Виды поражения человека электрическим током презентация. Полезный и опасный электрический ток

Электробезопасность и действие электрического тока на организм человека. Выполнил: Кооп А. Электробезопасность

  • Электробезопасность - это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Типы воздействия электрического тока
  • Характер поражения электрическим током и его последствия зависят от значения и рода тока, пути его прохождения, длительности воздействия, индивидуальных физиологических особенностей человека и его состояния в момент поражения.

Биологическое

Термическое

Электролитическое

Различают следующие типы воздействия:

Виды поражения электрическим током

  • Ожоги
  • Металлизация кожи
  • Электрические знаки
  • Электроофтальмия
  • Электрические удары
  • Механические повреждения
Электрические ожоги
  • Электрический ожог может казаться не слишком серьезным или вообще не оставить следов на коже, но он может вызывать повреждения в тканях, расположенных глубоко под кожей. Прохождение через тело сильного электрического тока может привести к нарушению работы внутренних органов, например, к нарушению сердечного ритма или остановке сердца.
Металлизация кожи
  • Металлизация кожи - проникновение в ее верхние слои мельчайших частиц металла, расплавившегося под действием электрической дуги. Это происходит, в основном, при коротких замыканиях, при отключении разъединителей и рубильников под нагрузкой и т.п. Поврежденный участок кожи имеет шероховатую, жесткую поверхность. По цвету пораженный участок напоминает обычно цвет металла, частици которого проникают в кожный покров. Пострадавший при этом испытывает напряжение кожи от присутствия в ней инородного тела, а также болевые ощущения от ожога за счет тепла занесенного в кожу металла (расплавление частицы металла имеют достаточно высокую температуру - несколько сот °С).
  • Металлизация кожи наблюдается примерно у 10% пострадавших. В большинстве случаев одновременно с металлизацией кожи происходит жег электрической дугой, который почти всегда вызывает более тяжелые поражения.
Электрические знаки
  • Электрические знаки на теле человека возникают в результате химического или теплового (до 110-115° С), а также совместного химического и теплового воздействия электрического тока. Обычно резко очерченные знаки серого или бледно-желтого цвета имеют круглую или овальную форму. Встречаются также знаки в виде линий и мелкоточечной татуировки. Иногда форма знака соответствует форме токоведущей части, которой коснулся пострадавший. Пораженный участок кожи затвердевает, происходит омертвение верхнего слоя кожи.
  • Как правило, электрические знаки безболезненны и лечение их заканчивается благополучно: с течением времени верхний слой кожи сходит и пораженное место приобретает первоначальный цвет, эластичность и чувствительность.
  • Электрические знаки встречаются довольно часто: они возникают примерно у пятой части пострадавших от электрического тока.
Электроофтальмия
  • Электроофтальмия. При возникновении электрической дуги, которая является источником интенсивного излучения ультрафиолетовых лучей, в результате облучения глаз через некоторое время (2-6 ч) наступает воспаление наружных оболочек глаз. Такое заболевание носит название электроофтальмии. В тяжелых случаях поражения глаз, вызванных воздействием мощного потока ультрафиолетовых лучей, лечение глаз может оказаться сложным и длительным.
Электрический удар
  • Электрический удар, как это уже определено выше, - возбуждение живых тканей человека, вызванное протекающим через него электрическим током и сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц.
