Понятие зависимое аддиктивное поведение. Сниженная переносимость трудностей

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:

Сниженная переносимость трудностей

обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Аддикту не подходит формула Г. Селье: «Стресс – это аромат и вкус жизни». Для него это угроза и повод к бегству. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности

находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными».

Поверхностный характер социабельности

и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. «В то же время общение на «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты – скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними».

Стремление говорить неправду

Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.

Стремление обвинять невиновных

, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).

Уход от ответственности

в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость поведения.

Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость

проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность

у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.


Теоретическая часть. Общая характеристика зависимого поведения
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособно...

Предмет и структура педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - ...

Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей л...

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с эти очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.

Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Причины развития

Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.

Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.

Стоит подчеркнуть, что в процессе формирования аддикций определенная
роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам. В появлении девиантного поведения одна из ведущих ролей принадлежит семье, точно также как и в процессе лечения патологии. Однако наличие в семье деструктивного члена, будь то ребенок или взрослый, может привести к ее деградации. Для дисфункциональных семей в большинстве своем характерны довольно специфические методы решения возникающих проблем и самовыражения, основанные на самоутверждении за счет остальных членов семьи и компенсации собственных негативных эмоций на них.

Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться даже через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму. Так как семья является основным критерием и примером для любого человека, аддиктивным поведением часто страдают дети из неполных или аморальных семей, семей, члены которых склонны проявлять насилие или имеют явно криминальные наклонности, конфликтных семей.

Некоторые предпосылки к развитию аддикции может дать не только семья, но и другой общественный институт – школа. Дело в том, что современная система школьного образования поощряет очень напряженный труд, практически игнорируя межличностные отношения. В результате этого дети растут, не приобретая полезного житейского опыта и социальных навыков, стараясь избегать любых трудностей и ответственности. Что характерно, аддиктивные наклонности чаще возникают у учеников школ для одаренных детей, посещающих множество дополнительных занятий и кружков, но практически не имеющих свободного времени.

В качестве предрасполагающего фактора к развитию аддиктивного поведения можно рассматривать и религию, которая с одной стороны дает смысл жизни и людям и помогает избавиться от пагубных пристрастий, но с другой – сама может стать патологической зависимостью. Даже традиционные религиозные течения могут способствовать формированию зависимости, не говоря уже о различных деструктивных сектах.

Этапы развития

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама
аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

Виды

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:

  • химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
  • нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
  • нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
  • патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.

Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.

В последние годы число людей, испытывающих болезненное пристрастие к азартным играм, значительно возросло по всему миру. Это неудивительно, ведь сегодня существует огромное количество способов удовлетворить свою патологическую тягу: игровые автоматы, картежные игры, казино, лотерея, тотализаторы и т.д. В принципе некоторая доля азарта может присутствовать и у совершенно здорового человека, проявляясь в стремлении к победе и превосходству, а также финансовому обогащению. В основе этого лежат исключительно положительные эмоции, которые люди стремятся испытать снова и снова. Именно тогда азарт приобретает аффективную форму при отсутствии рационального контроля над его эмоциональной составляющей. В подобном состоянии аффекта происходит нарушение восприятия, а воля человека концентрируется лишь на одном объекте.

Когда увлечение азартными играми становится пристрастием, в медицине оно именуется аддиктивной зависимостью. При этом проблемных игроков можно разделить на несколько типов. Первый тип – это так называемый «смеющийся» игрок, воспринимающий азартные игры все еще в качестве развлечения. Однако со временем выигрыш становится все более важным, а значит, увеличиваются и ставки, при этом неудачи воспринимаются просто как неблагоприятное стечение обстоятельств или жульничество стороны других игроков.

Через довольно короткий промежуток времени такой человек может превратиться в «плачущего» игрока, начать занимать деньги для удовлетворения своей тяги к азартным играм. При этом пристрастие к игре доминирует над остальными сферами жизни. Не смотря на все возрастающие финансовые задолженности и отрыв от реальности, «плачущий» игрок все еще верит в то, что каким-то волшебным образом все его проблемы разрешатся, например, при крупном выигрыше.

