Аддитивное состояние. Использование сотового телефона

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.
  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
  3. Нехимические типы зависимостей ( , сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Профилактика аддиктивного поведения

Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  • Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
  • Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
  • Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Аддикция – это назойливое желание, проявляющееся в острой потребности его совершении или выполнении какой-либо деятельности. Прежде этот термин употреблялся только к обозначению химических зависимостей (лекарственная зависимость, аддикция алкогольная, наркомания), но сейчас его активно используют для обозначения нехимических зависимостей (игровая зависимость, аддикция пищевая, шопоголизм, интернет аддикция и другие).

Аддикция характеризуется тем, что сопровождается ростом толерантности (привыкание к постоянно увеличивающейся дозе стимула) и психофизиологическими изменениями организма.

Аддикция это в психологии обозначение желания личности убежать от реального мира, с помощью «помутнения» сознания.

Аддикции и аддиктивное поведение изучаются такими науками как: аддиктология, социология, которые исследуют причины, особенности поведения аддикта и методы лечения данного состояния.

В обществе существуют некоторые приемлемые формы аддикций: медитация, творчество, трудоголизм, духовные практики, спорт. Социально неприемлемые аддикции: наркозависимость, алкоголизм, токсикомания, . Вместе с научно-техническим прогрессом развились другие аддикции: компьютерная аддикция, интернет-зависимость, зависимость от телевизора, от .

Причины аддикции

Невозможно сказать, что существует какая-то единая причина возникновения аддикции, потому что почти всегда сочетание различных неблагоприятных факторов обусловливают возникновение аддикции. Например, неблагоприятная среда, в которой рос ребенок, его низкая адаптация в различных социальных институтах, отсутствие поддержки и понимания, плюс личностные характеристики (психологическая неустойчивость, неадекватная ) способствуют развитию аддиктивного поведения. Выделяют четыре группы причин аддиктивного поведения.

Психологические – незрелость личности, постоянные стрессы, неумение вести внутренний диалог, неспособность решать проблемы, неприемлемые варианты решения проблем.

Социальные – нестабильность общества, социальное давление, отсутствие позитивных традиций.

Социально-психологические – закрепление негативных образов в , отсутствие уважения и взаимопонимания поколений.

Биологические – неосознанность происходящего, эффект стимула на организм (сильный побудительный момент) и его последствия (привыкание).

Виды аддикций

Аддикции и аддиктивное поведение направлены на потребность совершения какого-либо действия. В разнообразии аддикций можно условно выделить две категории:

1. Химическая, в нее входят физические аддикции;

2. Поведенческая включает в себя психологические аддикции.

Химическая аддикция заключается в применении разных веществ, под воздействием которых меняется физическое состояние принимающего их человека. Наличие химической аддикции наносит большой вред здоровью , приводит к органическим поражениям.

Алкогольная аддикция имеет наибольшее распространение, она исследована лучше всего. Ее наличие приводит к разрушению организма, страдают практически все внутренние органы, ухудшается психическое состояние. Наиболее сильно выражается алкогольная аддикция, когда человек неспособен пересилить безудержное стремление выпить, похмелиться, справиться с внутренним дискомфортом, с негативным отношением к миру.

В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума. Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое.

Обладание неограниченным доступом к интернету и находящейся в нем информации усугубляет зависимость. Однако в современном мире, даже если родители пробуют ограничить доступ к интернету дома, то ребенок все равно находит способ, как ему заходить в интернет. Например, пополняя себе счет на телефоне, получает мегабайты или просит у друга телефон, сидит в компьютерном классе, ходит в интернет-клуб.

Если интернет является единственным способом общения человека с миром, тогда риск интернет аддикции может возрасти и ощущение реальности потеряется насовсем если вовремя не помочь.

Интернет-игры – это самая распространенная интернет аддикция у подростков, которая также имеет очень негативные последствия. У детей и подростков, которые предостаточно времени уделяют играм, постепенно образуется негативное восприятие мира, возникает агрессия и тревожность если нет возможности поиграть.

Общение в социальных сетях и других сервисах, созданных для общения, таит в себе немало опасности. В сети абсолютно каждый человек может найти для себя идеального по всем параметрам собеседника, такого, какого в жизни не встретишь никогда, и с которым нет нужды постоянно поддерживать общение в будущем. Это случается из-за того, что люди в виртуальном общении могут себя представить такими, какими они не являются, они слишком идеализируют свой образ, стараются быть лучше и интереснее, чем есть на самом деле. Общаясь с таким собеседником, у людей образуется зависимость и пренебрежение к общению с людьми в реальной жизни. Вместе с негативным отношением к реальному миру, появляется подавленное настроение, бессонница, скука. Другие виды деятельности после увлечения интернетом и компьютером, отходят на второй план, даются очень трудно и сопровождаются негативным настроением.

Пищевая аддикция

Пищевая аддикция имеет несколько форм выражения – переедание, голодание, нервная анорексия и булимия.

Пищевая аддикция является одновременно психологической зависимостью и физической. По мере того как пища приобретает великий аддиктивный потенциал, совершается искусственное стимулирование ощущения голода. Таким образом, каждый человек, склонный к перееданию, может создать зону повышенного обменного баланса. После приема пищи ощущение голода возникает сразу и перенести это состояние спокойно, аддиктивному человеку очень трудно. Физиологические механизмы организма рассогласовываются, поэтому аддикт начинает все подряд без разбора есть. В определенный момент у человека появляется чувство , которое нарастает после приема пищи. Под влиянием этого чувства аддикт начинает усердно скрывать свою зависимость и принимает пищу тайком, тревожная ситуация вызывает еще большее чувство голода.

В результате такого питания, у человека образуется компульсивное переедание, увеличение веса, нарушение обмена веществ, сбой работы внутренних органов, пищеварительной системы. Человек абсолютно перестает контролировать свои приемы пищи и употребляет такие объемы еды, которые могут провоцировать проблемы потенциально опасные для жизни.

Второе расстройство, которое является формой пищевой аддикции – это голодание. Зависимость от голодания может быть вызвана одним из двух основных вариантов: медицинский и немедицинский механизмы. Медицинский механизм применяется с помощью разгрузочной диетотерапии.

На первой фазе голодовки у человека могут возникать определенные трудности с постоянно возникающим аппетитом и необходимостью его подавлять.

Во время следующей фазы состояние организма изменяется. У человека пропадает бесконтрольная тяга к еде, аппетит снижается или совсем исчезает, человек ощущает, что у него появляются новые силы, второе дыхание, настроение повышается и возникает желание ощутить физическую нагрузку. Пациенты, которые дошли до этой стадии, становятся очень позитивными. Они довольные таким состоянием, даже хотят его продлить, чтобы на дольше ощущать легкость тела и организма.

Повторяется голодание без контроля медиков, самостоятельно. В результате повторного голодания у человека в определенный момент возникает состояние эйфории от воздержания от приема пищи и того насколько ему хорошо, когда он чувствует легкость. В такой момент теряется контроль и человек не начинает есть даже тогда, когда он должен был выйти из голодовки. Аддикт голодает, даже если это представляет опасность для его здоровья и жизни, человек напрочь теряет критический взгляд на свое состояние.

Лечение аддикции

Ни одна из аддикций не проходит самостоятельно, ни физическая, ни психологическая. Бездействие человека, отсутствие контроля, нежелание бороться с зависимостью, способно привести к очень печальным последствиям, которые иногда просто необратимы. В очень редких случаях человек, у которого имеется аддикция, способен попросить о помощи, но большинство не могут критически оценить свое текущее состояние. Особенно больные психологическими зависимостями – игровой, пищевой аддикциями, шопоголизмом не понимают реальный масштаб своего расстройства.

В некоторых случаях бывает, что наблюдается несколько признаков аддиктивного поведения, но точно установить оно ли это, может только психиатр, компетентный в данной области. В результате детальной беседы с пациентом, собрав семейный анамнез, подробную информацию о жизни и личности больного, врач делает вывод о наличии аддиктивного поведения. В процессе такого диагностирования, врач внимательно наблюдает за поведением клиента во время разговора, в котором он может замечать, характерные маркеры аддиктивного поведения, такие как залипание в речи или реактивность, негативные высказывания в свою сторону и другие.

Главным методом лечения аддикций является психотерапия. Если аддикция очень серьезная и долговременная, например, наркотическая или алкогольная, то может еще потребоваться госпитализация пациента с проведением дезинтоксикации организма.

В большей мере используется направление семейной психотерапии (стратегической, функциональной, структурной), поскольку проявление аддиктивного поведения возникает чаще всего под воздействием фактора неблагоприятной среды взросления, в частности, семейного неблагополучия. Психотерапевтический процесс направлен на определение факторов, которые вызвали девиантное поведение, на нормализацию отношений в семье, разработку индивидуального плана лечения.

Профилактика аддикций будет намного эффективней, если вовремя ее начать. Первым этапом в раннем предупреждении возникновения аддикции является диагностический этап, на котором выявляют склонность детей к девиантному поведению, его следует проводить в образовательных учреждениях.

Профилактика аддикций имеет большое значение, если она осуществляется еще в школе. Детям нужно рассказывать о том, какие существуют виды аддикции, причины их возникновения и последствия. Если ребенок будет осведомлен о том, какие разрушающие последствия могут быть в результате химической аддикции, он, скорее всего, не захочет употреблять алкоголь, сигареты или наркотики.

Большую роль играет пример родителей. Если родители не имеют плохих привычек, а ведут здоровый полноценный образ жизни и в том же духе воспитывают своих детей, то вероятность возникновения аддикций у ребенка низкая. Если же ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где злоупотребляют спиртным, он имеет большую вероятность стать аддиктом.

Разговоры родителей с детьми о проблемах, поддержка в трудных ситуациях, понимание и принятие ребенка таким, какой он есть помогут избежать желания ребенка уйти из реального мира в придуманный.

На втором этапе профилактики аддиктивного поведения проходит предотвращение вовлечения детей, в частности, подростков в различные формы зависимостей, как химические, так и нехимические. На этом же этапе осуществляется информирование о методах борьбы с тревожностью, плохим настроением и стрессом, обучение техникам общения.

Следующим в реабилитации является коррекционный этап, на котором происходит коррекция и истребление вредных привычек и зависимостей. Коррекционная работа должна происходить под наблюдением квалифицированного специалиста (психотерапевта).

Профилактика аддикций может быть индивидуальная или групповая. В групповых занятиях применяются техники и тренинги личностного роста, которые предполагают коррекцию определенных негативных характеристик личности и ее поведения.

Если человек после курса лечения избавился от пагубных аддикций, следует принимать меры для его социальной адаптации в обществе, обучать техникам взаимодействия с людьми, ведению активной жизни, предотвращению рецидивов.

Редакция American Journal of Psychiatry в 2008 году высказала мнение, что интернет-зависимость является "компульсивно-импульсивным" расстройством, то есть расстройством, сопровождающимся навязчивыми состояниями. Поэтому ее следует внести в официальные справочники психических расстройств, считают эксперты.
Среди видов Интернет - зависимости ученые выделили зависимость от онлайновых игр, кибер-секса, а также от общения с помощью электронной почты и мгновенных сообщений.
По мнению специалистов, зависимые интернет-пользователи имеют много схожего с другими "наркоманами". Например, они испытывают импульсивное влечение к предмету своей зависимости и негативные ощущения при воздержании. Им требуются всё более совершенное оборудование, программное обеспечение, и большее количество часов, проведенных в Интернете.