Механические повреждения
  • Механические повреждения являются следствием резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. В результате могут произойти разрывы кожи, кровеносных сосудов и нервной ткани, вывихи суставов, а также переломы костей. Разумеется, что в число этих повреждений не входят аналогичные травмы, обусловленные падением человека с высоты, ушибами о предметы и подобные им случаи, которые могут произойти также при поражении током.
По воздействию токи бывают:
  • Ощутимые
  • Неотпускающие
  • Фибриляционные
Ощутимые токи
  • Ощутимые токи – это токи вызывающие при прохождении через организм ощутимые раздражения. Человек начинает ощущать воздействие переменного тока (50 Гц) при значениях от 0,5 до 1,5 мА и постоянного от 5 до 7 мА. В этих пределах значений наблюдается легкое дрожание пальцев, покалывание, нагревание кожи (пост. ток).
Неотпускающие токи
  • Неотпускающие токи вызывают судорожное сокращение мышц. Наименьшее значение тока, при котором человек не сможет самостоятельно оторвать руки от токоведущих частей, называется пороговым неотпускающим током. Для переменного тока это значение лежит в пределах от 10 до 15 мА, для постоянного тока – от 50 до 80 мА
Фибрилляционные токи
  • Фибрилляционные токи вызывают фибрилляцию сердца – трепетание или аритмичное сокращение и расслабление сердечной мышцы. В результате фибрилляции кровь из сердца не поступает в жизненно важные органы и в первую очередь нарушается кровоснабжение мозга. Человеческий мозг лишенный кровоснабжения, живет в течение 5-6 минут, а затем погибает.
  • Значение фибрилляционных токов колеблется от 80 до 5000мА.
Клиническая смерть
  • Клини́ческая смерть - обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. При этом гипоксия (кислородное голодание) не вызывает необратимых изменений в наиболее к ней чувствительных органах и системах. Данный период в среднем продолжается не более 3-4 минут, максимум 5-6 минут.
  • Чем короче период между констатацией клинической смерти и началом проведения реанимационных мероприятий, тем больше шансов на жизнь у больного, поэтому диагностика и лечение проводится параллельно.
Биологическая смерть
  • Биологи́ческая смерть (или истинная смерть) представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Под необратимым прекращением обычно понимается «необратимое в рамках современных медицинских технологий» прекращение процессов. Со временем меняются возможности медицины по реанимации умерших пациентов, вследствие чего граница смерти отодвигается в будущее.
В зависимости от исхода поражения электрические удары могут быть условно разделены на следующие четыре степени:
  • I - судорожное сокращение мышц без потери сознания;
  • II - судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и работой сердца;
  • III - потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо того и другого вместе);
  • IV-отсутствие дыхания и кровообращения, т. е. смерть.
Характер поражения определяется:
  • Временем действия тока
  • Индивидуальными физиологическими особенностями человека (физическое здоровье, наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы, кожи, нервной системы, наличие алкоголя в крови)
Двухфазное включение человека Однофазное включение человека Пути прохождения тока Путь прохождения тока оказывает существенное влияние на характер поражения. Наиболее опасный – это путь, проходящий через голову и спинной мозг, сердце, легкие. Как показывает анализ электротравматизма, пути прохождения тока «правая рука -ноги», «рука – рука» встречаются наиболее часто, реже встречаются пути «голова - ноги», «нога – нога».

1 слайд

Анализ опасности поражения электрическим током Схемы электрических сетей ЗНТ ИНТ ЗНТ - сеть с заземлённой нейтральной точкой трансформатора; ИНТ - сеть с изолированной нейтральной точкой (НТ); (0 - 0) - нулевой защитный проводник; R0 - рабочее заземление НТ; Rи - сопротивление изоляции фазы относительно земли; С -ёмкость; Uл- линейное напряжение (380В); Uф- фазное напряжение (220В).

2 слайд

Опасные ситуации поражения током 1. Случайное двухфазное или однофазное прикосновение к токоведущим частям. 2. Приближение человека на опасное расстояние к шинам высокого напряжения (по нормативам минимальное расстояние - 0,7 м.) 3. Прикосновение к металлическим нетоковедущим частям оборудования, которые могут оказаться под напряжением, из-за повреждения изоляции или ошибочных действий персонала. 4. Попадание под шаговое напряжение при передвижении человека по зоне растекания тока от упавшего на землю провода или замыкания токоведущих частей на землю.

3 слайд

Двухфазное прикосновение к токоведущим частям Наиболее опасным случаем является прикосновение к двум фазным проводам (а) и к фазному и нулевому проводу (б). Ток Iч, проходящий через человека, и напряжение прикос- новения Uпр (В) при сопротивлении человека Rч (Ом): Напряжение прикосновения - это разность потенциалов двух точек цепи, которых касается человек поверхностью кожи. Путь тока - «рука-рука»

4 слайд

Однофазное прикосновение к сети с ЗНТ Этот случай менее опасен, чем двухфазное прикосновение, так как в цепь поражения включается сопротивление обуви Rоб и пола Rп. R = Rч+ Rоб+ Rп Цепь поражения: Сети с ЗНТ применяются на предприятиях, в городах, на селе. Путь тока - «рука-нога»

5 слайд

Однофазное прикосновение к сети с ИНТ Этот случай менее опасен, чем для сети с ЗНТ при нормальном сопротивлении изоляции Rи (Ом), но опасность для сети большой протяжённости может возрасти из-за наличия ёмкостного тока. При одинаковом Rи каждой фазы суммарное сопротив- ление изоляции равно: Сети с ИНТ применяют при небольшой протяжённости линий. Они требуют постоянного контроля Rи. Путь тока - «рука-нога»



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок построения системы знаний

Вид урока: интегрированный – связь физики с ОБЖ.

Цель урока :

  1. В нетрадиционной занимательной форме повторить и актуализировать изученный материал.
  2. Научить применять знания в новой ситуации.
  3. Сформировать представление об опасности электрического тока.
  4. Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
  5. Развивать интерес, стремление проникнуть в сущность явлений, видение значимости изученного материала.

Задачи урока :

  • Образовательные : повторить и закрепить основные законы, сформировать навык решения качественных и экспериментальных задач.
  • Развивающие : развитие познавательной мотивации, логического мышления, развитие регулирующей сферы на основе самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Воспитательные : воспитание личностных качеств: активность, увлечённость, сообразительность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания на практике, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Ресурсы: учебник, тетрадь, источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, провода, ключ.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, классная доска.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .

Сегодня будет интересно,
Совсем не скучно, совсем не пресно!
В чём же интереса вашего исток?
Тема важная: «Электрический ток»

II. Актуализация знаний. Демонстрация слайдов.

«Молния», «ЛЭП»

– Скажите, ребята, что объединяет эти слайды?

– Электрический ток

III. Постановка темы урока .

Электричество везде
И на суше и в воде.
Даже в космосе бывает!
А атмосфере «громыхает»!
О пользе электричества все знают,
Но про опасность забывают!

– Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока

– «Полезный и опасный электрический ток»

– Кто может сформулировать основную цель нашего урока?

– Выяснить, в чём проявляется польза и опасность электрического тока.

IV. Повторени е.

1. Что такое электрический ток?

– Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.

2. Условия существования эл. тока в цепи?

– Наличие источника тока, наличие заряженных частиц.

3. Где вырабатывается эл. ток?

– На ТЭС, ГЭС, АЭС, нетрадиционные электростанции

4. Основные законы электрического тока?

– Закон Ома, закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Какие приборы измеряют силу тока и напряжение?

– Амперметр, вольтметр

6. Где используется электрическая энергия?

– В быту, на транспорте, в промышленности

7. Какой прибор позволяет нам определить количество потребляемой энергии?

– Электрический счётчик

V. Проверка домашнего задания.

– Ребята, а теперь проверим ваше домашнее задание.

1. Как по счётчику вы определили расход и стоимость электрической энергии в вашей квартире за 5 дней?

Учитель проверяет письменную домашнюю работу. Вместе с учениками обсуждает, кто экономно расходует энергию.

2. Ребята, у вас было задание: найти в дополнительной литературе способы экономии электроэнергии. Давайте вместе будем обсуждать, размышлять.

VI. Применение полученных знаний в новой ситуации (презентация: «Экономим электроэнергию») .

Сейчас я буду показывать слайды с советами юного физика, и мы будем обсуждать эти советы и составлять памятку по экономии электрической энергии.

Советы юного физика
1. Уходя, гасите свет.
Вот экономии секрет!
1. Это всем понятно.
2. Двухтарифный счётчик
В квартире поставь!
Экономить энергию
Домочадцев заставь!
2. В ночные часы (с 23-7) тариф в 4 раза меньше, чем в дневное время.
3. Протрите лампочки от пыли,
Чтобы они ярче светили!
3. Известно, что хорошо протёртая лампочка светит на 10% ярче!
4. Лампы накаливания
На энергосберегающие заменили,
Чтобы они не грели,
А больше светили.
4. Энергосберегающая лампа на 12 Вт даёт столько света, сколько лампа на 60 Вт.
Эта лампа тратит энергию на свет, а не на тепло. Она потребляет энергии в 4-5 раз меньше.
5. Режим ожидания
Приборов отключи!
Экономить энергию
Всех научи!
5. Приборы в режиме ожидания тоже потребляют энергию.
6. Электротехнику
класса «А» покупайте
Она экономней
Это вы знайте!
6. Дополнительный расход энергии на устаревшую технику составляет 50%. Техника класса «А» современнее и лучше по всем характеристикам.
7. Холодильник
в холодное место поставь.
Экономно работать
Его заставь!
7. Не устанавливайте холодильник рядом с плитой или радиатором отопления, это увеличивает расход энергии на 20%.
8. Экономьте энергию!
Накипь снимите,
В чистом чайнике
Чай кипятите!
8. Слой накипи ухудшает теплопроводность стенок чайника.
9. Крышки к кастрюлям
Вы подберите.
С закрытой крышкой
Пищу варите!
9. Если посуда без крышки, быстрое испарение воды, увеличивает время готовки, а значит и расход энергии.
Без крышки тратится в три раза больше энергии.

Основные правила по экономии электроэнергии

  1. Установите двухтарифный счётчик.
  2. Замените лампы накаливания на энергосберегающие, протирайте чаще лампочки от пыли.
  3. Уходя – гасите свет.
  4. Отключайте устройства, находящиеся в режиме ожидания.
  5. Применяйте электротехнику класса «А».
  6. Ставьте холодильник в самое холодное место.
  7. Плита должна быть исправной. Посуда должна быть с крышкой и плотно прилегать к нагревательным элементам.
  8. Кипятите воду в чистом без накипи чайнике

– Мы знаем, что электричество служит человеку и поэтому мы должны экономить электроэнергию. Электрический ток представляет и большую опасность для человека

Советы юного физика Ученики обсуждают и составляют памятку
1. Розетки сами не чините,
Специалисту поручите!
1. При ремонте розетки можно получить короткое замыкание.
2. К опорам ЛЭП не прикасайся,
Тока утечки всегда опасайся!
2. Всегда есть ток утечки. В дождливую и пыльную погоду он увеличивается.
3. Ты с удочкой под ЛЭП
Никогда не гуляй!
Зацепишь провода
Убьёт, так и знай!
3. При приближении предмета к проводам ЛЭП на 1м может наступить пробой воздушного промежутка. Если удочкой зацепить провод, ток пройдёт через удочку и тело человека
4. К оборванным и провисшим
Проводам не подходи!
Здоровью своему не навреди!
Из зоны обрыва проводов уходи,
Но не большими шагами,
«гусиными» иди!
4. При обрыве провода электрический ток будет растекаться по обширной области вокруг места касания провода земли. Когда человек попадает в это место, то между ступнями возникает шаговое напряжение.
Чем больше шаг, тем больше напряжение.
5. Во время грозы опасно купаться,
В стогу сена от дождя укрываться!
5. Вода является проводником электрического тока. Молния бьёт в токопроводящий участок.
6. Едешь в машине остановись!
Наружу не выходи,
Конца грозы дождись!
6. При ударе молнии разряд идёт по поверхности металла. Не следует касаться металлических предметов в машине. Отключите магнитолу, сложите антенну.
7. Под одинокое дерево
Опасно садиться,
Молния ударит.
Можешь жизни лишиться!
7. Одинокое дерево хороший молниеотвод.
8. Рядом с металлом не находись,
Подальше уйди,
За металл не держись!
8. Существует вероятность перемещения электрического разряда по коммуникациям.
9. Электроприборы ты в сеть не включай,
Даже если захочешь ты чай!
9. Необходимо отключить в сильную грозу все электроприборы. Особенно в сельской местности, где нет заземления.
10. Зонты, телефоны в грозу опасны.
Знать это все должны прекрасно!
10. Зонты имеют металлические детали, телефоны тоже представляют опасность. В случае разряда молнии, ток по телефонным проводам достигает и вашего телефона.

Решение экспериментальных задач

Ребята мы с вами обсуждали правила безопасного обращения с электрическим током. Давайте проведём эксперименты с измерительными приборами и будем включать их в электрическую цепь, нарушая правила.

Каждая группа получает задание и оборудование. Ученики выполняют эксперимент, делают выводы, записывают, отвечают.

Задание 1.

Ученик при измерении силы тока в лампочке по ошибке включил вольтметр вместо амперметра. Что при этом произошло?

Ответ: лампочка не загорелась, почти всё напряжение оказалось на вольтметре, у которого сопротивление большое

Задание 2

Ученик при измерении напряжения на лампочке по ошибке включил амперметр вместо вольтметра. Что при этом произошло?

Ответ: возник очень большой ток, который может привести к порче амперметра, поэтому необходимо быстро отключить амперметр (практически произошло короткое замыкание, так как сопротивление амперметра мало).

Подведение итогов урока : учитель даёт оценку работы класса и отдельных учеников, учащиеся отвечают, что узнали на уроке.

  1. Узнали правила экономии энергии.
  2. Правила безопасного обращения с электричеством на улице и дома.
  3. Правила поведения во время грозы.
  4. Повторили основные формулы.
  5. Решили качественные задачи.
  6. Выполнили экспериментальную работу.

VII. Информация о домашнем задании .

обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания

VIII. Рефлексия .

На доске ученики наклеивают зелёный листочек, если поняли тему; если не поняли – красный; если недостаточно поняли – жёлтый.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды поражений электрическим током. Электрическое сопротивление тела человека. Основные факторы, влияющие на исход поражения током. Критерии безопасности для электрического тока. Организационные меры по обеспечению электробезопасности на производстве.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Величина тока и его действие на организм, электрическое сопротивление тела человека. Степени электрических ударов, их характеристика. Причины смерти от электрического тока. Правила электробезопасности и методы защиты от поражения электрическим током.

    реферат , добавлен 16.09.2012

    Знакомство с особенностями действия электрического тока на организм человека. Общая характеристика факторов определяющих исход поражения электрическим током: психологическая готовность к удару, продолжительность воздействия тока, сопротивление тела.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Действие электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие исход поражения электрическим током. Влияния частоты на организм человека. Продолжительность действия тока. Схема, принцип действия и область применения защитного зануления.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2016

    Сущность и значение электробезопасности, законодательные требования к ее обеспечению. Особенности действия электрического тока на организм человека. Анализ факторов, влияющих на исход поражения электрическим током. Способы защиты от этого вида поражения.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Контакт с электрическим током и удар молнией. Процесс развития наземной молнии. Виды электрических зарядов. Прохождение электрического тока или электрического разряда молнии через организм человека. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Опасность поражения человека электрическим током. Влияние электрического тока на организм человека, основных параметров электротока на степень поражения человека. Условия поражения электрическим током. Опасность при замыкании тоководов на землю.