Гост 12.004 15 является обязательным или рекомендованным. Специальное обучение и проверказнаний рабочих. Государственный стандарт союза сср

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМАСТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.004-90

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВОСТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 1991-07-01

Настоящийстандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний побезопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителейи специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на всепредприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы,совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебныезаведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандартявляется основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих иметодических документов по обучению работающих и изучению дисциплин побезопасности труда и других видов деятельности.

Стандарт неотменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа ипроверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органамгосударственного надзора, установленных соответствующими правилами.

1. Основные положения

1.1. Обучениеи инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер ипроводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, вобщеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольныхучреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовойдеятельности.

Воспитанниковшкольных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения впроцессе учебно-воспитательных занятий.

1.2. Лиц,занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, атакже совмещающих профессии, обучают и инструктируют по безопасности труда вполном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).

1.3.Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения ипроверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на егоруководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - наруководителя подразделения.

1.4.Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия иучебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда илиинженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказомруководителя предприятия (учебного заведения), решением правления(председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива.

1.5. Работникисовместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение ипроверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий иорганизаций соответствующих отраслей народного хозяйства.

1.6.Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование службохраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение ихквалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.7. Кзамещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом оприсвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этойдолжности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие вдолжность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома илистажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программамна курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или другихучреждений до исполнения должностных функций.

2. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видамдеятельности в учебных заведениях

2.1. Изучениевопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется ипроводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях иучебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколениясознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности ибезопасности окружающих.

2.2. Вдошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детскойдеятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и всамом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанникамипроводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ,пожарной охраны, медработниками и др. Контроль знаний осуществляется путемопроса воспитанников и практических занятий с ними.

2.3. Вобщеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививаютосновополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видамдеятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в видеинструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видовдеятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организацииобщественнополезного и производительного труда, а также при проведенииэкскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной ивнеклассной работы.

Учащиеся припрохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских,учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во времятеоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техникибезопасности перед допуском их к практической работе.

2.4. Обучениедетей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности вовремя пребывания на занятиях или проведении различных мероприятий во всехвнешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также специальныхзанятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков побезопасности труда.

2.5.Профессионально-технические училища формируют у будущих рабочих сознательный,ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасноститруда на рабочих местах в процессе изучения учащимися курса или разделов поохране труда в предметах специальной профессиональной подготовки с учетомразличных конкретных категорий специальностей, уделяя особое вниманиеспециальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда.

2.6. Вопросыбезопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядкевсе студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений всоответствии с утвержденными учебными планами и программами.

Учащиесясредних специальных учебных заведений изучают курс "Охрана труда" илисамостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальныхдисциплин.

Студентытехнических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогическихвузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины"Безопасность жизнедеятельности", включающей курс "Охранатруда", а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы.В остальных вузах, где курс "Охрана труда" не изучают, обучениестудентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

Дипломныепроекты и курсовые работы студентов и учащихся технических,сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебныхзаведений включают вопросы безопасности труда.

Формойконтроля знаний по окончании изучения курса обеспечения безопасности трудаявляется экзамен.

2.7. Типовыепрограммы, объем самостоятельных курсов, разделов и учебное время, отводимое наизучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности на всехстадиях образования зависят от специфики учебного заведения, получаемойспециальности и утверждаются в установленном порядке Гособразованием СССР.

2.8. Приорганизации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодеживне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха,производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения,сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентамии учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормами правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросамбезопасности труда проводится на местах производства работ предприятиями,организациями, учреждениями.

2.9.Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объемаотведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда идругих видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений иучебных заведений.

3. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке иобучении вторым профессиям

3.1. Обучениебезопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второйпрофессии, повышении квалификации непосредственно на предприятиях организуютработники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер пообучению) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия идругих организаций.

3.2. Учебные программыпо безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственноеобучение.

Теоретическоеобучение осуществляют в рамках специального учебного предмета "Охранатруда" или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10ч. Предмет "Охрана труда" следует преподавать при подготовке рабочихпо профессиям, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требованиябезопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживаниемобъектов, подконтрольных органам государственного надзора в промышленности,строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте и других отраслях вобъеме не менее 60 ч для ПТУ и не менее 20 ч - при подготовке на производстве.

Виды такихпрофессий и работ определяет Гособразование СССР по согласованию с органамигосударственного надзора и технической инспекцией труда.

3.3. Вопросыбезопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанныес технологией, конструкцией оборудования и т.д.

3.4.Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебныхлабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах,специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководствомпреподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения иливысококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимойучебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение насуществующих рабочих местах предприятия.

3.5. Обучениебезопасности труда следует проводить по учебным программам, составленным наоснове типовых программ, разработанных в соответствии с типовым положением онепрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народногохозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами, а для работ, ккоторым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасноститруда, - и с соответствующими органами государственного надзора.

3.6. Обучениебезопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которымпредъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда,завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих другихпрофессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты поспецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

4. Специальное обучение и проверказнаний рабочих

4.1. Вотдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляютсядополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проходятдополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этихтребований.

4.2. Переченьработ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму,периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевойнормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию спрофсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, спецификипроизводства и условий труда.

4.3. Обучениеосуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программи утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию сотделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. Послеобучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний ипрактических навыков.

Результатыпроверки знаний оформляют протоколом () и фиксируют в личной карточкепрохождения обучения, если она применяется ().

Рабочему,успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на правосамостоятельной работы.

4.5. Рабочие,связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок,оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органамгосударственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний побезопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Переченьпрофессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, исостав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер)предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Проведениепроверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом.

4.6. Приполучении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знанийназначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельнойработе не допускается.

4.7. Передочередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции,семинары, консультации по вопросам охраны труда.

4.8. Всерабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессииболее трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года,должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

5. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов

5.1.Руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие напредприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж.

5.2. Вновьпоступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа,должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состояниемусловий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состояниемсредств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственныхфакторов;

спроизводственным травматизмом и профзаболеваемостью;

с необходимымимероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящимиматериалами и должностными обязанностями по охране труда.

Не позднееодного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний.Результаты проверки оформляют протоколом.

5.3.Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связанные сорганизацией и проведением работы непосредственно на производственных участках,а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодическойпроверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года, если этисроки не противоречат установленным специальными правилами требованиям.

Руководителипредприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители),главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны трудапроходят периодическую проверку знаний в порядке, установленном вышестоящейорганизацией.

Проверкузнаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малыхи других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемыхобластными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов.

5.4. Передочередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары,лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии спрограммами, разработанными на предприятии, в учебном заведении, иутвержденными его руководителем (главным инженером).

5.5. Дляпроверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебномузаведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующиеэкзаменационные комиссии.

5.6. В составкомиссий включают работников отделов (бюро, инженера) охраны труда, главныхспециалистов (механик, энергетик, технолог), представителей профсоюзногокомитета. Для участия в работе комиссий в необходимых случаях приглашаютпредставителей органов государственного надзора, технической инспекции труда.

Конкретныйсостав, порядок и форму работы экзаменационных комиссий определяют руководителипредприятий, учебных заведений.

5.7. В работекомиссии принимают участие лица, прошедшие проверку знаний.

5.8.Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляют протоколом ().

5.9. Работники,получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должныповторно пройти проверку знаний в комиссии.

5.10.Внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов проводят:

1) при вводе вдействие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;

2) при вводе вэксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

3) припереводе работника на другие место работы или назначении его на другуюдолжность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

4) потребованию органов государственного надзора, технической инспекции трудапрофсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов.

6. Обучение безопасности труда при повышении квалификации

6.1. Повышениеуровня знаний рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства побезопасности труда осуществляют при всех формах повышения их квалификации поспециальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышенияквалификации (ИПК и ФПК), предусмотренных Типовым положением о непрерывномпрофессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства,утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС.

Вучебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации поспециальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее10 % общего объема курса обучения.

6.2. Дляруководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальныекурсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары побезопасности труда на предприятиях.

6.3. Виды,периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний побезопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей испециалистов народного хозяйства устанавливают в соответствии с существующимпорядком, определенным Типовым положением о непрерывном профессиональном иэкономическом обучении кадров народного хозяйства.

7. Инструктаж по безопасности труда

По характеру ивремени проведения инструктажи подразделяют:

1) вводный*;

* В отдельных отрасляхнародного хозяйства вместо вводного инструктажа можно проводить обучение впорядке, установленном в отрасли.

2) первичныйна рабочем месте;

3) повторный;

4)внеплановый;

5) целевой.

7.1. Вводный инструктаж

7.1.1. Вводныйинструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работунезависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, свременными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими напроизводственное обучение или практику, а также с учащимися в учебныхзаведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебныхлабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводныйинструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на котороеприказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза,кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях -преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупныхпредприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут бытьпривлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводныйинструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованномпомещении с использованием современных технических средств обучения и наглядныхпособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов,диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводныйинструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером)охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций поохране труда, а также всех особенностей производства, утвержденнойруководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения посогласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажаустанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерныйперечень вопроса для составления программы вводного инструктажа приведен в .

7.1.5. Опроведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводногоинструктажа () собязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документео приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использованаличная карточка прохождения обучения (приложение 2).

Проведениевводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, сучащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журналеруководителя кружка, секции и т.д.

7.2. Первичный инструктаж на рабочем месте

7.2.3.Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимсяиндивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипноеоборудование, и в пределах общего рабочего места.

7.2.4. Всерабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных(курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны втечение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификацииработника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом(распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

Примечание . Руководство цеха, участка,кооператива и т.п. по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда ипрофсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стажработы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой,если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, неменяется.

7.2.5. Рабочиедопускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретическихзнаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

7.3. Повторный инструктаж

7.3.1.Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных впримечании к независимо отквалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одногораза в полугодие.

Предприятиями,организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующимиместными органами государственного надзора для некоторых категорий работниковможет быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведенияповторного инструктажа.

7.3.2.Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников,обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места попрограмме первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

7.4. Внеплановый инструктаж

7.4.1.Внеплановый инструктаж проводят:

1) привведении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций поохране труда, а также изменений к ним;

2) приизменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования,приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов,влияющих на безопасность труда;

3) принарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могутпривести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) потребованию органов надзора;

5) приперерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, адля остальных работ - 60 дней.

7.4.2.Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников однойпрофессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случаев зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость егопроведения.

7.5. Целевой инструктаж

7.5.1. Целевойинструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямымиобязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовыеработы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийныхбедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск,разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организациимассовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования идр.).

7.6. Первичныйинструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводитнепосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственногообучения, преподаватель).

7.7.Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или спомощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыковбезопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

7.8. Лица,показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе илипрактическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

7.9. Опроведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового,стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации инструктажа на рабочем месте () и (или) в личной карточке () с обязательнойподписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внеплановогоинструктажа указывают причину его проведения.

Целевойинструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению ит.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающейпроизводство работ.

Приложение1

ФОРМА ПРОТОКОЛАЗАСЕДАНИЯ КОМИСИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

___________________________________________________________________________

предприятие, организация

Протокол № _____
заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда

"___"____________ 199 ___ года

Комиссия всоставе:

председателя__________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

и членов комиссии_____________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

На основании приказа№ ________ от "__________" ____________________ 199 ____ года

приняла экзамен_______________________________________________________________

вид обучения или проверкизнаний

и установила:

Председателькомиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

Члены комиссии_________________________________(Фамилия, инициалы)

подпись

подпись

__________________________________(Фамилия, инициалы)

подпись

Приложение2

ФОРМА ЛИЧНОЙКАРТОЧКИ ПРОХОЖДЕНИЯ
ОБУЧЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

Личнаякарточка
прохождения обучения

1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________________

2. Год рождения_______________________________________________________________

3. Профессия, специальность____________________________________________________

4. Цех ____________________участок (отделение) _________________________________

5. Отдел (лаборатория)________________________ Табельный № ____________________

6. Дата поступления в цех(участок) ______________________________________________

7. Вводный инструктаж провел__________________________________________________

фамилия, инициалы, должность

_____________________________________________________________________________

подпись, дата

_____________________________________

подпись инструктируемого,дата

8. Отметки опрохождении инструктажа:

Дата инст-
руктажа

Цех (учас- ток)

Вид инст-руктажа: первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый

Подпись

Стажировка на рабочем месте

Инструктирующего

Инструктируемого

Количество смен
(с... по...)

Знания проверил, допуск к работе произвел
(подпись, дата)

10

11

Последующие страницы

9. Сведения опрохождении обучения охране труда

10. Сведения о периодической проверкезнаний

Приложение3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общиесведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охранетруда

2.1. Трудовойдоговор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет.Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннеготрудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушениеправил.

2.3.Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный,государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правилаповедения работающих на территории предприятия, в производственных ивспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательныхпомещений.

4. Основныеопасные и вредные производственные факторы, характерные для данногопроизводства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев ипрофессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знакибезопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждениюэлектротравматизма.

5. Основныетребования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средстваиндивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7.Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий,пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-занарушения требований безопасности.

8. Порядокрасследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарнаябезопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий.Действия персонала при их возникновении.

10. Перваяпомощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случаяна участке, в цехе.

Приложение4

ФОРМА ЖУРНАЛАРЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

Обложка

___________________________________________

предприятие, организация,учебное заведение

ЖУРНАЛ

регистрации вводного инструктажа

Начат______________ 199 ___ года

Окончен____________ 199 ___ года

Последующие страницы

Дата

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия, должность инструктируемого

Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего

Подпись

Инструктирующего

Инструктируемого

Приложение5

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общиесведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте,производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственныефакторы, возникающие при данном технологическом процессе.

2. Безопаснаяорганизация и содержание рабочего места.

3. Опасныезоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные,тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знакибезопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядокподготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов,инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасныеприемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средстваиндивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схемабезопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.

8.Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требованиябезопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерныепричины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Мерыпредупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии,взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения,противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Приложение6

ФОРМА ЖУРНАЛАРЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Обложка

_________________________________________

предприятие, организация,учебное заведение

ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа на рабочем месте

__________________________________

цех, участок, бригада,служба, лаборатория

Начат ___________________ 199 ___ года

Окончен_________________ 199 ___ года


Дата

Фамилия,
имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия,
должность инструктируемого

Вид инструк-тажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый)

Причина проведения внепланового инструктажа

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего

Подпись

Стажировка на рабочем месте

инструктирующего

инструктируемого

Количество смен (с... по...)

Стажировку прошел (подпись рабочего)

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись, дата)

10

11

12


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ВсесоюзнымЦентральным Советом Профессиональных союзов

РАЗРАБОТЧИКИ:

В. В. Филиппов, канд. мед. наук(руководитель темы), Н. А. Дзамашвили,Т. Я. Гаевая, И. М. Жданов, О. В. Василькевич, Е. Ф. Захарова, Ю. И. Петров, М.И. Дайнов

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕПостановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукциии стандартам от 05.11.90 № 2797

И пусть наступит то время, когда все то что мы приобрели, даст нам РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ... Если коротко, то этот регламент об автоматизированном обучении по охране труда, инструктаже и проверке знаний по охране труда. Регламент имеет 8 разделов, 16 статей + рекомендуемое приложение. На мой взгляд, этот документ стоит внимания современного инженера по охране труда.

Настоящий Технический Регламент рассматривается как развитие и дополнение к положениям ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения и Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций № 1/29 от 13 января 2003 г. Технические и организационные решения этих документов учтены в настоящем техническом регламенте.

Приведу краткое содержание, + Вы можете бесплатно скачать комплект документов : 1. Технический регламент об автоматизированном, инструктаже и проверке знаний; 2. ГОСТ 12.0.004-90, 3. Постановление № 1/29 от 13 января 2003 г. об утверждении порядка обучения по охране труда [скачать комплект ]

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего федерального закона
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 3. Основные понятия и определения
Статья 4. Общие положения

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ, ИНСТРУКТАЖАМ И ПРОВЕРКАМ ЗНАНИЙ

Статья 5. Структура программных комплексов
Статья 6. Функциональное назначение программных комплексов

РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ СВЕДЕНИЙ И ЗНАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ, ИНСТРУКТАЖЕЙ И ПРОВЕРОК ЗНАНИЙ

Статья 7. Формализованные сведения
Статья 8. Формализованные знания по безопасности производства

РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕДУРЫ ПОДГОТОВКИ И ИНСТРУКТАЖЕЙ

Статья 9. Процедуры подготовки
Статья 10. Процедуры инструктажей

РАЗДЕЛ 5. ЦИКЛЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Статья 11. Циклы проверки знаний

РАЗДЕЛ 6. ТРЕБОВАНИЯ К ВИДУ И НАЗНАЧЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПОДГОТОВКЕ, ИНСТРУКТАЖАХ И ПРОВЕРКАХ ЗНАНИЙ

Статья 12. Требования к порядку формирования документации
Статья 13. Отчетная документация

РАЗДЕЛ 7. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

Статья 14. Требования к эффективности
Статья 15. Показатели качества

РАЗДЕЛ 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И АТТЕСТАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

1 Электробезопасность;
2 Безопасность тепловых энергоустановок;
3 Безопасность паровых и водогрейных котлов;
4 Безопасность сосудов, работающих под давлением;
5 Безопасность грузоподъемных машин;
6 Безопасность лифтов;
7 Безопасность компрессорных установок;
8 Безопасность холодильных установок;
9 Безопасность нефтяной и газовой промышленности;
10 Безопасность газового хозяйства;
11 Безопасность металлургии;
12 Безопасность транспорта;
13 Безопасность средств связи;
14 Общие правила по охране труда;

КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ (Технический регламент об автоматизированном, инструктаже и проверке знаний; ГОСТ 12.0.004-90, Постановление № 1/29 от 13 января 2003 г. об утверждении порядка обучения по охране труда): [

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.004-90

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 1991-07-01

Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности.

Стандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора, установленных соответствующими правилами.

1. Основные положения

1.1. Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.

1.2. Лиц, занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, а также совмещающих профессии, обучают и инструктируют по безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).

1.3. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива.

1.5. Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.

1.6. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.7. К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.

2. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях

2.1. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.2. В дошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детской деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанниками проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ, пожарной охраны, медработниками и др. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.

2.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественнополезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе.

2.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда.

2.5. Профессионально-технические училища формируют у будущих рабочих сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах в процессе изучения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки с учетом различных конкретных категорий специальностей, уделяя особое внимание специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда.

2.6. Вопросы безопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядке все студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с утвержденными учебными планами и программами.

Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс "Охрана труда" или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", включающей курс "Охрана труда", а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс "Охрана труда" не изучают, обучение студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

Дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебных заведений включают вопросы безопасности труда.

Формой контроля знаний по окончании изучения курса обеспечения безопасности труда является экзамен.

2.7. Типовые программы, объем самостоятельных курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности на всех стадиях образования зависят от специфики учебного заведения, получаемой специальности и утверждаются в установленном порядке Гособразованием СССР.

2.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормам и правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ предприятиями, организациями, учреждениями.

2.9. Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений.

3. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям

3.1. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на предприятиях организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер по обучению) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций.

3.2. Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учебного предмета "Охрана труда" или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 ч. Предмет "Охрана труда" следует преподавать при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольных органам государственного надзора в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте и других отраслях в объеме не менее 60 ч для ПТУ и не менее 20 ч - при подготовке на производстве.

Виды таких профессий и работ определяет Гособразование СССР по согласованию с органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

3.3. Вопросы безопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанные с технологией, конструкцией оборудования и т.д.

3.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах предприятия.

3.5. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, составленным на основе типовых программ, разработанных в соответствии с типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, - и с соответствующими органами государственного надзора.

3.6. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

4. Специальное обучение и проверка знаний рабочих

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проходят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Результаты проверки знаний оформляют протоколом (приложение 1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение 2).

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

4.5. Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Перечень профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом.

4.6. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

4.7. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

4.8. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

5. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов

5.1. Руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие на предприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж.

5.2. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

с производственным травматизмом и профзаболеваемостью;

с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом.

5.3. Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года, если эти сроки не противоречат установленным специальными правилами требованиям.

Руководители предприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители), главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны труда проходят периодическую проверку знаний в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов.

5.4. Перед очередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии, в учебном заведении, и утвержденными его руководителем (главным инженером).

5.5. Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующие экзаменационные комиссии.

5.6. В состав комиссий включают работников отделов (бюро, инженера) охраны труда, главных специалистов (механик, энергетик, технолог), представителей профсоюзного комитета. Для участия в работе комиссий в необходимых случаях приглашают представителей органов государственного надзора, технической инспекции труда.

Конкретный состав, порядок и форму работы экзаменационных комиссий определяют руководители предприятий, учебных заведений.

5.7. В работе комиссии принимают участие лица, прошедшие проверку знаний.

5.8. Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляют протоколом (приложение 1).

5.9. Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии.

5.10. Внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов проводят:

1) при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

3) при переводе работника на другие место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

4) по требованию органов государственного надзора, технической инспекции труда профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов.

6. Обучение безопасности труда при повышении квалификации

6.1. Повышение уровня знаний рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства по безопасности труда осуществляют при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК), предусмотренных Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС.

В учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10 % общего объема курса обучения.

6.2. Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

6.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства устанавливают в соответствии с существующим порядком, определенным Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

7. Инструктаж по безопасности труда

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

1) вводный*;

* В отдельных отраслях народного хозяйства вместо вводного инструктажа можно проводить обучение в порядке, установленном в отрасли.

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

7.1. Вводный инструктаж

7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопроса для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3.

7.1.5. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 4) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения (приложение 2).

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

7.2. Первичный инструктаж на рабочем месте

7.2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

со всеми вновь принятыми на предприятие (колхоз, кооператив, арендный коллектив), переводимыми из одного подразделения в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;

со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Примечание . Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят.

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным комитетом и отделом (бюро, инженером) охраны труда.

7.2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм, и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте дан в приложении 5.

7.2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

7.2.4. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

Примечание . Руководство цеха, участка, кооператива и т.п. по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

7.2.5. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

7.3. Повторный инструктаж

7.3.1. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к п. 7.2.1 независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

7.3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

7.4. Внеплановый инструктаж

7.4.1. Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

7.4.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

7.5. Целевой инструктаж

7.5.1. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

7.6. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

7.7. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

7.8. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

7.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (приложение 6) и (или) в личной карточке (приложение 2) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИСИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

___________________________________________________________________________

предприятие, организация

Протокол № _____
заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда

"___" ____________ 199 ___ года

Комиссия в составе:

председателя __________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

и членов комиссии _____________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

На основании приказа № ________ от "__________" ____________________ 199 ____ года

приняла экзамен _______________________________________________________________

вид обучения или проверки знаний

и установила:

Председатель комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

Члены комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

__________________________________ (Фамилия, инициалы)

ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ ПРОХОЖДЕНИЯ
ОБУЧЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

Личная карточка
прохождения обучения

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________

2. Год рождения _______________________________________________________________

3. Профессия, специальность ____________________________________________________

4. Цех ____________________ участок (отделение) _________________________________

5. Отдел (лаборатория) ________________________ Табельный № ____________________

6. Дата поступления в цех (участок) ______________________________________________

7. Вводный инструктаж провел __________________________________________________

фамилия, инициалы, должность

_____________________________________________________________________________

подпись, дата

_____________________________________

подпись инструктируемого, дата

8. Отметки о прохождении инструктажа:

Дата инст-
руктажа

Цех (учас- ток)

Вид инст-руктажа: первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый

Стажировка на рабочем месте

Инструктирующего

Инструктируемого

Количество смен
(с... по...)

Знания проверил, допуск к работе произвел
(подпись, дата)

Последующие страницы

9. Сведения о прохождении обучения охране труда

Прошел обучение по специальности или виду работ

Количество часов

№ протокола экзаменационной комиссии, дата

Председатель комиссии, (подпись)

10. Сведения о периодической проверке знаний

В объеме каких инструкций или разделов правил безопасности труда

№ протокола
экзаменационной комиссии

Проверяемого

Председателя комиссии

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

Обложка

___________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ

регистрации вводного инструктажа

Начат ______________ 199 ___ года

Окончен ____________ 199 ___ года

Последующие страницы

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия, должность инструктируемого

Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего

Инструктирующего

Инструктируемого

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.

2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Обложка

_________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа на рабочем месте

__________________________________

цех, участок, бригада, служба, лаборатория

Начат ___________________ 199 ___ года

Окончен _________________ 199 ___ года

Фамилия,
имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия,
должность инструктируемого

Вид инструк-тажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый)

Причина проведения внепланового инструктажа

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего

Стажировка на рабочем месте

инструктирующего

инструктируемого

Количество смен (с... по...)

Стажировку прошел (подпись рабочего)

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись, дата)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов

РАЗРАБОТЧИКИ:

В. В. Филиппов, канд. мед. наук (руководитель темы), Н. А. Дзамашвили, Т. Я. Гаевая, И. М. Жданов, О. В. Василькевич, Е. Ф. Захарова, Ю. И. Петров, М. И. Дайнов

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.11.90 № 2797

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1996 г.

Наши комментарии к ГОСТу 12.0.004-2015. Вы узнаете, что меняется в связи с действием ГОСТа 12.0.0004-2015, будут ли штрафовать за его неиспользование, нужно ли теперь применять предыдущий ГОСТ 12.0.004-90, как введение нового ГОСТа отразится на Постановлении 1/29. Как проводить обучение по охране труда ГОСТ 12 0 004-2015

С 01.03.2017 г. начинает действовать ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Этот стандарт:

вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
применяется в добровольном порядке;
закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.

Поэтому, начиная с 01.03.2017 г., действие знакомого всем инженерам по ОТ ГОСТа 12.0.004-90 прекращается. Вместо него следует использовать новый ГОСТ. Если какой-либо национальный или локальный документ ссылается на старый ГОСТ, эту ссылку следует считать недействительной либо переадресованной на новый стандарт.

Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?

Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:

обязательно Постановление № 1/29 . Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;

добровольно ГОСТ 12.0.004-2015. Поскольку этот нацстандарт предназначен для добровольного использования, ответственные лица субъектов хозяйствования сами решают, применять его или нет. Если руководством организации принято решение этот ГОСТ в обучении по охране труда не использовать, Госинспекция по труду (ГИТ) штрафовать за это не может.

Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?

В Постановлении 1/29 изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

В ГОСТ 12.0.0004-2015, как и в предыдущем госстандарте, эти пункты освещены более подробно. Изучив соответствующие разделы ГОСТа, инженер по ОТ без проблем сможет правильно обучить подчиненных и коллег требованиям безопасности труда (БТ), даже если делает это первый раз в жизни.

В данном ГОСТ 12 0 004 2015 подробно и доступно для понимания описаны особенности проведения:

занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
всех разновидностей инструктирования;
стажировки;
спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи;
обучения ОТ специализированными центрами.

Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.

Таким образом, Положение 1/29 говорит специалисту о том, что нужно сделать, чтобы организовать обучение ОТ, а ГОСТ 12.0.004-2015 поясняет, как это рационально делается, исходя из требований действующего законодательства. Поскольку Положение 1/29 входит в перечень обязательных для исполнения НПА, а ГОСТ – нет, требования Положения приоритетнее, чем рекомендации госстандарта. Подробно прописанные в ГОСТе процедуры проведения разных направлений обучения снижают вероятность разных толкований со стороны исполнителей и контролирующих органов (например, ГИТ), возможность ошибки вследствие неправильного понимания инженером по ОТ некоторых требований.

Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?

ГОСТ 12.0.004-2015 сохраняет преемственность с ГОСТом 12.0.004-90, т. е. кардинальных изменений в области обучения БТ ожидать не стоит. Новый ГОСТ максимально адаптирован к современным реалиям: содержит информацию по:

< особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;

< обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;

< обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);

< стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;

< последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.

В ГОСТ 12.0.004-2015 предложено:

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);

√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);

√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);

√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;

√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);

√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);

√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);

√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).

Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?

Новый ГОСТ 12 0 004 2015 способен затронуть любые компании и ИП независимо от сферы их деятельности. Они должны будут решить, стоит ли им использовать изложенные в нем рекомендации. Компаниям и ИП, которые сочтут целесообразным применять рекомендации ГОСТ 12.0.004-2015 в своей повседневной работе, кардинальные перемены в организации работы службы ОТ не грозят. Исключение – придется вкладывать средства, чтобы обучить инструкторов по ОТ. Поэтому, начиная с даты вступления в силу госстандарта:

руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);

службам ОТ следует проанализировать рекомендации ГОСТ 12.0.0004-2015 применительно к своим предприятиям, принять решение о необходимости его использования. В случае положительного результата организовать работу в соответствии с изложенными в документе рекомендациями;

учебным центрам нужно подготовить программы обучения инструкторов по ОТ в различных областях промышленности, сферах деятельности (если таких программ нет) либо пересмотреть существующие.

Итак, теперь вы знаете, как применять новый ГОСТ 12.0.004-2015, какие новые указания и рекомендации в нем содержатся (по сравнению с ГОСТом 12.0.004-90), как он связан с Положением 1/29, и могут ли проверять соблюдение его требований сотрудники ГИТ.

Не забудьте скачать ГОСТ 12.0.004-2015 «Обучение по охране труда» для использования его в работе (ссылка находится вначале этой статьи)