Конституционный проект н. н

Граф Николай Николаевич Новосильцев был одной из самых важных государственных фигур России первой половины XIX века. Ему принадлежит авторство нескольких законопроектов.

Происхождение

Родился Николай Николаевич Новосильцев в 1761 году. Он был племянником знатного вельможи Александра Строганова - члена Государственного совета и одного из приближенных Екатерины II. Однако был в биографии ребенка и изъян. Он являлся незаконнорожденным сыном своей матери-аристократки. Именно из-за этого его отправили на воспитание к дяде, где он мог бы жить в стороне от семейных передряг своих родителей.

Александр Строганов решил, что лучше всего племяннику будет сделать военную карьеру. Богатые дворянские семьи всегда стремились пристроить сыновей в элитные петербургские гвардии, которые состояли из сливок российского общества. До такого уровня Николай Николаевич Новосильцев не дотянул, но тем не менее в 1783 году закончил обучение в столичном Пажеском корпусе.

Военная карьера

На протяжении следующих 13 лет будущий государственный деятель уверенно двигался вверх по карьерной лестнице в армии. На годы его службы пришлась очередная война со Швецией в 1788-1790 гг. Новосильцев участвовал в нескольких важных операциях и набрался настоящего боевого опыта. По итогам войны стал полковником.

С получением такого высокого звания офицер окончательно забыл о покое. Не успела российская армия закончить войну со Швецией, как вспыхнуло Это произошло в 1794 году, когда позади уже было несколько Россия, Австрия и Пруссия разорвали это государство на части и забрали себе по куску. Поляки подняли восстание. Во главе встал националист и патриот Тадеуш Костюшко. Николай Николаевич Новосильцев участвовал в подавлении вооруженного сопротивления поляков. В 1796 году он решил оставить армейскую службу и вышел в отставку.

Известность в либеральных кругах

Некоторое время Новосильцев Николай Николаевич жил за границей, в том числе в Лондоне, где завершал свое гуманитарное образование. Долго оставаться на чужбине ему не пришлось. Молодой император позвал его обратно на родину.

В это время новый царь собрал вокруг себя кружок верных товарищей из числа самых образованных аристократов Петербурга. Все они были либералами и хотели начать в стране реформы. Император разделял это желание. Он нуждался в таких людях, как Новосильцев Николай Николаевич. Биография этого человека полностью отвечала требованиям Александра.

Несмотря на то что по первому образованию Новосильцев был типичным военным, он обладал глубоким государственным умом. Он стал известен и популярен в среде петербургской передовой аристократии, недовольной порядками, установленными во время правления Павла I - отца Александр I. Теперь старый самодержец был свергнут и убит, а его консервативный государственный строй, установленный в России, пора было демонтировать.

Член Негласного комитета

В первые годы правления Александра Новосильцев Николай Николаевич был деятельным членом Негласного комитета - неформального собрания приближенных императора. В 1803 году вельможа был назначен президентом Академии Наук. На этом посту он оставался 7 лет, за которые сделал многое для развития образования и исследований в России.

Новосильцев был известен тем, что умел совмещать сразу несколько разных должностей. При этом его работоспособность не падала - он принимал верные и эффективные решения. В 1804 году чиновник стал помощником министра юстиции. Именно в этот период он с головой окунулся в сложное российское законодательство, которому требовались реформы. Некоторые нормы были установлены еще в XVII веке и ко времени правления Александра окончательно устарели.

Для внедрения реформ была создана Комиссия составления законов. Ее возглавил Новосильцев Николай Николаевич. Фото портрета этого человека можно встретить в любом учебнике юридических факультетов в вузах.

