ВВЕДЕНИЕ
Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на мой взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязи и различия этих явлений актуальны и в наше время.
В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
В своей работе я хочу провести обзор литературы, посвящённой исследованиям структуры таких явлений как: способности, одаренность и талант, как в психологии, так и в смежных отраслях.
Изучением способностей, таланта, одаренности занимались многие психологи как в нашей стране и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии Б.М. Теплова. Стоит также отметить работы ученика и сотрудника Теплова, известного отечественного психолога, доктора психологических наук Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных, талантливых детей занимают видное место в русской психологии. Также изучением данной темы занимались такие психологи как В.Н.Дружинин, А.В.Петровский, А.Матюшкин. Теоретический вклад внес В.А. Моляко. Он изучил проблемы психологии творческих способностей.
Способности
Основные понятия
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, когда два ученика примерно одинаково отвечают на уроке, педагог может по-разному отнестись к их ответам: одним он может быть доволен, другим – нет. Учитель может объяснить это разными способностями у этих детей. Другой пример: два абитуриента сдают вступительные экзамены. Один справляется с испытаниями, другой – нет. Можно ли поэтому судить об их способностях? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени потратил на подготовку каждый абитуриент. Поэтому способности нельзя определить одним лишь фактом успеха (приобретением знаний). Итак, что же такое способности?
На мой взгляд, способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:
«Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» .
× Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он выделил «три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
× способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;
× способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека… ».
В.Н.Дружинин считал, что чем больше развита у человека способность, тем он быстрее и успешнее овладевает какой-либо деятельностью, а процесс обучения и сама работа, в той сфере, в которой он не имеет способностей, дается ему субъективно тяжелее.
По мнению Теплова, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
К.К. Платонов в книге «О системе психологии» дает следующую формулировку понятию "способность":
«Способности - это совокупность свойств личности, уже входящих в четыре ее основные подструктуры, но только тех из них, которые нужны для освоения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности - это степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и структуру требований к личности данного вида деятельности с учетом возможной компенсации одних качеств личности другими»..
Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми, а высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств и требованиям деятельности.
Условия формирования способностей
В своих трудах Б.М.Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. По мнению ученого, врождёнными могут быть только задатки. Под задатками он понимал некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если же способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в течении всей жизни (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности можно отнести то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Продукт деятельности и влияет на успешность выполнения данной деятельности. Согласно утверждению Б.М.Теплова, способность начинает существовать только вместе с деятельностью, она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются.
Говоря о способностях, необходимо упомянуть то, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и его успешность определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими, отличающимися по своему происхождению, но схожими по проявлениям. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.
Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:
× учебные и творческие
× умственные и специальные
× математические
× конструктивно-технические
× музыкальные
× литературные
× художественно- изобразительные.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Приведем конкретные примеры:
Для человека, занимающегося математикой, недостаточно иметь только хорошую память и внимание. Людей, которые имеют способности к математике, отличает умение упорядочить элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции данного разряда - основной элемент математического творчества.
Среди музыкальных способностей можно выделить:
× технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
× слуховые (музыкальный слух).
Обе группы относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Понятие о способностях ввел Платон (5-6 в.д.н.э.) .
Способности -
1) это св-ва и качества, индивид-е особенности человека, делающий его пригодным к успешному выполнению какого-либо деят-сти. (Рубинштейн);
2) возможность для приобретения ЗУН.(Петровский);
3) индивидуально-псих-е особенности человека определяющие успешность выполнения деят-сти, оригинальные способы ее, относительно несводимые к ЗУН.(В.С.Мерлин)
Виды способностей:
1) общие – успешность в любой деятельности (способн.к запоминанию, восприятию, мышлению). Общие способности:1.интеллект –сп-сти использовать знания, для наиболее успешной адаптации: сп-сть переносить знания на решение новых типов задач. 2.обучаемость – легкость и скорость усвоения ЗУН. 3.креативность – сп-сть рождать новые знания.
специальные – важны для какой-то одной деятельности
2) предметные – СП-сти манипулировать руками(бисер, домик из спичек)
социально-психол-е – СП-сти,проявляющиеся в общении
3)учебные – (репродуктивные) касающиеся к ЗУН
Творческие – сп-сть рождать что то новое, найти новый путь решения задачи.
Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами.
Задатки не предопределяют развитие способностей, а задают границы возможностей.
Особую роль играют сензитивные периоды (этап развития ребенка, когда проявляется наибольшая его чувствительность к воздействиям определенного рода) в формировании способностей. Сензитивные периоды развития: освоение навыков чтения (5-7лет), артистические способности (4-6лет), музыкальные способности (3-5 лет).
Условия развития способностей.
Первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.
На успешное развитие способностей человека влияет раннее физическое развитие.
Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.
Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.
Еще одно условие развития способностей – деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности.
Многие люди на протяжении всей жизни часто задают себе вопросы, какие важнейшие условия развития способностей помогут им достигнуть успеха в жизни.
Пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.
Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теории способностей. Классификация способностей.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств, движения, составляющих природную основу способностей.
Уровни развития способностей:
репродуктивные и творческие способности (воспроизведение прошлого опыта и высокая степень участи личности в деятельности)
талант (высокий уровень развития специальных способностей)
гениальность (развитие выдающихся способностей в нескольких областях)
Для формирования способностей существуют сенситивные периоды.
Пригодность (готовность) к конкретной деятельности обуславливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности (заинтересованность, трудолюбие, организованность, знания, умения, способности).
Виды способностей
общие (общий уровень развития) и специальные (связанные с некоторыми особенностями деятельности, формируются на базе общих способностей)
потенциальный (не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении соответствующих условий) и актуальные (реализуются и развиваются в конкретном виде деятельности)
Природа специальных способностей
Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам, как это делают некоторые буржуазные психологи, которые пытаются выделить general intelligence как мистический фактор, открывающийся лишь в результате применения тестов умственной одаренности, как одаренность вообще.
Проблема происхождения способностей
Три точки зрения:
1-ая - способности биологически обусловлены (врожденные), наличие способностей зависит от веса мозга, наличие способностей связано с формой черепа.
2-ая - способности целиком определяются качеством обучения и воспитания.
3-ья - не признает врожденности способностей, но при этом не отрицает природные предпосылки развития способностей (задатков).
Роль воспитания и обучения в развитии способностей
В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую степень обучаемости определенным видам деятельности. Подобно тому, как различают способности общие и специальные, так различают обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному виду деятельности.
Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но не тождественна ему. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью.
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна - в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера -в 15 лет.
Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева-2012г., мозга Д. Байрона - несколько меньше - 1800 г, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса - 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы.
Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч. рhrеnоs - "ум", logos - "учение"). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Еще менее научным был метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер и др., само существование которых, а тем более достоверность изображения, являются достаточно спорным.
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования у него способностей. Способности человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние параметры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько человек, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремление овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за равное время разных по уровню результатов.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно индивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются признаком всеобщности.
Ярче всего способности проявляются при обучении и переучивании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро производящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.
Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Способности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действительность только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия необходимых способностей. Например, нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обучали рисовать. Только в процессе специального обучения можно выяснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он легко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что когда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, просмотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будущего великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.
Если человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетельствует об отсутствии у него соответствующих способностей и означает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятельности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах.
Способности, как и все другие психические явления, имеют качественно-количественную определенность. Только сравнивая качественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.
Способности со стороны их качественных особенностей представляют собой сложный комплекс психологических свойств личности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятельности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности определяется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупречность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспитательных задачах, педагогический такт, инициативность и общительность, выдержка и самообладание и т.п.
Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой , отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для определения количественной характеристики и измерения способностей используют различные диагностические приемы, тесты, испытания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навыков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня способностей ребенка предложил метод определения зоны ближайшего развития . Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может решить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна через выявление динамики успехов человека в процессе обучения.
Вопрос о природе и о происхождении способностей - один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.
Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждающая врожденность (наследственность) способностей . В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способностей выступают также факты повторения их у потомков выдающихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых династий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.
Экспериментальные исследования на животных, в которых скрещивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении способностей , способности не есть нечто данное от природы, врожденное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания . В качестве доводов здесь приводятся факты массового развития некоторых специальных способностей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьетнамской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недоразвит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкальность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй - к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высота звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьетнамские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влиянием условий среды.
Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вторая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно научиться даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому способности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детерминируют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относительно способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками . В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность - это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпосылками развития способностей. К врожденным задаткам относятся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов.
Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необходимо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в процессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоминаниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений - это на 1% вдохновение и на 99% потение».
В упорном труде и при огромном желании можно развить способности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратимся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хилым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым коротким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это противоречило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, который должен был обладать красивой фигурой, величавой внешностью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал напряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, дыханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным благодаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воздействовать на огромную массу людей, превратилась в самостоятельную побудительную силу, мотив.
Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.
Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению».
То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития личности. Неблагоприятные условия препятствуют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности активно действовать, уменьшает возможности формирования у него способностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в процессе неправильно организованного обучения и воспитания, также создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принуждение к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, негативные переживания, которые затрудняют проявление специальных способностей.
Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зверей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задатки и способности, теряли их навсегда.
Человек может обнаружить и развить свои способности к определенному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формирования соответствующих знаний и умений приведет в конечном итоге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грамматические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисовать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. Например, существуют экспериментальные школы, в которых у абсолютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тренировок формируют музыкальный слух.
Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако наличие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формированию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.
Единой и общепринятой классификации способностей в психологии не разработано. Принципы ее построения предлагаются самые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют инженерные, научные, экономические и другие способности. Различия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступают основанием для деления способностей на обонятельные, музыкальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообразные спортивные способности. Наиболее распространенным является разделение способностей на общие и специальные.
Общие способности - это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психологические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материалом и т.д. Общие способности влияют на образование новых знаний и умений.
Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивидуальные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные . К специальным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.
С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профессиональных способностей . Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматриваются как разновидность специальных. Но в отличие от специальных профессиональные способности формируются в гораздо более позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной деятельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, включая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые профессиональные способности, нередко совершенно в другой области. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.
Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исключительность личности находят свое выражение прежде всего в творчестве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Франка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смысле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуацией каким-то новым, небывалым для него способом.
Наиболее типичным образцом творчества является художественное творчество. Человек, способный к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.
Существует иерархия степеней, характеризующих предрасположенность человека к творчеству: способность - одаренность - талант - гениальность.
Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те положительные качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.
Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристики детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.
Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.
Психологический анализ одаренности позволяет выделить общую структуру способностей, складывающуюся из таких психических качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам деятельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высокая продуктивность умственной деятельности, которая выражается в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.
Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их интересы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел много дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведение. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.
Общие способности, образующие структуру умственной одаренности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкретно, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его литературная одаренность будет характеризоваться такими специфическими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.
Отечественная психология исходит из того, что достаточно сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой концепции считают, что умственная одаренность зависит от генов личности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность можно измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одаренности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой словесные испытания или различные «головоломки». Успешность решения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется коэффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:
где IQ - коэффициент умственной одаренности, а умственный возраст определяется средней суммой очков.
Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:
формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook667/files/3.gif" border="0" align="absmiddle" alt="
Коэффициент умственной одаренности объявляется постоянным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определяют возможность человека успевать в учении и практической деятельности.
Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в специализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявляет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных сведений, умений и навыков.
Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповторимая личность в процессе творческой деятельности, научной, технической или художественной, выражает прежде всего свои субъективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рождается из вдохновения.
Вдохновение - это специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубокого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первозданной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный сводник» - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь - Пегас.
Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.
Наука всесторонне исследует психологические аспекты человеческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей...».
В психологии талант определяют как благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к той или иной деятельности, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.
Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требований, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архитектора.
Как и способности, талант представляет собой лишь возможность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приобретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом... Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области культуры становятся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».
В то же время человеческая история изобилует примерами, свидетельствующими о слабой приспособленности социальной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн художника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.
Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры общества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчестве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».
В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная известность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.
Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать».
Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.
Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передвигающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Микеланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей психологической глубиной раскрыл душевные качества своих современников в галерее портретов, показал целый мир сложных человеческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явления в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.
Известно, что произведения любого искусства, в отличие от доказанных учеными истин или апробированных технических изобретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпретаций воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к традиционным духовным ценностям русской культуры творчество «агитатора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убедительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого революционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для современников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социальной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в сочетании с высокой художественной техникой, оказались неожиданно пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологических и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.
Великие произведения искусства, созданные гениями, остаются неподвластными времени и относительно независимыми от меняющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздействие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойденными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее способностях. Способности имеют общественно-историческую сущность, но несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.
Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное значение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, умениями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.
Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особенностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.
Что такое способности?
Являются ли способности врожденными?
Как соотносятся между собой способности и задатки?
В чем выражается связь способностей со знаниями, умениями, навыками?
Какая существует зависимость между систематическим трудом и развитием способностей?
Какова структура способностей?
В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?
Что такое одаренность, талант и гениальность?
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»
Контрольная работа по психологии
на тему « Факторы формирования способностей»
Выполнила:
студентка Хоменкова Ольга Николаевна
факультет ПиПД ОЗО (3 года обучения)
1 курса группа «В»
Адрес: ул. Ильющенко, д. 39, кв. 12
г.п. Корма Гомельская область
тел. 80233722493
Введение
Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.
Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн охарактеризовал способность как сложную синтетическую особенность личности, «которая определяет её пригодность к деятельности». Её основу, по мнению учёного, составляют «специфические качества, которые требуются для определённой деятельности и через посредство её могут сформироваться на базе тех или иных задатков».
Н.В. Кузьмина считала, что способности – это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».
Исследователь способностей Н.С. Лейтес определял способности как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».
Большой вклад в понимание психологической природы способностей внёс Б.М. Теплов. На его взгляд, способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, но не сводящиеся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряд взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам это не означает, что они никак не связаны с ними. От способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения знаний, глубина и прочность овладения способами и приёмами соответствующей деятельности. Приобретение всего этого содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
В качестве способностей могут выступать и свойства индивида (развитость познавательной, эмоциональной и волевой деятельности), и отношения личности (увлечённость, сознание долга, интерес, т.е. направленность личности). Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приёмов или индивидуальным стилем деятельности.
Чем обусловлены способности? Какова их природа? Ответы на данные вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, ведь если признать, что способности полностью определяются «божественным даром», то и необходимости особенно стараться нет, создавая условия для детей, - кому суждено, сам «пробьёт» себе дорогу. Другая крайняя позиция, согласно которой все люди имеют равноценный потенциал и при желании можно развить любую способность, часто опровергается самой жизнью.
Происхождение способностей
Один из самых сложных вопросов психологии - это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династии: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.
2 Факторы формирования способностей
Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Они являются природными предпосылками.
Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.
Однако наукой еще не установлено, в какие именно способности воплотятся задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Это означает, что на основе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от характера соответствующей деятельности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога и др. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми центрами, и т. д.
Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.
Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания , а также в особенностях культуры.
В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.
Влияние культуры на развитие способностей также имеет немаловажное значение. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: «Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам».