Виды речевой деятельности. Понятие языка и речи

Понятие о языке и речи: отличительные черты и характер взаимосвязи.

Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание -- это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей

Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

К основным видам речевой деятельности относятся:

- говорение (устное выражение мысли),

- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

- письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях -- типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.

Слушание - это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Основные направления современной психологии, методы психологии

2. Основные функции и структура психики

3. Сущность, структура личности,устойчивые характеристики личности

4. Закономерности формирования и виды человеческой деятельности, отличие отличие деятельности от поведения

5. Сущность и природа психических процессов

6. Основные психологические характеристики психических процессов

7. Устойчивые характеристики личности, свойства темперамента

8. Характеристики акцентуаций

9. Характеристики компонентов общения, кооперации с коллегами

10. Сущность процессов группообразования

11. Основы социально-психологического анализа процесса и результатов общения

12. Методы диагностики межличностных отношений

13. Принципы организации деятельности

14. Психологические основы принятия организационных решений

15. Психологические основы принятия управленческих решений

16. Способности и задатки. Развитие способностей. Способности и одаренность.

17. Понятия темперамента и характера: проблема их соотношения.

18. Определение и классификации эмоций. Основные функции эмоций.

19. Понятие о мотивах и мотивации. Функции мотива. Виды мотивов.

20. Личность и общение.

21. Характер и его формирование.

22. Понятие о бессознательном в психологии.

23. Виды мышления: основные критерии классификации и характеристика.

24. Интеллект, виды интеллекта, интеллектуальное развитие личности.

Язык и речь. Виды и функции речи.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность. Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные . Левый край ромба – ведущий. Правая сторона требует особой подготовленности.

Отличия языка от речи: 1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком. 2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.


3) Язык – система общественных значений, речь позволяет выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы. 4)Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи: Речь жестов и звуковаяПисьменная и устнаяВнешняя и внутренняяДиалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

1. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи: Коммуникативная - основная функция (средство общения), ; Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.; Выразительная (включается в совокупность выразительных движений наряду с жестом, мимикой и др.); Номинативная (называющая, обозначающая), ; Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака – значение; Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания); Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление); Планирующая , Регулирующая (регуляция действий) .

(выразит) - (гностич): функции внешней речи, (интел) - (регулир): функции внутренней речи.

Вопрос 30. Язык и речь: виды речи и ее функции.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность.

Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные .

Актив Левый край ромба – ведущий.

Правая сторона требует особой подготовленности.

говорение письмо

Слух Зрение

аудирование

(слушать чтение

и пони-

мать)

Пассив

Отличия языка от речи:

1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком.

2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.

3) Язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4) Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи:

1) Речь жестов и звуковая

2) Письменная и устная

3) Внешняя и внутренняя

4) Диалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:

1) предикативность (опускание подлежащего),

2) сокращенность,

3) фрагментарность,

4) преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

4. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи:

1) Коммуникативная - основная функция (средство общения),

2) Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.)

3) Выразительная (включается в совокупность выразительных движенийнаряду с жестом, мимикой и др.),

4) Номинативная (называюшая, обозначающая),

5) Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака - значение,

6) Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания),

7) Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление),

8) Планирующая ,

9) Регулирующая (регуляция действий) .

(3) - (6) - функции внешней речи, (7) - (9) - функции внутренней речи.

Речь – специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, способ общения и отражения эмоционального отношения к действительности.

Функции речи:

1. Номинативная – обозначающая, называющая

2. Сигнификативная – символическая, объект не просто называется, за понятием стоит связь, динамические явления

3. Коммуникативная – обмен информацией между людьми

4. Интеллектуальная – речь, как инструмент мышления

5. Культурно-историческая – накопление и фиксация опыта других людей и возможность его передачи другому поколению

6. Интегрирующая – интеграция психических процессов

7. Регулирующая, планирующая, анализирующая

Отличие языка и речи:

Эмпирические характеристики речи:

F Полиморфность – речь имеет много форм: внешняя и внутренняя, звуковая и беззвучная и т.д.

F Полифункциональность – речь имеет множество функций, которые взаимодействуют друг и другом

F Предметность – речь всегда отнесена к конкретному объекту или явлению, которое связано с каким-либо объектом

F Обобщенность – любое понятие это уже обобщение.

Виды речи:

1. Феноменологическая классификация (Веккер):

Речь-описание, повествование, рассуждение – когнитивная функция речи

Речь-экспрессия – выражение своих эмоций и выработка своего отношения к явлению

Речь-команда – конативная функция (действенно-динамическая)

Эти аспекты могут находится в диссонансе или работать вместе. Эта классификация показывает, что речь не только процесс, но и деятельность.

2. Эволюционная классификация:

Внешняя речь – коммуникативная функция

Эгоцентрическая

Внутренняя речь – интеллектуальная функция (1.речь, как средство мышления; 2.внутреннее программирование; 3.«речь про себя»)

Генетически первична внешняя речь, постепенно она переходит в эгоцентрическую – ее задача осуществлять интериоризацию (перевод опыта, полученного вовне во внутренний план), она помогает удерживать внимание и мотивацию.

Эта классификация показывает, что речь может трансформироваться в носителе.

