Психологическая характеристика личности человека по портретам. Схема составления психологического портрета

Характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет - это в большей степени качественное, а не количественное описание тестовых данных портрет - это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

Полный профиль раскрывает информацию практически обо всех аспектах жизни и содержит в себе следующие сведения:

  • Индивидуальные привычки мышления, поведения и восприятия информации с прогностикой его поведения в значимых контекстах и ситуациях;
  • Базовые личностные качества и актуальные для него ценности;
  • Эмоциональный профиль личности, – какие события будут его эмоционально задевать, а какие – нет. Что его «цепляет» и «раскачивает» на эмоции. В какие эмоциональные переживания он больше склонен погружаться. Какие его «рабочие» эмоциональные состояния;
  • Развернутое описание картины мира человека и его убеждений. То, во что он верит, и то, в чем сомневается. Основные верования и предрассудки, которые влияют на его ежедневную деятельность и интересы;
  • Его актуальные цели и привычные способы их достижения. Какие у него истинные цели и отличаются ли они от заявленных;
  • Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек обманывает других и не обманывает ли он вас;
  • Особенности характера человека, его основные и второстепенные свойства. Какой он на самом деле и как представляется в обществе. Его основные внутриличностные конфликты и комплексы, а также, как и где они проявляются;
  • Привычные способы принятия решений, обучения, самомотивации и творчества. Как он будет вести себя в конфликтных ситуациях?
  • Ведущие стратегии создания и поддержания личных и профессиональных отношений;
  • Уровень лояльности и факторы риска. Насколько он лоялен системе, в которой существует, и что нужно сделать, чтобы он из нее ушел;
  • Перспективы его профессиональной деятельности в интересующей вас области. Профессиональный потенциал и карьерные перспективы.

Психологический портрет

Главной движущей силой развития индивидуальности являются её программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним псисамосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения "Я ".

Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. На основе оценки свойств личности можно составить её психологический портрет, включающий следующие компоненты:

Компоненты психологического портрета личности

  • темперамент
  • характер
  • способности
  • направленность
  • эмоциональность
  • волевые качества
  • умение общаться
  • самооценка
  • уровень самоконтроля

Развитие современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, то есть только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент и языке является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический - от слова «кровь», флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.способность к групповому взаимодействию

Типы темпераментов

Сангвиник

Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (то есть нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот) Сангвиника характеризует «активный» тип темперамента. У них сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Это означает, что у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения. Они хорошо справляются с психическими и эмоциональными нагрузками, при этом уравновешены в своих чувствах и действиях. А подвижность психических процессов помогает им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Сангвиникам свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность. Ниже приведены основные характеристики, свойственные такому виду темперамента.

  • Беззаботный
  • Легкомысленный
  • Живой
  • Активный
  • Общительный
  • Разговорчивый
  • Трудоголик
  • Поверхностный
  • Чуткий
  • Болтливый
  • Дружелюбный
  • Легко приспосабливающийся
  • Яркий
  • Нетерпеливый
  • Безответственный
  • Непостоянный
  • Гибкий
  • Легкий
  • Счастливый

Холерик

Холерик, как и сангвиник, легко берется за новые дела, но далеко не всегда доводит их до конца. Это в большинстве случаев связано с неумением правильно распределять свои силы. Холерик очень любит различные перемены, при этом, как ни странно, он будет рад любым переменам: как позитивным, так и не очень. Подобные реакции его самого порой удивляют. Повышенная эмоциональность холериков приводит к тому, что все их мысли буквально «написаны на лице». Можно с легкостью сказать, когда холерику интересно, когда он скучает или раздражен, поскольку скрыть свои эмоции холерику вряд ли удастся. Люди этого типа являются мечтателями, для них очень привлекательны творческие виды деятельности, причем в творчество они погружаются полностью, и лучше в этот момент им не мешать.

  • обладает просто бесконечным запасом энергии;
  • настроение меняется резко и часто;
  • случаются бурные всплески эмоций;
  • свойственны стремительные движения, порывистость и быстрота;
  • если за что-то берется, то это дело становится для него очень важным, вкладывается в него масса энергии и страсти;
  • порой бывает сложно переключить внимание.

Флегматик

Флегматик относится к уравновешенному, инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Но если флегматика «завести», то быстро успокоить уже не получится. Правда, в основном, такие люди обладают ровным настроением и мало реагируют даже на сильные эмоциональные потрясения.

В нижеперечисленных качествах найдите свойственные вам.

  • Методичный
  • Внимательный
  • Уравновешенный
  • Пассивный
  • Миролюбивый
  • Медлительный
  • Задумчивый
  • Спокойный
  • Сдержанный
  • Расслабленный
  • Непреклонный
  • Размеренный
  • Тихий
  • Контролирующий себя
  • Мечтательный
  • Любящий рутинный труд
  • Медленно учится
  • Настойчивый
  • Застенчивый
  • Унылый

Меланхолик

Меланхолики обладают слабой нервной системой. Это означает, что такие люди с трудом переносят высокую нагрузку, быстро утомляются. У них чувствительная, ранимая психика.

Меланхоликов отличает эмоциональная нестабильность: даже небольшое затруднение способно сбить их с толку и вызвать серьезные переживания. Меланхолик, как ни один другой тип темперамента, умеет тонко чувствовать окружающих людей и внешний мир. Приведенные ниже качества свойственны только меланхоликам.

  • Пессимистичный
  • Грустный
  • Серьезный
  • Нервный
  • Мечтательный
  • Погруженный в себя
  • Тихий
  • Сдержанный
  • Замкнутый
  • Застенчивый
  • Обидчивый
  • Плаксивый
  • Неуверенный в себе
  • Впечатлительный

Составление психологического портрета

Психологический портрет – это личность, описанная в психологических понятиях. В практической психологии составление психологического портрета может потребоваться в ряде ситуаций, например:

Хотя психологический портрет описывается психологическими понятиями, делается это обычно в понятных выражениях – так, чтобы потребителю было понятно, чтобы не было двусмысленности в описаниях.

Психологический портрет должен составляться довольно опытным психологом, потому что это требует глубоких знаний, умений анализировать данные (например, результаты психологического тестирования). При возможности надо задействовать все данные, которые только можно получить. Не следует торопиться с выводами. Если надо, то провести дополнительное исследование (повторную психодиагностику).

Сам жанр психологического портрета предполагает почти полную свободу изложения. Тем не менее, не следует злоупотреблять этой свободой. Желательно ограничиваться сухими, но понятными формулировками, излагать материал в системе. Если какие-то данные представляют интерес для заказчика, но их нет, то можно прямо об этом сказать.

Факты, излагаемые в психологического портрете, могут быть разной степени достоверности. Сначала лучше описывать достоверные факты (которые у психолога, по крайней мере, не вызывают сомнения).

Следует различать психологический портрет и психологический профиль. Последнее понятие используется в основном для передачи значимой информации о личности клиента другому специалисту, способному разобраться в формальных данных. Психологический портрет – не формализованная характеристика, его задача показать индивидуальное своеобразие человека. Если у читающего психологический портрет не возникнет такого понимания, если он не сможет опереться на это новое знание для прогноза поведения описываемого человека, такой психологический портрет следует признать негодным.

На какие именно психологические понятия можно опираться при составлении портрета? Все эти понятия (или параметры) можно распределить по четырем категория (хотя это деление достаточно условно):

Человек как индивид – это то, что довольно тесно связано с природными особенностями:

– возраст,

– конституция,

– темперамент,

– болезни и патологии,

– эмоциональная направленность и др.

При этом в своем психологическом портрете мы не только констатируем, скажем, пол или возраст, но и описываем разного рода отклонения, интересные моменты, связанные с полом или возрастом: как человек относится к своей половой роли, его сексуальная активность, умственные возраст и т.д.

Так в общем-то мы поступаем со всеми параметрами: не только констатируем, но и обращаем внимание на характерные отклонения, индивидуальное своеобразие, творчески соединяя это между собой.

Человек как личность – это то, что влияет, что связано с межличностным общением этого человека, его социальной ролью:

– интересы,

– склонности,

– характер (отношение к тем или иным аспектам бытия),

– общительность,

– искренность,

– конфликтность,

– лояльность,

– участие в тех или иных социальных группах,

– предпочитаемые социальные роли,

лидерские качества и др.

Человек как субъект (деятельности) – это те качества, которые влияют на деятельность (учебную, трудовую, игровую и иную):

– интеллектуальные способности,

– рациональность (разум, разумность),

– творческие способности,

– иные способности,

– волевые особенности,

– привычные способы принятия решения,

– мотивация и самомотивация,

– внимание,

– особенности мышления,

– особенности речи,

– представление и воображение,

– коммуникативная компетенция,

– профессиональный опыт,

– профессиональные планы и перспективы,

– иные общие и профессиональные компетенции и др.

