Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис

«Индианаполис» в 1944 году

U.S. National Park

Поисковая экспедиция, организованная сооснователем Microsoft Полом Алленом, 18 августа 2017 года обнаружила в Тихом океане останки американского тяжелого крейсера «Индианаполис» типа «Портленд». Обломки корабля находятся в Филиппинском море на глубине 5,5 тысячи метров. Более точное их местоположение в сообщении экспедиции не указывается.

В качестве подтверждения своей находки экспедиция опубликовала фотографии фрагмента борта найденного корабля с номером 35, а также крышки ящика с запчастями с написанными на ней именем корабля и типом деталей. Крейсер «Индианаполис» в составе ВМС США имел бортовой номер CA-35. На странице экспедиции также опубликованы фотографии якоря и рынды «Индианаполиса».

Американский крейсер был построен в ноябре 1931 года. Полное водоизмещение корабля составляло 12,8 тысячи тонн при длине 185,9 метра и ширине 20,1 метра. Крейсер мог развивать скорость до 32,5 узла, а дальность его хода составляла около десяти тысяч морских миль. На борту крейсера служили 1197 человек.

С момента постройки «Индианаполис» прошел модернизацию, в ходе которой было заменено его вооружение. В окончательном варианте крейсер получил три трехствольных артиллерийских установки калибра 203 миллиметра, восемь зенитных орудий калибра 130 миллиметров, шесть зенитных пушек калибра 40 миллиметров и 19 зенитных орудий калибра 20 миллиметров. Корабль нес три гидросамолета.

До бомбардировки японцами Перл-Харбора 7 декабря 1941 года занимался океанским патрулированием, а с 1942 года уже отвечал за поиск японских кораблей в Тихом океане. За время участия во Второй мировой войне «Индианаполис» принял участие в нескольких военных операциях, включая атаку на японскую базу в Новой Гвинее и нанесение ударов по японским позициям на атолле Кваджалейн.

В общей сложности за участие в военных кампаниях в Азиатско-Тихоокеанском регионе крейсер получил десять боевых звезд. Так называются дополнительные знаки отличия в вооруженных силах США и выдаются в качестве дополнительных знаков награды за повторные награждения медалями или лентами за службу или участие в кампаниях.

26 июля 1945 года крейсер «Индианаполис» доставил на военную базу США на острове Тиниан в архипелаге Мариинские острова детали для атомной бомбы «Малыш». Этот боеприпас мощностью, по разным оценкам от 13 до 18 килотонн, был сброшен на японскую Хиросиму 6 августа 1945 года. Подробнее об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки можно почитать .

Спустя четыре дня после доставки бомбы на Тиниан, 30 июля 1945 года, «Индианаполис» встретился с японской подводной лодкой I-58 типа B, которая торпедировала его. В результате полученных повреждений «Индианаполис» затонул всего за 12 минут, успев послать сигнал бедствия. В этот момент на кораблей находились 1196 человек.

Люди, пережившие торпедную атаку, находились в воде еще четверо суток, прежде, чем их подобрали американские корабли. По разным оценкам, от переохлаждения, обезвоживания и нападений акул за четыре дня погибли от 60 до 80 человек. Спасателям удалось поднять из воды только 321 моряка, из которых выжили 316. До наших дней дожили 22 бывших члена экипажа «Индианаполиса».

Потопление «Индианаполиса» стало крупнейшей в истории ВМС США массовой гибелью моряков. Крейсер также стал последним крупным американским кораблем, потерянным ВМС США во Второй мировой войне. Вскоре после атомных бомбардировок 6 и 9 августа 1945 года Япония капитулировала, фактически положив конец Второй мировой войне (акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года).

Василий Сычёв

Тот кто сеет зло, плохо кончит.

То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».

Но в любом случае сначала мы должны узнать факты…

******

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки , приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!».

Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем.

Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах.

Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума.

Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части.Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность — японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено — крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море — остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать — это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» — работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» — сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам - Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник: Public Domain

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» — обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно — крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.

Некоторые считают, что историю меняют войны. Нет, историю меняют акулы. Именно они, молчаливые свидетели тысячелетий, в состоянии перечеркнуть все ожидания, опровергнуть все мифы, раскрыть все тайны. Акулы, с помощью острых зубов и мощных сероватых тел вошли в летопись мира самым смертоносным природным оружием.

Некоторые особи, сами того не желая, смогли изменить политический устой, повлиять на общество и изменить ход истории. А что, если бы не они?

Летней ночью 1945 года японская торпеда угодила в правый борт американского военного крейсера "Индианаполис". Еще одна бомба упала рядом с левым бортом корабля, обрушив на него целый столб грязной коричневой воды. Сильнейший удар вывел из строя электричество, и судно погрузилось в темноту.

Между тем, крейсер продолжал идти, через пробоину в боку принимая на борт тонны воды. На тот момент на судне находилось 1196 человек, и, как позже выяснилось, от бомбы погибло около 120 из них.

Через 4 дня на берег прибыло 316 моряков. Куда исчезли остальные?

Трагедия "Индианаполиса" вошла в историю как самая крупная катастрофа в хронике ВМС США. Тем страшнее, что спровоцирована она была не убойным оружием и поражающими минами, а чудовищными – акулами.

На следующее утро после затопления крейсера в Тихом океане в спасательных жилетах находилось около 800 несчастных. И хотя температура тропических вод Гуама давала надежду, что моряки смогут продержаться в волнах до прибытия спасателей, с каждой минутой она таяла. А утром появились акулы.

Смотреть видео - Как выжить среди акул:

Известно, что акулы предпочитают охотиться в ранние утренние часы, примерно с 3 до 6 утра. Это не означает, что они не нападают в другое время суток, но в предрассветное время их активность многократно возрастает.

"Ночи в тропиках особенно темны, - вспоминал один из выживших, - так что мы болтались в океане, словно в бочке, плотно закупоренной крышкой". Кто-то плакал, кто-то молился, но в основном все молчали.

А потом один из боцманов вдруг закричал – пронзительно и страшно. Еще минута – и от него осталась лишь вода, окрашенная кровью. Так начали свой пир акулы. В течение четырех суток, пока моряков случайно обнаружил патрульный вертолет, они то появлялись, унося с собой десятки несчастных, то исчезали, оставляя выжившим страшные часы ожидания.

Через четыре дня их осталось 316. Около 20 из них навсегда потеряли рассудок.

Трагедия "Индианаполиса" и сегодня остается одной из самых ужасных катастроф человечества. И хотя произошла она во время войны, не война повлекла за собой столько смертей.

Фаталисты до сих пор верят, что акулы были посланы как ужасная кара кораблю, доставившему на океанскую военную базу атомную бомбу для Хиросимы.

Смотреть видео - Индианаполис: трагедия на море

Как акулы влияют на историю?

Еще одна акула, повлиявшая на ход истории, жила около 200 лет назад. В то время шла ожесточенная борьба за независимость США, названная после историками Американской революцией. Начало 1783 года ознаменовалось заключением перемирия войны между сторонниками короля и колонистами, и, казалось бы, война должна была бы быть закончена. Однако здесь в истории появляется еще один персонаж – обычная , и сюжет развивается совершенно иначе.

Весной 1783 года во время рыбной ловли на крючок британских моряков с военного судна "де Гроссо" попалась нежеланная гостья – акула. В море обитают гораздо более вкусные и менее опасные виды, поэтому было решено выбросить рыбину и продолжить рыбалку. Чтобы наживка – кусок свинины – не пропал даром, капитан отдал приказ вспороть брюхо плотоядной хищницы и достать его оттуда.

Каково же было удивление моряков, когда среди полупереваренных остатков рыбы и плоти сверкнул какой-то странный предмет. Тщательный осмотр показал, что с американского брига "Ненси", выдававшего себя за нейтральное судно. Так, благодаря акуле, война продолжилась еще на 8 месяцев, принеся обоим сторонам сотни дополнительных жертв.

Акулы в политике

Однако в некоторых случаях общество бывает благодарно людоедам за избавление, или, наоборот, за создание сильных личностей. Так, история одного из величайших политиков Великобритании, началась именно с атаки акулы.

В 1749 году 14-летний Брук был членом экипажа торгового судна, прибывшего на Кубу. Мальчики, работавшие на судне, решили опробовать теплые воды Гаваны, поныряв с борта, и первым прыгнул Уотсон. Следом за ним в воде оказалось еще четверо мальчишек, однако акула, плававшая неподалеку, уже наметила себе жертву.

Нападение на Брика Уотсона позже было отображено на картине известного портретиста того времени Джона Синглтон Копли. На холсте запечатлен белокурый мальчишка, застывший от ужаса при виде огромной акулы, уже разинувшей пасть.

Смотреть видео - Картина "Брук Уотсон и акула":

Та атака стала первым в истории официально , при которой жертве удалось выжить. Гигантская рыбина откусила мальчику ступню, и позже ногу пришлось ампутировать до колена.

Пройдет 15 лет, и Брук Уотсон станет значимой фигурой в политических кругах Британии, заняв место главы министров, и позже, лорда-мэра Лондона.

Один из самых молодых министров за всю историю Англии, одноногий Брук не раз признавался, что всей своей карьерой он обязан акуле. Именно она научила его ценить свою жизнь и правильно использовать каждую секунду своего времени.

Брук Уотсон запомнился англичанам как один из самых непримиримых парламентариев, жестко борющихся с коррупцией и преступниками на всех уровнях власти.

Влияние акул на человечество неоспоримо. Пожалуй, это единственные рыбы на земле, способные оказывать воздействие на ход истории, развитие общества и будущее не только отдельных людей, но и целых стран.

Возможно, именно этим и обусловлены наши страхи к этим величайшим рыбам Земли?