Распределение налогового бремени на конкурентных рынках. Эластичность и налоговое бремя Распределение налогового бремени

32. Распределение налогового бремени в конкурентной и монополистической среде.

Налоговые обязательства (бремя) – установленные законом обязанности по уплате налогов. Специфический налог – налог, исчисляемый путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах , на количество облагаемых товаров, выраженных в натуральных единицах. Стоимостной налог – исчисляемый путем умножения ставки, выраженной в процентах, на величину стоимости товаров. По удельному весу налогового платежа налоги делятся на прогрессивные (растут быстрее дохода), регрессивные (медленнее) и пропорциональные (неизменные независимо от величины дохода).

Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т. е. тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога.

Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением.

Перемещение налога на конкурентном рынке товара

Налоговые обязательства возлагаемые на плательщика, далеко не всегда совпадают с реальным налоговым бременем, которое он вынужден нести, Причина этого заключается в том, что вводимые налоги влияют на поведение продавцов и покупателей и в конечном счете на общее равновесие на рынке. Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое и приводит к расхождениям между законодательно установленной сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. Причем на различных рынках это происходит по-разному. Рассмотрим, как происходит это перемещение на конкурентом рынке.


Пусть некий товар, кривые спроса (D) и предложения (S) которого представлены на рис, обложен налогом в размере t руб. на единицу продаж. Если налоговое обязательство возложено на продавцов, ему соответствует переме­щение линии S вверх на расстояние t в положение S"; если обязательство несут покупатели, этому соответствует переме­щение линии D вниз на ту же величину в положение D". Под воздействием налога исходное равновесие Е0 и цена Р0 заме­няются новыми.

Е d1 – налог платят продавцы. Е S1 – налог платят покупатели. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется соотношением абсолютных величин D Pd и s, где D Pd = Рd - Р0 , а s = Р s - P0 . Содержательно это означает относительно большую гибкость рыночного поведения продавцов по сравнению с покупателями, на участке Q1 Q0 , спрос эластичнее по цене, чем предложение.

При абсолютно неэластичном спросе все налоговое бремя ложится на потребителя. Вместе с тем хорошо видно, что и в общем случае преимущество в эластичности благоприятствует перемещению налогового бремени. Это справедливо независимо от того, специфический налог или стоимостной. Доказательство – график ниже, т. к. при стоимостном налоге распределение налогового бремени между продавцами и покупателями по-прежнему определяется соотношением абсолютных величин dРd и s Оно, в свою очередь, зависит от соотношения эластичностей спроса и предложения, а не от того, как именно исчисляется налог. Но есть особенность при использовании стоимостного налога. Если налог уплачивает продавец, то налоговые обязательства (процентная ставка) определяется по отношению к Рd , а если покупатель – к Рs. Одному и тому же значению разности Рd и Рs соответствуют разные значения налога в зависимости от того, кто находится в сфере обязательств. Чтобы собрать одну и ту же сумму, государству необходимо установить более высокую долю отчислений от цены продавцов, чем от цены покупателей.

Доли платежей, устанавливаемые законом, обычно воспринимаются как доли соответствующих сторон в реальном налоговом бремени. Между тем совпадение сферы налоговых обязательств с экономической сферой действия налога возможно лишь случайно. В действительности решающее значение имеют характеристики рынков и влияние налога на рыночное поведение. Идеальный конкурентный рынок – тот, который без промедления реагирует на налогообложение адекватными сдвигами в спросе и предложении.

51. Распределение налогового бремени в условиях монополии

Как и на конкурентном рынке, решающее значение для монополиста имеет гибкость экономического поведения, т. е. способность без значительных потерь переходить под влиянием налога в адекватную ему новую точку равновесия. Если монополист, в полной мере использовав преимущества своего положения до введения налога, не имеет возмож­ности выбрать относительно равноценную ситуацию после его появления, он вынужден нести налоговое бремя. Для монополиста гибкость - это способность менять объем продаж (выпуска) в достаточно широком диапазоне при относительно небольших сдвигах в уровне предельных издержек. Данное свойство представляет собой аналог эластичного предложения на конкурентном рынке.

Монополист, продающий уникальный товар, стоит перед выбором: или полностью принять на себя налоговое бремя, или покинуть рынок. Сфера действия налога формируется в данном случае так же, как при абсолютно неэластичном предложении на конкурентном рынке.


Линейная функция спроса

График ниже - ситуация, когда предельные издержки монополиста постоянны, что в некотором смысле эквивалентно абсо­лютно эластичному предложению. При линейной функции спроса прирост цены, по которой осуществляет продажи монополист, покрывает только половину прироста его предельных и средних издержек, обусловленного налогом, его возможности перемещения налогового бремени ограничиваются. "Цена покупателей" РS выше доналоговой цены Р0, но "цена продавца" РS, - ниже Р0.

Что происходит, если сдвиг точки равновесия на более эластичные участки кривой спроса не имеет места? MR = Р(1+1/еd). Монополист выбирает такую точку равновесия, чтобы предельный доход был как минимум неотрицательным. Обоз­начим сумму (1+1/ed) символом z. Оче­видно, 0 < z <\. Поскольку в состоянии равновесия MR = МС, прирост Δz под влиянием налога составляет t, а прирост цены ΔР равен t / z. Следовательно, при постоянной эластичности спроса цена на монополизированном рынке возрастает больше, чем на величину налога.

Что изменится, если от­казаться от предположения о постоянстве предельных из­держек? Посленалоговое равновесие при постоянном значении МС достигается в точке E1, а при предельных издержках, соответствующих МС", - в точке E’1. Этим точкам отвечают "цены покупателей" РD и РD". Хорошо видно, что, чем круче линия МС", т. е. чем менее гибко поведение монополиста, тем меньшее сокращение выпуска (с Q0 до Q1") вызывает налог. Соответственно тем меньше повышается цена (с Р0 до РD").

Если предельные издержки уменьшаются с ростом продаж, сокращение выпуска и повышение цены приобретают, при прочих равных условиях, большие масштабы, чем при постоянстве предельных издержек.

Разница между конкурентным и монополизированным

1. Влияние вида налога. На конкурентном рынке распределение налогового бремени не зависит от того, является налог специфическим или стоимостным. В обоих случаях относительные доли бремени, ложащиеся на продавцов и покупателей, одинаковы. На монополизированном рынке при стоимостном налоге на монополиста ложится относительно большая доля бремени, чем при специфическом. Стоимостной налог при наличии монополии влечет меньшее сокращение объема продаж и в меньшей степени ухудшает положение покупателей.

2. Распределение налогового бремени. Доля монополиста в налоговом бремени повышается с ростом ставки налога. За счет сокращения прибыли ситуация для монополиста может в ряде случаев относительно ухудшиться в большей степени, чем это произошло бы в сопоставимых условиях с продавцами на конкурентном рынке.

3. Положение покупателей. Сокращение ренты монополиста и ее перераспределение в доход государства не означают ее исчезновения. Поэтому, даже если монополист несет существенные потери, а цена покупателей возрастает меньше, чем на величину налога, положение покупателей остается худшим, чем в аналогичных обстоятельствах на конкурентном рынке: объем продаж, при прочих равных условиях, меньше, а цена выше.

ШПОРА

Налог. обязат-ва (н. о .) физ. и юр. лиц опред-ся на основе норм, установл. закон-вом. Налогоплат-ки пытаются уменьшить налог. бремя, они могут использ. 2 пути: сократить н. о. за счет изменен. структуры и интенсивн-ти своей эк. деят-ти или переместить налог. бремя на др. лиц. Когда речь идет о перемещ. налог. бремени, существенны взаимоотнош. 3-х сторон: гос-ва, налогоплат-ка и рыночн. контрагентов последнего. Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на кот. в конечн. счете ложится его бремя. Перемещ. налог. бремени на одном рынке влечет за собой его дальнейшие перемещ. на других Þ сфера действия налога должна опред-ся в контексте общего равновесия. Например: эк-ка состоит из отраслей: А, В – производ-ся товары, а С – единств. вид мат. ресурсов, необходимых для пр-ва А и В, причем предл-е С неэластично. Если вводится акциз на А Þ перемещ. налога на производит. С. Предположим, что эластичность замещ. товара А товаром В высока, и при этом мат. емкость А выше, чем В Þ спрос на А ¯, а на В ­ Þ ­спроса на С. В реальн. эк-ке все происходит намного сложнее. Но в итоге сфера действ. налогов опред-ся: функциями спроса и предл-я на каждом из рынков; мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализ-х в этих рамках; производственными функциями.


КОНКУРЕНТНЫЙ

Если рынок является конкурент., то возможности перемещ. налог. бремени всецело опред-ся соотнош. эластичности спроса и предложения.

Распред-е налог. бремени на конкурентном рынке.

График1. Все налог. бремя ложится на покупателей (спрос абсолютно неэластичен). График 2. На продавцов (спрос абсолютно эластичен). Покупателям надо искать замену. График 3. На продавцов (предложение абсолютно неэластично). График 4. На покупат. (предложение абсолютно эластично), но продавцам надо искать замену.

Т. е. общая закономерность: на конкур-ом рынке отдельного товара или услуги (в т. ч. труда) переместить налог. бремя на контрагентов удается той стороне, кот. обладает преимущ. в эластичности объема сделок по цене. Рез-т определяется тем, какая из сторон в больш. степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару (поставщики жертвуют частью продаж, а потребители - частью покупок), заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потери ден. дохода.

Распред-е налог. бремени в итоге не завис. от того, на какую из сторон возлаг-ся налог. обязат-ва.

График 5 График 6

Реальные экономические последствия налогообложения (¯объема продаж и потерь в доходах) завис. не от того, на какую из сторон закон возлагает обязат-во уплатить налог, а от соотнош. эластичн. спроса и предлож. и от разм. налогооблож.

МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ

Предложение неэластично Þ бремя полностью ложится на продавца

Предложение эластично

1) График 7. эластичный спрос и MC постоянны. Прирост цены (Р0Р1), т. е. расходы потребителей могут возрасти даже в большей степени, чем доход государства.

2) График 8. Переменная эластичность спроса.

Монополист включает в цену только половину налог. платежей Þ на моноп-ом рынке в отличие от конкур-го, даже самая высокая гибкость предложения не гарантирует продавцу возможность полного перемещ. налог. бремени на покупателей.

Особенность: в условиях монополии специфический налог вызывает, при прочих равных условиях большее сокращ. предложения, чем стоимостной. (на конкурентном рынке - последствия размещения фиксированного по абсолютной величине налога не зависит от того, является ли он специфическим или стоимостным.

РАЗНИЦА МЕЖДУ КОНКУРЕНТНЫМ И МОНОПОЛИЗИРОВАННЫМ

4. Влияние вида налога. На конкурентном рынке распределение налогового бремени не зависит от того, является налог специфическим или стоимостным (отн. доли бремени на продавцов и покупателей равны). На мон. рынке при стоимостном на мон-та отн. большая доля бремени, чем при специфическом. Стоимостной налог при мон-ии влечет меньшее сокращение объема продаж и в меньшей степени ухудшает положение покупателей.

5. Распределение налогового бремени. Доля монополиста в налоговом бремени повышается с ростом ставки налога. За счет сокращения прибыли ситуация для монополиста может в ряде случаев относительно ухудшиться в большей степени, чем это произошло бы в сопоставимых условиях с продавцами на конкурентном рынке.

6. Положение покупателей. Сокращение ренты монополиста и ее перераспределение в доход государства не означают ее исчезновения. Поэтому, даже если монополист несет существенные потери, а цена покупателей возрастает меньше, чем на величину налога, положение покупателей остается худшим, чем в аналогичных обстоятельствах на конкурентном рынке: объем продаж, при прочих равных условиях, меньше, а цена выше.

34. Анализ политики государственных расходов : формы расходов, перемещение выгод, взаимосвязь предпочтений. Эффективность расходов.

Формы расходов. Государственная помощь может принимать различные формы:

1) Прямые денежные выплаты или субсидии – помощь со стороны государства частным производителям или потребителям, которая предоставляется на безвозмездной основе за счет других экономических агентов.

2) Косвенные субсидии в виде: - сокращения налоговых обязательств;- льготных кредитов и госгарантий под эти кредиты;- предоставления товаров и (или) услуг по ценам ниже рыночных;- государственных закупок товаров или услуг по ценам выше рыночных;- определенных норм регулирования.

Другая классификация форм госрасходов: 1) финансирование затрат на содержание организаций общественного сектора; 2) закупки товаров или услуг; 3) субсидирование предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок; 4) денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования.

Перемещение выгод

Применительно к госрасходам во многом справедливы закономерности, связанные с налогами, только в случае с госрасходами они действуют наоборот. Та сторона, которая больше проиграет от налога, больше выиграет от симметричной ему субсидии. Программа общественных расходов (ОР) нередко приносят выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам. Реципиент – тот, кто безвозмездно или на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора. Сфера действия программы ОР - круг лиц, на которых, в конечном счете, распространяются выгоды, обусловленные данной программой.

Если речь идет о денежных выплатах, одно из последствий программы ОР – увеличение спроса на субсидируемые товары или услуги. Если эластичность предложения этих товаров относительно невысока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов товара или услуги. Перемещение выгод – процесс относительного ухудшения положения реципиентов и относительного улучшения положения продавцов, производителей или других участников в ответ на изменение спроса и предложения товаров или услуг в результаты введения программы ОР. Перемещение выгод – основная причина, по которой сфера действия программы ОР подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориентируясь на интересы избирателей. Процессы перемещения выгод закономерно связаны с их искажающим действием.

На рисунке проиллюстрированы процессы перемещения выгод ОР применительно к субсидированию продаж некоторого товара на конкурентном рынке. Субсидия может предоставляться продавцу (от S до S’) или покупателю (от D до D’). В результате субсидирования объем продаж увеличивается с Qo до Q1 и образуется разрыв между ценой продавца Ps и ценой покупателя Pd. Величина общественных расходов на субсидирование соответствует площади прямоугольника PdPsEsEd, т. е. превышает совокупный прирост излишков потребителя и производителя. Разность, представленная площадью треугольника EsEoEd, - чистые потери, обусловленные данной программой ОР.

На рисунке а) спрос относительно более эластичен, чем предложение, причем и тот, и другой отличаются сравнительно высокой эластичностью. На рисунке б) спрос относительно менее эластичен, чем предложение, причем и тот, и другой отличаются сравнительно невысокой эластичностью. В случае а) чистые потери больше, а прирост излишка производителя превосходит прирост излишка потребителя. В случае б) выигрыш от субсидии распределяется в большей степени в пользу потребителя.

Взаимосвязь предпочтений. Реципиент, при прочих равных условиях, отдает предпочтение помощи, предоставляемой в денежной форме, которой он мог бы распорядиться по своему усмотрению. Когда же программа перераспределительного характера реализуется в форме натуральных выдач или субсидирования отдельного товара, реципиенту, по существу, навязываются предпочтения тех, кто разработал и утвердил эту программу. Взаимосвязь предпочтений предполагает, что стремление реципиента максимизировать значение своей функции полезности ограничивается предпочтениями других лиц, имеющих отношение к тем же программам расходов. При осуществлении программ ОР форме, например, по косвенной поддержке безработных посредством передачи общественных средств предпринимателям необходимо учитывать интересы безработных, а также налогоплательщиков, за чей счет финансируется программа. Интересы как тех, так и других не всегда совпадают с интересами реципиентов.

Взаимосвязь полезностей проявляется в том, что уровень благосостояния индивида (значение его функции полезности) определяется не только его потребительским набором, но и благосостоянием других членов общества. Увеличение потребления какого-либо товара или услуги индивидом А может доставлять положительную полезность индивиду В и одновременно отрицательную – индивиду С, а для индивида Д быть безразличным.

Эффективность. Важно подчеркнуть, что искажающее воздействие натурализации помощи дополняет искажает воздействие субсидий и соответствующие чистые потери наслаиваются друг на друга. Лимитированные программы натуральной помощи, вообще говоря, порождают меньшие чистые потери, чем нелимитированные, поскольку для части реципиентов не возникает эффект замещения. Вместе с тем лимитированные программы предполагают ломаные бюджетные ограничения , с которыми, в свою очередь, могут быть связаны существенные искажения. Натуральные формы помощи предполагают, как правило, более высокие административные издержки, существует источник постоянного бюрократического давления в пользу избыточной натурализации и усложнения программ. В этой связи при прочих равных условиях целесообразно реализовывать такие программы ОР, которые стесняют свободу выбора получателей не больше, чем этого требует типичный налогоплательщик. Государственные страховые программы по сравнению с прямым финансированием оказываются более эффективными, когда перераспределительные требования значимы, однако круг потенциальных реципиентов не слишком отличается от круга потенциальных плательщиков.

Распределение налогового бремени – разделение груза обязательств по оплате налогов и пошлин между налогоплательщиками исходя из принципов справедливости и целесообразности.

Подходы к распределению фискального бремени

Согласно концепции платежеспособности объем обязательств налогоплательщика перед бюджетом должен определяться исходя из его доходов и благосостояния. Эта идея отображена в ст. 3 Налогового кодекса как один из принципов налогового права.

Воплощением концепции платежеспособности во многих странах являются прогрессивные ставки подоходного, а также имущественного налога. В России законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ был отвергнут. Ст. 406 НК дифференцирует ставки налога на недвижимость исходя из ее кадастровой стоимости.

Концепция налогообложения публичных благ. Налоги – это плата общества за предоставление государством и муниципалитетами разнообразных благ, таких как правопорядок, образование, медицинское обслуживание. По-возможности следует вводить целевые налоги: те, кто получают большую выгоду от публичной услуги, должны оплачивать ее предоставление. Пример реализации идеи – на добычу ископаемых (гл. 26 НК).

В РФ также действует целевой транспортный налог (гл. 28 НК). Примечательно, что ранее взимаемый общефедеральный сбор полностью зачислялся в дорожные фонды, а нынешний региональный направляется в доход субъекта РФ без специального целевого назначения (ст. 56 Бюджетного кодекса).

Основные начала распределения фискального бремени в РФ

Их перечень оговорен ст. 3 НК:

  • гарантируется всеобщность налогообложения и его равенство;
  • сборы не должны устанавливаться произвольно;
  • их взыскание не может иметь дискриминационный характер;
  • недопустима дифференциация ставок сборов для организаций-плательщиков разных форм собственности.

Схемы и алгоритмы распределения фискального бремени определяются целями законодателя:

  • сглаживание социального неравенства;
  • эффективное наполнение казны;
  • подавление развития одних сфер деятельности (например, организация азартных игр) и стимулирование других.

Распределение реального бремени налогообложения

Это реализованная или потенциальная возможность переложения части фискального бремени на другого участника хозяйственных отношений. Выделяют предусмотренное и не предусмотренное государством перераспределение. Первый вид касается косвенных налогов – НДС и акцизов. Тогда как прямые налоги взыскиваются в виде процента от прибыли/оборота, непрямые устанавливаются в форме надбавки к цене/тарифу.

Пример: субъект хозяйствования, реализующий товар потребителю, устанавливает цену с учетом НДС. - по существу, выступает сборщиком подати. Реальный налоговый груз несет потребитель. Схема выгодна правительству, поскольку взыскивать налоги с предпринимателей организационно проще, дешевле и надежней, чем с потребителей.

Прямые налоги считаются неперелагаемыми. Но при определенной конъюнктуре рынка фискальное бремя может быть перенесено.

К примеру, по ст.24 и 230 НК работодатель обязан уплатить НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Товаропроизводитель закладывает на оплату НДФЛ в стоимость товара. В итоге достоверно определить, кто из экономических субъектов (сотрудник, предприниматель, потребитель) и в какой мере несет фискальное бремя весьма сложно.

Практика показала: чем эластичнее и чем менее гибка , тем большее фискальное бремя ложится на конечного потребителя.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Государственный бюджет и его структура

Для управления макроэкономической стабильностью правительство может использовать два основных экономических инструмента: бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политики. Рассмотрим вначале бюджетно-налоговую политику. Государственный бюджет это централизованный фонд денежных средств, которыми распоряжается правительство страны под контролем парламента. Государственный бюджет включает доходную и расходную части. Государственные расходы – это целенаправленное использование бюджетных средств на удовлетворение общественных потребностей государства. К числу основных статей государственных расходов относятся:

  • административно-хозяйственные расходы;
  • военные расходы;
  • социальные расходы (образование, здравоохранение, пособия матерям и инвалидам и т.д.;
  • государственные инвестиции в науку, развитие инфраструктуры и т.д.;
  • обслуживание государственного долга;
  • поддержка госпредприятий (характерна для России).

Доходная часть государственного бюджета складывается из налогов на граждан и предприятия, таможенных платежей, продажи госсобственности, поступлений от выплаты долгов иностранных государств. Если расходы госбюджета превышают доходную часть, то образуется дефицит госбюджета, который покрывается заимствованием недостающих денег внутри страны (внутренние займы) или от внешних кредитных организаций (внешние займы). Правительство может покрыть дефицит путем выпуска дополнительной денежной массы, однако этот путь однозначно ведет к повышению уровня инфляции. Если, наоборот, доходы превышают расходы, то образуется профицит госбюджета, который обычно направляется на поддержку отечественной валюты, увеличение золото-валютных запасов, создание Стабилизационного фонда и выполнение целевых государственных программ.

А вот некоторые цифры. Федеральный бюджет России исполняется с профицитом с 2000 года (112,7 млрд. руб. в 2000 году, 272 млрд. руб. за 2001 год, 150,4 млрд. руб. - 2002 год, 227,6 млрд. руб. - 2003 год, 730,7 млрд. руб. – 2004 год, 1 трлн. 536,8 млрд. за 2005 год). Профицит федерального бюджета России в 2006 году на кассовой основе составил 1 трлн. 999,39 млрд. руб., или 7,38% ВВП.

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в 2006 году составили 6 трлн.276,74 млрд. руб. (порядка $250 млрд .) - на 1,7% больше показателя, предусмотренного уточненной росписью поступления доходов на год. Расходы по кассовому исполнению равнялись 4 трлн. 277,35 млрд. руб., что на 3,8% ниже показателя уточненной бюджетной росписи. Это рекордный показатель за семь лет.



Федеральная налоговая служба в минувшем году перечислила в бюджет почти 3 трлн. руб., федеральная таможенная служба – 2,864 трлн. руб., Росимущество направило в федеральный бюджет 69,83 млрд руб., другие федеральные органы власти - 342,96 млрд. руб.

Виды налогов

Налоги подразделяются на прямые и косвенные . Прямые налоги – это подоходный налог, налог на доход корпорации, налог на имущество, налог на наследство и др. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и др. В большинстве развитых стран НДС составляет 17-19%. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. По структуре налогов можно судить об уровне экономического развития страны. Взимание прямых налогов характерно для стран с развитой экономикой. Если, например, две трети или более всех налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, то речь идет о стране со слаборазвитой экономикой.

С точки зрения ставок, налоги бывают прогрессивными (средняя ставка растет по мере роста дохода), регрессивными (средняя ставка снижается по мере роста дохода) и пропорциональными (средняя ставка не зависит от размера дохода). В России, например, пропорциональным является подоходный налог, который составляет 13%. В большинстве развитых стран используется прогрессивная система взимания подоходного налога, что представляется более справедливым и рациональным. Обычно в таких странах существует минимальный доход, с которого подоходный налог не взимается.

Существуют налоги, которые взимаются с владельцев определенных благ. Например, дорожный налог взимается с владельцев автотрансорта. В некоторых странах существует налог на домашних животных. В Советском Союзе какое-то время существовал налог «на бездетность», средства от которого направлялись на помощь многодетным семьям.

Субсидии обычно предоставляются правительством для стимулирования производства или потребления определенных товаров или услуг. Субсидии могут даваться всем гражданам на определенный товар (например, хлеб), гражданам с низким доходом (например, на оплату квартиры), фирмам, использующим труд инвалидов.

Хотя в налоговой практике преобладает принцип прогрессивного налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы налоговая система, с одной стороны, была эффективной (приносила больший доход государству, способствовала росту экономики), и, с другой стороны, была справедливой , чтобы не создавать социальной напряженности в стране. В мире накоплен большой опыт, когда стремление пополнить государственный бюджет приводило к обратному результату: вывозу капитала за рубеж, уходу в «теневую» экономику, предпочтению деятельности не на товарном рынке, а на рынке ценных бумаг. Подтверждением сказанного является кривая американского экономиста А.Лаффера (рис.8.1).

Рис.8.1. Кривая Лаффера

На рисунке по горизонтали показана налоговая ставка, а по вертикали – налоговые поступления в бюджет, т.е. данная кривая устанавливает принципиальную (качественную) зависимость величины поступлений в бюджет от величины налоговой ставки. Эта кривая показывает, что вначале при росте налоговой ставки поступления в бюджет увеличиваются, достигают максимума и затем начинают падать. Это говорит о том, что для каждой страны налоговая ставка зависит от многих факторов: законопослушности населения, сложившийся системе налоговых льгот, скидок и субсидий. Одних людей снижение налоговой ставки стимулирует работать лучше, других – хуже. Обычно снижение налоговой ставки вызывает рост потребления, оживление экономики, но приводит к росту дефицита государственного бюджета. Такое явление имело место в 80-е годы в США в период правления президента Рейгана и получило название «рейганомики».

В результате постоянного совершенствования систем налогообложения в разных странах вырисовывается общая тенденция изменения налоговой политики: унификация налоговых систем, перенос тяжести налогового бремени на физических лиц. Мировая практика выработала следующие важнейшие принципы формирования налоговой системы:

1. Экономическая эффективность : налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2. Административная простота : налоговая документация должна быть простой, понятной налогоплательщику, дифференцированной для различных категорий налогоплательщиков.

3. Гибкость : налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия. Другим проявлением гибкости налоговой системы может быть снижение ставки налога на прибыль для инновационных отраслей промышленности.

4. Обязательность : в большинстве развитых стран уклонение от уплаты налогов или сокрытие доходов является уголовным преступлением.

5. Поощрение (с помощью налоговых льгот) спонсорской и благотворительной деятельности корпораций и физических лиц .

6. Справедливость : налоговая система должна быть справедлива (в общечеловеческом понимании) в подходе к различным индивидуумам.

Последний тезис является дискуссионным, поскольку есть сторонники как пропорциональной (принятой в России), так и прогрессивной (принятой в большинстве развитых стран) систем налогообложения. Какова должна быть шкала прогрессии при прогрессивном налогообложении? Имеет ли право государство требовать отчета граждан об источниках дохода? На чьей стороне (налогоплательщика или государства) должна лежать обязанность доказательства легальности полученного дохода? (Последние два вопроса особенно актуальные для России с ее высоким уровнем коррумпированности государственного аппарата и большим объемом «теневой» экономики).

Распределение налогового бремени

Налогоплательщик старается вести себя таким образом, чтобы, в конечном счете, уменьшить ту часть налогового бремени, которую ему предстоит нести. На рынке налогоплательщиками являются производители и потребители, а получателем - государство. Таким образом, вопрос стоит о том, на чьи плечи ложится «налоговое бремя». Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик может использовать два легальных пути: сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности (уменьшения налогооблагаемой базы) или переложением налогового бремени на других. Способность переложения налогового бремени зависит от двух факторов:

  • ценовой эластичности (чувствительности спроса и предложения к изменению цены);
  • характера рынка (конкурентный или монопольный).

Если рынок является конкурентным , то возможности переложения налогового бремени определяются соотношением эластичности спроса и эластичности предложения. Допустим, что спрос абсолютно неэластичен, т.е. нечувствителен к цене (рис.8.2). Тогда производители перекладывают налог на потребителя за счет увеличения цены (возросшие издержки привели к сокращению предложения). На рисунке кривая предложения S 1 смещается вверх в положениеS 2 . Перемещение налога осуществляется при этом за счет роста уровня цен от P 1 до P 2 .

Рис. 8.2. Переложение налога на потребителя при абсолютно неэластичном спросе

Неэластичным спросом обладают подакцизные товары (алкоголь, табак, бензин), а также ряд товаров, не имеющих хороших заменителей.

Пусть теперь спрос абсолютно эластичен (рис.8.3). В этом случае, хотя кривая предложения S1 также смещается вверх, цена P 1 не будет расти. Таким образом, при наличии многих товаров-заменителей именно производители попадают под действия налога.

Рис. 8.3. Переложение налога в случае абсолютно эластичного спроса

Если предложение абсолютно неэластично (рис.8.4), т.е. не изменяется под влиянием изменения спроса (показано пунктиром), то налоговое бремя ложится на производителей, поскольку они не могут отреагировать на повышение издержек уменьшением предложения. Вертикальная прямая абсолютно неэластичного предложения остается на месте при росте издержек, и цена не меняется.

Рис. 8.4. Невозможность переложения налога при абсолютно

неэластичном предложении

В случае абсолютно эластичного предложения (рис.8.5.) продавцы могут варьировать объем предложения, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей прирост издержек. Предложение будет уменьшаться, а цена расти до тех пор, пока покупатели не возьмут на себя налоговое бремя. Но продавцы все же оказываются в некотором проигрыше: они вынуждены частично переключаться на торговлю другими товарами.

Рис. 8.5. Переложение налогового бремени в случае абсолютно

эластичного предложения

Рассмотренные простейшие ситуации позволяют сделать вывод о том, что на конкурентном рынке отдельного товара или услуги переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности сделок по цене.

Рассмотрим теперь возможность переложения налогового бремени на покупателя у монополии (рис.8.6). На рисунке показаны кривая спроса D и лежащая ниже кривая предельного дохода MR . При наложении на монополию налога T кривая предельных издержек смещается вверх из положения MC 1 в положение MC 2 .

Рис.8.6. Распределение налогового бремени на монопольном рынке

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Константинова Любовь Андреевна. Математическое моделирование налогообложения: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13: Москва, 2000 173 c. РГБ ОД, 61:01-8/1116-3

Введение

Глава 1 Роль налогов в экономике 10

1.1.Сущность налогов и основные принципы построения.налоговой системы 10

1.2.Функции налогов и их классификаций 18

1.3. Математическое моделирование как метод исследования системы налогообложения 21

1.4.Определение оптимального уровня налогового бремени 35

1.5. Влияние ставок налогов на экономическую динамику предприятий и экономику в целом 45

1.6. Налогоиые регуляторы в условиях инфляции 57

1.7. Оценка эффективности палого ной системы 62

Глава 2 Моделирование перераспределения налогового бремени между секторами ТРГ. экономики 69

2.1 Трехсекторная модель экономики 69

2.2.Модель перераспределения налогового бремени 78

2.3. Моделирование реакции секторов на изменение налогогсых станок 87

Глава 3 Анализ налогообложения с. помощью трехсекторной модели экономики 95

3.1 .Производственная функция как экономико-статистическая модель производственного процесса 96

3.2. Статистическая оценка производственных функций секторов 110

3.3.Сравнительный анализ реальной и модельной систем налогообложения 126

Заключение 141

Список литературы 144

Приложения 149

Введение к работе

її настоящее время растет понимание необходимости государственного регулирования в экономике. В связи с этим представляется целесообразным использовать возможности экономико-математического моделирования для исследования и оценки механизмов государственного воздействия на экономику. Выводы, получаемые с помощью математических моделей, можно интерпретировать как ожидаемые результаты экономической деятельности при тех или иных государственных мероприятиях управленческого характера.

При построении задачи регулирования важным является выбор управляющих параметров. Инструменты "мягкого" 1 экономического регулирования известны: пены, тарифы, налоги и тому подобное. Среди этих регуляторов особое место занимают налоги. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных подразделений экономики. Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и всю экономику во всем многообразии ее форм. Оно призвано активно влиять на структуру общественного воспроизнодегва.

Налоговая система связана с формированием финансовых ресурсов и затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, А также зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество и определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Таким образом, налоговая система является важнейшим активным элементом государственной экономической политики. Научно обоснованная, отряжающая изменяющуюся действительностї, она может позитивно влиять на экономические процессы.

В связи с вышеизложенным возникает ряд вопросов, представляющих интерес не только для экономистов, но и для математиков, занимающихся применением математическ"их методов н экономике. Основные из них: Как налоги влияют на уровень деловой активности? Как они связаны с темпами роста экономики и ценами? Как определить оптимальные границы изменения налоговых ставок? Какова рациональнам налоговая паї ручка па предприятия и крупные подразделения, стимулирующая их производственную деятельность?

Налоги - основная форма дохода государства. Но нельзя забывать главный принцип налогообложения: как бы велики ни были потребности в финансовых ередсішіч на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Отсюда возникает актуальная проблема государственной политики - вопрос тяжести пало і ово и системы для налогоплательщиков и всей экономики в целом. Налоги не должны "душить" произвольно, снижай. инвестиционный потенциал.

І Іроблему снижения налогового бремени можно решить путем исследования влияния налогов на производственную активное п. экономической системы и определения оптимальных налоговых ставок с

б помощью мєїодон математического моделирования. Этому іюпросу посвящен

ряд работ, однако, в большей мере они затрагивают модели, оценивающие

влияние ставок отдельных налогов и платежей на хозяйственную активность

отдельно взятого предприятия, или модели, в которых экономическая система

выступает в качестве неделимого целого, без определенного взаимодействия

между своими подразделениями. То есть практически отсутствуют

исследования изменения поведения субъектов макроэкономики в связи с

изменением налоговых ставок.

Между тем, при исследовании влияния налогов на процесс воспроизводства нельзя не учитывать существенных моментов функционирования экономики, как системы, производящей средства производства и предметы потребления. Причем более правильным было бы добавить разделение средств производства на предметы труда, которые участвуюг в одном цикле производства, и средства труда, используемые бо многих производственных циклах. Что приводит нас к рассмотрению трехсекторной модели экономики.

Учитывая вышесказанное, целью данной диссертационной работы является исследование механизма перераспределения налогового бремени между секторами экономики на основе ее трехсекторной модели.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:

выявление ро.і]и еисземы налогообложения в современной экономике, определение ключевых параметров и принципов налогообложения;

изучение возможностей управления экономической системой с помощью налетов;

анализ имеющихся разработок по построению математических моделей налогообложения;

построение экономико-математической модели, позволяющей реализовать механизм перераспределения налогового бремени между секторами трехсекторной экономики;

разработка методики расчсіа производственных функций (ПФ) секторов;

построение производственных функций секторов;

Исследование перераспределения налогового бремени в трехсекторной
;жономике с конкретными производственными функциями секторов;

Оценка адекватности результатов моделирования характеру реальных
процессов в исследуемой экономической системе.

Объектом исследования выступает экономическая система на макроуровне.

Предметом исследования является управление экономической системой путем перераспределения налогового бремени с помощью трехсекторной модели ЭКОНОМИКИ-

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили осшжы экономической теории; системный анализ экономики, как сложной экономической системы; методы математического анализа и математического моделирования; методы обработки данных, а также накопленный опыт использования экономико-математических методов в экономических исследованиях,

В процессе исследования были изучены работы ученых в области налогообложения и макроэкономического моделирования.

Информационной базой служили материалы статистической отчетности Госкомстата России.

Научная новшна диссертационного исследования состоит в разработке математической модели перераспределения налогового бремени с CES-функциями секторов; в построении конкретных производственных функций экономики РФ; в проведении экспериментов по перераспределению налогового бремени с помощью ірехсекторной модели экономики РФ с конкретными производственными функциями. Основные положения раоогы. определяющие ее научную новизну:

1. Обоснование возможности управления экономической системой путем
перераспределения налогового бремени.

2. Аналн гическое исследование трехсекторной экономики, находящейся в
с і аппопарном состоянии с фиксированным распределением труда, в

ситуации перераспределения налогового бремени между секторами и при технологическом укладе, заданном CKS-функциями секторов.

    Разработка методики расчета параметров производственных Функций секторок трехеекторной экономики по показателям официальной статистики и выполнение соответствующего расчета.

    Определение технологического оптимума, отвечающего сложившемуся технологическому укладу.

    Реализация процедуры движения в сторону технологического оптимума с помощью перераспределения налогового бремени.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности апробации различных вариантов налоговой политики на макроуровне в разрезе трех производственных секторов экономики.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений- Осповнос содержание работы изложено на 143 страницах машинописного іекста. Список использованной литературы состоит из 72 наименований.

Математическое моделирование как метод исследования системы налогообложения

Как видно из вышеизложенного, налоги играют важную роль в экономическом развитии общества. И для оценки их влияния необходимо применение специальных средств анализа- Одним из таких средств является экономико-математическое моделирование.

Уточним основные понятия экономико-математического моделирования, которые будем использовать в процессе дальнейшего изложения. Как известно, суть математического.моделирования состоит в замене реального объекта (процесса) некоторой математической конструкцией (математической модепью)у в том или ином смысле отражающей существенные свойства моделируемого объекта (процесса). При этом между некоторыми характеристиками модели и свойствами процесса устанавливается двусторонняя связь, благодаря которой, с одной стороны, можно использовать данные об особенностях процесса для построения и уточнения его модели, с другой - интерпретировать результаты ее исследования в терминах, непосредственно характеризующих свойства процесса. Таким образом, метод моделирования основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения реального объекта не непоередокешт. а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, его модели. А под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Процесе моделирования обязательно включает построение абстракций, умозаключение по аналогии и коне груировапие научных гипотез.

Экономико-математические модели (ЭММ) выделяются среди математических моделей тем, что объектом моделирования являются экономические процессы, а сами модели отражают экономические связи и отношения, существующие в реальных процессах или явлениях . В наиболее общем виде экономико-математические модели - это математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины "модель" и "задача"употребляются как синонимы) .

Следует подчеркнуть, что важнейшим методологическим принципом применения математических моделей в экономике, с одной стороны, является наличие глубокого знания об экономической действительности, а с другой широкое использование математики позволяет углубить экономические знания и получить более строгие доказательства для их развития \Ъ9\. Го есть модели не только адаптируются к процессу или объекту моделирования. но и само моделирование как важный элемент научного познания вносит новое в экономическую теорию и в механизм управления экономикой.

Объектом исследования ЭММ предстает экономика (или шире: социально-экономическая система).

Под социально-экономической системой понимается сложная вероятностная динамическая система, объединяющая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ . Она может быть охарактеризована кибернетическим понятием "сложная система11. Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным свойством любой системы является змерджентноеть, то есть наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из составляющих систему элементов, гпятому в отдельности:, вне системы. Поэтому социально-экономические системы необходимо исследовать и моделировать в целом.

Экономика страны обладает всеми признаками сложной системы: объединяет большое число элементов, отличается многообразием внутренних связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и так далее). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.

Сложность экономики иногда рассматривается как обоснование невозможности се моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные системы представляют наибольший интерес для моделирования, именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другим?/ способами исследования.

Экономико-математические методы весьма необходимы для успешной деятельности в самых различных сферах целенаправленной человеческой деятельности и, прежде всего при выработке рациональных управленческих решений в социально-экономической сфере. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз. С помощью моделей теория приводит в систему хаотический поток эмпирического опыта. Еще Эйнштейн настойчиво подчеркивал, что фундаментальные принципы нельзя вывести индуктивным способом непосредственно из опыта, что они возникают свободно в результате абстрагирования от эмпирического опыта1. Собственно творческое начало здесь принадлежит математике, хотя опыт остается единственным критерием пригодности теории.

Таким образим, в современной экономике математика выступает в качестве необходимого инструмента, с помощью которого молено выбрать наилучший вариант действий из многих возможных. Решение задач влияния налогов на производственную активность экономической системы не является исключением. Их решение невозможно без привлечения адекватного экономико-математического инструментария, позволяющего решить многие вопросы. возникающие в процессе разработки любой системы налогообложения.

Построение модели само по себе не является самоцелью. Большинство экономико-магематических моделей строился с вполне конкретными целями, для решения определенных задач. Учитывать эти цели необходимо при разработке и идентификации модели, дли правильной формулировки понятия адекватности модели и методов ее проверки .

Влияние ставок налогов на экономическую динамику предприятий и экономику в целом

Структура системы налогообложения определяется, во-перпых, требуемой суммой палопоп и, гю-вторых, величинами налоговых ставок. По прежде, чем вводить те или иные налоги необходимо иметь четкое представление о следующем: с кого взимать налог - с производителей или с потребителей; на какие товары его вволить; какова величина дополнительных поступлений в бюджет и на кого ляжет основное налоговое бремя? Можно предположить, ч го налоговый пресс увеличится для того, с кого будут взимать налог, и что чем больше будет установлена налоговая ставка, тем больше будут поступления в бюджет. Однако более детальный экономический анализ показывает, что величина налогового бремени определяется не формальными плательщиками налога, а величинами эластичности спроса и предложения. Гак, например , в случае неэластичного спроса бремя налога на добавленную стоимость (ІТДС) полностью переносится на потребителя а сам факт взимания налога никак не сказывается на деятельности предприятия, В этой ситуации НДС оказывается налогом лишь на потребление, поскольку его выплаты полностью компенсируются производителю соответствующим повышением оптовых пен. Аналогичная нейтр&пьность НДС на уровне предприятия может возникать и при избыточном спросе и регулируемых ценах. Однако при свободных пенах и эластичном спросе положение меняется, и если спрос ограничивает возможности реализации, то НДС перестает быть нейтральным, а предприятия вынуждены адаптироваться к новым условиям функционирования- Сбыт продукции по ценам, обеспечивающим полную компенсацию платежей НДС, становится невозможным, и предприятие сталкивается с необходимостью выбора новых комбинаций объемов производства и цен.

Аналогично, увеличение налоговой ставки, эквивалентное увеличению цены облагаемою налогом товара, может привести как к увеличению налоговых поступлений в бюджет, так и к их уменьшению, опять же в зависимости от эластичности. Попм гаємся разобраться в этих вопросах, рассмотрев модель взимания налогов.основанную на концепции спроса и предложения, предложенную в .

Предположим вначале, что налог взимается с производителей, а для простоты будем считать, что налог с единицы продукции 1 постоянен и не зависит от величины выпуска (это не так, если налог определяется в процентах с выпуска или объема продаж). В этом случае рыночная цена товара повышается от ре до рс. которая теперь отличается отмены производителей рр на величину налога t, а объем продаж уменьшается от q до q . Суммарная величина налоговых поступлений в бюджет Т определяется как произведение налоговой ставки і на объем продаж q: Т= t q1.

Одновременно это же выражение определяет и величину налогового бремени, часть которого Тс = q (pL - ре) падает на плечи потребителей, а другая часть ТР = q - (р -$) - на производителей.

Нетрудно показать, что сумма этих частей равна налоговым поступлениям Б бюджет Тс Тр - q - (р - рР)9 а соотношение зімх частей обратно пропорционально соотношению эластичностей спроса и предложения:

относительного изменения экономического фактора, от которого он зависит, при неизменных остальных влияющих на него факторах.)

Таким образом, последнее соотношение следует из определения еластичностей спроса и предложения, отношение которых дает искомое выражение. Лмл-іИїируя его, мы видим, что большее налоговое бремя падает на экономического агента с меньшей эластичностью, у которого меньше возможностей для ухода от налогового бремени. В частности, если - эластичность спроса равна нулю, то все налоговое бремя ляжет на плечи потребителей, так как независимо от величины налога (а, следовательно, и от величины цены) потребители не изменят объема покупок. Если же спрос на какой-либо товар характеризуется совершенной эластичностью, то в проигрыше оказываются производители, так как потребители уходят от налога, снижая величину спроса и переходя к потреблению товаров-субститутов. В этом случае все налоговое бремя падает на плечи производителей. Более подробно вопрос о направленности реакции предприятий на вариации ставок налогов (в частности, НДС и налога на прибыль (НП)) с учетом эластичности освещен в работе .

Аналогично происходит и перераспределение налогового бремени в случае, когда налог формально взимается с потребителей. Например, оплачивая какую-либо покупку, покупатель платит по дополнительному чеку определенную сумму или процент от суммы покупки государству, В этом случае при введении налога можно заметить, что распределение налогового бремени между потребителями и производителями происходит так же, как и в предыдущем случае, и опять обратно пропорционально их эластичностям.

Таким образом, формальные и фактические плательщики палого не совпадают. Независимо от того, кто является формальным плательщиком нспога, фактически плательщиком оказывается экономический агент с меньшей эластичностью, особенно если эластичности спроса и предложения сильно различаются.

Рассматривая вопрос о влиянии величины налоговой ставки на величину налоговой выручки нетрудно заметить, что эти величины связаны между собой примерно так же, как связаны выручка от продаж и цена товара: повышен не налога на товар с эластичным спросо.м повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения.

Моделирование реакции секторов на изменение налогогсых станок

Объем производственных товаров и услуг в экономике зависит от двух параметров: факторов производства и производственной функции. Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. В качестве факторов производства могут рассматриваться различные виды основных производственных фондов, живого труда, а также используемые в процессе производства природные ресурсы и так далее. Однако полный учет всех факторов невозможен, да и нецелесообразен, так как влияние некоторых из них незначительно. Поэтому учитываются в основном факторьї, оказывающие решающее влияние па результаты производства. Основными факторами производства являются труд и капитал. Существующая производственная технология определяет, какой объем продукции производится при данных количествах капитала и труда. Математически экономисты выражают производственную функцию (ПФ) для работы существующей технологии. Она является экономико-статистической моделью производства продукции в данной экономической системе и выражает устойчивую, закономерную количественную зависимость между объемными показателями ресурсов и выпуска , Результат процесса производства складывается под влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Качественный анализ позволяет в каждом конкретном случае установить, какие именно бакторы влияют на результаты производства. Цель построения производственной функции количественно оценить, измерить характер и степень такого влияния. Производственные функции принадлежат к наиболее известным и широко употребляемым моделям.

Они строятся для решения определенных.экономических задач, относящихся к анализу, прогнозированию. Применяются производственные функции как самостоятельно, так и в составе более сложных экономико-математических моделей. Используя аппарат производствеиных функций люжно: - проводить разнообразные аналитические расчеты; - определять эффективность использования ресурсов и целесообразность их дополнительного вовлечения в сферу производства; - прогнозировать выпуск производства при тех или иных вариантах развития объекта (то есть при различных вариантах наличия ресурсов). Построение, анализ и использование производственной функции основаны на отражении в ее характеристиках и параметрах характерных особенностей производства. В реальной жизни результат производства определяется действием огромного количества факторов, поэтому очень тяжело, практически невозможно учесть их в рамках ПФ. Некоторые из них вообще не возможно выразить количественно.

Поэтому, как уже было отмечено, исследователь включает только некоторые из них, причем, желательно, наиболее значимые, которые оказывают решающее воздействие на изучаемый показатель. Ясли изменение результативного показателя ставится в связь с изменением одного из показателе и-факторов, то производственная функция представляет совой уравнение y = f{x) с двумя переменными: независимой х (показатель-фактор) и зависимой у (результативный показатель). Это простейший случай. Данное уравнение может быть линейным или нелинейным. Выявление зависимости совместного, одновременного влияния нескольких факторов на результативный показатель осуществляется с помощью многофакторных производственных функций, общий вид которых где у - показатель, выражающий результаты производства; д-рдч jf„- факторы, оказывающие влияние на результаты производства и включенные в модель производственной функции, Мпогофакторное уравнение гоже может быть линейно или не линейно В прикладных исследованиях производственно-экономических сиоем, как правило, используются двухфакторпые производственные функции, в которых в качестве ресурсов рассматриваются труд и фонды. Такой подход оправдан как с теоретической, так и с практической точек зрения . Все они сводятся к следующим предположениям, называемым неоклассическими постулатами: 1. Пропорции между затратами факторов, а также между затратами каждого из факторов и выпуском могут изменяться на произвольно малую величину, а увеличение как затрат отдельных факторов, так и выпуска может происходить мгновенно. Это предположение аналитически формулируется в їіиде требования непрерывности и дважды дифференцируемости производственной функции по всем переменным-факторам. Этот постулат носит вспомогательный технический характер.

