Активность. В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни

В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализации личности потребностями. Активность всегда направлена на устранение либо внутренних противоречий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, между личностью и социальной средой. Проявляется она внутри организма в виде физиологических, нейрофизиологических, психических процессов, а вне организма - в виде реакции, действий, поведенческих актов, поведения, деятельности, общения, познания, созерцания на индивидуально-субъектном, индивидуально-личностном уровнях. Устранение противоречий происходит либо с изменением субъектом самого себя, либо преобразованием окружающей среды.

Активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, - о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты, поисковая активность, Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Активность характеризуется такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью , то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения, надситуативностью , то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности, как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной . В отличие от детерминации со стороны "прошлого" (обычные причинно-следственные отношения") или со стороны возможного "будущего" ("целевая" детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. новом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда Он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как Показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана С речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека всегда связана с внешним движением, движением его мышц.
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать,- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и, изменяет его самого, его волю, характер, способности.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Поведение животных не носит ни сознательного, ни общественного (в полном смысле этого слова) характера. Даже высшие животные не планируют своего поведения, не употребляют орудий труда.
Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет. И деятельность его приобретает различный характер в зависимости от требований общества. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью, которая давала продукт, удовлетворяющий потребности общества или личные потребности человека. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.
B нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.
Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает звания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А само обучение носят развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.
Необходимые условия человеческой деятельности - психическое процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется Взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Психика ребенка определяет его деятельность и формируется в его деятельности. В игровой деятельности дошкольника можно проследить формирование его восприятия, памяти, внимания, мышления. У школьника наибольшее значение приобретает учебная деятельность, и под влиянием этой деятельности качественно изменяются психические процессы учащегося - его внимание, познавательные процессы становятся все более преднамеренными, управляемыми и регулируемыми, расширяется их объем, совершенствуется их подвижность, гибкость и другие качества.

способность производить общественно значимые преобразова­ния в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляю­щаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Активность личности

от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. А.Л. – вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере. Активность надситуативная (неадаптивная) – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В.А. Петровским. А.Н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления. Активность познавательная – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. А.П. – вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества. Физиологической основой А. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А.П. – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий. Активность социальная – родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Реализуется в виде социальных полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем А.С. является человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.С. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.С. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.С. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Активность живых существ - один а главных и необходимых проявлений жизни, внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма Но активность человека коренным образом отличается от активности животных. У животных она является проявлением инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека толчком к активности является ее сознательные и целенаправленные стремления.

Активность человека и формы ее выявления развились исторически и имеют социально направленный характер. По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.

Впервые вопрос об активности личности нарушено австрийским психиатром 3. Фрейду - основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение, что к активности человека побуждают его инстинктивные влечения, присущие ему от рождения, которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических поездов, неосознаваемых импульсов, природа возникновения которых "неизвестна". Засадовим для его теории является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на ее жизнедеятельность.

Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательное - Ид, но преуменьшали значение сексуальных мотивов и пытались сосредоточиться на поисках новых двигателей человеческого поведения. Неофрейдизм исходил из признания решающей роли окружения и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимают стремление к власти в результате осознания личностью своей неполноценности (А. Адлер), невозможности достичь гармонии с социальной структурой общества и обусловленного этим чувство одиночества (Б. Фромм) и др.

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности является ее органические и духовные потребности - в еде, одежде, знаниях, труда.

Потребность - это требование, которое обнаруживает зависимость человека от определенных условий, необходимых для его жизни и деятельности Потребности всегда отражают устойчивые жизненно важные зависимости организма от среды.

Человеческие потребности развивающихся в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам способ удовлетворения потребности обусловливает развитие и способствует формированию новых потребностей, которые неизбежно возникают в различных сферах общественной жизни, человеческой деятельности.

Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем богаче и разнообразнее является его потребности. Внутренними побуждениями к действиям становятся мотивы, которые являются результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях их удовлетворить.

Мотив - это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной ситуации, при определенных жизненных обстоятельствах.

Распространенными мотивами человеческой активности есть интересы. Интерес - это устойчивое, избирательное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важных объектов. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, со стремлением больше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и привязанности к человеку, в захвате определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и тому подобное.

Жесткими регуляторами поведения является убеждение.

Убеждение - это система мотивов личности, побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основа убеждений составляют знания, которые для человека истинными, неоспоримыми, в которых она уверена.

Особенностью убеждений является то, что в них знания предстают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждение есть там, где есть страдание и муки совести, когда нарушаются принципы в действиях и поступках.

Силу убеждений как мотивов поведения метко характеризует известное высказывание, где они сравниваются с путами, которых человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждение личности могут проявляться в различных сферах ее жизни и деятельности и в зависимости от этого делиться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убежден становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые обусловлены этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушин-ский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления растет и дает человеку возможность плодотворно применять свою драгоценную силу - силу сознательной воли, не тратить усилий своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже преодолены.

Важным осознаваемым мотивом является идеал.

Идеал - это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени, определяет программу будущего самосовершенствования.

Роль мотивов личности играет психологическая установка.

Установка - это не осознаваемый личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка может проявляться в стандартизированных суждениях, некритически усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предвзятости, в выделении из окружения того, что для нее важно, жизненное значение.

Личность может видеть в объектах и жизненных явлениях то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть и положительными, если они основываются на доверии, симпатии, одобрительной общественном мнении, так и отрицательными, когда они имеют предвзятый, необъективный характер.

Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.

В осознаваемых мотивах всегда оказывается цель деятельности личности. Объект может удовлетворить потребности личности, предстает в его сознании как цель. Если личность четко осознает собственный жизненный путь и жизненную цель и предусматривает реальные пути для ее достижения, то раскрывается перспектива личности.

Перспектива делает действия человека уверенными, целеустремленными, питает их энергией. Нехватка жизненной перспективы или ее потеря могут вызвать состояние фрустрации, то есть нарушение планов, уныние, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность, раздражительность.

Состояние фрустрации может быть обусловлен завышенной самооценкой личности, когда она обнаруживает склонность выбирать в жизни слишком сложные, под силу ей цели, вследствие чего испытывает неудач. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые соответствуют ее возможностям, и успешно их реализует.

Самооценка бывает и заниженной. Заниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, в результате чего она ориентируется на выбор слишком простых целей. Человек с заниженной самооценкой не способна реализовать свой личностный психологический потенциал, вследствие чего замедляется его развитие и в его психике могут закрепиться определенные обусловленные этим черты.

Интегрированным показателем социальной ценности ориентаций личности является ее направленность.

Направленность личности - это система доминирующих целей и мотивов его деятельности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость.

Направленность вместе с мировоззрением выше регулятором поведения и действий человека. Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание - это осознание человеком самого себя в своем отношении к внешнему миру и другим людям. Она имеет много различных форм своего проявления. Одна из них связана с познавательным аспектом психической деятельности и проявляется в самонаблюдении, самооценке, самоанализе.

Осознание личностью изменений, которые в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие Ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоприниженисть, чувство собственного достоинства, тщеславие и др. Они в форме определенных переживаний проявляют отношение человека к себе самой сравнению с другими людьми.

Проявления самосознания в форме сдержанности, самообладания, самоконтроля, самодисциплины, инициативности связанные с волевым боком психической деятельности человека. Главные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами его жизни и деятельности.

Личность как существо общественное формируется на протяжении обучения, воспитания, в труде и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль для ее становления играют врожденные качества. Внешние факторы влияют на личность через ее внутреннее, врожденное, ранее приобретенное.

Чтобы узнать личность, изучить ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, труда, особенности ее окружения и взаимодействия с ним.

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность , отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации , осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. В праксиологии активность личности (субъекта отношений) - передача сигнала субъекту отношений (объекту воздействия) во взаимозависимости по установлению (восприятию) нормы.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение , активист , активный элемент системы . Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями , взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы , когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом , но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции . Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив . Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву . Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия . Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения