита результата , который является знаковым битом в знаковой арифметике.

  • Флаг переполнения OF устанавливается, если целочисленный результат слишком длинный для размещения в целевом операнде (регистре или ячейке памяти). Этот флаг показывает наличие переполнения в знаковой целочисленной арифметике.
06-09.04.2018 Лекционное занятие.Булева алгебра.

На этом уроке изучали Булеву алгебру.Алгебра логики (булева алгебра) - это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. Алгебра логики позволяет закодировать любые утверждения, истинность или ложность которых нужно доказать, а затем манипулировать ими подобно обычным числам в математике.

Создание алгебры логики в середине ХIХ века в трудах Джорджа Буля представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Функция от n переменных называется логической или булевой или переключательной или функцией алгебры логики, если сама функция и любой из ее аргументов могут принимать значения только из множества {0, 1}. Количество функций от n переменных равно 2 в степени n .

Значениям переменной в булевой алгебре соответствуют состояниям элементов микросхем компьютера или любого другого электронного устройства: сигнал присутствует (логическая "1") или сигнал отсутствует (логический "0").

На логических элементах, реализующих булевы функции, строятся логические схемы электронных устройств.

Законы булевой алгебры применяются и в программировании - при написании сложных логических условий и сложных запросов к базе данных. Один пример со скриптом на PHP приведён здесь (это статья о системе многокритериального поиска по сайту с базой данных). Ещё один пример - применение алгебры логики в создании многоуровневого меню сайта , в котором были бы открыты все пункты всех уровней, по которому пролегает путь к конечному открытому пункту меню.

Часто оказывается, что изначально построенное логическое выражение можно упростить, используя аксиомы, теоремы и законы алгебры логики.

Способы описания логических функций

Применяются следующие способы описания логических функций:

  • словесный;

  • табличный;

  • числовой;

  • аналитический;

  • координатный;

  • графический.

Аналитическое представление логических функций

В качестве исходного описания сложных логических функций обычно используется таблица истинности, однако упрощение функций удобнее производить в аналитической форме. При аналитической записи функция алгебры логики представляется либо в виде логической суммы элементарных логических произведений (дизъюнкции элементарных конъюнкций), либо в виде логического произведения элементарных логических сумм (конъюнкции элементарных дизъюнкций). Первая форма записи имеет название дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ), вторая - конъюнктивной нормальной формы (КНФ). В этих названиях термин "нормальная" означает отсутствие общей инверсии (отрицания) над несколькими перемнными сразу.

Дизъюнктивная нормальная форма

.

Конъюнктивная нормальная форма

Аксиомы конъюнкции

Аксиомы дизъюнкции

Аксиомы отрицания

если , то ; если , то .
Теоремы исключения констант

Теоремы идемпотентности (тавтологии, повторения)

для n переменных

Теорема противоречия

Теорема "исключённого третьего"

Теорема двойного отрицания (инволюции)

Законы алгебры логики

Ассоциативный (сочетательный) закон

.

Коммутативный (переместительный) закон

Дистибутивный (распределительный) закон

Законы де Моргана (законы общей инверсии или дуальности)

Закон поглощения (элиминации)

Закон склеивания (исключения)

.

Рисунок 3.

10.04.2018 Лабораторное занятие.Булева алгебра.

На лабораторном занятии мы решали задачи по булевой алгебре. Типовые задачи:

Задача 1. Применяя равносильные преобразования привести булеву функцию к минимальной ДНФ.

Задача 2. Доказать полноту (или неполноту) приведенной системы булевых функций .

Задача 3. Проверить, является ли тавтологией формула:

Задача 4. Построить таблицу истинности и определить выполнимость формулы:
11.04.2018 Лекционное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Рекурсией называется ситуация, когда подпрограмма вызывает сама себя.

Пример рекурсивной процедуры:

procedure Rec(a: integer);

Рассмотрим, что произойдет, если в основной программе поставить вызов, например, вида Rec(3). Ниже представлена блок-схема , показывающая последовательность выполнения операторов.

Рис. 1. Блок схема работы рекурсивной процедуры.