Человек как индивидуальность – все остальные качества, которые не попали в другие категории:

– я-концепция и самооценка,

– уровень самоконтроля,

– индивидуальная биография,

характерные особенности поведения,

– характерные особенности картины мира,

– предрассудки,

– убеждения и ценности,

– жизненная стратегия и актуальные цели,

– внутриличностные конфликты,

– комплексы (нагромождение идей),

– личные достижения и др.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном - философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России - с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские - теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек - личность. По словам К.К. Платонова, личность - это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это - бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это - способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

3.1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

3.2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

4. Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека - одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения - область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. - М., Наука, 1988. - Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. - 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М. Наука, 1982. - 407 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М: Наука, 1982. - 643 с.

6. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . - М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. - 400 с.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. - М: Изд. центр «Академия», 1996. - 416 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерст в о культуры Российской Федерации

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ»

Социально-гуманитарный факультет.

Психологический анализ портрета личности

Выполнила:

Студентка 1 курса группы 0 11161

Полковницкая Е.О.

Проверил старший преподаватель:

Кулов А. У.

Москва 2016

План

Введение

1. Темперамент

2. Характер

3. Способности

4. Эмоциональность

5. Волевые качества

6. Умение общаться

7. Самооценка

8. Акцентуация

Общий вывод

Список литературы

В ведение

Психологический анализ личности я решила провести своему знакомому, а именно соседу, который снимает квартиру с нами, и живет в отдельной комнате. Его зовут Валентин,возраст 25лет, имеет высшее образование энергетика и работает по специальности, в небольшой фирме. Я считаю, что Валентин является идеальным кандидатом для данного психоанализа, так как я с ним не часто вижусь и не очень хорошо его знаю как человека, однако могу сделать выводы о некоторых его личностных качествах.

1. Темперамент

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими людьми. Он является одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности.Темперамент-устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности. Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, т. е. быстроту реакции, ее темпа, ритм, интенсивность, резкость, амплитуду. И также отражает эмоциональность человека. Это впечатлительность (восприимчивость, чуткость к воздействиям), быстрота(скорость, с которой эмоция становиться побудительной силой поступков)и эмоциональная лабильность(скорость с которой заканчивается эмоциональное состояние, или сменяется одно другим).(чувствительность к эмоциям), отражает происхождение, длительность, быстроту наступления и прекращения разнообразных чувств, ощущений и настроений. Основные эмоциональные состояния впечатлительность, импульсивность и устойчивость/неустойчивость эмоциональных состояний темперамента особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик - медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

У Валентина не очень быстрая речь, довольно громкий голос и выразительная, необычная мимика. Однако он довольно медлителен, внешне почти всегда спокоен и уверен в себе. Не очень многословен и не любит большие компании, предпочитая общество одного-двух близких людей. Проведя тест Айзенка, состоящего из 57 вопросов Валентину, я вывела что по темпераменту он является флегматиком и интровертом. С помощью методики Айзенкаопределяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) - свойства, лежащие в основе темперамента. Данный результат вполне соответствует внешним проявлениям Валентина, я совершенно согласна что по типу темперамента у него доминируют флегматические черты.

2. Характер

Структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера: отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты -- замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, аккуратность, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты -- лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм -- как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм -- склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

Черты, характеризующие отношение человека к вещам: (опрятность или неряшливость, бережное или халатное обращение с вещами).

У Валентина спокойный, ровный характер. Конечно он слегка замкнутый, но с друзьями и близкими общается очень открыто. С незнакомыми людьми разговаривает очень уважительно и довольно сдержанно. Отзывчив, всегда придет на помощь в трудной ситуации. Много раз помогал решить бытовые проблемы, с легкостью справляется с такими задачами как что-то починить, особенно если дело касается компьютера. Очень чистоплотен и требует от всех соблюдать чистоту в доме, бережно относится к вещам. Не смотря на это, я не могу сказать что его характер жесткий или слишком мягкий, это что-то среднее. В Валентине чувствуется внутренняя уверенность, которая не переходит в гордыню и эгоизм, ведь он готов близким людям помогать даже в ущерб себе. Валентин очень много работает, ему нравится его работа и он с интересом о ней рассказывает. Иногда может всю ночь просидеть за отчетом, и не пойдет спать, пока все не сделает как надо. Валентин однозначно перфекционист, это чувствуется во всем- и в порядке у него в комнате, и в отношении к работе. У него скорее технический склад ума, и на мой взгляд есть природные способности к точным наукам.

3. Способности

Итак, способности -- такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Способности бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические способности, способности к обучению; другие -- узкий, специальный: технические, операторские, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности развиваются в единстве. При этом каждая способность включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления. Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др.

Как я уже говорила, у Валентина технические способности. Однажды, у меня сломался компьютер и я обратилась за помощью к Валентину, он буквально за 15 минут все починил и мало того, мой ноутбук стал даже быстрее работать чем раньше. Я не знаю, с рождения ли у него такие способности, или он сам в себе их развил, но однозначно они есть. Валентин рассказывал, что он с детства любил помогать отцу чинить машину и мотоцикл, копался в инструментах. Когда ему купили первый компьютер, он днями и ночами его изучал, даже ругался со своими родителями по этому поводу. В связи с этим, могу сделать вывод, что с самого детства Валентин стремился развить в себе технические способности. Также у Валентина всегда все " разложено по полчкам" , начиная от личных его вещей и до организации времени, и, на мой взгляд, это тоже способность, которую нужно развивать в себе. Еще он вкусно готовит, а для этого тоже нужны определенные, возможно творческие способности.

4. Эмоциональность

Эмоциональность свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

Валентин не склонен к ярким проявлениям эмоций. Его трудно разозлить, вывести из себя или сильно рассмешить. Сейчас у него проблемы на работе, не платят заработную плату. Когда он рассказывал об этом, я не заметила сильных эмоций на его лице. Конечно он расстроен, но он считает что "слезами горю не поможешь", и вместо того, чтобы обсуждать работодателей, нужно думать рационально и пытаться решить эту проблему. Хотя я считаю, что все же внутренние переживания по этому поводу у него есть, просто он их не показывает. Валентин не склонен "играть на публику" , не конфликтный. Возможно его чувства поверхностны и он не склонен к глубоким переживаниям, не смотря на то, что он интроверт. Он не жалуется на судьбу, а подходит ко всему рационально. И в этой рациональности нет какого-то вызова, то есть он не навязывает свою точку зрения другим, он просто, на мой взгляд, такой с рождения.

5. Волевые качества

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля -- качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:

- интернальный (внутренний) локус контроля -- склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;

- экстернальный (внешний) локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

На мой взгляд у Валентина достаточная сила воли для преодоления трудностей. Но все же стойкость воли преобладает над силой, так как ему трудно заставить себя начать делать что-то новое. Как я выше указала, у него проблемы сейчас с работой, но в то же время он не хочет с нее уходить. Я предложила ему вариант заработка, как компьютерному мастеру. На это он ответил, что ему не хочется начинать что-то новое, знакомиться с новыми людьми и он не уверен в своих силах. Возможно он просто действительно к этому не готов, в плане знаний. Но скорее всего проблема в том, что ему трудно сменить сферу деятельности, поменять что-то в своей жизни. Из-за этого я могу сделать вывод, что сила воли у Валентина возможно развита, но не достаточно. А вот стойкость воли очень развита, ведь он может выполнять знакомую и рутинную работу часами, и ему это не надоедает. Также, проведя тест на локус контороля, я выявила, что у него 17 ответов в пользу интерального локуса, и 9 в пользу экстерального. То есть интеральный локус, все же преобладает.

6. Умение общаться

Коммуникабельность – это способность человека быстро входить в контакт с людьми и налаживать с ними связи и отношения. Как правило, данный термин используется в отношении установления контактов в деловой сфере общения. В то время как в отношении неформального общения мы чаще употребляем термины общительность или контактность. Типы коммуникабельности: Коммуникабельность можно условно разделить на два типа: письменную и устную. Письменная коммуникабельность проявляется в том, знаете ли вы правила написания деловых писем и заполнения разного рода официальных документов, а также насколько грамотно вы пишете (имеются ли у вас пунктуационные, орфографические или синтаксические ошибки). Ваша речь должна быть максимально лаконичной и в то же время в нескольких фразах вы должны уметь донести необходимую информацию до читателя. Как говорят, краткость – сестра таланта. Нужно уметь излагать мысли кратко и емко. Устная коммуникабельность дает вам больший простор для самовыражения и применения своих вербальных навыков общения. Устная коммуникабельность предполагает наличие умения четко излагать свои мысли, умения слушать своих собеседников и при этом располагать их к себе. Вы не только должны заставить вашего собеседника вас слушать, но и сделать так, чтобы он сам стал заинтересован в дальнейшем общении с вами и готов был принять вашу позицию. Кроме того, в личном контакте не менее важными считаются такие факторы, как умение читать язык жестов, чувство стиля при выборе соответствующего ситуации наряда, умение совладать со своими эмоциями и не выражать их на публике. Последнее как раз и отличает коммуникабельных людей от общительных – если общительный человек может позволить себе выйти из себя, вспылить и сказать что-то на эмоциях, то коммуникабельный человек должен быть в душе парламентером, который не позволит эмоциям взять верх над разумом. Подводя итог, можно сказать, что коммуникабельный человек отличается следующими чертами характера: общительность; тактичность; тонкое чувство юмора; учтивость; красноречие; умение заинтересовать собеседника.

Валентин сложно сходится с новыми людьми, но довольно приятный человек в общении со старыми знакомыми и друзьями. Невербальные проявления не очень яркие, но мимика необычная и выразительная. Несмотря на это, он способен заинтересовать, если речь в разговоре идет о чем-то интересном для него. Для " своих " он очень милый и добрый человек, для тех кого видит впервые, может показаться замкнутым. Например таким было мое первое впечатление о нем при первой встрече, но потом оно поменялось.

7. Самооценка

Самооценка -- это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки :

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Функция развития .

Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка -- это оценивание человеком самого себя.

Самосознание -- не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность -- самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д

Самооценка у Валентина адекватная, не завышенная и не заниженная. В нем чувствуется уверенность, но нет излишней самоуверенности. Единственное, где он не уверен в своих силах- это начинание чего-то нового, выход из "зоны комфорта".

8. Акцентуация

Акцентуация характера -- это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации -- немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий. темперамент характер эмоциональность способность

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

Явная акцентуация -- крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).

Скрытая акцентуация -- обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Акцентуация - особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуации, относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях "культа болезни".

Проведя тест Валентину, я выявила что он является педантичным типом.

Этот тип людей характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Они "тяжелы на подъем", долго переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, и в них они скорее пассивная, чем активная сторона. В то же время очень сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка. На службе ведут себя как бюрократы, предъявляют окружающим много формальных требований. Они пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану. В выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы, склонны к частым проверкам и правильности выполнения задания. С охотой уступают лидерство другим людям.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

Астенический тип характеризуется слабым ростом по толщине при среднем росте в длину. Это недостаточное развитие толщины проходит через все часть тела - лицо, шею, туловище, кости, сосудистую систему - и через все формы тканей, кожу, жировую ткань, мышцы, кости, сосудистую систему.

Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У него тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

Этот тип людей замкнут, малоподатлив к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому. Астеникам свойственны аналитический ум, склонность к углубленному самоанализу, любовь к философии, к точным наукам, к религии, ограниченный, избирательный круг общения, склонность к одинокому образу жизни, относительное безразличие к окружающим людям, слабо выраженная эмоциональность. Астенические женщины, как правило, имеют проблемы в личной жизни в силу своей замкнутости и субъективного мышления.

Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи. Люди этого типа обычно высокого или среднего роста, с широкими плечами и хорошо развитой грудной мускулатурой. У них плотная высокая голова. Атлетический тип у женщин такой же, что и у мужчин. Поэтому их тело производит впечатление ненормального.

Атлетики - это люди с достаточно сильной волей, настойчивые, целеустремленные, упрямые. Этот тип людей отличается спокойствием, сдержанными жестами, трудно приспосабливается к новому. Женщины с атлетическим телосложением, когда встречаются с подобными же им людьми, имеют определенные трудности в межличностном общении. Этот тип женщин стремится доминировать в отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение подавляет представителей других типов и вызывает агрессивность со стороны таких же, как они.

Пикнический тип характеризуется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при нежной структуре двигательного аппарата (плечевого пояса и конечностей). Люди этого типа среднего роста, с плотной фигурой, с мягким широким лицом и короткой шеей.

Этот тип людей легко контактирует, реалистичен во взглядах. Пикники представляют собой достаточно эмоциональных людей, общительных, имеющих склонность к различного рода искусствам: живописи, музыке, театру, литературе. Они любят веселиться, развлекаться, получать от жизни удовольствия, часто являются душой разного рода компаний. Женщины с пикническим телосложением легко справляются с затруднениями в личной жизни.

В чистом виде эти типы конституции человека встречаются довольно редко. Чаще всего бывают смешанные типы: пикнически-астенический, пикнически-атлетический, астенически-атлетический.

Под влиянием достаточно серьезной и основательной критики, концепция Кречмера была к середине XX в. признана не научной, и интерес к ней постепенно иссяк.

Теория характера Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону очень похожи.У.Г.Шелдон в телосложении различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента - висцеро-, сомато- и церебротония.

Эндоморф (пищеварительный тип) характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами. Аналог Пикника по Кречмеру. У эндоморфа выражена висцеротония как тип темперамента.

Мезоморф (мышечный тип) - с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Аналог Атлетика по Кречмеру. У мезоморфа выражена соматотония как тип темперамента.

Эктоморф (мозговой тип) - с вытянутым, с высоким лбом, лицом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Аналог Астеника по Кречмеру. У эктоморфа выражена церебротония как тип темперамента.

По телосложению Валентин является Пикником или Эндоморфом. Хотя, на мой взгляд описания этого типа не очень подходят к характеру Валентина.

В ывод

Как итог, я могу сказать, что проведя анализ личности Валентина, я открыла для себя много интересного и нового в его характере. Я считаю его вполне сформировавшейся личностью, без явных негативных отклонений. Может быть стоит немного уделить времени силе воли и поработать над умением общаться с незнакомыми людьми, и выйти из "зоны комфорта". Но ведь идеальных людей не существует, и именно эта неидеальность придает человеку индивидуальность. Если бы ни у кого не было недостатков, и люди делились бы четко на 4 типа(чистых), мы могли бы смело называть себя роботами. Не существует чистых типов темпераментов, и именно это делает нашу жизнь разнообразной и интересной.

Список литературы

1.Словарь практикующего психолога-С.Ю Головин

2.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека

3.Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений

4.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера

5.Свободная Энциклопедия Википедия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Индивидуальность человека в психологическом портрете личности. Черты темперамента, эмоциональности, характера и способностей человека. Определение понятия профайлинг. Выбор профессионального пути. Изучение поведения личности. Анализ тестового субъекта.

    презентация , добавлен 30.12.2015

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Типы психических свойств, присущих человеку. Составление психологического портрета личности с помощью характеризующих его параметров: темперамента, характера, способностей, направленности, эмоциональности, интеллектуальности, самооценки, самоконтроля.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Типы темперамента, эмоционально-волевая сфера и их психологическая характеристика. Понятие о характере и его структуре в отечественной и зарубежной психологии. Экспериментальное исследование волевых черт у подростков с холеристическим темпераментом.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2009

    Учения о темпераменте. Формальные теории видов темперамента. Типы темперамента по И. Канту. Методики выявления типов темперамента и его свойств. Определение преобладающего типа темперамента. Свойства и формула темперамента. Опросник Х. Смишека.

    реферат , добавлен 11.02.2007

    Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2011

    Типы темперамента и психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Формирование характера на базе темперамента. Понятие, типы и акцентуация характера, классификация черт характера. Интегральная характеристика индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Рассмотрение темперамента как природной основы проявления психологических качеств личности. Исследование основных типов темперамента и поведения людей в разных ситуациях. Описание реакции человека на гнев, любовь, печаль и радость как самые яркие эмоции.

    доклад , добавлен 25.05.2015

    Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.

Результаты психологического анализа текста:

Уважаемая Л.Л.!

Текст Вашей подруги (знакомой) или пациентки О в сильной степени сориентирован на некоторого конкретного читателя, которым являетесь или Вы или тот человек, который пытается влиять на нее, возможно, проводит с ней психотерапевтические сеансы.

О - внушаемый человек, она склонна не навязывать свое, а подстраиваться под собеседника, в частности, использовать в своих ответах сказанные им слова. Ее текст, например, начинается с повторения формулировки поставленного задания (Во мне как личност самым существенным является… ). Сочетание своих и чужих фрагментов создает впечатление или образ “полумонахини-полублудницы”, который, как всякий образ, имеет к действительности отдаленное отношение.

И в дальнейшем по тексту, особенно в начале фраз О использует чужие слова. Чужие слова - это обычно терминология и научные выражения, нередко из лексикона психолога (Я склонна к постоянному самоанализу… Но внешне эмоции я проявляю… Патологически не могу… ). Ее собственная речь, напротив, разговорна, содержит орфографические ошибки, появляющиеся под влиянием просторечия, в ней встречаются детские выражения (от отчаи нья, с самол го детства /малого/, в общее с людьми, принимаю себя в таком виде , пребывая … в себя ).

О путает духовное и душевное (дух и душу). Ее проблемы, действительно, связаны с душевными движениями и относятся к ведению специалиста по душе (психолога). Вера и духовность понимаются О некорректно (состояние духовного поиска и сконцентрированность на себе ) и безграмотно (духовный поиск у меня связан с “богоискательством” ). По-видимому, религия привлекает ее как возможность общения и подчинения авторитету. И она вполне может попасть под влияние более менее настойчивых сектантов (чего Вы, Л.Л., судя по всему, справедливо опасаетесь).

По-видимому, основная ее проблема - одиночество, дефицит общения и эмоциональных контактов (стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути ). Возможно некоторое отставание развития эмоциональной сферы. По крайней мере, О склонна к чисто детским проявлениям (я люблю ввязыватся во все новое…, под удовольствием я …понима всю гамму ощущений от отчаинья до безумной радости ).

Скорее всего, О слишком сильно концентрируется на своих переживаниях (пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим ). Как ребенок, подпадает под чрезмерное влияние источника эмоций (действую подчиняюясь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущений, интуиции ) и не способна к трезвым его оценкам (Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна ). Приведенные примеры в основном содержат не самооценки О, а оценки окружающих (чужую речь), которые, по-видимому, пытаются воспитывать ее, и слова которых она послушно (в виде покаяния) повторяет.

Беда в том, что оценки окружающих для О - как для ребенка - важнее и значимее собственных представлений:
Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) “давить” (влиять) на окружающих.

Но их воспитательное влияние не приносит разрешения проблем. Ведет не к достжению успеха или “исправлению”, а к покаянию, извинениям и неоправданному занижению самооценки (я совершенно бесцельное существо ). Потребность в эмоциональных контактах, судя по всему, оказывается сильнее.

Уважаемая Л.Л.! По-видимому, Вам не стоит укорять Вашу подругу за ветренность и нежелание (-умение) отстаивать свои интересы. Скорее всего, она не менее обидчива, чем другие, но больше других стесняется свои обиды демонстрировать и обсуждать. Именно в этом случае она, наверное, замыкается в себе и отказывается от общения (с самолго детства предпочитаю “отшельнический” образ жизни… мне необходимо много времени для того чтобы быть с самой собой ).

Вы правы, когда говорите, что она производит впечатление замкнутого, странного и неожиданного в своих проявлениях человека, но, скорее всего, ошибаетесь, когда предполагаете, что ей ближе “духовная практика”, чем живые другие люди, и опасаетесь “ухода в свой внутренний мир”. Скорее всего, Ваша подруга не больше “ориентируется на глубоко внутренние критерии”, чем ребенок 10 -15 лет, - скорее, наоборот. Согласитесь, что для женщины 33 лет (и с высшим образованием) детский взгляд на мир создает определенные проблемы, в частности, как Вы справедливо пишете, проблемы (равноправного) общения. И наибольшую опасность для Вашей подруги представляет “дурная компания”.

По-видимому, не стоит ориентировать ее на рефлексию и моральную проблематику. Полезнее будет помочь наладить более продуктивные и регулярные контакты с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола, возможно, вначале даже с психологическими сверстниками, мальчиками 17-18 лет, попытаться снять неоправданный эмоциональный экстремизм, вызванный дефицитом общения и здоровой эмоциональной разрядки. Тем более, что, как Вы справедливо отмечаете, “социальные и конвенциональные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни” Вашей подруги, “хотя она о них знает, знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять”.

Если Вы планируете привлечь к решению проблем Вашей подруги специалиста, то здесь, по-видимому, скорее подойдет специалист по семейной терапии и\или сексолог. В Самаре, где Вы проживаете, можно обратиться к ….