Страховка самостраховка при выполнении физических упражнений. Виды страховки и помощи в гимнастике

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предуп­реждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъем­лемой частью методики обучения и тренировки. Надежная стра­ховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упраж­нения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимна­стическим упражнениям является помощь. Она содействует бо­лее быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физи­ческие усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверен­ность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся: «проводка» по пути движения; подталкивание; поддержка.

«Проводка» по пути движения - это форма помощи от нача­ла упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера дол­жны отвечать характеру упражнения и степени овладения им уча­щимся. Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание - это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных, наиболее ответ­ственных фаз движения.

Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимаю­щийся находится в исходных, промежуточных и конечных положе­ниях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответству­ющем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, под­держка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точ­ке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений-упора руки в стороны на кольцах - «креста» - или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физи­ческая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня тех­нической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают совсем, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гим­настов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применить приемы страховки и по­мощи, надо знать и строго придерживаться следующих требова­ний:

    Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть сры­вы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.

    Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать мес­то для страховки, не мешая гимнасту.

    Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

    Выбирать правильные способы и приемы страховки и помо­щи, учитывая характер упражнений, уровень физической и техни­ческой подготовленности гимнаста.

    Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

    Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустой­чивыми подставками.

    Широко применять для страховки ручные и подвесные поя­са-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процес­се).

    Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.

    Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно при­нимать решения и самостоятельно выходить из опасных положе­ний, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облег­чить силу падения во время срыва. Например, во время выпол­нения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае паде­ния вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи ус­пешно можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполне­ния соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувы­рок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учеб­но-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

Изучение приемов страховки и помощи. Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гим­настических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдум­чиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры дви­жения (направление, амплитуду, необходимые усилия и т. д.). Кро­ме того, ошибки, допущенные товарищем, в некоторой степени предостерегают страхующего.

Обучение приемам страховки совершается параллельно с овла­дением гимнастическими упражнениями. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контро­лем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует учитель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страхо­вки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно по­вышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внима­ние учеников на строгое соблюдение всех требований техники без­опасности и других способов предостережения травм, т. е. требо­вать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отноше­ния к подготовке места занятий, придерживаясь правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигие­ны, а также правильного режима отдыха, питания и т. д. Учащие­ся педагогических училищ овладевают навыками страховки и по­мощи на каждом практическом, а также на специально организо­ванных для этого занятиях.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

  1. соответствие формы;
  2. соблюдение дисциплины;
  3. наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

  • индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.
  • Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

  • Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.
  • Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.
  • Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.
  • Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.
  • Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Боевая подготовка работников служб безопасности Захаров Олег Юрьевич

Страховка и самостраховка

Страховка и самостраховка

Каждый сотрудник СБ, занимающийся рукопашным боем, прежде чем приступить к изучению бросков, должен хорошо усвоить способы самостраховки при различных падениях и способы страховки своего партнера при проведении на нем бросков. Страховка при выполнении бросков заключается в том, что борец:

– поддерживает падающего противника, смягчая удар его тела о ковер;

– при падении противника направляет его на перекат;

– при выполнении бросков не падает на противника и не наступает на него при потере равновесия.

Самостраховка – это способы безопасных падений. Умение смягчать удары при различных падениях предохраняет от ушибов и сотрясений. Каждый занимающийся должен автоматически выполнять соответствующие действия при любом падении. Это умение приобретается в процессе выполнения специальных упражнений, которые включаются в подготовительную часть каждого занятия.

Изучать способы самостраховки необходимо по принципу возрастающей их трудности. При проведении броска атакующий чаще всего остается в стойке, и его противнику приходится переворачиваться в какую-либо сторону или делать кувырок вперед. Все способы самостраховки, за исключением падений вперед, заключаются в мягких перекатах с боку на бок или на согнутой спине.

Прежде чем приступить к изучению способов самостраховки, надо занимающихся научить различным перекатам (на спине и по диагонали), поворотам в стороны и выполнению группировок.

КУВЫРОК ВПЕРЕД ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ

Поставить ноги вместе и присесть, не разводя коленей. Поставить руки перед собой ладонями на ковер, согнуть спину и прижать подбородок к груди. Опираясь на согнутые руки и пронеся голову между руками, поставить ее затылком на ковер. Оттолкнуться носками вперед – вверх и сделать перекат на согнутой спине. В тот момент, когда лопатки коснутся ковра, обхватить руками голени и, прижимая пятки к ягодицам, встать на ноги в положение приседа.

Кувырок из положения приседа можно выполнять и падением назад.

Когда кувырок вперед из положения приседа занимающийся научится выполнять правильно, его можно делать из положения полуприседа, прыжком вперед и постепенно переходить к прыжкам кувырком через препятствие.

ПАДЕНИЕ ВПЕРЕД

При падениях вперед, чтобы не удариться лицом о ковер, нужно смягчить падение согнутыми руками, опираясь на кисти.

Из строевой стойки, не сгибаясь, отклонить туловище вперед и упасть грудью вниз. Во время падения руки вытянуть вперед и поставить ладонями на ковер. Пружинистым сгибанием рук остановить падение.

Для тренировки в самостраховке при падениях вперед следует усложнять упражнения, выполняя прыжки вперед или броски захватом обеих ног сзади.

ПАДЕНИЕ НА СПИНУ

Согнув колени, сесть на ковер как можно ближе к пяткам, вытянуть руки вперед, прижать подбородок к груди. Не изменяя положения рук, ног и головы, сделать перекат на согнутой спине и, коснувшись лопатками ковра, резким движением рук вниз – назад – в стороны, ударив ими по ковру, остановить перекат. В момент удара о ковер руки должны быть вытянуты и немного разведены в стороны так, чтобы между туловищем и каждой рукой образовался угол в 45–50°. Пальцы соединены, ладони прижаты к ковру, ноги согнуты, таз приподнят над ковром.

По мере усвоения упражнения оно выполняется из более сложных положений. Начав с усложнения исходных положений, надо в дальнейшем перейти к падениям назад через препятствие или через партнера, стоящего на четвереньках, либо проводить простейшие броски.

ПАДЕНИЕ НА БОК

Из исходного положения перекатиться на спине по направлению к правой лопатке. Как только ноги оторвутся от ковра, прижать пятку левой ноги к подъему правой ноги, колени развести в стороны.

Едва правая лопатка коснется ковра, сильным ударом правой вытянутой руки по направлению вниз – назад – вправо остановить движение переката. Повернуть таз вправо, положить правую согнутую ногу на ковер, а левую ногу, продолжая нажимать пяткой на подъем правой ноги, поставить на всю ступню. Левую руку держать поднятой вверх – вперед так, чтобы кисть левой руки оказалась над кистью правой руки. Голову прижимать к левому плечу.

Постепенно усложняя упражнения в падениях на бок, следует выполнять их из положения полуприседа, основной стойки, падением через партнера, стоящего на четвереньках, и переворотом через его руку.

ПЕРЕКАТ С ОДНОГО БОКА НА ДРУГОЙ

Сделать перекат на спине и скрестить голени, пятку левой ноги наложить на подъем правой ноги и, прижимая пятку правой ноги к ягодице левой ногой, развести ноги в стороны до прямого угла. Перекатиться на правый бок и, ударом правой руки остановив движение переката, принять конечное положение, как при падении на бок. Из этого положения перекатиться на левый бок. В момент касания спиной ковра положение голеней изменить: пятку правой ноги наложить на подъем левой ноги. Одновременно с ударом левой рукой по ковру левую ногу положить на ковер, а правую поставить впереди нее на всю ступню.

ПАДЕНИЕ НА БОК ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРА, СТОЯЩЕГО НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Встать спиной к партнеру, стоящему на четвереньках, со стороны его правого бока. Левой рукой захватить одежду на левом плече партнера. Принять положение приседа и вытянуть правую руку перед собой. Сгибая спину, прижимая подбородок к груди и как бы садясь мимо левого бока партнера, начать падение назад. Когда падение определится, сгибая левую руку с одновременным махом выпрямленной правой руки вниз – назад – вправо, с силой ударить всей плоскостью руки по ковру. Затем, поворачивая таз вправо, опустить ноги на ковер и принять конечное положение, как и при падении на правый бок.

При падении на левый бок встать возле левого бока партнера, а правой рукой захватить его одежду на правом плече.

КУВЫРОК ЧЕРЕЗ РУКУ ПАРТНЕРА

Партнер – в правой стойке.

Встать лицом к правому боку партнера так, чтобы носок левой ноги был у носка правой ноги партнера. Партнер сгибает правую руку и держит ее ладонью вверх. Своей правой рукой сверху захватить с внутренней стороны запястье правой руки партнера; при этом партнер захватывает правую руку выполняющего падение таким же способом. Наклониться вперед, прижимая правую руку партнера к своему животу, левую руку вытянуть вперед через правую руку партнера ладонью вниз. Оттолкнувшись ногами вперед – вверх, перевернуться через соединенные правые руки и упасть на левый бок так же, как и при кувырке через плечо.

При тренировке в падениях на правый бок встать у левого бока партнера и левую руку соединить с его левой рукой.

КУВЫРОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО (ПО ДИАГОНАЛИ)

Встать на колено правой ноги и поставить левую руку на ковер. Скользя ладонью по ковру, пронести правую руку по направлению к стопе левой ноги и, наклоняясь вперед, поставить правое плечо на ковер между левой рукой и коленом правой ноги. Голову повернуть влево и прижать подбородок к груди. Оттолкнуться левой ногой и перекатиться на спине с правого плеча к левой ягодице. Сильным ударом левой вытянутой руки о ковер остановить движение переката и принять положение, как и при падении на левый бок.

Из стойки кувырок через плечо выполняется в движении. Сделать шаг правой ногой вперед и, наклоняясь вперед, поставить правую руку ладонью на ковер так, чтобы пальцы были направлены к стопе левой ноги. Опуститься на локоть правой руки и, перекатываясь на правое плечо, махом левой ноги назад – вверх направить туловище на перекат с правого плеча к левой ягодице. Закончить перекат так же, как и при кувырке с колена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Здоровье и страховка В пакет документов на получение визы входит шенгенская страховка на весь период пребывания в стране. Автомобилистам необходимо также иметь страховку на автомобиль.Прививки необязательны. Уровень медицинского обслуживания хороший, хотя долгое

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Медицинская страховка Для получения бразильской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Медицинская страховка Для получения индийской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Страховка автогражданской ответственности В 1948 г. в Лондоне прошло совещание на уровне правительств европейских государств с привлечением представителей крупнейших страховых компаний. На нем было принято решение об обязательном страховании гражданской

Из книги Раскрытие безграничных возможностей, или Сюрприз от предков. Уникальная технология автора Цветкова Наталья Афанасьевна

Глава 4 Точка отсчета, или Страховка от невыезда на трассу Не удовольствия заставляют ценить жизнь; жизнь заставляет ценить удовольствия. Бернард Шоу Дубль первый. Судьба в эпизодическом образе неприметного человека со стартовым пистолетом в руке уже стоит рядом с вами.

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008).

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки; лямочные петли и перчатки; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут». К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Помощь способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка, фиксация, подталкивание, поддержка, подкрутка, комбинированные приемы, серийные приемы, поддержка, подталкивание (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

Особенности построения композиции в гимнастических видах спорта

Прежде чем перейти к особенностям построению композиций рассмотрим классификацию акробатических упражнений предложенную

Соколовым, Е.Г, 1973 он подразделил все акробатические упражнения по особенностям техники выполнения на три большие группы, каждая из них состоит из ряда подгрупп.

I. Акробатические прыжки. В эту группу входят прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они включаются в вольные упражнения как связующие элементы некоторых соединений

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперед можно делать и прыжком, т.е. с полетом после толчка ногами. При выполнении кувырков развиваются вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад, с обязательной фазой полета. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

4. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.

5. Сальто - наиболее сложные и эффективные акробатические прыжки. Эти безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т.е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина) и на батуте (подкидной сетке) (Соколов, Е.Г, 1973)

II. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

1. Одиночные упражнения, включают в себя стойки, мосты и шпагаты.

2. Парные упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т.д. В пирамидах может участвовать любое количество партнеров, однако в соревнованиях по спортивной акробатике выступают только четверки. Пирамиды с большим количеством участников выполняются в показательных выступлениях (Соколов, Е.Г, 1973)

III. Бросковые упражнения. В основе данной группы упражнений лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно. В зависимости от количества бросающихся и ловящих партнеров бросковые упражнения подразделяются на броски или ловлю одним, двумя, тремя т.д. партнерами, а по характеру полета верхнего - на упражнения без вращения, с полным вращением (полуперевороты), полным вращением (сальто) и вращением относительно двух осей (пируэты) (Соколовым, Е.Г, 1973).

На основании выше перечисленных акробатических элементов строятся соревновательные композиции по спортивной и парно-групповой акробатике. Таким же образом во всех гимнастических видах спорта на основании базовых элементов строятся композиции. По количественному составу выступающих композиции подразделяются на индивидуальные и групповые и имеют свои особенности при их составлении. Для них характерно, что подбору музыки, определению идеи группового упражнения предшествует определение состава группы. Уровень технической, артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели гимнасток во многом определяют содержание будущей композиции. В процессе изучения вопроса, было установлено два принципиально различных подходов к процессу составления композиций упражнений художественной гимнастики: последовательное составление по частям сразу окончательного варианта, то есть с уточнением основных деталей и нюансов; составление схемы упражнения с распределением элементов трудности без уточнения связующих движений, с последующей их доработкой.

Предложенная (Т.М. Мирошниченко, 2005) технологическая схема построения композиций групповых упражнений состояла из двух этапов: подготовительного и основного, которые предполагали два режима протекания процесса составления - естественного (в условиях тренировки) и виртуального (в условиях компьютерной программы).

Подготовительный этап предполагал последовательное прохождение пяти уровней составления композиции.

Первый уровень - отбор гимнасток. Отбор проходил в стандартных условиях тренировки. После определения цели и задач участия в соревнованиях осуществлялось комплектование команды гимнасток, подобных по уровню специальной технической, специальной физической подготовленности, антропометрическим показателям.

Второй уровень - выбор музыки, который регламентировал всю последующую творческую сторону построения композиции. В процессе выбора музыки учитывались: мнения и вкусы гимнасток, современные тенденции использования музыкальных стилей и направлений в художественной гимнастике, учет музыкально-двигательной, технической подготовленности и возраста гимнасток.

Третий уровень - предполагал работу в естественных и виртуальных условиях. В тренировочных (естественных) условиях, исходя из уровня квалификации, технической подготовленности и двигательных возможностей гимнасток, опробовались варианты и способы перебросок, взаимодействий. Одновременно с применением компьютерной программы, на основании данных об уровне спортивно-технической подготовленности гимнасток и структурной схеме музыкального произведения, осуществлялся выбор из базы данных элементов технической ценности без предмета (Нестерова Т.В 2000).

Четвертый уровень - моделирование схемы композиции в построениях с учетом «рисунков», опробованных перебросок, взаимодействий и типов построений, заложенных в базе данных. Выполнение этого шага в виртуальном режиме значительно сокращало и оптимизировало подготовительный этап. Компьютерной программой предлагалось 128 вариантов различных типов построений. Из них 43 варианта построений в линии, классифицированные на виды: вертикальные, вертикальные параллельные, горизонтальные, горизонтальных параллельные, диагональные, диагональные параллельные, асимметричные. Круги, треугольники (равнобедренные, прямоугольные), пятиугольники были отнесены к типу геометрических фигур и включали 32 варианта построений. Третий тип - фигурные построения представлены программой в 43 вариантах дугообразных, Т-образных (вертикальные, горизонтальные, диагональные) и крестообразных (равносторонних, разносторонних) видов построений. Комбинации треугольника с линией и линии с точкой были отнесены к типу смешанных построений и представлены в программе десятью вариантами.

Пятый уровень - распределение элементов трудности без предмета, перебросок и взаимодействий в виртуальной схеме построений создаваемой композиции, с учетом структуры и особенностей музыкального плана композиции. Программой предусматривались рекомендации относительно использования различных типов построений в зависимости от характера двигательных компонентов групповых упражнений: синхронные индивидуальные действия, асинхронные индивидуальные действия, переброски, взаимодействия, исходные и конечные позы. Контроль за рациональной последовательностью различных типов построений осуществлялся с учетом следующих критериев: не более двух взаимодействий подряд; проверка однотипности построений - не должно быть подряд два однотипных построения; наличие всех базовых построений (линии, круга, треугольника, пятиугольника, крестообразного и Т - образного).