Статистическая оценка производственных функций секторов

Итак, для построения производственных функции секторов требовались данные об основных производственных фондах (ОПФ), численности занятых и валовому общественному продукту (ВОП) по секторам.

Известно, что, начиная с 1991 года, произошли значительные изменения в экономике. Это повлияло на тенденции развития рассматриваемых показателей. При этом, однако, ограниченность имеющейся традиционной статистики в связи с неприспособленностью ее к охвату происходяших при этом быстрых изменений в экономике, привела к значительной неопределенности в том, что касается фактических объемов производства. Многие обозреватели полагают, что масштабы спада производства па первых этапах реформ, возможно, преувеличены официальной статистикой, а интенсивность оздоровления экономики, напротив, преуменьшена.

Так как с начата реформ прошло пока немного времени, процесс преобразований еще продолжается, а на исходном его этапе имел место спад объема выпуска товаров и оказания услуг, данные статистики за последние годы вряд ли могут служить полезным ориентиром в выведении формальной производственной функции. Однако можно воспользоваться эмпирическими данными за предшествующие годы. Хотя при таком подходе некоторые аспекты, присущие последним годам развития экономики страны, могут оказаться неучтенными, использование данных за предшествующий период. по-видимому, является наилучшим способом. Полому при анализе использовалась статистическая информация до 1991 года.

Проблему распределения продукции по отраслевой принадлежности решить в полном объеме не представляется возможным из-за отсутствия необходимой информации. Частично она решается на основе использования данных системы отчетных межотраслевых балансов (МОЬ) (номенклатура отчетных МОБ производства и распределения продукции, составляемых с 1975г., ежегодно учитывает 18 отраслей промышленности и народного хозяйства) и данных "Основные показатели промышленности1, опубликованных в статистических сборниках ,

Дли формирования данных по объему валовой продукции (ВГТ) секторов из валового общественного продукта (ВОП) было выделено промежуточное потребление (ПП) - производственные материальные затраты: ВОП-ПП=КП (где КП - конечный продукт). Таким образом, П11 - это валовая продукция материального (нулевого) сектора, то есть нулевой сектор выделяется сразу. В КП входит продукция первого (фондосоздающего) и второго (потребительского) секторов. Чтобы получить валовую продукцию по каждому сектору в отдельности, воспользуемся имеющимися данными (1980, 1985-1992гг.) по распределению общественного продукта на средства производства (I подразделение) и предметы потребления (II подразделение). В трехсекторной экономике 1 подразделение разделено на материальный (нулевой сек гор) и ф он досоз дающий (первый сектор). Продукция нулевого сектора уже известна (как промежуточное потребление), поэтому, вычитая ее из общей суммы 1-го подразделения, получим продукцию первого сектора. А так как 11 подразделение совпадает со вторым сектором, то и валовая продукция этого сектора тоже известна. Но необходимо учесть методологические особенности по расчету показателей 1 и 11 подразделений общественною продукта: деление продукции на 1 и 11 подразделения производится по каждой отрасли в зависимости от фактического использования, (потребления) этой продукцгт. В силу этого часть продукции первого сектора (накопление основных производственных фондов пассажирского транспорта, фондов связи в части обслуживания населения и отраслей непроизводственной сферы, а также фондов дорог) вошла во 11 подразделение. Для более точного учета продукции первого сектора произведем следующую корректировку: спичем со второго сектора долю, приходящуюся на первый сектор. Эта доля исчислена по данным о структуре производства предметов потребления (за 1975, 1980, 1981гг., см.) и составляет 10%.

Аналогично проводим деление ВОП на сектора по периодам 1960 1979гг, 1981-1984гг., предварительно восстановив за эти годы недостающие данные распределения обоі,ественного продукта на I и 11 подразделения. Для восстановления использовались темпы роста производства средств производства (группа "А,т) и производства предметов потребления (группа "Б") в промышленности (см. ).

Для расчета численности занятых по секторам использовались статистические данные "Среднегодовая численность рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства 1960-1989гг \ "Численность занятого населения из по отраслям экономики и "Численность промышлснно-производспзенного персонала по отраслям промышленности" (см. ). За отдельные годы соответствующая информация отсутствует, поэтому для получения недостающих данных разумным представляется предположение о сохранении на достаточно коротком временном отрезке {] -3 года) тенденции в распределении численности занятых по секторам. Итоговая численность занятых по каждому сектору - результат суммирования занятых по всем отраслям экономики, входящим в данный сектор.

К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т. д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т. е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Поэтому на практике решение названных проблем обычно основано на импирическом подходе, учитывающим приоритеты социально - экономической политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах .

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода -- это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда .

В результате столкновения интересов в любом демократическом обществе, стихийно или сознательно, со временем складывается совокупное равновесное налоговое бремя - равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты (в валовом или чистом продукте страны), или по-другому, равновесная ставка совокупного налога, в основе которой лежат совокупные расходы государства на воспроизводство своих функций с учетом соотношения спроса государства на налоги и предложения налогоплательщиками доходных источников для налогообложения . Однако, монополистический характер «рынка» государственных услуг порождает субъективизм и препятствует объективному процессу формирования равновесного налогового бремени, искажает ценовые пропорции. Чаще всего, это проявляется в завышенном, сверхпредельном уровне налогообложения (в завышенном спросе государства на налоги по сравнению с объемом предоставляемых общественных благ), а также в существенном превышении бремени начисленных в соответствии с законодательством (запрашиваемых) налогов и бремени фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов.

«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно равновесного) налогового бремени возникают по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, либо развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту - к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Чрезмерно заниженное налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.

С распределением налогового бремени при косвенном налогообложении связано понятие «избыточное налоговое бремя». По мнению американских экономистов, избыточное бремя означает потерю эффективности для общества вследствие введения налога. Это потеря для общества чистой выручки, поскольку потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже прежнего равновесного уровня .

Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.

Формула для оценки фактического налогового бремени, которое несет население (1):

НЛН - начисленные личные налоги с физических лиц;

НКН - начисленные косвенные налоги;

Кд - коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 - 0,7);

ДДН - денежные доходы населения.

Из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики:

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о нижнем его пределе.

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых начислений на оплату труда в форме единого социального налога.

В-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно .

Выводы: налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия на национальную экономику в целом и отдельно на каждого налогоплательщика. Показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики. Налоговое бремя играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономик