Взаимосвязь памяти с яркими эмоциями. В её основе лежат различные критерии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ

1.1 Теории памяти

1.2 Механизмы памяти

1.3 Индивидуальные различия памяти

ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

2.1 Исследования в области эмоциональной памяти

2.2 Структурные компоненты эмоциональной памяти

2.3 Физиологические механизмы эмоциональной памяти и их взаимосвязь с научением

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Память

Древние греки считали богиню Мнемозину матерью всех муз. Именно из Античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, которые помещены в наших душах. Если отпечатки наших ощущений и мыслей стираются с этих дощечек, то человек уже ничего не знает.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Исследования природы памяти продолжаются и в настоящее время. Факт существования нескольких теорий, объясняющих возникновение и механизмы протекания мнемических процессов, позволяет утверждать, что у исследователей ещё множество неизученных областей этого многогранной и сложной формы психического отражения действительности. Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле нейронных и биохимических процессов наиболее распространённой была гипотеза о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по проблемам памяти.

В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии - объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти.

Что касается такого вида памяти, как эмоциональная, о котором пойдёт речь в данной работе, то этот вид памяти изучен недостаточно глубоко. Поэтому проблема его исследования является на данный момент актуальной. Начнём с того, что с самого начала появления термина «эмоциональная память» велись споры о справедливости существования такового. Теперь, когда этот термин уже признан, и есть реальные подтверждения этому факту в виде результатов медицинских экспериментов и психологических исследований, возникает следующая проблема - более детальное изучение феномена эмоциональной памяти. В современной литературе уже имеются материалы, каким образом можно развивать память, для чего это необходимо, однако нет информации, которая бы раскрывала в полной мере особенности развития эмоциональной памяти и её прикладного значения в жизнедеятельности человека. Думаю, это обстоятельство является одним из доводов, актуальности темы курсовой работы.

Эмоциональная память представляет собой систему, в которой взаимодействуют психические процессы памяти, эмоции, чувства и поведенческий компонент. Данный вид памяти лежит сразу в четырёх измерениях существования человека: физическом, социальном, психологическом и духовном. Т.е. затрагивает все сферы жизнедеятельности. Знания в области природы эмоциональной памяти могут принести много полезной информации относительно использования природы эмоций и чувств человека, а также увидеть новые возможные пути развития личности. Этот факт также является серьёзным аргументом в пользу актуальности изучаемой проблемы.

Цель исследования - определить роль эмоциональной памяти в жизни человека.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание понятий память и эмоциональная память, и их значение в жизнедеятельности человека;

2. Выявить механизмы возникновения и развития эмоциональной памяти человека;

3. Выявить структурные компоненты эмоциональной памяти и характер их взаимодействия;

4. Установить характер влияния эмоциональной памяти на процесс научения и формирования жизненного опыта человека.

Объект исследования - память.

Предмет исследования - эмоциональная память человека.

Методологические основания работы - теоретические положения общей психологии.

В работе использовались следующие методы - анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний.

В первой главе курсовой работы рассматриваются общие положения относительно природы памяти, раскрываются существующие теории и механизмы действия мнемических процессов, а также вопрос наличия индивидуальных различий в запоминании, хранении, воспроизведении и забывании информации.

Во второй главе речь идёт непосредственно об эмоциональной памяти человека. Раскрывается суть её основных компонентов: эмоций, чувств и их участие в процессах психического отражения действительности. Производится анализ литературы в области научных исследований феномена эмоциональной памяти, рассматриваются взгляды различных исследователей на данную проблему. Также в главе идёт речь о физиологических механизмах эмоциональной памяти. Рассматриваются результаты экспериментов и опытов в области медицины и психологии, биологические истоки возникновения эмоциональной памяти, как у человека, так и у животных. Кроме этого, глава содержит информацию о том, какая существует на физиологическом уровне связь между данным видом памяти и другим биологическим процессом организма - научением. Надо сказать, что научение играет важную роль в адаптации человека к окружающей среде, а в последующем, в его успешной социализации.

После каждой главы, а также разделов содержатся краткие выводы, позволяющие обобщить полученные в ходе работы над курсовой, сведения и соображения, по поводу практического применения эмоциональной памяти в жизни человека.

Заключение включает в себя основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ

Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении (запечатлении), сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Память всегда представляла большой интерес для человека, как с теоретической точки зрения, так и с позиции практического применения в жизни. Поэтому феномен памяти начали изучать и исследовать достаточно давно. В связи с этим, на данный момент существует несколько теорий памяти, раскрывающих механизмы протекания мнемических процессов, а также обширная классификация видов памяти. Надо сказать, что исследования в области памяти продолжаются и в настоящее время. Природа памяти, а также её резервы и возможности, не являются изученными до конца феноменами человеческой психики.

Рассмотрим существующую на данный момент классификацию видов памяти.

В её основе лежат различные критерии. В основе видовой классификации лежат три основных критерия:

Объект запоминания, то есть то, что запоминается; по-другому, этот критерий можно охарактеризовать как степень психической активности личности; с позиций этого критерия память классифицируется на образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.

Степень волевой регуляции памяти или характер целей запоминания (произвольная и непроизвольная память);

Длительность сохранения информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память).

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, звуки и вкусы. Такая память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. У обычных людей достаточно хорошее развитие получают зрительная и слуховая память, они играют ведущую роль в жизни человека. Остальные виды памяти (осязательная, обонятельная и вкусовая) можно назвать профессиональными. Эти виды памяти развиваются в профессиональной деятельности (например, у дегустаторов, парфюмеров и т.д.). Также такие виды памяти хорошо развиваются в качестве компенсационных (например, у слепых людей или глухих).

Словесно-логическая память (или смысловая) - это такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей и отношений в материале, который необходимо запомнить. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфической человеческой памятью, в отличие, к примеру, от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память опирается на развитие других видов памяти, становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти.

Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, в том числе и навыков ходьбы, письма и т.д. Если бы отсутствовала память на движения, то человеку пришлось бы каждый раз заново учиться делать простейшие движения.

Эмоциональная память - это память на чувства. Пережитые человеком чувства, как положительные, так и отрицательные, не исчезают бесследно, а запоминаются посредством эмоциональной памяти. Этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память является важнейшим условием духовного развития человека.

По критерию длительности сохранения информации память обычно подразделяют на сенсорную, кратковременную, долговременную и оперативную.

Сенсорная память является такой подсистемой, которая обеспечивает удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Кратковременная память - является такой подсистемой памяти, которая обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Кратковременная память является обязательным этапом для её других видов как более или менее непосредственное запечатление и весьма кратковременное сохранение (обычно измеряемое секундами), и является обязательным компонентом долговременной и оперативной памяти.

Долговременная память представляет собой такую её подсистему, которая обеспечивает продолжительное (часы, годы, десятилетия) удержание знаний, умений и навыков и характеризуется огромным объёмом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в длительную память и их фиксацией обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако, как показывают исследования, чисто механическое (однообразное) повторение не приводит к устойчивому и длительному запоминанию. Повторение служит необходимым условием фиксации данных в длительную память лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже хорошо усвоено субъектом. В долговременной памяти одновременно функционирует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории - прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает в себя как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, которые отражают различные личностные отношения субъекта к тем или иным сведениям.

Оперативная память - представляет собой мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. Оперативная память отвечает за запоминание каких-либо сведений и данных на время, необходимое для выполнения определённой операции, отдельного акта деятельности. Так, например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения окончательного результата удержать в памяти исходные данные или промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Уже использованную информацию можно забыть, т.к. оперативная память в дальнейшем должна быть заполнена другими данными, новой информацией.

Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, восстановление (узнавание, воспроизведение).

Запоминание - это процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание - это, как правило, установление связи с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в памяти, в психологии называют ассоциациями.

Сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение - это удержание заученного в памяти, забывание - это исчезновение, выпадение из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.

Узнавание - это процесс появления чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Два процесса - воспроизведения и узнавания - похожи, но всё-таки различаются. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания и при оценке его эффективности необходимо ориентироваться только на воспроизведение.

1.1 Теории памяти

Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти . Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних их них влечёт за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отражений предметов и явлений (т.н., ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой не что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Исследования памяти в рамках нейронных и биохимических теорий. Наиболее распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти - кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. Следовательно, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.

В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в специфической последовательности органических оснований, присоединённых к остову молекулы, именно эти основания служат матрицами для синтеза белков. Различная последовательность приводит к синтезу разных белков. Можно предположить, что эта последовательность изменяется также в результате опыта, приобретённого при обучении. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.

Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. П. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт центральную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку. .

Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. В 1930 г. у этих учёных вышла работа «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования. Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.

1.2 Механизмы памяти

Механизмы памяти напрямую связаны с теориями памяти, которые их представляют. Поэтому вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций);

Биохимики - с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности;

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий.

1.3 Индивидуальные различия памяти

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной, например: различная скорость запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания. Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что “чистые” виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.

Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют “фотографическая память”. Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает “видеть” материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Память в психологии считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всякого познания.

Существуют следующие виды памяти :

по степени психической активности личности - образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная;

по характеру целей запоминания - произвольная и непроизвольная память;

по длительности сохранения информации в памяти - кратковременная, долговременная и оперативная память.

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, восстановление (узнавание, воспроизведение).

То, каким образом осуществляются процессы памяти, рассматривают теории памяти. Механизмы протекания процессов памяти напрямую связаны с теориями памяти, которые их представляют. Научных теорий, пытающихся объяснить природу памяти, множество. Их можно условно классифицировать по трём направлениям: физиологические, биохимические и психологические.

Физиологические рассматривают феномен памяти с точки зрения физиологии человека - к ним относятся ассоциативные теории памяти. В основе данных теорий, мнение учёных, о том, что предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Данные связи и рассматриваются как ассоциации;

Биохимические теории памяти основываются на исследованиях, доказывающих, что протекание мнемических процессов сопровождается изменениями состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

Психологические теории памяти выдвигают идею о том, что память это психический процесс, свойственный человеку, как существу социальному. По мнению данных теорий, память возникает из нужд общения и сотрудничества людей, и зависит от характера деятельности человека и направленности его личности. Память свойственна человеку, который в свою очередь является индивидуумом с определённым набором личностных качеств и черт, присущих именно ему. Поэтому вполне понятно, что у разных людей разные функции памяти развиваются неодинаково. Существуют индивидуальные различия в области протекания мнемических процессов, а также того, какой из видов памяти развивается лучше. Обычно получают благоприятное развитие те виды памяти, которыми человек в своей жизни чаще пользуется.

Эмоциональная память человека - это один из видов памяти и представляет собой память на чувства и эмоции. Благодаря процессам памяти, таким как запоминание, сохранение, восстановление (узнавание, воспроизведение) информации, (что касается данного вида памяти - информация эмоционального и чувственного характера), эмоциональная память помогает человеку сделать выбор в том, как ему поступить или отреагировать в той или иной жизненной ситуации. Дело в том, что пережитые и сохранённые в памяти чувства и эмоции выступают в виде сигналов, либо побуждающих человека к действию, либо удерживающих от действий. Эмоциональная память является важнейшим условием духовного развития человека. Можно сделать заключение, что этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека.

ГЛАВА 2 . ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Из предыдущей главы этой работы известно, что эмоциональная память, это один из видов памяти человека. Можно предположить, поэтому, всё, что касается памяти вообще (процессы памяти, механизмы памяти), будет справедливым по праву считать относящимся и к эмоциональной памяти в частности. Вот как приводится определение данного вида памяти в научной литературе:

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет, поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, фильма, спектакля основанана эмоциональной памяти.

Таким образом, в определении эмоциональная память соединены воедино понятия чувств, эмоций и памяти, а также информации , вызывающей эти процессы в организме. Назовём все эти составляющие - структурными ко м понентами эмоциональной памяти . То, как эти психические процессы взаимосвязаны и как происходит их взаимодействие и взаимовлияние, рассмотрим далее в данной работе.

2.1 Исследования в области эмоциональной памяти

Вопрос о наличии эмоциональной памяти дискуссировался уже давно. Начало его обсуждению положил Т. Рибо, который показал два способа воспроизведения эмоций: аффективное состояние вызывается либо через посредство интеллектуальных состояний (вспоминание ситуации, объекта, с которыми в прошлом была связана эмоция), либо при непосредственном воздействии стимула, вслед за чем в памяти актуализируется связанные с эмоцией ситуации. Теоретически так и может быть. Однако, как замечает В. К. Вилюнас (1990), какой из этих вариантов встречается в каждом конкретном случае, определить трудно, а в реальном потоке сознания по-видимому невозможно.

Кроме того, Т. Рибо выделил “ложную” аффективную память, когда субъект чисто интеллектуально вспоминает, что в данной ситуации он испытывал какую-то эмоцию, но саму эту эмоцию не переживает. Это наблюдается, например, при воспоминании давно прошедших увлечений.

После появления работы Т. Рибо возникли многочисленные споры, вплоть до того, что вообще ставилось под сомнение существование эмоциональной памяти. Отрицающие ее указывали, что когда мы вспоминаем о приятном, интересном, ужасном и т. п. событии, то воспоминание представляет собой образ или мысль, а не чувство (эмоцию), т. е. интеллектуальный процесс. И именно это интеллектуальное воспоминание о прошедшем вызывает у нас ту или иную эмоцию, которая, таким образом, является не воспроизведением бывшей эмоции, а совершенно новой эмоцией. Старая же эмоция не воспроизводится. При этом сторонники последней точки зрения сузили проблему до произвольного воспроизведения эмоциональных переживаний, хотя очевидно, что возможно не только непроизвольное запоминание эмоций, но и непроизвольное их воспроизведение (П.П. Блонский, 1935; Е.А. Громова, 1980). П. П. Блонский, например, пишет, что в своей жизни он дважды пережил уже виденное (этот эффект получил название “дежавю”). При этом второе переживание не было у него интеллектуальным познанием, что он уже видел эту ситуацию. Для него оно было глубоким, грустным и приятным чувством давно и хорошо знакомого чего-то, что не мог вспомнить, но что чувствовалось, как знакомое.

Как отмечает П.П. Блонский, разница между впервые испытанной эмоцией и воспроизведенной не только в интенсивности переживания (представляемая эмоция слабее), но и в его качестве. В ряде случаев возбуждается менее дифференцированное, более примитивное эмоциональное переживание. Автор не указывает конкретно, что это за переживание, однако можно полагать, что им является эмоциональный тон ощущений, поскольку опрашиваемые П.П. Блонским лица отмечали при воспроизведении возникновение приятного или неприятного переживания и не более того.

В то же время П.П. Блонский приходит к выводу, что произвольное воспроизведение чувств (эмоций) почти невозможно, по крайней мере, для многих. А возможно ли непроизвольное их воспроизведение - это экспериментами не решается. Остается только полагаться на самоанализ и рассказы других людей.

Нельзя не отметить и выделенный П.П. Блонским эффект следа от сильно пережитой эмоции: она в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами подобного же рода, т. е. становится для человека латентным доминантным очагом, “больной мозолью”, случайно задев которую можно вызвать новую сильную эмоциональную реакцию.

По П.П. Блонскому, из трех эмоций, которые хорошо запоминаются (страдание, страх и удивление), не все запоминаются одинаково. О запоминании удивления как чувства, пишет он, лучше вообще не говорить: запоминается удивившее впечатление, а чувство удивления по своему характеру не таково, чтобы возбуждаться при однородном стимуле, так как удивление есть эмоциональная реакция именно на новое. Боль и страдание довольно часто воспроизводятся в виде страха, что неудивительно, так как между страхом и болью имеется генетическая связь.

Наличие эмоциональной памяти подвергнуто сомнению уже в наше время П. В. Симоновым (1981). Основанием этому послужили его исследования по произвольному воспроизведению актерами различных эмоций. Вот что пишет П.В. Симоновпо этому поводу: “Нам не раз приходилось читать о так называемой “эмоциональной памяти”. Согласно этим представлениям, эмоционально окрашенное событие не только оставляет неизгладимый след в памяти человека, но, став воспоминанием, неизменно вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию каждый раз, когда какая-либо ассоциация напомнит о пережитом ранее потрясении. Исследуемых просили вспоминать о событиях их жизни, связанных с наиболее сильными эмоциональными переживаниями. Каково же было изумление, когда такого рода намеренные воспоминания только в очень ограниченном проценте случаев сопровождались выраженными сдвигами кожных потенциалов, частоты сердцебиений, дыхания, частотно-амплитудных характеристик электроэнцефалограммы. Вместе с тем воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угасанию при их повторном воспроизведении объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой второй категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент. Стало ясно, что дело не в “эмоциональной памяти” и не в эмоциях самих по себе, а в чем-то другом, скрывающемся за фасадом эмоциональных переживаний”.

Думается, что этот вывод П.В.Симонова излишне категоричен. Во-первых, он сам отмечает, что в определенном количестве случаев вегетативное выражение эмоций при их воспоминании все же отмечалось (это, кстати, подтвердилось и в исследованиях Е. А. Громовой и др., 1980). Во-вторых, тот факт, что физиологическое отражение эмоций наблюдалось в основном в случаях вспоминания значимых событий, не отрицает наличия “эмоциональной памяти”, спаянной с событийной памятью. Неудача же с воспроизведением эмоциональных реакций могла быть связана с различной эмоциональностью исследуемых.

Не случайно в более поздней работе (П.В. Симонов, 1987) он уже не так категорично высказывается по поводу эмоциональной памяти. Так, он пишет: “Об эмоциональной памяти в “чистом виде” мы, по-видимому, вправе говорить только в тех особых случаях, когда ни внешний стимул, спровоцировавший воспоминание, ни извлеченная из памяти энграмма не получают отражения в сознании и возникшая эмоциональная реакция кажется субъекту беспричинной.

Считается, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку с трудом. Однако П. П. Блонский, например, пришел к выводу, что произвольное воспроизведение эмоций почти невозможно для многих людей, однако нельзя опровергнуть тот факт, что эмоциональная память может воспроизводиться непроизвольно. Вероятно, именно непроизвольное воспроизведение эмоций имеет место в случаях, о которых говорит У. Джемс. У. Джемс, наоборот, отметил одну характерную особенность эмоциональной памяти: “Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем при ее жизни”.

Е. А. Громова отмечает, что одним из свойств эмоциональной памяти является ее постепенная эволюция во времени. Вначале воспроизведение пережитого эмоционального состояния является сильным, ярким. Однако с течением времени это переживание становится все слабее. Эмоционально окрашенное событие легко вспоминается, но уже без переживания эмоции, хотя и с некоторым аффективным отпечатком: недифференцированным переживанием приятного или неприятного. С моей точки зрения это означает, что эмоция редуцируется до эмоционального тона впечатлений.

При этом наблюдается некоторая генерализация процесса. Если первоначальная эмоция была вызвана каким-то определенным раздражителем, то со временем память о ней распространяется на другие сходные раздражители. П. П. Блонский делает заключение, что при такой генерализации эмоционального переживания происходит снижение способности дифференцировки порождающих его стимулов. Например, если ребенка в детстве напугала какая-то определенная собака, то будучи взрослым, человек боится собак вообще.

Память о пережитой боли сохраняется очень долго (кроме родовых болей). Этот страх заставляет предпочесть людей удалить зуб, чем лечить его с помощью бормашины, знакомство с которой состоялось еще в раннем детстве.

П. П. Блонский приводит примеры влияния эмоциональной памяти на формирование характера. Ужасное наказание в детстве может сделать человека боязливым, постоянная память о пережитом несчастье - меланхоличным и т. д.

Интересные данные, свидетельствующие об эмоциональной памяти, приведены Ю. Л. Ханиным (1978) о запоминании спортсменками и спортсменами своей тревоги перед соревнованиями и во время них. В одном случае гимнасткам было предложено оценить свое состояние за час до начала соревнования и перед каждым из четырех снарядов гимнастического многоборья. Затем через 18 дней каждая гимнастка по своим воспоминаниям ретроспективно оценила, “как она себя чувствовала за час до начала соревнования и перед каждым снарядом”. Оказалось, что ретроспективные и реальные оценки ситуативной тревоги были достаточно близки между собой. Коэффициенты корреляции были особенно велики в отношении переживаний перед теми снарядами, которых гимнастки боялись больше всего. На основании результатов, полученных Ю.Л. Ханиным, можно предполагать, что у женщин эмоциональная память лучше, чем у мужчин. К такому выводу склоняют следующие факты.

Группе женщин - прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности “свое состояние перед ответственными соревнованиями”. Затем непосредственно перед соревнованиями (за два часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было выявлено.

Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью, тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.

Следует отметить, что термин “эмоциональная память” не всегда используется адекватно. Например, Б. Б. Коссов (1973) говорит об эмоциональной памяти шахматистов, а на самом деле им изучалось влияние эмоции на запоминание (как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание позиций в партии).

Таким образом, эмоциональная память с давних времён вызывала интерес учёных. Возникали разные мнения по поводу её наличия вообще, по поводу механизмов её возникновения и развития. Изучались влияние гендерных различий на проявление эмоциональной памяти, её взаимосвязь с эмоциями, тревожностью человека, а также мышлением и волевыми усилиями при припоминании эмоционально окрашенных переживаний. Исследователи и сегодня не имеют чёткого и единого мнения о механизмах и особенностях проявления и развития эмоциональной памяти человека. Тем не менее, надо сказать, что всё же существовавшие среди учёных и исследователей споры о том, есть ли всё-таки эмоциональная память или нет, на сегодняшний день сводятся к утвердительной точке зрения в этом вопросе. Теперь в любом словаре по психологии можно прочесть определение эмоциональной памяти и узнать о некоторых её особенностях. На данный момент психологов и их коллег, занимающихся вопросами изучения памяти, интересует вопрос более детального изучения это феномена, его особенностей и взаимосвязи с другими психическими явлениями.

2.2 Структурные компоненты эмоциональной памяти

Ранее было установлено, что эмоциональная память имеет непосредственное отношение к переживаемым человеком чувствам, эмоциям и информации, поступающей из окружающей среды и вызывающей определённые чувства и эмоции. Далее рассмотрим подробнее данные структурные компоненты эмоциональной памяти.

Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально - любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность.

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Понятие “человеческая эмоция” настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Другое определение: эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Кроме классификации по двум полярным полюсам эмоционального тона: положительные - отрицательные, различают эмоции биологические и собственно эмоции. В экстремальных ситуациях, когда человек не справляется с возникшей ситуацией, ему на помощь приходят так называемые аффекты - особый вид эмоций, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (например, бегство, агрессию). Аффекты в своей основе содержат видовой опыт человека, как биологического существа, поэтому они и называются биологическими эмоциями. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Собственно эмоции , в отличие от аффектов, могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчётливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в тои, что они могут обобщаться и передаваться.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчётливо выраженный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.д.) Одно и тоже чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность). Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства, и т.д. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованием эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Чувства представляют собой сложную интеграцию эмоций и мышления, биологического и социального в человеке. Они определяют во многом поведение человека, его устремления и действия. Память на чувства (эмоционал ь ная память ), в таком случае, играет не последнюю роль в выстраивание человеком его собственной линии поведения. Человек является человеком социальным, формирующимся среди людей, в обществе. И в тоже время, человек - это индивидуальность, биологическое существо со своим определённым набором психофизиологических характеристик, которому нет «аналогов» в мире. Человек представляет собой систему взаимодействия физического, психологического, социального и духовного, где все компоненты подпадают под влияние социума, и одновременно имеют индивидуальные особенности. Учитывая данный аспект многогранности человеческой сущности, можно сказать, что каждый человек (среди множества индивидуальных различий) имеет и ещё одну - это память на чувства. И данный вид памяти, помогает ему выжить и адаптироваться в обществе.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. В связи с этим выделяют 2 функции эмоций:

1. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечнососудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и т. п. И, надо сказать, таким же образом информация, полученная через органы чувств и обработанная с помощью эмоциональной памяти, может влиять на возникновение тех или иных эмоций и чувств у человека. Так, например, запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запахи обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом. Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидуального опыта. К примеру, запах, присутствовавший во время решения сложной задачи, может вызвать стресс, если испытуемый встретится с ним позже. В одном из исследований испытуемым предлагали 254 запаха, связанных с пищей, домом, другими людьми и т.д. Оказалось, что предъявление запахов часто вызывало в памяти людей определенные эпизоды и образы, имеющие эмоциональную окраску. Запахи человека часто вызывали ассоциации с матерью, любимым человеком, родителями, друзьями. Такими же раздражителями для активизации эмоциональной памяти, по аналогии с запахами, могут стать цвета, звуки, вкус, которые в своё время произвели на человека сильное впечатление и вызвали в нем эмоциональный отклик. Этот отклик в дальнейшем прочно обосновывается в памяти, и будет являться теперь одним из звеньев в цепочке событий: раздражитель - эм о циональная память - реакция.

Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личн о сти. Они сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях характера, отношениях его к миру. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В.И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Подобные документы

    Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти. Значение памяти в жизни человека. Возникновение и сохранение образов в мозгу. Основные виды ассоциаций. Информация и роды памяти. Изучение особенностей двигательной и эмоциональной памяти.

    реферат , добавлен 22.03.2015

    Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Теории изучения памяти в отечественной и зарубежной психологии. Характеристика процессов памяти. Индивидуально-типологические особенности, специфические виды, формирование и развитие памяти. Экспериментальное изучение различных видов образной памяти.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Развитие памяти в детском возрасте. Особенности зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития специальной (коррекционной) школы–интерната № 73. Система психокоррекционных занятий по развитию зрительно-образной памяти.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Обзор особенностей и механизмов памяти - психического процесса, представляющего собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия. Обобщение основных видов памяти: моторная, эмоциональная, логическая, сенсорная. Описание процесса запоминания.

    презентация , добавлен 19.08.2011

    Теоретические основы развития образной памяти у младших школьников. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе. Проектирование рабочей тетради "Запоминайка" по развитию образной памяти у учащихся.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2002

    Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2012

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Изучение законов человеческой памяти. Характеристика основных процессов памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком информации. Виды памяти: генетическая и прижизненная (двигательная, образная, символическая и эмоциональная).

Вопрос о наличии эмоциональной памяти дискуссируется уже давно. Начало его обсуждению положил Т. Рибо , который показал два способа воспроизведения эмоций: аффективное состояние вызывается либо через посредство интеллектуальных состояний (вспоминание ситуации, объекта, с которыми в прошлом была связана эмоция), либо при непосредственном воздействии стимула, вслед за чем в памяти актуализируется связанные с эмоцией ситуации. Теоретически так и может быть. Однако, как замечает В. К. Вилюнас (1990), какой из этих вариантов встречается в каждом конкретном случае, определить трудно, а в реальном потоке сознания по-видимому невозможно.

Кроме того, Рибо выделил “ложную” аффективную память, когда субъект чисто интеллектуально вспоминает, что в данной ситуации он испытывал какую-то эмоцию, но саму эту эмоцию не переживает. Это наблюдается, например, при воспоминании давно прошедших увлечений.

После появления работы Рибо возникли многочисленные споры, вплоть до того, что вообще ставилось под сомнение существование эмоциональной памяти. Отрицающие ее указывали, что когда мы вспоминаем о приятном, интересном, ужасном и т. п. событии, то воспоминание представляет собой образ или мысль, а не чувство (эмоцию), т. е. интеллектуальный процесс. И именно это интеллектуальное воспоминание о прошедшем вызывает у нас ту или иную эмоцию, которая, таким образом, является не воспроизведением бывшей эмоции, а совершенно новой эмоцией. Старая же эмоция не воспроизводится. При этом сторонники последней точки зрения сузили проблему до произвольного воспроизведения эмоциональных переживаний, хотя очевидно, что возможно не только непроизвольное запоминание эмоций, но и непроизвольное их воспроизведение (Блонский, 1935; Громова, 1980). П. П. Блонский, например, пишет, что в своей жизни он дважды пережил уже виденное (этот эффект получил название “дежа вю”). При этом второе переживание не было у него интеллектуальным познанием, что он уже видел эту ситуацию. Для него оно было глубоким, грустным и приятным чувством давно и хорошо знакомого чего-то, что не мог вспомнить, но что чувствовалось, как знакомое.

Как отмечает Блонский, разница между впервые испытанной эмоцией и воспроизведенной не только в интенсивности переживания (представляемая эмоция слабее), но и в его качестве. В ряде случаев возбуждается менее дифференцированное, более примитивное эмоциональное переживание. Автор не указывает конкретно, что это за переживание, однако можно полагать, что им является эмоциональный тон ощущений, поскольку опрашиваемые Блонским лица отмечали при воспроизведении возникновение приятного или неприятного переживания и не более того.

В то же время Блонский приходит к выводу, что произвольное воспроизведение чувств (эмоций) почти невозможно, по крайней, мере для многих. А возможно ли непроизвольное их воспроизведение -- это экспериментами не решается. Остается только полагаться на самоанализ и рассказы других людей.

Нельзя не отметить и выделенный Блонским эффект следа от сильно пережитой эмоции: она в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами подобного же рода, т. е. становится для человека латентным доминантным очагом, “больной мозолью”, случайно задев которую можно вызвать новую сильную эмоциональную реакцию.

По Блонскому, из трех эмоций, которые хорошо запоминаются (страдание, страх и удивление), не все запоминаются одинаково. О запоминании удивления как чувства, пишет он, лучше вообще не говорить: запоминается удивившее впечатление, а чувство удивления по своему характеру не таково, чтобы возбуждаться при однородном стимуле, так как удивление есть эмоциональная реакция именно на новое. Боль и страдание довольно часто воспроизводятся в виде страха, что неудивительно, так как между страхом и болью имеется генетическая связь.

Наличие эмоциональной памяти подвергнуто сомнению уже в наше время П. В. Симоновым (1981). Основанием этому послужили его исследования по произвольному воспроизведению актерами различных эмоций. Вот что пишет Симонов по этому поводу: “Нам не раз приходилось читать о так называемой “эмоциональной памяти”. Согласно этим представлениям, эмоционально окрашенное событие не только оставляет неизгладимый след в памяти человека, но, став воспоминанием, неизменно вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию каждый раз, когда какая-либо ассоциация напомнит о пережитом ранее потрясении. Исследуемых просили вспоминать о событиях их жизни, связанных с наиболее сильными эмоциональными переживаниями. Каково же было изумление, когда такого рода намеренные воспоминания только в очень ограниченном проценте случаев сопровождались выраженными сдвигами кожных потенциалов, частоты сердцебиений, дыхания, частотно-амплитудных характеристик электроэнцефалограммы. Вместе с тем воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при их повторном воспроизведении объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой второй категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент. Стало ясно, что дело не в “эмоциональной памяти” и не в эмоциях самих по себе, а в чем-то другом, скрывающемся за фасадом эмоциональных переживаний” .

Думается, что этот вывод Симонова излишне категоричен. Во-первых, он сам отмечает, что в определенном количестве случаев вегетативное выражение эмоций при их воспоминании все же отмечалось (это, кстати, подтвердилось и в исследованиях Е. А. Громовой и др., 1980). Во-вторых, тот факт, что физиологическое отражение эмоций наблюдалось в основном в случаях вспоминания значимых событий не отрицает наличия “эмоциональной памяти”, спаянной с событийной памятью. Неудача же с воспроизведением эмоциональных реакций могла быть связана с различной эмоциональностью исследуемых.

Не случайно в более поздней работе (Симонов, 1987) он уже не так категорично высказывается по поводу эмоциональной памяти. Так, он пишет: “Об эмоциональной памяти в “чистом виде” мы, по-видимому, вправе говорить только в тех особых случаях, когда ни внешний стимул, спровоцировавший воспоминание, ни извлеченная из памяти энграмма не получают отражения в сознании и возникшая эмоциональная реакция кажется субъекту беспричинной.

Считается, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку с трудом. Однако П. П. Блонский, например, пришел к выводу, что произвольное воспроизведение эмоций почти невозможно для многих людей, однако нельзя опровергнуть тот факт, что эмоциональная память может воспроизводиться непроизвольно. Вероятно, именно непроизвольное воспроизведение эмоций имеет место в случаях, о которых говорит У. Джемс. У. Джемс, наоборот, отметил одну характерную особенность эмоциональной памяти: “Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем при ее жизни” .

Е. А. Громова 6 с.70 отмечает, что одним из свойств эмоциональной памяти является ее постепенная эволюция во времени. Вначале воспроизведение пережитого эмоционального состояния является сильным, ярким. Однако с течением времени это переживание становится все слабее. Эмоционально окрашенное событие легко вспоминается, но уже без переживания эмоции, хотя и с некоторым аффективным отпечатком: недифференцированным переживанием приятного или неприятного. С моей точки зрения это означает, что эмоция редуцируется до эмоционального тона впечатлений.

При этом наблюдается некоторая генерализация процесса. Если первоначальная эмоция была вызвана каким-то определенным раздражителем, то со временем память о ней распространяется на другие сходные раздражители. П. П. Блонский делает заключение, что при такой генерализации эмоционального переживания происходит снижение способности дифференцировки порождающих его стимулов. Например, если ребенка в детстве напугала какая-то определенная собака, то будучи взрослым, человек боится собак вообще.

Память о пережитой боли сохраняется очень долго (кроме родовых болей). Этот страх заставляет предпочесть людей удалить зуб, чем лечить его с помощью бормашины, знакомство с которой состоялось еще в раннем детстве.

П. П. Блонский приводит примеры влияния эмоциональной памяти на формирование характера. Ужасное наказание в детстве может сделать человека боязливым, постоянная память о пережитом несчастье -- меланхоличным и т. д.

Интересные данные, свидетельствующие об эмоциональной памяти, приведены Ю. Л. Ханиным (1978) о запоминании спортсменками и спортсменами своей тревоги перед соревнованиями и во время них. В одном случае гимнасткам было предложено оценить свое состояние за час до начала соревнования и перед каждым из четырех снарядов гимнастического многоборья. Затем через 18 дней каждая гимнастка по своим воспоминаниям ретроспективно оценила, “как она себя чувствовала за час до начала соревнования и перед каждым снарядом”. Оказалось, что ретроспективные и реальные оценки ситуативной тревоги были достаточно близки между собой. Коэффициенты корреляции были особенно велики в отношении переживаний перед теми снарядами, которых гимнастки боялись больше всего.

На основании результатов, полученных Ханиным, можно предполагать, что у женщин эмоциональная память лучше, чем у мужчин. К такому выводу склоняют следующие факты.

Группе женщин -- прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности “свое состояние перед ответственными соревнованиями”. Затем непосредственно перед соревнованиями (за два часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было выявлено.

Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью, тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.

Следует отметить, что термин “эмоциональная память” не всегда используется адекватно. Например, Б. Б. Коссов (1973) говорит об эмоциональной памяти шахматистов, а на самом деле им изучалось влияние эмоции на запоминание (как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание позиций в партии).

Память в психологии – это способность человеческого мозга запоминать, хранить, воссоздавать собственный опыт. Благодаря процессу запоминания человек может говорить, учиться, читать, совершать поступки: он живет. Отсутствие памяти превратило бы человека в растение.

Память конструирует человеческую психику. Она укореняет в пространстве и времени, выстраивает индивидуальную историю: мы можем посмотреть в прошлое и перекинуть мост в будущее.

Процесс запоминания постоянно меняется. С возрастом способность запоминать ухудшается, ее важно поддерживать.

Жизнь, память и эмоции

Любое воспоминание эмоционально окрашено: радостью, грустью, гордостью или презрением. Эмоционально нейтральные события не фиксируются, не влияют на формирование личности. Эмоции «надзирают» за глубинной сущностью человека.

Это лупа, с помощью которой мы рассматриваем мельчайшие детали событий и запоминаем их.

Каждая женщина помнит, как рождался ее первый ребенок, какого цвета были его первые ползунки и ботиночки. Каждый человек помнит, как он получал свой первый школьный диплом, учителей, директора школы, одноклассников.

Такие события сохраняются в сердце, потому что они часть нашего повседневного существования. Разум опирается на эти картинки, чтобы создать наш образ, видение самого себя. Позитивно окрашенные события остаются в нас навсегда. Это помогает сделать правильный жизненный выбор, способствует личностному росту.

Эмоциональная (аффективная) память

Эмоциональная память - осознанные или бессознательные воспоминания, связанные с сильными переживаниями. Они несут на себе сильнейшую эмоциональную окраску: радость, печаль, гнев, восторг. Этот тип памяти возвращает события из прошлого в настоящее, оживляет их. Накапливается личный жизненный опыт.

Поэтому отрицательный опыт прошлого пагубно влияет на настоящее. Особенность эмоционально окрашенной памяти состоит в том, что чувства вспоминаются легче, быстрее, чем связанные с ним события.

Жизнь отмечена сильными переживаниями, грустными, даже трагическими происшествиями, но и лучами счастья тоже. Все, что человек проживает и запоминает, формирует его личность.

Эмоциональная (или аффективная) память связывает настоящее с прошлым и будущим, выстраивает представление человека о себе и окружающем мире. Этот аспект человеческого подсознания - ключ к становлению социализированной личности. Человек принимает важные жизненные решения, опираясь на свое внутреннее состояние.

Без запоминания эмоций и чувств человек не может учиться на собственных ошибках.

В течение долгого времени эмоции рассматривались как нечто отрицательное, нечто личное, нечто, что следовало прятать от посторонних. В 90-е годы эмоции стали изучать. Более того, эмоциональный интеллект рассматривается как стержень личностного развития, основа благополучного вхождения в общество.

В чем заключается развитие эмоциональной памяти и интеллекта у взрослых?

Взрослые должны учиться:


Иногда трудно признаться себе в собственных чувствах. Однако факт озвучивания проблемы помогает контролировать ее, а не просто страдать. Ваш пример побудит другого человека сделать также. Так выстраиваются спокойные, доверительные межличностные отношения.

Аффективная память, эмоциональный интеллект – это источники творческой энергии, открывающие нам мир музыки, живописи, театра.

Роль аффективной памяти в актерском искусстве

Константин Сергеевич Станиславский создал систему обучения актерской игре, опираясь на новейшие открытия в области подсознания и аффективной памяти. Метода Станиславского учит пониманию глубокой органической сущности персонажа.

Чем богаче и глубже эмоциональная память артиста, тем глубже и разнообразнее источник его творческого вдохновения. Творчество актера зависит от мощи, остроты, точности его эмоциональной памяти.

Развитие эмоциональной памяти у детей

Аффективная память существенно влияет на формирование характера. Травмирующее наказание, равнодушие взрослых делают ребенка боязливым, неуверенным в себе. В детстве должны закладываться позитивные воспоминания, ребенку важно учиться доверять себе и миру.

Родник аффективной памяти питается:

  • родительской любовью;
  • спокойными, доверительными отношениями в семье;
  • новыми впечатлениями;
  • путешествиями;
  • комфортным обучением;
  • изучением языков.

Жестом, словом, улыбкой взрослый выражает свое участие, понимание и готовность помочь при необходимости. Так созидается фундамент психического здоровья ребенка.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.

Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.

Виды памяти: эмоциональная память

Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:

  1. Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
  2. Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
  3. Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
  4. Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.

Типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.

Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.

Как работает эмоциональная память

Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?

Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.

В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.

Эмоциональный и образный виды памяти

Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.

Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти

Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.

Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.

Физиологическая основа памяти

Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, - это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.

Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.

Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.

Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:

  • кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
  • мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.

На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.

Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых

Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.

У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.

Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.

Функции эмоциональной памяти

Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:

  • способствует развитию личности;
  • формирует эмоциональный интеллект;
  • помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
  • влияет на развитие творчества.

Эмоциональный интеллект: формирование

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.

Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.

Вывод

Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.

За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.

Способность к творчеству это, прежде всего, развитая Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.

Связь эмоций с памятью в научно-психологической литературе рассматривается в двух аспектах. В первом из них изучаются изменения мнемических процессов - воспроизведения, запоминания, сохранения, забывания - под влиянием эмоций (20; 27). Показано, что мнемические процессы (в частности, запоминание и воспроизведение) в значительно большей степени, чем перцептивные процесс, подвержены влиянию знака и интенсивности эмоций. Влияние знака эмоций на мнемические процессы избирательно, в большей степени изучено для запоминания, забывания (26, с. 222) и воспроизведения (2), опосредуется наличием интенсивности, конкретности-обобщенности, биологической целесообразностью эмоций, а также предшествующими запоминанию другими эмоциональными состояниями (20; 27). В целом можно с уверенностью говорить лишь о том, что эмоционально насыщенный материал в репродукции имеет преимущества перед эмоционально нейтральным.

Влияние интенсивности эмоций на мнемические процессы также неоднозначно и, по-видимому, подчиняется закону Йеркса-Додсона. По данным Симонова П.В.(23), это влияние опосредовано также актуальным для субъекта характером воспроизводимого материала. Сила эмоций, имеющая место в момент запоминания, может активизировать воспроизведение в случае сегодняшней значимости материала. Экспериментально показано (11), что чрезмерная интенсивность эмоциональных переживаний, так же, как и покой, не являются лучшими условиями для функционирования кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Во втором аспекте изучения связи эмоций и памяти анализируются специфические особенности эмоциональной памяти, под которой понимается "воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния" (11, с. 12).

Наличие эмоциональной памяти, впервые описанной на патологическом материале (амнезия чувств), подвергалось сомнению. С одной стороны, эмоциональная память считалась достоверно существующей наряду с иными видами памяти, с другой стороны, она трактовалась как реакция настоящего на прошлое. Психологические закономерности реально существующей эмоциональной памяти были описания Рибо Т.: непроизвольность-произвольность; медленность аффективного воспроизведения по сравнению с воспроизведением зрительных или слуховых образов; наличие истинной и ложной эмоциональной памяти в зависимости от действительно имеющих место в прошлом воспроизводимых эмоций или от воспроизведения прошлого материала с присоединением к нему актуального эмоционального состояния (по: 24).

К характеристикам эмоциональной памяти относят (11) ее надмодальность (независимость формирования и воспроизведения эмоциональной памяти от модальности сенсорных раздражителей), быстроту ее формирования, непроизвольность, непреднамеренность. Последняя характеристик является относительной, т.к. эмоциональная память может быть намеренной, целенаправленной, управляться под влиянием тренировки, легко контролироваться представителями артономических профессий.

Особое место в изучении эмоциональной памяти отводится аффективному следу памяти, представляющему собой навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации (17). Аффективный след имеет место вследствие "специфического фиксирующегося "переключения" сильного аффективного переживания на все то, что попадает в этом состоянии в поле восприятия" (7, с. 69). Он также связан с совокупностью образов, которые запечатлеваются памятью под влиянием интенсивного аффекта так, что актуализация одного из них вызывает спонтанное проявление самого аффекта. По мнению Вилюнаса В.К., в аффективном следе памяти проявляется функция "синтезирования" эмоций, позволяющая структурировать когнитивные процессы и сознание.