Познавательная прогулка- наблюдение (на свежем воздухе) на тему: "По дорожкам растений- целителей" для детей старшего дошкольного возраста. Конспект целевой прогулки "наблюдение за подорожником" Наблюдение за подорожником в подготовительной группе

Цель: развивать познавательную активность детей;
Задачи:
1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности, правилах их сбора, хранение и применение простейших профилактических рецептов
2. формировать умение и желание защищать и любить природу
3. закреплять знания детей о безопасном поведении в природе
4. развивать навыки чтения плана, внимание, память.
Развивающая среда:
-гербарий "Лекарственные растения вокруг нас"
-мешочки с засушенными травами "Узнай по запаху"

Материал:
-план маршрута экологической тропы
-таблички- ориентиры лекарственных растений: подорожник, цикорий, одуванчик, тысячелистник, лопух
-сундучок "сюрпризов"

Ход беседы:
Сюжет развивается в игровом уголке сюжетно- ролевой игры "Почта".
Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, в нем письмо - читает содержание письма:
" Дорогие дети! Пишут вам жители планеты, которая называется "Зеленые целители". Мы занимаемся выращиванием лечебных трав, затем собираем их семена, сушим и умеем готовить различные целебные отвары от разных болезней- помогаем лечиться людям.
Но, однажды, сильный ветер разбросал все собранные семена по разным местам. На территории вашего детского сада обнаружены некоторые лекарственные растения, которые, возможно, вам знакомы. Мы посылаем вам карту- план маршрута, с помощью которой вы найдете их и узнаете целебную силу каждого растения.
Если у вас все получится, то вы узнаете целебные свойства растений, которые вас окружают и станете "Юными следопытами".
Счастливого пути!".
Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать какие лекарственные растения растут на территории нашего детского сада?
Дети: да!

Воспитатель с детьми знакомится с картой и готовятся отправиться в путь. Педагог с детьми следуют по маршруту.
- Вот и первая остановка, вот здесь мы должны остановиться.
-К какому растению нас привела дорожка?
Нас встречает всем известный- лопух. Вы, наверное и не догадывались, что это лекарственное растение.
-Обратите внимание, какие у него листья? Они большие и крупные, ярко- зеленого цвета с темными прожилками, можно дотронуться. А стебель прямой. Серо- розовые шарики похожи на колючих ежиков - это цветки лопуха. На каждом маленьком цветочке видны маленькие капельки - это нектар. Он приманивает пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют лопух - медоносом.

Цветки лопуха очень цепкие: послушайте стихотворение Светланы Пшеничных "Репей":
Сказал репей:
-Я верный друг.
Об этом знают
Все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!
С этими шариками можно даже поиграть, если бросишь, то они легко приклеются к одежде.
-Вы, наверное. хотите узнать где находится целебная сила у лопуха? А она находится в листьях и корне. Для лечения готовят отвары, настои и применяют при простуде. Если температура тела высокая, то лист лопуха, приложив к голове, понизит ее до нормы. Снимет боль в ногах, излечит раны, а репейное масло укрепляет корни волос у людей.
Корень лопуха можно варить, жарить и даже есть в сыром виде.
-Где растет лопух? Его можно встретить около домов, у дорог.
Поставим и здесь табличку - ориентир с картинкой.
Следуем дальше, ребята. По карте- маршруту здесь должна быть остановка. Посмотрите, внимательно вокруг, что вы видите?

Вот куда нас привела дорожка, здесь мы должны остановиться. Обратите внимание на это растение. Вам оно знакомо? (ответы детей). Это- тысячелистник обыкновенный. Но на самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение.
-Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)
-Конечно же, ребята, у тысячелистника листьев не тысяча, но глядя на него, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.
-Посмотрите, на что похожи его листья? (ответы детей)
-Его листочки можно сравнить с перышками. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков и у каждого ажурные края. Прикоснитесь пальчиком к растению, чувствуете, оно покрыто волосками. Стебель грубый. От других трав тысячелистник отличается прежде всего своим видом. Издалека он похож на своеобразное крохотное деревце с необычной кроной. Народ придумал называть тысячелистник- белоголовником. Посмотрите на растение, подумайте, почему? (ответы детей)
- Среди разной травы отыщется он по мелким белым цветкам, собранным в корзиночки.
-Вспомните, ребята, может вам приходилось видеть тысячелистник? (ответы)
-Искать тысячелистник долго не приходится: растет он на огородах, среди кустарников, на обочинах дорог, около заборов наших домов.
Тысячелистник- растение очень стойкое к холодам. Даже в зимнюю погоду, когда другие растения исчезнут, мы можем встретить сухой тысячелистник, схваченный морозом и полюбоваться его как бы хрустальным видом.
Полезные свойства этого растения используют с давних пор: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.
Целебная сила находится у тысячелистника в верхушках стеблей, их срезают и готовят настои для уничтожения микробов с мелких ран и царапин, помогает остановить кровотечение из носа, а повышает аппетит у людей.

