Врач со школьной скамьи: чему учат в медицинских классах. Как устроены медицинские классы в московских школах

Уже год в столичных школах действуют специальные медицинские классы, где детей готовят к профессии врача и поступлению в профильный вуз. В сентябре для учащихся закупили современное оборудование, и теперь у ребят есть настоящие химические лаборатории, различные медицинские приборы и тренажеры.

Что за проект "Медицинский класс в московской школе", для чего он нужен и как помогает школьникам – читайте в материале сайт.

Проект "Медицинский класс в московской школе" проводится на основе трехстороннего соглашения между университетом, школой и учреждением здравоохранения. Основная задача подобных классов – подготовить детей к выбору профессии врача.

Образовательную программу для школьников разработали специалисты Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Ребята изучают такие предметы, как биология, химия, физика, математика, русский язык и информатика. А те учащиеся, чье будущее связано с использованием сложного цифрового медицинского оборудования, осваивают иностранные языки, в том числе латынь.

На уроках детей знакомят с рабочими инструментами терапевтов, хирургов и реаниматологов и учат проводить несложные процедуры. Углубленный материал, который дают школьникам, поможет им ознакомиться с профессией врача и пригодится при поступлении в профильный вуз.

Занятия в классах проходят во внеурочное время. Преподают ребятам специально подготовленные учителя, специалисты медицинского университета имени И.М. Сеченова и практикующие врачи.

Всего в проекте "Медицинский класс в московской школе" участвуют 120 школ и около 30 городских организаций здравоохранения.

Оборудование

В этом учебном году более 60 столичных школ оснастили современным оборудованием для медицинских классов – всего более 90 наименований.

В учреждениях появились цифровые лаборатории с манекенами людей, на которых школьники учатся делать несложные хирургические операции и брать кровь из вены. Также школы получили медицинские тренажеры, среди которых учебные дефибрилляторы для терапии сердечного ритма и тренажер-симулятор для промывания желудка. Кроме того, в медклассах есть приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела.

На новом оборудовании школьники пройдут более 20 специальных курсов. Речь идет об основах микробиологии, биохимии, анатомии и других.

"Мы получили абсолютно новое цифровое оборудование – это и цифровые компьютеры, и цифровые лаборатории, и цифровые микроскопы высокоточные. Все это оборудование помогает достичь высоких результатов", – рассказал учитель биологии и ОБЖ школы № 1474 Александр Чуфистов.

Практические занятия

На практических занятиях школьники ставят различные опыты и проводят эксперименты. Например, на уроках биологии они определяют качество питьевой воды и устойчивость микроорганизмов к антибиотикам, на химии изучают грибы и бактерии, живущие внутри растений, а на физике исследуют волновую природу света и радугу.

Также школьники ходят в центр непрерывного профессионального образования в медицинском университете имени И.М. Сеченова. Там навыки, полученные в теории, применяют на практике с помощью высокотехнологичного медицинского оборудования.

Недавно для учащихся проводили экскурсию в городской клинической больнице №64. Ребята увидели работу многопрофильного медицинского оборудования, а также сами накладывали гипс, делали повязки и ставили капельницы на муляжах. Вполне возможно, что в дальнейшем такие занятия будут проводить и в других больницах города.

Помимо этого, для школьников организуют семинары, круглые столы и мастер классы. Занятия проходят в Центрах технологической поддержки и в технологических парках на базе 17 ведущих университетов Москвы.

По словам председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмилы Мясниковой, спрос на медицинские классы в столичных школах достаточно большой. Родители часто обращаются с просьбой записать своего ребенка именно на эти дополнительные занятия. Однако медклассы действуют не во всех учебных заведениях, в этом случае можно попробовать открыть такие занятия в своей школе.

Мясникова также отметила, что профориентацию по медицинским профессиям нужно проводить для детей с младшего возраста. "Обучение будущей профессии нужно начинать с раннего возраста, чтобы дети точно понимали, что это за профессия и подходит ли она им", – подчеркнула она.

Сторонники проекта "Медицинский класс в московской школе" считают, что профориентация поможет учащимся определиться с выбором будущей специализации. Ведь в здравоохранении есть не только врачи и медики, но и программисты, управленцы, менеджеры, врачи биохимики, биофизики, кибернетики и многие другие.

Для тех старшеклассников Москвы, которые планируют поступать в медицинский вуз, придумали проект «Медицинский класс в московской школе ». Это не просто профильный класс, в котором главный предмет - биология. Проект поддерживают университет им. И.М. Сеченова , Департамент образования Москвы, Департамент здравоохранения столицы.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Как попасть в медицинский класс

Стать участником проекта «Медицинский класс в московской школе» можно с 8 класса. Решение о зачислении принимается по итогам вступительного испытания. Чем раньше школьник примет решение получить углубленные знания и практику, тем больше шансов набрать дополнительные баллы к моменту подачи документов на поступление в Сеченовский университет. Основные тестирования прошли весной, однако те, кто принял решение посвятить себя медицине сейчас, ещё могут успеть подать заявку и стать учащимися профильного класса в наступающем учебном году.