Создание виртуальной схемы композиционной структуры групповых упражнений являлось завершающим шагом подготовительного этапа составления композиции (Новик М.Г., 1982).

Основной этап включал последовательное прохождение четырех уровней процесса составления композиции. Особенностью данного этапа являлось применение стандартизированной технологической схемы совершенствования композиции посредством возможностей тренировочного и виртуального режимов на каждом отдельном уровне процесса постановки композиции, согласно задачам и ожидаемому результату (рис. 1).

Рис. 1.

Шестой уровень. Расстановка гимнасток в ансамбле осуществлялась одновременно в виртуальных и естественных условиях по специально разработанной технологической схеме процесса построения и совершенствования композиций групповых упражнений (рис. 1).

Седьмой уровень. Практически одновременно с расстановкой гимнасток в «рисунке» построений проходило опробование и уточнение видов и вариантов построений, элементов технической ценности и оригинальных элементов в тренировочном режиме по технологической схеме шестого уровня.

Восьмой уровень - разработка в виртуальном режиме схемы переходов и перестроений из рисунка в рисунок построений с учетом уровня мастерства гимнасток и планируемой динамики исполнения композиций. Для этого в программу были заложены основные (простые, сложные) и оригинальные виды перестроений. Сложность перестроений квалифицировалась по степени пространственных расстановок гимнасток. Простые перестроения предполагали перемещение гимнасток по прямым из простого построения в простое; сложные перестроения - перемещения по прямым из простого в сложное построение или из сложного в сложное. Для оригинальных видов перестроений были характерны дугообразные траектории перемещений, как правило, из простого построения в сложное или из сложного в сложное.

Девятый уровень - непосредственное составление исходного рабочего варианта и доводка композиции до конечного соревновательного варианта. На данном уровне, завершающем процесс составления композиции, вносились коррекции в поэлементный состав, структуру построения композиции. Процесс составления считался законченным, согласно принципу соответствия судейским требованиям, по мере доведения композиции до соревновательного варианта. Затем в подготовке следовал переход от составления композиции к совершенствованию композиционно- исполнительского мастерства, как отдельной гимнастки, так и команды в целом (Нестерова Т.В, 2000).

Известно, что на занятиях школьников физиче­ской культурой, и на тренировках нередки случаи травматизма. Еще больше травм происходит в быту. Большинство из них,на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся в прыжках, беге или игре; неудачно упал, катаясь на коньках, лыжах или санках; неловко приземлился при спрыгивание и т.д. приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чрева­тых опасностью травматизма.

Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой тарвматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже предла гаются приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма

Иногда при падениях вперед школьники получают различные травмы рук, лица, груди. Происходит это чаще всего с теми, у кого слабые руки и недостаточно развита ловкость.

Упражнения для амортизации падений сгиба­нием рук.

Этот способ самостраховки применяют при падениях на месте или с небольшой поступательной скоростью движения. При обуче­нии падениям используют поролоновые маты.

1.Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о стол, табуретку, гимнастическую скамейку, пол; то же, но ноги на скамейке или поддерживаются партнером (рис. 1); то же с опорой на партнера, лежащего на спине (рис. 2). Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

2. Ходьба на руках; в упоре лежа, с под-спрыгивании, перепрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой травматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже поддержкой партнером под колени; то же с под­держкой за голени, ноги вместе; то же в стойке на руках (рис. 3).

3. Сгибание и разгибание рук в стойке: у гимнастической стенки, зацепившись насками за рейку (рис. 4); с поддержкой партнером за ноги (рис. 5); у стены без помощи, опускаясь до стойки на голове и выхода в стойку силой.

4. В упоре лежа на полу: отталкивание руками; тоже с 1-2 хлопками; отталкивание ногами (рис. 6); то же, разводя и соединяя ноги; отталкивание руками и ногами одновременно; то же с продви­жением вправо и влево. Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

5. Падения вперед на руки в упор лежа: из упора на коленях оттолкнуться руками от пола и с продвижением туловища вперед-вверх мягко приземлиться в упор лежа на согнутых руках (рис. 7); то же из упора присев; то же из стойки на коленях; то же из о.с., туловище прямое; то же с поворотом кругом и одновременным падени­ем; то же после кувырков вперед и назад.