3. Виды речи по активности:

Условно активные процессы – говорение, письмо (но может быть активное слушание и чтение)

Условно реактивные процессы – слушание, чтение (но может быть пассивное говорение и письмо)

4. Внешняя речь:

Письменная

Устная диалогическая – более эмоциональна, свернута

монологическая – формальна, развернута, подчинена законам жанра

Онтогенез речи :

3 воркование/гуление (2-3 мес.) – совершенно бессмысленное звуковое выражение

3 лепет (6 мес.) – появляются первые слоги, это уже подражание, зачастую бессмысленное, к 8 мес. Язык становится родным и начинается комбинирование слогов

3 ребенок начинает использовать свой потенциал (9-10 мес.) – родители управляют речью ребенка: дают формы, понятия, свое отношение к его речи. К 2-м годам формальная сторона речи сформирована.

Отношение между речью и мышлением в филогенезе:

У животных есть экспрессивная, эмоциональная речь она носит сигнальный характер, а интеллектуальная и символическая функции речи отсутствуют.

^ Генетические корни речи и мышления различны

^ Развитие речи и мышления идет по разным линиям независимо друг от друга

^ Отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития, постепенно формируется интеллектуальная стадия в развитии речи и речевая стадия в развитии мышления

Взаимосвязь речи и мышления:

Функция речи, как высшая функция, возможна только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова (совокупность признаков, служащих для выделения этого объекта из окружающей действительности, обеспечивающих возможность его отнесения к какому-либо классу), его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.

Отношение мысли к слову есть процесс, это движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли. Внешняя речь – процесс превращения мыслей в слова, внутренняя речь – мышление чистыми значениями, неустойчивыми и текучими. Мысль не состоит из отдельных слов как речь.

Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст . Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).

Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи : устную и письменную .

Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.

Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.

Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.

Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.

Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи : монолог и диалог .

Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.

Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.

Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.

В речеведении выделяются следующие виды речи : говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.

Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.

Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести

§ построение мыслительного содержания (для того чтобы

говорить, нужно знать, о чём говорить);

§ планирование изложения;

§ выбор языковых средств.

В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.

Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.

Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.

Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.

Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.


Глава 2. Виды текстов

Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.

Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.

А вот описание интерьера комнаты Обломова:

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.

Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:

Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).

В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.

Убеждение – текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»

Речь -- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

Речь -- существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Речевая деятельность - основной вид человеческого общения - сочетает в себе два фактора, в которых отражены социальное и индивидуальное начала каждого конкретного акта коммуникации.

Фактор социальный, обществом созданный и обусловленный, независимый от чьей-либо индивидуальной воли - это язык.

Как это уже было показано, язык - это лексическое множество в совокупности с более или менее интуитивно постигаемой грамматической системой, хранящиеся в той или иной их части в сознании/подсознании каждого носителя языка, а в полной мере - в коллективе (социуме), говорящем на данном языке.

В научно осознанной форме язык представлен содержанием словарей и грамматических штудий.

Всякая же актуализация языка в виде любого устного/письменного текста (дискурса) - это речевой акт, то есть речь.

Речь - такой фактор словесной коммуникации, в котором в наибольшей степени сказывается индивидуальное начало, личность говорящего, его воля как участника акта коммуникации.

Значительная роль индивидуального начала оказалась известным препятствием на пути к исследованию специфических речевых норм, чем и объясняется меньшая разработанность лингвистики речи, сравнительно с лингвистикой языка. По отношению к определенным видам речевых актов результаты их научного осмысления зафиксированы в трудах по риторике, поэтике, а в последнее время - в теории речевых жанров и лингвистике текста.

Осознание речи и языка как двух различных, не совпадающих друг с другом факторов речевой деятельности открывает возможность исследования их взаимоотношений и поиска на этом пути разрешения возникших парадоксов и ответов на поставленные ранее вопросы.

В результате совместной общественной деятельности людей, как утверждает С.Л. Рубинштейн, сформировалась одна из первичных, наиболее основных функций речи - коммуникативная функция речи. Она представлена как средствами выражения, так и средствами воздействия одного индивида на другого.

Генетически к первичным функциям речи принадлежит эмоциональная функция, так как при расстройствах речи сохраняются именно эмоциональные компоненты речи.

Сам С.Л. Рубинштейн видит речь, наряду с жестом и мимикой, в совокупности выразительных средств, поэтому важна ее выразительная (экспрессивная) функция. Он утверждает, что сама по себе эта функция не определяет речь, но у человека самые выразительные моменты переходят в семантику, которая свойственна речи. В устной речи эмоционально-выразительные моменты проступают в ритме, в модуляциях голоса, в экспрессии речи. На письме это проявляется в расстановке слов.

Конечно, функции речи не являются "внешними друг к другу аспектами", они собраны в единстве, и тем самым "определяют и опосредуют" друг друга.

Таким образом, под речью С.Л. Рубинштейном понимается "средство сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи". В этом и заключается ее специфика.

В соответствии с целями речевой деятельности выделяются ведущие виды речи: внешняя речь и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Внутренняя речь отличается от внешней и своим внешним признаком, и своей функцией. Так, С.Л. Рубинштейн говорил о том, что "внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляет само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как известное то, о чем идет речь".

Устная речь и письменная очень тесно связаны между собой: буквы, знаки письменной речи, обозначают звуки, знаки устной речи. Различны эти два вида тем, что выполняют разные функции. В силу того, что письменная речь не предназначена для "непосредственно присутствующего собеседника", она является наиболее произвольным видом речи.