Особенности обучения

Существует несколько образовательных программ в рамках проекта, каждая школа выбирает программу по своему усмотрению. Предпрофильные классы - 8-9, профильные - 10-11. Основными учебными предметами будут биология и химия.

Именно эти уроки идут по пять раз в неделю, также в школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Занятия на них ведут школьные учителя, преподаватели вузов и практикующие врачи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажёры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи. Манекены становятся первыми пациентами, на них школьники учатся делать уколы или брать кровь из вены.

Каждый год ученики классов медицинской направленности сдают вступительные и итоговые тестирования в стенах Сеченовского университета, максимальное число баллов, которое можно получить, - 100.

Мотивация и возможности учащихся профильных классов

Абитуриент, который поступает в Сеченовский университет после обычного класса, предоставляет результаты ЕГЭ по профильным предметам. Участники проекта «Медицинский класс в московской школе» имеют несколько возможностей предоставить дополнительные баллы.

Каждую весну университет проводит конференцию «Старт в медицину » для учащихся 8-11 классов. Желающие принять в ней участие осенью подают заявку и готовят проекты, которые отправляются на заочный просмотр. Если проект будет одобрен, школьники выступят на очном мероприятии. Если исследование возвращают после заочного этапа, - придётся попробовать силы в следующем году. Все работы заносятся в специальную базу вуза, поэтому выступить дважды с одним и тем же проектом не получится.

Победители и призёры «Старта в медицину» получают по пять дополнительных баллов на вступительных испытаниях. Баллы не сгорают, но и не суммируются. Как показывает практика, победа в конференции хотя бы одного школьника очень сильно мотивирует остальных ребят из профильного класса получить заветные баллы в следующем году.

В конце 11 класса, перед началом выпускных экзаменов, ученики медклассов в обязательном порядке в университете сдают предпрофильный экзамен. Он состоит из теоретической и практической частей. Последняя включает результаты работы в лаборатории. Успешная сдача экзамена позволяет получить дополнительные баллы при поступлении, которые суммируются с пятью победными баллами конференции «Старт в медицину».

Ежегодная Сеченовская олимпиада по химии и биологии приглашает учащихся профильных классов всей страны. Конкуренция серьёзная, участие обязательно для всех участников проекта, и только победители получают серьёзные преференции при поступлении.

Также дополнительные баллы при поступлении в МГМУ им. Сеченова могут начислить при предъявлении золотого значка ГТО. В Романовской школе пока открыт набор заявок для поступления в медицинский класс - мы ждём будущих врачей!

Школы разные нужны, школы разные важны. В Москве для детей, которые рано проявили свои способности и склонности, можно найти практически любую школу, где в образовательных программах будет уделено выбранной области знаний и умений повышенное внимание. Традиционно местом такого образования являются спецшколы или школы с углубленным изучением отдельных предметов. Если раньше школы, как правило, специализировались на одном предмете, то теперь популярны образовательные центры, предлагающие обучение по нескольким предметным профилям.

В большинстве случаев сохранение одной специализации в школе гарантирует более высокое качество образования в выбранной сфере. В этой статье мы не рассматриваем такие широкие образовательные профили, как гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический и т.д. Мы расскажем о более узких специализациях школ: языковой, физико-математической, химико-биологической, медицинской, художественно-эстетической.

Самые популярные спецшколы в Москве – языковые. В этих школах обычно представлены все уровни образования, начиная с дошкольного; прием осуществляется в 1ый класс, а в старшие классы при наличии свободных мест по конкурсу. Только углубленным изучением английского языка можно заниматься в более чем 100 спецшколах Москвы. Как правило, английский язык здесь начинают изучать с первого класса, с четвертого - в учебную программу добавляется второй иностранный язык. В качестве факультатива возможно изучение и третьего иностранного языка. В старших классах преподают дополнительные дисциплины на английском языке. Количество французских и немецких спецшкол в Москве на порядок меньше. Можно найти школы, где преподают восточные языки, языки стран СНГ. Хороших языковых спецшкол в Москве очень много, некоторые из них даже имеют статус центров по подготовке к сдаче экзаменов на международные сертификаты по иностранным языкам.

Вторые по популярности спецшколы – это школы с физико-математическим уклоном. Система среднего российского физико-математического образования считается одной из лучших в мире. В отличие от языковых спецшкол ученики здесь до 7-9 класса учатся по общеобразовательным программам, а зачисление в старшие физико-математические классы происходит по результатам экзаменов, причем часто экзамены приходится сдавать как новым ученикам, так и «своим». Если физико-математический уклон имеет не школа, а лицей, то вступительные экзамены проводятся уже при поступлении в первый класс.

Самые известные физико-математические существуют в тесном партнерстве с ведущими техническими вузами Москвы. Школа им. А.Н. Колмогорова - при МГУ, физико-математический лицей № 1580 при МГТУ, заочная физико-техническая школа и десяток школ-партнеров при МФТИ, сетевая школа и базовые школы при МИФИ. В основном здесь учатся школьники 8-11 классов, они углубленно изучают физику, математику и информатику. В школах преподают вузовские педагоги, ученики занимаются в институтских лабораториях. Формировать математическую культуру и развивать физическое мышление можно и с более раннего возраста, например, в Центре образования № 1840 при МФТИ. Здесь есть все уровни образования, начиная с детского сада. Углубленное изучение информатики начинается с первого класса, преподавание ведется по авторским методикам.

Спецшколы с химико-биологическим уклоном также организуются и работают в сотрудничестве с учебными вузами и институтами Москвы. Московский химический лицей № 1303 ведет обучение школьников 9-11 классов, мечтающих о научно-исследовательской деятельности в области естественных наук. В этом ему помогают научно-исследовательские институты Академии наук РФ. В рамках лицея работает межшкольный факультатив для 8-11 классов, который обеспечивает возможность учащимся других школ Москвы получать углубленную и систематическую подготовку по химии и математике.

Школа № 171 с углубленным изучением химии и биологии курируется химическим и биологическим факультетами МГУ. Школьники 9-11 классов изучают химию, биологию и математику по специально разработанным в партнерстве с МГУ программам, в качестве учителей выступают преподаватели факультетов. Биолого-химический профиль обучения – один из предлагаемых в многопрофильном Лицее № 1525 «Воробьевы Горы». Учебные программы лицеистов с 8 класса включают практикумы по химии и биологии, лабораторные занятия проводятся в химической лаборатории Политехнического музея. Изучать химию и биологию углубленно можно с 5 класса в школе для одаренных детей «Интеллектуал», в которой для каждого ребенка составляется индивидуальная программа обучения.

Профессия врача – одна из самых перспективных в будущем, поэтому в Москве появилось достаточное количество школ с медицинским уклоном, сотрудничающих с медицинскими вузами и факультетами Москвы. Медицинские классы – это профильное обучение старшеклассников. В школе № 315 при Первом Московском Государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова уроки по профессиональным предметам ведут вузовские педагоги, практические занятия проходят на базе клинической больницы. По окончании обучения учащиеся, успешно сдавшие экзамены, получают квалификацию медбрата и сестры по уходу.

Профильные медицинские классы в школе № 136 предлагаются в двух вариантах: для 9-11 и 10-11 классов. Школа сотрудничает с медицинским факультетом РУДН и Московским государственным медико-стоматологическим университетом. Помимо углубленного изучения химии и биологии, школьники изучают предмет – введение в специальность врача; проходят подготовку к поступлению в эти вузы. Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова поддерживает обучение в медицинских классах школы № 199 и частной медико-биологической школе «Вита». В школе «Вита» ученики сначала изучают естественно-научные дисциплины на базовом уровне в 6-9 классах, а в старших классах – те же дисциплины углубленно с учетом подготовки к поступлению в профильные вузы.

Очень популярны в Москве школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Будущие таланты в области изобразительного искусства могут поступить в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств. В лицей принимают в 5 класс детей, проявивших особые способности в этой области, причем к вступительным экзаменам поступающие допускаются по итогам предварительного просмотра работ. В лицее работают отделения живописи, скульптуры, архитектуры. Специализацией Детской школы искусств «Вдохновение» является хореография, которой дети занимаются с первого класса. В старших классах углубленно изучаются предметы художественно-эстетического цикла.

Интересная форма образования предлагается в Центре образования № 686 «Класс-Центр». Под одной крышей собраны общеобразовательная, драматическая и музыкальная школы. Цель образовательных программ центра – совмещение интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Каждый ученик школы получает полное музыкальное образование (с 1ого по 9ый класс), причем музыкальные занятия включены в учебную программу. Старшеклассники продолжают занятия музыкой по индивидуальным планам. Вклад драматической школы в учебную программу, начиная с первого класса – уроки актерского мастерства, танца и сценического движения, сценической речи, историй театра.

Учиться в спецшколе - это значит получить путевку в жизнь. Главное, чтобы ребенок действительно хотел учиться и уделять повышенное внимание именно этой области знаний, потому что учиться в спецшколах труднее, чем в общеобразовательных. Учебная нагрузка в таких школах намного выше, программа сложнее и требования учителей – строже.