Ребята, вот наша следующая остановка. Что это за яркие, солнечные цветы вокруг? Все они, словно высыпались на праздник - так их много!
-Вы. конечно, догадались о каком растении дальше пойдет речь?
- Правильно, об одуванчиках. Это растение представлять никому не надо. Кто ж его не знает? Многим из вас. наверное. родители плели из его душистых с запахом меда цветков нарядные венки. Одуванчик - это тоже лекарственное растение, об этом вы, наверное и не догадывались.
-Вспомните, где вы видели полянки с одуванчиками? (ответы)
-Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь в вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, ив траве.
Яркий золотистый ковер расстилается в нашем парке, также можно встретить его в полях, на лугах, по берегам рек. Мы не раз с вами наблюдали, как пройдет немного времени и вместо золотого покрывала появится белое пушистое. и если потом подуть на пушистые шарики. то тысячи парашютиков закружатся в воздухе, чтобы улететь подальше от родного луга и приземлиться где- нибудь на новом месте. Белые пушинки- это семена. Они падают на землю и прорастают. И на следующий год здесь появится новый солнечный ковер. У одуванчиков есть особенность: когда его срываешь, то белый млечный сок (замечали, да?) на воздухе темнеет, от этого плохо отмываются руки от коричневых пятен.
Для лекарственных целей люди давно научились заготавливать корни одуванчиков из которых готовят чай. Этот чай помогает при болях в животе, понижает температуру тела, повышает аппетит хотите посмотреть корень? (показать) .
А еще из одуванчиков готовят вкусные блюда, например, салаты, листья добавляют в супы, щи, из золотых цветков варят вкусное варенье. Вот какое чудесное растение, правда. ребята! Поэтому в народе одуванчик так и называют "жизненным эликсиром".

Какое же еще целебное растение растет в нашем детском саду? Посмотрите. сколько разной травы вокруг? А вот и он: тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки
На земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Все вместе: это подорожник!
-Почему он так называется. кто знает? (ответы)
-Растет подорожник вдоль дорог.
Подорожник считается самым древним лекарственным растением. Целебная сила находится в листках, которые имеют полезный сок. Давайте рассмотрим его повнимательней.
Обратите внимание в почве прячется густой пучок корней, который надежно держит растение под землей. У подорожника есть главная особенность - у него листья жесткие и упругие с прочными прожилками, (потрогайте руками). Это спасает подорожник от вытаптывания, от которого страдают другие растения. И стебелек с соцветием.
- Кто может рассказать, как лист подорожника залечивает раны? (ответы)
- Нам всем хорошо знакомо правило: если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране, правда, ребята!
- От ушибов и порезов лучше средства не найти, Привяжи его листочки, перестанет кровь идти.
- Если пчелка нападет, сделай из листа повязку, сразу боль тогда пройдет.
Поэтому подорожник и
называют зеленым бинтом!
А еще подорожник считается великим путешественником, потому, что приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Листья подорожника можно засушить, приготовить отвар и вылечиться от кашля

Все эти растения произрастают не только в нашей местности, но и во многих районах нашего края и помогают лечиться людям.
-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? (ответы)
- Цветки собирают когда растение цветет, корневища поздней осенью. когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Ребята, вам понравилась такая необычная прогулка? Дети: да! А давайте вспомним какие же растения- целители растут в нашем детском саду?
Один ребенок- одуванчик; второй- подорожник; третий- лопух. Кто запомнил что лечит подорожник? одуванчик? лопух? А кто может назвать новое растение, с которым мы познакомились, путешествуя по дорожкам детского сада?
Дети: тысячелистник. Какими целебными свойствами обладает это растение, расскажите, кто запомнил?
Воспитатель: ребята, а какое растение вам понравилось больше всего? Почему? А как вы думаете мы уже стали "Юными следопытами?". Ответы детей: да! Почему вы так думаете: потому что мы нашли много лекарственных растений и узнали их целебные свойства.
А как вы думаете, как можно порадовать жителей планеты, рассказать им о своем путешествии?
Ответы детей: написать письмо, нарисовать растения и послать в конверте по почте, позвонить.
Воспитатель: давайте так и поступим. Мы нарисуем растения -целители, растущие на территории нашего детского сада и отправим в письме по почте.

Конспект наблюдения в природе в старшей группе

Тема: «Подорожник»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.

Закрепить знания о существовании у растений научного и народных названий.

Закрепить знания о понятии «лекарственное растение».

Развивать мышление, вникая в смысл слов.

Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? (Ответы детей). Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Вы уже знаете, что растений есть научное и народные названия. Напомните мне, как используются научное и народное название? (Ответы детей). Научное название используют ученые и пишут в книгах. Название, которым растение называют в народе, простые люди, в разговоре - это народное название.

Научное название подорожника – «плантаго» - произошло от латинского слова «подошва», так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. Давно замечено, что подорожник следует за человеком, разрастаясь вдоль дорог и тропинок.

Подорожник в народе называют по-разному: семижильник, порезник, попутник, ранник, чирьевая трава, придорожник. Попробуйте поразмышлять о происхождении этих народных названий. (Ответы детей).

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия - «порезник», «ранник», «чирьевая трава» - даны растению за способность заживлять раны.

С самых давних времен люди не только употребляли растения в пищу, но и делали из них одежду, орудия труда и защиты. А еще растения помогали человеку избавиться от болезней. Раньше знания о лечебных свойствах растений хранили женщины и старейшины. В наше время ученые изучают растения для того, чтобы сделать из них лекарства от многих болезней.

Вы знаете как называются растения, с помощью которых можно лечиться? (Ответы детей). Лекарственные растения.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать.

(Р. Рождественский)

Подорожник - лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты... змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Зубчатые листья Подорожника оленерогого используют как овощное растение и, выращивая его на огородах, готовят из него витаминные салаты.

Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы.

Несмотря на то, что подорожники - неприхотливые растения и зачастую являются сорняками, некоторые виды внесены в Красные книги: подорожник приморский, подорожник солончаковый, подорожник наибольший, подорожник Корнута.

У нас в Крыму растут разные виды подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник приморский, подорожник индийский и другие. О чем говорят вам названия этих крымских растений? (Ответы детей).

Вопросы на закрепление:

  1. От какого слова произошло научное название подорожника «плантаго»?
  2. Какие народные названия подорожника вы запомнили?
  3. За что растение их получило?
  4. За какие свойства подорожник называют «матерью всех трав?
  5. Кто и как, согласно старинному преданию, помог людям узнать о лечебных свойствах подорожника?
  6. Употребляют ли в пищу подорожник люди? Животный мир?

Дополнительный материал:

Загадки о подорожнике:

Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

Его бьют сапогами, его мнут колесом,

Ему все нипочем.

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся, кто такой?

Стихотворение:

Есть множество цветов

Красивых, осторожных.

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

И все же он с людьми

Находится в пути!

(С. Баруздин)

Сказка « Отчего лук стал горьким»

В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни.

Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.

Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было

Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

Послушай, голопуз, - обратился он к Арбузу, - ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.

Нелегко бедняге, - отозвался тощий Арбуз.

Какой бедняга? Просто нахал, - возмутился Лук, - не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.

Нелегко ему, - вздохнул Арбуз.

Заладил: нелегко, нелегко, - рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?

Я довольствуюсь малым и много тружусь, - еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.

Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?

Сила духа крепнет от борьбы, - ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.

От борьбы, говоришь? А чем ты силён?

Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?

Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» - ужаснулся Лук и закричал:

Же-ле-зо! Сюда!!!

Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.

Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.

О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.

Рядом с могилой Подорожника вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни…

«Подорожник и одуванчик»

Ранней весной на лесной солнечной поляне, окольцованной березовым хороводом, подрастал желтый Одуванчик. Он был красивый и веселый, но ужасный задавака и хвастун. С утра до вечера любовался собой, перебирал лепесточками, играл ими в лучах солнца и гордо озирался вокруг.

Посмотрите, какие у меня лепестки, какой прекрасный яркий цвет! - говорил он зеленым, еще совсем маленьким травинкам, которые слушали его, открыв рот. - Меня отовсюду видно. Я почти что маленькое солнышко. А взгляните на себя, что вы такое: маленькие, зеленые и все одинаковые. И говорить с вами неинтересно.

Он отворачивался от них и начинал мурлыкать себе под нос песенки.

Но особенно доставалось от него Подорожнику. Одуванчику очень не нравилось, что цветок Подорожника такой же высокий, как и он сам.

Наш Подорожник словно аршин проглотил... Экий вымахал, - говорил он всем. - А цветок у него не пойми какой, палка и есть палка. Не то что у меня. От меня свет идет, как от солнышка. Я всеми любимый.

И он начинал покачивать своим красивым цветочком.

«Что это ко мне Одуванчик пристает? - недоумевал Подорожник. - Какой Господь дал цветочек, такой и есть. И слава Богу». Он был безобидный и добрый. Все прощал Одуванчику, не спорил с ним, не ссорился и даже совсем не обижался. Рос себе и рос тихонько.

Между тем шло время, весна полновластной хозяйкой вступила в свои права, и лес постепенно менялся. Произошли перемены и с нашими знакомыми.

Подорожник еще больше вырос, его листья очень красиво застилали землю по краям тропинки. И Одуванчик стал неузнаваем. Он чувствовал, что делается легче и воздушнее, а из желтого превращается в белый. «Что это? - думал он. - Наверное, чудеса. Я, кажется, избран Богом. Что же будет дальше?» Одуванчик ушел внутрь себя, в свои новые ощущения и переживания, совсем перестал видеть кого-либо и общаться с окружающим миром. Однажды на их поляну пришли девочки. Он ходили в лес посмотреть, не появилась ли земляника, пели песенки и любовались природой. Вдруг одна девочка порезала палец и испугалась, потому что в лесу нет йода и бинта и нечем закрыть рану.

Да вот же подорожник! - воскликнула ее подружка. - Он такой полезный: и кровь остановит, и рану перевязывает. Давай его сорвем. Они оторвали листочек, Девочка быстро приложила его к порезанному пальцу, и подружки ушли домой.

Зеленые обитатели поляны стали живо обсуждать это происшествие. Подорожнику было и больно, потому что оторвали дорогой сердцу листочек, и вместе с тем радостно - ведь он помог в беде маленькой девочке.

Только Одуванчик ничего не видел: он весь ушел в себя. Его желтый венчик к этому времени стал совсем белым, пушистым и очень легким. «Я скоро сделаюсь невесомым. Оторвусь от земли и полечу ввысь, к Богу. Буду светить всем... Что мне эта невзрачная земля, эти глупые зеленые травинки?.. Нет, я создан для Неба», - мечтал он. Конечно, он никуда не улетел. Напротив, проснувшись однажды утром, Одуванчик со стыдом и ужасом увидел, что его прекрасные, пушистые лепесточки улетели сами по себе, а он остался на земле совершенно лысый и ему нечем прикрыть свою наготу. «Погиб! Какой позор! Теперь меня засмеют, ведь сам я раньше потешался над другими», - подумал Одуванчик с отчаянием и быстро спрятался в траву, чтобы его никто не увидел.

На поляне никто не заметил исчезновения Одуванчика. Распускались голубые незабудки. Нежные фиалки готовились своим появлением порадовать поляну. Пряная медуница старательно прихорашивалась перед выходом в свет. Лес преображался, расцветал, звенел на все птичьи голоса. Жизнь шла своим чередом.

С.Рыбакова

"Спасибо подорожнику»

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…

А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!

Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

"Трава-путешественница"

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева


– воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

– продолжать учить соблюдать правила игры;

– активизировать двигательную активность.

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Прогулка 2

Наблюдение за подорожником

Цели:

– знакомить с лекарственным растением – подорожником;

– развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

● Почему траву назвали подорожником?

● Где лучше его собирать?

Подорожник – многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея – сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

– научить понимать значение и функции автомобиля;

– закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

● Для чего нужна машина?

● Какие машины едут по нашей улице?

● Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

● Как эта машина называется? (Легковая.)

● А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры

«Мы – шоферы», «Послушные листья».

