Самодельная виброплита и виброрейка. Изготовление виброплиты своими руками и ее использование Как самому сделать виброплиту для уплотнения грунта

Хотите узнать, как собирается виброплита своими руками? Я расскажу, какие нужны материалы и инструменты и дам пошаговую инструкцию сборки. А также объясню ее принцип действия и познакомлю с разновидностями данного оборудования.

Как это работает

Принцип работы виброплиты основан на вращении эксцентрика, который за каждый оборот смещенного маховика создает колебание:

  • Привод, за счёт смещенного груза на вале создаёт вибрацию, которая передаётся металлической плите - подошве;
  • Чем тяжелее плита в основании агрегата и чем сильнее вибрация, тем эффективнее уплотнение.

По схожему принципу работает виброплощадка, с помощью которой производятся прессованные блоки из шлакобетонов. Только в этом случае, двигатель с эксцентриком располагается не над рабочей поверхностью, а под ней.

Тип привода

Современные виброплиты оснащаются двумя типами приводов:

  1. Бензиновые или дизельные двигатели . Двигатели внутреннего сгорания используются на тяжёлых и массивных установках весом более 200 кг. Из-за выхлопных газов, дизельная или бензиновая виброплита рекомендована для применения на открытых участках.

  1. Электродвигатели . Виброплиты на электромоторе более компактные в сравнении с бензиновыми аналогами:
    • Преимущество электротрамбовок - универсальность применения, ведь их можно использовать не только на открытом участке, но и внутри закрытого объекта;
    • Недостаток электрического оборудования - зависимость от питания, то есть, объект должен быть электрифицирован или на объекте должен использоваться генератор.

Независимо от типа привода, ресурс вибратора редко превышает 1000 часов. Вибрация от смещенного маховика на вале воздействует не только на плиту, но и на подшипники в ступице вала.

Износ подшипников приводит к заклиниванию вала. Поэтому, по истечении заявленного ресурса, подшипники подлежат обязательной замене, даже если они внешне выглядят целыми.

Что можно сделать самому

Рассмотрим, какова инструкция изготовления виброплиты для укладки тротуарной плитки. Цена фабричного оборудования с аналогичными характеристиками начинается от 50 тыс. рублей. Поэтому уверен, что предположенная дальше инструкция будет интересна многим.

Для уплотнения песчаной подсыпки на глубину не менее 20 см, готовый агрегат должен весить не менее 80 кг. Если вес конструкции будет меньше, трамбовку будет трудно удержать, но требуемого действия на грунт она не окажет.

Для транспортировки оборудования с весом 80 и более кг можно будет приспособить автомобильный прицеп.

Материалы и инструменты

Для изготовления трамбовки потребуется сварочный аппарат, болгарка с отрезными дисками по металлу, дрель с набором сверл, струбцины, кувалда, измерительный инструмент. Перечень материалов и комплектующих приведен в следующей таблице:

Материалы и комплектующие Описание

Электродвигатель . Рекомендованная мощность двигателя должна составлять 1,5-2 кВт при 4000-5000 оборотов. Моторы с меньшей мощностью не обеспечат нужной скорости вращения вала, а значит, вибрационное усилие будет недостаточно интенсивным.

Устройство защитного отключения (УЗО). При длительной работе самодельной трамбовки, отдельные части электрической схемы могут перегреваться.

Чтобы исключить сгорание обмотки или плавление изоляции, нужно установить УЗО или хотя бы обычный сетевой прерыватель (автомат).


Листовая сталь с толщиной 5 мм, 8 мм и 10 мм . Листовой металл с самой большой толщиной понадобится, чтобы сделать подошву и груз для эксцентрика.

Металл меньшей потребуется для изготовления площадки под установку мотора.


Съемные шкивы . Шкивы будут нужны для передачи крутящего момента с вала двигателя на вал вибратора.

Чтобы заставить вал вибратора крутиться быстро, шкив на двигателе должен иметь втрое больший диаметр, чем шкив на валу.


Ремень, можно автомобильный ремень ГРМ . Ременная передача нужна для того, чтобы соединить шкивы на валах.

Стальной уголок с шириной полок 5 и 10 см, и с толщиной металла 10 мм . Уголок нужен для того, чтобы усилить конструкцию трамбовки в тех местах, где нет возможности для этого применить трубу.

Стальная труба прямоугольная 50×20 мм . Металлическая труба пригодится для сборки моторной рамы и для сборки ручки, за которую всю конструкцию можно будет передвигать вперед и назад.

Резьбовая шпилька с диаметром 20 мм и гайки под нее . Шпильки и гайки понадобятся для соединения конструктивных элементов.

Закрытые подшипники . Для сборки ступицы вала понадобится два закрытых игольчатых подшипника. Если нет игольчатых подшипников, можно использовать шариковые, но они менее прочные.

