Ii всесоюзные туристские соревнования школьников. Соревнования по туризму для школьников

Гирвасская средняя общеобразовательная школа.

Организатор спортивно-массовой работы: учитель физической культуры Филатова Наталья Александровна

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНЫХ соревнованиях по туризму

Цели и задачи.

Соревнования школьников по туризму проводятся в целях пропаганды и популяризации туризма, укрепления здоровья, выявления лучших команд.

Время и место проведения.

Соревнования проводятся в районе Турламбы.

Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие учащиеся 1-11классов. Для участия в соревнованиях подается именная заявка, заверенная медицинским работником и классным руководители.

Организация и судейство.

Общее руководство соревнованиями осуществляет ЦДЮТ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию в виде школьных педагогов. Главный судья – Филатова Н.А., учитель физической культуры.

Подведение итогов и награждение.

Итоги соревнований подводятся:

в общем зачете;

в зачете по каждой дистанции.

Победителем соревнований будет являться команда, набравшая наименьшую сумму мест на всех дистанциях. В случае равенства суммы мест, предпочтение будет отдано команде, имеющей лучший результат по виду «Кросс-поход». Команды, занявшие 1,2,3 места в общекомандном зачете, награждаются грамотами.

Программа соревнований.

  • кросс-поход;
  • полоса туристской техники (или эстафета);
  • конкурс капитанов.

Условия проведения соревнований.

Кросс-поход.

В соревнованиях участвует 6 человек. Время старта каждой команды определяется жеребьевкой. Старт первой команды – 9.00 ч. Команда проходит маршрут по маркированной трассе в сопровождении руководителя или учителя данной школы. Руководитель не имеет право вмешиваться в действия команды на этапе. Если это происходит, то команда снимается с данного этапа, а результат ее аннулируется. Устанавливается общее контрольное время (КВ) прохождения дистанции, которое будет сообщено на старте. Команда, которая не уложилась в КВ на этапе, снимается с данного этапа, ее результат аннулируется. Конечный результат определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Команда должна иметь контрольный груз, в который входит:

Рюкзак 6 штук;

Кружка, чашка, ложка 6 компл.;

Продукты для приготовления горячего обеда;

Костровое оборудование 1 компл.;

Котелок 1 шт.;

Спички 1 кор.;

Медицинская аптечка 1 шт.;

Часы наручные 2 шт.;

Блокнот, карандаш 1 шт.;

Команда приходит на старт за 10 мин. до старта.

Возможные этапы:

Предстартовая подготовка.

Проверка контрольного груза.

Полоса препятствий. (Переправа по параллельным веревкам Команда передвигается по веревке приставными шагами, держась руками за перила. На каждом пролете должно находиться не более одного участника. Переправа по бревну - Каждый участник команды передвигается по лежачему или висячему бревну, держась за перила.

Каждый участник проходит полосу препятствий.Учитывается время от старта(начала выполнения первого участника),до завершения выполнения последним участником.

Определение топознаков.

Каждый участник получает карточку, где два топознака нужно определить и два – нарисовать самому.

Определение азимута.

Команда по заданному ориентиру определяет азимут (компас судейский)

Преодоление чащобы. Команда движется по маркированному коридору, соблюдая дистанцию и все правила прохождения на данном этапе.

«Пазлы»-собрать на время карту Карелии разрезанную в виде пазлов.

«Кочки».Команда преодолевает участок имитированного болота по кочкам. Длина этапа около 20м.

Краеведческий Команда отвечает на 10 вопросов. Тестирование.

Подъем и спуск со склона . Этап проходят согласно правилам подъемов и спусков.

Поляна заданий (КВ – 1 час).

установка палатки любого типа (согласно правилам установки палатки);

устройство бивуака;

разжигание костра;

приготовление горячего обеда

Полоса туристской техники.

Итог подводится по наименьшему времени прохождения и наименьшему количеству штрафных баллов на этапах.

Туристская эстафета.

  • Возможные этапы:
  • Узлы;
  • Топознаки;
  • Укладка рюкзака;
  • Болото;
  • Азимут;
  • Маятник;
  • Мышеловка;
  • Бревно;
  • Параллельные веревки;
  • Медицина (тесты);
  • Навесная переправа.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды проходит весёлую полосу препятствий, в которую входят технические и юмористические этапы. Перед стартом капитаны ознакомятся с этими этапами, т.е. этапы будут предложены на месте. Лучший результат определяется наименьшим временем прохождения и наименьшим количеством штрафных баллов.

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ

Название этапа

Название штрафа

Кол-во баллов/сек.

Разъяснение

Предстартовая подготовка

Отсутствие контрольного груза;

Потеря контрольного груза.

Отсутствие груза, записанного в положении.

За каждый предмет.

Топознаки

Ошибка при определении топознака;

Неправильно названный топознак

Любая ошибка в названии или рисунке.

Преодоление чащобы

Падение участника

Нарушение порядка движения, несоблюдение дистанции.

Краеведческий

Неправильный ответ

Неправильно выбран вариант ответа

Подъем и спуск со склона

Падение участника

Нахождение участников друг над другом.

В пределах этапа опора на колено.

Изображение схемы маршрута

Ошибка при определении КП

За каждый мм свыше 2мм

Установка палатки

Ошибка при установке палатки

Перекос дна, скатов, конька, неправильная установка относительно ветра.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Потеря жерди;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

При оставлении жерди в пределах препятствия.

Потеря маятника.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Приземление на одну, две ноги в пределах препятствия, опора на колено и т.д.

Нарушение порядка движения на кочках (первая и последняя кочка), двое на этапе.

Переправа по параллельным веревкам

Заступ за ограничение;

Падение с перил;

Не завинчена муфта карабина

Заступ за контрольную линию.

Переправа по бревну

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Укладка рюкзака

Ошибка при укладке рюкзака;

Неправильная укладка рюкзака

Незначительная ошибка.

Ошибка при определении азимута

За каждые 2градуса свыше 5град., но не более 10баллов.

Мышеловка

Касание веревки, стойки одеждой и любой частью тела.

Навесная переправа

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Отсутствие или прекращение самостраховки

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Все этапы

Подсказка или помощь судьи;

Непрохождение этапа участником;

Пререкание с судьей;

Потеря контрольного груза;

Пререкание с судьей;

Превышение контрольного времени

Снятие с этапа

Снятие с этапа

Действия «пострадавшего», облегчающие действия или движение сопровождающих, подсказка зрителя, помощь судьи (подача маятника, шеста после падения и т.д.).

За каждого участника.

После двух предупреждений.

За каждый предмет.

После штрафа 21.2

ПРИЗОВЫЕ БАЛЛЫ.

Баллы, полученные на поляне заданий, являются призовыми. Каждый критерий оценивается в 1б/30сек. Призовые баллы вычитаются из штрафных.

Критерии:

Устройство бивуака: хранение продуктов, чистота лагеря.

Разжигание костра: устройство кострового оборудования, расположение костра.

Приготовление горячего обеда: вкусовые качества

МБОУ ВМР «Семёнковская

основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Туристические соревнования

«Школа безопасности»

Разработал учитель

физической культуры

Щенников Алексей Анатольевич

п.Семёнково

2014г.

Цели:

1. Совершенствовать в соревновательной обстановке технику преодоления различных туристических препятствий, умение ориентироваться на местности, устанавливать палатку, разводить костёр, готовить пищу в походных условиях

2. Развивать физические качества: силу, быстроту,

выносливость, ловкость.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и

товарищества среди учащихся. Бережное отношение к

природе.

Место проведения: старый танкодром

Участники: юноши и девушки 7,8,9 классов.

Оборудование: туристические верёвки – 4 шт., карабины – 6 шт.,

палатки – 2 шт., флажки, секундомеры, лыжные палки,

волейбольный и футбольный мячи, аптечка, карты местности,

карандаши, спички, топор, лопата.

Программа соревнований.

    Полоса препятствий.

    Ориентирование.

    Разведение костра.

    Установка палатки.

    Туристический стол.

    Туристический футбол.

    Метание бревна.

    Бурлаки на Вологде.

    Туристическая песня.

Ход мероприятия.

За несколько дней до туристического слёта участники обязательно проходят инструктаж по технике безопасности и о примерной программе соревнований, чтобы заблаговременно подготовиться.

После завтрака учащиеся вместе с классными руководителями выдвигаются к месту соревнований. Преподаватели ОБЖ и физкультуры вместе с помощниками заблаговременно готовят место соревнований: устанавливают препятствия, готовят контрольные пункты для ориентирования, место для установки палатки и разведения костра. Также обозначают место для лагеря каждой группе.

По прибытию участников на место проводится общее построение. Главный судья соревнований приветствует участников, объясняет порядок проведения и выявления победителей. После построения даётся время для подготовки и участники отпускаются в свой лагерь.

За победу в каждом конкурсе даётся 1 балл, за второе место – 2 балла, за третье место – 3 балла.

Полоса препятствий.

    Переправа «маятник».

    Спуск и подъём.

    Разрушенный мост.

    Навесная переправа.

    Параллельные верёвки.

    Электрическая стенка.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Команда должна преодолеть все

препятствия за наименьший промежуток времени и с меньшим количеством

штрафного времени. Разрешается помощь команды. За нарушение при

прохождении препятствия даётся 15 секунд штрафа.

Ориентирование по карте.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Эстафета.

Юноша и девушка от команды получают карту, на которой отмечены контрольные пункты. Соответствующие КП отмечены на местности флажками с контрольными буквами. Юноша и девушка ищут свой КП и возвращаются к месту старта для передачи эстафеты. Две другие пары ищут другие КП с контрольными буквами. После финиша третьей пары участники команды должны составить из контрольных букв слово, что и будет считаться окончанием эстафеты. Победитель определяется по времени.

Разведение костра.

Состав команды: 2 юноши.

Каждой команде обозначено место костра при помощи вбитых в землю лыжных палок. На определённой высоте к палкам привязана верёвка. У команды имеются только спички. По команде команды должны развести костёр из подручных материалов. Победитель определяется по перегоревшей верёвке. Заготовлять хворост заранее нельзя.

Установка палатки.

Состав команды: 2 юноши и 2 девушки.

Перед началом соревнований участники имеют возможность потренироваться в установке палатки. Затем по жребию команды выполняют задание на время, по которому и определяется победитель. Судья имеет право указывать на недостатки, которые необходимо команде исправить.

Туристический стол.

Учащиеся не занятые в спортивных соревнованиях оформляют туристический стол из продуктов, взятых с собой. Допускаются и домашние заготовки. Победитель определяется по качеству приготовленных блюд, по их разнообразию и художественному оформлению.

Туристический футбол.

Состав команды: 2 юноши.

Участники каждой команды связаны между собой. Ворота обозначены лыжными палками. Команда, пропустившая гол выбывает из соревнований.

Метание бревна.

От каждой команды выступает один юноша. Он должен метнуть как можно дальше бревно, любым способом. Победитель определяется по результату броска.

Бурлаки на Вологде.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки.

К автомобилю привязан канат с петлями для участников. По жребию команды выходят на старт, берутся за петли и по команде в течение 15 секунд тащат автомобиль по прямой. По окончании времени судья делает отметку по передней оси автомобиля. Победитель определяется по дальности пробега.

Туристическая песня.

Представители команд исполняют песню, которая соответствует

обстановке, времени года, соревнованиям. Оценивается качество исполнения.

По окончании программы соревнований судьи подводят итоги.

Победитель определяется по наименьшей сумме мест в конкурсах и соревнованиях. Пока судьи считают, команды наводят порядок в своих лагерях и сдают их руководству. После наведения порядка проводится общее построение, на котором подводятся итоги соревнований, отмечаются победители. Учащимся ещё раз доводятся правила передвижения по автодорогам. Затем учащиеся организованно выдвигаются в город. Награждение проводится на следующий день в лицее на торжественной линейке.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1 , Приложение 2 )). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1 ).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3 ). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4 ).

Разжигание костра

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2 , Рисунок 3 )

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 3 0 – 30 сек
– ошибка до 6 0 – 60 сек
– ошибка 9 0 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30 сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3 ). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.