Зрительные диктанты. Зрительные диктанты Федоренко: применение и методические рекомендации

Начало школьного образования - это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо. Какие только системы не используются преподавателями начального звена для облегчения запоминания сочетаний букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплект диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.

В чём смысл и преимущества зрительных упражнений Федоренко?

Работа над зрительными диктантами может быть и групповая, и индивидуальная

Зрительный диктант - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает:

Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать:

  • оперативный вид памяти;
  • внимание (как произвольное, так и непроизвольное);
  • периферическое зрение наряду с центральным.

Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования - способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.

Методика проведения диктантов по Федоренко

Диктанты Федоренко можно представить в виде презентации

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта - 2 слова, всего 8 букв. Во втором - количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети:

  • легко осмысливают различные тексты;
  • заинтересовываются чтением;
  • быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма;
  • после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.

Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:

  1. На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
  2. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  3. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  4. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  5. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет - методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие.

Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики - 5–10 секунд.

Наборы для работы по методике

Последний набор содержит более сложные слова Продолжаем отработку навыка Работаем над запоминанием слов с шипящими В словах этого комплекта согласные всех групп Работа над сонорными согласными Повторение гласных Отработка употребления ъ и ь Использование тире в простых предложениях Употребление о и а в безударной позиции Употребление е без ударения и под ударением Слова с проверяемыми безударными в корне Многосложные слова Употребление заглавных букв в именах собственных Начинаем вводить многосложные слова Вводим пары глухих-звонких согласных Отрабатываем произношение и написание согласных Отработка методики запоминания графического образа слов Работа над простыми словами

Правила работы со зрительными диктантами

Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами Федоренко

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:

  1. Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
  2. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
  3. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
  4. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
  5. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
  6. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Перспективные технологии

в обучении и воспитании»

Учитель начальных классов Козлова З.Г.

    Система И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко

Украинский педагог, доктор педагогических наук И. Т. Фе­доренко четверть века назад, исследуя процесс подготовки учащихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в фор­мировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произволь­ного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно вли­яющие на выработку техники чтения, и тормозящие ее. «К пер­вым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирова­ние, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым - «труд­ные слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую груп­пу факторов совершенствовать, а вторую - устранять».

Анализ результатов учебной деятельности выявил наличие ясно выраженной корреляции между скоростью чтения, письмом и успеваемостью школьников. В ходе исследования И. Т. Федоренко обнаружил большие потенциальные возможности у школьников в развитии скорости чтения и письма. Причем было также установлено, что «процесс совершенствования этих навы­ков нельзя заканчивать в начальных классах, как это имеет мес­то в школьной практике. Задача развития скорости чтения и письма должна быть в поле зрения учителя в течение всего сро­ка обучения школьника». И. Т. Федоренко рекомендовал в начальных классах развивать технику и культуру чтения, а в старших обучать учащихся скоростному чтению (как сейчас принято говорить, динамическому), а также знакомить с разны­ми видами чтения учебной, художественной, научной литерату­ры - ознакомительным, выборочным, изучающим чтением.

Как не кажется парадоксальным, но исследования И. Т. Фе­доренко показали, что развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: зрительные и слуховые диктанты, списывание текста, в старших классах - конспекти­рование учебника.

Исследуя влияние скорости письма на качество знаний уча­щихся, И. Т. Федоренко было установлено, что у учащихся с вы­сокой скоростью письма (60-84 знака в минуту) среднегодовой балл по всем предметам составляет 4,34; у детей со средней ско­ростью письма 48-60 знаков 4 балла, а у учеников с низкой ско­ростью письма (до 48 знаков) - 3,12.

Не утратили своей актуальности на сегодняшний день пред­ложенные И. Т. Федоренко комплекты зрительных и слуховых диктантов для развития оперативной памяти, расширения объе­ма зрительных и слуховых восприятий ребенка.

В подобранных харьковским профессором текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего. В ком­плект обычно входит шесть разных по содержанию предложений. При слуховом диктанте предложение произносится только один раз. В зрительном диктанте ограничено время экспозиции пред­ложения. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

Исследование И. Т. Федоренко убедительно доказало, что совершенствование механизма восприятия с помощью зритель­ных и слуховых диктантов положительно влияет па многие сто­роны учебной деятельности школьников.

И. Г. Пальченко - педагог из г. Старобельска, ученик и про­должатель дела профессора И. Т. Федоренко - применил раз­работанную в Харькове технологию в коррекционных группах и классах выравнивания.

Причины низкой техники чтения у данной категории учащих­ся И. Г. Пальченко видит в следующем: малый объем кратковре­менной памяти, недостаточно развитое поле чтения, низкая ус­тойчивость внимания, неразвитость периферийного зрения и уме­ния антиципации.

Согласно данной технологии необходимо выделять пять эта­пов развития техники чтения (см. табл.). Для каждого из них характерна своя скорость чтения и своя система упражнений. Часть упражнений по И. Г. Пальченко хорошо известна учите­лям. Однако целесообразность их применения в соответствии с выделенными этапами значительно повышает результативность работы.

этапа

Этап

Рост скорости чтения; сл./мин.

Схема работы по номе­рам упражнений

Начальный

Этап развития крат­ковременной па­мяти

Этап совершенст­вования внимания и развития угла зрения

Этап уверенного чтения адаптиро­ванных текстов

Этап беглого чте­ния любых текстов

Самостоятельное чтение

В схемах представлены следующие виды упражнений: 0 - аудирование, прослушивание чтения, 1 - чтение за диктором, 2 - чтение в паре, 3 - пересказ с опорой на текст, 4 - много­кратное чтение, 5 - убыстрение темпа чтения, 6 - переход на незнакомый текст, 7 - чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тре­нирует умение распределять внимание н положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опо­рой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы. Седьмое упражнение - чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагоги­ческое, учительское чтение) - приучает к быстрой ориентиров­ке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. Од­но из самых интересных, на наш взгляд, упражнений - много­кратное чтение - способствует ежедневному накоплению в па­мяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения гра­моте.

Этапность формирования навыков чтения, разработка схем работы - это одна из наиболее удачных, как нам кажется, по­пыток соединить в рамках новой технологии обучения психоло­гию с прикладной дидактикой.

Огромная популярность системы И.Т. Федоренко и И.Г. Паль­ченко на Украине способствовала быстрому распространению этих идей в приграничных областях России. Простота и занима­тельный характер разработанных упражнений способствовали распространению данной технологии не только в классах ком­пенсирующего обучения, но и во всех первых-вторых классах на­чальной школы, когда задача овладения технической стороной чтения стоит в числе наиглавнейших.

    Резервы обучения чтению по В.Н. Зайцеву

Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, направленная на выявле­ние резервов обучения школьников оптимальному чтению, Тех­нологические приемы, разработанные в лаборатории экспери­ментальной дидактики ДонГУ и многократно апробированные творческой группой педагогов в г. Донецке и Донецкой области, позволяют добиться высоких результатов в формировании пол­ноценного навыка чтения уже в начальных классах. Важной от­личительной чертой этой технологии является ее непосредствен­ный выход на семью, на укрепление связи между школой и родителями, между родителями и детьми.

Методическая система Н.В. Зайцева выделяет восемь резер­вов обучения чтению. Первый резерв - частота тренировочных упражнений. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, - указывает педагог. - Память человеческая ус­троена таким образом, что запоминается не то, что постоянно пе­ред глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Именно оно соз­дает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим ос­воить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени; мы должны упражнения проводить корот­кими порциями, но с большей частотой».

Жужжащее чтение - второй резерв - был одним из основ­ных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, шко­ле В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, при­меняется во многих школах почти всеми учителями. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполго­лоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.

Из опыта работы школы Монголии заимствованы ежеурочиые пятиминутки чтения, с которых рекомендуется начинать любой урок в школе. На этих минутах дети работают в режиме жуж­жащего чтения. После пяти минут чтения идет обычный урок.

Еще один резерв - чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Пока человек спит, он находится под их впечатлением. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. «Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это бы­ло последним впечатлением дня», - указывает автор.

Для развития оперативной памяти, очень важной в процессе чтения, существенную роль играют предложенные в свое время зрительные диктанты. Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко заимствованы также такие эффективные упражнения, как многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразитель­ное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учителя начальных классов знают много приемов стимули­рования навыков чтения. Учителя третьих классов школ Донец­ка в конце урока обычно оставляют три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголо­са). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают ре­зультат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует от­ношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.

Интересное экспериментальное исследование по повышению качества чтения в начальной школе проведено авторской груп­пой в составе М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт, И.3. Постоловского. Полученные результаты были опубликованы в популярнейшей среди педагогов начальной школы в 90-е годы книге «Преодоление трудностей».

В процессе эксперимента педагоги формировали навыки осоз­нанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов дейст­вий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмыс­ление прочитанного, техника чтения, особенно выразительность и др.) и учитывающих психолого-педагогическую природу чте­ния. Опытная работа базировалась на достижениях современ­ной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста». В работе учитывались достижения в области обучения чтению на иностранном языке и практический опыт работы харьковских педагогов.

Как указывают авторы, в своем опыте они стремились соз­дать условия для контроля за процессом обучения чтению на всех его этапах: от совершенствования осознанного чтения вслух до обучения чтению «про себя» и выразительному чтению. Для осуществления опытного обучения авторской группой под руковод­ством М. И. Омороковой были созданы дидактические материа­лы, тетради и карточки на печатной основе на базе учебных книг для чтения, апробирована система упражнений, активно влияю­щих на становление соответствующих параметров чтения.

Опытная работа была проведена в школах Одессы, пос. Чер­ноголовка Московской области.

Представляет интерес тот факт, что в работе по обучению технике чтения авторская группа учитывала взаимосвязь чтения вслух и чтения молча, чтения с говорением и слушанием, чтения и понимания.

В эксперименте проводились индивидуальные, групповые и коллективные упражнения по технике чтения продолжительнос­тью 5-6 минут на уроке. Упражнения индивидуальные выбира­лись в зависимости от того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан: произношение, правильность, скорость восприя­тия или понимание.

«Таким образом, для обучения технике чтения были выде­лены следующие группы упражнений, направленные на: разви­тие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, раз­витие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в раз­ных условиях восприятия текста»

Наибольшую популярность среди педагогов школы завоева­ли такие конкретные упражнения:

«Финиш» - дети должны как можно быстрее молча прочи­тать текст до определенного слова или словосочетания. Созна­тельность чтения проверяется с помощью контрольных вопро­сов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную инфор­мацию.

«Фотоглаз» - учащиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются на кодограмме. При считывании с кодограммы время фиксации каждого последующего слова сокращается. Упражнение развивает фиксационное поле.

«Буксир» - учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.

«Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.

Большой практический интерес представляют также предло­женные группой М.И. Омороковой поисковые таблицы и различные дидактические тренажеры для отработки технической сто­роны чтения.

В рамках международной программы (Белгород -Дюссельдорф) на тему «Повышение компетентности учителя начальной школы посредством овладения новыми технологиями обучения чтению» опыт белгородских педагогов Н.Л. Быстровой и Н.С. Сердюковой их коллег специально изучается в 1993-1996 годах немецкими экспертами по навыкам чтения. В марте 1995 года члены экспериментальной группы из г. Белгорода провели семинар по использованию элементов динамического чтения в начальных классах для педагогов Земли Северный Рейн-Вестфалия. Учителей Германии особенно заинтересовали упражнения на концентрацию внимания (работа с таблицами Шульте и Швайко), упражнения с буквенными и числовыми пирамидками, «Чтение-спринт», «Фотографирование», «Чтение-разведка», «Чте­ние с подсчетом слов». В рамках реализации международного эксперимента по повышению способностей детей в чтении сняты видеофильмы, подготовлены слайды и манускрипты о творческой работе по данной проблеме педагогов из Белгорода и Земли Се­верный Рейн-Вестфалия.

Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.

Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографиро­вание». Фотографирование - это восприятие за ограниченное время (I секун­ду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Напри­мер, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секун­ду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

    Найди лишнюю букву.

а, о, в, у, и

    Найдя лишний слог.

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово.

    Раздели слова на две группы.

    Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например из какой это сказки:

«Я, мышка-норушка...»?

«Бежит молочко по вымечку...»?

Упражнение №2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ

Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью ро­дителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта- с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.

Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.

Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.

Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами исполь­зуется памятка.

    Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

    Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следу­ющих друг за другом чисел.

    Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее цели­ком.

Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО

Цель данного упражнения - обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В - числа от 100 до 135).

Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ - СПРИНТ»

«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чте­нием вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

П А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы

    Читай только глазами

    Читай как можно быстрей

    Ответь на вопросы к тексту

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОВ СЛОВ

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:

II А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы

    Читай только глазами

    Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста

    Ответить па вопросы к тексту

Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным - 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упраж­нения со счетом слов на определенное правило.

К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120-150 слов в мину­ту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учи­теля вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчи­тываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гор­тани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ - РАЗВЕДКА»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

П А М Я Т К А

    Плотно сожми губы и зубы.

    Поставь пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Напри­мер, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним прово­дится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстраци­ями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом чи­тают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципа­цией (смысловой догадкой).

Наряду с указанными основными упражнениями в техно­логии динамического чтения используются такие упражнения, как:

    Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.

    Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом на­певается знакомая песенка или декламируется наизусть стихот­ворение.

    Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.

    Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.

Описание презентации Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я по слайдам

Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я хочу быстро читать!

Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.

Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.

Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.

Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.

Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Коровы и овцы пасутся на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.

Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.

Идёт дождик. Мы любим учиться. Бабушка печёт пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно.

Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.

Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Друзья встретились на улице. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.

Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.

Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.

Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, а дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасёт стадо коров и коз. Люблю я в поле встречать восход солнца.

Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши широкие и привольные степи России. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Россия живёт в мире и дружбе с другими народами планеты.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Известный русский психолог Б.Г.Ананьев в монографии «Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания», заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т.е. успешность дальнейшему обучению детей всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным только при условии большой коррекционной работы. Т.е. при обучении школьников с ОВЗ русскому языку и чтению необходимо, прежде всего, работать над теми сторонами речи и личности ребенка, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика и, следовательно, обеспечивает успешное его обучение. Другими словами, надо, в первую очередь, развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить изучение грамматики и художественных текстов.

Все педагоги сходятся во мнении, что можно добиться от учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к учащийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы. То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием очень непрочные и без постоянного повторения быстро утрачиваются, они затрудняются в нахождении в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость - необходимо у них специально вырабатывать.

Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной школе VIII вида могут быть зрительные диктанты.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. ПРИМЕР: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью. Решила для коррекционной работы в этом направлении применять методику зрительных диктантов.

Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д. В старших классах также, читая новый текст, они обычно затрачивают много времени, затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Исходя из этого, А.К.Аксенова в своем учебном пособии «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» (1994) рекомендует для развития оперативной памяти учащихся школы VIII вида проводить зрительные диктанты. Эта рекомендация не голословна, т.к. данная методика была апробирована несколькими учителями школ VIII вида в различных регионах России и дала хорошие результаты.

  1. зрительные диктанты выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
  2. длительность проведения зрительного диктанта на уроках не должна превышать 5 минут;
  3. речевым материалом диктантов является одно предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
  4. на начальном этапе работы объем предложения может составлять 12-14 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
  5. предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в конце 12- 18 секунд;
  6. в случае, если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного восприятия;
  7. если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
  8. после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
  9. если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
  10. речевой материал для зрительного диктанта подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако, не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
  11. наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.

Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но особенно затрудняет детей с ОВЗ самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.

Учитывая эти недостатки учащихся с отклонениями в развитии, А.К.Аксенова советует особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

Проведение зрительных диктантов в 3 классе .

Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура слов постепенно усложняется в строго регламентированной последовательности.

Цель проведения зрительных диктантов в 3-м классе: тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка устойчивости произвольного внимания.

Последовательность усложнения слоговой структуры слов следующая:

1) слова из одного закрытого слога (односложные слова)

  1. с твердыми согласными;
  2. с мягкими согласными;
  3. с мягкой согласной, мягкость которой обозначается буквой «ь»;
  4. со стечением согласных в начале слова;
  5. со стечением согласных в конце слова;
  6. со стечением согласных в начале слова и мягкой согласной.

2) слова из 2-х слогов (2-х сложные слова)

  1. оба слога открытые, все согласные твердые;
  2. один слог открытый, другой закрытый, все согласные твердые;
  3. первый слог закрытый, второй - открытый все согласные твердые;
  4. первый слог открытый с гласным 2 ряда, второй открытый или закрытый;
  5. один слог открытый, другой слог закрытый, в одном из слогов мягкая согласная,
  6. оба слога открытые с мягкими согласными,
  7. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые
  8. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные мягкие.
  9. Оба слога закрытые.

3) слова из трех слогов (трехсложные слова). Все слоги открытые.

Количество слов для предъявления на одном уроке подбирает сам учитель в зависимости от состава класса так, чтобы проведение зрительного диктанта не занимало более 5 мин. урока. В 3 классе в зрительный диктант включаются только слова, написание которых не расходится с их произношением. Желательно при одном предъявлении слов группы 1-1, 1-3, 1-4,2-1 брать слова, отличающиеся друг от друга одной буквой. Например: предъявлять слова на одном уроке в следующем порядке:
МАК-РАК-ЛАК-БАК

СТУЛ-СТОЛ-СТОН.

Этот прием хорошо активизирует внимание и смысловую память учащихся. Слова для зрительного диктанта в 3 классе должны быть написаны на отдельных карточках печатным шрифтом. Высота букв - не более 3 см. По усмотрению учителя гласные буквы можно выделить красным цветом.

Проведение зрительных диктантов в 4 классе.

Первые 4 недели зрительные диктанты в 4 классе состоят из отдельных слов, как и в 3 классе. Работа проводится аналогично, но на более сложном речевом материале. Начиная с 5 учебной недели 1 четверти, для зрительных диктантов берутся предложения.

Цель проведения зрительных диктантов в 4 классе - тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка оперативной памяти учащихся, увеличения объема и устойчивости внимания. Последовательность усложнения слоговой структуры слогов следующая:

1) слова односложные

  1. со стечением согласных в начале слова
  2. со стечением согласных в конце слова
  3. со стечением согласных в начале и в конце слова и с «ь» в конце слова.

2) слова двусложные

  1. один слог открытый, другой закрытый, в одном из слов мягкий согласный, мягкость которого обозначается гласной 2 ряда.
  2. оба слога закрытые, стечение согласных на стыке слогов.
  3. оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, возможны мягкие согласные
  4. два стечения согласных в одном слове.
  5. один слог открытый, другой – закрытый, мягкий согласный в 1 слоге, мягкость обозначается буквой «ь»
  6. слова с разделительным «ь»
  7. два стечения согласных в слове и наличие дополнительной трудности, например «ь»

3) слова трехсложные, подчиняющиеся фонетическому принципу.

По мере изучения правил правописания в зрительные диктанты можно вводить слова на пройденные случаи. При изучении грамматических тем слова различных видов соответственно цели урока.

По мере становления навыка можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова. Это могут быть слова с разделительным «ь», с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и т.д.

Количество предъявляемых на одном уроке предложений зависит от состава класса. Предложения зрительного диктанта в 4 классе вводится с учетом усложнения его синтаксической структуры. Работа начинается с простого предложения и постепенно усложняется в такой последовательности:

  1. простое нераспрастроненное предложение.
  2. простое предложение с одним второстепенным членом.
  3. простое предложение, распространенное одним второстепенным членом с предлогом
  4. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами
  5. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами, одно из них с предлогом.

Необходимо оценивать зрительные диктанты ежедневно. Для этого надо в классе оформить «Экран оценок по зрительному диктанту». На нем отмечается дата проведения зрительного диктанта и оценка каждому ученику. Ребят это дисциплинирует, поддерживает постоянный интерес к этому виду работы. Кроме того, на экране сразу будет видно, как ребята справляются со зрительным диктантом. Экран с точностью день ото дня покажет, на каком этапе работы возникли затруднения. Естественно, учитель не оставить без внимания тот факт, что некоторые учащиеся стали получать по зрительному диктанту только «2» и выяснит причину. Потом уже с учетом этих причин будет строить дальнейшую работу. Т.о. зрительные диктанты помогут учителю лучше выяснить, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе на уроках.

Зрительный диктант как вид работы полезно применять в коррекционной школе для детей с ОВЗ с целью развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.

Зрительный диктант как вид работы отвечает коррекционной направленности обучения в школе VIII вида, т.к. требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения.

Приложение №1

ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА ДЛЯ 5 КЛАССА

Текст зрительного диктанта

Количество секунд


орфограммы

Идёт дождь.

Падает снег.

(20 сек.)

(20 сек)

Небо хмурое.

Не поют птицы.

(19 сек.)

(19 сек.)

Опустели поля.

Алёша заболел.

(19 сек.)

(19 сек.)

Здравствуй, Люба!

До свиданья, Маша!

(19 сек.)

(18 сек.)

Миша ест творог.

Трещат морозы.

(18 сек.)

(18 сек.)

Отряд идёт на юг.

(18 сек.)

(18 сек.)

В подъезде чисто.

Владимир пьёт чай.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ира готовит салат.

Сегодня идёт снег.

(17 сек.)

(17 сек.)

Подул резкий ветер.

Начались каникулы.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ракета летит в космос.

У верблюда есть горб.

(16 сек.)

(16 сек.)

Природу надо беречь.

Игорь читает сказку.

(16 сек.)

(16 сек.)

Человеку нужна свобода.

Матрос носит тельняшку.

(15 сек.)

(15 сек.)

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

(15 сек.)

(15 сек.)

Пролетело жаркое лето.

Без воды цветы завянут.

(15 сек.)

(15 сек.)

Благодарю за подарок.

Картон- плотная бумага.

(15 сек.)

(15 сек.)

Бельё сохнет на веревке.

Федя решал у доски задачу.

(15 сек.)

(14 сек.)

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

(14 сек.)

(14 сек.)

В лесу собирают землянику.

За деревней тянется овраг.

(14 сек.)

(14 сек.)

Идёт урок естествознания.

Новые ботинки очень тёплые.

(13 сек.)

(13 сек.)

Зимой река покрывается льдом.

Машину заправляют бензином.

(13 сек.)

(13 сек.)

Идёт снежок.

(13 сек.)

№1

Мы любим наш город.

(13 сек.)

№2

Бабушка печёт пирог.

(13 сек.)

№ 1, 2

У Андрея чистая тетрадь.

(13 сек.)

№ 9,12

Помогай своему товарищу.

(12 сек.)

№ 6,13

Быть здоровым очень важно.

(12 сек.)

№1,12

Вода в море солёная.

(12 сек.)

№1,14

Началась большая перемена.

(12 сек.)

№ 6,12

Москва – столица нашей Родины.

(12 сек)

№ 1,9

Дети ходили в лес за грибами.

(12 сек.)

№1,14

В мастерской стоят верстаки.

(12 сек)

№ 1,14

Надо быть честным и правдивым.

(11 сек)

№ 1,11

Летом наша семья жила на Волге.

(11 сек)

№ 3,9,4

Мы читали интересный рассказ.

(11 сек)

№ 1, 5

Учитель ведёт урок географии.

(11 сек)

№1,12

Поля запорошило белым снегом.

(11 сек)

№ 1,9

Небо покрылось серыми тучами.

(11 сек)

№ 6,12

Землю согрело тёплое солнышко.

(11 сек)

№1

Ласково грело весеннее солнце.

(11 сек)

№ 5,11

У меня есть коллекция открыток.

(10 сек)

№11,12,1

Долото и стамеска – инструменты.

(10 сек)

№14

По ветке яблони ползёт гусеница.

(10 сек)

№1,14

На ветке сидела маленькая птичка.

(10 сек)

№1,12,7

На стройку привезли рамы и двери.

(10 сек)

№1,14

Аня любит гулять по берёзовой роще.

(10 сек)

№9,12,14

Шофёр налил в бак автобуса бензин.

(10 сек)

№ 1,14

Узкая тропинка привела к беседке.

(10 сек)

№2,1,14

Светлана купила килограмм сахара.

(10 сек)

№ 5,9

Ласточка свила гнездо под крышей.

(10 сек)

№1,714

В воскресенье охотники пошли в лес.

(10 сек)

№1,3,14

Дети пьют чай с малиновым вареньем.

(10 сек)

№3,1,14

Гусеницы объедают листья с деревьев

(10 сек)

№3,8,14

Мы по улице бежим, мы от холода дрожим.

(10 сек)

№1,4,14

Мы спрятались от дождя под деревьями.

(10 сек)

№3,12,14

На площадке работают подъемные краны.

(10 сек)

№2 - Правописание парных согласных

№3 – Правописание разделительного Ь знака

№4 – Правописание ЖИ-ШИ

№5 – Правописание удвоенных согласных

№6 – Правописание ЧА- ЩА

№7 – Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

№8 – Правописание разделительного Ъ знака.

№9 – Правописание имен собственных

№10 – НЕ с глаголами.

№11 – Правописание непроизносимых согласных

№12 – Правописание Ь знака для обозначения мягкости

№13 - Правописание ЧУ- ЩУ

№ 14 – Правописание слов с предлогами

Методика, разработанная И.Т. Федоренко, пользуется популярностью среди многих преподавателей по русскому языку. Зрительные диктанты Федоренко, методика работы с ними и педагогические результаты от подобных занятий — главные темы исследований данной статьи.

Суть диктантов и особенности методики

Зрительные диктанты Федоренко сейчас очень популярны, ведь с течением времени они доказали свою эффективность. Главная цель подобных диктантов — развитие памяти и элементарных навыков в области грамматики и письма.

Сами диктанты состоят из восемнадцати наборов по шесть предложений. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы за короткое время запомнить предложение и перенести его в свою тетрадь.

Такой зрительный диктант рекомендуется проводить ежедневно в течение 2-3 месяцев до тех пор, пока дети не смогут записать большую часть предложений. Поскольку сам процесс обучения подразумевает регулярное преодоление трудностей, диктанты Федоренко постепенно усложняются.

Так, например, если первое предложение в таких наборах состоит из двух слов и всего из восьми букв, то последнее предложение уже имеет в своем составе 10 слов, и около 48 букв. Разумеется, с первыми заданиями справиться будет легко, но постепенно уровень сложности начнет увеличиваться, заставляя детей ежедневно тренировать свою память.

Итак, как же проводить такие зрительные диктанты? Педагогу следует записать на доске первые 6 предложений. Использовать можно как предложения, составленные самим Федоренко, так и собственные наработки, соответствующие методике. Все предложения нужно закрыть листком бумаги.

Сначала учитель на 4-8 секунд показывает детям первое предложение. Они пытаются его запомнить без записи в тетрадь. Далее педагогу необходимо закрыть листком первое предложение, а дети должны перенести его в свои тетрадки. Если у кого-то из школьников возникают проблемы, он может подглядеть правильное написание у соседа. Если сложности возникли у доброй половины класса, данное предложение следует вынести на повторение на следующем уроке.

После того, как первое предложение было записано, необходимо переходить к изучению следующего. Обычно такое задание отнимает не более десяти минут на уроке, но его потенциальные педагогические результаты внушительны. Во-первых, дети смогут неплохо потренировать свою память, стараясь припомнить, как выглядело то или иное предложение. Во-вторых, они смогут повторить основные грамматические и пунктуационные правила. В-третьих, обучение во время таких диктантов происходит в веселой игровой форме, поэтому дети с удовольствием принимают участие в таких заданиях.

Не стоит забывать и про то, что такая методика работы положительно влияет на улучшение навыков чтения. Детям не просто необходимо за короткий срок запомнить текст, но еще и прочитать его. У младших школьников с этим могут возникать большие проблемы, но зрительные диктанты помогают за несколько недель освоить скоростное чтение.

И.Т.Федоренко уверен, что используя такие диктанты на каждом уроке, педагог сможет заметно разнообразить учебный материал, пробудив в детях интерес к предмету. Если тема самих изучаемых предложений не соответствует параграфу, учитель может составить предложения самостоятельно, используя те слова, которые тренируют определенные грамматические правила.

Гораздо удобнее будет составить такие предложение в рамках мультимедийной презентации. На слайдах дети увидят предложение, которое стоит запомнить, а учитель сможет в любой момент закрыть презентацию, попросив учеников записать увиденное в тетрадь.

Данная методика оптимально подходит для учащихся начальной школы. В раннем школьном возрасте, педагогу необходимо уделять особенное внимание тренировке памяти. Развивая память малыша, преподаватель сможет повлиять на его успеваемость в будущем.

Методику Федоренко можно использовать и при работе со старшими классами. Вот только для школьников в 8-10 классе необходимо составлять не отдельные словосочетания, а длинные предложения. Составив такие предложения, учитель будет в течение 10-12 секунд демонстрировать их детям, после чего школьники обязаны записать увиденное в тетради. Такой усложненный вариант диктанта Федоренко подходит старшим школьникам по возрасту и положительно влияет на усвоение даже самых сложных грамматических правил.

Если учитель имеет дело с профильными классами, которые отлично владеют всеми правилами русского языка, методика Федоренко не теряет своей актуальности. В данном случае, ее нужно лишь немного усложнить для работы с умными детками. Так, например, учитель может сокращать время демонстрации текста или прибегнуть к специально допущенным ошибкам.

Например, учитель может составить свои предложения, соответствующие методике Федоренко, но в них будут специально допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Цель детей состоит не только в том, чтобы запомнить предложение, но и в том, чтобы перенести его в тетрадь без допущенных учителем ошибок. Таким образом, дети будут на практике использовать известные им теоретические правила русского языка. Данная методика работы поможет заметно повысить уровень успеваемости в любом классе, заставив детей размышлять над написанием каждого предложения.

Сам разработчик методики предлагает работать с одними и теми же предложениями в течение 3-4 дней. Как только большинство учеников запомнит, как пишутся эти предложения из набора, можно переходить к следующим. Данная методика поможет выявить отстающих учеников, а также те правила русского языка, которые вызывают наибольшие сложности у школьников. В дальнейшем, педагог сможет провести повторение сложных правил, а также устроить дополнительные занятия для отстающих детей. Успеваемость от этого только повысится, а сами дети с удовольствием продолжат изучать миниатюрные диктанты.

Сложности внедрения методики И.Т. Федоренко в реальные уроки по русскому языку

На первый взгляд, внедрить методику Федоренко в обычные уроки русского языка довольно просто, ведь такие маленькие диктанты не отнимают много времени и сил на проверку. однако на практике все оказывается гораздо сложнее, ведь далеко не на каждом уроке можно найти время на демонстрацию подобных предложений и их изучение.

Главная особенность методики Федоренко состоит в том, что учителю необходимо систематически демонстрировать одни и те же предложения до тех пор, пока не произойдет запоминание. Однако многие учителя допускают ошибку, прибегая к методу 1-2 раза в месяц, из-за чего им не удается достигнуть никаких педагогических результатов. Опытные педагоги подтверждают: чем чаще будут производиться такие повторения, тем будет лучше.

Очень важно, чтобы используемые на уроках предложения полностью соответствовали заданной теме по предмету, а иначе, сам процесс повторения будет бесполезным. Следовательно, педагогу необходимо все время перерабатывать предложения Федоренко, внедряя в них определенные грамматические сложности. Это, в свою очередь, требует большого усердия и профессионализма от учителя.

Также преподаватели часто сталкиваются с проблемами по внедрению данной методики в поурочное планирование для старших классов. Сам И.Т. Федоренко разрабатывал свою методику для младших классов, но и для старших школьников ее можно адаптировать. Здесь следует начинать с предложений посложнее, все также постепенно увеличивая нагрузку. Чтобы установить межпредметные связи, педагог может попробовать использовать в качестве предложений для диктанта отрывки из изученных литературных произведений. Такой метод поможет дополнительно еще и материал по литературе повторить.

Иногда бывает сложно заинтересовать и малышей столь странным и непонятным заданием. В таком случае, опытные педагоги рекомендуют использовать не стандартные предложения, а разнообразные пословицы, поговорки, отрывки из сказок. В таком случае, дети будут гораздо больше вовлечены в процесс изучения предложений.

Методика Федоренко только тогда считается полностью реализованной, когда все дети могут самостоятельно справиться с заданием, не подглядывая в поисках ответа в тетради товарищей. Обычно заметных педагогических результатов удается достигнуть только на третий месяц применения методики, поэтому преподавателю необходимо заручиться терпением, систематически используя советы И.Т. Федоренко.

Педагогические результаты методики Федоренко были уже неоднократно доказаны, но сама методика заслуживает куда большей популярности. Регулярное использование таких диктантов положительное сказывается на успеваемости детей, да к тому же, пробуждает в них интерес к предмету. Чем раньше педагоги смогут внедрить данную методику работы в своей поурочный план, тем будет лучше, ведь это напрямую повлияет на показатели успеваемости.

Преподаватели стараются внедрять все новые и новые методики в поурочные разработки, чтобы сделать процесс изучения нового материала действительно увлекательными. Зрительные диктанты И.Т. Федоренко давно доказали свою эффективность, и сейчас все больше завоевывают популярность. Однако данные диктанты принесут свои плоды лишь в том случае, если педагог будет использовать их в соответствии со всеми установленными правилами.