Кроме того, понадобится труба с внутренним диаметром, равным внешнему диаметру подшипника.


Цилиндрический стальной прут с диаметром не меньше 30 мм . Прут нужен для изготовления вала, на котором будет закреплен груз.

Сборка трамбовки

Обратите внимание на то, что в качестве привода будет использован электродвигатель. Но точно также, на собранную конструкцию может быть установлен двигатель внутреннего сгорания. Дело в том, что схема установки электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания одинакова, так как мотор крепится к площадке несколькими болтами.

Иллюстрация Описание этапа

Крепление балласта на валу . Для того чтобы аппарат вибрировал, к одной стороне вала приваривается пакет из трех - четырех металлических пластин.

Чтобы менять число пластин, можно высверлить в цилиндре вала сквозные отверстия. Такие же отверстия сверлятся в пластинах, которые крепятся к валу с помощью болтов и гаек.


Заготовка деталей для крепления вала . Заготавливаются два куска угольника длиной по 10 см. и два кожуха ступиц на металлических пластинах. В эти кожухи ступиц потом впрессуем подшипники.

Сборка виброузла . Из заготовленных деталей собираем виброузел, в котором зафиксированы подшипники с продетым в них валом. С торца на вал крепится шкив.

Изготовление рамы и площадки для крепления мотора . Из профильной трубы сваривается рама с внешним периметром 40×60 см. Из стального листа толщиной 8 мм нарезается пластина 40×50 см.

На пластине, как показано на фото, вырезаются выемки под регулировочные болты и привариваются петли.


Сборка петель . Напротив приваренных к пластине колец, к раме привариваем ответные кольца, так, чтобы их расположение полностью совпало.

Сборка всего узла . Подготовленную раму и поворотную пластину соединяем шпилькой через петли. Учитывая то, что конструкция будет вибрировать, шпильку вставляем через резиновые втулки.

В противоположной стороне рамы приваривается вертикальная шпилька, которая должна проходить через прорези в наклонной пластине.


Регулировка ремня . Для того чтобы задать подходящую степень натяжки ремня, с обеих сторон пластины, через шайбы, на вертикальную шпильку накручиваются гайки.

Потом, при усилении натяжки, пластина будет подниматься затяжкой гаек вверх.


Монтаж стоек под раму . С каждого угла рамы приваривается по опоре длиной 10 см. Из листовой стали толщиной 8 мм вырезаются ответные опоры, которые будут крепиться к подошве виброплиты. Соединение опор будет выполняться через резиновые эластичные подушки.

Сборка амортизирующих опор . Заготовленные опоры и ответные планки, через резиновые подушки, стягиваются болтами.

Итого должно получиться четыре амортизатора - по одному на каждый угол рамы.


Установка двигателя и примерка виброузла .
  • На собранную раму с поворотной крышкой, болтами крепим двигатель с установленным шкивом;
  • Пропускаем через шкивы ремень и убеждаемся в том, что конструкция собрана правильно.

Подготовка плиты под подошву . Лист стали толщиной 10 мм размечаем так, чтобы получился прямоугольник 40×120 см.

По сделанной разметке вырезается прямоугольник и крепится струбцинами к рабочей поверхности верстака.


Обрезка углов . По углам подготовленной плиты отмеряем по 50 мм с каждого края и соединяем метки диагональной линией, чтобы получился треугольник с прямым углом.

Болгаркой обрезаем каждый из четырех углов на плите, как это показано на фото.


Загиб переднего и заднего края плиты . От переднего и заднего края отмеряется 100 мм, и на этом расстоянии чертится линия, параллельная краю пластины.

По линии делается надрез глубиной примерно в 2/3 толщины листа.

По сделанному надрезу гнем лист кувалдой, чтобы получился край лыжи, как это показано на фото.


Сборка всех элементов . Собранная ранее конструкция, включая крепёжные кронштейны и моторную раму, прихватывается на подошву сваркой. Заодно провариваются линии сгиба по переднему и заднему краю сгиба подошвы.

Кстати, сгибы нужны с обеих сторон для переднего и заднего хода машины.


Сборка и монтаж рукояти . В задней части подошвы привариваются петли, к которым крепится рукоять, сваренная в форме буквы «П» из профильной трубы.

Подключение и пробный запуск . Силовой кабель, через УЗО, подсоединяется к двигателю. Вибромашина включается в сеть и выполняется пробный запуск.

В завершение

Теперь вы знаете, как может быть собрана виброплита своими руками с бензиновым двигателем или с электрическим мотором. Также рекомендую посмотреть видео в этой статье, а если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

После строительства дома неизменно приходит очередь благоустраивать дачу: делать садовые дорожки, организовывать площадку для патио и т.д. И всякий раз, когда сталкиваешь с дороговизной необходимых материалов и оборудования, задумываешься о том, не попробовать ли сделать их своими руками. Участники форума «Дом и дача» делятся опытом своих творческих экспериментов.

Вибростол

Многие домохозяева думают, что покупать специальное оборудование «на раз» и уж, тем более, делать его самому – дело хлопотное и ненужное: легче попросить у знакомых или взять в аренду. Как только realsystem решил, что вибростол ему необходим для строительства пары извилистых дорожек через весь участок в шесть соток и стоянки для машины 30 кв.м, он начал штудировать информацию о том, как и строительные блоки.

Главной причиной столь смелого решения была высокая цена на материалы. Плитку он запланировал размером 40х40 или 50х50 см и толщиной 60-70 мм, с армированием. Столик сделал без чертежей, всего за пару недель. Были использованы обрезки трубы 40х20, лист 2,5 мм, пара пластин 10 мм и старый вибратор, купленный за 500 рублей, с размерами 1050х550 см.

Подвижную часть стола realsystem расположил на шести грузовых клапанных пружинах с обрезками резинового шланга внутри них. Пружины стоят в стаканах. Дополнительно по периметру он закрепил стяжные пружины. После пробного включения проявился первый недочет: песок собирался ближе к центру, смещался к правой дальней части и ссыпался на пол, т.к. стол не был выставлен и стоял на неровном полу. Хозяин сделал вывод, что нужно сделать бортик.

Ножки стола были сделаны из трубы 40х40. Первый блин комом, потому получились они кривоватыми из-за перегрева. Плитку realsystem делает из бетона с отсевом с использованием кладочной сетки.


Чтобы получить белую плитку, можно смешать белый цемент (дороже обычного) с мраморной крошкой.


Другой участник форума, tarasiki, поступил немного проще: сделал столик без пружин (их функции выполняет дерево) и вибратора, заменив последний двигателем со стиральной машины с «эксцентриком». Среди недостатков своего изделия форумчанин отмечает малую площадь стола, также нужно закрепить станину к полу. В качестве состава для изготовления плитки он берет одну часть 400-го краматорского цемента, одну часть речного песка и три части щебня.

Бюджетная трамбовка из подручного хлама

Петр_1 пожалел тратить деньги на аренду виброплиты для отсыпки под фундамент. Порывшись в гараже, пункте приема чермета и близлежащем автосервисе, он нашел все необходимое: барабан от настольного деревообрабатывающего станка, мотор от стиральной машины, кусок металла толщиной 5 мм, куски уголка 30 мм, кучу различных резиновых опор от автотехники, обрезки металла 2-3-4 мм, кусок шпильки 12 мм и пару баллонов из-под фреона. Там же разжился куском провода, выключателем и пусковым конденсатором для мотора. Купил лишь ремень и две подушки от вазовской КПП за 600 рублей.

Пачка электродов, пять часов работы сварочным аппаратом, болгаркой и дрелью, несколько переделок виброузла, и вот результат – виброплита, которая вполне приемлемо трамбует небольшие слои песка. С помощью самодельного оборудования была утрамбована подушка под фундамент гаража и началась работа над фундаментом под дом.

Конструкция виброплиты достаточно проста: горизонтальный баллон для веса залит бетоном, вертикальный сделан для воды. На передней трубке – 12 отверстий Ф 1,3 мм. В качестве вибратора использован барабан от строгального станка. Его половину Петр_1 срезал болгаркой, на второй половине установил два свинцовых грузика.

Результаты : вибрация до рук не доходит из-за тройной виброизоляции. К тому же, на ручки надет теплоизолятор от холодильных установок. Трамбовка, работая, сама движется вперед, по 60-80 см в минуту, ее необходимо лишь направлять. Т.к. хозяин счел неоправданным использовать двойной реверс-ход и два вибромеханизма, плиту приходится разворачивать, чтобы она двигалась в обратном направлении.

Также открылась одна интересная и полезная особенность оборудования: при работе виброплита немного раскачивается вправо-влево, особенно когда трамбовка достигает необходимой плотности. Это является сигналом о том, что машину нужно переставить на новое место.

После эксплуатации трамбовки, Петр_1 открыл несколько недостатков , которые в дальнейшем планирует исправить. Первым оказалось слабое крепление балласта. Форумчанин планирует усилить хомуты и сделать на разборно-хомутовом, а не на сварном соединении – плиту можно перемещать в разобранном виде. Для этого верхняя платформа вместе с балластом и емкостью для воды была сделана съемной, однако практика показала, что нужно было сделать съемным непосредственно балласт.

Хозяин сделал вывод о том, что балласт нужно сместить ближе к середине плиты, а не размещать спереди – чтобы плита не зарывалась при поворотах. Для этой же цели нужно приподнять переднюю «лыжу» трамбовки. Так же следует лучше защитить вибробарабан кожухом, потому как щебень мелких фракций попадает в механизм и вылетает оттуда с большой скоростью.

Еще одной доработкой должно стать улучшенное охлаждение двигателя: при температуре выше +35 °C приходится останавливаться спустя каждые 40-50 минут работы, чтобы охладить мотор. В качестве одного из вариантов, можно приделать осевой вентилятор или кулер от сервера.

Участника форума Tim1313 использовал для изготовления виброплиты такие материалы : площадочный вибратор ИВ-98Е, УЗО к нему, чугунную станину от советского сверлильного станка, реактивные тяги с сайлентблоками от советских автомобилей и лист нержавейки 6 мм, 45х70 см.

Последовательность работы : закрепили вибратор на станине (насверлили отверстия, нарезали резьбу, вкрутили болты d12), сделали ручку и через сайлентблоки прикрепили к станине. С помощью самостоятельного созданного пресса было прикреплено основание виброплиты. Затем перпендикулярно приварили две пластины, чтобы закрепить станину с приводом к основанию: сделали четыре отверстия и закрепили болтами d10. Готовую трамбовку покрасили.


Для орошения песка можно предусмотреть крепление канистры.


Результат: скорость – 6-7 м/мин. За день было утрамбовано 10 кубометров песка, слоями по 10 см. Качество трамбовки: еле видны следы при ходьбе.

Минусы : сильная вибрация, которая то появляется, то исчезает, из-за этого под конец дня болят суставы пальцев, запястья и локти. К тому же, спустя четыре часа после начала трамбовк, перестало включаться купленное УЗО. Проблему решили с помощью обыкновенной розетки, благо ручка крепилась на резиновых сайлентблоках.


По материалам участников форума "Дом и Дача"

Домашние мастера выполняют строительные работы максимально экономно. В таком случае помогает заранее собранный самодельный инструмент. Комплектующие для него обычно подбираются из подручных материалов. В последнее время востребованной оказывается собранная виброплита своими руками с электродвигателем. Ее применяют для укладки тротуарной плитки, утрамбовывания мелкого грунта, в процессе закладки фундамента.

Основные компоненты конструкции виброплиты

Перед тем, как сделать виброплиту своими силами в гаражных условиях, потребуется подготовить схему или даже составить чертежи в масштабе, чтобы упростить дальнейшую сборку. Основными составляющими в конструкции являются такие части:

  • каркасная рама;
  • базовая металлическая площадка;
  • электромотор;
  • система трансмиссии;
  • подвеска;
  • управленческий блок.

Базовую плиту подбирают из толстостенного стального листа или из ковкого чугуна, чтобы во время работы не происходило разрушений материала. Этому способствует относительная вязкость металла и минимальная хрупкость. Категорически не допускается к сборке чугун сомнительного качества с большим количеством трещин или литейных раковин. При работе с песчаными и гравийными смесями он будет разрушаться от внешнего воздействия.

Листовой металл с самой большой толщиной понадобится, чтобы сделать подошву и груз для эксцентрика

Важно иметь первоначально правильные геометрические размеры базы, так как если сделать виброплиту своими руками в соответствии с этим правилом, то площадка будет самоочищаться от налипания грунта. Площадь также подбирается оптимальной, без необоснованного увеличения. Небольшая рабочая поверхность способствует качественному уплотнению площадки.

Популярные чертежи демонстрируют достаточно простое устройство самодельной виброплиты с электродвигателем. По кинематической схеме на платформе базируется вибратор, а над ним монтируется электро двигатель. Для соединения этих элементов между собой предусмотрена клиноременная передача или соединительная муфта. Фактически мотор обеспечивает вращение, передаваемое вибратору, а он далее формирует колебательный процесс.

Получаемая энергия отдается плите, а от нее переходит к уплотняемому грунту. Во время утрамбовки под укладку тротуарной плитки или для иных целей частицы материала заполняют пустоты в насыпи. В результате получается плотное ровное покрытие.

Типы используемых виброплит

Самодельные конструкции предполагают наличие силовой установки, обеспечивающей основную работу. Используются часто три типа моторов:

  • дизельный;
  • бензиновый;
  • электро 220В.

Двигателя на солярке уместны, когда постоянно требуется большое усилие. В бытовых условиях они малооправданы. Хотя нередко встречается виброплита из мотоблока с установленным двухтактным мотором.

Аппараты с бензиновым двигателем, как и предыдущие конструкции, являются автономными, но чрезвычайно шумными в работе. Двигатель для них подбирается экономный с мощностью в несколько Ватт.

Оптимальным решением для многих оказывается виброплита электрическая своими руками собранная. Достаточно провести к месту работы на участке электричество и можно приступать к утрамбовке грунта. Позитивным фактором служит отсутствие выхлопных газов во время процесса.

По классификации принято делить изделия на несколько групп:

  • легкие - масса менее 70 кг;
  • универсальные - до 90 кг;
  • средней тяжести - 90-140 кг;
  • тяжелая группа - более 140 кг.

Первая группа уместна для обработки придомовой территории, где предполагается прессование слоя не более 15 см. Универсальная актуальная для обработки 25 см. Более тяжелые аппараты рассчитаны на 50-60 см.

Чем больше уплотняемый слой, тем тяжелее должна быть машина

Важно грамотно подбирать электродвигатель для виброплиты. Ведь слишком слабая модель на массивной плите станет тонуть в слоях грунта. Оптимальным считается соотношение, при котором на 100 кг массы используется 5 л.с. или 3,7 кВт.

Подготовка необходимого комплекта

Чтобы сделать виброплиту в домашних или гаражных условиях, не требуется искать каких-то редких либо дорогостоящих деталей. В процессе окажутся востребованными такие инструменты:

  • сварочный аппарат и пачка электродов 3 мм диаметром;
  • полукилограммовый молоток;
  • угловая шлифмашинка с дисками по металлу;
  • набор гаечных ключей и отверток.

Составляющие для аппарата будут включать такой набор:

  • Площадный движок с возможностью включения в бытовую электросеть 220 В. Новый вибратор для виброплиты будет стоить достаточно дорого, поэтому рекомендуется приобретать советские аппараты на разборках или радиорынках. Иногда мастера монтируют даже двигатели со старых стиральных машинок, но недостатком такого метода служит отсутствие возможности регулировки вибрации.

  • Листовой метал толщиной 8-10 мм. Площадь подбирается с учетом того, что края будут загибаться. Оптимальный параметр для бытовых условий составляет 50х80 см плюс припуск на загиб. Найти лист можно на металлоплащадках.
  • Пара швеллеров на 80 мм или куски строительного профиля, которые будут привариваться поперек конструкции. Они нужны для крепления и удержания электродвигателя.
  • Металлическая труба диаметром 20 мм. Ее длина рассчитывается исходя из роста пользователя. Ручка для среднего роста будет оптимальной 120 см, поэтому понадобится около 3 м заготовки.
  • Комплект метизов для крепления мотора, включающий болты М10-М12, гайки к ним, обязательно гроверные шайбы для минимизации влияния вибрации.

Снизить степень влияния вибрации на оператора удастся с помощью вмонтированных допприспособлений. Зачастую для этого используются автомобильные элементы подвески. Без них тоже все будет работать, но оператор станет быстрее утомляться.

ВИДЕО: Изготовление виброплиты своими руками, пошагово, с ошибками и их решением

Пошаговый алгоритм сборки виброплиты своими руками

На первоначальном этапе готовится базовая площадка из металлического листа с помощью болгарки и сварочного аппарата. Отмеряем 10 см от переднего и тыльного края и делаем запил УШМ на половину толщины листа 4-5 мм. При помощи молотка или молота загибаем по этой линии заготовку примерно на 30-40 градусов. Такие салазки снизят вероятность зарывания платформы в грунт, а также позволят перемещать установку в нужном направлении.

Разрезы стоит укрепить с помощью сварки. Электродами формируем внутреннее ребро жесткости, фиксирующее сгиб в нужной позиции. Располагаем швеллеры поперек хода таким образом, чтобы примерная их ось соответствовала расстоянию крепления опор двигателя. Привариваем планки к внутренней поверхности.

Есть два способа крепления мотора. В первом случае используются просверленные отверстия в швеллере для продевания сквозь них болтов. Во втором случае болты приваривают к швеллерам и сажают движок сверху. Данный метод считается более надежным, однако, требует очень четкого соблюдения межосевых расстояний.

При установке электродвижка на площадку стоит знать, что советские модели ИВ-98 имеют внутренний эксцентрик для виброплиты. Его можно подстраивать под оптимальные параметры силы вибрации. Закручиваем гайки, предварительно накинув под них гроверы.

Ответственным этапом является крепление ручки. Для гашения вибрации на ней оказываются полезными сайлентблоки от отечественных или зарубежных автомобилей. Г-образные элементы привариваем к отогнутой части площадки. На них надеваем резиновые элементы, через которые соединена будет ручка.

В домашних условиях удается собрать модель массой 40-50 кг. Этого хватает для прессования 10-12 см грунта.

При длительной работе самодельной машины отдельные части электрической схемы могут перегреваться, поэтому необходимо использовать УЗО.

ВИДЕО: Как немцы подготавливают площадку для укладки тротуарной плитки, брусчатки

Настоящий хозяин не будет тратить деньги на то, что можно сделать самому. Взвесив все за и против самодельной виброплиты для своего хозяйства нет никаких сомнений, что гораздо разумнее собрать её своими руками.

А когда отпадёт необходимость в выполнении утрамбовывающих работ можно предлагать сделанный агрегат в аренду свои друзьям и знакомым.

И получать дополнительную прибыль.

Для чего нужна виброплита

Неотъемлемыми для строительных работ являются процессы уплотнения различных сыпучих оснований. Например, щебня, песка, грунта и других подобных материалов.

С целью механизации процесса утрамбовки используются так называемые виброплиты. Механизм их действия достаточно прост.

Устройства создает колебания под действием, которого мелкие частицы уплотняющегося слоя сбиваются максимально близко друг к другу, лишний воздух вытесняется и на финише получается ровное основание необходимой плотности.

Покупать подобную машину для себя достаточно невыгодно. Гораздо выгоднее обойдется самодельная виброплита.

Конструктивное устройство механизма

На весомую платформу крепится вибратор, а над ним устанавливается двигатель. Два последних узла соединяются муфтой и клиноременной передачей.

Вращательные движения двигателя преобразуются в колебательные с помощью вибратора и передаются тяжелой платформе, которая в свою очередь воздействует на утрамбовываемую поверхность.

Функция заднего хода устройства обеспечивает возможность выполнять работы в узких траншеях и котлованах.

Саму плиту выполняют из стали либо чугуна, желательно хорошего качество. В противном случае срок службы устройства значительно сокращается, на поверхности основания появляются трещины.

Размер рабочей поверхности плиты влияет на давление, оказываемое механизмом на утрамбовываемый слой. Плита меньшей площадью лучше утрамбовывает грунт.

Важно! Для достаточного уплотнения асфальта аппарат должен иметь не меньше 10кН. Плитку лучше укладывать с помощью плиты весом 75-90 кг и усилием 18-20кН.

Плотность финишного слоя зависит от вибрационного усилия. Чем оно выше, тем лучше утрамбовывается материал.

Варианты комплектации виброплит

Классификация по питанию

  1. электрическую,
  2. дизельную и
  3. бензиновую виброплиту.

Электрическая. Наиболее экономичная считается электрическая. Именно такую рекомендуют собирать своими руками для собственного хозяйства.

Тем более что по техническим характеристикам виброплиты с электродвигателем ничем не уступают своим конкурентам. Минусом только можно считать условие наличия доступной электросети.


Бензиновая.
Обойдется дороже чем электрические, но дешевле, чем дизельные.

Однако топливо для дизельных будет выгоднее покупать, хотя сам мотор выйдем самым дорогим из трех описанных.

Так же его недостатком будет и высокий шум, снижающий комфорт в работе.

Мощность установленного двигателя должна быть достаточной для работы с тяжелой плитой. Иначе последняя будет грузнуть в сыпучем материале.

Классификация по массе

Масса виброплиты будет первоопределяющей для подбора комплектующих узлов, если делать механизм самостоятельно.

Выделяют:

  1. Легкие плиты . Весом 75 кг. Для обработки слоя толщиной до 15 см. Такие плиты применяются для проведения ландшафтных работ, укладки тротуарной плитки, демпфирующих полиуретановых ковриков.
  2. Универсальные плиты . Их вес колеблется от 75 до 90 кг. Максимальный слой, подлежащий обработки 25 см. Их используют для ландшафтных работ, ремонта покрытий дорог, в том числе ямочный ремонт на асфальте.
  3. Среднетяжелые . Вес 90-140 кг. Толщина обрабатываемого слоя до 60 см. Применение — укладка дорожного покрытия слоями, засыпка траншей по периметру фундамента.

Классификация по направлению движения

По направлению движения в процессе утрамбовки виброплиты бывают прямыми и реверсными.

Прямые могут двигаться лишь вперед, и в случае необходимости второго прохождения по утрамбовываемому слою такую машину придется разворачивать. А это пусть и небольшие, но все же потери времени.

Реверсные виброплиты могут двигаться как вперед, так и назад. Они дают более высокую производительность. Обычно реверсом наделяются устройства с плитами весом более 100 кг.

Дополнения в комплектации

Дополнительным плюсом будет если виброплита оснащена системой орошения.

Она защищает агрегат от прилипания с утрамбовываемой поверхности. В них следует тщательно оберегать двигатель от попадания воды.

Ремни и муфты должны быть защищены специальными кожухами.

Так мелкие частицы сыпучих материалов не будут забиваться в механизм, и сама машина прослужит гораздо дольше.

Как собрать виброплиту своими силами

Материалы


Инструмент

  1. Аппарат для сварки,
  2. молоток,
  3. с отрезными кругами,
  4. дрель и комплект сверл по металлу к ней,
  5. набор гаечных ключей,
  6. рулетка и маркер.

Пошаговая инструкция по сборке виброплиты

Выполненная таким образом виброплита будет иметь массу около 60кг. Для удобства её транспортировки можно к ней добавить ось с колесиками.

Совет! При желании увеличить вес виброплиты к ней можно приварить несколько металлических листов или арматурных прутьев.

Перед первым запуском конструкции проверьте все её узлы на надежность крепления, отсутствие. повреждений и сколов. Держите её в чистоте, и самодельная виброплита прослужит очень долго.

Если для механизма вы выбрали бензиновый двигатель, то придется почаще чистить свечи, проверять уровень масла, менять фильтры.

Первый раз масло следует поменять уже через 25 часов работы, после можно через 80-100часов. Масло заливать лучше при нагретом, но выключенном двигателе.

Сделав виброплиту своими руками можно сэкономить до 10 000рублей.

Виброплита — один из необходимых инструментов в строительных работах. Обычно используются покупные инструменты, но если виброплита своими руками сделана, то с ее помощью так же можно выравнивать поверхности.

Виброплита необходима для трамбовки грунта для изготовления дорог.

Принцип действия виброплит

Этот строительный инструмент используется для проведения вибротрамбовки различных сыпучих материалов: песка, грунта и т.д. Часто виброплиты применяются в строительных работах, для утрамбовки грунта под фундамент или укладку плитки.

В отличие от крупной техники, виброплита может применяться для работы на сложных участках благодаря небольшим размерам. Некоторые модели вибротрамбовки имеют задний ход. Эта функция позволяет использовать их даже в узких котлованах и траншеях.

Принцип работы виброплит прост. Основу составляет массивная платформа. На ней закреплен вибратор, соединенный с помощью муфты и передачи с двигателем.

При включении двигателя он начинает создавать вращательные движения, которые затем преобразуются в колебательные с помощью вибратора. В свою очередь, колебательные движения передаются плите, а через нее — грунту или другому материалу для утрамбовки. Под действием инструмента, материал утрамбовывается, частицы заполняют все пустоты. В итоге поверхность выравнивается, а насыпь становится очень плотной.

Существует 3 основных вида машин для трамбовки, основное различие которых заключается в типе двигателя:

  • дизельная;
  • бензиновая;
  • электрическая.

Для работы в частных владениях и на небольших стройках оптимальным вариантом считается электрическая. Из всех видов вибротрамбовки такой инструмент отличается самой низкой ценой. Технические характеристики в целом не хуже, чем у более дорогих инструментов.

Единственный недостаток — невозможность работать без источника питания, а потому площадь действия сильно зависит от длины шнура.

Средним по цене является инструмент с бензиновым двигателем. Дизельная вибротрамбовка имеет один важный недостаток: высокий уровень шума при работе. При этом дизельное топливо обходится дешевле, чем бензин.

Требования для работы инструмента

Характеристики вибротрамбовки зависят от качества материала самой виброплиты. Для изготовления станины применяется сталь, а для плит устройства используются сталь или чугун.

Устройство, изготовленное с применением чугунной плиты, нужно выбирать внимательнее: если материал низкого качества, в процессе работы на нем могут появиться трещины.

Размер рабочей поверхности определяет давление плиты на обрабатываемую поверхность. Это, в свою очередь, определяет качество работы вибротрамбовки. Например, грунт лучше трамбовать при помощи виброплиты с меньшей площадью поверхности.

Для качественной работы инструмента важно вибрационное усилие. От этого показателя зависит плотность утрамбовки поверхности. Чем больше вибрационное усилие, тем лучше инструмент будет справляться со своей задачей. Для утрамбовки плотных поверхностей нужна виброплита с большим вибрационным усилием.

Например, для укладки плитки показатель виброусилия инструмента массой 75-90 кг не должен превышать 20 кН. В противном случае, плитку слишком сильно вдавит в грунт, в худшем случае появятся повреждения. Для укладки асфальта подойдет вибротрамбовка с показателем усилия выше 10 кН.

Легкость передвижения плиты зависит от мощности двигателя. Если он достаточно мощный, то плита сама будет передвигаться. Если мощность плиты мала — возникнут затруднения при работе под уклон, инструмент начнет зарываться в грунт.

Но основное требование, которому должна отвечать и плита от производителя и изготовленная виброплита своими руками — это масса. От этого показателя будет зависеть максимальный слой утрамбовки и сфера применения инструмента.

В зависимости от массы инструменты для трамбовки подразделяют на 4 группы:

  1. Легкие. Их масса не превышает 75 кг. Инструмент может утрамбовать поверхность на 15 см. Такие машины используются для укладки тротуарной плитки, полиуретановых ковриков, а также для ландшафтных работ.
  2. Универсальные. Вес от 75 до 90 кг. Максимальный слой составляет 25 и более см, могут использоваться для ремонта дорог («ямочный» ремонт), и укладки дорожного покрытия.
  3. Среднетяжелые. Вес может составлять от 90 до 140 кг. Максимальный уровень составляет уже 60 см. Сфера использование: укладка покрытия дорог, засыпка траншей.
  4. Тяжелые. Вес — 140 кг и более. Используются для тех же целей, что и среднетяжелые.

При работе бывает полезной специальная система орошения рабочей плиты. Работа инструментов без такой системы будет затруднена: плита может прилипать к грунту, особенно часто такое наблюдается при укладке асфальта.

Тяжелые и среднетяжелые плиты могут быть прямыми или реверсными. Прямые имеют возможность двигаться только вперед. Реверсные предполагают возможность заднего хода, что позволит существенно сократить время работы, при необходимости утрамбовать участок еще раз, не надо будет разворачивать инструмент.

Материалы и инструменты для сборки виброплиты

Собранная вибротрамбовка своими руками позволяет, в первую очередь, сэкономить собственные средства.

Конструкция самодельной виброплиты довольно проста, поэтому ее вполне можно собрать своими руками.

Для изготовления плиты понадобится двигатель, который будет обеспечивать вибрацию. Из всех компонентов, составляющих инструмент, этот самый затратный. Вполне подойдут площадные вибраторы, работающие от бытовой сети. Можно выбрать модель, работающую от сети 220 В, такими являются, например, ИВ-99Е или ИВ-98Е.

В продаже имеются модели используемые 380 В. Такой двигатель тоже подойдет для изготовления машины, но на участке трехфазное питание провести сложно, поэтому использовать его не рекомендуется.

Бензиновые двигатели тоже можно использовать, например, трехтактный с одним цилиндром от Honda. Вполне подойдет и двигатель, от старой, или уже не используемой бензопилы. В качестве электропривода можно применить двигатель от сверлильного станка.

Следующий шаг — найти материал для рабочей платформы. Вполне подойдет стальной лист, толщина которого должна составлять не меньше 0,8 см, вес — не меньше 60 кг. Размер листа должен быть 80х45 см. На поверхности листа не должно быть никаких неровностей. Если все основные детали найдены, можно собрать дополнительные:

  • пластиковые колеса от тележки — 2 шт.;
  • болты М10;
  • болты М12;
  • швеллеры — 2 шт.;
  • эластичные подушки для рукояти — 2 шт.;
  • отрезки трубы;
  • полая труба — 1,2 м;

Для работы потребуются инструменты:

  • молоток;
  • слесарные инструменты;
  • болгарка;
  • сварка.

После подготовки всех материалов и инструментов можно приступать к сборке устройства.

Этапы сборки виброплиты

Конструкция вибротрамбовки достаточно проста, поэтому собрать ее можно не подготавливая предварительно чертежи узлов и компонентов.

С двигателя нужно снять крышку, чтобы отрегулировать силу вибрации.

Края плиты немного загибаются внутрь. За 10 см до края нужно сделать надрезы по 0,5 см и с помощью молотка загнуть на 20-30 градусов. Места, где были сделаны надрезы, защитить сварочным швом. Эта простая мера не позволит плите зарываться в грунт при работе.

Далее нужно приварить швеллера так, чтобы они не выходили за края поверхности. Правильное расположение определяется в зависимости от центра рабочей поверхности и расположения двигателя. Швеллера нужно приварить качественно, лучше с помощью поперечных линий.

Далее закрепляют двигатель. Для этого в швеллерах делаются отверстия. Двигатель устанавливается при помощи уровня, закрепляется болтами М10 (если двигатель бензиновый, то М12). Для создания вибрации в устройстве привода применяется эксцентрик.

Эластичные подушки нужно устанавливать у основания плиты, где закрепляется рукоятка управления. Это поможет погасить вибрацию, инструмент из рук вырываться не будет. Затем привариваются колеса и полая труба, чтобы облегчить транспортировку инструмента.

На этом сборка вибротрамбовки считается завершенной.

Несколько простых советов от мастеров позволят эффективнее использовать самодельный инструмент.

Чтобы не ощущать вибрацию при работе с самодельным инструментом, делается несколько веревочных петель, за которые держатся в процессе работы.

Самодельная виброплита позволит утрамбовать поверхность на 10 см, проводить ландшафтные работы или укладку дорожной плитки.

Для повышения эффективности инструмента можно сделать своеобразную систему орошения: в передней части прикрепить шланг и бак с водой. Тогда поверхность будет смачиваться, что значительно упростит утрамбовывание.

После того как инструмент полностью собран, нужно провести проверку. Крепления должны быть прочными, без дефектов. Только в этом случае можно включать виброплиту и проводить испытания.

Самодельная плита может прослужить достаточно долго, но только в случае, если будут соблюдены условия хранения. Виброплита должна находиться в чистом месте, чтобы поверхность не загрязнялась. Перед использованием инструмент нужно проверять, настраивать и регулировать.

Самодельная плита с бензиновым двигателем нуждается в более тщательном уходе: нужно регулярно проверять состояние свечей и масла, заменять фильтры. Масло заменяется сначала через 25 часов работы инструмента. В дальнейшем — через 80-100 рабочих часов. Замена должна происходить при разогретом выключенном двигателе.