Стефаненко т. Г

М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,
2000. - 320 с.Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии
Предисловие
Введение
Этническое возрождение второй половины ХХ века
Этнический парадокс современности
Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
Что такое этнос?
Культура как психологическое понятие.
Что такое этнопсихология?
История возникновения и становления этнопсихологии
Этнопсихологические идеи в европейской науке
Зарождение этнопсихологии в истории и философии
Изучение психологии народов в Германии и России "
В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии
Психологическое направление в американской этнологии
Конфигурации культур
Базовая и модальная личность
Предмет и задачи психологической антропологии
Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
Первые эмпирические исследования в общей психологии
Немного о тестах интеллекта
Зрительные иллюзии
Цвет: кодирование и категоризация
Основные направления этнопсихологических исследований
Релятивизм, абсолютизм, универсализм
Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.
К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
Личность в культурах и этносах
Этнокультурная вариативность социализации
Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
Этнография детства
Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
Отрочество и «переход в мир взрослых»
Этнопсихологические проблемы исследования личности
Личностные черты: универсальность или специфичность?
Национальный характер или ментальность?
Проблема нормы и патологии
Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения
Сравнительно-культурный подход в социальной психологии
Зависимость коммуникации от культурного контекста
Экспрессивное поведение и культура
Межкультурные различия в каузальной атрибуции
Культурная вариативность регуляторов социального поведения
Регулятивная функция культуры
Индивидуализм и коллективизм
Вина и стыд как механизмы социального контроля
Конформность как регулятор поведения индивида в группе
Психология межэтнических отношений
Межэтнические отношения и когнитивные процессы
Отношения межгрупповые и межличностные
Психологические детерминанты межэтнических отношений
Социальная и этническая идентичность
Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
Развитие и трансформация этнической идентичности
Этапы становления этнической идентичности
Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности
Стратегии поддержания этнической идентичности
Проблема изменения этнической идентичности
Модель двух измерений этнической идентичности
Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
Этноцентризм как социально-психологическое явление
Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
Этнические стереотипы: проблема истинности
Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
Социальная каузальная атрибуция
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Определение и классификации этнических конфликтов
Этнические конфликты: как они возникают
Этнические конфликты: как они протекают
Урегулирование этнических конфликтов
Адаптация к новой культурной среде
Адаптация. Аккультурация. Приспособление
Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
Подготовка к межкультурному взаимодействию
«Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности
Общая Библиография

Стефаненко Татьяна Гавриловна - заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (2006-2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ (2009).

Т.Г. Стефаненко окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Специализировалась по кафедре этнографии, где пробудился её интерес к возрождавшейся в то время в СССР области знаний – этнопсихологии, определивший весь её жизненный путь.

После окончания исторического факультета пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым больше уже не расставалась, пройдя путь от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» (научный руководитель Г.М. Андреева). Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.: «Социальная психология этнической идентичности». Учёная степень доктора психологических наук присуждена в 2000 г., учёное звание профессора присвоено в 2002 г.

Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма - рассмотрения её в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Являлась одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.

Член Учёного совета факультета психологии и трёх докторских диссертационных советов (в МГУ, СПбГУ, ЮФУ).

В МГУ читала курс лекций по этнопсихологии, спецкурс по психологии межгрупповых отношений.

Под её руководством защищено более 50 дипломных работ, в том числе за последние годы:

  1. Двуязычие как фактор этнической идентичности;
  2. Установка на здоровье в культурах разного уровня индивидуализма/коллективизма;
  3. Контекстность культуры и межэтнические различия в процессах атрибуции;
  4. Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их представления о стереотипах местных жителей;
  5. Особенности этнической идентичности людей, следующих традициям другой этнической группы;
  6. Взаимосвязь значимости этнической идентичности и предубеждений по отношению к этническим меньшинствам;
  7. Разработка и апробация тренинга психологической адаптации японских студентов в России;
  8. Восприятие справедливости российской молодежью;
  9. Особенности социальной идентичности испанских «детей войны»;
  10. Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их представления о русском человеке;
  11. Влияние ценностных ориентаций на адаптацию китайских студентов в России;
  12. Особенности стратегий совладания подростков с ситуациями дискриминации по этническому признаку;
  13. Факторы удовлетворенности супружескими взаимоотношениями в российско-американских браках;
  14. Дифференциация негативных этнических установок как фактор уменьшения предубеждений;
  15. Взаимосвязь особенностей территориальной идентичности иногородних и их предубежденности к москвичам;
  16. Принятие индуизма как фактор трансформации этнической идентичности;
  17. Социальные и когнитивные факторы развития этнических предубеждений у младших школьников;
  18. Трансформация межкультурной компетентности в процессе адаптации к инокультурному окружению;
  19. Трансформация ценностных ориентаций и образ России у китайских студентов московских вузов;
  20. Особенности переживания одиночества российскими студентами в процессе их адаптации к инокультурному окружению;
  21. Ослабление этнической предубежденности студентов в ситуации социальной напряженности;
  22. Представления об активном социальном меньшинстве в современном российском обществе;
  23. Взаимосвязь особенностей этнической идентичности и культурной памяти народа (на примере воспоминаний армян о геноциде);
  24. Представления о государственной власти в обыденном сознании россиян и в печатных СМИ;
  25. Трансформация образа России в процессе адаптации китайских студентов;
  26. Факторы дискриминации при приеме на работу в российских мегаполисах;
  27. Ценностные ориентации в семьях мигрантов как фактор стратегии их адаптации;
  28. Кросс-культурный анализ социальных переживаний вины и стыда;
  29. Ценностные ориентации как фактор формирования социальных представлений о взаимодействии народа и власти;
  30. Анализ стратегий выхода из конфликтов китайских студентов с различным сроком пребывания в России.

Являлась научным руководителем девяти аспирантов, успешно защитивших диссертации по темам:

  1. Развитие этнической идентичности детей и подростков (О.Л. Романова)
  2. Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т. Уталиева)
  3. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации (О.В. Краснова)
  4. Межкультурные различия представлений о сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая)
  5. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления (А.М. Арбитайло)
  6. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (Н.Г. Малышева)
  7. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга (А.С. Купавская)
  8. Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений (М.В. Котова)
  9. Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев)
  1. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  2. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
  3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
  4. Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный редактор).
  5. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
  6. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
  7. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
  8. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
  9. Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
  10. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
  11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
1.1. Этнический парадокс современности
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
2.1. Что такое этнос?
2.2. Культура как психологическое понятие.
2.3. Что такое этнопсихология?
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ
1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии
1.2. Изучение психологии народов в Германии и России "
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ
2.1. Конфигурации культур
2.2. Базовая и модальная личность
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии
3.2. Немного о тестах интеллекта
3.3. Зрительные иллюзии
3.4. Цвет: кодирование и категоризация
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм
4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ
ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
1.2. Этнография детства
1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых»
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность?
2.2. Национальный характер или ментальность?
2.3. Проблема нормы и патологии
ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии
3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста
3.3. Экспрессивное поведение и культура
3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции
ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
4.1. Регулятивная функция культуры
4.2. Индивидуализм и коллективизм
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля
4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе
Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
1.1. Отношения межгрупповые и межличностные
1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений
1.3. Социальная и этническая идентичность
1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
2.1. Этапы становления этнической идентичности
2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности
2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности
2.4. Проблема изменения этнической идентичности
2.5. Модель двух измерений этнической идентичности
Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
3.5. Социальная каузальная атрибуция
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов
4.2. Этнические конфликты: как они возникают
4.3. Этнические конфликты: как они протекают
4.4 Урегулирование этнических конфликтов
Глава 5. Адаптация к новой культурной среде
5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление
5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации
5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде
5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности
Литература

Bougie С Les sciences sociales en Allemagne. Paris, 1902. P. 20.
Там же. Р. 21
Мысли о народной психологии // Филологические записки. Вып. I и И. Воронеж, 1864. С. 84.
Мысли о народной психологии // Филологические записки. Вып. V. Воронеж, 1864. С. 258.
В дальнейшем мы более подробно проанализируем понятие «этнос», а сейчас отметим, что это заимствованное из древнегреческого языка слово используется в значении «народ», «национальная общность».
В США эту науку чаще всего называют просто антропологией, а специалиста в данной области – антропологом, но мы будем использовать термины «этнолог» или «культурантрополог», тем более, что в русском языке термином «антропология» обычно обозначается физическая антропология.
В emic подходе гипотезы невозможны, так как у исследователя существует «установка на возможность столкновения в любое мгновение с новой, еще не зарегистрированной формой человеческого поведения» (Мид, 1988, с. 8).
Запомним эти качества, со многими из них мы встретимся и в других «портретах» славянских народов, в частности народа русского.
Еще одну концепцию лингвистического детерминизма – гипотезу Сепира-Уорфа – мы проанализируем в третьей главе. Там же рассмотрим исследования, проверявшие эту идею эмпирическим путем.
Он использует именно это понятие, а не термин дух народа, как его предшественники, но в терминологические разногласия мы углубляться не будем.
Запомним это, так как общие (или коллективные, или социальные) представления являются одним из центральных понятий современной социальной психологии в целом и социальной этнопсихологии в частности.
При этом термин «тип» он употребляет в значении, сходном с использованием этого слова для характеристики героев литературных произведений и знакомом каждому по урокам литературы.
В данном переводе словом «установления» переводится английский термин «sets», т.е. установки или готовность действовать определенным образом по отношению к определенным объектам в определенных ситуациях.
Следует отметить, что концепции многих культурантропологов, а не только Р. Венедикт, претерпели значительные изменения на протяжении их длинной научной карьеры, и в своих ошибках они не стеснялись признаваться.
Хотя иногда применяются тестирование и эксперимент.
Называть его могут по-разному – от конфигураций культур до ментальности.
Вопрос о возможных межкультурных различиях в цветовом восприятии был поставлен задолго до Риверса. В середине XIX века британский государственный деятель У. Гладстон привлек внимание к некоторым странностям в поэмах Гомера – отсутствию слов, обозначающих коричневый и синий цвета и значительному преобладанию «наиболее грубых и элементарных форм цвета, таких как черный и белый» (Цит. по Роу, 1996, с. 7). Он рассматривал это как признак примитивизма и неполноценности цветового зрения у древних греков. Начались даже дискуссии о цветовой слепоте греков времен Гомера. К настоящему времени это недоразумение выяснено: как мы увидим, современные исследователи доказали, что отсутствие в языке термина для обозначения определенного цвета вовсе не приводит к неспособности его выделения среди других. Невозможно даже предположить, что греки «не были в состоянии отличить цвет летнего неба от цвета крови или снега» (Роу, 1996, с.9).
А в раннем детстве ребенок, как Гриша, герой одноименного рассказа А. П. Чехова, знает «один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом – нянькин сундук, в третьем – стул, а в четвертом – горит лампадка» (Чехов, 1955, с. 187).
Необходимо отметить, что иллюзии были обнаружены во всех культурах, разница была лишь в степени их проявления.
В настоящее время большинство ученых считает, что языки «первой ступени развития» имеют категории для «светлого теплого» и «темного холодного».
Крайняя точка зрения состоит в том, что само изучение межрасовых различий есть расизм.
Т.е. методику переводят на другой язык, а затем осуществляют обратный перевод.
В свою очередь социальные представления понимаются нами в этом случае в самом широком смысле – как общие для представителей со Циалъной группы представления о социальном мире.
В русских переводах работ Леви-Брюля чаще используется термин «партиципация», являющийся калькой с французского языка и только затуманивающий значение, которое прекрасно передается русским словом «сопричастность».
Например, в культуре африканского народа доведу важнейшими категориями являются «жар» и «холод». Жар воспринимается как нарушение нормального порядка, требующее применения «охлаждающих» средств. При любой кризисной ситуации на все очаги брызгают специальным магическим снадобьем, название которого переводится как «порыв свежего ветра» (Иорданский, 1982, с. 43).

Впрочем, это не единственный предмет этнопсихологического изучения детства. В психологии развития широкое распространение получили сравнительно-культурные исследования. Все основные теории (теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже, теория морального развития Л. Колберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э. Эриксона) до наших дней подвергаются проверке все в новых и новых культурах (см. Matsumoto, 1996). А Эриксон, как известно, разрабатывая свою теорию, опирался и на собственные этнологические исследования индейцев сиу и юрок (см. Эриксон, 1996 а).
Термин «инкультурация» не следует путать с термином «аккультурация», используемым – среди других – для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру.
В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.
Эту особенность американский психолог вывел в том числе и из собственных наблюдений за странным, с его точки зрения, поведением прохожих, которые знакомились с детьми на улицах, а дети и сопровождающие их взрослые называли их «дядями» и «тетями».
Свивальник представлял собой полосу старого полотна больше метра длиной, который сверху крест-накрест перевивали поясом. Детей пеленали до тех пор, пока они не начинали «сопротивляться запеленыванию» – иногда до полутора лет (Зеленин, 1991, с.330).
Как известно, вплоть до самой смерти великий русский писатель пытался освободиться из пут, но уже общества и среды.

Анализа описаний 101 культуры и полевых исследований индейцев папаго и уже знакомых нам алорцев.
Правда, это не совсем корректный пример, так как Барри рассматривал культуры народов, до недавнего времени ведших первобытный образ жизни.
Так как в некоторых культурах удалось исследовать несколько меньшее количество детей, всего в проекте приняло участие 67 девочек и 67 мальчиков.
Всего в период от нескольких месяцев до года было проведено не менее 14 пятиминутных наблюдений за поведением каждого ребенка.
Раннее включение детей в трудовую жизнь общности характерно и для традиционных крестьянских культур: в России XIX века оно происходило в 7-8 лет (см. Берштам, 1988).
Нам представляется, что в учебнике нет необходимости вдаваться в подробности возникшей в 80-е гг. дискуссии о достоверности этнографических описаний Мид. Отметим только, что крупнейшие американские этнологи, хотя и полагали, что исследовательница нарисовала идиллический образ взросления на Самоа, выступили в ее защиту (подробнее см. Кон, 1988 а).
А часто и девушки, так как именно подобным пубертатным обрядам они и подвергались.
Очень часто эти обряды инсценировали смерть мальчика, которого «символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски» (Пропп, 1986, с. 56).
В этот период подростки изолировались от общины и находились в мифическом пространстве, например в священном лесу, где они «забывали» все, что относилось к их прежнему существованию», и знакомились со своими новыми правами и обязанностями (Иорданский, 1982, с. 251).
Например, относительно высокая позитивная оценка понятия «агрессивность» в США, где оно означает конкурентность в учебе и спорте, а не нанесение намеренного вреда другим, как в других культурах.
Впрочем, сконструирован и универсальный личностный опросник для измерения пяти факторов, с помощью которого получены сходные результаты во многих культурах.
Но сторонники этого подхода вовсе не считают, что симптомы шизофрении вообще не встречаются в традиционном обществе. Имеется в виду другое: культуры различаются по распространенности и формам проявления этого недуга.
Другую причину высокого уровня госпитализации ирландцев связывают с характерным для ирландской культуры амбивалентным отношением к необходимости для человека индивидуальной независимости и уединения: для ирландских психиатров характерна тенденция препятствовать возвращению пациентов в их изолированные коттеджи и в течение длительного времени оставлять их в больнице – зависимыми, но окруженными заботой.
При этом поведение шаманов во время камланий внешне может не отличаться от проявлений некоторых психических расстройств. Но занимаясь врачеванием или совершая цикл поминальных обрядов, шаманы вызывают духов по собственной инициативе: с помощью специальных техник экстаза они входят в намеренно и целенаправленно вызванные измененные (пограничные) состояния сознания.
Но появились и болезни, встречающиеся исключительно в западной Цивилизации, например нервная анорексия, поразившая огромное количество девушек и молодых женщин от 13 до 30 лет на Западе, но не обнаруженная в странах третьего мира. Психическое расстройство проявляется в искажении образа собственного тела, страхе лишних килограммов, приводящих к отказу от еды и серьезной – иногда необратимой – потере веса. Среди возможных причин этого недуга называют погоню за идеалом, которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности.
Индийские психологи подчеркивают, что основным свойством личности индийцев является принятие противоречий (см. Pepitone, Triandis, 1987).
Вспомните пример с исследованием социальной дистанции.
Прекрасный пример неразрывной связи вербальной и невербальной коммуникации предоставляют результаты эмпирического исследования, проведенного в США. При общении с соотечественниками на своем родном языке венесуэльцы оказывались на более близком расстоянии, чем японцы. Если же разговор испытуемых происходил на английском языке, то межкультурные различия практически полностью исчезали, а дистанция приближалась к принятой в американской культуре (средней между венесуэльской и японской) (см. Sussman, Rosenfeld, 1982).
Паралингвистические (интонация, громкость голоса) и экстралингвистические (паузы) добавки, а также мимика, жесты, взгляды и многое другое.
В русском литературном языке имеется около 20 общеупотребительных форм личных имен, а в разговорной речи выявлено не менее 80 экспрессивных суффиксов, используемых в именах.
В этом отражается второе значение понятия «высококонтекстная культура» – культура, в которой невербальное поведение оказывается более значимым, чем вербальное (см. Intercultural communication theory, 1983).
Впрочем, буквально в последний год и в самой Японии, и за ее преде­лами зрители оказались свидетелями целой серии телезрелищ, проти­воречащих всем канонам японской культуры: «мужчины (чаще всего это случалось с теми, кто потерпел финансовое фиаско) всхлипывали, рыдали, ревели». Объяснения тому, что и «японцы тоже плачут», пси­хологи ищут в произошедших на протяжении жизни последних поко­лений изменениях в системе семейного воспитания, когда влияние отца из-за его загруженности во многих семьях свелось к минимуму, а «для матери сын - некий драгоценный сосуд, которым надо любоваться» (Известия, 1998, 7 авг., с. 11).
Кроме гнева, грусти, отвращения, страха, радости и удивления в наши дни к ним относят еще и презрение.
Правда, среди близких японцы любят смеяться и улыбаться, считая возможным «снять маски», дать волю чувствам печали или радости.
В этом случае мы имеем дело с предписанным культурой правилом использования улыбки. Французский социолог и этнолог М. Мосс обратил внимание и на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур (Мосс, 1996, с.74). Т.е. культура может регулировать не только сдерживание эмоций, но и гиперболизацию их проявления.
Еще один поразительный пример устойчивости символики жеста в разных культурах отмечен Ю. М. Лотманом. По его мнению, инвариантным является значение подпирания подбородка. Во всяком случае именно так изображается человек в состоянии выбора и в ритуальных фигурках африканского племени ндембу, и в «Мыслителе» О. Родена (см. Лотман, 1992 в).
В более поздних исследованиях та же стратегия атрибуции была вы явлена у китайцев и подтверждена для японцев.
К этому следует добавить, что в японской культуре рекомендуется придерживаться жизненного правила: «Причиной несчастья считай самого себя» (Пронников, Ладанов, 1985, с. 39), и поощряется говорить о себе «плохие вещи» (см. Вежбицкая, 1997).
Собственно говоря, это действия людей, соответствующие социальным или коллективным, если использовать терминологию Л. Леви-Брюля, представлениям.
Д. Матсумото предложил модификацию этого измерения культуры, назвав его дифференциацией статусов, т.е. степенью поддержания статусных различий между представителями культуры (см. Mateumoto, 1996).
Вторая группа факторов, по1 его мнению, связана с различными аспектами языка и его использования.
Другие измерения культуры «по Хофстеде» – маскулинность/фемининность, избегание неопределенности и дистанция между индивидом и «властью».
Здесь и далее индивидуалистами мы условно называем представителей индивидуалистических культур, а коллективистами – представителей коллективистических культур.
Впрочем, это вовсе не всегда сопровождается вызовом общепринятому порядку: наблюдатели отмечают, что индивидуалистическая Англия отличается от других стран не количеством правонарушителей, а числом «эксцентриков на душу населения» (Овчинников, 1987, с.24).
Как отмечает Шварц, в идеальных коммунальных обществах, например небольших племенах, идентификация индивида с группой может быть столь тесной, что почти невозможно представить себе индивидов, имеющих собственные интересы (см. Schwartz, 1990).
Другое дело, что цели представителей коллективистических культур более социально ориентированы, а приемлемыми формами их достижения считаются кооперация и даже самоуничижение (см. Diaz Loving, 1998).
Высмеивание является действенным способом отучения ребенка от того, что считается неправильным, во многих культурах с высокой значимостью общинных связей. Как отмечает О. Ю. Артемова, в племенах австралийских аборигенов насмешки вызывали у ребенка «чувствительность к мнению окружающих о нем, побуждали его пытаться смотреть на себя «со стороны» и сопоставлять свое поведение с поведением других» (Артемова, 1992, с.37).
В русской деревне существовало множество форм вынесения безнравственных поступков на суд мира. Для апелляции к общественному мнению использовались не только общинные сходы, но и любые широкие сборища – «от крестин до поминок и от хоровода до помочей», при этом претензии выражались в традиционной фольклорной форме (Громыко, 1986, с.107).
Так, в средневековых христианских системах поступок человека рассматривается как грех только в том случае, если он влечет за собой загробное наказание (см. Лотман, 1992 г).
Уровень индивидуализма/коллективизма определялся с помощью трех различных методов, среди которых получившие самое широкое распространение во всем мире методики Г. Хофстеде и Ш. Шварца.
При этом следует учитывать, что межгрупповое воспри­ятие, как и социальное восприятие в целом, не сводится к понятию «перцепция» в общепсихологическом смысле, а вклю­чает всю область познания людьми друг друга (см. Андреева, 1997).
Как равнозначные употребляются понятия картина мира, модель мира.
Кстати говоря, самоназвание немцев восходит к древне-германскому слову teuta – «люди, народ» (см. Агеева, 1990).
Гипотезе о первичности осознания межгрупповых разли­чий по отношению к осознанию межгруппового сходства соот­ветствуют и эффекты, обнаруженные на других уровнях психологического анализа. Так, по утверждению Л.С.Выготско­го, ребенок осознает различие раньше, так как само осознание отношения сходства требует более сложной и позже развиваю­щейся структуры обобщения, чем осознание отношений разли­чия (см. Выготский, 1982). А при изучении стереотипов было обнаружено, что на первоначальном этапе идентификации себя с группой другая группа («они») имеет более выраженную качест­венную определенность (см. Агеев, 1990).

В настоящее время все большее внимание исследовате­лей привлекает также идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, кроме поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой (см. Солдатова, 1998).
В роли прародителей выступали как тотемические зооантропоморфные первопредки (радужный змей у австралийцев, сивый волк у монголов и т.п.), так и первочеловек, например Мануу индийцев.
Группа меньшинства – это не обязательно меньшая по чис­ленности группа. Это – низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации (см. Смелзер, 1994). В этом смысле даже черное население Южной Африки в период апартеида можно назвать меньшинством.
Вызывает оптимизм то обстоятельство, что даже в кри­зисное постсоветское время для большинства россиян – от 60 до 86 % по результатам разных авторов – характерна по­добная «нормальная» этническая идентичность без чувства на­циональной исключительности и враждебности к другим этническим общностям.

В неопубликованной части исследования, проведенного А.Б.Мендяевой в Калмыкии, было обнаружено, что ассимили­ровавшиеся калмыки против всякой очевидности подчеркива­ли даже свое внешнее сходство с русскими.
Напомним также, что у членов низкостатусных групп мень­шинства, не видящих возможностей бороться за изменение ситуации в обществе, может проявляться внешнегрупповой фаворитизм.
Даже у студентов из США, хотя жители этой страны отли­чаются гиперпатриотизмом.
Под атрибуцией в широком смысле мы склонны понимать субъективную интерпретацию индивидом мира, которая а по­вседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании.
Первоначально слово «стереотип» (твердый отпечаток) появилось в полиграфии для обозначения печатной формы – копии с типографского набора.
Но не сводя стереотип к когнитивной сфере, не следует впадать в другую крайность, выделяя в стереотипе – образе социального объекта – кроме когнитивного и эмоционального еще и поведенческий компонент, как в социальной установке.
Такие пары качеств Г.У.Солдатова называет атрибуци-ями-оборотнями (см. Солдатова, 1998).
Результатами деятельности рассматриваются как непос­редственные, например авария, так и отдаленные последствия действий индивидов и групп, в том числе дискриминация по этническому признаку.
Следует отметить, что этноцентристскими в социаль­ной психологии называют любые группоцентристские атри­буции. В этом, на наш взгляд, отражается значимость именно межэтнических отношений в проблематике межгрупповых отношений в целом.
В каждом случае в качестве причин предлагались конк­ретные личностные качества – стереотипные, индивидуальные и антистереотипные для «типичного американца» и «типично­го советского человека», а также внешние обстоятельства.
А в наши дни в Татарстане отмечают дни памяти жертв захвата Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
Некоторые авторы называют этнический конфликт в ши­роком смысле слова межэтнической напряженностью, рас­сматривая ее как более общее родовое понятие по отношению к этническому конфликту в узком смысле слова, т.е. конфликт­ным действиям (см. Солдатова, 1998).

Макдугалл сравнивал инстинкты человека с газовым бал­лоном, из которого постоянно высвобождается отравляющее вещество.
Если вспомнить метафору с газовым баллоном, то это все тот же баллон, но отравляющее вещество начинает из него высвобождаться только тогда, когда по нему ударяют мо­лотком.
Предрассудки рассматриваются как экран перед рассуд­ком, который мешает человеку объективно воспринимать мир.
В 1982 г., во время войны Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова британская телерадиокорпорация Би-Би-Си подверглась острой критике со стороны М.Тэтчер и лишилась финансовой поддержки за интервью с аргентин­скими матерями, оплакивавшими своих убитых в бою сыновей (см. Браун, Файерстоун, Мицкевич, 1994).
К сожалению, на этапе обострения крупномасштабных, глубоко укоренившихся конфликтов не приносит результата ни одна из этих стратегий. «В отношении этих конфликтов применяются методы социально-политического или воен­ного сдерживания, меры судебно-карательного характера» (Тишков, 1997, с.354).

Правда, остается не до конца исследованным, насколько подобные образы влияют на содержание стереотипов, сложив­шихся в сознании американцев, да и само по себе изменение стереотипов не может привести к уничтожению расовой диск­риминации.
К настоящему времени межкультурные миграции затро­нули еще большее количество людей: по некоторым оценкам всего в мире вне пределов страны своего происхождения про­живает около 100 млн разных категорий мигрантов (см. Лебе­дева, 1997 в).
В этом списке нет ничего нового, те же самые симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры начиная с XVII века – «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, понижение аппети­та и жажды, чувство страха, оцепенение...» [Ясперс, 1996, с.12).
Правда, у визитеров это может быть связано с предвку­шением возвращения на родину.
Например, около половины граждан США, не прошедших специальной подготовки, не могут справиться с трудностями и бросают работу за рубежом. Для многих эта неудача оказыва­ется настоящей трагедией, так как снижает самооценку и шан­сы на продвижение по службе в будущем.
После распада СССР и снижения статуса русских в стра­нах ближнего зарубежья они начинают воспринимать культур­ную дистанцию с украинцами не как «близкую», а как «среднюю», а с эстонцами – не как «среднюю», а как «дальнюю» (см. Лебе­дева, 1997 в).

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ 11
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 12
1.1. Этнический парадокс современности 12
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 13
1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности 15
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 18
2.1. Что такое этнос? 18
2.2. Культура как психологическое понятие. 20
2.3. Что такое этнопсихология? 22
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 27

1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 27
1.2. Изучение психологии народов в Германии и России 28
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания 31
1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 32
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 35
2.1. Конфигурации культур 35
2.2. Базовая и модальная личность 36
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии 38
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 41
3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии 41
3.2. Немного о тестах интеллекта 42
3.3. Зрительные иллюзии 44
3.4. Цвет: кодирование и категоризация 46
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 50
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм 50
4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. 51
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 54
Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58
ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 58
1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 58
1.2. Этнография детства 61
1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования 64
1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых» 69
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 74
2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность? 74
2.2. Национальный характер или ментальность? 77
2.3. Проблема нормы и патологии 82
ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 86
3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии 86
3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89
3.3. Экспрессивное поведение и культура 92
3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции 96
ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 101
4.1. Регулятивная функция культуры 101
4.2. Индивидуализм и коллективизм 103
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля 108
4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 111
Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115
Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы 115

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные 115
1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 117
1.3. Социальная и этническая идентичность 119
1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности 120
Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности 124
2.1. Этапы становления этнической идентичности 124
2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности 126
2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 127
2.4. Проблема изменения этнической идентичности 128
2.5. Модель двух измерений этнической идентичности 131
Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 135
3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 135
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства 137
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности 139
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации 141
3.5. Социальная каузальная атрибуция 142
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 146
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов 146
4.2. Этнические конфликты: как они возникают 148
4.3. Этнические конфликты: как они протекают 152
4.4 Урегулирование этнических конфликтов 155
Глава 5. Адаптация к новой культурной среде 159
5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление 159
5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 160
5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 162
5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 165
5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию 166
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности 168
Литература 171

Стефаненко Т. Г.

Этнопсихология

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

Отдавая отчет в том, что возникновение любой науки – процесс длительный, многосложный и однозначному толкованию не поддается, рискну назвать две группы причин, взаимодействие которых обусловило утверждение социальной психологии как системы научного знания на рубеже столетий. Первая – глобальные общественно-исторические преобразования, достигшие апогея в XIX в. Драматические процессы формирования национальных государств современного типа, миграционная и социальная мобильность как следствие окончательного распада феодальных отношений, беспрецедентный рост городов, бурная индустриализация – эти и им подобные социальные события определили общественную необходимость изучения психологических факторов социальной динамики: массового сознания и поведения, механизмов консолидации и воспроизводства народов (этносов) и др. Вторая группа причин, определивших возникновение социальной психологии, связана с развитием и дифференциацией системы гуманитарного знания (достаточно вспомнить, что именно в XIX в. права «научного гражданства» получили социология, психология, этнология, языкознание и иные человековедческие дисциплины) и кризисом традиционных концепций социо-исторического развития и психологических доктрин. Будучи неудовлетворенны абстрактно-логическими способами реконструкции закономерностей как исторического процесса, так и душевной жизни индивида, мыслители конца прошлого столетия устами последователя Э. Дюркгейма Селестена Бугле постулировали необходимость «перейти от философии Я к философии Мы и построить социальную психологию, законы которой освещают биографию народов, историю человечества, как законы индивидуальной психологии освещают биографию индивидов».

Рассматривая социальную психологию как своего рода мост над пропастью, разделявший историю и индивидуальную душу, авторы того времени полагали, что развитие этой дисциплины позволит существенно продвинуться в познании как первой, так и второй. Изолированный индивид – не более чем привычная абстракция. Рассматривать его таким, как он открыт внутреннему наблюдению, т.е. вне социального контекста – значит строить научную фикцию, т.к. индивидуальность – продукт истории. «Если мы хотим объяснить форму и содержание психики индивида, мы должны идти от общего: логически и хронологически общество предшествует индивиду». Общество не однородно, состоя в нем, человек принадлежит к различным социальным группам, каждая из которых по-своему влияет на его жизнь. Но наиболее значимой из них столетие назад почти единодушно считали народ (этнос). Не случайно, первым вариантом новой – социальной! – психологии стала именно психология народов, призванная, по мысли ее основателей М. Лацаруса и Г. Штейнталя, «открыть те законы человеческого духа, которые проявляются там, где многие живут и действуют сообща, как единица» . Хотя дух народа живет только в индивидуумах, закономерности его возникновения, расцвета и упадка могут быть познаны лишь тогда, когда главным объектом психологического изучения станет этнос как таковой.

Конечно, ученик И. Гербарта М. Лацарус и последователь В. Гумбольда Г. Штейнталь не были единственными авторами открытия большой социальной группы как особой психологической реальности. Психологическому осмыслению социальной группы способствовали труды К. Д. Кавелина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. Н. Надеждина, Г. В. Плеханова, А. А. Потебни, Г. Г. Шпета и др. в России, В. Вундта, Г. Зим-меля, Ф. Тённиса в Германии, Г. Спенсера в Англии, Э. Дюрк-гейма, Г. Лебона, Г. Тарда и др. во Франции, Ф. Гиддингса, Ч. Кули, Э. Росса, А. Смолла, У. Томаса, Л. Уорда в США. Этнопсихологические исследования названных ученых, как и их многочисленных последователей в XX в., во многом определили, во-первых, проблемную область психологического анализа социальных групп, во-вторых, понимание их сущностных отличительных признаков.

Что стремятся понять психологи, изучая группы? Другими словами, что является основным предметом социально-психологической рефлексии при анализе групп? Исследования психологии народов – общностей настолько сложных и многоликих, что, казалось бы, о каких-либо целостных психологических феноменах здесь и речи быть не может, – позволяют сформулировать по меньшей мере пять главных проблем психологического изучения разнообразных групп. Первая. Как первоначально номинальная общность некогда посторонних людей превращается в реальную психологическую общность? Благодаря чему возникают и в чем состоят феномены и процессы, знаменующие рождение группы как целостного психологического образования? Как появляется и проявляется групповая сплоченность? Вторая. Каков цикл жизнедеятельности группы от момента возникновения до распада? Каковы предпосылки и механизмы ее перехода от одного качественного состояния к другому? Какие факторы определяют длительность существования группы? Третья. Какие процессы обеспечивают стабильность и эффективность функционирования группы как коллективного субъекта общей деятельности? Каковы способы стимуляции ее продуктивности? Как возникает и реализуется руководящее начало групповой активности? Как происходит функционально-ролевая дифференциация членов группы либо ее подгрупп? Влияет ли структура взаимодействия людей в группе на характер их межличностных отношений? Четвертая. Как зависит психологическая динамика группы от ее положения в обществе? В какой степени социальный статус группы предопределяет траекторию ее жизненного пути? Как связаны внутригруп-повые процессы и феномены с особенностями межгрупповых отношений данной группы? Пятая. Происходит ли что-либо с человеком, когда он становится членом группы? Изменяются ли его взгляды, ценности, привычки, пристрастия? Если да, каковы механизмы воздействия группы на личность и насколько глубоки его последствия? Может ли и при каких условиях отдельная личность выступить фактором групповой динамики? Как сказываются на судьбе группы индивидуально-психологические особенности ее участников?

Многообразие социальных объединений, выступавших объектами психологического анализа на протяжении полутора столетий, равно как и серьезные трансформации, которые они претерпели за этот период, исключают однозначность встречающихся в литературе ответов на поставленные вопросы. Однако направленность их решения просматривается достаточно четко: она продиктована сложившимся, в том числе под влиянием этнопсихологических исследований, пониманием сущности социальной группы как относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности. Конечно, сама по себе эта дефиниция, впрочем, как и любая другая из многих десятков существующих в социальной психологии, не позволяет полностью и всесторонне охарактеризовать психологическое своеобразие столь многопланового явления, как человеческая группа. Давно известно, что всякое явление всегда богаче собственной сущности. Многоликость, динамичность и изменчивость реальных социальных групп не могут быть сведены к остающимся неизменными сущностным свойствам стабильности, историчности, общности жизнедеятельности группы. Однако другого пути у нас нет, ибо дать определение какого-либо объекта – это значит сформулировать критерии его отличия от других объектов, критерий же может быть только устойчивым, следовательно, сущностным отличительным признаком. Какими же качествами должна обладать некоторая совокупность людей, чтобы ее можно было отнести к разряду социальных групп?