Дипломат и реформатор

В 1805 году император разочаровался в Негласном комитете. Реформы перешли в руки Члены былого кружка получили новые должности. У Новосильцева началась карьера посла и дипломата. На этом поприще ему пригодился собственный опыт жизни за границей. В том же 1805 году он успешно заключил союз с Великобританией, который был жизненно необходим для Александра во время подготовки к

В этот период Новосильцев исполнял множество дипломатических поручений по всей Западной Европе. В то же время он относился к этой своей работе как к почетной ссылке. Новосильцев очень хотел вернуться в столицу. Случилось это много позже. Скоро разразилась года. Когда Наполеон был окончательно разгромлен, к России присоединились остатки Польши. Именно туда был направлен Новосильцев.

В последние годы правления Александра вельможа, наконец, вернулся в Петербург. В столице он разработал черновой проект Фактически это был своеобразный прототип будущей конституции, в которой говорилось о гражданских свободах. Проект так и не был реализован.

При Николае I Новосильцев был членом Государственного совета. В 1833 году он стал графом, а в 1838-м скончался. За этим человеком закрепилась слава одного из самых исполнительных и эффективных чиновником того времени.

Разработку конституционного проекта для России Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву, одному из своих ближайших сподвижников в первые годы правления, члену Негласного комитета. Николай Николаевич Новосильцев (1761–1838 гг.) был незаконнорожденным сыном сестры графа А. С. Строганова, в доме которого он воспитывался. Выпускник Пажеского корпуса. В 1786 г. причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788–1790 гг. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведен в полковники. Участвовал в подавлении восстания Т. Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Вышел в 1796 г. в отставку, проживал в Лондоне. В 1803–1810 гг. Новосильцев являлся попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. он занимал должность товарища министра юстиции. Был почетным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1809–1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813–1815 гг. Новосильцев был вице-президентом Временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. Знакомство с «польским опытом» должно было помочь ему в порученном деле.

Н. Н. Новосильцев

В 1819 г. проект Новосильцева под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен государю и одобрен им. Он декларировал основные политические свободы (свободу слова, печати, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда), равенство всех граждан перед законом и ограничивал права самодержца. Император имел значительные законодательные прерогативы. Конституция предусматривала создание представительного органа (Думы), состоящей из двух палат (Сената и Посольской палаты). Персональный состав Сената определялся царем. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым после обсуждения в палатах и утверждения царем. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился.

Новосильцев был сторонником федеративной формы административно-территориального устройства. «Уставная грамота» предполагала разделение Российской империи на наместничества, в которых следовало создать двухпалатные парламенты.

По сравнению с проектом М. М. Сперанского «Уставная грамота» Новосильцева являлась шагом назад: система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства. Однако на реализацию этого проекта Александр I не решился, не чувствуя поддержки своим начинаниям в кругах поместного дворянства.

Государственное строительство

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕРИОД

Противодействие большинства дворян преобразовательным намерениям царя развивалось на фоне нарастания революционного движения в Европе. Характерной чертой «аракчеевщины» являлись жесткие меры против движения угнетенных масс. Александр I опасался, что усиление массового движения в стране повлечет за собой революционный взрыв, аналогичный тому, что потряс в 1820 г. многие страны Западной Европы. После донского движения началась полоса реакции. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Правительство разрешило помещику ссылать крестьян через губернские правления, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет ссылки. Помещик имел право возвратить сосланных, когда хотел.

Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах.

Началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1819–1821 гг. подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. В армии была восстановлена палочная дисциплина, что привело к волнениям 1820 г. в Семеновском полку. В 1821–1823 гг. вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в гвардии и в армии.

После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение Аракчеева. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели Павла I), наводнение 1824 г. в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности и мистицизму. «Призывая к себе на помощь религию, −− говорил Александр, −− я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Современники отмечали, что царь стал мрачным и все чаще уединялся.

Охранительные меры

Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. Подготовленный и одобренный императором документ «Государственная уставная грамота Российской империи» предусматривал установление в России конституционной монархии.

Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – Посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства.

Значительная часть проекта была посвящена перестройке системы местного управления. Россия делилась на 10–12 наместничеств на принципах федерализма. Наместнический сейм состоял из двух палат и был законодательным учреждением. Наместник (генерал‑губернатор) и совет наместничества осуществляли исполнительную власть. «Уставная грамота» провозглашала независимость судебной власти и гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. В целом проект имел более консервативный характер, чем польская Конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе.

Еще по теме 1818 г. Проект конституции Н. Н. Новосильцева:

  1. 1.9 Проект Европейской конституции и Лиссабонский договор
  2. 12 декабря 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.
  3. Новые идеи в проектах 1750-х гг. Проект реформы местного управления гр. П.И. Шувалова
  4. § 41. ТЮРЬМЫ B МОСКВЕ, КАЛУГЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ B 1817-1818 ГОДАХ
  5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1818-1819)
  6. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
  7. 4.2. Сущность конституции. Конституция как основной закон государства
  8. § 4. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
  9. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР
  10. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР

В 1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В 1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.


"Введение к уложению государственных законов" как основа системы государственных законов

Попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М. М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - "Введение к уложению государственных законов", в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М. М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Граф Михаил Михайлович Сперанский - русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. В 1780 году был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский.

Михаил Михайлович поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии.

За четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года - действительным статским советником.

В последние годы правления Павла молодой человек очень активно проявлял себя. Ещё 28 ноября 1798 г. Сперанский был назначен герольдом ордена св. Апостола Андрея Первозванного, а 14 июля 1800 г. император сделал его секретарем того же ордена с дополнительным жалованием в 1500 рублей.8 декабря 1799 г. Сперанский одновременно с получением чина статского советника получил важное назначение, став "правителем канцелярии комиссии о снабжении резиденции припасами". Комиссия с таким непритязательным названием занималась весьма важными делами: не только доставкой продовольствия в масштабе всей столицы, контролем цен, но и благоустройством города. Именно этим временем следует уверенно датировать личное знакомство Сперанского с наследником престола.

После коронации Александра, Сперанский составил императору часть проектов переустройства государства.

В 1802-1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: "О коренных законах государства", "О постепенности усовершения общественного", "О силе общественного мнения", "Ещё нечто о свободе и рабстве", "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.20 февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского был опубликован знаменитый указ "о свободных (вольных) хлебопашцах". Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на "волю", наделяя их землей. Так в 1803 году Александр I поручил ему составить "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". При её разработке Сперанский проявил себя активным сторонником конституционной монархии, однако практического значения записка не имела.

Проект М. М. Сперанского предполагал создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М. М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Однако предложенные Сперанским реформы вызвали недовольство консервативного дворянства. Он подвергался постоянному третированию как выскочка, обвинялся в государственной измене, что, в конечном счете, привело к его отставке и ссылке. А разработанный им проект государственных преобразований так и остался практически не реализованным. Вместо учреждения законодательной Государственной Думы Александр I решился только на создание законосовещательного института из назначаемых им самим членов - Государственного Совета.

Таким образом, в начале XIX в. идея о внедрении элементов конституционного устройства в России не была реализована на имперском уровне. Однако в "локальном" варианте она была блестяще реализована.

"Основные положения проекта:

Основой государственного устройства должен был стать принцип разделения властей, то есть вся власть в Российской империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Но несмотря на это, абсолютная власть императора оставалась в неприкосновенности.

Должна была быть определенная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предлагалось сделать следующую структуру: волость - округ - губерния - государство. Например, в некой волости собиралась Волостная дума, состоящая из собственников любого имущества. Некоторые депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. Из Окружной думы избирались в Губернскую думу, и по такому же принципу в Государственную думу. Все вышеуказанные органы должны были собираться раз в три года. На этих заседаниях выбирали председателя (кроме Государственной думы, так как его назначал император), главного секретаря, совет и суд.

Государственная дума по положению в государстве должна была приравняться Сенату. На заседаниях должны были обсуждаться проекты императора, но дума не могла предлагать свои реформы.

Высшей исполнительной властью обладали министры и их заместители. Причем они назначались лично императором. А высшая законодательная власть принадлежала Сенату Судебному, контролируемому императором.

Предлагалось создать три инстанции исполнительной и законодательной власти: волостные, окружные и губернские - избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях соответственно.

Координация законодательной власти принадлежала Государственному совету. Председателем являлся сам император. Законопроекты считались недействительными без обсуждения в Государственном совете и одобрения императора.

Населению предполагалось даровать гражданские (личная свобода для всех граждан) и политические права (участие в государственном управлении для обладателей какой-либо собственности).

Предлагалось разделить все население на три сословия: дворянство, "среднее состояние" (государственные крестьяне, купцы, мещане) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т.п.). Причем любой гражданин мог подняться на ступень выше при приобретении какого-либо имущества. "

В 1809 г. полным поражением Швеции закончилась последняя русско-шведская война. По ее итогам был подписан Фридрихсгамский мирный договор, в соответствии с которым России отошли Финляндия и Аландские о-ва. Тогда же в составе Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. Его главой являлся российский император и, по совместительству, Великий князь финляндский. Княжество обладало в империи достаточно широкой автономией. Всеми внутренними делами занимался выборный представительный орган власти - сейм. Финляндия пользовалась другими значительными льготами и привилегиями. Она получила свою почтовую службу и органы правосудия. Лютеранская церковь обрела статус государственной. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии (с 1878 г. финнов, правда, стали призывать в армию, но для прохождения службы в самой Финляндии). В 1863 г. было утверждено равноправие финского языка со шведским. Первое время, однако, права автономии нарушались. Так в период с 1809 г. по 1863 г. Финляндский Сейм вообще не собирался, и управление страной осуществлялось сенатом при генерал-губернаторе. Первое заседание сейма для разработки конституции было созвано в 1863 г. по инициативе Александра II. С 1869 г. сейм стал созываться регулярно, обновление его состава проводилось раз в пять лет, а с 1882 г. - раз в три года. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством. По всей видимости, успешность финского парламентаризма в России объясняется стремлением имперскиой власти компенсировать отсутствие полной независимости одному из самых передовых в своем социально-экономическом развитии региону Российской империи.

Этими же соображениями можно объяснить внедрение парламентского устройства еще на одной имперской "окраине".

В 1815 г. после победы над наполеоновской Францией, на Венском конгрессе, где одним из основных был вопрос о послевоенном устройстве Европы, по настоянию российского императора Александра I было принято решение о передаче территории Польши Российской империи. В ноябре того же года император подписал Конституцию Польского королевства. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, соединенную унией с Российской империей. Его главой были российский император и король польский. Конституция также предоставляла Польше весьма широкую автономию. Так, наместник российского императора мог быть лишь поляком (исключение делалось только для членов императорского дома). Польша получала собственную администрацию, суд, и даже войско и т.п., где все должности должны были замещаться только одними поляками. Государственным языком объявлялся польский. Гарантировалась свобода личности и печати. Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств ("комиссий") установлялось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.

Отправление правосудия Конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны. Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената.

Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. "Польский народ, - гласила далее одна статья, - на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состоящем из короля и двух палат (изб), из коих первую будет составлять сенат, а вторую послы и депутаты от общин" (гмин). По Конституции сейм должен был созываться каждые два года на тридцать дней, причем королю предоставлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королем, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан. Бюджет установлялся сеймом не более как на четыре года. Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствовавших членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королем на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом. "Посольская изба" должна была состоять из 77 послов, выбранных на шляхет-ских сеймиках по одному от каждого повета, (уезда), и из 51 депутата от гмин (общин). Срок полномочий для послов и депутатов установлялся шестилетний, избирательный ценз определялся уплатой в виде прямого налога не менее ста злотых. Если бы король распустил посольскую избу, то в течение двух месяцев должен был назначить новые выборы.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что "законно-свободные учреждения", которые он "даровал" Польше, были предметом его постоянных "помышлений" и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н. Н. Новосильцева к октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М. М. Сперанскому царь поручил написать "Проект учреждения наместничеств". Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

Уставная грамота Н. Н. Новосильцова

Граф Николай Николаевич Новосильцев - русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (1803-1810), кабинета министров (1832), председатель Государственного совета (1834).

Воспитывался в петербургском доме графа А. С. Строганова как незаконнорождённый сын его сестры. В 1783 году выпущен из Пажеского корпуса в капитаны лейб-гренадерского полка. В 1785 году перешёл секунд-майором в Волынский регулярный казачий полк. В 1786 причислен к коллегии иностранных дел. Принимал участие в войне со Швецией 1788-1790 годов, был прикомандирован к главнокомандующему гребным флотом. За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 года был произведён в полковники.

Государственная Уставная Грамота" или, как ее еще называют проект Н. Н. Новосильцова, - это вершина реформаторской программы императора Александра I, по сути дела, последний большой проект государственных преобразований, созданный в переломную эпоху русской истории; оригинальный проект государственного устройства и управления на консервативно-умеренной основе с учетом польской (1815 г.) и финляндской конституций (1810 г.), материалов М. М. Сперанского, первого опыта созданных недавно Госсовета и министерств. Первые 25 лет XIX века представляют собой время, когда привычные, комфортные, раз и навсегда устоявшиеся механизмы, оберегавшие мир и покой общества, оказались вдруг устаревшими. Виной тому стали не столько бурные европейские события рубежа веков - революция во Франции и наполеоновские войны (их влияние на внутреннюю российскую жизнь не стоит переоценивать, хотя невозможно и полностью игнорировать), сколько внутренние процессы, на протяжении веков определявшие вектор исторического развития страны и сохранившие свое значение и влияние даже на фоне новых, внешних факторов.

Пирамиду управления государством венчала неразделимая державная власть в лице государя-императора, который объявлялся верховным главой общего управления империей, единственным источником законодательной, политической, гражданской, военной власти, наделялся исключительным правом издавать, изменять законы, уставы, указы, повеления, управлять "исполнительной властью во всем ее пространстве. Каждое начальство: исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется". Он возглавляет Госсовет, государственный сейм - новое представительнее учреждение, Сенат, формирует их состав, назначает глав местных администраций, правит на основе конституции - Уставной грамоты Российской империи, в соответствии с которой должна строиться и функционировать вся система у правления.

Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А. А. Аракчеевым и министром финансов Д. А. Гурьевым.

В 1821 году вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права (последствий не имел).

Созданная на излете александровского царствования Государственная Уставная Грамота интересна не только тем, что она аккумулировала предшествующий опыт преобразований. Взгляд на Грамоту как на механистическую совокупность ранее высказанных идей не только сужает поле исторического исследования, но и не позволяет в полной мере осознать ту модель государственности, которую предлагает Грамота на суд исследователя. М. М. Сперанский - один из величайших русских бюрократов - провел четкую грань между Сводом законов, понимаемым как последовательное изложение всех законодательных норм, распределенных по отраслям права, и Уложением, которое он трактовал как основы всей совокупности правовых установлений. С этой точки зрения, наиболее захватывающей для исследователя проблемой становится вопрос о том, как, в каком порядке, по каким правилам авторы проекта Новосильцева собрали, казалось бы, разрозненные положения в единое целое, какие идеи они заложили в основу, почему часть наследия оказалась невостребованной, а другая подверглась значительной переработке и изменилась практически до неузнаваемости. Иными словами, анализ документа дает возможность познать процессы в их взаимосвязи. Она предоставляет уникальный шанс понять, в какой степени внешние и внутренние факторы влияли на российскую государственность в начале нового времени, оценить удельный вес каждого из них. Данный документ позволяет в полном объеме увидеть ту модель государственности, которую император предлагал стране, и которую на протяжении всего своего царствования намеревался, но так и не успел реализовать.

По меркам XVIII века Александр взошел на престол молодым человеком. Однако нельзя сказать, что молодой царь не знал свою страну или не имел собственного мнения о современном ему внутреннем положении страны. Напротив, еще в царствование Екатерины II у пего сложились те политические идеалы, которые в период правления его отца - императора Павла I - переросли в осознанную программу. О ней написана огромная научная литература, ее обобщение и анализ могут составить предмет не одного самостоятельного исследования, но принципиально важно то, что большинство исследователей сходятся в понимании ее сущности. В основе этой программы лежали три принципиальные составляющие: самодержавность императорской власти, крестьянский вопрос и осознанная потребность в реформе государственного аппарата. Объединяла эти три тезиса идея "истинной монархии". "Суть ее заключалась в том, что в правильной монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, но в то же время существуют фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью, и учреждения, гарантирующие их неизменность".

Идея неукоснительного подчинения государственного строя и законодательной системы неким основополагающим, "фундаментальным" законам была одной из ключевых для всей европейской правовой философии середины XVIII века. Попав на русскую почву и будучи творчески переосмыслен в "Наказе комиссии уложения" и "Своде государственных установлений", принцип "фундаментальных законов" обернулся, однако, "лишь новой формой всеобъемлющей правовой регламентации поличного общественного и политического строя, существующих учреждений и политических установлений". Нарушение фундаментальных законов, - внушал Александру Ф. Ц. Лагарп, неизбежно приводит к разрыву между монархом и подданными. Строжайшее соблюдение законов, сохранение в силе установленного государственного устройства, внимание к подданным - таковы наиболее верные гарантии власти монарха". Основу "истинной монархии" должны были составить "фундаментальные законы", определяющие самодержавность императорской власти, социальные отношения между подданными и структуру государственного аппарата, т.е. все три составляющие программы Александра. Собственно, именно это и имел в виду М. М. Сперанский, заявляя: "Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на неприменяемом законе" .

Самодержавность и неограниченность верховной власти монарха были отвоеваны русскими царями в многовековой борьбе с феодальной знатью и местным сепаратизмом. Они были философски осмыслены в "Правде воли монаршей" - официальном публицистическом трактате, написанном в 1722 году по поручению Петра. В нем Ф. Прокопович в полном соответствии с теорией договорного происхождения верховной власти утверждал отказ русского народа от прав суверенитета и тем самым передавал его в руки Петра, провозглашая императора самодержавным. "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; по силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благонамеренно управлять". "С Петра I верховная власть становится в полном объеме самодержавной, т.е. независимой пи от кого - ни от каких-либо групп населения, ни от государственных учреждений, ни от церкви". Эту независимость мало было провозгласить, ее необходимо было обеспечить стройной системой "непременных законов", которые дали бы в руки монарху механизмы "обережения" своей власти. В силу этого с возникновением самодержавия "неразрывно связаны преобразования в области государственного управления".

Однако первым делом каждого нового монарха становилось подтверждение незыблемости основного принципа государственного устройства - самодержавия. Не стал исключением и молодой Александр, в первом же манифесте 12 марта 1801 года обещавший "управлять Богом нам врученным народом по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великия". Реакция Александра на проекты преобразования Сената П. В. Завадовского, Г. Р. Державина, Д. П. Трощинского, П. А. Зубова наглядно свидетельствуют о стремлении молодого "реформатора" любой ценой сохранить законодательную власть в своих руках".

Всемилостивейшая жалованная грамота российскому пароду" последнее время трактуется в литературе как первый в серии конституционных проектов Александровского времени 14. Однако внимательный анализ показывает, что пункты Воронцова - первоначальный набросок будущего документа - представляют собой "своеобразную феодальную хартию, составленную почти исключительно в интересах господствующего сословия", где". на первое место были поставлены статьи, подтверждающие дворянские привилегии". В этом плане "показательно, что Воронцов не счел нужным подтвердить Жалованную грамоту городам и Городовое положение", а "крепостное право с безграничным помещичьим произволом оставалось незыблемым". Проект Л. Р. Воронцова рассматривался в Негласном комитете сразу после переворота в мае - августе 1801 года, а в сентябре был вынесен на обсуждение Государственного Совета. В результате ""Грамота российскому народу" увековечила феодально-крепостническую систему, построенную на принципах исключительности дворянских привилегий". В литературе совершенно справедливо отмечалось, что одними из основополагающих источников этого документа являлись английские Magna Charta и Habeus coгрus act. Именно заимствование из этих источников механизмов ограничения монархической законодательной власти в пользу высшего аристократического представительного органа - в русских реалиях им должен был стать Сенат - похоронило весь проект "Жалованной грамоты русскому пароду". Не менее примечателен тот факт, что именно Ф. Ц. Лагарп - "последователь учений энциклопедистов", учитель и наставник юного монарха - "заклинал его беречь как зеницу ока свою самодержавную власть", "возражал против малейших попыток уменьшить влияние монарха па течение судебных дел".

В том, что касается регламентации межсословных отношений, "Грамота российскому народу" содержала, в частности, положение о недопустимости конфискации у крестьянина "ни под каким видом и предлогом" движимой и недвижимой собственности "к званию земледельца относящихся". Иными словами, предполагалось наделить крестьянство собственностью, открыв тем самым путь к его освобождению в дальнейшем. Такой подход трактуется в литературе как безусловное новаторство Александра, составная часть его реформаторской программы, сформировавшейся в результате критического отношения к екатерининскому и Павловскому наследию. На самом деле идея превращения крестьянства в массу мелких собственников в начале XIX века уже не была новаторством. Еще в 1766 году Екатерина во втором письме в ВЭО трактовала крестьянский вопрос именно в этом ключе: "Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны". Российское дворянство выступило единодушно против идеи крестьянской собственности. Сформулированная в нереализованном проекте жалованной грамоты крестьянству мысль о возможности реформировать отдельно государственную деревню не отвечала потребностям верховной власти, т.к. противоречила правительственной политике поддержки дворянского сословия, выражавшейся в массовых раздачах земли помещикам. Реформа частновладельческой деревни противоречила интересам господствующего сословия. В силу этого ее реализация могла состояться только при поддержке дворянства. Отсутствие таковой предопределило как неудачу инициативы Екатерины II в ВЭО, так и рекомендательный характер указа о вольных хлебопашцах 1803 года. Единственной успешной попыткой реализации этой идеи стала остзейская реформа Александра I. Однако успеху реформы в остзейских губерниях способствовали уже имевшиеся там экономические условия, которых не было и не могло быть во внутренних областях России.

В этом смысле Александр уже в первых документах своего царства не погрешил против данного в манифесте 12 марта 1801 года обещания править по заветам Екатерины, т.е. основываясь на принципах самодержавия и сословного строя, определивших облик "золотого века" русского дворянства.

Действительным новшеством "Грамоты российскому народу" стала идея о том, что монархическая власть обеспечит российским подданным права. Однако право "вольности", т.е. "делать то, что не вредит правам другого", подтвержденное Грамотой, па деле являлось правами феодальных сословий, фиксированными жалованными грамотами. В отношении частновладельческого крестьянства это право "вольности" наглядно выразилось в указе 1801 года, запрещавшем продажу крестьян поодиночке: единственно в этом воплотились droits de l"homme русского крестьянства. Право "равенства", т.е. одинакового отношения всех к закону, обернулось волей самодержавного монарха, ибо речь шла не о равенстве перед законом - для каждого сословия закон был разным, а о равенстве всех сословий перед верховным законом, другими словами, самодержавием. Права "безопасности" и "собственности", являвшиеся необходимыми гарантиями доминирующего положения дворянства в социальной структуре общества, уже только в силу этого оказались направленными на обеспечение "безопасности" дворянской недвижимой и "крещенной" собственности. Право "свободы совести" не означало ничего иного, кроме констатации конфессионального многообразия России19, формировавшейся как сухопутная империя20. Лишь только "свободанслова" и "свобода печати" пе имели аналогов в политической практике XVIII века, хотя, по сути, становились своеобразным декором сословного строя.