Описание пристрастия к азартным играм, как патологического состояния, было дано еще Э. Крепелиным более 100 лет назад. Это состояние было отнесено к расстройствам личности, наряду с патологическим коллекционированием, однако научно обоснованные критерии болезненного пристрастия к игре были впервые систематически изложены лишь в Американской классификации психических расстройств. В ней главными признаками патологической игры признана "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться импульсу игры, поведению игрока, что ставит под угрозу, нарушает и разрушает личное, семейное и профессиональное положение. Характерными проблемами являются большие долги и последующее невыполнение по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и запрещенная финансовая деятельность". Аналогичные диагностические критерии даются в Международной классификации болезней.
На основании эпидемиологических исследований выяснено, что этим расстройством страдает примерно 0,5 % населения, а в США находится в диапазоне 0,5 -1,5 % при этом наиболее часто встречается у мужчин.

Общие закономерности болезней зависимости

Эпизоды измененных состояний сознания при контакте с предметом (или деятельностью) - зависимости, которые проявляются в «особых состояниях сознания»;

Непреодолимость зависимости, характеризующейся приступообразностью, импульсивностью вне борьбы мотивов.

Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно - нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:

1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;

2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;



4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.

В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.

Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем.

Наркотики, алкоголь, азартная игра, нахождение в сети Интернет или игра на компьютере постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.

У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология - обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра, в случае кибераддикции – компьютер.

Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии - выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только находится подходящий фактор - азартная игра, любовный партнер, фетиш, наркотик, система ритуальных действий или психоаналитик. В наиболее типичной ситуации зависимость порождает защитную фантазию, которая лучше всего ограждает от страха и тревоги. «Защитники», которые у больного вызывают зависимость, значительно переоцениваются и воспринимаются возведенными в крайнюю степень: всемогущий, вседающий, всепрощающий, или, наоборот, все разрушающий, все осуждающий, все отбирающий. Так, у большинства игроков существуют один или два любимых игровых аппарата, которые, по их мнению, лучше других - более «честные». Зачастую они так и говорят: «за моим аппаратом мне спокойнее», «мой аппарат меня никогда не подводил», «я знаю, что если в него вложу 10 тысяч, то он начнет отдавать». При этом никогда не берутся в расчет случаи, когда все происходило иначе.

Разрываясь между страхом осуждения окружающими и неконтролируемыми потребностями, зависимая личность приобретает выраженную эмоциональную нестабильность и ненадежность. Именно ненадежность людей, страдающих зависимостями, так поражает окружающих и приводит в отчаяние самих пациентов.

Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости-фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,- сказать "нет" (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Этапы развития зависимого поведения заключаются в следующем:

1) появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вещество или способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. В случае с игроками такой интенсивной положительной эмоцией нередко становится первый крупный выигрыш. Многие даже спустя годы помнят то состояние, которое возникло, когда им удалось «получить денег просто так»; в случае кибераддикции такие эмоции вызывают обилие информации в сети, понимание виртуальным партнером, завораживающая графика или сюжет игры;

2) устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих игроков существует определенный режим походов в игровые заведения. Для кого-то это может быть один раз в неделю, для кого-то обязательным может быть ежевечернее посещение игрового зала. Для Интернет-зависимых людей – это желание находиться on-line.

3) формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными затруднениями. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием. Это проявляется в более частом посещении игровых салонов. Однако если в семье начинают возникать конфликты по поводу чрезмерного увлечения супругом азартными играми, это может на определенный срок прекратить посещения им игровых заведений;

4) период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью. На этом этапе у многих игроков разрушены семьи, потеряна работа.

Болезням зависимости свойственны следующие признаки:

1. Синдром измененной восприимчивости организма к действию данного раздражителя (защитные реакции, устойчивость к нему, форма потребления);

2. Синдром психической зависимости (навязчивое влечение, психический комфорт в период потребления, будь то наркотик, алкоголь или игровой аппарат);

3. Синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации).

Последний из приведенных признаков более выражен у людей, страдающих зависимостью от каких-либо химических веществ, и у игроков, но в меньшей степени, он также может иметь место. В любом случае эти три синдрома отличают страдающего болезнью зависимости человека от здорового.

Диагностические признаки «патологического гемблинга»

В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской психиатрической ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, а на сегодня она обозначается в Международной классификации болезней кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей».

Одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием. Жизнь с таким заболеванием превращается в саморазрушительное существование. Дом наполняется горечью и отчаянием. Жизнь становится невыносимой.

На западе характерными для «истинных» патологических игроков являются следующие диагностические признаки:

У таких пациентов отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой;

Патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями;

Для личности патологических игроков характерным является избегание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов. Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах;

Характерные особенности имеются у игроков при неформальном общении - они часто скучают среди людей. Они склонны продолжать свою деловую активность после работы с помощью телефонных переговоров;

Игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца;

Азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают - то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек;

Игра является для них наиболее привлекательным способом получения удовольствия и релаксации, которые в процессе развития игровой зависимости обычно угасают.

В 1981 году Р. Л. Кастер описал «мягкие признаки» патологической игры, которые, по его мнению, заключены в особенностях поведения, свойственного людям, имеющим большой риск развития у них патологической игровой зависимости. Эти признаки являются дополнительными к основным диагностическим критериям патологической игровой зависимости. При этом Р. Л. Кастер подчеркивал, что «мягкие признаки» полезны не только для установления диагноза, но и для дифференцированных лечебных рекомендаций, поскольку позволяют на ранних этапах отличить пациента с «игровой» структурой характера.

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии, подробно описанные Р. Л. Кастером.

Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, «автоматических фантазий», нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения). Следовательно, существует игровой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры, главным образом, из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения или выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.

Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой ее является учащение спонтанных фантазий об игре. Пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или кинофильмов, и фактически оторванный от реальной ситуации. Название «автоматические» отражает возникновение их либо совершенно спонтанно, либо под действием косвенных стимулов. Так, у одного из наших пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей.

Фаза нарастания эмоционального напряжения.

Главная черта этого этапа - нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-подавленный, раздраженный, тревожный или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).

Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями:

а) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном» стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;

б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода, и в его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановится, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.

Фаза вытеснения принятого решения. Это наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных схем мышления. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т. п.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояние «транса», заявляют, что они «становятся как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные контраргументы, которые тут же отметаются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют ложные представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. Происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с возможностью контролировать исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, игра не прекращается.

Важнейшим шагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличия проблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.

Специализированных центров для лечения зависимости от азартных игр в Москве нет. Существующие в Москве клиники, занимающиеся лечением нарко- и алкогольной зависимостей, могут, конечно, взять на лечение игрока, но только если при этом у него есть и проблемы по их прямому профилю. Лечение в реабилитационном центре стоит от $3 тыс. до $5 тыс. за 35 дней.

Еще есть наркологические диспансеры. Они лечат амбулаторно и, как говорят сами врачи, только на медицинском уровне. Работа с психологом-специалистом в диспансерах не предусмотрена.

Ведущие специалисты в области терапии зависимостей считают, что следующий взгляд на лудоманию, как на болезнь, наиболее точно отражает истинную картину:

1. Заболевание первично, а не является следствием какого-либо другого заболевания или поведенческих нарушений.

2. Заболевание хроническое (неизлечимое) в том аспекте, что не проходит с течением времени и даже после долгого периода воздержания азартный игрок может начать играть с новой силой и еще большими последствиями.

3. Прогрессирует. Если не приостановить болезнь в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется. Имеет тенденцию к срывам (возвратам) и в это время проявляется в острой форме.

4. Заболевание может быть смертельным -часто игроки заканчивают самоубийствами или смертью от употребления алкоголя или наркотиков.

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:

Стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.

Стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.

Стадия отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других,

паника, потеря работы, незаконные действия.

Стадия безнадежности - чувство безнадежности, мысли о самоубийстве и возможно попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Лечение таких людей – это сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью. Это объясняет то, почему многие попытки специалистов или больных терпят неудачу. Воздействуя только на одну из сфер (медикаментозные препараты или же консультации у психолога, смена места жительства, работы, супруга, искусственная изоляция и т.п.) будет получаться заведомо отрицательный результат.

Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное действия, основанные на рекомендациях к выздоровлению, полученных на опыте тех людей, которые удачно решили свои проблемы.

Болезни должны лечить специалисты, компетентные в данных вопросах.

  • Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
  • Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O"Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных гемблеров: 1. с нарушением поведения; 2. эмоционально неустойчивые; 3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок - это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин - алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Критерии патологического влечения к азартным играм (F 63.0 по МКБ-10)

Повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

Возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

Невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

Постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам.

Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия (зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000);

б) нарушение сна, провалы в памяти;

в) физические страдания (боли в области сердца, нарушение питания);

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

д) игра, как средство для улучшения состояния;

е) проблемы в окружении (скандалы в семье, проблемы на работе).

Согласно американской классификации психических расстройств диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:

1) частое участие в игре и добывание денег для игры;

2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем субъект намеревался ранее;

3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;

4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);

6) неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие;

7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;

8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;

9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или, несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как хорошо известно субъекту, будут возникать из-за игры.

Выделяют следующие признаки игровой зависимости:

· Для достижения удовольствия от игры приходится повышать ставки и играть на большие суммы.

· После прекращения игры возникает беспокойство, эмоциональный дискомфорт.

· После проигрыша, даже крупного, человек приходит отыгрываться.

· Человек думает об игре, когда не играет.

· Продолжение игры угрожает работе, учебе.

· Для сохранения возможности играть человек начинает обманывать родственников и друзей.

· Игра становится способом ухода от проблем.

· Игра приводит к нарушениям закона. Например, к растрате денег, кражам.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.

Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.

Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.

Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.

Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.

Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Выделяют следующие симптомы патологического игрока:

1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2. Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки;

3.Испытывает затруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;

4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;

5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

7. Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

8. Совершает такие незаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;

9. Рискует из-за страсти к игре. Вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования;

10. Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.

Исследователями игровой зависимости разработан тест.

Тест: Есть ли у вас проблемы с азартными играми?

Отвечать следует, опираясь последние 12 месяцев.

1. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

2. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

3. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

4. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

5. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

6. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

7. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

8. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

9. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

Техника подсчета: «никогда» - О очков, «иногда» - 1 очко, «чаще всего» - 2 очка, «почти всегда» - 3 очка.

Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. Конечный результат:

О баллов - нет никаких негативных последствий азартной игры. Вы можете играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - вы можете играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям. Если вы часто играете в азартные игры, то этот результат может означать достаточно высокую степень риска, подлежащую дальнейшему исследованию.

3-7 баллов - вы играете в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

8-21 балл - вы играете на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть ваши проблемы. Необходимо исследовать ваше пристрастие к игре и его последствия.

Существует еще одна опросная методика выявления зависимости. Она разработана учеными по проблемам лудомании (зависимости от азартной игры). Они предназначены любому, кто может иметь проблемы в этой области и призваны помочь индивидууму решить, является ли он или она патологическим игроком.

1. Пропускали ли вы работу или учебу, чтобы поиграть в азартные игры?

2. Приносили ли азартные игры вам когда-нибудь несчастье?

3. Азартная игра влияла когда-либо плохо на вашу репутацию?

4. Вы когда-либо чувствовали раскаяние после игры?

5. Играли ли вы для того, чтобы расплатиться с долгами?

6. Азартная игра уменьшала ваши амбиции?

7. Чувствовали ли вы после проигрыша, что надо возвратиться как можно быстрее и отыграться?

8. После выигрыша имели ли вы твердое убеждение, что надо возвратиться и выиграть еще больше?

9. Часто ли вы играете, пока не проиграете все?

10. Вы когда-либо брали в долг, чтоб играть в азартные игры?

11. Приходилось ли вам продавать что-либо, чтобы играть?

12. Существует ли для вас понятие "деньги для игры", которые вы используете только для азартных игр?

13. Азартная игра причинила ощутимый финансовый вред вам или вашему семейству?

14. Играли ли вы когда-нибудь дольше, чем планировали?

15. Играли ли вы когда-либо, чтобы забыть о неприятностях?

16. Вы когда-нибудь нарушали закон, чтобы иметь деньги на игру?

17. Мучались ли вы бессонницей из-за мыслей об азартных играх?

18. Проблемы, разочарования или расстройства создают у вас желание уйти от всего этого играть?

19. Имеете ли вы привычку праздновать ваши победы в азартных играх?

20. Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве после проигрыша?

Большинство одержимых игроков ответят да хотя бы на семь вопросов из двадцати. После ответа на эти вопросы, следующий шаг к восстановлению состоит в признании себя одержимым азартной игрой человеком.

Отрицание этому факту, является симптомом его болезни.

Введение

Понятие об аддикции

Критерии зависимости

Механизмы формирование зависимости

Психобиология психической зависимости

Стадии развития зависимости

Виды аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение в МКБ-10

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимопереплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их под частую сложно разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным "высвечиванием" существующих между предметами связей и отношений.

Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка – это действие, выполнение которого становится потребностью. Приобретение привычки с физической точки зрения есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И.П. Павлов называл динамическими стереотипами . В комплексе нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызывают эмоционально положительные состояния в период реализации привычек и, напротив, рождают отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению.

Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры и т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить и, дабы не оказать у нее в плену, в плену аддиктивного поведения.


Понятие об аддикции

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью.Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемых от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.На сознательном уровне они используют для самозащиты механизм, который называют "мышлением по желанию".Он заключается в том, что человек, вопреки логике причинно-следственных связей, считает реальным, допускает до себя, до области своих переживаний лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом в свою очередь подчинено эмоциям, которые у аддикта тоже искусственно обеднены, туннелезированы и, скорее, представляют собой не полноценную эмоциональную картину, а некие "эмоциональные подвижки". В связи с этим оказывается невозможным или очень трудным убедить человека с развитым аддиктивным поведением в неправильности, опасности его подходов.Разговор с такими людьми происходит в двух плоскостях, которые не соприкасаются друг с другом: логической и эмоциональной.

Аддикт защищает свой внутренний мир от проникновения "негативного" из окружающей среды. Как известно, обычные межличностные отношения характеризуются динамикой, в процессе контактов происходит обмен мнениями, взаимное обогащение, усвоение опыта. Человек встречается с новыми ситуациями, подходами, что стимулирует его развитие.Аддиктивные отношения с предметами-суррогатами лишены этих динамических особенностей, имеет место фиксация на заранее предсказуемой эмоции, которая достигается стереотипным способом.Таким образом, отношения аддиктивного типа оказываются сравнительно стабильными и предсказуемыми.Однако эта стабильность и предсказуемость содержит в себе что-то мертвое, застывшее, задерживающее развитие человеческой личности.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ "борьбы" с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. "Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации".

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния : алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности : азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Критерии зависимости

Основными критериями зависимого поведения в девиантной психологии, принято считать следующие:

· Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

· Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

· Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

· Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

· Тревожность и агрессивность.

· Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

· Стереотипность, повторяемость поведения.

· "Туннельное" восприятие жизни, определённой узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

· Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность, протекает по принципу игр детей 2-3 лет "не вместе, а рядом".

Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко ("автоматически") приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лице разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль "своего среди чужих". Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом. Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, пытающейся скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.