Процедура Rec вызывается с параметром a = 3. В ней содержится вызов процедуры Rec с параметром a = 2. Предыдущий вызов еще не завершился, поэтому можете представить себе, что создается еще одна процедура и до окончания ее работы первая свою работу не заканчивает. Процесс вызова заканчивается, когда параметр a = 0. В этот момент одновременно выполняются 4 экземпляра процедуры. Количество одновременно выполняемых процедур называют глубиной рекурсии.

Четвертая вызванная процедура (Rec(0)) напечатает число 0 и закончит свою работу. После этого управление возвращается к процедуре, которая ее вызвала (Rec(1)) и печатается число 1. И так далее пока не завершатся все процедуры. Результатом исходного вызова будет печать четырех чисел: 0, 1, 2, 3.
12.04.2018 Лабораторное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Для примера сымитируем работу цикла for. Для этого нам потребуется переменная счетчик шагов, которую можно реализовать, например, как параметр процедуры.

procedure LoopImitation(i, n: integer);

{Первый параметр – счетчик шагов, второй параметр – общее количество шагов}

Writeln("Hello N ", i); //Здесь любые инструкции, которые будут повторятся

If i
LoopImitation(i+1, n); //значению n, повторяем инструкции путем вызова

//нового экземпляра процедуры

Результатом вызова вида LoopImitation(1, 10) станет десятикратное выполнение инструкций с изменением счетчика от 1 до 10. В данном случае будет напечатано:

13.04.2018 Работа в Чешской национальной технической библиотеке.

После открытия в библиотеку, получшившую название «Национальная техническая библиотека» (чеш. «Národní technická knihovna», сокр. «NTK») начали переезжать все технические библиотеки, расположенные в Праге. Теперь разрозненные библиотеки различных факультетов тех. университета находятся в одном месте, на станции метро Dejvická.

Кроме того, они постоянно пополняются очень современной и дорогой литературой на различных языках мира. Не нужно приобретать дорогостоящую редкую литературу – ее можно взять здесь практически бесплатно (полугодовой абонемент стоит 50 чешских крон, т.е. 80 руб).

Искали материалы для своего магистрского проекта. Некоторую информацию сделали копию и сохранили.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

16.04.2018 Подведение итогов. Вручение сертификатов.

Рисунок 6.

о научной стажировке магистранта

КарГТУ кафедры ИВС

Матаевой Галины Геннадьевны

Научный руководитель от КарГТУ
к.т.н., профессор Яворский В.В.

Предложения магистранта о совершенствовании организации подготовки бакалавров и магистров

Заключение
В период с 3 по 17 апреля 2018 года была проведена научная стажировка в Чешском техническом университете в Праге (Чешская Республика, г.Прага).

В ходе стажировки была ознакомлена с электронным и каталоговым фондом, библиографическими базами обширной библиотеки университета, получила необходимые консультации у сотрудников университета, а именно у доцента, д.т.н. Колар Йозефа для сбора информации по теме магистерского проекта: «Разработка распределенной системы автоматизации тестирования веб-приложения».

По окончании поездки были вручены сертификаты.

5 ноября в Информационно-библиотечном центре РГСУ состоялось торжественное вручение удостоверений магистрантам Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова (Республика Казахстан) в связи с прохождением ими научной стажировки в нашем университете.

5 ноября в Информационно-библиотечном центре РГСУ состоялось торжественное вручение удостоверений магистрантам Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова (Республика Казахстан) в связи с прохождением ими научной стажировки в нашем университете. Поздравить ребят пришли проректор по организации научной работы, доктор социологических наук, порфессор Галина Ивановна Осадчая, декан социально-гуманитарного факультета, доктор исторических наук, профессор Николай Васильевич Старостенков, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Михаил Николаевич Магницкий.

С 28 октября по 6 ноября магистранты Аслан Азербаев, Ернур Дауенов, Сания Смагулова, Галина Ковтун, Асемгуль Нургалиева, Нуржамал Тышканова, Салтанат Аубакирова и Майя Байгожина проходили обучение в РГСУ. Их стажировка была организована Управлением международного сотрудничества и социально-гуманитарным факультетом. Занятия с лучшими преподавателями университета, консультации научных руководителей, использование богатейших ресурсов электронной научной библиотеки РГСУ позволили ребятам значительно продвинуться в работе над магистерскими диссертациями по направлениям: «История», «Культурология», «Политология», «Философия».