После этого наступает стадия отчаяния. «Отчаявшийся» игрок занят только игрой, у него зачастую нет ни постоянного места работы или учебы, ни друзей. Понимая, что его жизнь катится по наклонной, такой человек не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д. Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции.

В эру компьютерных технологий их использование привносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Безусловно, компьютер облегчает решение множества задач, а соответственно и снижает требования к интеллектуальным способностям личности. Также снижаются такие важнейшие психические функции, как восприятие, память и мышление. Человек, обладавший определенными позитивными чертами, постепенно может стать излишне педантичным и даже отрешенным. В его мотивационной сфере начинают главенствовать деструктивные и примитивные игровые побуждения.

Особенно распространено подобное аддиктивное поведение среди подростков. Проявляться оно может в зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, феномене хакерства и т.д. Обладая неограниченным доступом к сети Интернет и содержащейся в ней информации, человек теряет ощущение реальности. Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром.

Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Было установлено, что среди детей и подростков неким побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть.

Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. Дело в том, что в сети каждый способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. У зависимых людей формируется пренебрежительное отношение к контактам с людьми в жизни. Помимо ограничения общения с реальными людьми, могут наблюдаться нарушения сна, скука, подавленное настроение. Увлечение компьютером превалирует над любыми другими видами деятельности, а общение с реальными людьми дается очень трудно.

Алкогольная зависимость, также как пристрастие к наркотикам относится к формам аддиктивного разрушающего поведения, способного привести к катастрофическим последствиям. Если на начальной стадии алкоголизма человек еще контролирует собственную жизнь, то в дальнейшем пагубное пристрастие уже начинает управлять им.

Для лиц, страдающих от алкогольной зависимости, характерными являются такие особенности личности и характера, как трудности в принятии важных решений и переносимости жизненных неурядиц, комплекс неполноценности, инфантильность, эгоцентризм, снижение интеллектуальных способностей. Поведение алкоголиков обычно отличается своей непродуктивностью, психическое развитие постепенно приходит к примитивному уровню с полным отсутствием интересов и целей в жизни.

Особенно сложен женский алкоголизм. В социуме пьющие женщины подвергаются гораздо более сильному осуждению, нежели мужчины, именно поэтому большинство из них скрывает свое пристрастие. Как правило, женщины отличаются большей эмоциональной неустойчивостью, поэтому им проще пристраститься к спиртному при возникновении жизненных трудностей или под гнетом собственной неудовлетворенности. Часто женский алкоголизм сочетается с зависимостью от транквилизаторов и седативных препаратов.

Клинические признаки

Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. Особенности пациентов с девиантным поведением могут являться как причиной, так и следствием их зависимости. К таким особенностям относят:

  • абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;
  • стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;
  • заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;
  • страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;
  • наличие стереотипов в мышлении и поведении;
  • тревожность;
  • избегание любых форм ответственности;
  • стремление манипулировать окружающими.

Диагностика и терапия

Выявить аддиктивное поведение может квалифицированный психолог по результатам подробной беседы с пациентом, в ходе которой врач собирает подробный семейный анамнез, информацию о жизни и профессиональной деятельности больного, выявляет его личностные особенности. В ходе такой беседы специалист внимательно наблюдает за речью и поведением пациента, в которых также могут присутствовать определенные маркеры аддикции, например, реактивность или залипание в речи, негативные высказывания о себе и т.д.

В качестве главного метода лечения аддикций используется психотерапия. Если речь идет о тяжелой наркотической или алкогольной зависимости может потребоваться госпитализация больного и проведение дезинтоксикации организма. Так как большинство психологов рассматривают проявления аддикции как побочное явление семейного неблагополучия, предпочтение обычно отдается семейной психотерапии, которая может быть стратегической, структурной или функциональной. Основными целями такого психотерапевтического лечения является определение факторов, вызвавших девиантное поведение, нормализация отношений внутри семьи, разработка индивидуального подхода к лечению.

Профилактические меры

Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.

Реальность не всегда радует своими красками. Когда происходят беды и разочарования, хочется побыстрее уйти от них. Вполне естественно желание человека уйти от гнетущей душу боли. Уже ненормальными становятся способы, которыми человек при этом пользуется. Аддикция характеризует данную зависимость. Существует множество ее видов, причин, методов лечения и профилактических мер. Самыми распространенными являются интернет и пищевая аддикция.

Под аддикцией люди понимают разное. По большому счету под ней понимается тягостное желание достижения определенной цели любимыми удобными способами. Самыми распространенными из них являются химические вещества, которые изменяют сознание и позволяют уйти от неприятной реальности.

Что такое аддикция?

Что же такое представляет из себя аддикция? Прочтем определение: Острая потребность в достижении определенного желания или выполнении конкретной деятельности называется аддикцией. В обычной жизни это часто называется зависимостью. Ранее считалось, что зависимыми людьми становятся только те, кто употребляет химические вещества: алкоголь, наркотики и пр. На сегодняшний день выделяют нехимическую аддикцию: шопоголизм, пищевая и интернет зависимости, пр.

В процессе постоянного потребления конкретного вещества или удовлетворения своей потребности возникает все большая потребность в увеличении дозы. Человеку становится мало того, что у него было. Теперь нужно получать еще больше. Это называется толерантностью, которая сопровождается еще и психофизиологическими изменениями в организме.

В психологии данное понятие характеризуется желанием убежать от реальности путем помутнения сознания. Человек может прибегать к приемлемым обществом формам аддикции:

  • Творчество.
  • Трудоголизм.
  • Спорт.
  • Медитация.
  • Духовные практики.

Неприемлемыми формами аддикции в обществе являются:

  • Наркозависимость.
  • Клептомания.
  • Токсикомания.
  • Алкоголизм.

Современными формами аддикции, которые возникли лишь с технологическим прогрессом общества, являются:

  • Игромания.
  • Компьютерная аддикция.
  • Шопоголизм.
  • Зависимость от телевизора.
  • Интернет-зависимость.
  • Зависимость от соцсетей, виртуального общения.
  • Пищевая зависимость и т. д.

Аддикция всегда развивается на фоне неудовлетворенности какой-то частью или целой жизни. Иногда это является формой саморегуляции, самоуспокоения. Человек вынужден прибегать к некоторой зависимой форме, поскольку это помогает ему быстро восстановиться, прийти в себя. Если вспомнить об упражнении «Якорение», тогда становится понятным, что когда-то человек нашел быстрый способ достижения определенного состояния, после чего начал постоянно его использовать.

Виды аддикции

Практически от чего угодно человек может стать зависимым. Все зависит лишь от того, помогает данный способ удовлетворить свою потребность человеку или нет. Условно можно разделить аддикцию на такие виды:

  1. Химическая (физическая). Характеризуется воздействием на организм определенными веществами, которые помогают в изменении сознания или состояния. Нередко эти вещества приносят вред и разрушают организм. Самыми распространенными и известными формами аддикции данного вида являются:
  • Алкогольная – когда человек не способен удержать внутреннюю тягу к алкоголю, похмелению, достижению внутреннего комфорта путем распития спиртных напитков.
  • Наркотическая (наркомания) — непреодолимая тяга к потреблению наркотиков. Сюда же относится и токсикомания. Организм разрушается настолько под воздействием данных веществ, что человек практически всегда рано погибает.
  1. Поведенческая (психологическая). Характеризуется совершением таких действий, которые позволяют человеку получать желаемое. Он придает сверхценное значение определенному виду деятельности, из-за чего не может от него отказаться. Сюда относятся такие формы:
  • Игровая – когда человек не видит жизни без рулетки, игровых автоматов, казино и прочих азартных игр. Она выявляется изменениями качеств в человеке: раздражительность, изменение круга общения, увеличение количества времени, которое тратится на игру, повышение ставок, неспособность не играть или отказаться от игры и т. д.
  • Любовная – повышенная заинтересованность в партнере. Постоянно хочется быть с ним рядом и ограничить его круг общения.
  • Избегание – когда человек подвержен страху покинутости, поэтому избегает слишком близких отношений, привязанности.
  • Интимная – повышенное желание к интимным ласкам, даже если они приведут к негативным последствиям.
  • Трудоголизм – одна из форм бегства от реальности. Человек путем полного ухода в работу сторонится отношений, дружбы, близких контактов с людьми. Здесь нет цели много заработать. Целью трудоголизма является достижение успеха и одобрения. Трудоголик желает быть лучше других, если же его увольняют с работы, тогда он тяжело это переживает. Нередко в таких случаях трудоголик будет устранять свой стресс химическими веществами, то есть поведенческая аддикция станет химической. Однако есть случаи, когда человек путем трудоголизма избавляется от химической зависимости.
  • Компьютерная – использование компьютерных возможностей для ухода от реальности. Самой прогрессирующей является интернет аддикция, когда человек уходит в виртуальный мир и отказывается от реального общения с людьми.
  • Спортивная – когда человек чрезмерно занимается спортом. Данный вид аддикции является социально приемлемым. Однако человек часто подвергает свой организм опасности: изнашивает его, чрезмерно напрягает, быстро старит. Нередко бывшие спортсмены становятся химически зависимыми: алкоголиками, наркоманами, токсикоманами и т. д.
  • Шопоголизм – неконтролируемое желание в совершении покупок. Человек практически никогда не может утолить свою жажду в приобретении вещей. Причем часто покупаются вещи, которые абсолютно не нужны человеку. Таким образом он ненадолго заменяет ощущение счастья, которое очень быстро проходит. Здесь появляются проблемы в трудовой деятельности, поскольку человек много времени тратит в магазинах, в денежном плане, поскольку расходуется много денег, с законом и долгами. Также портятся отношения с близкими и любимыми, поскольку они не способны понять порывов шопоголика, который тратит много денег на ненужные вещи.
  • Пищевая – когда человек фиксируется на еде: то переедает, то голодает. Здесь рассматриваются анорексия, булимия, компульсивное переедание.

Существует несколько форм пищевой аддикции: голодание, переедание, булимия и нервная анорексия. Характеризуется переедание тем, что человек постоянно чувствует голод. Чем больше он ест, тем больше голода ощущает. В какой-то момент наступает чувство стыда, что заставляет его скрываться от других людей. В результате индивид сталкивается с такими проблемами пищеварения:

  • Сбой работы органов.
  • Увеличение веса.
  • Нарушение метаболизма.
  • Компульсивное переедание.
  • Болезни ЖКТ.

Голодание часто появляется в целях устранения болезней (лечебное голодание) или избавления от лишнего веса. В первые дни человек будет ощущать острое чувство голода. Однако вскоре оно проходит, что ощущается снижением аппетита и спокойным отношением к еде. Чувствуется прилив сил и энергии, ощущается легкость. Индивид по достижении цели должен выйти из состояния голодовки. Если этого не происходит, тогда возникает аддикция. Теряется значимость голодовки, человек считает это нормой жизни. Здесь и развивается анорексия.

Пищевая аддикция является социокультурным наследием. Уже много веков человек возводил в культ еду. Были времена, когда наступали голодные дни, что запоминается организмом. Не желая погибать, человек стремится к поеданию еды. А поскольку современный общепит достиг своего развития во многообразии вкусов и блюд, то человек делает из пищи культ.

Если обратить внимание, то ни один праздник не обходится без еды. Человек всегда кушает и пьет, особенно за просмотром телевизора и интересных передач. Когда приходят гости или встречаются друзья, тогда обязательно накрывается стол. Все эти культурные традиции искажают верное понимание функций еды.

Интернет аддикция

С появлением в каждом доме компьютерной техники появилась новая психологическая проблема – интернет аддикция. Это неспособность человека отказаться от долгого пребывания в виртуальном мире. У него появляются друзья и виртуальные интересы. Полностью отходит от реальной жизни, где за ним закреплены обязанности: учеба, работа, заработок денег и т. д.

У людей двоякое отношение к данной форме аддикции. С одной стороны, родители рады, что дети проводят время дома, а не пьют, не употребляют наркотики и не попадают в передряги. С другой стороны, подростки теряют связь с реальностью и социальные навыки.

Компьютерная зависимость имеет множество видов. Самыми распространенными считаются:

  1. Компульсивное переключение сайтов.
  2. Игровая зависимость от компьютерных игр.
  3. Зависимость от азартных игр.
  4. Порнографическая интернет-зависимость.

Человек постепенно теряет связи с людьми, становится замкнутым и одиноким, много времени проводит за компьютером, ощущает эйфорию от возможности посидеть в интернете. При этом нарушается режим сна и поглощения еды, теряется ориентировка в днях и времени, появляются головные боли, сухость в глазах и прочие физические симптомы.

Помимо потери социальных навыков и отрыва от реальной жизни, человек страдает от рассеянности внимания, ухудшения памяти, потери качества восприятия, ухудшения гибкости мышления. Человек становится глупее за счет доступа к неограниченной информации. Ему теперь не нужно думать своей головой, поскольку все ответы находятся на форумах и чатах.

Нередко человек развивает деструктивный характер поведения. Возможность оставаться анонимом в интернете позволяет подумать, что такое возможно и в реальной жизни. Троллинг, хакерство и прочие деструктивные модели внедряются в поведение человека.

Самыми распространенными интернет-зависимостями являются:

  1. Игровая – когда человек днями и ночами не может оторваться от игры, даже чтобы покушать или сходить в туалет.
  2. Соцсети – когда человек проводит время за виртуальным общением с большим количеством незнакомых ему в реальной жизни людей, ставит лайки на чужих фотографиях, следит за развитием событий чужих жизней, выставляет свои фотографии, чтобы люди их оценили.

Причины

Аддикция является серьезной проблемой общества. Нередко люди не достигают счастья и успешной жизни лишь потому, что не способны быть свободными от своих зависимостей. Вот почему предлагается обращаться за помощью психотерапевта на сайте сайт, если самостоятельные попытки избавиться от причин аддикции не увенчались успехом.

Психологи не отмечают единых причин возникновения аддикции. Чаще всего в ее возникновении участвуют комплекс факторов:

  • Личностные качества: низкая самооценка, неуверенность, замкнутость и т. д.
  • Неблагоприятная среда обитания.
  • Трудное детство.
  • Низкий уровень адаптации к разным условиям.
  • Отсутствие понимания и поддержки.

К примеру, аддикция отношений (интимная или любовная) возникает на фоне неправильного восприятия себя и других, неадекватной самооценки, неумении уважать и любить себя.

Существует множество причин аддикции различной формы:

  1. Психологические: неумение принимать решения и решать проблемы, низкая стрессоустойчивость, незрелая личность, неправильные выводы, которые не приводят к желаемым результатам.
  2. Социальные: неумение налаживать отношения, нестабильность общества, давление, отсутствие хороших традиций.
  3. Социально-психологические: отсутствие взаимопонимания между поколениями, наличие негативных образов.
  4. Биологические: привыкание к определенному стимулу, который каждый раз побуждает прибегать к зависимости.

Лечение

Если говорить об устранении психической болезни, то следует понимать, что зачастую больные не понимают всей серьезности своего расстройства. Лечение аддикции редко проводится по собственному желанию. Зачастую именно близкие становятся инициаторами устранения аддикции.

Самостоятельно от зависимости избавиться можно. Однако чаще больной срывается, что сводит на «нет» все проводимые попытки. Часто именно работа с психиатром способна помочь в устранении аддикции. Он проводит диагностику по выявлению всех симптомов зависимости, после чего и назначает программу лечения.

Основным способом устранения аддикции является психотерапия. Лишь при выявлении химической зависимости возможна госпитализация больного с целью ограничения его доступа к химическим веществам, а также выведения из организма токсинов.

Психотерапия в данном случае направлена на устранение главной причины, вызвавшей аддикцию. Если причиной стала неблагоприятная обстановка в семье и в отношениях с конкретными людьми, тогда они тоже приглашаются на терапию. Если же причиной являются личностные особенности больного, тогда врач проводит их исправление и разрабатывает методику нового поведения.

Чем глубже человек погрузился в свою зависимость, тем сложнее от нее избавиться. Важными здесь становятся такие факторы, как:

  • Адаптация – способность быстро меняться в соответствии с новыми задачами и условиями жизни.
  • – состояние, которое формируется после отказа от принимаемого вещества или выполняемых поступков.

В американской практике активно используются групповые анонимные встречи. Зависимые люди встречаются и вместе обсуждают тему их болезни, которая у всех одинаковая. Все делятся своим опытом, переживаниями, мнениями. Подразумевается, что коллективное желание избавиться от общей проблемы побудит каждого в отдельности преодолеть абстиненцию, которая часто побуждает отказаться от оставленной цели и вернуться к болезни.

Профилактика

Следует не доводить до зависимости, чтобы потом не пришлось от нее избавляться. Это называется профилактикой аддикции. Если речь идет о детях, тогда ее должны проводить родители и воспитатели, учителя, доктора. Если речь идет о взрослом человеке, тогда он должен сам контролировать процесс зарождения аддикции.

Первым этапом является выявление склонности к девиантному поведению, то есть тяге к определенному виду зависимости. Если это имеется у человека, тогда следует заниматься формированием конструктивного поведения в отношении конкретной зависимости.

Хорошо, если человек еще с детства осведомлен о том, к каким последствиям приводит та или иная аддикция. Проведение занятий по ознакомлению с различными видами аддикции, причинами их появления и последствиями позволит ребенку заранее подготовиться к тому, что его ждет. У него будет выбор, становится зависимым или нет.

Нередко психологи отмечают роль родителей, которые являются примерами для своих детей. Часто дети обретают те же пристрастия, которые имелись у их родителей. Если мама учит ребенка не курить, когда сама постоянно курит, тогда ее меры воспитания не окажут полезного эффекта. Ребенок будет курить так же, как и его мама. Такой же пример подает отец.

Важными становятся взаимоотношения человека с его родителями, любимыми партнерами, друзьями. Если присутствует взаимопонимание и поддержка, любовь и уважение, тогда человеку легче отказаться от зависимости, нежели в ситуации одиночества или непонимания. Часто человек желает убежать в придуманный мир, поскольку в реальном у него нет той поддержки, в которой нуждается.

Психотерапевт разрабатывает новые модели поведения, которые помогут больному эффективнее справляться со своими негативными переживаниями, которые толкают на развитие аддикции. На коррекционном этапе идет закрепление эффекта и моделей поведения, которые дают положительный эффект.

Важно не только избавиться от аддикции, но и развить в себе навыки, которые помогают в социальной адаптации, преодолении стресса, решении жизненных проблем. Ведь аддикция – это желание убежать от того, что человек не может устранить своими силами.

Продолжительность жизни

Аддикция разрушает не только психику человека, но и его организм. Химическая зависимость встречается довольно часто у представителей сильного пола, однако на женщин вещества воздействуют намного сильнее. Таким образом, следует вести разговоры о продолжительности жизни аддиктов.

Как долго живут алкоголики? Их жизнь сокращается на 20-30 лет, поскольку страдают все органы. Наркоманы способны умереть через 2-5 лет после приема наркотиков. Токсические вещества, в зависимости от своего вида, могут убивать сразу или через несколько лет.

Прогноз неутешительный и для тех, кто страдает от нехимической аддикции. Несмотря на то, что нет прямого воздействия на организм, тело все же может пострадать. Не исключаем те случаи, когда люди на фоне поведенческой зависимости начинают испытывать тягу к химической. А также встречаются случаи психосоматики – когда психологические переживания приводят к возникновению вегетативных симптомов в организме.

Итог аддикции неблагоприятный, поскольку зависимость лишь на внешнем фоне позволяет человеку обрести комфорт и гармонию. Теряются социальные навыки и связи, человек становится бедным, больным и несчастным. Его зависимость становится единственным миром, в котором он способен жить. Более того, аддикция контролирует человека. Теперь не он решает, чем ему заниматься, а зависимость толкает его на совершение определенных действий.

Возле аддикта страдают и люди, которые зависят от него морально, материально или физически. Человек не понимает всех последствий, которые тянутся за его пристрастием, каким бы безобидным он ни был.

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в сильной зависимости от чего-либо.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго». Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь - сексуальной. Эго - психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них. Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе. Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности. Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction - сделка) - психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра». Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».