Цели:

– учить внимательно слушать команды воспитателя;

– развивать внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Прогулка 4

Наблюдение за подосиновиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

● Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

● Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра

«Найдем грибок».

Цели:

– учить внимательно слушать команду воспитателя;

– развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка 5

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт – грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

● Для чего нужны грузовые автомобили?

● Что они перевозят?

● Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?

● Каким автомобилем сложнее управлять – грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

– приучать доводить начатое дело до конца;

– воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

– учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

– развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как выглядит рябина?

● Где она растет?

● Какие звери любят ягоды рябины?

● Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

● Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Июль

Наблюдение за тенью

Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Под зеленой листвой

Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Подвижные игры:

«Совушка»

Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; «Попади в круг».

Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Конспект прогулки подготовительная группа

Июль

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе. Ход наблюдения. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.



Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Вот листок растет какой

– Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

– Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно!

Лист полезный

– Лечит многие болезни!

Дидактическая игра. «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Подвижные игры. «Раз, два, три - беги».

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Цель: формировать трудовые умения.

Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Конспект прогулки подготовительная группа.

Июль

Наблюдение за продолжительностью дня.

Цель: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом.

Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)

Трудовая деятельность

Уборка скошенной травы.

Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

Развивать ловкость.



Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Тема: Наблюдение за подорожником

Цель: Знакомство с травянистыми растениями, произрастающими на территории детского сада и за её пределами.

Задачи :

образовательные: познакомить детей с подорожником, его строением, рассказать о пользе этого растения;

развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, поддерживать беседу, отвечая и задавая вопросы;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, желание больше узнать об этих растениях; воспитывать умение любоваться природой, любить и жалеть её.

Ход наблюдения.

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами погуляем по территории детского сада и понаблюдаем, какие травянистые растения растут у нас на лужайках.

Воспитатель и дети подходят к территории, свободной от игровых зон.

Ведём наблюдение

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая зелёная полянка, как тут красиво! Сколько тут растёт разных растений! А какой стоит аромат в воздухе от них! А вот и стрекозка на растение села, и бабочка полетела! Тише, тише, не напугайте их! Давайте понаблюдаем за ними.

Наблюдаем за стрекозой

Представьте на миг, что все растения исчезли, хорошо бы всем жилось? Нет, конечно. Поэтому надо беречь природу и заботиться о ней.

Назовите, какие растения вам знакомы.

Дети: - Ромашки, васильки, полынь, одуванчики, шпурыш…

Воспитатель: - Правильно, ребята, здесь у нас разнотравье, но того растения, о котором я хочу вам рассказать, здесь нет. Оно растёт у обочин дорог и просто на улице. Давайте выйдем за калитку и попробуем отыскать это растение.

Дети и воспитатель выходят за территорию детского сада. У обочины дороги видят подорожник. Воспитатель обращает внимание детей на это растение.

Воспитатель: - Лег пластом у дороги,

Разметал руки-ноги.

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом,

Ему всё нипочём.

Ребята, кто знает, как называется это травянистое растение?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Это подорожник. Как вы думаете, почему его назвали подорожником?

Дети: - Оно растет по дорогам.

Воспитатель: - Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Что можно о нём сказать? Может быть, догадаетесь?

Наблюдение за подорожником – подорожник среди другой травы

Дети: - У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.

Воспитатель: - Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет) . Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?

Давайте рассмотрим султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника. Как же подорожник размножается? (Семена переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему? (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. И где потерялось семечко, там оно и проросло.

Наблюдение за подорожником – подорожник может расти где угодно

Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Послушайте стихотворение Л.Герасимовой

Подорожник

Вот листок растет какой –

Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги –

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный –

Лечит многие болезни!

Воспитатель: - Давайте, ребята, срежем листочек и попробуем полечить ранку Никиты. Но сначала мы должны хорошо вымыть листик, затем его помять и приложить к ране, потом забинтовать, чтобы лист держался.

Лечим ранку Никите

Воспитатель показывает, как применять лист при лечении ран.


Воспитатель: - Подорожник – лист полезный,

Лечит многие болезни!

Запомните это, ребята, и расскажите всем своим близким и знакомым.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях сада и луга.

Подвижная игра «Раз, два, три - беги». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Подвижная игра «Змейка».

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Индивидуальная работа : Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельные игры детей с игрушками и песком.