Галина Ивановна Осадчая вручила магистрантам удостоверения о прохождении стажировки, поблагодарила за сотрудничество и пожелала новых научных открытий. В ответ ребята выразили сердечную благодарность РГСУ за теплый прием и уникальную возможность совместного поиска решения научных проблем, заданных темами их магистерских диссертаций. Они изъявили желание продолжить свое образование в аспирантуре РГСУ и получили рекомендательные письма-приглашения для поступления.

Магистрант Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте, представившийся Багдаулетом (большинство собеседников просили не указывать их фамилии), планировал поехать по академической программе мобильности в Польшу для проведения исследований по теме научной работы. Магистрант говорит, что руководство университета сообщило, что студенты поедут не в страны Европы, а в Россию.

Мы планировали ехать в Европу. Но теперь для прохождения обязательной двухнедельной стажировки нас отправляют в Петербург. Денег мало. Сказали, что выделят по 100–120 тысяч тенге (266–320 долларов США. - Ред.). Стоимость билета - 80 тысяч тенге, оставшихся денег на гостиницу и обучение не хватит. Прежде выдавали по 300 тысяч тенге, - говорит магистрант из Шымкента.

«НА 300 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ ПОЕХАТЬ В США НЕВОЗМОЖНО»

В Казахстане также немало студентов, которые и вовсе не могут поехать за границу для прохождения двухнедельной стажировки. Магистрантка Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Гульжан Серик - одна из них. По словам Гульжан, когда она стала готовиться к поездке и собирать необходимые для выезда за границу документы, руководство университета сообщило, что в этом году в зарубежную командировку магистранты не поедут.

По закону, за две недели зарубежной стажировки мы должны собрать материал для своей диссертации. Для этого государство должно выделить 300 тысяч тенге, - возмущается Гульжан Серик.

Студентка говорит, что написала на блог министра образования и науки о проблемах с поездкой на научную стажировку за рубеж и ей ответили, что индивидуальный план работы магистранта предусматривает обязательное прохождение зарубежной научной стажировки и что расходы магистрантов, обучающихся на основе государственного образовательного гранта, покрываются за счет бюджета.

Студент Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы, по имени Алмасбек, говорит, что планировал поехать на стажировку в США, но отказался в связи с нехваткой финансов.

На 300 тысяч тенге (по нынешнему курсу 800 долларов США. - Ред) поехать в США невозможно. Стоимость билета составит 350 тысяч тенге. Поэтому поеду туда, куда направит университет, - говорит студент.

Некоторые студенты в этом году всё же успели пройти двухнедельную зарубежную стажировку в странах Европы. Например, магистранты Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева в Алматы и Евразийского национального университета имени Льва Гумилева в Астане во время зимних каникул съездили на Запад по академической программе мобильности.

«В СВЯЗИ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Азаттык обратился в университеты, чтобы выяснить, как решается вопрос с двухнедельными зарубежными научными стажировками.

Сотрудница отдела международных связей Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, представившаяся Аридой, говорит, что «в связи с финансовыми трудностями магистранты для прохождения двухнедельной стажировки поедут в страны ближнего зарубежья».

Руководитель учебно-методического отдела Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Берик Ахметов сообщил, что университет не будет выделять деньги на поездку, магистранты за границу могут поехать за собственный счет.

Не пожелавший представиться сотрудник Казахского национального университета имени аль-Фараби кратко ответил, что в вузе ждут поступления средств из министерства.

В соответствии с академической программой мобильности, студенты высших учебных заведений, обучающиеся на основе государственного образовательного гранта, в рамках проведения научно-исследовательских работ обязаны пройти стажировку в учебных или научно-исследовательских заведениях Казахстана или зарубежья. По завершении двухнедельной зарубежной стажировки студенты должны предоставить отчет о расходах и включить собранные ими сведения в свои диссертационные работы. На зарубежную поездку одного студента выделяется из бюджета 300 тысяч тенге. Однако большинство побывавших за рубежом студентов часто говорят, что выделенных денег хватает лишь на авиабилеты и оплату гостиницы, другие расходы они покрывают за счет собственных средств.