Преемственность доу и школы учителей. Преемственность в образовании доу и начальной школы по фгос

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Работа по преемственности ведется по трем основным направлениям:

Работа с детьми;
- взаимодействие педагогов;
- сотрудничество с родителями.

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.);
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (школа для родителей).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
- улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
- углубление интереса к жизни в школе;
- оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. Д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т. Д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы – формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного – ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении «школа-детский сад», создаются «центры развития ребенка» – эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

Трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении Дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности Включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ : Общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;

Лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

Семинары;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

Совместные праздники ;

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Ксения Попова
Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС»

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи . Развитие любознательности. Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи. Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе . Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы .

Формы осуществления преемственности :

экскурсии в школу ; посещение школьного музея ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе .

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ; семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ; проведение диагностики по определению готовности детей к школе ; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ; педагогические и психологические наблюдения.

Ожидаемые результаты : портрет выпускника детского сада деятельный и активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Вывод : Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Преемственность в работе ДОУ и школы

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно по – этому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих совместных этапов в дошкольном образовательном и общеобразовательном учреждении:

Основные формы работы со школой в ДОУ:

взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.);

проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Построение работы педагога–психолога в данном направлении должно осуществляться согласно основным видам деятельности: психодиагностика, корекционно–развивающая деятельность, психопрофилактика, психологическое консультирование, просвещение

Основные м ероприятия по реализации преемственности дошкольного и начального школьного обр азования в деятельности педагога -психолог а

п/п

Мероприятие

Цель

Оформление стендов в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

МонМониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

Развивающие занятия для воспитанников подготовительных групп (в течение года)

Подготовка детей к школьному обучению

Выступление на родительских собраниях

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе

Проведение консультаций группового и индивидуального плана для родителей

Повышение родительской компетентности

Проведение семинаров – практикумов с элементами тренинга

Практическая подготовка родителей

Семейные конкурсы

Формирование сплоченности у родителей и детей

Коррекционно-развивающие занятия для детей

Профилактика и коррекция поведения

Творческая мастерская

Обогащение впечатления детей о школьной жизни.

Основные ф ормы работы с родителями

Индивидуальные консультации психолога в рамках комплексного психологического обследования ребенка

И Индивидуальные обучающие консультации по вопросам содержания, форм и м стимуляции развития, подбора адекватных средств общения с ребенком, методам игрового взаимодействия с ним

Групповые тематические семинары и тренинги психотерапевтической направленности

Тематические лекции и семейные конкурсы

Стендовая информация

Основные пути взаимодействия с семьей:

Систематическая пропаганда психолого-педагогических занятий

Практическая дифференцированная помощь семье в воспитании ребенка

Обмен положительным опытом среди родителей

Активное вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития:

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Советы психолога родителям

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей

обязательность – для обеспечения охраны и здоровья ребенка, его полноценного развития все родители должны овладеть определенным комплексом знаний и умений

Принципы сопровождения семьи

избирательность – определение знаний и умений, необходимых родителям в зависимости от уровня их психолого-педагогической культуры, от особенностей условий семейного воспитания

углубленность - овладение родителями технологией воспитательной деятельности и презентация ее другим семьям

Расширение социальных контактов семьи

Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка, исходя из его потребностей

Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах сотрудничества с семьей

Задачи сотрудничества с семьями

Просвещение родителей по вопросам воспитания и образования с учетом индивидуальных потребностей ребенка

Беседы о школе, о Дне знаний.

Мастерская «Сделаем подарок первоклассникам»

Посещение школы

Игра в школу, игра – фантазия на тему «Школа»

Знакомство с литературными произведениями о школе

Придумывание смешных историй о школьной жизни

Занятия коррекционно – развивающего плана: «Хозяин своих чувств», «Выбирая, думай, что будет потом», «Важное слово «нет»»…

Семейные конкурсы: «Герб моей семьи», «костюм для первоклассника»…

Преемственность в работе детского сада и школы

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность – это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе».

Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» – логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.

Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы – сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

проведение мероприятий, таких как: “День открытых дверей”, “День Знаний”, совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;

работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);

планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;

рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

раскрашивайте рисунок карандашам то густо,то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

лепите из пластилина, вяжите –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);

не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами;

покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравиться. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, а подшучивать над ним нужно очень осторожно.

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия – они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда –это физическое закаливание, зарядка, в выходной день – лыжи коньки, прогулки вместе с родителями,

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20 – 25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще – она –то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой, даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то,как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем зто еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие. психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему и не совсем здоровому ребенку (а таких детей большинство) не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

Влияет ли возраст на адаптацию к школе? Быть может, чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей? Эти вопросы часто задают и учителя, и родители. К сожалению, однозначно ответить на них невозможно по причине отличия паспортного и биологического возраста, несоответствие функциональной и психологической зрелости организма и комплекса учебных и внеучебных нагрузок.

Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Речь идет о готовности ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.

Описание материала: Предлагаю вам конспект проведённого семинара на базе нашего ДОУ. В конспекте я постаралась описать как в совместной работе с учителями начальных классов решаются вопросы преемственности и показать технологию проведения семинара в форме круглого стола с элементами деловой игры. Этот конспект будет нужным в работе старшим воспитателям, методистам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Семинар. «Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности образования МБДОУ № 21 и СОШ № 10, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования МБДОУ № 21 и начального образования СОШ № 10, а так же с привлечением родителей будущих первоклассников, как основных участников образовательного процесса и главных наших партнёров.
4.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Участники: старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, завуч, учителя начальных классов.
Ход проведения:
I. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы – выступление старшего воспитателя. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности. Педагогам предлагается выбрать одно из трёх высказываний, наиболее соответствующее современным подходам к преемственности дошкольного и начального образования. Б.Г. Ананьев, который исследует преемственность на общетеоретическом уровне, предлагает под преемственностью понимать «Развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основным наукам. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности»
А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». А вот как рассматривала процесс преемственности А. П. Усова «Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада - подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях». (В основном все педагоги выбирают высказывание А.В. Запорожца, обосновывают, приводят примеры из практики.
Старший воспитатель продолжает своё выступление. Наличие реализация преемственности образования ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, осваивает первую ступень образования, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент все участники образовательного процесса ДОУ и начальной школы, не исключая родителей, должны стать единым целым в решении насущных проблем перехода из одной ступени образования на другую.
Преемственность в образовании – совсем неновое понятие. Только до недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки воспитанника ДОУ. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не в обучении. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
Задание участникам круглого стола: «Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой?» (Перед участниками карточки двух цветов, по количеству больше чем число участников, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать; предлагается выбрать карточку розового или голубого цвета)


II. Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы - выступление завуча школы.
В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности. Такой же перечень раздаётся участникам семинара, как памятка.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ:
Договор с родителями
Договор со школой
Основная образовательная Программа дошкольного образования
III.Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы – выступление учителя начальных классов.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе. (Свободные высказывания. Особенно активны родители, которые отправляют в школу второго ребёнка)
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности. (Обмен мнениями)
(предлагаются каждому участнику написать свои проблемы на отдельной полоске. (Участники называют проблемы: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса. Родители, в основном сетуют на домашние задания, которые ребёнок без их помощи выполнить не может. Многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов. Кроме того, большую роль играют специфические особенности региона)
IV. Готовность к школьному обучению, как показатель преемственной связи ДОУ и школы. Выступление психолога.
Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации. Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
V. Заключительное слово старшего воспитателя: «Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. (Предлагаю задать вопросы, которые есть у воспитателей,учителей. Записаться на консультацию).
С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
VI. Обобщение итогов круглого стола. Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.