Состоялся любечский съезд русских князей. Любечский съезд князей

Съезды русских князей

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей , предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с по XIV век .

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси . В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности , появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков , А. П. Толочко).

Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году , по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском ( , по инициативе Всеволода Большое гнездо) .

Съезды XI - нач. XII вв

Черниговское княжество

Дмитровский съезд () - съезд четырех князей: великого князя Владимирского

План
Введение
1 Порядок проведения, состав участников
2 Съезды XI - нач. XII вв
3 Съезды XII - 1-й пол. XIII вв
4 Съезды с половцами
5 Съезды в русских княжествах
5.1 Черниговское княжество
5.2 Рязанское княжество
5.3 Смоленское княжество
5.4 Северо-Восточная Русь

Список литературы

Введение

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI - нач. XII вв

Городецкий съезд (1026/1027) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;

Съезд у Орши (10 июля 1067) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого - киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;

Вышгородский съезд (20 мая 1072) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;

Любечский съезд (1097) - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей - князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий съезд (весна 1098) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киявляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;

Золотченский съезд (1101) - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;

Долобский съезд (весна 1103) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. Гудзь-Марков Алексей Викторович

Любечский съезд князей 1097 г.

Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.

По подъемному мосту в Любеч въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Василько Ростиславович и Олег и Давид Святославовичи. То были внуки Ярослава Мудрого. В их руках были целостность и благоденствие Руси.

На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно».

Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю. Святополк II сидит в Киеве, на столе отца Изяслава. Владимир II держит удел отца Всеволода. А Олег, Давид и Ярослав Святославовичи сидят по городам, ранее принадлежавшим Святославу Ярославовичу.

Давид Игоревич должен был сидеть во Владимире Волынском. А два Ростиславовича - Володарь и Василько - удержали Перемышль и Теребовль.

Князья целовали крест и, расходясь, заявили «да аще отселе кто на кого вьстанеть, то на того будемъвси и честьный крсть». Но к великой печали Руси намерения Ярославовичей не всегда соответствовали их делам. А чем более множилось племя Ярославовичей, тем более мельчали не только уделы, но и дела князей.

Любеч. По Б.?А.?Рыбакову

Давида Игоревича его жадное до вотчин окружение заверило, что Владимир II Мономах уговорился с Васильком Ростиславовичем покуситься на Святополка II и на самого Давида.

Давид поверил тому тем охотнее, что его волынские земли граничили с галицкими владениями Ростиславовичей. В разговоре со Святополком II Давид напомнил, что Ярополка Изяславовича, младшего брата киевского князя, в 1088 г. убили Ростиславовичи. И «Стополкъ же смятеся оумомъ».

5 ноября 1097 г. Василько Ростиславович переправился на правый берег Днепра, к Выдобичскому монастырю, и направился в храм Михаила поклониться иконам. Стали звать Василька в Киев, и ничего не подозревавший князь поехал в столицу.

На дороге Васильку встретился отрок. Он поведал князю «хотять тя яти». Василько не поверил и совершил роковую ошибку. Но был ли он в том повинен?

Василька Ростиславовича ослепили и «оузложиша и на кола яко мртва и повезоша и Володимерю» (во Владимир-Волынский, город Давида).

Когда подвода с ослепленным князем проезжала через город Здвижень, на мосту, у местного торговища, с Василька стащили окровавленную сорочку и дали выстирать попадье.

Во Владимире-Волынском полумертвого Василька посадили во двор боярина Вакея и приставили стражу во главе с княжескими отроками Оуланом и Колчей.

Узнав об ослеплении Василька, Владимир II ужаснулся и заплакал. Придя в себя, князь молвил: «Сего не было есть, оу Русьскои земли, ни при дедехъ наших, ни при оцихъ нашихъ сякого зла».

Владимир II снесся с Олегом и Давыдом Святославовичами и предложил им встретиться у Городца Остерского. Князь велел гонцу передать Святославовичам слова: «В насъ братьи иже оуверже в ны ножь да аще сего не поправимъ болше зло въстанеть в насъ и начнеть брать брата заколати и погыбнеть земля Русьская».

Князья съехались. Послали в Киев к Святополку II с вопросом, что тот сотворил, ослепив брата. Из Киева приехал гонец и объяснил, что Давид виновен и что именно он заверил Святополка II в том, что Василько вознамерился овладеть Туровом, Пинском, Берестьем и городами погорынья (стоящие на реке Горынь) и сговорился с Владимиром II, что тот сядет в Киеве, а Василько - во Владимире-Волынском, на столе Давида.

Святополк II велел передать: «…и не язъ его слепилъ, но Двдъ». В Киев послали сказать, что ослепили Василька не в городе Давида, но в Киеве.

Утром Владимир II с Олегом и Давыдом Святославовичами собрались на правый берег Днепра. Святополк II, увидя ладьи и стяги братьев, засобирался прочь из столицы. Киевляне не выпустили князя и отправили на левый берег Днепра послов с мольбой не губить Руси и с напоминанием о недремлющих половцах.

Владимир II, услышав укоры киевлян, снова искренне заплакал. Наконец, в Киев отправилась супруга Мономаха, и решили, что на Давида пойдет сам Святополк II.

А Давид, прослышав о происходившем в Киеве, стал сулить незрячему Васильку города на выбор: Всеволож, Шеполь, Перемиль. И вместе с тем Давид попытался овладеть уделом Василька, но дорогу закрыл Володарь Ростиславович.

Давид заперся в городе Бужске. Володарь взял город в осаду. В переговорах с Володарем Давид свалил вину за ослепление Василька на Святополка II. В конце концов Василько оказался в своем городе Теребовле, но вернуть князю зрение никто не мог.

Когда Давид приехал во Владимир-Волынский, к стоящему неподалеку городу Всеволожу подошли Володарь и Василько Ростиславовичи. Всеволож был «взяста копьемъ» и сожжен. Василько велел сечь ни в чем не повинных людей. Вслед за тем братья подошли под стены Владимира-Волынского.

Горожанам послали сказать, что пришли не на них, а на «Туряка. и на Лазоря и на Василя ти бо суть намолвили Двда». Стало известно, что бояр этих в городе нет. Ранее их послали к Луцку. Туряк бежал из Луцка в Киев, а Лазорь и Василь оказались в городе Турийске. Их и выдали Ростиславовичам. Бояр Лазоря и Василя повесили и расстреляли стрелами.

Тем временем в Берестье пришел Святополк II с намерением изгнать из Волыни Давида. Давид обратился к Владиславу I Польскому за помощью. Просьбу Давид сдобрил пятьюдесятью золотыми гривнами.

Поляки золото взяли, подошли на берег Западного Буга и стали мирить князей.

Святополк II, имея обязательства перед Мономахом и Святославовичами, проявил непреклонность, и Владиславу I пришлось заявить Давиду «не послушаеть мене Стополкъ».

Давид вернулся от Берестья во Владимир-Волынский, а Святополк II поехал собирать воинов. Князь посетил Пинск и Дорогобуж и, набрав достаточно сил, выступил к Владимиру-Волынскому.

Осада столицы Волыни заняла у Святополка семь недель. Наконец Давид вышел из города, переехал в Червень и скрылся в Польше.

Святополк II занял Владимир-Волынский и начал промышлять насчет Володаря и Василька Ростиславовичей. Вскоре произошло сражение, и Святополк II проиграл его Ростиславовичам. С рубежей Галиции во Владимир-Волынский Святополк вернулся с двумя сыновьями и с сыном Давыда Святославовича (Черниговского), прозванного за набожность Святошей.

Уезжая в Киев, Святополк II оставил во Владимире-Волынском сына от наложницы - Мстислава. Еще одного сына Ярослава Святополк II послал в Венгрию, ко двору короля Коломана «вабя Оугры на Володаря». И закрутился новый кровавый сюжет из русской истории.

Ярослав с Коломаном и с венгерскими полками подступил под стены Перемышля. В том городе закрылся Володарь Ростиславович. В то же время из Польши приехал Давид Игоревич. Этот князь посадил свою жену у Володаря, у временного союзника, а сам отправился к половцам в степь.

Встретил Давида сам хан Боняк, и все было оговорено к общему удовольствию.

В начавшейся битве у венгров было 100 000 воинов. Сила немалая. Половцы «сбиша Оугры в мячь, яко соколъ галице убиваеть и побегоша Оугре и мнози истопоша оу Вягру, друзии же въ Сану». Венгров в сражении было убито 40 000.

И все эти события происходили в 1097 г., в год съезда Ярославовичей в Любече.

Ярослав бежал в Польшу через Берестье, а Давид занял города Сутейск, Червень и внезапно появился под стенами Владимира-Волынского. К тому времени от сидевшего в столице Волыни Мстислава бежали берестейцы, пиняне и вышгородцы. Мстислав поднялся на оборонительную стену города и «внезапу вдаренъ быс подъ пазуху стрелою, на заборолехъ скважнею». Ночью Мстислав скончался.

Жители Владимира-Волынского отправили гонца в Киев к Святополку II, требуя помощи. Без поддержки город был бы вынужден сдаться Давиду.

Великий князь киевский послал на Волынь воеводу Путяту. Воевода приехал в Луцк и застал там Святошу, сына Давыда Святославовича Черниговского.

Описываемые события происходили в августе 1097 г.

Когда жители Владимира-Волынского заметили приближавшиеся от Луцка стяги Святоши и Путяты, они вышли из города и напали на Давида. Тому не осталось иного, как бежать прочь от города.

Во Владимире-Волынском был посажен посадник Святополка II Василий. Святоша вернулся в Луцк, а Путята уехал в Киев.

А Давид Игоревич во второй раз за год сидел в шатре хана Боняка. Долго уговаривать половцев не пришлось, и скоро их стан раскинулся под стенами Луцка. Святоша выехал из города и ушел к отцу в Чернигов. Давид овладел Луцком. Посадник Василий сам выбежал из Владимира-Волынского, и Давид вернул себе столицу Волыни.

На этом кампания 1097 г. была завершена.

В 1098 г. Владимир II съехался с Давыдом и Олегом Святославовичами «оу Городца» против Святополка II. Но все обошлось миром. Год прошел относительно спокойно. В Переяславле Владимир II заложил каменную церковь в честь пресвятой Богородицы.

В 1098 г. при впадении реки Остер в Десну Владимир II заложил крепость. Это была будущая твердыня ростово-суздальского княжения в Южной Руси.

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

1097 – Любечский съезд Умирая в 1093 г., Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца – такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих».

автора

Ссоры князей от 1078 до 1097 года Вы, конечно, удивляетесь, читатели мои, что великий князь Изяслав Ярославич погиб в сражении с племянниками? Но, к несчастью, это была правда: примеру отцов следовали и дети, и как недружно жили между собой сыновья Ярослава, точно так же жили и

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Съезды князей От 1097 ДО 1113 года Князья для прекращения постоянных ссор за свои владения съехались на совет в город Любеч, лежавший на берегах Днепра. Кроме великого князя Киевского, Святополка II Изяславича, туда приехали Мономах, Олег, Володарь и Василько Ростиславичи, а

автора Ишимова Александра Осиповна

Ссоры князей 1077-1097 годы Вы, конечно, удивляетесь, что великий князь Изяслав Ярославич погиб в сражении с племянниками? Но, к несчастью, это была правда: примеру отцов следовали и дети, и как несогласно жили между собою сыновья Ярослава, так точно и внуки его. Самые

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Съезды князей 1097-1113 годы Князья, сожалея о несчастьях отечества и видя беспрестанные ссоры свои за владения, решили помириться и в первый раз съехались на совет в город Любеч, лежавший на берегах Днепра. Кроме великого князя киевского Святополка II Изяславича приехали

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

2. Хронология великих князей владимирских, великих князей

Из книги Жизнь Ленина автора Фишер Луис автора Анисимов Евгений Викторович

1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому

Съезд русских князей под Киевом. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Осенью 1097 г . в городе Любеч на Днепре собрался съезд князей Киевской Руси. На нём присутствовали шесть самых влиятельных князей. Съездом руководили и . Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности .
Таким образом, Киевская Русь была разделена на удельные княжества, которые закреплялись за определёнными ветвями династии Рюриковичей.
Князья провозгласили на съезде объединение сил против половецкой угрозы и решили организовать общий поход против половцев.
Но съезд не смог прекратить княжеские междоусобицы.
В том же году Волынский князь Давид Игоревич пленил и ослепил теребовлянского князя , требуя от него родительскую вотчину. В результате общего возмущения населения Давид был наказан. Его изгнали из Волыни.
После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.

Из “Повести Временных Лет”.

В год 6605 (1097) . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году.

Причины Любечского съезда

Конец 11 века для Руси выдался очень тяжелым. Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей.

Первый съезд князей в Любече

В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха , который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами. Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет. После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам.

Итоги Любечского съезда князей:

  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Последствия и значение Любечского съезда

Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич.

Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре - будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей. Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война.

Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась.

Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег.

Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство.