От де Голля до Макрона: президенты Франции и их политические платформы. Президент и правительство франции

Политическая история Франции XX века Арзаканян Марина Цолаковна

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦИИ (1899-2002)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦИИ (1899-2002)

ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА

Президент Республики

Председатель совета министров

Из книги 23 июня. «День М» автора Солонин Марк Семёнович

Приложение № 8 Встречные предложения Советского правительства об условиях присоединения СССР к Тройственному пакту Переданы Председателем СНК В. М. Молотовым послу Германии в СССР Шуленбургу 25 ноября 1940 г.СССР согласен принять в основном проект пакта четырёх держав

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

1. Последствия поражения германских войск 8 августа. Начало отступления германских войск из Франции и Бельгии. Растерянность на верхах германского правительства. Речь Вильгельма к эссенским рабочим. Нота графа Буриана ко всем воюющим державам. Отказ Антанты от каких бы

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого Дебаты о власти продолжались. Антагонистом ВЦИК и СНК стала Петроградская городская дума, объявившая себя единственной законно избранной властью в

Из книги Крещение Руси – благословение или проклятие? автора Сарбучев Михаил Михайлович

Из книги «Нормандия-Неман» [Подлинная история легендарного авиаполка] автора Дыбов Сергей Владимирович

«Французский вопрос» - признание Временного правительства Франции Во Франции в это время союзные армии, высадившиеся в Нормандии, вели наступление на восток.3 июня было создано Временное правительство Франции, которое возглавил де Голль единолично. Цель, к которой он

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Документ №9. Отказ СССР от посреднической миссии в Китае (Ответ Советского правительства на меморандум нанкинского правительства, опубликованный в газете «Известия») 18 января 1949 г. 8 января Министерство иностранных дел Китая направило в посольство СССР в Китае

Из книги Краткая история США автора Римини Роберт В.

Приложение 2 Президенты США 1789–1797 гг. – Джордж Вашингтон, 1-й президент США1797–1801 гг. – Джон Адамс, 2-й президент США, федералист1801–1809 гг. – Томас Джефферсон, 3-й президент США, демократический республиканец1809–1817 гг. – Джеймс Мэдисон, 4-й президент США, демократический

Из книги Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая автора Лависс Эрнест

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

Зависимые президенты Почти сразу после свержения Фрондиси президентское кресло занял сенатор от Рио-Негро Хосе Мария Гидо. Под давлением военных он подписал акт, в котором обещал аннулировать результаты выборов 18 марта 1962 г., принять новый избирательный закон, а также

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

20 ЯНВАРЯ (1 ФЕВРАЛЯ) 1863 г. МАНИФЕСТ ПОЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВРЕМЕННОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛИТВЫ И БЕЛАРУСИ О НАДЕЛЕНИИ КРЕСТЬЯН ЗЕМЛЕЙ (литовский вариант)Перевод с литовскогоПольское правительство провозглашает следующие права литовцам, белорусам,

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Жирафа» - в президенты Эксперты «бильдербергов», разочаровавшись в Медведеве, так и не сумевшим отправить в отставку Путина, и самым тщательным образом проанализировав ситуацию с зашедшей, а скорее загнанной в тупик оппозицией в РФ, ищут сейчас, кто же с их точки зрения

Из книги Малый народ и революция (Сборник статей об истоках французской революции) автора Кошен Огюстен

Приложение. Об источниках и о методе изучения актов революционного правительства Первая часть предисловия к книге «Les Actes du gouvernement r?volutionnaire (23 ao?t 1793-27 juillet

Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

Приложение 6 Проект Нового американского столетия (сентябрь 2002 года) По сведениям газеты «Санди геральд» (15.09.2002), американское правительство разработало новый документ под названием «Восстановление американской обороны: стратегия, война и средства для Нового

автора Никольский Алексей

Приложение 6. Речь члена Временного Комитета Государственной думы П. Н. Милюкова на митинге в Таврическом дворце об образовании Временного правительства 2 марта 1917

Из книги Герои и антигерои русской революции автора Никольский Алексей

Приложение 8. Нота министра иностранных дел Временного российского правительства П. Н. Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны, врученная через российских представителей союзным державам 27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к

Из книги КГБ во Франции автора Вольтон Тьерри

Приложение 2. Список офицеров КГБ и ГРУ, высланных из Франции после 1960 г. Агафонов Сергей (1976)Андросов Андрей (1983)Архипов Владимир (1969)Белик Геннадий (1983)Беляцев Анатолий (1979)Бехтин Николай (1982)Блудов Михаил (1984)Бовин Олег (1983)Бочков Виктор (1983)Быков Юрий (1983)Ванагель Виктор

ПАРИЖ, 8 мая — РИА Новости, Виктория Иванова. Непредсказуемая избирательная кампания на выборах президента Франции завершилась без сюрпризов — новым главой государства стал лидер движения "Вперед", бывший министр экономики страны Эммануэль Макрон.

Сейчас обработаны 99,99% (35,4 миллиона) бюллетеней. За Макрона проголосовали 66,06% избирателей, а за его соперницу — лидера партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен — 33,99%.

Президентские выборы в Пятой республике прошли в 11-й раз. Глава государства избирается на пять лет путем всеобщего прямого тайного голосования, в выборах могут принять участие граждане в возрасте от 18 лет — около 47 миллионов избирателей. До оставляющего должность Франсуа Олланда высший государственный пост занимали Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Валери Жискар д"Эстен, Франсуа Миттеран, Жак Ширак и Николя Саркози.

Кто такой Макрон?

Макрон стал самым молодым президентом Франции в новейшей истории страны — ему всего 39 лет. Он закончил одно из самых престижных учебных заведений Франции — парижский Институт политических исследований Sciences-Po, а затем кузницу кадров французской политической элиты — Национальную школу администрации ENA. Макрон стал магистром философии, специализируясь по работам итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, автора "Государя", считающегося основоположником политического реализма, а также написал работу по философии немецкого идеалиста, основоположника диалектики Георга Гегеля.

Макрон проявил способности и к финансам. В 2008 году он пришел на работу в банк Rothschild & Cie, где через два года стал управляющим партнером. За время работы в банке Макрон заработал свыше трех миллионов евро, после чего его политическая карьера резко пошла в гору, и уже в 2012 году он стал заместителем генерального секретаря при президенте Франсуа Олланде. Спустя два года он покинул и этот пост, чтобы в 36 лет стать уже министром экономики, промышленности и цифровых технологий Франции.

О своем решении баллотироваться на высший пост в государстве Макрон, которого считали протеже Олланда, объявил в ноябре 2016 года. Ранее, в апреле, он создал свое движение под названием En Marche! ("Вперед"). За год Макрон сделал то, чего от него никто не ждал, — он неожиданно занял лидирующие позиции в опросах общественного мнения.

Кампания

Первый тур выборов прошел 23 апреля, по его итогам борьбу за президентское кресло продолжили центрист Макрон, получивший 24,01% голосов, и лидер правого "Национального фронта" Марин Ле Пен, ставшая второй с 21,3%.

Избирательная кампания в преддверии выборов 2017 года во Франции стала, пожалуй, самой скандальной и непредсказуемой. Впервые в истории Пятой республики от права баллотироваться на второй срок отказался действующий президент страны Франсуа Олланд, который понимал, что с учетом провальных итогов его правления он не имеет шансов на переизбрание.

Также впервые во второй тур вышли кандидаты альтернативы, а правые и социалисты, которые на протяжении десятков лет сменяли друг друга у штурвала, в этот раз оказались за бортом: представитель правящей Социалистической партии, бывший министр образования Бенуа Амон был фактически проигнорирован большинством однопартийцев, решивших поддержать Макрона, и получил в первом туре только 6,36% голосов.

Казавшийся в начале года одним из фаворитов президентской гонки кандидат "Республиканцев", экс-премьер Франсуа Фийон пал жертвой серии скандалов и финишировал лишь третьим с 20,01%.

День выборов

После разгромных дебатов, прошедших в среду в преддверии второго тура голосования, у французов и заграничных наблюдателей, кажется не осталось никаких иллюзий — президентом будет Макрон.

Уже утром, во время голосования самих кандидатов, картинка сложилась четко. У избирательного участка, где голосовал экс-министр, собралась толпа, долго не пускавшая политика, а голосование лидера Нацфронта прошло стремительно и без особого присутствия сторонников.

По информации французских социологических институтов, явка во втором туре может стать самой низкой с 1969 года, когда на второй тур выборов не пришли 31,1 избирателей. Официальной информации о явке к настоящему моменту не поступало.

В отличие от первого тура выборов, в преддверии которого был теракт и предотвращенная попытка теракта, второй тур прошел без серьезных происшествий. Протесты в Париже начались уже вечером, когда были объявлены первые результаты.

Настроения в штабах

Известие о поражении сторонники Ле Пен, собравшиеся вечером воскресенья в бывшем охотничьем павильоне императора Наполеона III на юго-востоке Парижа, встретили громким вздохом. Появление Макрона на экранах вызвало осуждающие возгласы.

Глава Нацфронта не заставила себя долго ждать — она вышла на трибуну почти сразу, признала поражение и заявила, что ее партия является "самой большой оппозицией" новому президенту и продолжит борьбу на парламентских выборах. Вечер продолжился исполнением гимна Франции — "Марсельезы" и танцами.

Макрон, выбравший для празднования площадь у Лувра, вышел к народу спустя почти три часа после оглашения первых результатов. Он поблагодарил французов за поддержку и приложенные усилия, а также кратко изложил свои задачи, направленные на процветание Франции.

В конце его выступления на сцену поднялась его супруга Бриджит и две ее дочери со своими детьми. Члены большой, теперь уже президентской семьи также исполнили гимн на глазах у тысяч избирателей.

Реакция в мире

Одним из первых Макрона с победой на выборах поздравил председатель Европарламента Антонио Таяни, заявивший, что "рассчитывает на Францию в самом центре Европы, чтобы изменить весь (Европейский) Союз".

О роли Франции в Европе написал и официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, назвавший победу Макрона "победой сильной единой Европы".

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сообщила, что "с нетерпением ждем начала работы с новым президентом по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес".

Президент США Дональд Трамп поздравил Макрона и выразил надежду на совместную работу. "Поздравляю Эммануэля Макрона с сегодняшней крупной победой в качестве следующего президента Франции. Очень рассчитываю работать с ним!" — написал президент США в Twitter.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

В отличие от своих англо-саксонских союзников Франция вышла из Первой мировой войны сильно обескровленной, а ее военно-морской флот уже не мог претендовать на былое могущество. И в наиболее жалком состоянии находились торпедные силы. Пестрая компания из уцелевших «800-тонников» и японских «подарков» (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.) выглядела совершенно устаревшей и к тому же находилась в сильно изношенном состоянии. На этом фоне как нельзя кстати пришлись немецкие и австрийские трофеи.

Если англичане и американцы почти все отошедшие им эсминцы своих бывших противников незамедлительно пустили на слом, то французы поступили иначе. Восемь германских «церштёреров» последней генерации и лидер S-133 составили основу французских торпедных сил в первые послевоенные годы, причем их эксплуатация оказала огромное влияние на дальнейшее развитие класса эскадренных миноносцев флота этой страны.

Морская стратегия Франции в 20-е годы претерпела существенные изменения. Главным потенциальным противником для нее стала Италия, а основным морским театром возможной войны - Средиземное море. Для того, чтобы создать преимущество быстро и без чрезмерных затрат, французы пошли необычным путем: они решили строить крупные торпедно-артиллерийские корабли, которые должны были иметь скорость большую, чем у зарубежных эсминцев, и мощное вооружение. Конечно, таких кораблей не могло быть много, но предполагалось, что внушительные боевые возможности компенсируют их недостаточное количество. А в качестве дополнения к ним планировалось строить также относительно небольшим числом «стандартные» эсминцы.

К разработке проектов новых кораблей французы приступили уже в 1920 году. Однако первые варианты лидера и эсминца с вооружением соответственно из пяти и четырех 100-мм пушек устарели буквально на чертежной доске. Началась гонка калибров: сначала руководство флота предложило вооружение из 120-миллиметровок. Но поскольку и это не соответствовало доктрине превосходства в артиллерии, было решено остановиться на 130-мм орудиях с 32-кг снарядом, которые могли пробивать 80-мм броню на дальности в 50-60 кабельтовых. Немудрено, что вместо предполагавшихся 1780 т водоизмещение первой серии лидеров типа «Ягуар» достигло 2100 т, а их ввод в строй задержался на несколько лет.

Хотя «Ягуар» и его систершипы развили на испытаниях ход свыше 35 узлов, их нельзя назвать особо удачными кораблями. Мощная пушка имела малую скорострельность (4-5 выстрелов в минуту), а плотно набитый механизмами корпус не допускал сколь-нибудь серьезной модернизации.

Тем не менее, французы твердо продолжали следовать избранным путем, и следующая серия 2400-тонных лидеров типа «Бизон» оказалась более соответствующей их доктрине. От 130-мм калибра перешли к еще более мощному 138-мм. Снаряд весил теперь 40,4 кг. Возросла скорострельность, а место в торпедных аппаратах заняли новые торпеды модели 1923 года с 415-кг зарядом. С 1927 года предполагалось закладывать по шесть единиц ежегодно, поскольку будущие «легкие дивизионы» должны были состоять из трех лидеров каждый.

Следующая шестерка лидеров типа «Эгль» отличалась от «бизонов» усовершенствованной пушкой того же калибра, разработанной на основе германской 150-миллиметровки с «Амираль Сенэ» (бывшего немецкого S-113). Клиновой затвор позволил удвоить скорострельность, которая всецело зависела от скорости подачи. Для облегчения трудной работы орудийной прислуги вокруг каждой артиллерийской установки располагались кольцевые «поручни», по которым двигалась тележка со снарядом, сопровождая перемещения орудия. Эти устройства стали отличительной чертой большинства французских лидеров.

Наряду с артиллерией от типа к типу прогрессировала и механическая установка. Перегрев пара позволил повысить мощность, и один из лидеров типа «Эгль» - «Жерфо» - на испытаниях показал ход свыше 41 узла, а более поздний «Милан» достиг почти 42 узлов. Прекрасные результаты продемонстрировали так же корабли следующей серии типа-«Кассар», отличавшиеся лишь небольшими изменениями в составе зенитного вооружения.

Однако настоящий фурор произвела шестерка лидеров типа «Фан-таск», заложенных в 1931 году. Новые корабли несли все те же 138-миллиметровки, но более длинноствольные и снабженные элементами полуавтоматики. Дальность их стрельбы превышала 100 кабельтовых, а мощный снаряд мог пробивать броню легких крейсеров главного «супостата» - итальянцев - на большинстве реальных дистанций боя. Если же противник оказался бы сильнее, то французы могли легко уклониться от сражения, ведь один из «2600-тонников», «Терибль», развил ход в 45 с небольшим узлов - рекорд скорости для крупных надводных кораблей, так и не превзойденный до настоящего времени. Да и остальные единицы серии немногим уступали рекордсмену, сумев держать скорость не менее 41,4 узла в течение нескольких часов. Отличная энергетика «фантас-ков» дополнялась очень элегантным внешним видом: оснащенные двумя широкими трубами и высоким полубаком лидеры являли собой воплощение стремительности.

Но французские конструкторы не остановились на достигнутом и пошли еще дальше. В конце 1934 года на стапелях Лорьяна и Нанта были заложены два лидера - первые из очередной шестерки. «Вольта» и «Могадор» внешне напоминали своих сверхскоростных предшественников, но отличались значительно более мощным вооружением. Число 138-мм орудий достигло восьми, причем они располагались теперь в легких башнях, что позволило механизировать подачу боезапаса (40,4-кг снаряды для ручной подачи были все-таки тяжеловаты). Правда, весьма смелый проект автоматизации установок на практике оказался не вполне удачным. Сложная механика часто отказывала, и вместо предполагавшихся 14-16 выстрелов в минуту орудия давали только половину. Тем не менее, артиллерийская мощь лидеров в своем классе была вне конкуренции. Хорошо выглядела и система управления огнем, соответствовавшая крейсерским стандартам. Дальнейшему усовершенствованию подверглась механическая установка. Так, .лидеры могли поднять пары для повышения скорости с экономичных 14 узлов до 35 в течение 5-7 минут, то есть в три-четыре раза быстрее, чем их современники из других стран. Ходовые возможности «Вольты» и «Могадора» так и остались не раскрытыми до конца, оба превысили 43,5 узла, однако ввиду напряженной международной обстановки (они вступили в строй перед самым началом Второй мировой войны) испытания проводились по несколько сокращенной программе. А вот остальным единицам серии совсем не повезло: сначала сроки их закладки отодвигались, а затем Франции вообще стало уже не до постройки новых боевых кораблей.

227.Лидер «Ле Фантаск», Франция, 1935 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3420 т. Длина наибольшая 132,42 м, ширина 12,25 м, осадка 5,0 м. Мощность двухвальной турбинной установки 74 000 л.с., скорость проектная 37 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, три трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1935-1936 годах построено шесть единиц: «Ле Фантаск», «Л’Одосье», «Л’Эндомтабпь», «Ле Мал эн», «Ле Террибпь» и «Ле Триомфан». «Эндомтабль» затоплен в Тулоне, «Одосье» выбросился на берег в сентябре 1940 г., затем отбуксирован в Бизерту, где погиб от воздушных атак союзников. Оставшиеся на стороне «Свободной Франции» «Фантаск», «Малэн» и «Террибпь» модернизированы в 1943 г. в США и служили до 1957-1964 годов. Немодернизированный «Триомфан» исключен из списков в 1954 г.

228. Эскадренный миноносец «Бурраск», Франция, 1926 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Франс» в Дюнкерке. Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 2000 т. Длина наибольшая 105,77 м, ширина 9,64 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 33 000 л.с., скорость проектная 33 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, два 37-мм зенитных автомата, два 13,2-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1928 годах построено 12 единиц: «Бурраск», «Цикпон», «Мистраль», «Ораж», «Ураган», «Симун», «Сирокко», «Темпет», «Торнад», «Трамонтан», «Тромб» и «Тифон».

229. Лидер «Ягуар», Франция, 1926 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Длина наибольшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 п.с., скорость проектная 35 узлов. Вооружение: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1927 годах построено шесть единиц: «Шакал», «Ягуар», «Леопард», «Линке», «Пантер» и «Тигр».

230.Лидер «Кассар», Франция, 1933 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Бретань» в Нанте. Водоизмещение стандартное 2440 т, полное 3170 т. Длина наибольшая 129,3 м, ширина 11,84 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 64 000 л.с., скорость проектная 36 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, четыре 13,2-мм пулемета, один трехтрубный и два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1932-1934 годах построено шесть единиц: «Кассар», «Шевалье Поль», «Керсэн», «Майе Врезе», «Тартю» и «Воклен». «Майе Брезе» погиб от взрыва собственной торпеды в 1940 г., «Шевалье Поль» потоплен британскими торпедоносцами в 1941 г., остальные затоплены командами в Тулрне.

Эволюция класса обычных эсминцев во французском флоте оказалась более продолжительной и не столь прямой. Опять-таки старт был дан в 1920 году в виде проекта относительно скромного корабля водоизмещением в 1350 т с четырьмя 100-миллиметровками. Но к моменту закладки во второй половине 1923 года калибр орудий решили увеличить до 130 мм, а массу снаряда - до 32 кг. В результате корабли типа «Бурраск» стали наиболее тяжело вооруженными эскадренными миноносцами своего времени. Но на этом их достоинства исчерпывались. По ходовым качествам они уступали практически всем своим соперникам: скорости в 33 узла им удалось достичь только на испытаниях, а в реальных условиях эксплуатации они могли развивать не более тридцати. В течение трех лет - с 1927 по 1930 год - в состав флота вошло 26 единиц, отличавшихся друг от друга только типом паровых турбин.

Затем в создании эскадренных миноносцев наступил небольшой антракт - кораблестроители сосредоточили все усилия на лидерах. Только необходимость в судах сопровождения для быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» и современных крейсеров заставила конструкторов вновь обратиться к разработке традиционных эсминцев. Опыт постройки быстроходных и сильных «эглей» и «фантасков» не прошел даром. Проект «Ле Арди» предусматривал мощное вооружение из шести 130-мм орудий в легких башенных установках, развивавших скорострельность до 15 выстрелов в минуту и имевших возможность (правда, ограниченную) вести зенитный огонь. Три торпедных аппарата располагались как в диаметральной плоскости (один трехтрубный), так и по бортам (два спаренных) - решение, вообще характерное для торпедных кораблей Франции межвоенного периода.

Новички обещали быть завидными скороходами, хотя, как и в случае с «Могадором», их точные характеристики так и не удалось определить. Частичные ходовые испытания прошли только два головных корабля, причем в тяжелых условиях начала крушения англо-французского фронта. Но и предварительные итоги показали, что скорость в 40 узлов для них не станет пределом.

Капитуляция Франции в 1940 году поставила ее флот в крайне тяжелое положение. Бывшие союзники, англичане, опасались возможности захвата прекрасных кораблей немцами; немцы и итальянцы, конечно же, в самом деле желали прибрать флот побежденной страны к рукам, а сами французы хотели лишь благополучно пережить смутное время, сохранив свою боевую технику. Большая часть лидеров и эсминцев осталась в распоряжении марионеточного правительства Виши. Мат-часть быстро приходила в негодность: для приведения боевых судов в порядок и учений не хватало ни средств, ни топлива, ни запчастей. В первой же стычке с одиночным британским эсминцем около Гибралтара два новейших корабля типа «Ле Арди» опозорились. Один из них, «Эпе», выпустил всего полтора десятка снарядов - и из строя вышли все шесть его орудий! Другой, «Флёре», вообще не смог начать стрельбу. Если бы в этом случае англичане проявили к своим недавним друзьям меньше снисходительности, французам пришлось бы совсем плохо, и вряд ли им удалось ретироваться.

Впрочем, «благосклонность» англосаксов к бывшим союзникам быстро прошла: в сентябре 1940 года тяжелый крейсер «Австралия» превратил в груду обломков великолепный лидер «Одосье» недалеко от Дакара, а при высадке англо-американского десанта в Северной Африке после отчаянных, но безрезультатных атак пришлось выброситься на берег четырем французским «2400-тонникам». Однако настоящее бедствие случилось 2 ноября 1942 года, когда германские войска вторглись на еще неоккупированную территорию Франции и захватили главную базу вишистских ВМС - Тулон. Подавляющее большинство лидеров и эсминцев было подорвано собственными командами и погибло от взрывов и пожаров. Больше повезло отдельным кораблям, волей случая оказавшимся на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Почти все они благополучно пережили войну и стали важной составной частью послевоенных ВМС Франции, но, увы, число их было невелико: только пять лидеров из 32 и ни одного нового эсминца.

В общем, французский флот, построенный между двумя мировыми войнами, можно назвать флотом нереализованных возможностей. Это утверждение особенно справедливо для торпедных сил. Оригинальные проекты и тактические задумки проверить в боевых условиях не удалось. Напротив, отчетливо выявились лишь отрицательные черты лидеров и эсминцев - недостаточность зенитного и противолодочного вооружения. Корабли жестоко страдали от атак авиации, особенно от немецких пикирующих бомбардировщиков, а вот им самим не удалось потопить ни одного сколь-нибудь крупного надводного боевого корабля. Раннее поражение страны в войне и тулонская трагедия надолго отбросили назад один из наиболее интересных в техническом отношении военных флотов мира.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Франция считается одним из немногих государств мира, где впервые была введена высшая гражданская должность – пост президента страны. При этом статус французских президентов всегда отличался полнотой исполнительной власти и широтой государственных полномочий, которые были закреплены в Конституции Французской Республики.

Предыстория начала президентского правления

Сильная президентская власть во Франции сложилась исторически, унаследовав большинство рычагов государственного управления и полномочий от французских монархов. Франция практически всегда имела политический вес на мировой арене, входя в число ведущих мировых держав. Этому в немалой степени способствовал сильный государственный аппарат, отлаженная система перераспределения властных полномочий в стране. Париж успешно справлялся не только с управлением в самой метрополии. Власть французских монархов, императоров и президентов Французской Республики распространялась на обширные заморские территории и колонии в Африке, в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Однако, несмотря на эффективность государственной машины, на определенном этапе в стране сложились социальные и политические условия, кардинально изменившие впоследствии всю систему государственного управления. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная монархия, конец которой в 1792 году положила Великая Французская революция. С этого момента в стране начинается эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика просуществовала недолго — всего 7 лет — именно в тот период был заложен фундамент новой системы государственного устройства. Государственная власть в стране претерпела существенные изменения, с которыми пришлось впоследствии считаться французским императорам и королям, находившимся в определенный момент французской истории на вершине государственной власти.

Период Империи Наполеона (1804-1815 гг.) стал для Франции зенитом славы. В это время государственная власть в стране была сосредоточена в одних руках. Несмотря на то, что Наполеон потерпел поражение, и Франция снова на короткий период стала королевством, именно первому императору Франции Наполеону Бонапарту приписывают главную роль в построении стройной государственной системы управления. В конечном итоге полномочия и статус императора явились прологом к учреждению в стране высшей государственной должности — поста президента Франции.

Рождение президентской формы правления во Франции

Период президентского правления во Франции тесно связан с историческими событиями, которые потрясали страну в течение всего XIX века. Для Первой Республики была характерна чехарда в высших эшелонах власти. На смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория, которая породила Наполеона, будущего французского императора. После военного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю) в стране формально сохранилась республиканская форма правления, однако вся верховная власть во Франции теперь находилась в руках трех консулов — Сийеса, Роже Дюко — и генерала Наполеона Бонапарта, являющихся временным правительством.

С ликвидацией Директории закончилась Великая Французская революция. Первая Республика еще просуществует в течение последующих пяти лет. Ее конец наступит в 1804 году с провозглашением Наполеона Бонапарта императором всех французов. Великая Французская революция и время существования империи Наполеона по праву считаются самыми драматичными периодами в истории французского государства.

Последующие события стали не менее трагичными и драматичными, однако они изменили государственное устройство Франции. Сначала очередная французская революция 1848 года положила конец июльской монархии, дав начало новой, Второй республике в истории Франции. На волне революционного подъема, и воспользовавшись сложной военно-политической обстановкой, царившей в высшем истеблишменте французской политики, первым президентом Второй республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I.

В итоге на первых в истории Франции прямых выборах главы государства Луи Наполеон сумел одержать убедительную победу, получив 75% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. В дальнейшем система прямых выборов во Франции была упразднена, возродившись только в 1965 году во времена Пятой республики.

Инаугурация первого президента Франции состоялась 20 декабря 1848 года, в ходе которой Луи-Наполеон Бонапарт принес присягу на тексте Конституции. Самому первому президенту французского государства на момент избрания было всего 40 лет, что являлось долгое время абсолютным рекордом.

Ныне занимающий президентский кабинет в Елисейском дворце Эмманюэль Макрон является самым молодым президентом в истории Франции.

Президентство Луи-Наполеона Бонапарта — противоречивый период во французской истории. При первом президенте Франция становится экономически мощной державой, соревнуется с Британской Империей за право лидерства на европейском континенте и в мире. С помощью французских войск идет процесс объединения Италии. Однако, несмотря на достигнутые успехи на внешней арене, внутренний политический климат во Франции при первом президенте не отличался стабильностью.

Заговоры и попытки государственного переворота следовали один за другими. На волне борьбы с внутренней контрреволюцией Луи-Наполеон сам стал инициатором переворота 1851 года. В результате в стране были упразднены все демократические институты, установился полицейский режим, во главе которого стоял первый президент и его политические марионетки. В 1852 году было объявлено об установлении в стране Второй империи – Вторая республика канула в лету.

Концом правления императора Наполеона III стало жестокое поражение французов во франко-прусской войне 1870 года. Разгром французской армии под Верденом и пленение немцами 2 сентября 1870 года императора Наполеона III поставили точку в истории Второй империи. Последовавшая за этими событиями очередная революция дала жизнь очередной уже Третьей республике. С этого момента все последующие президенты страны будут непосредственно связаны с судьбой трех республик. Соответственно исчисляется и периодизация президентского правления. Только теперь можно четко проследить годы правления каждого из президентов, принадлежность его к определенной политической силе и связать роль каждой персоны с событиями французской истории.

Все президенты Франции времен Третьей республики

Начиная анализ деятельности всех последующих президентов французского государства, следует отметить, что объем их функций и полномочий теперь жестко регулировался в Конституции страны. Каждая из последующих редакций Основного Закона определяла взаимоотношения президентской ветви власти с правительством. Отдельного внимания заслуживает и способ избрания президента страны, практикуемый во Франции в течение последующего периода истории.

Со времен падения Второй республики на высший государственный пост во Франции избиралось лицо, кандидатура которого получала больше голосов в Национальном собрании. Таким способом 31 августа 1871 года был избран второй президент страны — Адольф Тьер. Несмотря на то, что срок правления второго президента был определен в три года, через полтора года, в мае 1873 года, Тьер подал в отставку. В стране были назначены выборы нового главы государства.

Третьим президентом Третьей республики стал генерал Патрис де Мак-Магон, носивший графский титул. Годы правления Патриса де Мак-Магон 1873 — 1879. Это при нем во Франции в 1875 году были приняты новые Конституционные законы, которые определяли статус президента Франции, устанавливали способ избрания главы государства и определяли продолжительность президентского срока в 7 лет. Впервые на законодательном уровне было зафиксировано право главы государства быть переизбранным на второй срок. Третий президент Франции запомнился в истории своим ярым монархизмом. Во время своего пребывания у власти Мак-Магон старался свернуть все революционные завоевания, устроив период политической реакции. Только благодаря прочной позиции демократических сил в Национальном собрании Франции, в стране удалось сохранить республиканскую форму правления и демократический строй. Под давлением политических оппонентов Мак-Магон в январе 1879 года досрочно оставил свой пост.

В период с 1879 года по 1940 на посту президента Франции побывало 19 персон, среди которых пятеро временно находились на высшем посту. Список президентов для этой эпохи Третьей республики выглядит следующим образом:

  • президент Франсуа-Поль-Жюль Греви, занимавший пост дважды — в 1879-1986 гг. и в 1886-87 годы;
  • Мари-Франсуа-Сади Карно, занимавший высокий пост президента страны в 1837-1894;
  • Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье, июнь 1894 — январь 1895;
  • Феликс-Франсуа Фор, годы правления с 1895 по 1899 год;
  • Эмиль-Франсуа Лубе, годы правления 1899-1906;
  • Клеман-Арман Фальер, занимавший пост президента страны 7 лет — с 1906 года по 1913;
  • Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре, годы правления 1913-1920;
  • Поль-Эжен-Луи Дешанель, занимавший пост президента Франции в течение 8 месяцев 1920 года;
  • Этьен-Александр Мильеран, получивший пост главы государства в 1920 году и занимавший его в течение 1920-1924 гг.;
  • Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг, годы правления 1924-1931;
  • Жозеф-Атаназ-Поль Думер, занимавший пост главы государства в течение 11 месяцев, с июня 1931 года по май 1932 года;
  • Альбер-Франсуа Лебрен занимавший пост президента страны в 1932 – 1940 годах.

Судя по перечню, не все французские президенты занимали высокий пост в течение семи лет, отведенных Конституцией. Во французской политике довольно частым явлением считается добровольная отставка политиков самого высокого ранга, и президенты не являются в данном случае исключением. Этим объясняется количество временно исполняющих обязанности президента, которых был пятеро. Как правило, такая персона назначалась на переходный период до следующих выборов президента. Временно исполняющие обязанности президента были в январе 1879 года, в декабре 1887 года, в 1893, в 1895 и в 1899 году. В XX веке и.о. президента Франции были всего две персоны: Франсуа-Марсаль, Фредерик, исполнявший обязанности президента в 1924 году, и Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё, занимавший высокий пост в 1932 году.

В конце XIX века во французскую политику приходят партии и союзы. До этого президенты Франции являлись политически независимыми персонами. Начиная с президентства Эмиля-Франсуа Лубе, представлявшего Республиканский Демократический альянс, все последующие президенты были представителями той или иной политической силы. Только двое из этого длинного списка занимали президентский пост дважды: Франсуа-Поль-Жюль Греви и Альбер-Франсуа Лебрен.

Из перечисленных персон Третья республика может по праву гордится многими. Так при президенте Раймоне-Николя-Ландри Пуанкаре Франция вступила в Первую мировую войну и вышла из этой колоссальной бойни в числе стран-победительниц. В течение первой трети XX века французские президенты довольно активно принимали участие во многих аспектах мировой политики, высоко подняв политический престиж Франции. Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война вскоре положила конец Третьей республике. После разгрома Франции немецко-фашистскими войсками и подписанной 11 июля 1940 года капитуляцией президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранен от власти. Третья республика де-факто прекратила свое существование, уступив место политическому режиму Виши, который возглавлял маршал Анри-Филипп Петен.

Президентская власть при Четвертой и Пятой республиках

После завершения Второй мировой войны вновь собранное Учредительное собрание приняло новый проект Конституции, который 13 октября 1946 года был вынесен на всенародный референдум. Формально это означало установления во Франции парламентско-президентской республики, в которой полномочия президента страны носили декларативный, представительский характер. Первым послевоенным президентом страны в 1947 году стал Жюль-Венсан Ориоль, представляющий французскую социалистическую партию.

Через семь лет, в 1954 году на пост президента избирается Жюль-Гюстав-Рене Коти — представитель мелкой буржуазии и независимых крестьянских демократов. При нем на ведущие роли во французской политике выдвигается герой и ветеран Второй мировой войны, лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль. В 1958 году возглавляемое им правительство выставило на очередной референдум проект новой Конституции, в которой президентская ветвь власти становилась во Франции главной. С принятием новой конституции закончилась Четвертая республика, наступила эпоха Пятой республики.

В соответствии с новым Основным Законом, французский парламент был существенно ограничен в своих полномочиях, поэтому повышается статус президента. Глава государства становится полновластным главой исполнительной власти в стране. Распоряжения президента имеют силу законодательных актов. В обязанности президента страны входит формирование кабинета Министров, который затем рассматривается и утверждается французским парламентом.

Президент председательствует на заседании Кабинета Министров, принимает указы, подписывает правительственные ордонансы и декреты, осуществляет назначение на государственные должности. Как верховный главнокомандующий, президент Франции несет на себе всю ответственность за суверенитет французского государства и боеспособность вооруженных сил Французской Республики. При де Голле меняется принцип избрания президента. Его теперь избирают не в стенах парламента. Эту функцию выполняла коллегия выборщиков, представлявших все департаменты страны.

18-й президент страны генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль — самая яркая персона этого периода — занимал высокий пост в 1959 — 1969 годах. Это ему первому из всех послевоенных президентов удалось действительно сделать президентскую ветвь власти в стране по-настоящему сильной и прочной. Франция вышла из круга негласной международной изоляции, в которой страна оказалась после Второй мировой войны. В число заслуг президента де Голля можно занести начало деколонизации. Франция окончательно переходит от имперской системы управления к франкофонному сообществу наций. Алжир, Вьетнам и Камбоджа получают независимость. В июне 1962 года в стране действует новое избирательное законодательство, по которому главу государства избирают на всенародном прямом голосовании.

При де Голле меняется внешнеполитический курс Франции. С началом агрессивных действий США в Индокитае Франция выходит из НАТО. На период президентского правления Шарля де Голля приходится период нормализации политических отношений с Федеративной Республикой Германии и с Советским Союзом. Однако реформы на внутренней политической арене заканчиваются полным крахом, многие цели в социально-экономической отрасли оказываются не достигнутыми. Акции гражданского неповиновения в Париже, вспыхнувшие в мае 1968 года, привели к добровольной отставке де Голля с поста президента страны.

В результате всенародного прямого голосования в 1969 году на пост президента Франции избирается Жорж-Жан-Раймон Помпиду, годы правления 1969 – 1974 годы. На период Пятой республики приходится правление 8 президентов. Вслед за Жоржем Помпиду на высший государственный пост избираются:

  • Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен, представитель федерации независимых республиканцев, годы правления 1974-82 гг.;
  • Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран, представляющий французских социалистов. Франсуа Миттеран находился у власти два президентских срока с 1981 года по 1995 год;
  • Жак-Рене Ширак, годы правления 1995-2007 годы;
  • Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча, занимавший Елисейский дворец в 2007-2012 годах;
  • Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд стал 24-м президентом Франции, занимая высокий пост в период 2012-17 годы.

В 2018 году в стране состоялись новые выборы, на которых победил Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон, став 25-м президентом Французской Республики и одновременно с этим, самым молодым политиком, занявшим этот высокий пост. Следует отметить, что начиная с 2002 года, президентский срок сократили до 5 лет, оставив за Главой государства право быть переизбранным на второй срок.

Резиденция президента Франции

Начиная с 1848 года, после избрания на высший государственный пост Луи-Наполеона Бонапарта, Елисейский дворец становится официальной резиденцией президента Республики. Дворец представляет собой комплекс сооружений, расположенный в VII округе французской столицы. Основное здание было построено в 1722 году и считалось одним из самых фешенебельных строений Парижа XVIII.

Во времена правления Наполеона I в здании сначала размещались правительственные структуры, а после установлении Империи Елисейский дворец стал официальной резиденцией французского императора.

На территории дворцового комплекса находятся не только жилые апартаменты главы государства. В Елисейском дворце находится приемная президента, где глава Пятой республики принимает высокопоставленных иностранных гостей, зарубежные делегации. Дворец является официальным местом заседаний Кабинета Министров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них